Икона на бумаге

    

Иконка на бумаге, иконка на странице газеты или журнала, иконка на обложке блокнота, полный иконных изображений календарь. Все это видели. Это привычно и неудивительно. Но возникает вопрос: насколько это нормально? В этом огромном потоке священных изображений, запечатленных на материале легковесном и недолговечном, нет ли чего-то опасного, оскорбительного для святыни? Вопрос может показаться странным, но тем не менее.

Вот цитата из догмата Седьмого Вселенского Собора. Устанавливая связь между образом и Первообразом, Собор затем велит «полагати во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях честные и святые иконы, написанные красками и из дробных камений и из другого способного к тому вещества».

Давайте посмотрим внимательно на перечень мест, достойных для помещения святых изображений. Это стены церквей, священные сосуды, одежды, доски, дома. По материалам это дерево, ткани облачений, оштукатуренный камень и т.п. И если в начале, начиная разговор о современном обилии иконных изображений на бумаге, было отмечено, что материал этот – бумага - легковесный и недолговечный, то материалы упомянутые в тексте догмата тверды, тяжелы и рассчитаны на очень долгий срок служения.

Это может показаться мелочью, но вряд ли это так. Можно попробовать представить, как отнесся бы наш благочестивый предок, тем более святой отец, к необходимости напоминать мелким шрифтом в конце газетного листа: «Газета содержит священные изображения. Просьба не использовать ее в бытовых нуждах». Действительно, газету с иконными ликами может кто-то использовать как оберточный материал, ее просто могут выкинуть, и ветер будет трепать ее у ног прохожих. Да и просто лежащие кипами в типографиях и издательствах газеты с иконами вызвали бы у отцов культурный шок.

Это раньше иконоборец должен был яростно отнимать образ, колоть его копьем, жечь, бить на куски. Сегодня иконоборцем человека может сделать простая невнимательность или халатность. Возьмите хотя бы календарики с ликами. Год прошел, куда девать календари? Засовывать в отделение кошелька? Кстати, известная практика. Священникам на приходах регулярно приходится устраивать странное аутодафе из вышедших из пользования календарей, газет и журналов, и это не может не печалить и не настораживать одновременно.

Именно из страха прогневать Бога, оскорбить Богоматерь или святого, люди нередко вырезают святые изображения из самых разных изданий, и это рождает еще одну странность. А именно – этих разномастных, маленьких иконок становится до абсурда много. Количество икон не должно стремиться к бесконечности. Иногда довольно одного молельного образа, как в келье у святого Серафима, который притягивал бы взор и не давал развлечься. Может быть их и больше. Но так, чтобы иконы висели приклеенными и наколотыми, лежали и пылились повсюду, так быть однозначно не должно. Это не рождает благоговения. Это рождает смущение.

Не все здесь зависит от нас. Икону сегодня можно встретить и в виде наклейки на винной бутылке. Причем самого заурядного или даже гадкого вина, категорически не годного к Литургии. И мы устанем судиться с производителем, если захотим прекратить это, по сути, кощунство. Могут быть и иные прецеденты, от Церкви и христиан напрямую не зависящие. Оставим это до времени. И вернемся к себе, к тому, что от нас зависит.

Увеличение количества всегда угрожает потерей качества. Вырвав написание икон из рук иконописцев, превратив само «написание» в производство, т.е. в штамповку и перепоручив штамповку машинам, мы получаем некую новую реальность, прямо относящуюся к Седьмому Вселенскому Собору. Икона, превратившись в маленькую, изготовленную на типографской машине из материала легковесного и недолговечного, не обличает ли веру нашу, веру современного человека? Может это некое указание на то, что сама вера наша становится утилитарной (помещающейся в кошелек), легковесной, не способной пережить века? Все-таки фрески Рублева смотрят на нас до сих пор, а вот отжившие свой срок календари со святыми ликами ежегодно сжигаются за ненадобностью.

