Сегодня, в преддверии праздника Торжества Православия, когда вспоминается событие, связанное с окончательной победой иконопочитателей над иконоборцами в 843-м году, есть повод поговорить о том, как мы, православные верующие, сами нарушаем положения догмата об иконопочитании, в иных случаях становясь самыми настоящими иконоборцами и осквернителями святых образов.
Для начала напомним Догмат об иконопочитании, утвержденный в 787-м году на VII Вселенском Соборе:
«…Со всякою достоверностию и тщательным рассмотрением определяем: подобно изображению Честного и Животворящего Креста, полагать во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях честные и святые иконы, написанные красками и сделанные из дробных камней [речь о мозаике – авт.] и из другого пригодного к этому вещества, иконы Господа и Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа… Богородицы… честных ангелов и всех святых и преподобных мужей. Ибо чем чаще через изображение на иконах они бывают видимы, тем более взирающие на них побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и к любви к ним, и к тому, чтобы чествовать их лобызанием и почитательным поклонением… почитанием по тому же образцу, как оно воздается изображению Честного и Животворящего Креста и святому Евангелию, и прочим святыням, фимиамом и поставлением свечей… Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к Первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси [лицу – авт.] изображенного на ней. Осмеливающихся же иначе думать, или учить, или давать профанное употребление священным сосудам… постановляем, если это будут епископы или клирики – извергать из сана, если же монахи или миряне – отлучать от общения»[1].
Из догмата иконопочитания следует, что:
- Иконы должны располагаться в достойных местах: «во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях». То есть там, где им воздаются должные честь и поклонение.
- Иконы должны быть изготовлены из долговечных материалов – написаны красками на стенах и досках, сделаны из мозаики и «из другого пригодного к этому вещества».
- На иконах могут быть изображены только Господь Иисус Христос, Богородица, Его ангелы и святые.
- Иконы не могут пребывать в забвении, служить простым украшением и т.п. Они предназначены для молитвы и поклонения наравне с Крестом и Евангелием.
Иконам должно воздавать честь, как и другим христианским святыням, «фимиамом и поставлением свечей… Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к Первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней». И наоборот, «кто уничижает образ, тот уничижает и самый первообраз» (прп. Федор Студит, †826)[2]. А это означает, что любые преднамеренно оскорбительные или просто небрежные действия по отношению к священным изображениям также восходят к лицу (ипостаси) Христа, Богородицы, ангелов и святых. - Христиане, не выполняющие вышеперечисленные требования, наказываются отлучением, если они миряне, или извержением из сана, если они священнослужители: «Осмеливающихся же иначе думать, или учить, или давать профанное употребление священным сосудам… постановляем, если это будут епископы или клирики – извергать из сана, если же монахи или миряне – отлучать от общения». Особо отметим предостережение от «профанного употребления священных сосудов».
Таким образом, догмат иконопочитания определяет и норму иконопочитания. А теперь покажем, в каких случаях мы сами, а не злобствующие кощунники и атеисты, выступаем в роли иконоборцев и богохульников.
Далее под священными изображениями подразумеваются: иконы (в т. ч. живописного исполнения), Крест, православные храмы и часовни.
СВЯЩЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ИЗ НЕДОЛГОВЕЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ
В соответствии с определением VII Вселенского Собора иконы должны изготавливаться из надежных материалов: деревянных досок, смальты (для мозаик) и т. д. Бумажные и подобные им иконы со временем могут желтеть, пачкаться, отсыревать, сворачиваться и проч. Поэтому всем верующим следует избегать «коллекционирования» таких иконок, а производителям лучше не производить их.
Также очевидно, что противоречит норме иконопочитания изготовление священных изображений из любых недолговечных материалов, в том числе из песка и льда.
Увы, в последние годы священные изображения все чаще становятся рядовым артобъектом и помещаются в профанную среду, что ведет к их десакрализации и уничтожению у зрителей чувства благоговения перед святыней.
Композиция из песка «Распятие с предстоящими» на выставке песчаных и ледяных скульптур
В частности, устроители выставок фигур из песка и льда нередко прибегают к изготовлению композиций со священными изображениями или просто копируют известные шедевры иконописи. В таких случаях образы Господа нашего Иисуса Христа, Богородицы, ангелов, наиболее известных и почитаемых святых оказываются среди неподобающего окружения (портретов поп-звезд и т.п.). Кроме того, недолговечность материала обусловливает временный характер таких произведений искусства, которые заранее обречены на уничтожение по естественным причинам.
