Может ли репродукция быть святыней Церкви?

Часть 1. Постановка проблемы

В современной церковной жизни нерукописные иконы давно заняли прочное место в домах многих (если не всех) православных христиан и в немалом числе православных храмов России. Как к этому следует относиться?

В основу статьи положен доклад автора на конференции «Богословские основы церковного искусства» (Москва, ПСТГУ, 25 мая 2022 г.)

1. ПЕЧАТНЫЕ ИКОНЫ
КАК АЛЬТЕРНАТИВА РУКОПИСНЫМ СВЯТЫМ ОБРАЗАМ

В личном обиходе наибольшее распространение получили относительно недорогие малоразмерные иконы, изготовленные типографским способом на бумаге, ламинированные и наклеенные на твердую основу (доску, картон или оргалит).

Различными методами технического копирования изготавливаются не только «бумажные иконы», но и иконы на металле (созданные с помощью чеканки, прессования, литья, гальванопластики); иконы на любом материале (включая пластмассу, стекло, керамику, ткани), созданные в технике трафаретной печати (более известной как «шелкография») и даже в технике резьбы по дереву (поскольку изготавливаются с помощью автоматизированных устройств, работающих по цифровой модели). Интернет-сайты магазинов и мастерских рекламируют печатные иконы, изготовленные по разным технологиям: «прямая ультрафиолетовая печать на доске», «литографическая печать с тиснением», «печать на металле» и т.д. Не будем забывать и о технике фотографии, хотя в старом своем изводе теперь она уже не актуальна.

На стенах православных храмов и в иконостасах «печатные иконы» (т.е. технические копии) встречаются реже. Обычно считается, что это временная мера на период завершения строительства и сбора средств для изготовления полноценных рукописных икон. В интернете можно найти множество рекламных предложений по изготовлению для храмов печатных икон: широкоформатная печать на холсте и ПВХ, ультрафиолетовая (УФ) печать на МДФ и пластике, «объемные иконы» («выполненные при помощи объемной печати на липовых досках, когда на поверхности доски создается рельефное изображение, имитирующее работу художника-иконописца») и т.д.

Принимаются заказы на изготовление иконостасов, при этом мастерские гарантируют солидную долговечность своих изделий. В одном из объявлений сообщается:

«Яркие и качественные краски с помощью ультрафиолетовых лучей глубоко проникают в поверхность печатной доски, что позволяет иконе десятилетиями сохранять свой абсолютно новый и совершенный образ. Ни одна масляная или иная художественная краска не сохраняет свои качества столь протяженное время».

Поэтому, насколько такие «печатные иконостасы» будут временными, решит настоятель храма и его ктиторы.

В храмах печатные иконы размещаются в литургическом пространстве и участвуют в общественном богослужении: им совершается каждение, перед ними возжигаются свечи и лампады, им воздается лобзание устами. А это уже гораздо серьезнее, чем частная домашняя молитва.

Поскольку в древности вышеназванных технологий не было (за исключением чеканки и литья по металлам), то православная традиция подразумевает использование священных изображений, созданных в единичном экземпляре руками и талантами художника, а не «тиражным способом» – принтером или иным автоматизированным устройством.

2. СВЯТЫ ЛИ ПЕЧАТНЫЕ ИКОНЫ?

Закономерно возникает вопрос о статусе таких технических копий в Церкви. Можно ли считать их полноценными иконами, т.е. святыми образами? Позволительно ли перед ними молиться? Необходимо ли воздать им то «почитательное поклонение», которое требует догмат Седьмого Вселенского Собора в отношении всех священных изображений: лобзание устами, каждение, «возжигание огней» (свечей, лампад)? Иначе говоря, имеют ли технические копии такой же сакральный статус, как и рукописные иконы (а также рукотворные фрески, настенные росписи, мозаики)? Или это профанные (мирские) изображения сродни обычной религиозной живописи на христианские сюжеты (типа полотен А. Иванова, М. Нестерова и др.)?

