The Mystical as Political Авторы статьи благодарят читателей портала «Православие.Ru» за отклики и внимание к опубликованной первой работе о проблемах современного иконопочитания.
В частности, из замечаний нередко встречались мнения о том, что высказанное в статье пожелание избегать производства и приобретения бумажных икон – это крайность. Уточним, что данная рекомендация исходит из понимания, что массовое тиражирование и предельная дешевизна таких икон приводит не только к тому, что они быстрее приходят в негодность, чем иконы, изготовленные из более надежных материалов, но еще и к тому, что на практике отношение к таким дешевым иконам бывает менее внимательным и почтительным. Со временем они накапливаются (еще и потому, что верующие активно дарят такие иконы друг другу), возникают трудности с благочестивым хранением и уходом за ними и т.д. Поэтому для тех, у кого уже есть такие иконы и кто считает для себя допустимым и дальше их приобретать, правильным было бы помещать их в стеклянные рамки или по крайней мере ламинировать.
Тем не менее из сделанных комментариев явствует, что поднятая проблема действительно актуальная. Поэтому с большей надеждой на заинтересованность читателей предлагаем вашему вниманию дальнейшее раскрытие темы о благочестивом отношении к священным изображениям.
На основании догмата иконопочитания (см.: Часть 1) можно сформулировать и саму норму иконопочитания. Под такой нормой следует понимать использование священного изображения в соответствии с его предназначением согласно догмату, а именно для достижения таких целей как:
- молитва, обращение ума от образа к первообразу;
- явление человеку образа священного, приобщение его к священному через лицезрение сакрального образа;
- почитание священных изображений, т.е. воздаяние должной чести и поклонения первообразу через его образ на иконе, в том числе лобызанием (целованием устами), каждением фимиама (ладана), возжжением свечей и лампад;
- освящение профанного пространства жизни человека;
- благочестивое напоминание человеку о Священной истории и событиях нашего спасения, благодарение за это Богу и святых Его.
При условии:
- использования священных изображений в названных целях и сохранения их от обмирщения и смешения с профанным (обыденным);
- изготовления священных изображений из долговременных материалов для длительного благочестивого использования;
- размещения священных изображений в достойных местах или форматах, в которых они не будут подвергаться небрежному отношению или попранию, вольному или невольному.
Сравнение современной практики использования священных изображений с нормой иконопочитания позволяет любому человеку определить, соответствует ли такая практика догмату иконопочитания и преданию Церкви или нет, и сделать для себя соответствующие выводы: можно ли делать те или иные действия со священными изображениями, приобретать те или иные товары, имеющие священные изображения, не будет ли кощунством их употребление в быту и т.п.
В данной статье мы проанализируем в основном издательскую продукцию православного характера на соответствие указанной норме. При этом (как и прежде) под священными изображениями будем понимать любые изображения священного: иконы (в т.ч. живописного исполнения), Крест, православные храмы и часовни.
Иконы на обложках
Нам уже приходилось писать, что практика размещения икон на обложках книг, журналов, серийных изданий, первых и последних полосах газет, на обложках аудио- и видеодисков очевидным образом не соответствует правилам благоговейного иконопочитания[1]. Однако поскольку «воз и ныне там», «паки и паки» приходится говорить о том же.
Такими предметами крайне затруднительно и порой невозможно пользоваться благочестивым образом продавцам книжной продукции, читателям, библиотекарям и т.д.
Обложка DVD Известно, что когда верующий целует в храме икону, то благоговейно касается губами края ее поля; целует образ в «ручку», в «браду», но не в сам лик. В случае же обращения с указанными предметами человек вынужден браться руками за лик Господа, Богородицы или святого, класть развернутую книгу на стол, так что святой лик, изображенный на обложке, упирается и истирается о его поверхность. Кроме того, эти предметы носят в сумке вместе с предметами повседневного использования. Вынужденное использование благочестивыми верующими дополнительных обложек, покрывающих и предохраняющих священные изображения на таких предметах (например, на книгах), только подтверждает неправомерность подобного оформления продукции.
В витринах магазинов, церковных лавок и киосков по продаже периодики на такую продукцию нередко кладутся сверху другие товары, происходит расчет с покупателями, во время которого деньги и кошельки кладутся прямо на святые лики, что является очевидным кощунством.
