Православный календарьПравославный календарь
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.

Просфоры, артосы и… торты для батюшек

Проблемы современного иконопочитания. Часть 5

Предыдущие части серия статей «Проблемы современного иконопочитания»:

В последнее время все более широкое распространение в православной и церковной среде получает практика использования священных изображений на продуктах питания, как правило на кондитерских изделиях. Самое «безобидное» – это изображение храма на пасхальном пироге. Однако на тортах можно встретить и наперсный крест священника, и митру архиерея, и съедобное Евангелие из марципана, и Потир (Евхаристическую Чашу), и икону, да и самого батюшку… В самую пору задаться вопросом: откуда есть пошло сие «священное гортанобесие»?

Откуда на Руси пошли просфоры и артосы со святыми иконами

Согласно действующему ныне Типикону (отражающему богослужебную практику XVII в.), артос есть «просфора всецелая со крестом, на ней изображенным»[1]. В последовании артоса указывается, что в течение Светлой седмицы все действия с ним совершаются одновременно с иконой Воскресения:

  • «…вземшу иерею образ Воскресения Христова, диакону же приимшу от инаго артос».
  • «И вшедше в трапезу поставляют праздник [праздничную икону] и артос на местех их».

Там совершается обряд целования артоса («просфоры»). Из трапезной братия исходит «предъидущу иерею со иконою Воскресения Христова и диакону со артосом»[2]. И только в субботу Светлой седмицы после отпуста Литургии диакон несет в трапезную «артос, без образа Воскресения Христова»[3] (в обоих смыслах – без сопровождающей иконы и без образа на самом артосе – добавим мы!).

Артос с «дониконовским» 8-конечным крестом, орудиями страстей, Голгофой и главой Адама Артос с «дониконовским» 8-конечным крестом, орудиями страстей, Голгофой и главой Адама

В позднейшее время «в русской практике» стали изготавливать артос с изображением вместо креста «образа Воскресения Христова», то есть соединять в одном два разных несовместимых богослужебных предмета – икону и просфору (что были вынуждены отметить авторы соответствующей энциклопедической статьи[4]).

Артос без креста с изображением иконы Воскресения Христова Артос без креста с изображением иконы Воскресения Христова

Артос без креста с аббревиатурой ХВ («Христос воскресе») Артос без креста с аббревиатурой ХВ («Христос воскресе»)

Раздробление артоса с образом Воскресения Христова Раздробление артоса с образом Воскресения Христова

Раздробленный артос с фрагментом образа ангела с иконы Воскресения Христова. Очевидно, что и образ Христа был так же рассечен, что трудно назвать благочестивым действием Раздробленный артос с фрагментом образа ангела с иконы Воскресения Христова. Очевидно, что и образ Христа был так же рассечен, что трудно назвать благочестивым действием

Относительно просфор профессор Н.И. Барсов (1839–1903) сообщает, что с древнейших времен она имеет

«форму несколько сплюснутого кружка, род небольшой толстой лепешки, с оттиснутым сверху изображением креста. Такой вид просфора имела уже в IV веке, о чем ясно говорит Епифаний Кипрский»[5].

В Восточной Церкви еще до провозглашения христианства господствующей религией при императоре Константине на «древнейших экземплярах печатей греческих евхаристийных хлебов» при кресте появилась надпись:

, то есть NIKA.

У сирийцев и египтян печать евхаристического хлеба представляла собой множественное изображение крестов, нередко с надписью по кругу: αγιος ίσχυρος.

Сегодня в Православной Церкви просфора имеет древнейшую печать, изображающую четырехконечный крест, со словами:

В России эта печать была утверждена Московскими соборами 1666 и 1667 годов. Последний при этом наложил запрет на использование печатей с восьмиконечным крестом, сохранившихся до наших дней у старообрядцев[6]. Однако этот запрет (как и другие клятвы на старые русские обряды) через 300 лет был отменен Поместным собором 1971 года[7]. Таким образом, к настоящему времени печать для просфор в Русской Церкви, утвержденная ее Поместными соборами, должна иметь только четырехконечный или восьмиконечный крест.

