- Часть 1. В чем мы прегрешаем против Догмата об иконопочитании
- Часть 2. Икононебрежение в печатной продукции
- Часть 3. Упаковка, фирменный стиль и наша ответственность
- Часть 4. Принципы благочестия
- Часть 5. Просфоры, артосы и… торты для батюшек
В завершение предыдущих публикаций на указанную тему авторы суммируют сказанное в виде кратких рекомендаций по благочестивому обращению со священными изображениями. Сами рекомендации были подробно (с примерами) разобраны ранее. Рекомендациям предшествует краткий теоретический очерк, в котором приводится анализ текущей ситуации, а также догматическое и богословское обоснование предлагаемых рекомендаций. В завершение перечисляются необходимые меры по противодействию профанации священного.
I. Актуальные проблемы
современного иконопочитания
Иконы (священное изображения) – это произведения искусства, имеющие публичный характер. Иконы в наглядной, образной форме выражают православное вероучение и тем самым несут в мир весть о Христе. Поэтому иконы имеют огромное миссионерское значение, особенно в наше время примата визуальной информации над всеми другими ее видами. Однако бытование священных изображений в публичном пространстве порождает и свои проблемы, которые требуют решения.
Бытование священных изображений в публичном пространстве порождает проблемы, которые требуют решения
В настоящее время многие производители товаров, предназначенных для православных верующих, при изготовлении своей продукции используют священные изображения для оформления как предметов церковного обихода, так и бытовых предметов: книг, журналов, газет, календарей, закладок, обложек аудио- и видеодисков, алкогольной продукции, сумок, рушников, салфеток, одежды, посуды, постельного белья, ковров, сувениров, ювелирных украшений, бижутерии и т. п.
Как к этому следует относиться, с точки зрения Православного вероучения и церковного Предания?
Догмат иконопочитания
В первую очередь следует вспомнить ту непреложную истину, что церковное искусство всегда имело и должно иметь догматический и литургический характер, не допускающий произвольных сюжетов, образов, смыслов, не соответствующих Священному Писанию, Священному и церковному Преданию, догматическому учению Церкви, литургической (богослужебной) практике, живому опыту духовной жизни, имеющему рецепцию Церкви.
Напоминаем, что в определении VII Вселенского Собора (787 г.), утвердившего догмат иконопочитания, говорится:
«…определяем: подобно изображению Честного и Животворящего Креста, полагать во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях честные и святые иконы, написанные красками и сделанные из мозаики и из другого пригодного к этому вещества, иконы Господа и Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа… Богородицы… честных ангелов и всех святых и преподобных мужей. Ибо чем чаще через изображение на иконах они бывают видимы, тем более взирающие на них побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и к любви к ним, и к тому, чтобы чествовать их лобызанием и почитательным поклонением… почитанием по тому же образцу, как оно воздается изображению Честного и Животворящего Креста и Святому Евангелию, и прочим святыням, фимиамом и поставлением свечей… Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к Первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси [лицу – авт.] изображенного на ней. Осмеливающихся же иначе думать, или учить, или давать профанное употребление священным сосудам… постановляем, если это будут епископы или клирики – извергать из сана, если же монахи или миряне – отлучать от общения»[1].
Из соборного определения следует, что священные изображения должны
- размещаться в достойных местах,
- изготавливаться из долговременных материалов,
- чествоваться поклонением, лобызанием (целованием устами), каждением фимиама (ладана), возжжением свечей и лампад.
Вселенский Собор устанавливает, что священные изображения предназначены для возведения человеческого ума от образа, изображенного на иконе, фреске, росписи, мозаике, выраженного в скульптурной форме, в виде рельефа и т.п., к первообразу – Самому Господу Иисусу Христу, Богородице, ангелам и святым угодникам Божиим. Честь, воздаваемая иконе, восходит к лицу (ипостаси), изображенного на ней. А это означает, что любые преднамеренные оскорбительные или просто небрежные действия по отношению к священным изображениям также восходят к лицу (ипостаси) Христа, Богородицы, ангелов и святых.
Преподобный Феодор Студит († 826), продолживший после Собора исповедническую борьбу за иконопочитание, глубоко раскрыл соборное учение. Святой отец, в частности, говорил:
«Кто уничижает образ, тот уничижает и самый первообраз»[2].
В отношении икон (образов) святые отцы – Василий Великий, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст и др. – употребляли наименования самих первообразов, изображенных на них, пишет игумен Студийский.
«Ибо в иконе является первообраз, равно как и в изображении Креста – Животворящий Крест. Так как в поклонении одно от другого нераздельно, то посему икона и носит название первообраза. Образ креста называется Крестом. Так и о царе… нам справедливо можно сказать, что царем называется и изображение царя, как говорит божественный Василий, и Петром – икона Петра…»[3].
Монета с изображением императора Константина V Копронима
Эту связь образа на иконе с первообразом наглядно продемонстрировал святой преподобномученик и исповедник Стефан Новый († 767) (память 28 ноября/11 декабря). Вызванный на суд императора-иконоборца Константина Копронима (741–775) св. Стефан «обвинил иконоборцев в том, что, хуля иконы, они возводят хулу на Христа и Богоматерь». На вопрос преподобного, какое наказание ждет человека, который стал бы топтать ногами монету с изображением императора, судьи ответили, что он будет «казнен за то, что обесчестил образ царя. На это святой Стефан сказал, что еще большая кара ждет того, кто бесчестит образ Царя Небесного и Его святых». Для убедительности св. Стефан на глазах у судей стал попирать царскую монету своими ногами, за что был сначала отправлен в темницу, а позже подвергнут мучительной казни[4].