Святитель Иоанн (Максимович) вырезал священные изображения даже из дешевых изданий и освящал их
Потому неудивительно, что оформление книг священными изображениями порицали святые наших дней. Так, известный грузинский святой нашего времени преподобный Гавриил (Ургебадзе) говорил: «Это непочтительное отношение, книга пачкается». Он отрезал такую обложку и хранил ее отдельно[2]. Святитель Иоанн Сан-Францисский (Максимович) очень трепетно относился к любым священным изображениям, которые попадали ему в руки, даже к самым незначительным и малоценным в художественном смысле. Он бережно вырезал их из всевозможных изданий, освящал их по чину Требника и раздавал на благословение всем, кто к нему приходил.
Пример удачного издания православной книги без икон на обложке Дореволюционная традиция церковного книгоиздания была совершенно иной. И в настоящее время при оформлении обложек большинства богослужебных книг (за исключением Евангелия и Апостола) используется только изображение Креста небольшого размера (например, Октоих). Получившая же теперь широкое распространение практика оформлять обложки различных православных изданий священными изображениями (не только символами и знаками, но и святыми образами), делать их элементом дизайна, своим следствием имеет неизбежное, хотя и невольное для многих, неблагоговейное отношение к священным изображениям и является их профанацией.
Современным издателям и производителям товаров следовало бы разработать способы благочестивого оформления своей продукции, а покупателям при выборе товара – руководствоваться соображениями о возможности или невозможности использовать приобретаемые предметы благочестивым образом, не погрешая против догмата иконопочитания, а главное – против Самого Священного и, в конечном счете, против Бога.
Священные изображения в периодических изданиях
Если публикация священных изображений в книгах в качестве иллюстративного материала или для знакомства с церковным искусством является оправданной, поскольку такие издания предназначены для долговременного использования, то в случае периодической печати против этого имеются серьезные возражения.
Во-первых, публикация репродукций и иллюстраций в виде священных изображений в периодической печати не соответствует благоговейному иконопочитанию, поскольку такие издания имеют временное ограниченное значение, в то время как догмат иконопочитания VII Вселенского Собора указывает на то, что священные изображения должны изготавливаться из долговременных материалов и для длительного пользования.
Во-вторых, поскольку периодические издания изначально предназначены для кратковременного использования, то закономерно возникает проблема их дальнейшего употребления, хранения и благочестивой утилизации.
В-третьих, из соображений ложно понятого «православного украшательства» издатели порой стремятся разместить на своих страницах как можно больше репродукций икон и других священных изображений, без которых зачастую можно было бы и обойтись.
Лики, используемые как иллюстрации, – такая же профанация священного, как упоминание имени Божиего всуе
Следует помнить, что каждый святой образ уникален, как и его первообраз. Поэтому неумеренное умножение священных изображений в рамках одной статьи или всего издания сводит эту уникальность на нет, превращая лики Спасителя, Богородицы и святых к простому иллюстративному ряду. Всё это неприметно ведет к такой же профанации священного, как упоминание имени Божиего всуе (напрасно), которое поэтому и запрещено третьей заповедью Декалога (см.: Исх. 20: 7).
Отдельных слов заслуживает публикация священных изображений в газетах. В отличие от журналов (ежемесячных, квартальных и т.п.) газеты по самой своей природе и функциональному назначению имеют очень короткий срок службы (как правило, несколько дней); по качеству полиграфии они стоят на последнем месте в общем ряду печатной продукции. В быту к газетам наиболее пренебрежительное отношение. Поэтому издатели православных газет заведомо обрекают своих читателей в лучшем случае где-то хранить или благочестиво утилизировать их продукцию, а в худшем – бросать где попало и тем самым совершать поругание святых икон, репродукции которых там напечатаны.
Поэтому издатели как газет, так и журналов должны помнить, что они как производители продукции в определенном смысле вводят в искушение своих читателей потенциальной профанацией священного (поруганием священных изображений) и потому вместе с ними несут за это ответственность перед Богом.
Широкое распространение сегодня публикации священных изображений в периодических изданиях хотя и успело стать чем-то вроде нового обычая, тем не менее противоречит букве и духу догмата иконопочитания. История Церкви знает немало обычаев, с которыми ей приходилось и до сих пор приходится бороться как с суевериями, или пережитками язычества (об этом см. в продолжении), или тем, что не соответствует ее Священному Преданию.
«Иконы-календари»
В отношении календарей справедливо все сказанное выше о журналах и газетах, поскольку календари суть продукты ограниченного по времени пользования.
Кроме того, следует иметь в виду, что предназначение даже церковного или православного календаря вполне рутинное, т.е. профанное: предоставлять информацию о числах, днях недели, месяца и года, праздниках, днях памяти святых и т.п. Человек смотрит в календарь именно с этой целью.