Песчаная копия иконы прп. Андрея Рублева «Спас» на выставке песчаных и ледяных скульптур – не предмет для почитания, а фон для фотографий на память
Следует особо отметить, что к практике изготовления священных изображений изо льда нередко прибегают и православные приходы, устраивая в зимнее время на прихрамовой территории ледяные композиции со скульптурными и барельефными священными изображениями. Такая «популяризация» православной веры отнюдь не является формой миссионерской работы, но, напротив, ведет к профанации сакрального, разрушает благочестие у прихожан и препятствует формированию его у тех, на кого направлена такая «миссия».
ПРОФАННОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ СВЯЩЕННЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ НА «ПРАВОСЛАВНЫХ ТОВАРАХ»
В последнее время стало обычной практикой использование священных изображений на упаковке и других утилитарных предметах (пакеты, сумки, закладки для книг и т.п.). К сожалению, подобные вещи нередко используются в церковном обиходе, например, церковные свечи для верующих продаются в коробках с иконами и текстом молитв. Как будто сейчас нет возможности приобрести молитвослов или икону по доступной цене.
Упаковка – предмет для неизбежной утилизации после использования самого товара, а не для молитвы
Любая упаковка – предмет для неизбежной утилизации после использования самого товара, а не для молитвы. Размещение на упаковочном материале священных изображений и текстов молитвословий, содержащих имя Божие, есть вопиющее кощунство, вызванное исключительно корыстными интересами производителей, желающих придать своему товару добавочную символическую стоимость в глазах православных покупателей.
Жалкие попытки производителей оправдать свое кощунство обращениями к покупателям утилизировать их продукцию «благочестивым образом» не выдерживают критики и не имеют никаких оправданий. Так, один Интернет-магазин предлагает свечи для домашней молитвы, на картонную упаковку которых наносит изображения Господа Иисуса Христа, Богородицы, святых и тексты молитв. В надписи на своем товаре производитель рекомендует священное изображение вырезать и использовать как закладку, а «пустую упаковку сжечь» самому или отнести в храм для тех же целей. Возможно, в скором будущем в развитие этой мысли производитель напечатает на упаковке своей продукции не только Символ веры, но и сам догмат иконопочитания, с рекомендацией после прочтения сжечь его вместе с упаковкой.
Гораздо разумнее и благочестивее было бы вообще не размещать священное изображение на упаковке, которая заведомо подлежит уничтожению. Однако и покупатели подобных товаров погрешают тем, что стимулируют дальнейшее расширенное воспроизводство такого кощунства.
Пример упаковки свечей без использования священных изображений
Кстати, о закладках. Они имеют функциональное, служебное назначение и не должны становиться «иконостасами», будучи профанным, а не священным предметом. Закладки со священными изображениями для богослужебных Евангелий не являются аргументом для оправдания использования таковых для домашних целей, в силу принципиального различия в назначении и способе использования самих книг.
«Закладка с молитвой святому в ассортименте» (Источник текста и изображения: сайт Интернет-магазина)
Совершенно недопустимо использовать священные изображения на сувенирной продукции, в которой иконы выступают лишь как декоративный элемент (иконы-брелоки, сувенирные яйца, тарелки, подсвечники, матрешки и т.д.). К ним относятся и декоративные свечи в виде фигурок ангелов, храмов и т.п. Ведь при зажигании свечи происходит уничтожение того, что для верующего должно быть свято.
Икона – это окно в вечность, а сувенир – это в лучшем случае предмет на память, даже если он дорогой
Икона – это окно в вечность, а сувенир – это в лучшем случае предмет на память, даже если он дорогой. Кроме того, если сувенир создается именно как «икона на память», то небезразличны и материалы, из которых она изготавливается. Например, иконы, написанные на гладких камешках (в том числе со «святого места»), могут оказаться неудобными для молитвы и будут восприниматься, прежде всего, как сувенир. Совершенно недопустимым является смешение священных изображений с суеверными символами (например, изготовление сувенира, совмещающего подкову «на удачу» и икону).
Профанацией священного является нанесение священных изображений на любые предметы обыденного употребления. Например:
– посуда: тарелки, кружки, ложки. Допустимыми являются священные знаки (крест) на посуде церковного обихода: сосудах, предназначенных для святой воды, хранения антидора;
Кружки с иконами «в ассортименте» магазина
– одежда: футболки, пряжки для ремней, головные платки и т. п.
Использование подобных вещей мирянами (например, женских головных платков с образами святых) в качестве одежды для целей паломничества, посещения храма и богослужений не переводит эти вещи из разряда обыденных в богослужебные или церковные облачения (такие, как митра архиерея, саккос, фелонь, куколь схимницы и т. п.).
