Семейные воспоминания о священноисповеднике Сергии Правдолюбове (Касимовском). Часть 1

В основу этой публикации легли беседы протоиерея Сергия Правдолюбова, настоятеля храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве, которые прозвучали в этом году на радио «Радонеж» в рамках передачи «Родное село». Эти воспоминания бережно хранятся в семейных преданиях и архивах рода Правдолюбовых и передаются из поколения в поколение. Чтобы не скрыть эти крупицы света новомучеников под спудом, предлагаем вниманию читателей расшифровку этих бесед, посвященных священноисповеднику Сергию Касимовскому, в сокращении и с авторской редактурой.

Священноисповедник Сергий (Правдолюбов) Касимовский Священноисповедник Сергий (Правдолюбов) Касимовский

Когда мы начали собирать сведения о новомучениках по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, который рекомендовал всем потрудиться, чтобы найти исповедников или новомучеников, — это было специальное постановление, — мы, слушаясь Патриарха, решили приложить все усилия к поиску святых. Я обратился с такой просьбой к дочке священноисповедника Сергия Касимовского Вере Сергеевне:

— Тетя Вера, расскажи, пожалуйста, о своем папе, я хочу поближе узнать, как они жили, каким было их поколение и в чем они показали свою твердость, решительность в следовании воле Божией и служению церковному.

К моему удивлению, Вера Сергеевна ответила решительными, энергичными словами, которых я долго не мог понять и которые с трудом понимаю до сих пор. А ей тогда было уже под 70 лет. Она сказала:

— Если я буду рассказывать о своем папе все только положительное, а то, что было не очень хорошо, буду умалчивать, то будет грех.

— Какой грех?

— Если только положительное, то это будет не полная правда. А если буду рассказывать об отрицательных чертах своего папы — это будет Хамов грех. Поэтому я не буду вообще о нем ничего рассказывать.

Хочу объяснить свое недоумение. Оно почти неизбежно, и недаром есть критики, которые говорят: «Почему вы скрываете некоторые вещи, вполне естественные для любого человека, почему вы считаете, что святой должен был делать только святые, добрые дела, и ничего другого он не мог делать?» У дедушки Сергия ничего не было такого, что можно было бы скрывать.

Он обладал энергичным характером и был иногда вспыльчивым. Однажды староста Троицкой церкви (хотя, может быть, и не Троицкой, а это уже было в слободе Кукарка), проявляя свою власть над настоятелем, пришел в храм и громадные ключи от храма бросил от самых дверей. Они по скользкому полу летели вплоть до амвона. Почему? Потому что староста сказал, что литургию надо начинать в 8 часов, а настоятель говорит: «Нет, в 9!» Казалось, это какая-то мелочь. Кто заведует богослужением? Конечно, священник и настоятель, а не староста. И не надо в таких мелочах проявлять свою власть над священником. Отец Сергий как сказал — в 9, так и начал в 9. А староста говорит: «Нет, или я, или отец Сергий». Стали думать-думать, долго думали и потом сказали: «Хорошо, старосту другого мы найдем, а другого отца Сергия мы никак не сможем найти. Поэтому, уж извините, останется наш настоятель отец Сергий, а старосту мы другого изберем». Так они решили эту проблему, а вопрос был принципиальный. Надо ли такое скрывать? Я думаю, что не надо, ничего особенного здесь нет. И в то же время нельзя подобные эпизоды рассказывать в одном тоне с моментами, вызывающими лишь преклонение, вдохновение, радость.

Скорби были всегда. Поэтому, когда мы волей-неволей умалчиваем о трудностях, это не значит, что мы говорим только о светлом-хорошем. Нет. Но надо учитывать и слова Веры Сергеевны: иметь в виду, что есть трудности, скорби, переживания, которые не стоит показывать внешним людям.