Если, например, на листе настенного или настольного календаря размещено священное изображение (часто это репродукция иконы), то оно становится второстепенной деталью, простой иллюстрацией наряду с пейзажем или любой другой картинкой в светских календарях, поскольку сам по себе календарь не предназначен для молитвенного делания – словесного или умного обращения к Богу.
Использовать календарь в качестве иконы – значит смешивать профанное и сакральное, обыденное получение информации и личное священнодействие верующего перед Творцом всяческих.
Для того, чтобы это стало очевидным, представьте, что в вашем храме к образам Спасителя, Богородицы, святителя Николая Чудотворца, преподобного Сергия Радонежского, великомученика Пантелеимона и другим иконам кто-то скотчем прикрепит снизу соразмерные иконам листы православного календаря на текущий месяц с буднями и выходными днями, праздниками, днями памяти святых, обозначением постных и скоромных дней и т.п. Во время службы диакон и священник (а то и епископ) обязаны будут, обходя храм, кадить такие иконы и кланяться им, то есть воздавать почести не только первообразам, но и листу календаря. Да и миряне, желая помолиться у святого образа, будут лицезреть перед собой таблицу календарных дней текущего месяца… Скорее всего и священнослужители, и миряне сочтут такое соединение кощунством и оскорблением святыни, однако дома мы с этим почему-то миримся, как мирятся с этим и производители календарей, и их продавцы.
При переворачивании страниц календаря лики и кресты оказываются тоже перевернутыми, что кощунственно
В календарях, изданных в виде книги или журнала, репродукции священных изображений играют ту же подчиненную иллюстративную роль, что в журнале или книге, умножая количество полиграфической продукции, подлежащей благочестивой утилизации.
В перекидных календарях технология соединения листов часто приводит к тому, что при их переворачивании священные изображения оказываются с перевернутыми вниз ликами или крестами, что неблагочестиво.
Календари высокого полиграфического качества после употребления порой затруднительно даже сжечь (об утилизации предметов священного характера см. в продолжении темы), поскольку они почти не горят, что создает дополнительные трудности для благочестивых верующих.
Календарь в развороте. При смене календарного месяца лист поднимается вверх, и все иконы будут перевернуты буквально вниз ликами
Карманные календарики в виде иконок сочетают в себе «родовые» недостатки малоразмерных бумажных иконок и календарей:
- соединяют в себе несовместимое – священное и мирское (обыденное), что ведет к профанированию первого;
- ими затруднительно благочестиво пользоваться в быту;
- по своему назначению (как календари) они не предназначены для молитвы;
- в качестве икон – по материалу – они недолговечны, подвержены порче, часто находятся в неподобающем для иконы месте и т.д.
Издание так называемых «православных численников», т.е. годовых отрывных календарей, следует признать наиболее неблагочестивым, если не кощунственным делом. Ради дешевизны эти календари издаются на низкокачественной газетной бумаге; имеют объем до 784 страниц (т.е. 392 листа, больше, чем дней в году). В процессе использования листы этого календаря необходимо отрывать и куда-то девать ежедневно, а каждый такой лист содержит иконы Спасителя, или Богородицы, или святых, или их жития, святоотеческие поучения, описания церковных праздников и чудес икон Божией Матери и т.п. И все это духовное богатство нашей Церкви хозяин календаря вынужден ежедневно или периодически (еженедельно? ежемесячно?) как-то утилизировать.
В связи со всем сказанным нужно признать неблагочестивым соединение календаря со священными изображениями.
Выводы
Проведенный анализ издательской и другой продукции, имеющей священные изображения, позволяет заключить, что норме иконопочитания не соответствует:
- практика размещения икон на обложках книг, журналов, серийных изданий, первых и последних полосах газет, на обложках аудио- и видеодисков и т.п.;
- публикация священных изображений в периодических изданиях (журналах, газетах, еженедельниках и т.п.);
- публикация священных изображений в календарях различного типа.
Поэтому лучше не создавать, не продавать, не распространять и не приобретать такую продукцию.
(Продолжение следует.)
Короче: когда освящаются пасхальные яйца, то это касается только их желтка и белка. А кожуру можно выбрасывать в помойное ведро - это не святыня.
А если совсем коротко, то примерно вот как. Образ освящает себя сам - постольку, поскольку его первообразом является Бог или святой (прославленный у Бога). Чин освящения иконы применяется к новосделанным иконам. В случаях же, когда являлись нерукотворные образы (а таких случаев известно как минимум около десятка), их никто не
Наконец,
///Если освящаются"материалы" - тогда они становятся святыней, а святыне следует поклоняться///
Как вы объясните освящение многих-многих других предметов, скажем, автомобилей или ракет? Согласно вам, после освящения они становятся святыней, требующей поклонения? С другой стороны есть вещи, не имеющие предметности, но представленные веществом - вода, масло. И будучи освящёнными, они как раз требуют благоговейного отношения.
