«А Васька слушает да… шьет»

И вновь о кощунствах против православных икон

Скатерть прямоугольная «Всевышний – сила моя» Скатерть прямоугольная «Всевышний – сила моя»     

Прошу у читателей портала Православие.ру прощения за навязчивость, но, к сожалению, реалии нашей жизни вновь заставляют писать на эту давнюю, больную и очень болезненную для меня тему профанации священных изображений, а говоря проще, об осквернении православных икон вследствие использования их репродукций где попало ради коммерческой выгоды или «прикола ради».

Ровно год назад, в августе 2020 года, закончилась публикация большой серии статей, написанных в соавторстве с моим единомышленником священником Алексеем Кнутовым. Именно по его инициативе нами были подготовлены и опубликованы «Рекомендации по благочестивому обращению со священными изображениями»[1], которые завершали обсуждение проблем современного иконопочитания на портале.

Мы благодарны редакции Православия.ру за предоставленную возможность высказать свою позицию. Естественно, мы надеялись, что будем услышаны, поняты, поддержаны нашими читателями, что обсуждение проблем неумеренного, бездумного и, прямо скажем, часто неумного использования священных изображений в церковной и околоцерковной среде (в виде «товаров для православных») сократится, что настоятели православных приходов и монастырей будут внимательнее относиться к подбору ассортимента товаров для церковных лавок и монастырских магазинов, что церковные и православные издательства будут искать другие средства для оформления обложек своих книг, календарей и т.д. и т.п.

Мы также надеялись, что производители «товаров для православных» проявят большее уважение к православным святыням, и если не прекратят совсем, то станут хотя бы реже использовать священные изображения на своих товарах, не являющихся иконами и, соответственно, не предназначенных для молитвы и поклонения. Насколько ситуация изменилась в церковных лавках, судить могут сами читатели. Сегодня речь пойдет о другом.

Начнем с примеров.

Примеры профанации священных изображений

Читатели могут мне не поверить, но я не выискиваю их специально – они сами «лезут на глаза». Наверное, многие видели в интернете подборки фотографий и видеороликов типа «Эту страну не победить!» о некоторых забавных странностях жизни в России. Видел и я. В одной из таких подборок попался на глаза видеоролик с автоцистерной, «украшенной» иконой Богородицы. Потом нашлись и фотографии этого «феномена».

    

    

Мне попался на глаза видеоролик с автоцистерной, «украшенной» иконой Богородицы

Остается только гадать, кто, как и, главное, зачем это сделал. Хотел ли водитель (или владелец этой автомашины) так проповедовать свою веру, или обезопасить свой транспорт от дорожных происшествий, или прослыть оригиналом, – неизвестно.

И в старину, и сейчас делают передвижные православные храмы: храм-корабль, храм-вагон (железнодорожный), храм-автомобиль (автобус). Они имеют иконы внутри, украшены также священными изображениями и снаружи. Но то храмы, созданные для молитвы, а это цистерна для перевозки каких-то технических жидкостей и даже не «святой воды» (хотя и на таких бутылках, по нашему мнению, иконам не место). Испрашивал ли этот человек благословения у священника на это действо или творил «от ветра главы своея», нам неведомо. Как бы там ни было, но по факту мы имеем разъезжающую по известному крупному городу автоцистерну с иконой Богородицы – на смех одним и смущение и недоумение другим. Очевидно, что в глазах неверующих и мiра сего от этого страдает и образ нашей веры, и сакральный статус православной иконы. Но что самое страшное, все эти смущения, неловкости и, говоря обобщенно, бесчестие переходят и на сам первообраз – Пресвятую Деву.

Может быть, иной водитель или пешеход, увидев такой автомобиль, и перекрестится или мысленно молитвенно воздохнет, но многие скажут или подумают, что, мол, хозяин машины «православный на всю голову» и при этом покрутят пальцем у виска. Церкви это надо?

А вот примеры из сферы торговли.