Священные изображения в Православии
Относительно использования на бытовых предметах священных изображений часто можно услышать возражение, что последние таковыми не являются, поскольку не освящены в храме священником, т.е. над ними не совершался чин освящения с окроплением святой водой согласно Требнику, как это положено для икон в Русской Православной Церкви. Однако изначально в Церкви не было никакого особого чина освящения икон. Он появился довольно поздно и фактически является простым признанием данного изображения каноничным, не противоречащим православному вероучению, благословением Церкви в лице ее священнослужителя на использование данного изображения в качестве святого образа, или иконы.
Так, возражая иконоборцам, утверждавшим, что иконы являются обыкновенными вещами, поскольку не имеют освящающей их молитвы, VII Вселенский Собор утвердил:
«Над многими из таких предметов, которые мы признаем святыми, не читается священной молитвы, потому что они по самому имени своему полны святости и благодати».
Таким предметом является и Животворящий Крест, даже напечатление которого в воздухе прогоняет демонов.
«То же самое и относительно иконы: обозначая её известным именем, мы относим честь ее к первообразу; целуя ее и с почтением поклоняясь ей, мы получаем освящение. Равным образом, когда мы целуем и объемлем различные священные сосуды, то надеемся, что получим чрез них некоторое освящение»[5].
Поэтому благоговейное отношение должно распространяться как на освященные изображения, так и не освященные.
Благоговейное отношение должно распространяться как на освященные изображения, так и не освященные
Священные изображения самим фактом явления нам Божественного, небесного относятся к области сакрального, отделяясь от изображения всего обыденного, временного, мирского – профанного. При этом образы Господа Нашего Иисуса Христа, Богоматери, ангелов, святых становятся священными не через какой-то специальный чин освящения, а только самим фактом их изображения, по тождеству ипостаси (лица) изображенного и изображаемого.
«…Не отлична от Христовой Ипостась в иконе Его, – пишет прп. Феодор Студит, – но та же самая Ипостась Христа <…> созерцается в иконе и почитается поклонением»[6].
Это верно и по отношению к Богородице и святым, утверждает игумен Студийский[7]. По природной сущности образ и Первообраз различны, однако, по выражению прп. Феодора Студита, в священных изображениях Божество присутствует «по причастию», «силою», «крепостию», «славою» и «благодатью».
«…Тот, кто сказал бы, что Божество присутствует и в иконе, не погрешил бы против истины, – пишет преподобный. – Оно, конечно, присутствует также в изображении Креста и в других божественных предметах, но не по единству природы, так как эти предметы – не плоть обожествленная, но по относительному их к Нему причастию, так как и они участвуют в благодати и чести»[8].
Не только для отцов VII Вселенского Собора, но и для большинства культур необходимость разграничения между священным и профанным очевидна и необходима: обыденное не должно смешиваться со священным, а священное не должно переходить в разряд обыденного. А возникающие смешения получают наименования осквернения, кощунства, поругания святыни или профанации священного, т.е. его обмирщения, когда что-то священное «переводится» в бытовое употребление[9].
Для большинства культур необходимость разграничения между священным и профанным очевидна и необходима
При этом священное становится не профанным (обыденным, мирским), а оскверненным сакральным и требует обрядов очищения[10]. Любой благочестивый человек знает об этом по тому чувству сердечной боли, которую он испытывает при виде поруганной святыни и желанию скорее исправить случившееся или благочестиво уничтожить оскверненную святыню (например, сжечь в чистом месте, закопать или опустить в проточную воду испачканную или раздавленную икону, просфору и т.п.). Заметим, что в древности за профанацию сакрального общество подвергало виновного суровому наказанию или заставляло проходить искупляющий ритуал.
VII Вселенский Собор также назначает строгое наказание за бытовое употребление священных евхаристических сосудов: духовенство извергается из сана, а монашествующие и миряне отлучаются от общения (т. е. от Причастия). Но священные изображения, по мысли отцов Собора, – это не просто область сакрального. Они занимают в нем совершенно особое место: почитаются наравне с Крестом и Евангелием, которые, в отличие от богослужебных сосудов, находятся в личном пользовании практически каждого христианина. Поэтому каждый человек ответственен за надлежащее с ними обращение.
Св. Феодор Студит подтверждает:
«И в иконе, и в Евангелии, и в Кресте, и во всяком другом священном предмете Бог является поклоняемым в духе и истине; материальное устраняется вследствие возвышения ума к Богу»[11].
По слову святого, икона Христа должна почитаться даже более, чем Его Крест, «ибо то есть знак, а это – образ Христов»[12].
Мы не поклоняемся евхаристическим сосудам или чему-либо подобному самим по себе (без Святых Даров, в них содержащихся), но иконам, носящим на себе образы Христа, Богородицы и святых, воздается особое религиозное поклонение и почитание в виде лобызания, каждения и т. д. Поэтому профанация священных изображений – неблагоговейное, неблагочестивое их употребление кем бы то ни было – в духовном смысле является проступком большим, чем простая профанация евхаристических сосудов.
Дореволюционные гражданские законы в защиту святынь, основываясь на церковных правилах, прямо запрещали профанное употребление священных изображений:
«Запрещается делать и продавать какие-либо обыкновенные вещи с изображениями священными, как то: печати и тому подобное»[13].
Профанация священного в современном российском обществе
В VIII веке одной из причин возникновения иконоборчества стала реакция на распространившееся среди христиан избыточное и профанное использование священных образов, отягченное суевериями и пережитками до конца не изжитого язычества.