Следовательно, вы отрицаете материальное измерение вещей и необходимость освящения материальной природы. Полагаю, вы не правы. Однако громкими словами вроде "ереси" бросаться не стану
Кроме того, вы пишете про попытку освящения кирпича чином освящения икону. Кощунственность такого действа очевидна.
Тогда расскажите, что именно освящается в чине освящения иконы. А если скажете "икона", то объясните, что считается иконой? Каково отличие от образа? На данный момент вижу с вашей стороны только отрицание необходимости чина освящения иконы
Вы писали об "освящении материала иконы". Но в Православии нет никаких магических обрядов. Никакие "материалы" не освящаются, - свят только ОБРАЗ, а не краски и доски. Иначе можно было бы освятить просто кирпич без изображения (прочтя над ним молитву на освящение иконы) - и что, материал кирпича должен освятиться и стать иконой? Вздор. Прочтите внимательно тексты молитв на освящение икон. Если освящаются"материалы" - тогда они становятся святыней, а святыне следует поклоняться. Вот это и есть идолопоклонство в чистом виде.
Будьте внимательны, выше я не писал ничего о поклонении материалу иконы. Перечитайте ещё раз: ереси там никакой нет.
> Освящается материал, из которого сделана икона.
Вынужден огорчить Вас. Написав такое, Вы подлинно написали ЕРЕСЬ. Согласно формуле VII Вселенского собора, "честь воздаваемая ОБРАЗУ, на первообра́зное (т. е. на того, чей образ) преходит". Те же, кто действительно покланяется доскам и краскам, есть подлинные идолопоклонники.
Освящается материал, из которого сделана икона. А образ на ней нужно почитать независимо от факта освящения.
В ПОДДЕРЖКУ МАКАРОВУ
Спасибо за поддержку, Владислав !
А я так ещё больше скажу - вот в статье фото книжной полки православного книжного магазина в России, я на неё смотрю и завидую вам, братья и сёстры, белой завистью. Книги все такие красивые, тёплые, НАШИ книги! И иконы на обложках не мешают, а ПРИГЛАШАЮТ "возьми книгу, почитай". У нас тут на другой стороне глобуса такой благодати нет, в церковной лавке ассортимент малый и наполовину англоязычный. Поэтому выписываем православные книги по интернету, "Толкование Евангелия" Гладкова, параллельное русско-славянское Евангелие - украшения моей библиотеки ! Так что не жалуйтесь, а радуйтесь такому разнообразию !
Про бумажные иконы все сказано ясно (см. Ч.1 и 2, текст и комм.): проблема в их тираже и отношении к ним, а не в материале. Вы выхватываете один аспект проблемы и пытаетесь бить им авторов как дубиной за их "некомпетентность". И выходит спор ради спора, а не ради истины. Истина же здесь - благочестие.
Братья,подойдите к своим иконам и посмотрите внимательно сколько из них напечатаны на бумаге? Даже если они и наклеены после на дерево или оргалит, они по сути являются иконами напечатанными на бумаге. Почему же мы их «терпим» в своих домах? Не потому ли, что они выполняют свою основную задачу – напоминать нам о первообразах? Ведь именно об этом и говорит определение Собора. Вчитайтесь в него еще раз: «Ибо чем чаще через изображение на иконах они бывают видимы, тем более взирающие на них побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и к любви к ним» Чем чаще мы будем видеть изображение Спасителя, тем лучше, т.к. будем иметь возможность вспомнить о Нем.
Еще одно мне непонятно в статье: «При переворачивании страниц календаря лики и кресты оказываются тоже перевернутыми, что кощунственно» Все в курсе об относительности понятий «верх-низ» на нашей почти шарообразной Земле? То, что для нас верх, для условного «бразильца» – низ, об этом помним? Кощунством будет если мы перевернем икону с целью унизить изображенного на ней, если же мы ТАКОЙ ЦЕЛИ НЕ СТАВИМ, а перевернутый образ НИКТО не видит, то в чем кощунство?
Как вы поступаете, когда идете по плитке, где швы (межплиточные) образуют огромное число крестиков? Или когда сами плитки разноцветны и образуют кресты?