Недавно в одной соцсети попалась ссылка на зарубежный англоязычный интернет-магазин, торгующий одеждой с цветными «принтами». «Ваше удовлетворение является нашим главным приоритетом… – говорится на сайте фирмы. – Каждый ваш положительный отзыв помогает нам мотивировать и повышать уверенность в создании новых не от мiра сего дизайнов» (выделено нами – В.Н.).

Фирма действительно не обманывает своих клиентов – предоставляет товары для любой аудитории: LGBT+, модные тренды, принты для любителей котов, рождественские принты (с гербами римских пап и иные), наконец, есть и просто христианская коллекция, в которой как особая экзотика представлено «Восточное православие» («Eastern Orthodoxy»).

В коллекции одеял, рубашек, свитеров и толстовок Православие представлено в основном принтами в виде репродукций византийских икон, но есть и Распятия с церковнославянскими надписями. Дизайнеры используют иконы Спасителя, Богородицы, апостолов, известных святых (Николая Чудотворца и др.)

Одеяло «Причастие апостолов» (здесь и далее приведены названия, указанные на сайте интернет-магазина) Одеяло «Причастие апостолов» (здесь и далее приведены названия, указанные на сайте интернет-магазина)     

Одеяло «Иисус, я верю в Тебя» Одеяло «Иисус, я верю в Тебя»     

Одеяло «Восточный православный Крест» Одеяло «Восточный православный Крест»     

Толстовка «Золотая Православная Одежда Иисус» Толстовка «Золотая Православная Одежда Иисус»     

Толстовка «Владимирская Богоматерь» Толстовка «Владимирская Богоматерь»     

Не успел я порадоваться, что хоть у нас в России таким не торгуют, как на глаза попалась реклама кухонного фартука с мозаичной иконой Спасителя. У производителя имеется большой выбор кухонных фартуков и скатертей с изображениями православных храмов и, что гораздо хуже, репродукциями икон Господа нашего Иисуса Христа и Богородицы. Практически те же принты производитель предлагает и для «православных» кухонных скатертей (на Пасху и Рождество – как указано в фильтре для поиска в каталоге товаров). В описании фартуков производитель сообщает: «Такой передник обязательно поддержит хорошее настроение во время домашних хлопот».

Надо сказать, что представленная «православная продукция» и в зарубежном, и в отечественном магазинах не является единственной. Это вполне «всеядные» коммерческие структуры. Причем российский производитель выглядит даже более кощунственным, чем зарубежный, потому что отечественная продукция представлена гораздо более широким выбором принтов «для взрослых» (с полуголыми и голыми девицами и т.п.). При этом «православная продукция» не выделена в отдельный каталог (как в зарубежном магазине) и потому все фартуки и скатерти с храмами и иконами идут в общем ряду с пошлыми «картинками».

Фартуки с храмами и иконами стоят в каталоге рядом с пошлыми «картинками»

Мало того что принт с иконой помещен на кухонный фартук – вещь, прямо предназначенную для попадания на нее любых видов грязи при разделке продуктов и приготовлении пищи (кровь, жир, масло и т.п.), – так еще и сам товар размещен на сайте в окружении оскверняющих святыню страстных образов, запрещенных к изготовлению христианам Трульским собором (691–692 гг.) 100-е правило под угрозой отлучения от Церкви запрещает делать «изображения на досках, или на ином чем представляемые, обаяющия зрение, растлевающия ум, и производящия воспламенения нечистых удовольствий».

Конечно, можно поблагодарить производителей подобных товаров за то, что они не печатают репродукции икон на кухонные прихватки, рукавицы или половики, но и перечисленные нами товары совершенно неприемлемы для благочестивого верующего.

Фартук кухонный регулируемый «Мозаичная икона», универсальный размер (здесь и далее приведены названия, указанные на сайте интернет-магазина) Фартук кухонный регулируемый «Мозаичная икона», универсальный размер (здесь и далее приведены названия, указанные на сайте интернет-магазина)     

Фартук кухонный регулируемый «Младенец с Марией» Фартук кухонный регулируемый «Младенец с Марией»     

Скатерть прямоугольная «Золотая икона» Скатерть прямоугольная «Золотая икона»     

В мае сего года в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете состоялась конференция «Тридцать лет возрождения церковного искусства в России». На конференции в числе прочих был представлен наш доклад «Проблемы современного иконопочитания и пути их решения» (священник Алексий Кнутов, В.И. Немыченков), в котором был проделан анализ проблемы профанации священных изображений в современном обществе.