В конце XX – начале XXI веков, после снятия жестких запретов государственного атеизма на Церковь и ее участие в жизни российского общества, иконы и священные изображения как атрибуты православной веры покинули литургическое пространство храмов и заполнили публичное пространство, к сожалению, не всегда оправданно. Икона, святой образ из предмета сакрального и церковного искусства, из принадлежности храма по преимуществу, из большой редкости и ценности, из святыни стала быстро превращаться в обычный артефакт, в нечто обыденное и потому профанное, что противоречит ее назначению.
Одно из предназначений иконы как священного образа состоит в том, чтобы являть человеку священное и, освящая профанное пространство его жизни, приобщать его к священному. Например, привнесение иконы из литургического пространства православного храма в наше жилище должно освятить наш дом, создать пусть ограниченное, но освященное место для нашей домашней духовной жизни – молитвы в первую очередь. Однако распространившаяся порочная практика бездумного соединения священных образов с профанными вещами приводит к обратному эффекту – обмирщению священного, профанированию сакрального образа.
Сегодня проблема профанирования священных образов существенно обострилась вследствие ничем и никем нерегулируемого массового их тиражирования с помощью современных технологий. Эта ситуация усугубляется утратой значительной частью общества культуры обращения как со значимыми гражданскими ценностями и особо почитаемыми символами, так и с религиозными святынями, а также отсутствием уважения к религиозным чувствам своих сограждан.
Священные изображения на обыденных изделиях и товарах для православных верующих используются не по своему прямому назначению, т.е. для религиозного поклонения и воздаяния им должной чести, а как элементы «фирменного стиля», декоративного оформления товара или его упаковки. К сожалению, на первое место здесь выходит не почитание священного образа, а употребление его как элемента торгового знака, бренда, призванного привлечь внимание православно-ориентированных покупателей, паломников, туристов и т. п. Набор свечей или плитка шоколада с изображением на упаковке иконы или храма – это то внешнее оформление товара, которое сообщает ему уникальную добавленную стоимость, а несведущие покупатели готовы за это платить.
Профанация священного в целях привлечения внимания покупателей также проявляет себя и в другом. Браслет с иконами, обложка для документов с Крестом – это обозначение не только религиозного бренда или православной самоидентификации потребителя, это ещё и то, что якобы может дать обладателю подобных вещей некую дополнительную духовную защиту, стать своего рода «православным оберегом». Но глубоко ошибается тот человек, который желает получать от Бога защиту и благодеяние через профанацию священных изображений. И Божье долготерпение здесь нельзя возводить в одобрение этого печального явления.
Глубоко ошибается тот человек, который желает получать от Бога защиту через профанацию священных изображений
Широкое распространение и востребованность указанной продукции свидетельствуют об утрате значительной частью народа чувства священного и благоговения перед ним. Наметилась опасная тенденция к стиранию границы между священным и мирским, различение которых составляет основу подлинной религиозности. Сложившаяся ситуация начинает восприниматься многими верующими и обществом в целом как одобрение подобной практики священноначалием, церковными обычаями и канонами.
Однако еще в 2006-м г. Святейший Патриарх Алексий II говорил о проблеме неблагочестивого отношения к священным изображениям:
«…Сегодня появилась нездоровая тенденция использовать церковную символику для ‟украшения” самых обыденных вещей. Кресты, изображения святых и православных храмов сплошь и рядом можно видеть на вещах бытового назначения: на пакетах, бутылках, конфетных и шоколадных обертках и т. п. <…> Мода на неуместное использование церковной символики приводит к тому, что часто можно видеть в мусорных контейнерах и на помойках предметы, несущие святые изображения. Это надругательство над священными изображениями совершается руками самих же верующих, с подачи горе-производителей такой продукции. Необходимо разъяснять прихожанам недопустимость подобного отношения к христианской символике»[14].
Отношение к иконе и священным изображениям сегодня отражает многие проблемы, связанные с расцерковлением индивидуального сознания верующих и обмирщением общей церковной культуры, а сохранение наметившейся негативной тенденции может привести и к её деградации, как это уже произошло в Римо-Католической церкви[15].
Пасхально оформленные куриные яйца с наклейками в виде икон
Как писал свт. Григорий Богослов, и сегодня Христос «всё терпит, всё переносит. И что удивительного? Он понес заушения, потерпел оплевания, вкусил желчь за мое вкушение. Терпит и ныне побиение камнями не только от наветующих, но даже от нас, которые почитаем себя благочестивыми»[16].
По выражению прп. Феодора Студита,
«В настоящее время, когда Христос преследуется через Его икону, не только тот, кто имеет преимущество по званию и сведениям, должен подвизаться, беседуя и наставляя в православном учении, но и занимающий место ученика обязан смело говорить истину и свободно отверзать уста. Эти слова – не меня грешного, но Божественного Златоуста, затем и других отцов»[17].
Поэтому, раскрывая содержание догмата иконопочитания VII Вселенского Собора в отношении благоговейного почитания святых икон и следуя словам Святейшего Патриарха Алексия II, предлагаем свои рекомендации по благочестивому использованию священных изображений.
Подробно (с примерами) каждая из рекомендаций была рассмотрена в предыдущих наших публикациях. Здесь же все они сведены в кратко сформулированный перечень.
II. Рекомендации
по благочестивому обращению со священными изображениями
Цель рекомендаций – сформулировать норму иконопочитания в современном обществе, на основании Священного Предания, канонов Православной Церкви и святоотеческого наследия.
Актуализация и формулирование самих церковных канонов (правил), относящихся к современному иконопочитанию и обязательных для исполнения всеми членами Церкви, есть прерогатива её священноначалия и уполномоченных им органов и учреждений, на что разработчики данных рекомендаций никоим образом не претендуют и не посягают.