Есть в этом что-то соответствующее эпохе, что-то современное и страшное.

Протоиерей Андрей Ткачев

Источник: Радонеж

13 октября 2017 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Алексей 4 июля 2022, 20:07
На мой взгляд у икон есть две функции, молебная, чтобы создать настрой молитвам и просветительская. И вот вторая функция как раз требует, чтобы образы святых изображали в книгах, картинах, фильмах. Отсюда если я нанесу изображение святого на свою одежду в просветительских целях, то это, как мне кажется, должно быть угодно Богу. Ведь мы исповедуем Его таким образом. Но с другой стороны, такой способ исповеди требует от нас очень бережного отношения к изображениям святых на одежде и бытовых предметах. Но если бытовые предметы, на которых изображены святые, используются не в просветительских целях, то такое применение образов становится кощунством.
Вера 6 марта 2020, 17:12
После выхода этой статьи прошло почти 3 года,а тема актуальна до сего дня.Наверное,возникла необходимость введения церковной цензуры,без разрешения которой не допускается печатание священных образов в периодике и календарной продукции,производство кичевой атрибутики(браслетиков,брелочков ит.п.При нарушении-на издателя и производителя налагать ощутимый штраф.Есть сферы деятельности, контроль за которыми закреплен за определенными структурами. Священные образы - это прерогатива Церкви.Без Ее разрешения тиражировать в затаптываемой периодике священных образов недопустимо.Конечно,это требует законодательного подкрепления.Кто возьмется?Но изготовление бумажных икон,на мой взгляд,запрещать нельзя.
Ольга29 апреля 2019, 21:55
Мне очень горько,когда на термонаклейках для украшения пасхальных яиц ,вижу Святых.Я никогда не покупаю,но другие бездумно и холодно выкинут их в помойку ,после вкушения пищи.Вот такие моменты думаю надо как то контролировать.
Ольга 2 февраля 2018, 12:39
а по-мне так, пусть образа святых окружают нас, где только можно... напоминая тем самым нам, что мы не одни... святые рядом... Всё в мире происходит по промыслу Божьему... важно наше отношение к святым образам... У моей любимой бабушки, царство ей небесное, был простенький крестик на верёвочке и не было ни одной иконы, как я думала... а потом нашла образ Богородицы (из журнала), завёрнутый в платочек, где она хранила важные документы... Помоги нам, Боже!
Ника Палеолог 7 декабря 2017, 08:20
А как быть со случаями мироточения икон из журналов?
На бумажке изображение - и мироточит?
Маргарита29 октября 2017, 00:31
Геннадий28 октября 2017, 06:12 про иконы повторяться не буду.Бог вездесущ.знает и видит всё.и за занавесочкой тоже(впрочем ничего не вижу плохого в таком благочестии.умилительно даже) про женскую нечистоту почитайте Николая Сербского,Климента Римского,Григория Двоеслова.есть разница между мнением традициями и каноном.нет канонического постановления церкви, утверждённого собором, запрещающего присутствовать женщине в дни очищения в храме.есть мнение священников.за и против..всего доброго.
Борис28 октября 2017, 13:45
Изображения православных британских святых я встретил к электронном поле. В Оксфорде икон нет. Теперь могу распечатать. Освятить.
Геннадий28 октября 2017, 06:12
Маргарита,Вы же не со мной спорите.Мне всё равно,где Вы вешаете святые Образа.Икона в спальне?Ну, если кому-то не грех сверкать телесами перед Святыми,то каждый идёт к Богу или в преисподнюю своим путём.Вы своими хотелками пытаетесь опровергнуть церковные правила,придумывая оправдания.В крестьян ских избах даже если не было спальни, то Красный Угол отгораживался занавесочкой от остального помещения.Я довольно неплохо знаю историю и уж поверьте,не такая бедная и дремучая была Россия,как нам навязывал сов-й агитпроп и нынешний.