Образцы печатей для просфор из книги: Sirmondus, Jacobus. Historia poenitentiae publicae: Eiusdem Disquisitio de Azymo,semperne in usu altaris fuerit apud latinos. – Paris, 1651. P. 122, 123 Образцы печатей для просфор из книги: Sirmondus, Jacobus. Historia poenitentiae publicae: Eiusdem Disquisitio de Azymo,semperne in usu altaris fuerit apud latinos. – Paris, 1651. P. 122, 123

Канонические просфоры: крестовые (с 4-конечным и 8-конечным крестом) и Богородичная (с монограммой имени «Мария») Канонические просфоры: крестовые (с 4-конечным и 8-конечным крестом) и Богородичная (с монограммой имени «Мария»)

Правда, Барсов оговаривает:

«В виде исключения, высшей церковной властью разрешается некоторым церквам, особенно монастырям, иметь печати для просфор с другими изображениями, например с изображениями святого монастыря или праздника, в честь которого сооружен храм (Преображенский всей гвардии собор в СПб имеет для просфор печать с изображением Преображения Господня и т.п.)»[8].

Обычай размещать на просфорах иные кроме креста изображения появился только в Синодальный период

Из сказанного следует, что обычай размещать на просфорах иные кроме креста изображения появился только в Синодальный период. Это свидетельствует о характерном для того времени упадке церковной культуры и утрате понимания значения и назначения святых образов (икон).

Следует помнить, что просфоры и артос не являются предметами долговременного хранения, но прямо предназначены для скорого вкушения верующими во избежание их порчи. VII Вселенский Собор требует изготавливать священные изображения из долговечных и не разрушаемых (а значит – несъедобных) материалов и не знает иконопочитания в форме поедания священных изображений.

Вкушение верующими просфор с лицевыми изображениями превращается в иконофагию – поедание «иконы» (образа), что по внешней стороне походит на существовавшие ранее магические практики вкушения «обрядового хлеба»[9].

Использование артосов с образом Христа, а также просфор с образами Спасителя, Богородицы и святых ведет к регрессу религиозного сознания христиан, поскольку напоминает языческую теофагию – поедание бога, олицетворяемого изделиями из хлеба и злаков в форме человеческой фигуры, практиковавшейся в Древнем Риме, у ацтеков и других народов мира[10].

Древняя Церковь, борясь с языческими пережитками в быту и в церковном обиходе, максимально дистанцировалась от всего, что могло направить сознание людей на неверный путь, а именно в сторону от богооткровенной христианской истины и невольно спровоцировать падение в «естественную религию», какой является даже развитое язычество, а тем более примитивная магия. Поэтому и в наше время необходимо также избегать всего, что по своему содержанию оказывается сходным с языческими и магическими практиками.

Использование артосов и просфор с образами Христа, Богородицы и святых сходно с языческими практиками и напоминает теофагию

К сожалению, практика размещать иконы Христа, Богородицы и святых на просфорах успела широко распространиться и стать привычным заблуждением, выдаваемым за общее правило. Так, в одном православном журнале статья «Просфора» учит читателей, что служебная Богородичная просфора – это «большая просфора с печатью МАРИЯ или образом Богородицы». Статья с этим поучением рекомендуется журналом для занятий по программе «Основы православной культуры».

Для совершения Литургии используется пять служебных просфор. На фото – четыре из них: Богородичная просфора, Девятичинная, Заздравная и Заупокойная. Почти все – со святыми образами Для совершения Литургии используется пять служебных просфор. На фото – четыре из них: Богородичная просфора, Девятичинная, Заздравная и Заупокойная. Почти все – со святыми образами

А один из епархиальных сайтов напоминает читателям названия служебных просфор и помещает фотографию, на которой Богородичная просфора имеет образ Богородицы, а заздравная и заупокойная – образы святых (см. фото).

Соответственно запросам православных приходов и монастырей мастерские по изготовлению печатей для просфор предлагают широкий ассортимент деревянных и металлических печатей с иконами Спасителя, Богородицы, двунадесятых праздников, святых угодников и т.д. Спрос рождает предложение, а предложение подстегивает спрос. И теперь просфоры с иконами могут, вероятно, выпекать и без дозволения «высшей церковной власти», о чем когда-то писал Барсов.

Печать для просфор «Покров Пресвятой Богородицы» и ее оттиск Печать для просфор «Покров Пресвятой Богородицы» и ее оттиск

Итак, печать ликов святых, Господа и Богородицы на просфорах и артосах – это достаточно поздний обычай, свидетельствующий об утрате понимания предназначения священных изображений и должного обращения с ними. Представляется правильным вернуться к подлинной церковной традиции, для чего следует исполнять предписания Типикона и церковных соборов, относящиеся к артосам и просфорам.