Поэтому конкретное содержание приводимых ниже рекомендаций может обсуждаться; на определенные частные детали и формулировки у читателей и экспертов могут быть другие взгляды. Однако важно, чтобы они были не голословны, но укоренены в подлинном церковном Предании, а не в ставших привычными ложных обычаях. При составлении рекомендаций авторы исходили из того, что об указанных выше давно наболевших проблемах необходимо не только говорить, донося до общества знания о благоговейном отношении к священным изображениям, но и предлагать способы их решения.
Под нормой иконопочитания в данной статье понимается использование священного изображения в соответствии с его предназначением, согласно догмату иконопочитания, принятому VII Вселенским Собором, а именно, для достижения таких целей, как:
- молитва, обращение ума от образа к первообразу;
- явление человеку образа священного, приобщение его к священному через лицезрение сакрального образа;
- почитание священных изображений, т.е. воздаяние должной чести и поклонения первообразу через его образ на иконе, в том числе лобызанием (целованием устами), каждением фимиама (ладана), возжжением свечей и лампад;
- освящение профанного пространства жизни человека;
- благочестивое напоминание человеку о Священной истории и событиях нашего спасения, благодарение за это Богу и святым Его.
При условии:
- использования священных изображений в названных целях и сохранения их от обмирщения и смешения с профанным (обыденным);
- изготовления священных изображений из долговременных материалов для длительного благочестивого использования;
- размещения священных изображений в достойных местах или форматах, в которых они не будут подвергаться попранию и поруганию, вольному или невольному.
Сравнение современной практики использования священных изображений с нормой иконопочитания позволяет любому человеку легко определить, соответствует ли она догмату иконопочитания и Преданию Церкви или нет, и сделать для себя соответствующие выводы: можно ли делать те или иные вещи, приобретать те или иные товары, имеющие священные изображения, не будет ли кощунством их употребление в быту и т.п.
Данные рекомендации адресованы в первую очередь православным христианам: производителям товаров и услуг, их продавцам, покупателям – и тем, кто в своей жизни и деятельности соприкасается со священными изображениями: иконами, крестами, изображениями храмов. Однако рекомендации адресованы также и тем, кто, хотя и не является православным христианином, готов с благоговением отнестись к тому, что священно для Православия.
Далее под священными изображениями подразумеваются изображения священного: иконы (в т. ч. живописного исполнения), Крест, православные храмы и часовни.
2.1. Следует отказаться от производства, продажи и любых иных способов распространения, а также приобретения предметов, на которые нанесены священные изображения, если эти предметы предназначены для бытового использования.
Одноразовые наклейки для пасхальных яиц со св. иконами
2.2. Не следует производить, продавать (распространять) и приобретать предметы (например, декоративного характера: ювелирные изделия, сувениры и др.), выполненные в виде священных изображений или те, на которые они нанесены, если характер использования таких священных изображений не соответствует норме и условиям иконопочитания и благочестивого отношения к священным изображениям.
Перстень с изображением вмц. Ирины
2.3. Недопустимо размещать священные изображения на упаковке товаров. Такие действия являются кощунством производителя упаковки.
Ладан в жестяной коробке с изображением Афонской иконы Божией Матери
2.4. Не следует производить, продавать (распространять) и приобретать предметы, выполненные в виде священных изображений или те, на которые они нанесены, если они являются произведениями низкого (вульгарного) художественного качества или грубо искажают иконописный канон.
Фигурки «ангелов» в церковной лавке рядом с православными иконами
2.5. Не соответствует правилам благоговейного иконопочитания практика размещения икон на обложках книг, журналов, серийных изданий, первых и последних полосах газет, на обложках аудио- и видео- дисков.
Полки православного книжного магазина похожи на хаотичный «иконостас», в котором святые образы стоят и лежат в произвольном порядке
2.6. Публикация священных изображений в периодических изданиях (журналах, газетах, еженедельниках и т.п.) не соответствует норме иконопочитания.
Журнал «Божий мир» №5, 2016 г.
Журнал «Мiръ Божiй», №3, 1898 г.
Православная народная газета «Русь Державная» (бумажная версия). На снимке хорошо видно, как складка от сложения газеты искажает образ Божией Матери. Кроме того, на сгибе листа священное изображение истирается и пачкается. Края газетного листа обтрепаны и порваны, в результате чего святой образ оказывается в оскверняющей его профанирующей среде
Православная газета г. Москвы в 2013-м г. получила «инновационное» оформление: заголовок, а также все рубрики и статьи «оптоволоконными кабелями» были подключены к древней, со следами повреждений, иконе Спасителя на первой странице
2.7. Публикация священных изображений в календарях различного типа (настенных, настольных, карманных, перекидных, отрывных и любых иных) не соответствует норме иконопочитания.
Настенный календарь на 2019 г. «Богословие иконы…» в развороте. При смене календарного месяца лист поднимается вверх, и все иконы будут перевернуты буквально вниз головой.
2.8. Неблагочестиво и недопустимо использовать священные изображения в качестве декоративных элементов в оформлении полиграфической продукции кратковременного характера использования: баннеры, православные книжки-раскраски, ежедневники, блокноты, различные бланки приглашений и уведомлений, рекламные проспекты, печатные программки мероприятий (конференций, концертов, собраний и т.п.), билеты, поздравительные открытки, этикетки и т. п.).
Подобные раскраски предлагают многочисленные интернет-сайты
2.9. Церковным учреждениям, православным приходам и организациям рекомендуется осмотрительно и выборочно использовать священные изображения (Крест, образы Спасителя, Богородицы, ангелов, святых угодников Божиих, православных храмов) на канцелярских печатях, на официальных бланках в виде герба т. п. Недопустимо использовать священные образы в качестве элементов «фирменного стиля» документов, на визитных карточках и т.п.