" почему любые напечатанные типографским способом фотографии икон (на обложке книги, внутри книги или, например, в перекидном календаре) сами автоматически становится иконами и требуют «чествовать "
-------------------------------------------------------------------------------------------
Попробую объяснить, как я сам понял прочитанное.Напечатанные изображения икон, ликов святых или Спасителя,возможно не являются иконами,в их каноническом определении, т.к. не освящены.Но это все равно изображение Первообраза и потому их помещение на предметы утилитарные может,пусть даже неосознанно, привести к неблаговейному отношению.Для того свт.Иоанн и вырезал и освящал их.
А при чём тут размер ? Издания Библии бывают разных размеров, и Крест на обложке соответственно. Что же получается, что я теперь грешу каждый раз, когда открываю своё Евангелие, на обложке которого Крест ? Ведь волей-неволей Крест переворачивается вместе с обложкой. Так что, лучше не грешить и не открывать Евангелие ? А что делать с книгами, посвящёнными православным иконам ? Там ведь внутри полно иллюстраций. Не переворачивать страницы ? Что лучше - поминать Бога раз в неделю в церкви или при каждом взгляде на настольный календарь ?
Если фотографии икон автоматически становятся новыми полноценными иконами, то зачем «Святитель Иоанн (Максимович) вырезал священные изображения даже из дешевых изданий и освящал их» (цитата из этой статьи)? Освящение вырезки из журнала какую цель преследует? Не такую ли: я теперь буду использовать этот образ как святую икону, буду воздавать ей почитательное поклонение, и чествовать ее лобызанием? А до этого освящения она, эта вырезка, чем была для святителя?
Расскажите мне убогому, почему любые напечатанные типографским способом фотографии икон (на обложке книги, внутри книги или, например, в перекидном календаре) сами автоматически становится иконами и требуют «чествовать их лобызанием и почитательным поклонением… почитанием по тому же образцу, как оно воздается изображению Честного и Животворящего Креста и святому Евангелию, и прочим святыням, фимиамом и поставлением свечей…»?
Представьте себе, что вся православная печатная продукция будет вообще без изображений.
А иллюстрации в книгах? Их тоже не надо? Наверное, все-таки во всем нужна мера.
Из "Руководства для сельских пастырей", 1889 г.: «Украшение молодыми деревцами берез и других пород ...
А насчёт что делать, мои 5 копеек - думаю что если бы не было благословения на производство такой продукции, то это решило бы большую часть вопросов. Думаю это самый лёгкий способ начать решение этого вопроса.
Но Вы пишите о церковных газетах, в которых есть предупреждение о благоговейной утилизации, а ведь в еженедельных журналах районных светских есть рубрика православная, я неоднократно писала автору этой рубрики и в редакцию об этом (то, что можно обойтись без икон), но мне ни разу не прислали ответ, и тогда появилась мысль, что наверно, если у них есть благословение священническое, то так надо. Особенно больно, когда у своих близких невоцерковлённых родных, я увидела в прихожей под грязной обувью страницы районной газеты с фотографией икон святых Бориса и Глеба!
Для интересующихся, можно отыскать подобные миссии куда будет отрадно отослать иконы в хорошем состоянии.
Опять же, немалая часть прихожан пенсионеры и инвалиды. При пенсиях в 9-10 тыс.рублей и квартплате в 2-3 тыс (реальные цифры по моему городу) при всем желании и искреннейшем благочестии только бумажную икону и может человек себе позволить, как самую дешевую.
Когда-то давно работал дворником при храме и помню, как трудно все сгорает (на один календарь полчаса уйдет, ведь надо по листочку отрывать и сжигать). Это сорок лет назад, когда за сжигание особо не штрафовали. Сколько неприятностей претерпевает настоятель городского храма.
Почему бы САМИМ не сжечь?
Авторы предлагают не покупать такую продукцию – часть верующих давно и не покупают, только делать ее меньше не стали :). Как решение данного вопроса предлагаю донести эту проблему до священноначалия. Можно (не знаю как) организовать сбор подписей. Например, создать сайт для электронного голосования. Ведь Церковь это не только священники, но и простые верующие. Тем более вопрос, на самом деле, совсем не шуточный.
А календари без изображений будут только уныние наводить. Попробуйте привести пример удачного календаря без изображения (даже без фото храма).
Мне кажется,иконы должны стоить дорого.Тогда их будут покупать те, кому они нужны для молитвы.Не надо их иметь много.
С отрывными календарями проще.Собираю их за несколько лет в неповрежденном виде на отдельной полке, а затем отношу в храм,где либо сам сжигаю,либо отдаю на сжигание. Но не у всех есть такая возможность.