Как раз отцы Церкви ЗАПРЕЩАЛИ женщинам в эти дни посещать храмы.И с непокрытой головой тоже.Если же на это закрывают глаза отдельные священники,то это профанация.
Геннадий28 октября 2017, 04:27
а в 19м вообще немало икон стали практически картинами.Ну и как относиться к таким иконам?Да не заморачиваться и молиться, поскольку Церковь не возражала и они освящены.Был бы Бог в душе.Я не истина в последней инстанции,но думаю, что мОжно с Богом в душе молиться перед бумажной освящённой иконой.Потому и стали освящать иконы, что с 17го века началось отступление от канонов и стали появ ляться внемонастырские мастера и мастерские, чтобы подтвердить святость изображеня.
Господь видит и простит, поскольку ханжество перед ДОРОГОЙ иконой не заменит искренность перед бумажной.
В добрый час и с Богом!
Геннадий28 октября 2017, 03:41
До революции были иконописцы и,так назыв.,богомазы, кот. ходили по деревням и буквально за копейки, "на коленке" рисовали Образы.Такие иконы среди коллекц-в и фарцы пренебрежит-но называют "краснуш ками".Не менее 80ти% старых икон - это "краснушки" из курных изб, выдаваемые за древние шедевры. Практически вся крестьянская Россия молилась на эти полусуррогаты икон и благополучно жила, пока не пришли "комиссары в пыльных шлемах".Я это написал к тому, что,по-моему, можно молиться перед любой иконой,если Образ каноничен и она освящена.Кстати,о каноничности. В истории иконописи всяко бывало.
С 17го-18вв стали отказываться от обратной перспективы, в конце 17 русская икона стала более живописной
Ирина27 октября 2017, 14:41
Согласна,что беспорядок, который твориться в печатном издании Икон, необходимо урегулировать. В тоже время открывается следующий вопрос, что большая часть верующих, в том числе и я, не могут себе позволить Икону написанную профессиональным иконописцем,на полагающемся материале. Средняя стоимость минимум 4000-5000 тыс. Поэтому вот так и получается,что на данный момент, мы пользуемся, обычными бумажными, наклеенными на твердую поверхность.
Маргарита27 октября 2017, 02:15
Раньше иконы писали только в Церкви.по правилам иконографии.когда стали писать мирские художники, тогда и стали освящать.чтобы не потерять и сохранить традиции.т.е.освящение иконы это своего рода гарантия правильности её написания.конечно пища освящается не наличием иконки в помещении или крестика с ладанкойна шее.а верой.икона обращает мысли к Богу.в этом её назначение.а по поводу женщин в храме в дни очищения тоже мнения разные у отцов церкви.в основном запрещается причащаться,а находиться в храме и прикладываться к иконам можно.хотя лично я для себя решила что это можно сделать и в другие дни.но обстоятельства у всех разные.
Маргарита27 октября 2017, 01:56
Геннадий23 октября 2017, 03:36 Вешайте где хотите но относитесь благоговейно.супружество освящено церковью и ложе непорочно если это брак законный а не сожительство.поэтому в спальне иконе быть.и на кухне тоже.как деды наши жили?у них не было по нескольку комнат чтоб иконостасы отдельно ставить.была изба,состоящая из сеней и внутреннего помещения-комнаты.тут тебе и печка с кухней и спальня.и иконы тут же висят.икона свята именно тем что на ней изображены святые лики а не потому,освящена она или нет.святить стали относительно недавно.церковь как бы удостоверяла этим что на иконе действительно изображён св.Николай,а не например,св.Пантелеймон.т.е.освящение икон носит охранительную функцию.
Вера27 октября 2017, 00:33
У меня нет возможности покупать иконы, писаные иконописцами, поэтому в моем иконостасе,в основном, обычные бумажные иконы, наклеенные на досочки.