2.10. Не следует использовать на продукции кратковременного бытового употребления государственные символы и иные знаки, если на них присутствуют священные изображения. Кроме того, недопустимо использовать знак Креста на рекламе и продукции медицинского и гигиенического предназначения, а также привносить в Крест чуждые ему элементы и символы (изображения змеи, рекламный текст и др.).
Бумажный пакет с гербом РФ, на котором присутствуют символ христианства Крест
Реклама аптечного пункта, в которой электронное панно выполнено в виде креста с бегущей светящейся строкой и медицинской эмблемой «змея, обвивающая чашу».
2.11. Священные изображения на любом носителе, в том числе в виртуальном (цифровом) пространстве, должны изготавливаться и использоваться с соблюдением благоговейного к ним отношения.
«Ведь образ Христов, – пишет прп. Феодор Студит, – на каком бы материале он ни был запечатлен, неотделим от Самого Христа, так как сохраняется вне материи, в представлении. Поэтому обоим – Христу и Его образу – подобает одна и та же честь и поклонение»[18].
То же самое относится и к образам Богородицы, ангелов и святых угодников Божиих.
Рекламный баннер «Православного Интернет-магазина икон ручной работы». Рекламный и служебный тексты помещены поверх ликов Божией Матери и Богомладенца, что есть очевидное кощунство
2.12. Не следует производить, продавать (распространять) и приобретать иконы, если материалы из которых они изготовлены, не являются долговечными.
Иконы, в соответствии с определением VII Вселенского Собора, должны изготавливаться из надежных материалов: деревянных досок, смальты (для мозаик) и т. д. Бумажные и подобные им иконы со временем могут желтеть, пачкаться, отсыревать, сворачиваться и проч. Такие иконы желательно вставлять в застекленные рамки или хотя бы ламинировать.
Видны обтрепанные края бумажной иконы свт. Николая
Бумажные иконы, вставленные в рамки под стекло. Источник: сайт «Страна мастеров»
2.13. Противоречит букве и духу догмата иконопочитания изготовление священных изображений из любых недолговечных материалов, в том числе из песка и льда.
Композиция из песка «Распятие с предстоящими» на выставке песчаных и ледяных скульптур
2.14. Неправильным и неблагочестивым является распространившийся обычай при посещении святых мест (часовен, купелей, мест подвигов святых угодников и т. д.) оставлять там «на память» какие-то святыни (как правило, маленькие дешевые иконы). Во-первых, это самочиние. Во-вторых, это небрежение к святым иконам, которые быстро приходят в негодность (пачкаются, отсыревают, коробятся и т. п.). Такие самочинные «иконостасы» выглядят неблагообразно и противоречат правилам иконопочитания. В-третьих, если человек не желает хранить у себя такую иконку, лучше принести и оставить ее в храме, где ее могут взять другие прихожане, или утилизировать самому благочестивым способом.
2.15. Мы ответственны за те священные изображения, которые находятся в нашем распоряжении, — размещать и хранить их необходимо должным, благочестивым образом.
Иконы и другие священные изображения должны храниться в приличных местах – на отдельных полках (примерно на уровне глаз или выше, но никак не ниже уровня пояса взрослого человека), не смешиваться с предметами бытового характера (фотографиями близких, посудой, предметами гигиены и т. д.). Сказанное относится и к сувенирным изображениям храмов, часовен, их макетам, моделям из конструктора и т.п.
«Красный угол» в современном деревенском доме с традиционным православным благочестием. В правом углу между окнами на смежных стенах оформлен домашний иконостас с вертикальным расположением икон; под ним на столике, застланном цветастой скатертью, стоят только иконы и крестообразный подсвечник. Перед столиком на полу постелен чистый коврик. «Красный угол» как сакральная зона особо выделен легкой белой занавеской. Фотографии родных и близких висят в противоположном левом углу над телевизором. Помещение строго зонировано на область священного и мирского (профанного).
Современный «городской дизайн» – привычный, но неблагочестивый: на нижней полке иконы небрежно стоят вперемежку с книгами. На верхней полке икона Спасителя стоит вплотную к большой фотографии (или картине), справа и слева от иконы Христа – роутер и аудиоколонки. В дополнение на полке небрежно подвешены еще три крестика. Сакральное не отделено от профанного. Духовный характер некоторых книг не исправляет ситуацию – ведь в храме богослужебные книги не стоят в иконостасе вперемежку с иконами, а сложены в особом месте.
Пример компактного домашнего иконостаса
2.16. Принципы размещения священных изображений на таких церковных предметах, как церковная мебель (сиденья, аналои, шкафы и т.п.), богослужебные облачения (саккос, фелонь, стихарь, епитрахиль, набедренник, палица, поручи и т.п.), священные предметы алтаря (жертвенник, престол), должны соответствовать правилу размещения священных изображений в православном храме – расположение их по высоте не ниже уровня пояса взрослого человека. Кроме того, священные изображения на облачениях не должны подвергаться переворачиванию вниз головой при действиях священно- и церковнослужителей (так происходит, например, при изображении ликов святых на поручах).
Старинные деревянные аналои без священных изображений
Аналой с иконой свт. Николая на передней стенке
Аналой с изображением Голгофы на подножии
2.17. Правила торговли продукцией, имеющей священные изображения или представляющей собой предметы религиозного поклонения и почитания (иконы, кресты, Распятия, Библии и т.п.) должны исключать возможность неблагоговейного отношения к ним:
- указанные предметы не должны располагаться на прилавках, полках и стеллажах, имеющих высоту ниже пояса взрослого человека;
- в случае размещения на горизонтальных поверхностях недопустимо, чтобы на священные изображения и предметы религиозного поклонения и почитания клался какой-либо товар, производилась выдача товара, его упаковка или расчет за покупки (нельзя класть деньги, кошельки и т.п.);
- неблагочестиво, чтобы иконы и священные изображения располагались под горизонтальной стеклянной витриной, на поверхности которой размещается другой товар или производится выдача товара, расчет с покупателями и другие действия;
- неблагочестиво перетягивать пачки малоформатных икон резинками (шпагатом и т.п.) так, чтобы перевязочный материал пересекал лики на священных изображениях.