О детстве священноисповедника Сергия не так много сведений. Особых рассказов о нем я не помню. Отец тоже не рассказывал. Я лишь помню: как старший брат отца Сергия, Владимир, любил Маккавеево, так и отец Сергий. Первые годы своей жизни он провел именно в Маккавееве. Бегал на улице, играл с сыновьями местных священников и диаконов на улице. Очень любил мостик, на котором мальчишки показывали свою силу и ловкость — крутились, — и Сергей, будущий священноисповедник, как рассказывает Мария Васильевна Орлова, однажды сломал руку. Пришлось тогда обращаться к врачу.

Правдолюбовы. Слева - сщисп. Сергий, в центре сщмч. Анатолий, справа сщмч. Николай Правдолюбовы. Слева - сщисп. Сергий, в центре сщмч. Анатолий, справа сщмч. Николай

Сохранилась автобиография отца Сергия. В Киевской духовной академии на третьем курсе студенты писали автобиографии и говорили, чем бы они хотели заниматься и что их привлекает: наука ли, или богослужение, или что-то другое. До окончания академии оставался год. Эта биография отца Сергия сохранилась и издана в двухтомнике, посвященном Киевской духовной академии. Автобиография студента 3-го курса духовной академии Сергия Анатольевича Правдолюбова датируется летом 1914 года:

«Родился в 1890-м году, июля 13-го дня. Родился я в селе Маккавееве Касимовского уезда Рязанской губернии. С этим же селом связаны дальнейшие воспоминания детства. До поступления в духовное училище (до 10 лет) я большую часть времени проводил в этом селе и значительно меньшую проводил в городе Касимове, в месте служения моего отца, сначала в качестве преподавателя духовного училища, а затем приходского священника. Детство мое проходило в обстановке родного духовного быта, что повлекло за собой горячую любовь к делу пастырства и жажду богословского образования. Перед моим сначала детским, а затем юношеским взором проходили пастыри — родственники и знакомые, — из коих многие работали на ниве Божией не за страх, а за совесть. Особенно в этом отношении памятен дед мой Андрей Феодорович Дмитрев (по матери дед), скромный, честный пастырь и интеллигентный деятель. Он умер в сане протоиерея 22 сентября 1905 года. Родители мои — священник города Касимова Успенской церкви Анатолий Авдеевич Правдолюбов и Клавдия Андреевна (урожденная Дмитрева). Отец мой примерно с 1910 года состоял в Касимовском уезде наблюдателем церковно-приходских школ. Род наш искони духовный, правда, семейное предание говорит, что мой прадед был крестьянином, но это предание, кажется мне, не совсем верное. Дело в том, что в списках окончивших семинарию Рязанскую с самых первых времен ее существования можно встретить Правдолюбовых, наших родичей, а фамилия Правдолюбовых, насколько мне известно, однофамильцев не имеет (подробнее смотри автобиографию брата – Владимира Анатольевича Правдолюбова)».

Хочу подтвердить слова Сергея Анатольевича — студента. Действительно, в списке первых выпускников Рязанской духовной семинарии за 1817 г. числятся Феодор Правдолюбов и Иван Дмитрев. То есть уже несколько поколений Правдолюбовых служат, они значатся в списке уже в самые первые годы существования Рязанской духовной семинарии. В Егорьевске служил один Правдолюбов. Напротив Егорьевска, в селе Новоегорьевское, — тоже, там даже церковь построил один из Правдолюбовых. В Коломне есть Правдолюбовы. И даже один из Правдолюбовых женился на Дроздовой, родственнице святителя Филарета (Дроздова), Митрополита. Семинаристы, хочешь не хочешь, должны знакомиться, находить время и возможность искать себе невесту.