Прочитав комментарии,совершенно согласна с мнением,что церковная цензура крайне необходима.
Вера27 октября 2017, 00:24
Лет, наверное,уже 50 назад в журнале"Юность"было опубликована репродукция иконы Божией Матери "Владимирская" и очень адекватное описание истории этого образа и его художественная характеристика.Страничку эту я сохранила.Сейчас это моя главная икона.И репродукция образа Спасителя из церковного календаря 1995 года также стоит рядом. Конечно,есть и другие иконы, приобретенные в церкви, или в антикварных лавках,но с этими двумя иконами я никогда не расстанусь.
Я с ними, можно сказать,в церковь пришла,уже будучи взрослым человеком. Но есть у меня и "запасники",откуда я беру некоторые иконочки(даже и календарики) в дни празднования этих святых и читаю тропари,или акафисты,или каноны в честь их.
Нина Малеванная26 октября 2017, 17:31
"Увеличение количества всегда угрожает потерей качества" !... Еще одна уловки лукавого времени. Эх! Спаси Бог, Батюшка! Мои чувствования озвучили))
mila toll24 октября 2017, 07:09
я вынула из рамок старые фотографии и вставила принты икон
и они стоят и смотрятся так драгоценно,
если даст Господь купить настоящие иконы я буду нижайше благодарна,
а пока что имею тому и рада...
главное что молюсь и вижу глаза родимой Матушки Богородицы
святителя Николая чудотворца
преподобных старцев Оптинских и всех святых кому молюсь и поминаю в дни их поминовения....
конечно мы не можем изменить настоящую ситуацию но мы можем поднять с пола принести в церковь и спросить батюшку как поступить
Геннадий23 октября 2017, 04:57
ВСЕ изображения Святых, которые ОСВЯЩЕНЫ-это иконы.Если нет,то даже если написаны монахом,- это просто картинки, которые нельзя тиражировать.До революции на поздравительных открытках (пасхальных и т.д.)НИКОГДА не изображались Святые,равно как и везде в НЕ богоугодных целях. Существовала церковная цензура.А сейчас бизнесмены бесконтрольны, поэтому приходится видеть лики Святых на помойках(прости меня, Господи!).А ведь это одно из слагаемых авторитета ЦЕРКВИ.Наверно, можно носить в сумочке иконку рядом с помадой, пудрой, духами(святому будет приятно :) ), т.к. эффект плацебо существует, но всё же крестик на шее с ладанкой(когда надо!)- это правильней.Нам хочется,мы так решили.А не грешим ли?
Геннадий23 октября 2017, 03:36
Маргарита,ставьте где угодно-это Ваше дело, но не ПРАВО(!), т.к,в ПРАВОСЛАВНОМ доме церков ными канонами для ИКОН отведён "Красный угол" https://ru.wikipedia.org/wiki/Красный_угол
Да, безусловно, Господь видит нас везде и всяко, но это не даёт нам права "дразнить гусей". Знаете ли, что женщинам НЕЛЬЗЯ ходить в храм в определённые дни, когда Господь тоже видит. Ну нельзя и точка.А все наши "хотелки" -это всё от лукавого.Есть церковные правила, нарушать кот.-грех.Понимаю, что если оч. хочется, то можно, но грех-то совершён. Я не поучаю, я просто говорю, как дОлжно быть. И не возмущайтесь.Не мной установлены каноны.Пища освящается не присутствием иконки, а крестом,молитвой и Богом в ДУШЕ.
Маргарита20 октября 2017, 10:12
Геннадий18 октября 2017, 02:29.А почему бы и на кухне иконочке не стоять?там готовится пища и благословляется.у меня иконы стоят везде.и в спальне "где, извините, происходит всякое(да хотя бы просто неглиже)"...или вы считаете что,если где-то нет икон ,то Бог вас не видит)))
Геннадий18 октября 2017, 02:29
Татиана13 октября 2017, 20:26
Иконы - это не картинки, и для них строго определено место - КРАСНЫЙ УГОЛ, поэтому ни
кухня, ни полочка, ни тем более спальня, где, извините, происходит всякое(да хотя бы
