Эта история началась с одной смерти много лет назад и завершилась другой – только что. С человеческой точки зрения это безусловная трагедия. Но я верю, что есть в ней и Промысл Божий. Как говорил святой Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский, о котором тут тоже пойдет речь, в жизни православного человека не бывает совпадений.
Осенью 1984 года вся Америка была взбудоражена новостями об исчезновении 8-летней девочки Викки Линн Хоскинсон. В течение нескольких месяцев ее искали чуть ли не всем штатом Техас, а репортажи о поисках, которые и сейчас можно найти в Интернете, вели лучшие телеканалы страны. Просматривая их теперь, я невольно чувствовал мурашки по коже от осознания того, что переживали тогда и все последующие годы родные ребенка. Вернее, сознавать я этого просто не мог, поскольку Господь, спасибо Ему, не дал мне пережить такое.
В апреле 1985 года останки Викки обнаружил в горах скалолаз. В преступлении обвинили некоего Фрэнка Атвуда (Frank Atwood) – белого американца, которому на тот момент было 28 лет.
«Викки ехала домой на велосипеде после того, как отправила по почте поздравления с днем рождения своей тете. Атвуд похитил и убил ее, бросил тело в пустыне и покинул Техас», – заявил недавно Марк Брнович, генеральный прокурор штата Аризона, где осужденный в течение многих лет ждал казни.
Репортажи показывают Атвуда безусловно виновным, исчадием ада, демоном, который убил ангела
Репортажи тех давних лет показывают Атвуда безусловно виновным, исчадием ада, демоном, который убил ангела. Свою роль сыграл и тянувшийся за ним «шлейф» преступлений: незадолго до этого его осудили в Калифорнии за похищение двух детей. В мае того же 1984 года он был помилован, но, нарушив условия, в сентябре переехал в Аризону.
Об этой истории я узнал несколько лет назад, когда готовил материал ко дню рождения главного святого Русской Америки – святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского. Многолетний прихожанин Скорбященского собора в Сан-Франциско, где ныне покоятся мощи владыки, рассказал мне, как однажды – еще до его прославления – то ли он сам, то ли кто-то из знакомых (таких деталей я уже не помню) случайно заметил на гробнице святого Иоанна среди множества записок с просьбами письмо из тюрьмы для смертников.
Разумеется, этот человек не открывал конверт, но запомнил адрес. Тогда-то он и узнал об истории уже приговоренного Атвуда, от которого и пришло данное послание. Как выяснилось, вскоре после этого суд обнаружил новые обстоятельства и объявил о пересмотре дела.
Результат был тот же: Атвуда вновь признали виновным, и приговор оставили в силе. Но годы спустя он вновь подал апелляцию и вновь обратился с письмом к владыке Иоанну.
К тому времени он уже принял Православие и был крещен в Греческой Церкви – самой распространенной из православных общин в США, располагающей несколькими известными монастырями в Аризоне.
Как рассказал тогда мой собеседник, самым удивительным было то, что вскоре в деле были найдены некие новые обстоятельства, и следствие продолжилось. Заинтригованный, я решил попробовать «поискать концы» и узнать, чем же закончилась история. Узнал: буквально за пару недель до начала моих поисков суд вновь отклонил апелляцию Атвуда и уже окончательно приговорил его к казни.
С тех пор минуло несколько лет, и пару недель назад одна из прихожанок обратилась в приходском чате с просьбой молиться за Фрэнка Атвуда, в Святом Крещении Антония, о котором молятся несколько архиереев. И разместила статью из православного англоязычного блога.
В ней содержалось письмо самого Атвуда, утверждавшего, что он «приговорен к смерти за преступление, которого не совершал»:
«Обращаясь к семье Викки Линн Хоскинсон, я честно говорю, хотя и знаю, что вы мне никогда не поверите: я не убивал ее. Я этого не делал! Однако это не меняет того факта, что ваша боль настолько реальна, насколько это возможно в жизни. И я глубоко молюсь о том, чтобы моя смерть дала вам и вашим близким некоторое облегчение и избавление от ваших бесконечных страданий и мучений», – писал он.
Митрополит Иерофей (Влахос) из Элладской Церкви, который, судя по всему, и предал огласке это послание, рассказал, что вступил в переписку с рабом Божиим Антонием несколько лет назад в связи со своей книгой о православной психотерапии. Атвуд просил у него духовных советов и укрепления.
В последнем письме осужденный сообщил о дате казни и обратился с тремя просьбами
По словам владыки, в последнем письме осужденный сообщил о дате казни и обратился с тремя просьбами.
«Прежде всего, он просил меня молиться, чтобы произошло что-то, чтобы ему не пить ‟из чаши казни”», – рассказал архиерей.
Вторую просьбу Атвуда он процитировал буквально:
«Если Бог в Своей бесконечной любви и мудрости знает, что для меня лучше всего быть казненным, чтобы пройти через мытарства и войти в Рай, я умоляю вас молиться, чтобы у меня хватило сил до конца, чтобы быть храбрым и иметь веру в Господа!»
Кроме того, осужденный просил «последнего совета».
Владыка просил всех читателей молиться за «своего друга Антония».
Признаться, второпях просмотрев статью на телефоне, я не обратил внимания на дату смертной казни. Думал, есть еще несколько недель, даже мелькнула мысль разыскать этого Атвуда. Но в суете что-то возвращало меня к молитвам и об этом человеке, и о девочке Викки, и о ее родных. И вот на днях я – опять-таки, случайно ли? – снова открыл эту статью и увидел, что дата казни уже почти настала. Атвуда умертвили 8 июня путем введения смертельной дозы лекарств.
Атвуда умертвили 8 июня путем введения смертельной дозы лекарств
Семья Викки его так и не простила:
«Сегодняшний день знаменует окончательную справедливость для нашей дочери. Наша семья ждала этого 37 лет, 8 месяцев и 22 дня. Викки была жизнерадостным ребенком, которая заражала всех своим смехом, а ее улыбка смягчала сердца», – сквозь слезы сказала после приведения приговора в исполнения мама девочки Дебби Карлсон. Она пожелала своей дочери упокоения.
По американским правилам, на казни присутствуют свидетели, в том числе и журналисты. Один из них написал, что впервые в истории Аризоны рядом с приговоренным находился священник. По признанию этого репортера, он никогда не видел, чтобы казнь проходила так мирно.
В последнем слове Атвуд поблагодарил священника за наставление в вере, а свою жену – за всё, что она для него сделала. Вину он так и не признал.
«Я молю Бога, чтобы Он помиловал всех нас, и чтобы Он помиловал меня», – сказал этот человек перед смертью.