В магазине крупные аналойные иконы расположены ниже колен покупателей. Россия
2.18. Не соответствует древней церковной традиции размещение на артосах изображения Христа, а на просфорах – образов Спасителя, Богородицы и святых.
Согласно действующему ныне Типикону (отражающему богослужебную практику XVII в.), артос есть «просфора всецелая со крестом, на ней изображенным»[19]. Относительно просфор профессор Н.И. Барсов (1839–1903) сообщает, что с древнейших времен она имеет «форму несколько сплюснутого кружка, род небольшой толстой лепешки, с оттиснутым сверху изображением креста. Такой вид просфора имела уже в IV в., о чем ясно говорит Епифаний Кипрский»[20].
Вкушение верующими просфор с лицевыми изображениями превращается в иконофагию – поедание «иконы» (образа), что по внешней стороне походит на существовавшие ранее магические практики вкушения «обрядового хлеба»[21].
Артос с «дониконовским» 8-конечным крестом, орудиями страстей, Голгофой и главой Адама
Артос без креста с изображением иконы Воскресения Христова
Канонические просфоры: Крестовые (с 4-конечным и 8-конечным крестом) и Богородичная (с монограммой имени «Мария»)
Для совершения литургии используется пять служебных просфор. На фото – четыре из них: Богородичная просфора, Девятичинная, Заздравная и Заупокойная. Почти все – со св. образами
2.19. Недопустимо использовать священные изображения, символы и знаки, а также образы священных предметов (Потир, наперсный или нательный крест, Библия, Евангелие и т.п.) при изготовлении съедобных предметов не богослужебного назначения (пряники, печенье, хлеб, пирожные, торты и т.п.).
«Торт на Крещение облит шоколадом (с шоколадными потеками), украшен фигуркой ангела, цепочкой с крестиком и Библией». Источник изображения и текста: сайт производителя
2.20. К текстам религиозного характера, а также к текстам, где упоминается имя Божие, имена Богородицы, ангелов, святых угодников, необходимо относиться с особым благоговением, где бы они ни встречались (в церковной, светской печати, на баннерах и т.п.).
Недопустимо использовать их в бытовых целях, равно как и утилизировать вместе с обычным мусором. При утилизации сжигать в чистом месте.
Представляется неуместным печатать тексты религиозного характера (цитаты из Священного Писания и т.д.) на повседневной одежде (футболках, головных уборах и т. д.). Во-первых, это очевидное нарушение третьей заповеди Декалога: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно» (Исх. 20, 7). Во-вторых, это снижение образа. В-третьих, такой подход к исповеданию веры скорее свойственен протестантской культуре с ее более демонстративным характером.
В православной традиции священные знаки и образы, надписи, состоящие из святых молитв и цитат из Священного Писания, используются на небогослужебной одежде только в облачении схимника – монаха, принявшего великую схиму, т.е. давшего особо строгие монашеские обеты, отрекшегося от мира и всецело посвятившего себя служению Богу.
Майка с принтом «Голгофский крест»
2.21. Недопустимо использовать священные изображения (в том числе стилизованные), а также священные тексты в качестве элементов дизайна профанных (обыденных) предметов и интерьеров. То и другое является осквернением сакрального и кощунством против христианской святыни.
Оформление кухни в частной квартире. Керамическая плитка, расписанная в псевдонародном стиле с шаржированными образами Божией Матери, мультиплицированными (повторяющимися подряд) образами святителей и святых в окружении профанных изображений. На плитках с текстом угадываются фрагменты евангельской притчи о блудном сыне (Лк. 15, 11–32).
Оформление кухни в частной квартире. Шаржированные портреты хозяев и их кота. Надпись вокруг портретов – цитата из Евангелия (Лк. 15, 11–32) на церковнославянском языке: (вокруг мужского портрета) «Яко братъ сь мрьтвъ бе и оживе изгыблъ бе и обретеся»; (вокруг женского портрета) «Чадо ты всегда съ мъною еси и вься моя твоя суть»; (вокруг кота) «И приведъше тельць оупитанный зако[лите и ядше веселимся]»
Приведенный пример относится к частному пространству, которое доступно лишь хозяевам и их гостям. Оформление же в «религиозном стиле» публичных пространств становится вызовом для многих верующих людей. Так, в интерьерах Интернет-кафе РГГУ использованы священные изображения разных религий, в том числе христианства. В результате такого смешения (кощунственного самого по себе) сакральный сюжет росписи алтаря православного храма – причащение апостолов – используется как «задник» для сцены, на которой выступают отнюдь не церковные хоры, а рок-группы с соответствующим репертуаром. Подобное не может не оскорблять чувств верующих. К сожалению, интерьер кафе так и не претерпел изменений.
Интернет-кафе РГГУ. Рок-группа с гитарами выступает на фоне копии сюжета «Причащение апостолов»
2.22. Священные изображения и тексты (включая псалмы) не могут и не должны использоваться в качестве «православных оберегов», смешиваться с оберегами из чуждых религиозных традиций, а также в различных магических обрядах. Христианам следует отвращаться от таковых и избегать совершающих подобное.
В отношении производителей таких товаров действует 20-е правило Номоканона об их отлучении от Церкви (если таковые к ней принадлежат, конечно) и необходимости избегать их самих и их продукции:
«Глаголет бо святый Иоанн Златоуст, яко аще и Святыя Троицы имя глаголется на сицевых, аще и святых будут призывания, аще и знамение крестное наводится, бежати подобает сицевых и отвращатися»[22].