просто неглиже) - это кощунство. Следуя Вашей логике, можно и в туалете повесить?
БОГ должен быть в Душе. Иконка в сумочке, в кошельке и т.д. (да ради Бога!), не заменит
Господа, если Его нет в сердце. Часто вижу иконки в машинах, водители которых хамски
ведут себя на дороге. Можно их назвать верующими? Ханжествующие подсвечники. Не более.
А ханжество - грех немалый.
Не поверите мне, сходите к батюшке. И не к одному, т.к. есть священники и "священники".
Время такое, к сожалению.
17 октября 2017, 17:02
Статья интересная, как и многое у о. Андрея. Спасибо ему за мысли.
Я думаю, надо различать, что есть икона, а что есть просто изображение.
Так можно дойти и до того, что запретить, например, фотографировать вообще всё. Кино тоже запретить.
Та же ситуация и с Крестом Господним. Если впадать в крайности, то и перекрестия линий на тротуарной плитке тоже можно понимать как изображение Креста. Тогда и ходить по ним как бы нехорошо получается.
Думаю, надо меру определить, что есть святыня, а что - нет.
Фотография - не икона, не святыня. Газета - тоже.
Ирина16 октября 2017, 20:16
Спасибо отец Андрей! Полностью с Вами согласна.
Елена16 октября 2017, 16:48
Многие знания - многие печали. Подобное может стать причиной экзальтированности. И мешать жить, делать дела и совершать поступки во имя помощи ближнему, если под ноги себе всё время смотреть и опасаться на монетку наступить. Прямо, как те буддийские монахи, что ходят с метлами, расчищая себе путь, дабы не наступить на букашку какую.
Кто знает о догматах Вселенского Собора из большинства мирян? А кто из них знает о том, что икона не должна быть поругана христианином нарочно? Полагаю,вот и ответ на вопрос.
Увидев лик Святого, спасти его от поругания, если в твоих силах, это одно. А разглядывать,не торчит ли из мусорного ведра кипы богохульных газет - другое. Уж простите, что с другим мнением
Любовь14 октября 2017, 19:42
Лет пять назад я была в паломнической поездке на Святой Земле. Одна паломница из нашей группы рассказала мне историю, которую я хочу вам рассказать. Эта паломница гуляла по Москве и вдруг увидела под ногами рассыпанную мелочь. Женщину вдруг осенило, что люди топчут образ великомученика Георгия, и она бросилась собирать эти монетки с земли. Нужно признать, что не каждому в голову придет такая мысль, спаси Господи эту женщину (к сожалению, не запомнила ее имя)! А через несколько дней эта женщина нашла на земле золотой кулончик с изображением великомученика Георгия Победоносца! Вот так святой отблагодарил христианку за ее поступок. Как видите, святым тоже не нравится, что топчут их лики...
Наталия14 октября 2017, 17:28
В большей степени здесь претензия к ИЗДАТЕЛЯМ бумажных икон. А издаются бумажные иконы по благословению нашей Церкви. Но вот вам мой случай: нашла иконку, картон толстый, а на нём изображение преподобной, не очень ясно какой: то ли Марии, то ли Марины. Святая в чёрном апостольнике, и вообще вся фигура черно-сиреневая. Стояла она у меня несколько лет среди других икон, таких же простых, я молилась, и вдруг однажды увидела (а я в очках), что передо мной совсем другой образ: фон просветлел и стал светло-желтым, вместо апостольника - венчик, как кика, с красными, желтыми и зелеными тонами, всё другого цвета и святая другая. Присмотрелась - великомученица Марина. Вот такие радости.
Татиана14 октября 2017, 17:09