Женский головной платок «Святая Матрона»
– сумки
– постельное белье, ковры, скатерти, салфетки, рушники.
Подушка с иконой «Млекопитательницы». Официальный магазин храма свв. Петра и Павла
– любые товары, на упаковке которых используются священные изображения: пакеты, коробки, бутылки и т. д.[3]
Также недопустимы наклейки для пасхальных яиц со священными изображениями и священными именами (например, надписи «Христос воскресе» и др.). Неуместно изображать кресты на лентах, предназначенных для обвязывания букетов и венков при погребении умершего. Такие ленты какое-то время лежат на могиле, а потом оказываются в контейнерах с мусором, где крест подвергается поруганию.
Пасхально оформленные куриные яйца с наклейками в виде икон
Не соответствует норме иконопочитания использование священных изображений в ювелирной продукции и бижутерии (браслеты, кольца). В церковной традиции благочестия предметы со священными изображениями принято носить только на груди, у сердца, а не на пальцах, запястье и т. п.
Выводы
В силу догмата иконопочитания и вытекающей из него нормы иконопочитания:
- Следует отказаться от производства, продажи и любых иных способов распространения, а также приобретения предметов, на которые нанесены священные изображения, если эти предметы предназначены для профанного (бытового) использования, а не для молитвы (посуда, одежда, головные уборы, сувениры, ювелирные украшения, промышленные и ремесленные товары, упаковка продуктов питания и т.п.).
- Не следует изготавливать священные изображения из любых недолговечных материалов, в том числе из песка, льда, бумаги и др.
Сегодня, в канун Торжества Православия, хочется напомнить, что догмат иконопочитания, принятый на Седьмом Вселенском соборе, выстрадан Церковью и обильно полит кровью мучеников и исповедников. Наше право почитать иконы куплено «дорогою ценою» (1Кор. 6:20), которая есть кровь и страдания праведников за веру. Тем больший спрос с нас за то, как мы сами относимся к священным образам и что мы позволяем в отношении них делать «своим» и «внешним».
Мы видим, что борьба за подлинное иконопочитание продолжается и ныне. Просто иконоборчество приняло другие формы. Теперь оно безостановочно тиражирует святые и дорогие нашему сердцу образы, превращая их в ходовой товар, в средство наживы для себя и в кощунственную насмешку над нашей верой. И если мы этого не понимаем, то, участвуя в такой купле-продаже, совершаем грех по незнанию. Если же понимаем, то согрешаем сознательно, и тогда Бог – нам Судия праведный и грозный!
«Что же делать? Как остановить это беззаконие? – спросят нас читатели. – Пресловутый “рынок” с его культом прибыли – этой подлинной религией капитализма – побеждает даже ревнивое благочестие!»
С рынком можно бороться рыночными же мерами. В свое время угроза бойкота со стороны православных верующих продукции компании «Вимм-билль-данн» из-за ее связей с мормонами (действительной или мнимой – теперь неважно) заставило компанию выступить с опровержениями, а ради восстановления своей деловой репутации срочно установить сотрудничество с Троице-Сергиевой лаврой.
Думается, что это пример и для нас. Отсутствие спроса на продукцию заставит производителя изменить свою маркетинговую политику и искать другие способы привлечения покупателей. Если у потребителей будет спрос не на «православный глянец» (оформление упаковки товаров иконами и храмами, например), а на соответствие продукции норме иконопочитания, то убытки от нераспроданных товаров «рыночным механизмом» принудят производителя изменить свою политику.
Исходя из этого, иконопочитатели сегодня должны объявить спокойный бойкот любой продукции, которая противоречит норме иконопочитания. Надо просто буквально исполнять приведенные выше слова: «отказаться от производства, продажи и любых иных способов распространения, а также приобретения предметов, на которые нанесены священные изображения, если эти предметы предназначены для бытового использования, а не для молитвы».
Возможно, для многих самостоятельно определить такую продукцию будет непросто. Поэтому в последующих публикациях авторы подробно рассмотрят многие аспекты современной жизни на предмет их соответствия или несоответствия догмату иконопочитания.
Продолжение следует
Статья поднимает наболевшую тему, так как мирянина меня профонация святых раздражает, но тут важен и богословский, сугубо профессиональный ответ.
Как с этим быть? На телефоне их ещё и пальцем невольно мусолишь постоянно :(
Она предназначена именно для принятия человеком.
Это хлеб богослужения.
Не понимаю, как христианин может избегать принятия богослужебного хлеба...
употребления. Такое нарушение церковных догматов недопустимо.
Авторам благодарность и низкий поклон!