Номоканон прямо запрещает христианам носить на себе тексты псалмов Царя Давида или имена мучеников
Номоканон прямо запрещает христианам носить на себе тексты псалмов Царя Давида или имена мучеников[23]. Это правило относится и к поясу «Живый в помощи», на котором обычно также помещают изображение Честного Креста, ангелов и др. Псалом 90 («Живый в помощи…») нужно читать как молитву, умом и устами, а не носить на теле его начертание как обрег.
Икона Спасителя с «глазом Фатимы» и Распятиями в качестве подвесок
Псалом 90 часто используют производители «ювелирных изделий для православных». Можно встретить кольца и браслеты с резным церковнославянским текстом этого псалма. Причем изготовители убеждают покупателей, что это древняя традиция (а не нарушение канонов) и для солидности даже приводят слова о силе молитвы известных священнослужителей.
Браслет «Псалом 90», серебро. «Браслет в виде широкой полосы покрыт резными словами 90-го псалма – ‟Живый в помощи Вышнего”. Эта молитва – мощное ограждение от любого зла, ‟сильное оружие на демонов, испытанное многими поколениями” (иеромонах Иов (Гумеров)). Существует традиция иметь всегда при себе текст молитвы» (Источник: сайт Интернет-магазина). Однако иметь «при себе» и «на себе» не одно и то же.
2.23. Изготовление и продажа священных предметов (в т.ч. священных изображений), предназначенных для православных христиан, должна осуществляться лицами, принадлежащими к Православию.
Для этого целесообразно создать уполномоченный церковный орган, который бы выдавал соответствующие официальные церковные благословения (разрешения, лицензии), по образцу православного книгоиздания, когда для распространения книг в церковных магазинах требуется их одобрение Издательским Советом РПЦ.
К какому абсурду приводит бесконтрольное и нелицензируемое Церковью изготовление и распространение «товаров для православных», видно из такого примера, как декоративные свечи с иконами некоего «свечного заводика» (название и адрес не указываем из принципиальных соображений).
«Свечи с иконописью. Отправляем по Украине и России. На свечу можно наносить любой лик святого по желанию заказчика, с обратной стороны наноситься молитва, дополнительно свечи украшают стразами» (орфография оригинала). На фото свечи подписаны: «Вел. Муч. Целитель Пантелеимон», «Св. Николай Чудотворец», «Господь Вседержитель», «Обр. Пр. Бцы Владимирской». (Источник изображения и текста: сайт производителя)
Этот же свечной завод производит одновременно и «магические свечи», которые рекламирует на своем сайте наряду с декоративными свечами (украшенными живописью, логотипами компаний по заказу и т.п.). Причем в разделе сайта, подробно рассказывающем о магических свечах и оккультных с ними ритуалах, в качестве примера приводятся в том числе и свечи с иконами.
Таким образом, якобы освященный, «церковный» и «православный» товар изготавливают или откровенные оккультисты, или (в лучшем случае) совершенно беспринципные люди, готовые зарабатывать на чем угодно.
«Церковный» товар изготавливают или откровенные оккультисты, или совершенно беспринципные люди
2.24. Утилизация предметов со священными изображениями и текстами.
В случае прихода в негодность, обветшания освященные предметы и священные изображения должны утилизироваться благочестивым способом: репродукции икон и священных изображений, издательская продукция, имеющая священные изображения (журналы, газеты, календари и т.п.), подлежат сожжению в церковных печах приходских храмов, монастырей, церковных учреждений или сжигаются самостоятельно владельцем в домашних условиях в чистом месте. В последнем случае желательно сжигать в специально выделенном для этого металлическом контейнере (в мангале, бочке, ведре и т. п.). Оставшийся пепел следует ссыпать в какое-то непопираемое место (где не ходят люди, не бегают кошки и собаки) или в проточную воду (реку и т.п.), если она более или менее чистая.
Сжигать святые образы, находящиеся в хорошем состоянии, неблагочестиво.
III. Необходимые меры по противодействию профанации священного
В отличие от ситуации VIII–IX вв., современное иконоборчество приняло другие формы: оно безостановочно тиражирует святые и дорогие нашему сердцу образы, превращая их в ходовой товар, в средство обогащения для себя и в кощунственную насмешку над нашей верой. И если мы этого не понимаем, то, участвуя в такой купле-продаже, совершаем грех по неведению. Если же понимаем, то согрешаем сознательно, за что и отвечать будем перед Богом как за сознательное кощунство.
3.1. «Рыночные» меры борьбы с профанацией священного
С рынком можно бороться рыночными же мерами. Отсутствие спроса на продукцию заставит производителя изменить свою маркетинговую политику и искать другие способы привлечения покупателей. Если у потребителей будет спрос не на «православный глянец» (оформление упаковки товаров иконами и изображениями храмов), а на соответствие продукции норме иконопочитания, то убытки от нераспроданных товаров «рыночным механизмом» принудят производителя изменить свою политику.
Иконопочитатели должны объявить бойкот любой продукции, которая противоречит условиям иконопочитания
Исходя из этого, иконопочитатели сегодня должны объявить мирный бойкот любой продукции, которая противоречит норме и условиям иконопочитания и благочестивого использования священных изображений. Для этого следует буквально исполнять приведенные выше рекомендации: отказаться от производства, продажи и любых иных способов распространения, а также приобретения предметов, на которые нанесены священные изображения, если эти предметы предназначены для бытового, профанного использования, а не для молитвы.