С одной стороны, проблема «печатных икон» старая, если не сказать древняя, поскольку на Руси печатные иконы на бумаге и жести появились еще в XVII в. Об этом уже не раз писали разные авторы[1]. С другой стороны, создавшейся ситуацией весьма озабочены иконописцы, труд которых в известном смысле обесценивается невероятным обилием названных «технических копий», заполонивших рынок «товаров для православных». Некоторые из них высказывают свою позицию публично в виде научных монографий, статей и интервью.

Наконец, для автора этих строк важность сформулированных выше вопросов обусловлена проблемой профанации священных изображений (именно технических копий) в результате использования их в профанном пространстве и на обыденных предметах. Этому были посвящены обращения к священноначалию, многочисленные доклады на богословских конференциях и статьи, написанные как единолично, так и в соавторстве со священником Алексием Кнутовым[2].

Ведь если технические копии икон не имеют сакрального статуса (это не «святые образы»), то их бесчестие является не богохульным кощунством, а безнравственным поступком, предосудительным с позиций общественной морали (и то не для всех), однако не имеющим духовных (мистических) последствий. То есть бесчестие (вольное или невольное) репродукции иконы (признаваемой профанным образом) не переходит на её святой первообраз (Христа, Богородицу, святых подвижников), так как не имеет к нему того отношения, которое есть у рукописной иконы – святого образа.

А тогда зачем автор все эти годы «ломал копья», настаивая на необходимости церковного регулирования обращения священных изображений в публичном пространстве, в первую очередь, в церковной и православной среде? Тогда беспочвенны были скорбь, печаль и возмущение многочисленных читателей, оставивших свои комментарии к статьям, солидаризуясь с нашей позицией и душевной болью при виде иконных наклеек на пасхальные яйца, вместе со скорлупой выброшенных в мусор[3] или сжигаемых в печках икон Богородицы, напечатанных на картонных упаковках от свечей?..

В силу последнего обстоятельства в данной публикации главное внимание будет уделено богословской проблематике почитания/непочитания технических копий священных изображений. Автор не имеет намерения в чем-то принизить значение творчества церковных художников, поскольку всецело принимает древнее церковное установление, что иконописание является особым, весьма ответственным церковным служением, которое должно совершаться по благословению и под надзором Священноначалия. Понятно, что в идеале православные христиане должны иметь настоящие писанные иконы для молитвы дома, а тем более в храмах, хотя в рыночных условиях «печатная икона», к сожалению, часто побеждает в конкуренции с «живой» иконописью.

Цель данной статьи иная: не столько оправдать (и уж, конечно, не поощрять) использование «печатных икон» в богослужебной практике, сколько доказать, что копии икон также являются святыми образами, а потому недопустимо их бесчестие при использовании на профанных предметах (мирской посуде и одежде, на ковриках, подушках, обложках книг, журналов, на упаковке «товаров для православных» и т.п.).

Честно говоря, автору было бы даже спокойнее, если бы у противников печатных икон нашлись веские богословские аргументы, доказывающие профанность таких образов. Можно было бы скрепя сердце смириться с существующей вакханалией, когда репродукции икон встречаются в самих не подобающих местах. Но оказалось, что найти серьезные статьи на эту тему непросто. Как правило, иконописцы в своих публикациях просто говорят о лишенности печатных икон «духовной составляющей», а защитники святости таких образов ограничиваются общими положениями – верными, но, на наш взгляд, недостаточными.

Так, Дмитрий Марченко, автор многих публикаций об иконописи на портале «Православная жизнь», апеллирует к догмату Седьмого Вселенского Собора, определившего делать «святые иконы, написанные красками и из дробных камений, и из другого способного к тому вещества устрояемые». Из этого он заключает, что таким «способным веществом» могут быть типографская краска и картон, поскольку «мы почитаем именно сам образ… а не вещество, при помощи которого этот образ изготовлен». В качестве других аргументов он называет следующие:

«Церковь в равной мере принимает иконы писанные и отпечатанные полиграфически. Не существует никаких особых “чинов освящения” для икон писаных, которые бы отличались от икон отпечатанных. К тому же на сегодняшний день зафиксировано немало случаев чудотворения именно “полиграфических” икон».

В то же время Д. Марченко признает:

«Техническая возможность многократного воспроизведения икон еще не до конца осмыслена Церковью (не говоря уже об образах, воспроизводимых с помощью мониторов компьютеров и т.д.)».