По поводу бумажных иконок. Во время поклонения привозным священным мощам разных святых или другим предметам поклонения, всегда раздают бумажные иконки с надписью на обратной стороне, чему посвящена данная иконка. Причем иногда из рук самого Святейшего Патриарха Кирилла. У меня уже несколько таких иконок, и я к ним отношусь не только с благоговением, но и с памятью о самом святом событии. Главное, наверно, не заниматься их коллекционированием…
Насчет просфор с ликами святых – согласна, одно дело крест «перемалываешь» зубами, и совсем другое – лик Богородицы, например. Я стараюсь такие просфоры просто не покупать.
По-моему, излишне говорить о том, что должны быть доступные места для утилизации календарей и прочей аналогичной продукции. Выпускать не надо в таком виде, и вопросов не будет.
Свечи без изображения - это еще ничего, а вот календарь с пустой обложкой трудно себе представить. Вопрос очень актуальный, мы несколько раз изготавливали календари для храмов, все с изображениями. Конечно, немного свербило в душе, что кто-то его в карман засунет и забудет потом. А что делать? Как календари печатать?
Предлагаю поднять планку и обратить взор не на временные, пусть и долговечные предметы, а на реальные иконы Бога, на человека. От поругания икон, как ни странно это не звучит, первообразу ничего не сделается, Иисус Христос претерпел гораздо большее, также и Матерь Божия, а святые тем более еше и рады будут страдать безвинно.
Но для нас, мнящих себя истинно веруюшими, гораздо легче воздать мнимую честь доске со святым изображением, чем человеку, особенно исповедающему искреннюю веру. При чем на все уровнях и чинах нашей церкви. И кто из вас без этого греха, тот первый брось на меня камень включая меня самого.
Давно ждал такой материал.
Спасибо автору, очень своевременно высказано про иконопочитание в наши дни.
Дополнительно добавлю - содержание икон в храмах - больной вопрос. Сам наблюдал, как икону без киота облизывают прихожане. Есть иконы , писаные на холсте, на металле. Как их держать в порядке и сохранности - мало кто знает, а литературы на эту тему практически в приходах нет. Обращался и к священноначалию - молчат батюшки. Проблемы сохранности икон в церквах с каждым годом растут, в душе у некоторых мысль - на наш век хватит. Только личная инициатива позволила спасти от древесного жука несколько икон в храме. А сейчас жук добрался до каркасного престола. Что делать?
"В Спасо-Преображенском монастыре Каменска-Уральского пребывает кровоточащая икона Пресвятой Богородицы"
http://www.pravoslavie.ru/14245.html
"Владимирская икона Божией Матери остановила пожар в екатеринбургском спорткомплексе"
http://www.pravoslavie.ru/30149.html
На всех марках сигарет так же изображен Георгий Победоносец - которые валяются в каждой мусорке.
День памяти Георгия Победоносца 6 мая, день победы 9 мая.
Совпадение?
Правильно в комментарии ранее заметили что если бы мы такую информацию услышали с амвона от своих священников было бы другое дело,хотя как сказать наш бывший настоятель заранее предупредил-освящать яйца с наклейками икон не буду,так батюшка уже на почине,а вам долгая лета.
Ведь сами настоятели заинтересованы в росте продаж всего подряд, так как это является источником дохода прихода.
По этой причине я специально Не покупаю продукты с изображением храмов (с крестами вообще-то), в том числе хлебную монастырскую продукцию – устал вырезать.
Пора бы этот вопрос вынести на заседание Священного Синода.
Очень утомляет вырезать иконы и храмы из газет и журналов и относить пакетами на сжигание в храм (не везде еще берут).
Если мы блины не можем сами испечь, а в магазине покупаем, то тогда да - куда уж церковнославянский язык осилить :) :)
Увы и Ах, но бизнес проник и в эту сферу. Как болезнь.
2. В приведённом каноне сказано, из чего можно делать иконы. Из чего нельзя - сказано не VII собором, а о. Алексием и Владимиром.
3. Нет. На иконах изображаются еще дома, реки, чекисты и дьявол. Просто изображение реки не является образом Господа или святого по определению.
4. В приведённом каноне сказано, как можно почитать иконы. Что перед иконой нельзя не поставлять свечи - это о. Алексий и Владимир.
5. Священные сосуды - это предметы, соприкасающиеся с Дарами, они и только они.
"Чем чаще через изображение на иконах они бывают видимы" - прямо противоречит мысли авторов.
Да, приходится вырезать изображения на упаковках из-под блинов и не только.
Год кончился, куда девать календарь? Выбросить? С изображением Христа?