Сохранилось письмо отца Анатолия Авдеевича Правдолюбова (священномученика Анатолия) своему сыну Владимиру в Рязанскую духовную семинарию. Старый-старый батюшка, отец Симеон Авдеевич Правдолюбов, брат Анатолия Авдеевича, который много лет служил в селе Шеянки близ Анемнясева, уже был совсем немощный, и надо было за ним как-то ухаживать. И вот, отец Анатолий в свой дом просил приехать сына Сергея, чтобы он ухаживал за отцом Симеоном: воды принести лекарство запить, что-то сделать еще, прочесть, что полагается. Отец Симеон приходил иногда в очень раздраженное состояние и говорил: «Кто ты такой, Сергей? Ты ничего не можешь: это сделать не можешь, это принести не можешь. Какой у тебя характер! Ты не можешь ухаживать за больным человеком». Отругает Сергея, а Сергей не знает, что делать. Он был спокойным, уравновешенным, ему не хватало активности, бодрости, резвости. И отец пишет старшему сыну — что теперь делать, уже ничего не сделаешь. А потом отец Симеон старый говорит: «Но все-таки он очень хороший. Да, он медленно делает, не умеет активно трудиться, но все равно я очень ценю то, что он за мной ухаживает».

Он был спокойным, уравновешенным, ему не хватало активности, бодрости, резвости

Рассказывали, что когда в лес ходили собирать грибы и ягоды, то Сергей найдет ягоды, сорвет два гриба — и ляжет на травку, голову на руку положит — и созерцает, думает о своем, о чем-то возвышенном. Как, что он думал — неизвестно. А может, это было возрастное, потом прошло.

Когда Сергею было 6 лет — это был 1896 год, — он заболел. Видимо, было осложнение после болезни, и у него стал пропадать слух, почти совсем пропал. Памятно то, каким образом слух вернулся — можно сказать, в результате чуда. Ближе к концу 1896 года в городе Чернигове совершилось обретение святых мощей святителя Феодосия Черниговского. Это было событие такое редкое, такое торжественное, такое возвышенное! Монашки трудились, чтобы было все хорошо, и даже какие-то подарки делали для гостей. Очень сильные впечатления остались у отца Анатолия Авдеевича: как сначала шла заупокойная служба, а потом вдруг из алтаря вынесли гробницу с мощами святителя Феодосия и впервые запели величание. Это было большое и памятное торжество. Отец Анатолий Авдеевич привез с прославления свт. Феодосия Черниговского освященное на мощах масло (елей) и кружевную салфеточку со специальной надписью «1896 год». Такие салфеточки прикладывали к мощам святителя Феодосия Черниговского и потом раздавали гостям. Эту салфеточку отец Анатолий возлагал на болящего шестилетнего отрока Сергея, своего сына, и прямо в ушки ему наливал это освященное масло. И вскоре болезнь прошла. Всю жизнь он хорошо слышал, до самого конца, до самой смерти. Даже следы болезни исчезли. И надо сказать, что все мы почитаем святителя Феодосия Черниговского. Отец Анатолий, протоиерей, который, получив назначение служить в селе Маккавееве, в 1959-м году ездил в Киев и Чернигов со своими дочерьми, и там ему подарили рукавичку. Когда кто-то из детей — моих братьев-сестер — болел, то возлагали эту рукавичку на голову, и болезнь проходила.

Салфетка с прославления св. мощей святителя Феодосия Черниговского, привезенная после прославления в 1896 году сщмч. Анатолием. Салфетка с прославления св. мощей святителя Феодосия Черниговского, привезенная после прославления в 1896 году сщмч. Анатолием.

В 1905-м году, закончив обучение в Касимовском духовном училище, Сергей поступил в Рязанскую духовную семинарию, как это и было принято у сыновей священников. Старший сын уже закончил 2 года назад, а Сергей поступил в семинарию и успешно закончил полный семинарский курс. Я уже говорил, что выдающиеся отличники поступали в Петербургскую духовную академию, а те, у кого были разные отметки, не только пятерки, но и четверки, поступали в Московскую духовную академию. Те, кто не блистал успехами, шли в Киевскую духовную академию, а те, которые боялись и в Киевскую академию поступать, ехали в Казанскую духовную академию. Священноисповедник Сергий поехал в Киевскую духовную академию, выдержал экзамены и поступил на первый курс. Учился успешно, активно, энергично и с радостью, что имеет возможность получить хорошее духовное образование.

О том, как он учился, кто там преподавал, не так много известий. Я думаю, там были замечательные преподаватели. В это самое время в Киеве жил дядюшка, так его называли, — это брат отца Андрея Дмитрева, протоиерей Димитрий Дмитрев. Он давно уже закончил Киевскую духовную академию и преподавал греческий язык в Киевской духовной семинарии. Так что в Киеве были родственники.