Приведу вкратце некоторые положения доклада.

Причины массовой профанации священных изображений в современном обществе

1. Главная причина – это кризис православного благочестия вследствие того, что в советское время произошел фактический перерыв православной традиции у большей части русского народа.

Следствием этого стали:

  • размывание в религиозном сознании границы между сакральным и профанным, то есть священным и мирским;
  • утрата православного бытового благочестия, так как большинство современных православных верующих – это выходцы из советских нецерковных семей, часто атеистических;
  • обмирщение церковной жизни – сведение духовной жизни православного человека к внешней обрядности и «православной нарядности»: книги, журналы, газеты, календари, сувениры и упаковочная тара к ним, оформленные священными изображениями; ледяные скульптуры персонажей Священной истории на Рождество Христово, купание в проруби на Крещение; куличи и крашеные яйца на Пасху и т.п.

В нашем религиозном сознании произошло размывание границы между сакральным и профанным

2. Агрессивные атаки на сакральное со стороны воинствующей светской культуры (кощунственные выставки, перфомансы, «актуальное искусство» и т.п.)

3. Развитие современных технологий, позволяющих наносить любые изображения на любые материалы и поверхности, в том числе создавать священные изображения в виртуальном (цифровом) пространстве (на мониторах компьютеров, на экранах смартфонов и т.п.).

4. Чрезмерная коммерциализация сферы публичного обращения священных изображений, которые стали выгодным брендом «товаров для православных»:

  • эти товары производятся бесконтрольно любыми бизнес-структурами;
  • ассортимент таких товаров никак не контролируется и не лицензируется Церковью;
  • единственное исключение – это издание книг и периодических изданий, допускаемых к распространению через систему церковной книготорговли – они должны получить одобрение (через присвоение соответствующего грифа) Издательского совета РПЦ и Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ. Однако в их компетенцию не входит оформление изданий священными изображениями.

5. Экономическая зависимость православных приходов и монастырей от доходов церковных лавок и магазинов. Такая зависимость стимулирует продажу ходового товара, сомнительного с точки зрения благочестия и качества.

6. Несовершенство гражданского российского законодательства, которое в отличие от законодательства Российской империи не содержит юридических норм прямого действия, регламентирующих обращение священных предметов (икон, реликвий и т.п.) и священных изображений.

7. Отсутствие общецерковного документа, регламентирующего:

  • обращение священных изображений в публичном (нелитургическом) пространстве;
  • правила благочестивой торговли предметами.

Разработка и принятие общецерковных регламентирующих документов

В комментариях к нашим публикациям по данной тематике многие читатели справедливо отмечали настоятельную необходимость решения рассматриваемых проблем на высшем церковном уровне, для чего предлагалось принять соответствующие общецерковные документы Священным Синодом Русской Православной Церкви или Архиерейским Собором. О том же писали и мы в своих статьях и «Рекомендациях».

Формально работа над проектом такого документа ведется уже давно. 28 января 2015 года президиумом Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви были одобрены темы к рассмотрению его комиссиями на период 2015–2018 гг.[2] В этом документе Комиссии по вопросам богослужения и церковного искусства среди прочих тем предписывалось подготовить проект общецерковного документа на тему «Изготовление и использование священных изображений; эстетические и церковно-канонические нормы создания произведений современного церковного искусства».