Торт для батюшки и не только

К большому сожалению, общая ситуация складывается так, что неканоничные священные изображения с просфор и артосов переходят на бытовые продукты питания, что значительно усиливает процесс профанации сакральных образов.

Так, в последнее время всё большее распространение получает обычай изготовления кулинарных изделий с использованием изображений не только православных храмов, но и Креста, Библии (Евангелия), Евхаристических сосудов, ангелов, святых икон и др. Светские производители тортов активно расширяют ассортимент своих изделий за счет «товаров для православных». Так, наряду с заказными тортами к свадьбе, дню рождения, профессиональным праздникам и т.п. появились сладости для празднования Крещения младенца. Кулинары ничтоже сумняшеся предлагают своим клиентам поедать и фигурки младенцев, и ангелов, и Библию, и крещальный крестик с цепочкой…

«Торт на крещение – Ангел». Возможно, съедобен не только ангел, но и икона святой, в честь которой, вероятно, крещен младенец «Торт на крещение – Ангел». Возможно, съедобен не только ангел, но и икона святой, в честь которой, вероятно, крещен младенец

«Торт на крещение облит шоколадом (с шоколадными потеками), украшен фигуркой ангела, цепочкой с крестиком и Библией» (описание производителя) «Торт на крещение облит шоколадом (с шоколадными потеками), украшен фигуркой ангела, цепочкой с крестиком и Библией» (описание производителя)

Торт со съедобным иконостасом Торт со съедобным иконостасом

Некоторые кулинары умудряются изобразить все подробности Таинства Крещения, а заодно и храмовый иконостас. Торт превращается в съедобную «фотографию» происходившего в храме, «фотографию», подлежащую уничтожению в желудках родителей и гостей, ради желания удивить которых и заказываются кощунственные «шедевры кулинарии».

Торт становится «фотографией» происходившего в храме, которая кощунственно будет уничтожена – съедена

Если действия светских производителей еще можно объяснить незнанием предмета, непониманием догматов христианской веры, погоней за покупателем и проч., то подобные поступки церковных людей вызывают только недоумение и крайнее сожаление. Логику действий здесь можно понять: если допустимо вкушать образ Богородицы и святых на просфорах, а образ Спасителя на артосе, то тогда можно съесть наперсный крест из кулинарной мастики или марципана вместе с Потиром и Евангелием.

Торт для батюшки Торт для батюшки

Стоит заметить, что этот обычай скорее всего заимствован у инославных, где подобные съедобные «презенты» по разным поводам получили широкое распространение (чтобы убедиться в этом, достаточно сделать поиск в интернете по ключевым словам «торт для пастора» и т.п.).

«First Holy Communion Cakes». Торт для поздравления с первым Причастием у римо-католиков. В Потире видны облатки «First Holy Communion Cakes». Торт для поздравления с первым Причастием у римо-католиков. В Потире видны облатки

На практике встречаются торты не только для священников, но и для… архиереев – в виде архиерейской митры (с крестом и накладными иконками) или более сложных композиций из митры, архиерейской мантии, жезла и панагии.

Торт «Митра» с иконами Христа и Богородицы Торт «Митра» с иконами Христа и Богородицы

Праздничные пироги с… церквями

Другой далекий от истинного православного благочестия обычай в современной России – это изготовление рекордно больших тортов и пирогов опять же с церковной тематикой и на церковные праздники. Так, российский интернет обошли видеоролики и фотографии гигантских пасхальных куличей (в 300, 500 кг!), которые публично освящают православные священники, а затем потребляют все желающие.

Разрушение кулинарного образа храма означает символическое разрушение храма настоящего

В этом не было бы особой беды (хотя в такой гигантомании и угадывается тщеславие), если бы подобные изделия не украшались изображениями храмов (часто кафедральных соборов той или иной епархии), а иногда и фигурами ангелов или иконами. Ведь все эти православные соборы также будут публично, на виду у всех безжалостно разрезаны, разломаны и съедены. Но разве в этом состоит наше почитание дома Божия? Кулинарный образ храма возводит наш ум к его первообразу – настоящему храму. И поругание или разрушение первого означает символическое разрушение второго. Тем самым все участники подобного действа символически уподобляются тем богоборцам, которые боролись с Церковью почти весь XX век.