3.2. Поиск альтернативных торговле источников финансирования жизнедеятельности Церкви
В церковной жизни сегодня есть насущная необходимость поиска иных способов материального обеспечения православных приходов. Не секрет, что отсутствие достаточных финансовых средств для обеспечения жизнедеятельности прихода (оплата коммунальных услуг – электричество, водоснабжение, отопление и др., материальное обеспечение духовенства и причта, расходы на благотворительную деятельность и т.д.) понуждают многих настоятелей искать источник финансирования в торговле разнообразными товарами, не только далекими от собственно духовных целей (например, продуктами питания[24]), но и совсем уж сомнительными и даже душевредными («православные» сувениры с уклонением в обереги и т.п.). Примеры такой продукции приводились в наших публикациях. Одним из негативных последствий такой слишком обширной торговли в Церкви являются, выражаясь современным языком, репутационные потери и получение поводов к нередким упрекам в том, что «Церковь – это бизнес».
Альтернативой такому способу финансирования церковной организации может стать возвращение к церковной десятине в том или ином виде[25].
3.3. Разработка и принятие общецерковных регламентирующих документов
Наконец, свое веское и авторитетное слово должно сказать наше священноначалие.
В комментариях к публикациям авторов в православных СМИ по данной тематике многие читатели справедливо отмечали настоятельную необходимость решения рассматриваемых проблем на высшем церковном уровне, для чего предлагалось принять соответствующие общецерковные документы Священным Синодом Русской Православной Церкви или Архиерейским Собором.
Необходимо сказать, что работа над проектом такого документа уже давно ведется. 28 января 2015 года президиумом Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви были одобрены темы к рассмотрению его комиссиями на период 2015–2018 гг.[26] Комиссии по вопросам богослужения и церковного искусства, среди прочих тем, предписывалось подготовить проект общецерковного документа на тему «Изготовление и использование священных изображений; эстетические и церковно-канонические нормы создания произведений современного церковного искусства».
В процессе работы Комиссии тема была переформулирована следующим образом: «Священные изображения и современная практика иконопочитания». Данная формулировка наиболее близка к обсуждаемой теме. К сожалению, в указанный срок документ не был подготовлен, и работа над ним перенесена на следующий период.
Остается ждать, когда работа над проектом этого документа будет закончена, и он будет представлен на общецерковное обсуждение.
IV. Заключение
Перечисленные выше и ставшие для многих привычными и потому незаметными недостатки и упущения в нашей церковной жизни, в православном обиходе и бытовом благочестии некоторые могут посчитать уже устоявшимся церковным обычаем, не подлежащим исправлению или изменению. Однако это неверно.
О неправильных обычаях в Церкви священномученик Киприан Карфагенский († 258) говорил:
«Незаметно утвердившийся обычай не должен служить препятствием к победе и утверждению истины. Ибо обычай без истины есть только старое заблуждение, да последуем истине… На сию-то истину указывая, Христос говорит в Своем Евангелии: Я есмь путь и истина (Ин. 14, 6). Посему, если мы во Христе и Христос в нас, если пребываем в истине и истина в нас пребывает, то будем держаться только того, что истинно и справедливо»[27].
Для того чтобы оставить заблуждение и открыть истину, продолжает сщмч. Киприан, следует обратиться к «источнику и началу Божественного Предания»:
«Если в ком-нибудь истина начнет колебаться и ослабевать, то мы тотчас же должны обращаться к ее Господнему началу, евангельскому и апостольскому преданию, и побуждение нашей деятельности должно возникать оттуда же, откуда возник самый порядок и начало»[28].
Таким образом, для исправления неправильного обычая необходимо обратиться к Священному Писанию и Преданию, к догматам, утвержденным Вселенскими Соборами, к мудрости святых отцов нашей Церкви, что и постарались в меру своих скромных сил сделать авторы данных публикаций.
Неблагоговейное отношение к священным изображениям – не мелочь и не пустяк
Неблагоговейное отношение к священным изображениям – не мелочь и не пустяк. Как честь, воздаваемая образу, восходит к Первообразу, так и неблагоговейное, неблагочестивое отношение к священным изображениям, в конечном счете, есть неблагоговейное и неблагочестивое отношение к самим первообразам, их профанация и даже поругание. Массовое распространение сегодня этого печального явления уже называют «новым иконоборчеством».
Прп. Феодор Студит об иконоборчестве своей эпохи говорил:
«Эта ересь… мне непросвещенному кажется ничем иным, как отречением от Христа. Ибо, если в образе выражается первообраз, как говорит премудрый Дионисий [Ареопагит]; и если чествование образа относится к первообразу, как говорит Великий Василий; а ныне икона Христова унижена, отвергнута, попрана христоборцами; то в иконе и чрез икону Христос отвергается, безславится, унижается по-иудейски; иначе рассуждать об этом нельзя»[29].
Помоги нам всем, Господи, быть внимательными, вдумчивыми Твоими почитателями и не попусти нам стать таковыми неоиконоборцами.
Обращаемся ко всем с просьбой ознакомить с данными рекомендациями своих знакомых и близких, священнослужителей и мирян. Всем нам необходимо приложить большие усилия для того, чтобы быть благоговейными, благочестивыми почитателями икон, остальных священных изображений и Слова Божия[30].
Догмат иконопочитания, принятый на VII Вселенском Соборе, выстрадан Церковью и обильно полит кровью мучеников и исповедников. Наше право почитать иконы куплено «дорогою ценою» (1 Кор. 6, 20), которая есть кровь и страдания праведников за веру. Тем больший спрос с нас за то, как мы сами относимся к священным образам и что мы позволяем в отношении их делать «внешним».
Будем духовно трудиться и молиться, чтобы благочестивое отношение к священным изображениям повсеместно утвердилось в нашем народе.