В процессе работы Комиссии тема была переформулирована следующим образом: «Священные изображения и современная практика иконопочитания». В указанный срок документ не был подготовлен. Впоследствии наименование Комиссии несколько изменилось (она стала называться «Комиссия по богослужению и церковному искусству»), а ее состав претерпел существенные изменения: был заменен председатель и секретарь, введены новые члены комиссии в лице митрополитов, архиепископов и епископов, в том числе Украинской Православной Церкви, Русской Зарубежной Церкви и др.[3]

Работа над упомянутым документом была перенесена на следующий период 2020–2022 гг.: постановлением Священного Синода от 11 марта 2020 года (журнал № 2) указанной Комиссии поручено подготовить документ на тему «Изготовление и использование священных изображений»[4]. Однако, судя по составу Комиссии, главная область ее работы осталась прежней – и это не церковное искусство, а богослужение. Поэтому и трудности с подготовкой документа также унаследованы от прошлого. Комиссия в своем составе преимущественно состоит из высококлассных специалистов по литургике, но не по церковному искусству. Члены Комиссии по своему образованию, сфере деятельности и научным интересам не являются квалифицированными экспертами в области церковной (храмовой) архитектуры, церковно-прикладного искусства, иконописи, иконоведения или богословия образа. Сама предложенная тема – «Изготовление и использование священных изображений» – настолько сложна, многопланова и дискуссионна, что не может быть адекватно описана в рамках одного краткого документа, а требует написания или обширной концепции сохранения и развития церковного искусства на современном этапе, или нескольких относительно кратких связных документов. И то, и другое нуждается в обстоятельной работе в течение нескольких лет большой группы специалистов, в настоящий момент отсутствующих в названной Комиссии.

Данная тема настолько сложна, что не может быть адекватно описана в рамках одного краткого документа

Наконец, само церковное изобразительное искусство (иконопись, книжная миниатюра, декоративно-прикладное и монументальное искусство) является одной из форм Священного Предания и одновременно догматической дисциплиной, поскольку основывается на догмате VII Вселенского собора об иконопочитании. Церковное изобразительное искусство суть церковное послушание и литургическое творчество, подчиненное и ограниченное канонами Церкви, принятыми Вселенскими и Поместными соборами, а также правилами Русской Православной Церкви, установленными в дореволюционный период российской истории. В наше время имеется настоятельная потребность в осмыслении и актуализации существующих церковных канонов, а также в принятии правил, удерживающих церковное изобразительное искусство и храмовую архитектуру в спасительных границах Предания.

Комиссия Межсоборного присутствия по богослужению и церковному искусству занимается преимущественно вопросами литургики. Решения Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации носят лишь рекомендательный характер. Сам совет преимущественно ведет надзор над проектами новых или возрождаемых храмов. В связи со всем вышесказанным представляется целесообразным сформировать особую Комиссию Межсоборного присутствия по проблемам церковного изобразительного искусства и храмовой архитектуры. Как бы то ни было, работу над документом «Изготовление и использование священных изображений» ведет ныне существующая Комиссия, и нам остается только ждать результатов ее работы в 2022 году.

***

В заключение отметим, что при обсуждении проблем профанации священных изображений нередко можно услышать следующие аргументы в защиту допустимости существующей практики:

  • изображения религиозного характера на бытовых предметах не освящены по церковному чину, приведенному в Требнике, и потому не являются святыми иконами, которым полагается почитательное поклонение и бесчестие которых восходит к первообразам изображенным на них;
  • в отличие от рукотворного оригинала любые технические копии икон, мозаик, фресок и т.п. не имеют статуса священных изображений и потому могут использоваться достаточно произвольно.

На эти и другие аргументы мы готовы дать подробный богословский ответ, что и надеемся сделать в следующих публикациях.

Владимир Немыченков

16 сентября 2021 г.

[1] Рекомендации по благочестивому обращению со священными изображениями // https://pravoslavie.ru/133133.html

[2] Темы к рассмотрению комиссиями Межсоборного присутствия в 2015–2018 гг. (от 28.01.15) [Электронный ресурс] // Патриархия.ру. 5 февраля 2015. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3983877.html

[3] Состав Межсоборного присутствия на 2018–2022 годы по комиссиям // Сайт Московской Патриархии. URL: http://www.patriarchia.ru/db/intersobor/sostav

[4] Темы для рассмотрения комиссиями Межсоборного присутствия в 2020–2022 гг. (от 11.03.20) [Электронный ресурс] // Сайт Московской Патриархии. 11 март 2020 г. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5605794.html