Немного противоречит отец Андрей самому себе. "А ведь бывает действительно мироточат и кровоточат простые бумажные иконы. Там, где физически неоткуда взяться ни крови, ни маслу, ни воде, ни чему-то другому". Это цитата из совсем недавней проповеди отца Андрея на телеканале Царьград. А проблема - публикация икон в чисто светской периодике и в рекламе. И законодательно ведь это не запретишь! Долог путь воспитания у народа чувства благоговения перед святынями. И обращаться с проповедями об этом нужно в светских же СМИ. Есть над чем тут работать православному духовенству. Но в православных Церковных календарях нужда есть, и печатать их надо. Будет жаль, если, под сурдинку, это прекратят.
Татьяна 14 октября 2017, 12:42
Вот и меня пугает тенденция, а сколько бесплатных газет и журналов в метро раздают и время от времени там тоже говорится и о церковных событиях и фотографии икон, храмов, и прочее
А потом видишь как эти газеты валяются под ногами в огромном количестве, торчат рулонами из урн, а там например говорится о предстоящем праздновании Пасхи, а в урны плюют, и по изображениям храмов и икон ходят.
Наталия Ростова14 октября 2017, 12:06
Неоднозначно всё это. В 7 лет я собирала марки. И однажды в мои руки попала марка с образом святого. Как я сейчас предполагаю,это либо был Николай Чудотворец,либо Иоанн Златоуст.После этого приобретения и начался мой долгий путь к Богу.К сожалению, в связи с частыми переездами,марка пропала.Но ведь с неё,маленькой бумажной всё и началось!
Елена14 октября 2017, 09:20
Ехала я в автобусе и вижу на полу Святая иконка не дорогая я с трепетом подняла иконку. Это оказалась, Святая Великомученица,Татьяна, теперь я её с собой ношу.
Надежда14 октября 2017, 09:05
Согласна с о.Андреем.Смущение и внутренний протест возникают,когда видишь Святые лики в газетах, на брелоках для ключей,на ручных браслетах.Но увы, производство икон и других святынь поставлено на поток, приносит деньги...И вот вопрос:кому служим?
Алина ***14 октября 2017, 01:03
А я согласна с о.Андреем. У нас в России, на мелких монетах 10коп. и 50коп. изображение святого Георгия Победоносца! Эти монетки даже нищие не поднимают с земли. У нашего храма часто можно видеть это. В маршрутных такси у водителей есть примета такая - на полу должны быть разбросаны эти монетки... Это приносит удачу! Как известно, Бог не бывает поругаем, поруганы будем мы, это мы, утратившие благоговение перед святыней, станем чуждыми Богу, и Он не сможет нас защитить от искушений. Как быть, я не знаю, но меня это равнодушное отношение к святыне пугает. Прости нас Господи!
Валентина13 октября 2017, 22:32
А я когда куда-нибудь еду (хотя бы на дачу) и знаю, что у меня в сумочке лежит маленькая
иконка с ликом ангела-хранителя. чувствую себя как под охраной, надеюсь, что всё будет хорошо.
И когда я иду ко врачу с трепетом узнать результаты анализов, то беру с собой иконку и очень
надеюсь на Богородицу.
Безмерно уважаю отца Андрея, но с этой его статьёй согласна не совсем.
Может быть я и не права, т.к. не обладаю такими знаниями как отец Андрей, не говоря уже об
умственных способностях.
Елена13 октября 2017, 22:12
Спасибо, батюшка!
Татиана13 октября 2017, 20:26
Сколько раз читала про святых подвижников с бумажными иконками в кельях!
А почему икон не должно быть много? Прошлогодний календарь можно открыть на любимой иконе и поставить на полочке возле компьютера, скажем, или повесить у кровати, или в кухне. Было бы желание окружить себя дорогими ликами и молиться им периодически. Непрестанно молитесь, завещал Павел. В храмах икон очень, очень много. А почему в домашнем нашем храме их количество ограничивать? Безусловно, иконы в светской периодике (именно в периодике, именно в светской) - это кощунство, которого не должно быть. И с этим надо работать. Вообще, все дело в отношении нашем к образам святым.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×