Гигантский кулич в Москве с храмом Христа Спасителя, Большим театром и зданием Московской мэрии Гигантский кулич в Москве с храмом Христа Спасителя, Большим театром и зданием Московской мэрии

Потреблять московский кулич начали с «подкопа» под здание мэрии Потреблять московский кулич начали с «подкопа» под здание мэрии

Подобные вещи происходят в нашей действительности наряду со здоровым способом выразить прихожанами любовь и уважение к своему духовному пастырю: испечь и без «духовных» изысков украсить торт или праздничный пирог цветами и соответствующей надписью.

Пример нормального торта без «духовных» излишеств – поздравление священника с днем Ангела Пример нормального торта без «духовных» излишеств – поздравление священника с днем Ангела

Торт должен быть всего лишь кулинарным продуктом – съедобным, вкусным, красивым, свободным от какого-либо неблагочестия. Это так просто сделать. Надо только отказаться от использования ненужной и неуместной церковной и христианской символики: изображений храмов, святых образов и священных предметов.

Торт от «светской фирмы» Торт от «светской фирмы»

Мы не сможем с чистой совестью упрекнуть в чем-то светских производителей, пока не наведем должного порядка в своей церковной среде.

Заключение

Из вышесказанного можно сделать следующие выводы.

1) Размещение на артосах изображения Господа Иисуса Христа, а на просфорах – образов Спасителя, Богородицы и святых не соответствует древней церковной традиции.

2) Не соответствует норме иконопочитания использование священных изображений и изображений священных предметов (храм Божий, Библия, Потир, наперсный крест и т.п.), а также священных символов и знаков при изготовлении съедобных предметов небогослужебного назначения (пряники, печенье, хлеб, пирожные, торты и т.п.).

Отход от канонических изображений при изготовлении богослужебных съедобных предметов – просфор и артосов, – вероятно, мотивирует некоторых людей на их размещение (в том или ином виде) на продуктах питания (торты, пироги, пряники и т.п.), используемых в общецерковной практике во внебогослужебной сфере.

Очевидно, что в таких условиях Церковь не сможет требовать от «внешних», то есть светских, производителей отказа от подобной практики при производстве продуктов питания и упаковки к ним. Вследствие этого профанация священных изображений в российском обществе будет только разрастаться.

Поэтому представляется правильным в кратчайшие сроки отказаться от указанной практики в церковной среде.

Рейтинг: 9.9 Голосов: 1645 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

[1] Типикон, сиесть Устав: В 2 т. Т. 2. СПб., 1997 (Репр.) С. 945.

[2] Там же. С. 944–947 (последование артоса).

[3] Там же. С. 956–957.

[4] Желтов М.С., Рубан Ю.И. Артос // Православная энциклопедия. Т. 3. С. 470–472.

[5] Просфора // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 т. Т. 25а. СПб., 1898. С. 503–504. Выделено нами. – Авт.

[6] Деяния Московского Собора о разных церковных исправлениях в 1666 году. Деяние 11. Л. 35–48. См.: Л. 36 оборот – 37. Также см.: Деяния Московского Собора о разных церковных исправлениях в 1667 году. Л. 2.

[7] Поместный Собор РПЦ 30 мая – 2 июня 1971 года. Документы, материалы, хроника. М., 1972. С. 129–131.

[8] Просфора // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. 25а. С. 503–504.

[9] Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. М.: Лабиринт, 2000. С. 32–36.