Он с сожалением отмечает упадок благочестия, связанный с этими возможностями:

«…Переизбыток печатных икон снизил уровень благоговейного отношения к ним. Особенно изумляют взгляд иконы, отпечатанные на различных этикетках, упаковках, пакетах и т. д.»

Хорошая репродукция иконы кисти прп. Андрея Рублева часто много лучше, чем грубое письмо некоторых современных богомазов (несмотря на доски, яичные краски и олифу

Заключает автор свою статью укором иконописцам:

«Нужно понять, что образ Божий остается образом Божиим и достоин почитания и благоговейного отношения независимо от того, на чем он изображен и каким способом. Основная функция образа – возводить молящегося мысленно к Первообразу. И в этом смысле хорошая репродукция иконы кисти прп. Андрея Рублева часто много лучше, чем грубое письмо некоторых современных богомазов (несмотря на доски, яичные краски и олифу)»[4].

Вероятно, многие с этим могут согласиться.

3. АРГУМЕНТЫ СТОРОННИКОВ ПРОФАННОГО СТАТУСА
ТЕХНИЧЕСКИХ КОПИЙ СВЯЩЕННЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ

Очевидно подобные упреки подвигли наиболее ученых церковных художников обосновать свое отрицательное отношение к печатным иконам. Нам удалось найти только одного автора – это иконописец и философ В.С. Кутковой[5].

Процитируем его основные тезисы:

«По учению святых Отцов, каждая икона – свята, а значит, благодатна, потому что мистически связывает нас с тем, кто на ней изображен. Но святыни обладают одним свойством: быть неповторимыми, то есть включать в себя то, что греки обозначали термином χαρακτήρ. Тираж святыням противопоказан, ибо они перестанут быть сакральными. Икона как предмет неминуемо имеет свой “характир”»[6].

В.С. Кутковой исходит из того, что χαρακτήρ (характир) – это «единство черт, указующего на неповторимость предмета». При этом автор полагает, что такие противоположные значения избранного им термина (χαρακτήρ) как «отпечаток, клеймо» (т.е. тиражируемое изображение) и «отличительная особенность» (нечто уникальное и единичное)[7] не содержат «особых противоречий»[8].

И далее переходит ко второму тезису: «уникальность иконы-предмета как святыни». В.С. Кутковой замечает: «если отрицать святыню как предмет», то зачем привозить в российские храмы святыни с Афона, ведь их можно было бы заменить фотографиями[9]. По его мнению («с философской стороны»), «бумажная икона теряет свой “характир”, ибо типографский станок позволяет тиражировать ее до бесконечности». Опыт же Церкви свидетельствует, что у нас нет «почитательного поклонения бумажным иконам», нет и праздников, отмечаемых «всей полнотой Церкви в честь типографских икон»[10].

По словам В.С. Куткового,

«икона пишется духовным опытом изографа в синергии со Святым Духом. Признавая икону типографского производства за полноценный сакральный образ, тем самым мы утверждаем абсурд: станок или принтер наделяются “духовным опытом” и вступают в синергию с Богом… Духовный опыт не может быть ретранслирован принтером».

Из сказанного В.С. Кутковой делает свои выводы о правилах обращения с иконными копиями:

«…икона в случае тиража делается обычной иллюстрацией из альбома о средневековой иконописи. Хотя не стоит бросать, стирать, рвать, предавать в руки нечестивых и репродукции. От того пользы для спасения души не будет. Но по причине помещения на репродукциях первообразов они требуют τῖμή – почитания; но не τiμητiκή πρoσκὺνησiς (почитательного поклонения, – В.Н.), которое провозгласил VII Вселенский Собор и которое в философском аспекте остается для открыток весьма проблематично»[11].

«Повторим: если у иконы нет “характира”, – добавляет В.С. Кутковой, – то это не моленная икона, а репродукция. Быть же репродукции на обложке книги вполне уместно. С точки зрения морали, естественно следует относиться с должным уважением к подобным изображениям, но запрещать их на обложках книг… бессмысленно. И даже вредно. Существует реальная угроза наделения изображения магическими значениями. И не меньше существует реальная угроза насмерть “задушить в своих объятиях” догмат иконопочитания»[12].