Сохранился рассказ о том, что дедушка Сергий почитал ученого, литургиста Михаила Николаевича Скабаллановича, профессора и замечательного знатока богослужения. Про него рассказывают, что, когда он рос отроком, он постоянно смотрел на подставку (аналой), на котором лежал Типикон, и так он углублялся в эту книгу, что потом написал замечательное исследование о Типиконе, неустаревающее и очень полезное для всех студентов. В одно время священноисповедник Сергий говорил своему сыну: «Ты что, хочешь быть ученым? Ты хочешь, чтобы, кроме тебя и твоей науки, вокруг ничего не существовало? Ведь ты знаешь, как работают настоящие ученые?» — это он сказал про М.Н. Скабаллановича. И рассказал следующую историю.

Однажды он должен был посетить Михаила Николаевича и принести из профессорской в его квартиру бумаги или какую-то книгу. Он постучал, сказали: «Входите». Он зашел и увидел на большом квадратном ковре лежащего на животе профессора Скабаллановича, который занимался научной работой. Может быть, он тот самый Типикон и писал. И на отца Сергия нашел ужас. Почему? Профессор был похож на большую стрелку, которая вращается в центре комнаты, а по окружности вокруг него разложены развернутые книги на нужной странице. И на этой окружности — тарелка с недоеденной гречневой кашей, какой-то кисель стоит, а он забыл про эту кашу и кисель, в какой-то книге копается и что-то выписывает, потом поворачивается к другой книге, в противоположную сторону, и оттуда что-то выписывает. Это такое сильное впечатление произвело на отца Сергия, что он говорил своему сыну: «Разве можно так всю свою жизнь отдать? И трудиться так самоотверженно, как некий механизм, чтобы все данные собрать, и так жить на ковре — и только этим заниматься! Как важно служить Церкви Божией и быть священником — Богу молиться, предстоять и проповеди говорить, а не только одной наукой заниматься». Так говорил отец Сергий моему отцу.

Сергий Анатольевич и Лидия Дмитриевна в год окончания КДА. 1915 Сергий Анатольевич и Лидия Дмитриевна в год окончания КДА. 1915

Когда заканчивается обучение в академии, возникает очень трудный и тяжелый вопрос: где найти невесту? Бог послал ее отцу Сергию, и тоже из Касимова, очень образованную. Она не только с отличием закончила школу, но даже поехала в Киев и училась в Киевской женской гимназии, которую окончила с золотой медалью. Ее звали Лидия Дмитриевна Федотьева. Она была красавица, изящная, энергичная, современная. Я ее застал совсем старушкой, говорившей такие трудные для восприятия, почти святоотеческие, наставления. Прямо как какая-то преподобная была. Но в юности она была красавицей. И как раз то, что они оба — будущий отец Сергий и Лидия Дмитриевна — были из Касимова, поспособствовало их знакомству. Это было в 1912-м или в 1913-м году, когда отец Сергий был еще студентом. И вот что интересно: святитель Феодосий отцу Сергию исцелил болезнь ушей, а Лидию Дмитриевну наставил на путь истинный другой святой человек. Я не знаю, в каком это городе было: в Киеве ли или в Москве, куда могла приехать Лидия Дмитриевна, — но со страхом она рассказывала, что была современная и энергичная (а тогда очень много людей хотели послужить народу, послужить прогрессу, сделать какой-то вклад в общественное движение). И она, будучи такой энергичной красавицей, подошла к святителю Николаю Японскому, который был тогда или в Москве, или в Киеве, и сказала: «Дайте мне совет (какая смелая!), что мне делать? Я хочу послужить своему народу». Владыка Николай внимательно посмотрел на нее, подумал и сказал: «Дорогая девушка, найди себе такого юношу, который хочет Церкви Божией служить, будь ему верной женой, рожай детей — вот тебе будет и вклад, лучше другого ты ничего не сделаешь, как будешь нормальной матушкой, которая рожает детей и их воспитывает». И это удивительно на Лидию Дмитриевну подействовало и поспособствовало тому, что она связала свою жизнь с Сергеем. Сергей Анатольевич и Лидия Дмитриевна любили друг друга по-настоящему. Она пошла на этот путь — быть женой священника, рожать детей и их воспитывать. Это замечательно и трогательно, и, главное, лучше не скажешь, чем владыка Николай.