[10] Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь. М.: АСТ, 1998. С. 502–517.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Принципы благочестия Принципы благочестия
Свящ. Алексий Кнутов, Владимир Немыченков
Принципы благочестия Принципы благочестия
Проблемы современного иконопочитания. Часть 4
Владимир Немыченков, Священник Алексий Кнутов
Священные изображения в храме не должны располагаться по высоте ниже уровня пояса взрослого человека.
Упаковка, фирменный стиль и наша ответственность Упаковка, фирменный стиль и наша ответственность
Владимир Немыченков, Священник Алексий Кнутов
Упаковка, фирменный стиль и наша ответственность Упаковка, фирменный стиль и наша ответственность
Проблемы современного иконопочитания. Часть 3
Владимир Немыченков, священник Алексий Кнутов
Мы ответственны пред Богом за священные изображения, которые приобретаем. И согрешает не только производитель, выпускающий «православную упаковку» и православный кич, но и покупатель.
Икононебрежение в печатной продукции Икононебрежение в печатной продукции
Владимир Немыченков, Священник Алексий Кнутов
Икононебрежение в печатной продукции Икононебрежение в печатной продукции
Проблемы современного иконопочитания. Часть 2
Священник Алексий Кнутов, Владимир Немыченков
Святые лики на обложках книг, в журналах и газетах, в календарях низведены до уровня иллюстрации, и это такая же профанация священного, как упоминание имени Божиего всуе.
Комментарии
Инна14 марта 2020, 14:46
Дорогие братья и сестры, кто ругает телеканал Спас за рекламу. Давайте посмотрим на это с другой стороны. Раньше телеканал пытался существовать на пожертвования, но разве много мы жертвуем на канал?! Сомневаюсь. А канал хочет развиваться, без рекламы это невозможно. Реклама там транслируется не пошлая, сдержанная. Но зато канал растёт, становится интереснее.
р.Б.Сергий13 марта 2020, 13:03
для "Артем12 марта 2020, 15:10" Позволю с Вами не согласиться по следующим основаниям :1) На мой взгляд,следует различать рекламу мирских продуктов и услуг и проповедь Слова Божьего.Излишняя назойливость в этом вопросе может только вызвать отторжение у людей невоцерковленных.Что касается поедания кулича с изображением церкви,то как вы отнесетесь к поеданию торта с изображением дорогого Вам человека? Ведь церковь,это не только здание храма-который является домом Божьим,но и в бОльшей части люди прихода.2)изображение храмов на пакетах и упаковках не имеет,вроде бы,ничего плохого,до тех пор,пока,не придеться эти предметы утилизировать.В мусорное ведро или?
Артем12 марта 2020, 15:10
вот давайте честно. сколько сейчас рекламы шампуней, носков, ресторанов, других всяких услуг? с ума сойти можно. поэтому не вижу ничего особенно страшного в поедании кулича с церковью. Что касается пакетов с храмами, ходите с ними по улице - это ведь молчаливая проповедь. только, естественно, не с рваным.
Феофил 9 марта 2020, 14:57
Ответ на реплику "Ваш друг Д." В данной публикации есть ссылки еще на четыре части. В одной из них есть тема,о которой Вы пишите. Да многое др.перечислено из неподобающего отношения к св.образам в нашей православной жизни. Сергею (7 марта). Указ о вере издать нельзя,поскольку в Конституции есть норма свободы совести - исповедания любой религии или никакой. Но священноначалие может издать документ,регулирующий использование св.образов в богослужебной и в небогослужебной сфере, обязательный для членов Церкви, в первую очередь для иерархии (священнослужителей). Собственно к этому авторы, видимо, и ведут дело, одновременно просвещая своими статьями мирян, да и духовенство тоже. Бог им в помощь!
Ваш друг Д. 8 марта 2020, 18:57
Авторам. Если в разработке ещё одна часть, то хотелось бы увидеть её раньше, а не через год:) Хотелось бы также прочитать обличение авторами моды на модификации икон в интернете: их нарезают в графических редакторах, приделывают надписи, лозунги, вставляют в демотиваторы, делают коллажи и проч. И это распространяется среди православной публики
Сергей 7 марта 2020, 22:26
Тема серьёзная, на самом деле. Вопрос стоит не о безвкусице, малообразованности или просто глупости. Это вопрос о кощунстве, отсутствии благоговения и ...веры. Эти явления обличают состояние души человека. Как бы вы отреагировали на предложение съесть тортик, с изображением вашего любимого человека, отошедшего в мир иной? А тут несравнимо большее. Если это ( просфоры, тортики и пр.) не возмущает священноначалие, значит ему легко вонзать копиЕ или нож в Божественный Лик. О чём тут говорить? Какие указы издавать? "Указ об обретении веры"? Может такой?
Сергий 7 марта 2020, 18:47
Михаил, спасибо.
Антоний 7 марта 2020, 14:43