За прошедшие годы добавились новые факты профанации священных изображений – на автоцистернах, одеялах, свитерах, кухонных фартуках

В качестве примера такого «душителя» В.С. Кутковой называет автора этих строк, ссылаясь на одну из наших статей[13]. Заметим, что за 18 лет практически ничего «задушить» не удалось: как подтверждают читатели в комментариях к нашим статьям, за прошедшие годы фактов профанации священных изображений меньше не стало. Даже добавились новые – на автоцистернах, одеялах, свитерах, кухонных фартуках и т.п.[14] Репродукции икон «шагают по планете» всеми мыслимыми и немыслимыми путями…

Сказанное отнюдь не означает, что мы с В.С. Кутковым во всем непримиримые антагонисты. Напротив, в некоторых вопросах наши взгляды совпадают. Например, В.С. Кутковой также против создания ледяных и восковых скульптур Христа, Богородицы и святых, против проекции священных образов во время модных лазерных шоу «на облака, на дома, куда попало». Задается справедливым вопросом: «в каком качестве нам следует принимать изображение иконы на экране телевизора или компьютера?»[15]

Наш ответ на подобные вопросы был опубликован на сайте Православие.Ru в виде конкретных рекомендаций[16], а мнение В.С. Куткового о наших озабоченностях осталось прежним и в его новой монографии[17]. Так что наше принципиальное расхождение с В.С. Кутковым лежит в богословском определении сакрального статуса иконы, из чего происходит и разное отношение к техническим копиям (в частности к репродукциям икон в печатной продукции).

Кратко суть позиции В.С. Куткового можно изложить следующим образом:

  1. Икона есть святыня Церкви. Всякая же святыня единична и уникальна, т.е. имеет свой χαρακτήρ – «единство черт, указующее на неповторимость предмета».
  2. Уникальной, т.е. неповторимой, икона может быть только при ручной работе иконописца, творящего сакральный образ в синергии со Святым Духом.
  3. Любое тиражирование, т.е. технически воспроизводимое повторение образа, его десакрализует – превращает в репродукцию (копию) с профанным статусом (как у обыденного предмета, например, репродукции любой светской или религиозной картины).
  4. Из профанного статуса образа на репродукции святой иконы следует, что такой образ не имеет мистической связи со святым первообразом и потому не может быть моленным.
  5. В силу сказанного, только уникальному (неповторимому) рукотворному образу (в виде иконы, мозаики, фрески и т.п.) полагается почитательное поклонение (τiμητiκή πρoσκὺνησiς) согласно догмату Седьмого Вселенского собора, а любым копиям как имеющим профанный статус, – почитание (τῖμή) по соображениям морали.
  6. Профанный статус репродукций икон и непризнание за ними Церковью статуса святыни подтверждается отсутствием церковных праздников в честь таких репродуцированных образов.
  7. В истории Византии примерами десакрализации технических копий сакральных образов являются монеты с образами Христа, Богородицы и святых, о чем писал Иоанн Кантакузин[18].

Анализ двух последних утверждений В.С. Куткового отложим до другого раза, а сейчас обратимся к остальным.

(Окончание следует.)

Владимир Немыченков

3 июня 2022 г.

[1] Стародубцев О.В. Печатные иконы: история и современность // Встреча. 2002. № 1 (15). Также см. публикацию на Православие.ру, 29.10.2001. URL: http://www.pravoslavie.ru/sretmon/uchil/printicons.htmСазиков А.В. Печатная икона // Онтология искусства христианского мира: изобразительное и монументально-декоративное искусство, архитектура и предметно-пространственная среда. XXV Международные Рождественские образовательные чтения: «1917–2017: уроки столетия». Москва, 25–27 января 2017 г. М.: Изд-во Моск. гос. худ.-промыш. академии им. С.Г. Строганова (Москва), 2017. С. 139–150 // https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28390246

[2] Например, серия из шести статей: Кнутов А., свящ., Немыченков В.И. Проблемы современного иконопочитания // https://pravoslavie.ru/133133.html.