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
В чем мы прегрешаем против Догмата об иконопочитании В чем мы прегрешаем против Догмата об иконопочитании
Священник Алексий Кнутов, Владимир Немыченков
В чем мы прегрешаем против Догмата об иконопочитании В чем мы прегрешаем против Догмата об иконопочитании
Проблемы современного иконопочитания. Часть 1
Священник Алексий Кнутов, Владимир Немыченков
Священные изображения помещаются в профанную среду, что ведет к их десакрализации и уничтожению у зрителей чувства благоговения перед святыней.
В защиту святых икон В защиту святых икон
Послесловие к конференции
В защиту святых икон В защиту святых икон
Послесловие к конференции «Священное в Церкви и обществе: образы, символы, знаки»
Владимир Немыченков
Разве обмирщение Священного и профанация Сакрального – это не борьба со святыми иконами, с Богом? Разве всё это не угрожает нашей вере и нашему иконопочитанию?
Яйца с образами Яйца с образами
О новом иконоборчестве
Яйца с образами Яйца с образами
О новом виде иконоборчества
Владимир Немыченков
Вряд ли найдутся желающие поставить натуральные куриные яйца с иконными ликами в красный угол и молиться на них. Тогда что же? Святые образа вместе со скорлупой пойдут в мусорное ведро?
Комментарии
Елена21 сентября 2021, 00:09
Особенно прискорбно видеть Пасхальную символику и монограмму Христос Воскресе! на бумажных салфетках!
Игорь19 сентября 2021, 15:55
После картинок про купель для мусульман на Крещение я думал,что видел все... Но цистерна это уже из ряда вон...
Антон19 сентября 2021, 11:24
На Кипре в Киккском монастыре видел в ларьке вино с иконами на этикетках. Это испортило впечатление и от монастыря, и от страны в целом. Хотя и у нас легкомысленного отношения к священным изображениям тоже хватает. И суеверного отношения к ним - как к каким-то оберегам.
Вера19 сентября 2021, 00:07
"но многие скажут или подумают, что, мол, хозяин машины «православный на всю голову» и при этом покрутят пальцем у виска. Церкви это надо?" Простите, но вот с цистерной пример не совсем в тему. Икона расположена высоко, и действительно может верующим напомнить о Боге. А что неверующие покрутят пальцем, так наша вера для таких безумие, это еще с первого века известно. Простите, я, в отличие от автора, не специалист, но именно приведенный в статье аргумент, по-моему, крайне слаб, а других не предложено. В остальном же... плакать хочется. А кружку с Царской семьёй остаётся поставить в шкафчик с духовной литературой,вспоминать, глядя на нее, о наших заступниках. Да вразумит нас всех Господь.
К19 сентября 2021, 00:02
Спасибо! Вы подняли очень важную тему. Это прямо-таки бич современной Церкви, который почему-то остается без внимания.
Александра18 сентября 2021, 20:06
Да укрепит Вас Господь на труды, которые вы посвящаете изменению ситуации с безобразным отношением к святым изображениям. И поможет вам сдвинуть ситуацию с мертвой точки.
Серега18 сентября 2021, 16:39
Да, последние годы прямо болезненной тема стала. Очень много рекламных каналов в коммерческих целях рекламируют вплоть до медальонов с изображением святых. Конечно в целях наживы. Также в интернете стало немало.
Андрей18 сентября 2021, 15:54
Владимир Немыченков 17 сентября 2021, 21:19, значит говорите не надо разумных вразумлять? А как представляете себе должное противостояние, к примеру, той же самой цистерне? Провести разъяснительную работу с владельцем или подать в суд по поводу оскорбления религиозных чувств? А то попросту выкупить да сжечь сию ёмкость из нержавеющей стали? Можно ещё законные варианты поискать, но можете даже не сомневаться в том, что дело всё равно кончится словом: "Смиряйся!" Вот у себя дома можно красный угол выделить, а всё неподобающее отправить в топку, хотя и это ещё скорее всего не так то просто окажется. Если не тёща, так жена или дети бунтовать начнут, дескать их свободу нагло и фанатично попираешь
Наталья17 сентября 2021, 23:58