Дорогая Татиана (6 марта 2020, 20:18), увы, телеканал "Спас" - это уже не православный телеканал с элементами телемагазина, а телемагазин с элементами православного телеканала. Вот включил прямо сейчас - реклама...
Роман 7 марта 2020, 14:34
Добрый день, а как быть с традицией изображать иконы, украшая ими кутю, на сколько я знаю. такая традиция есть и на Афоне, получается братия также согрешают, лично мое отношение резко негативное, все эти наклейки на пасхальные яйца, на бутылках с кагором и тд. везде святые изображения
ОльгаN 7 марта 2020, 06:56
Телеканалу Спас необходимо финансирование. Мы же, православные, добровольно не жертвуем, вот и приходится ему с телемагазинами сотрудничать.
Михаил 6 марта 2020, 22:56
Татьяне. В голову приходят два совета: 1) смотреть передачи в записи без рекламы, с некоторой задержкой; 2) вообще не смотреть этот канал ;). Уверяю Вас, если вместо этого посвятить своё время чтению Святых отцов, ничего не потеряете, а приобрести можно точно много. Говорю из опыта, а не как поучение. Простите.
Михаил 6 марта 2020, 22:28
Иоанне (Болгария). Как же я Вас поддерживаю! Своих друзей я строго предупредил, чтобы меня избавили от подобного "православного" спама. А если случайно что-то и придёт, то просто удаляю без всякого ответа. Нет в таких электронных посылках душевного чувства. Насколько тепло бывает на сердце, когда услышишь голос друга в телефоне, не говоря уж о личной встрече. Мир катится по проторенной дороге, вот только нам с ним не по пути. Дай, Господи, это осознать!
Татьяна 6 марта 2020, 20:18
Меня очень напрягает реклама на канале Спас. Когда рекламируют подвески с ликом Богородицы и Святых, испытываешь неловкое чувство. Или рекламируют подарочное Евангелие. Мне от этого тоже не по себе.
Иоанна, Болгария 6 марта 2020, 20:09
Предлагаю тему для грядущих исследований: электронные открытки - поздравления с христианскими праздниками. Засахаренные картинки с бездарными нескладными стихами и, еще хуже, если с песнями. Это не просто безвкусица. И, думаю, не только профанация. Проблема, разумеется, не в самих открытках, а в христианах, которые их рассылают вместо того, чтобы самим написать пару строчек в телефоне (уже даже на почту не нужно ходить, чтобы отправить!) или позвонить своим близким. Авторам статьи - большое спасибо за труды!
ОльгаN 6 марта 2020, 19:35
Торты и просфоры хоть один раз съедят, а вот пакеты с изображением храмов - это просто беда!!!
Михаил 6 марта 2020, 16:14
Сергию (продолжение). В связи с вышеизложенным, думаю, что бутылки из-под лампадного масла и вина можно спокойно выбрасывать. Вот только нужно обращать внимание на этикетку: там могут быть и кресты, и храмы, и иконы. Перед выбрасыванием их лучше соскоблить/уничтожить.
Михаил 6 марта 2020, 16:09
Сергию. Изложу свою точку зрения. Что-то в Требнике не встречаются молитвы на освящение лампадного масла и вина. Поэтому надписи на бутылках "освящено" вызывают большой вопрос. Теперь по сути. Лампадное масло освящается, когда оно возжигается в лампадах пред святыми иконами, таким образом соприкасаясь со святыней. Раздача верующим освященного масла из лампад является общераспространенной древней традицией. Еще есть чин освящения елея на литии (вместе с хлебами, пшеницей и вином), но это совсем другая история, никакого отношения к продаже в бутылках не имеющая. Что касается вина, то оно, как известно, используется при совершении таинства Евхаристии. Освящают ли его перед этим? Не уверен...
Мария П. 6 марта 2020, 13:25
Этот вопрос пора выносить на рассмотрение заседания Синода (в полном объеме, учитывая наличие проблемы, изложенное в предыдущих частях публикации). Просто к совести взывать - бесполезно. Статья только обозначила проблему. Тот, кто имеет страх Божий, и без того поступает и будет поступать по нему. А кто его не имеет - до таковых даже и не дойдет смысл ("у которых бог века сего ослепил умы", 2Кор. 4:4). Тема поднята авторами уже давно, задевает за живое. Проблему надо решать "сверху", т. к. те "православные", которым эта проблема - не проблема, а норма, боятся, и то относительно, только высшее священноначалие. Торт в виде митры - это вообще какое-то безумие! Судя по снимку, его, видимо, СЪЕЛИ!
Феофил 6 марта 2020, 12:34
Наконец-то у авторов и редакции сайта дошли руки до просфор и артосов! Давно уже православные волей-неволей превращаются в иконофагов, потребляя св.образы на освященных хлебах вопреки древнему Преданию Церкви. Поры бы священноначалию запретить это повсеместно.
Сергий 6 марта 2020, 11:55
Куда девать бутылки от лампадного масла и освящённого кагора?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×