[3] Немыченков В.И. Яйца с образами: о новом виде иконоборчества // http://www.pravoslavie.ru/jurnal/61136.htm.

[4] Марченко Д. Об иконе, полиграфии и благоговении // https://pravlife.org/ru/content/ob-ikone-poligrafii-i-blagogovenii. Курсив в цитатах наш. – В.Н.

[5] Кутковой Виктор Семенович – 1949 г.р., художник, иконописец, кандидат философских наук, до недавнего времени Доцент Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого; автор нескольких монографий по философии иконы и множества статей об иконописи. URL: https://artnow.ru/hudozhnik-Kutkovoy-Viktor-5185.html

[6] Кутковой В.С. О феномене бумажной иконы // Духовные начала русского искусства и просвещения: Мат-лы XIII Междунар. науч. конф. «Духовные начала русского искусства и просвещения» («Никитские чтения») (Великий Новгород, 12–15 мая 2013 г.). Вел. Новгород: Новгородский гос. ун-т, 2014. 292 с.; Кутковой В.С. О феномене бумажной иконы // Его же. Разнообразное: сб. ст. Вел. Новгород, 2015. С. 141–147; Кутковой В.С. О феномене бумажной иконы [Электронный ресурс] // https://ruskline.ru/analitika/2014/10/03/o_fenomene_bumazhnoj_ikony/. Здесь и далее цитирование производится по последней публикации.

[7] Дворецкий И.Х. Древнегреческо-русский словарь: В 2 тт. Т. 2. М., 1958. С. 1675 (сноска, входящая в цитируемый фрагмент статьи: Кутковой В.С. О феномене бумажной иконы. Прим. 1).

[8] Кутковой В.С. О феномене бумажной иконы.

[9] Там же. Примеч. 2.

[10] Там же. Примеч. 7.

[11] Кутковой В.С. О феномене бумажной иконы. Курсив наш. – В.Н.

[12] Кутковой В.С. О феномене бумажной иконы.

[13] Немыченков В.И. Иконопочитание истинное и ложное // http://www.radonezh.ru/analytic/17933.html (сноска входящая в цитируемую статью В.С, Куткового, прим. 19). В настоящее время по указанному адресу статья недоступна. Основные положения вошли в более ранний печатный вариант: Немыченков В.И. Иконопочитание и икононебрежение в СМИ // Вера и слово: Материалы Первого международного фестиваля православных СМИ 16–18 ноября 2004 года. М.: Изд. совет РПЦ, 2005. См. также серию наших статей по этой теме на Православии.Ru.

[14] Немыченков В.И. «А Васька слушает да… шьет»: И вновь о кощунствах против православных икон // https://pravoslavie.ru/141796.html

[15] Кутковой В.С. Философский универсум православной иконы: В 2 тт. Т. 1. Великий Новгород, 2019. С. 351.

[16] Кнутов А., свящ., Немыченков В.И. Проблемы современного иконопочитания // https://pravoslavie.ru/133133.html

[17] Кутковой В.С. Философский универсум православной иконы. Т. 1. С. 164, примеч. 1. Здесь В.С. Кутковой цитирует ту же нашу статью со своими прежними комментариями.

[18] Кантакузин Иоанн. Диалог с евреем Ксеном. Слово 2 // Кантакузин Иоанн. Сочинения / Пер. Г.М. Прохорова. СПб., 1997. С. 102. Обширную цитату из этого произведения В.С. Кутковой приводит как в своей статье («О феномене бумажной иконы»), так и в указанной монографии (примеч. 1 на с. 164). Для экономии места цитата нами опущена, а сама тема будет рассмотрена в специальной статье о сакральной нумизматике. – В.Н.