В 1913-м году брак был заключен. Во время академических каникул в рязанском селе Панино были повенчаны Сергей и Лидия, стали мужем и женой. Устав Киевской духовной академии не разрешал жениться студентам в период учебы, но только по окончании духовной академии. Но как-то они это обошли. Они в Киеве снимали комнатку, и главное, что их отношения поддерживались прекрасной атмосферой тогдашнего Киева, которая способствовала возвышенному состоянию юных влюбленных. Отец не раз рассказывал, что они гуляли в парке, где прекрасно играл симфонический оркестр. Они ходили в этот парк и слушали замечательную классическую музыку. Как раз в это время первый сын отца Сергия и матушки Лидии «во чреве носился», то есть он слышал эту музыку не ушами, которыми взрослые слушают, а еще младенцем во чреве матери, почему и стал он музыкантом. Видно, на него сильно тогда это повлияло. В 1914-м году 1 июня родился Анатолий — их первый сын, который стал священником и протоиереем. Трудности, конечно, были, и тем не менее было все хорошо.

Отец Сергий написал диссертацию по сектоведению и благополучно закончил Киевскую духовную академию в 1915-м году

Отец Сергий написал диссертацию по сектоведению и благополучно закончил Киевскую духовную академию в 1915-м году. Защита выпускной работы прошла с присвоением звания кандидата богословия. После академии он был чтецом сначала одного храма, потом другого. Потом, по просьбе вятского архиерея, его направили в Вятскую епархию, и он там был на каком-то приходе псаломщиком и чтецом. После его направили в город Слобода-Кукарка Вятской губернии. Там он был рукоположен во священника и стал преподавать в школе при храме и в других учебных заведениях. Был священником Троицкого собора, но вскоре его назначили настоятелем, так как прежний батюшка, отец Алексий, уже состарился.

Продолжение следует

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Голгофа святителя Вениамина Голгофа святителя Вениамина
Протодиакон Владимир Василик
Голгофа святителя Вениамина Голгофа святителя Вениамина
Протодиакон Владимир Василик
По преданию, священномученик Вениамин перед казнью благословил своих убийц.
«Сколько бы меня ни мучили, от сана не откажусь и буду проповедовать…» «Сколько бы меня ни мучили, от сана не откажусь и буду проповедовать…»
Памяти епископа-мученика Серафима (Кокотова; † 3 апреля 1938)
«Сколько бы меня ни мучили, от сана не откажусь и буду проповедовать…» «Сколько бы меня ни мучили, от сана не откажусь и буду проповедовать…»
Памяти епископа-мученика Серафима (Кокотова; † 3 апреля 1938)
Он высказывал мысль, что нужно все свои стремления направить к сохранению веры, не боясь никаких гонений на Церковь.
«Всю жизнь прослуживши, был и есть нам отцом» «Всю жизнь прослуживши, был и есть нам отцом»
Памяти священномученика Сергия Махаева (1874–1937)
«Всю жизнь прослуживши, был и есть нам отцом» «Всю жизнь прослуживши, был и есть нам отцом»
Памяти священномученика Сергия Махаева (1874–1937)
Светлана Поливанова
В августе 1937-го арестовали всех членов церковной двадцатки. Чтобы храм не закрыли, отец Сергий организовал создание новой двадцатки. Это и стало поводом для обвинений в контрреволюции.
Комментарии
Карина18 августа 2022, 11:51
Все это надо еще со школы изучать, тогда общество выздоровело бы.
Сергей16 августа 2022, 16:46
Очень радостно, что у нас есть такие святые Новомученики и продолжатели их рода! Священноисповедниче Сергие, моли Бога о нас!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×