Dear Gary, the general advice given by priests is to burn those images and bury ashes in a place where nobody will walk on that ground (like a forest).
Светлана Н.(Латвия)17 сентября 2021, 23:21
Но разве в РФ нет Закона, запрещающего оскорбление чувств верующих? Почему нельзя запомнить номер цистерны и обратиться к властям с требованием убрать оттуда изображение лика Богородицы? И сослаться как раз на этот Закон? Или потребовать запрета на выпуск текстильных изделий со святыми изображениями? В некоторых странах Европы запретили открыто носить крестик и устанавливать Вифлеемскую Звезду на Рождественской ели, опасаясь оскорбить чувства мусульман. Почему же православные РФ так пассивно наблюдают за происходящим и допускают массовую профанацию святыни?
Владимир Немыченков17 сентября 2021, 21:25
Ответ GARY COX (продолжение). Если Вы желаете помочь просвещению англоязычных христиан по проблеме профанации священных изображений, то буду Вам весьма признателен, если Вы сделаете нечто подобное или найдете человека, который смог бы перевести и опубликовать этот текст на англоязычных ресурсах. Подробнее мы можем обсудить это в переписке на Фейсбуке (там есть моя страница), или по электронной почте (адрес может дать редакция сайта Православие.ру).
Владимир Немыченков17 сентября 2021, 21:23
НАТАЛЬЕ- конкретно эти одеяла делаются в США, а фартуки и скатерти - в Москве (можете найти их рекламу в интернете). Так что не один Китай во всеем виноват, но и мы тоже. Ответ GARY COX. Ответы на Ваши вопросы Вы можете найти в Рекомендациях и др. наших статьях. Рад был узнать, что описанная проблема беспокоит не только русских читателей. После публикаций наших Рекомендаций в 2020 г. со мной связалась благочестивая православная христианка из Сербии и, получив согласие, сделала их перевод на сербский язык, который был опубликован на сербском интернет-ресурсе с предисловием доктора филологических наук В.Димитриевича.
Владимир Немыченков17 сентября 2021, 21:21
КСЕНИИ – книгу свою мы еще не доделали, но вся исходная информация есть в наших статьях и аккумулирована в Рекомендациях (первая сноска в данной статье). ДЕНИСУ – проблема началась не в фирмах, а в самой Церкви и православным надо начинать с себя. Подробно об этом см. в др. наших статьях и в Рекомендациях. Когда мы наведем порядок в церковной среде, мы сможем предъявить претензии внешним. Для этого надо показать существенную разницу в нашем отношении к иконам и у внешних. Юридически здесь это показал Т.Крючков (см. статью «Правовая Защита Священного»,2014).
Владимир Немыченков17 сентября 2021, 21:19
Благодарю всех за отклики на статью. Кратко отвечаю на ваши вопросы. АНДРЕЮ – злые духи воюют против Церкви Божией в том числе через людей. Одни содействуют бесам по неведению, др. сознательно. Долг христианина противостоять и бесам, и их человеческим помощникам, а не разумных вразумлять. МАРИИ ИВАНОВНЕ – на официальном сайте Музея им. Андрея Рублева нет рекламы. Но есть альтернативные сайты (с критикой руководства музея, например), где реклама возможна, однако надо учесть, что часто она бывает «контекстной», т.е. зависит не от сайта, который предоставляет свое пространство, а от рекламодателя, который разным пользователям подставляет разную рекламу.
Gary Cox17 сентября 2021, 13:08
Also, I don't feel comfortable with aprons, tablecloths or anything that will be soiled by normal expected use. Are we at the opposite extreme where instead of Icons or Holy images being outlawed they are so over produced so as to take away the feelings of specialness they have always had? Hopefully the Church can guide us through this. Gary
Gary Cox17 сентября 2021, 12:58