Смотри также
Икононебрежение в печатной продукции Икононебрежение в печатной продукции
Владимир Немыченков, Священник Алексий Кнутов
Икононебрежение в печатной продукции Икононебрежение в печатной продукции
Проблемы современного иконопочитания. Часть 2
Священник Алексий Кнутов, Владимир Немыченков
Святые лики на обложках книг, в журналах и газетах, в календарях низведены до уровня иллюстрации, и это такая же профанация священного, как упоминание имени Божиего всуе.
В чем мы прегрешаем против Догмата об иконопочитании В чем мы прегрешаем против Догмата об иконопочитании
Священник Алексий Кнутов, Владимир Немыченков
В чем мы прегрешаем против Догмата об иконопочитании В чем мы прегрешаем против Догмата об иконопочитании
Проблемы современного иконопочитания. Часть 1
Священник Алексий Кнутов, Владимир Немыченков
Священные изображения помещаются в профанную среду, что ведет к их десакрализации и уничтожению у зрителей чувства благоговения перед святыней.
Икона на бумаге Икона на бумаге
Протоиерей Андрей Ткачев
Икона на бумаге Икона на бумаге
Протоиерей Андрей Ткачев
Иконка на бумаге, иконка на странице газеты или журнала, иконка на обложке блокнота, полный иконных изображений календарь. Все это видели. Это привычно и неудивительно. Но возникает вопрос: насколько это нормально?
Комментарии
Hola12 февраля 2024, 14:13
Интересно, а иконописцы перед написанием иконы молятся, постятся и пр.? Начинать нужно с самих храмов и монастырей, где и продаются бумажные иконы, кружки с изображениями святых, храмов и т.д.
Вера18 июня 2022, 02:35
Кружки с подушками - мягко говоря дурной вкус. Лазерные и концертные шоу - служение тьме. Где-то существует цех иконописцев, пишущих иконы по всем правилам и по человеческой цене? Кто покупает шедевры иконописного творчества по стоимости с количеством нулей на ценнике от четырех и выше? Следует отказаться от репродукций и копий и молиться на пустую стену, представляя в мыслях нужный образ? Проблема, представленная Автором, понятна. Сообщите, пожалуйста, как людям, живущим на небольшую честную зарплату, заменить репродукции на единичную и уникальную святыню. Жизни не хватит накопить на ручную работу. Может быть есть необходимость подумать над тем, по каким правилам изготавливать репродукции?
р. Б. Алла 7 июня 2022, 22:03
Все иконы, что продаются в церковных лавках, изготовлены в Софрино. У меня нет возможности приобрести писаную икону. Пенсия не позволяет,а других доходов нет. Но и эти иконы, считаю святыней, молимся всей семьёй перед иконостасом с такими иконами. А вот когда лики Святых располагают на полотенцах, подушках и пр. и пр., где не подобает им быть-это уже кощунство! Бывали случаи, что простые, бумажные иконы мироточили! Это ли не доказательство того, что и такие иконы Святыни!?
Игорь 7 июня 2022, 12:45
По мне не так уж и важно написана икона иконописцем или нет. В конце концов, далеко не у каждого верующего есть деньги, чтобы позволить себе "настоящую" икону. Я против того, чтобы лики Спасителя, Богоматери и святых были на кружках, подушках, пасхальных яйцах и прочих предметах. Место иконы - в красном углу. Все остальное - кощунство.
Андрей 7 июня 2022, 10:04
А что значат слова "икона мистически связывает нас с тем, кто на ней изображен"? В оросе VII Вс. Собора об иконах сказано: "взирающие на них побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и к любви к ним... Честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней". Т.е. задача иконы - напомнить о святом и побудить поклониться ему, а сам акт почтения символически выражается через почтение иконы (своего рода молитвенное воззвание, в котором участвует и душа, и тело). Это и есть мистическая связь? Или же под мистической связью имеется в виду нечто другое?
Автор 5 июня 2022, 23:08
Благодарю всех читателей за комментарии и призываю внимательнее читать авторский текст тех, кого он смутил (например, "А.С. 4 июня"). Во-первых, эта публикация не ответ, а только формулирование проблемы, которую создал не я, а мои оппоненты, с которыми я полемизирую. Во-вторых, сам я считаю копии икон такими же святыми образами как и писаные иконы. В-третьих (для Марины Анатольевны), согласно учению отцов Седьмого вселенского собора икона свята по имени святой ипостаси (лица), изображенной на ней,а не в силу освящающей молитвы (кратко об этом будет сказано в Части 2). В то время чина освящения икон не было. Этот чин возник в Русской Церкви в 17 веке. Подробнее об этом будет отдельная статья.
Natalie 5 июня 2022, 20:44
“Некоторые иконы бывают чудотворными, потому что Богу так угодно. Сила тут не в иконах и не в людях прибегающих, а в Божией милости.” Святитель Феофан Затворник
Юлия 5 июня 2022, 19:26
"Дух Божий дышит там, где хощет".Благодать по веры человека подаётся. Если этикетку вырезать и молиться перед ней и она может стать иконой. Рукописные иконы достаточно дорогие, не все могут к сожалению их себе позволить. Но последнее время замечается такая тенденция, что люди стали больше ценить ручную работу, не только в Церкви.
Сергей Вяз 5 июня 2022, 13:33
Наверное большее значение имеет просвещение в плане богословской выверенности святых образов и их художественного уровня. И вопрос: "синергия иконописца со Святым Духом" всегда ли возникает? А при репродукции великих шедевров иконописи, где эта синергия несомненна, она сразу исчезает? Сомнительна польза подобных изысканий imho.
В.Т. 4 июня 2022, 20:34
Вместе с тем, полиграфически изготовленные иконы бывают прославлены от Бога. Например, Гавайская икона Божией Матери, изготовленая в Софрино (копия утраченной Монреальской иконы, которая сама является списком Иверской).
В.Т. 4 июня 2022, 20:31
У меня скопились десятки бумажных иконок, розданых в качестве благословения; пробовал их повесить на стенку - непрактично; лежат в коробочке, отношусь благоговейно. Избегаю брать новые "благословения" такого рода, но не всегда бывает удобно отказаться. Случается священное изображение в журнале - сжигаю на огороде. Зачем-то на церковном листке, на обычной бумаге каждый раз печатают икону праздника; я, если и беру такой листок, потом возвращаю на свечной столик. Случается находить такие листки в урне, такие отвожу на огород сжигать.
ЖЖ 4 июня 2022, 16:34
Я, конечно, не специалист... НО у нас (почти всех) мирян иконы куплены в церкви - производство Софрино - это типографская бумага, наклеенная на дерево или картон. И что же (как указано в пункте 4) он не может быть моленным?! Не имеет мистической связи? А зачем их тогда нам продают, раз это якобы репродукции? Мы годами перед ними молимся и уверены, веруем, что Бог и святые нас слышат. Никто меня не убедит в обратном. Икона, доставшаяся мне от бабушки-крестьянки, ей (иконе) уже не менее 100 лет, такая же клееная на доску плохо сохранившаяся бумага, - для меня святыня.
Марина Анатольевна 4 июня 2022, 15:23
Церковной святыней икона становится после молебного освящения ее в храме священником, окропления Святой Водой с призыванием на нее благодати Духа Святаго. Другие изображения святых, это изображения святых, а не священные образа, и к ним христианин относится с почтением, но не поклонением. Так или нет?
А. С. 4 июня 2022, 13:26
Рядом с этой статей - интервью А. Салтыкова, где он говорит, в частности,что позволило сохранить верность православию в советское время. Это, в частности, "Изображения икон, хранящихся в Третьяковской галерее, в Русском музее, печатались на открытках, в журналах, просто в виде отдельных репродукций, которые помещались и в храмах. В советское время, несмотря на яростное антирелигиозное гонение, даже в школьных учебниках публиковалась «Троица» Андрея Рублева. И все это сыграло большую роль". И в моей семье хранились и хранятся бумажные иконы и наклеенные на доску, в т ч благословение на брак от епископа, благословения старцев. Не смущайте народ Божий, уважаемый Владимир
Борис 4 июня 2022, 09:31
Верующие молятся Христу и святым. Характер иконы и видение иконописца вторичны.
Анна Резе 4 июня 2022, 05:45
Здравствуйте, люди добрые! У меня дома все иконы купленные в церкви, но написанных специально иконописцем - нет. Я не изменила своего отношения к своим иконам, но если будет возможность я закажу рукописные иконы Иисусу Христу и Богородице. А потом, если Бог даст, и Святой Троице. Господи, благослови! Мир всем.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×