Thank you! I just now found your articles about the treatment of Icons. I have long felt uneasy about the possible lack of respect of images of Godly things. Is it lack of respect or simply that we don't feel comfortable discarding any printed images of Holy things? Being mass produced there are simply so many of them. So what to do? Do we keep all we come into contact with? What about images on Church calendars, brochures, weekly and other bulletins, flyers for special events, and more? Do we collect them all and eventually build a special room to store them in, only to be discarded by relatives at our death? Can we ( as I have heard ) burn them so as to return them to God? Gary
Наталья17 сентября 2021, 08:34
Ну, все эти одеяла и фартуки делаются в Китае, а им абсолютно по барабану, что для кого-то эти изображения являются святыми. Берут принты, как любые другие картинки из музеев. Наше благочестие может выражаться только в не-приобретении такого рода товаров. Только отсутствие спроса может это остановить. А так ужас, конечно, что и говорить. Своей безвкусицы в церковных лавках хватает. Мне в Екатеринбурге подарили бокал с изображением Царской семьи. Вот что я должна с ним делать?..
Денис17 сентября 2021, 07:43
Это конечно проблема, но как мне кажется поднимать её нужно не на православном портале, потому что верующий человек из того о чём идёт речь никогда себе не позволит, если только из людей которые совсем недавно пришли в церковь, и в этом единственном случае такому человеку очень своевременно подскажут что такое отношение к святыне абсолютно не приемлемо. Проблему нужно доносить туда, откуда она началась, т.е. в фирмы которые позволяют себе подобные действия. Но как по мне, толку от этого не будет никакого, потому что проблема- проблемой, а деньги- деньгами. И как это можно решить, если честно подумать то наверное никак, если только её не начнут решать большими денежными штрафами.
Игорь Александрович17 сентября 2021, 03:54
Больного раком в последней стадии вряд ли озаботит грибок на ногтевой пластине. И если Дух почитается, то изображение восходит к первообразу. В противном случае прецедента нет, ибо преступная хула на Духа поглощает своим масштабом все остальные преступления вместе взятые. В Евангелии про храм и золото Господь всё чётко описал.
Ксения17 сентября 2021, 01:44
Здравствуйте! Спаси Вас Господи! Не хватает литературы на эту тему с ссылками на постановления Соборов и примерами неблагочестивого использования святых изображений и текстов. Очень ждем такую книгу!
Мария Ивановна 16 сентября 2021, 22:08
На сайте Музея им. Андрея Рублева бойко рекламируется на продажу зонтики с фрагментами икон из музейного собрания.
Анна16 сентября 2021, 20:11
Это беда нашего времени - отсутствие благоговения! Это отметил еще отец Глеб Каледа в 90-е годы, сейчас все приобрело лавинообразный характер. Спасибо, что занимаетесь этой темой!
Яна16 сентября 2021, 16:09
Полностью поддерживаю! Спаси Бог вас, что пишите на эту тему! Что бы сказал об этом батюшка Паисий Святогорец? Или Святой Иоанн Кронштадтский?
МП16 сентября 2021, 12:36
А в наших храмах не то же ли происходит,когда повсместно нарушается устав, правила поведения,когда Иконы и Крест с Распятием трогуют(лапают) руками, как какого-нибудь "Чижика-пыжика",а во что мы свои тела превращаем будучи крещены, татуировки, селфи безумные, и так и сяк и на фоне Храма и внутри, а на устах у нас что, а в сердцах. В каком виде мы приходим на богослужение, как к Тпинствам приступаем. Все это невежество, суть адская пелена и мы сами этому потворствуем, прикрываясь незнанием.
богдан16 сентября 2021, 11:58
Был у нас механик, освящал дизеля после наладки , настройки, починки, рисовал кресты, хоть они потом чаще выходили из строя, т к в том деле- одной его молитвы было недостаточно.
Инна16 сентября 2021, 09:52
Господи, прости нас грешных!!!
Юлия16 сентября 2021, 08:44
А ещё представьте эту цистерну в плохую погоду. Грязь из-под колёс летит прямо на лик Пресвятой Богородицы.
Андрей16 сентября 2021, 06:41
Это война не против плоти и крови, но духов злобы поднебесных. Так что удивляться складывающемуся положению не приходится ибо враг более изворотлив чем многим думалось.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×