Иконка на бумаге, иконка на странице газеты или журнала, иконка на обложке блокнота, полный иконных изображений календарь. Все это видели. Это привычно и неудивительно. Но возникает вопрос: насколько это нормально? В этом огромном потоке священных изображений, запечатленных на материале легковесном и недолговечном, нет ли чего-то опасного, оскорбительного для святыни? Вопрос может показаться странным, но тем не менее.
Вот цитата из догмата Седьмого Вселенского Собора. Устанавливая связь между образом и Первообразом, Собор затем велит «полагати во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях честные и святые иконы, написанные красками и из дробных камений и из другого способного к тому вещества».
Давайте посмотрим внимательно на перечень мест, достойных для помещения святых изображений. Это стены церквей, священные сосуды, одежды, доски, дома. По материалам это дерево, ткани облачений, оштукатуренный камень и т.п. И если в начале, начиная разговор о современном обилии иконных изображений на бумаге, было отмечено, что материал этот – бумага - легковесный и недолговечный, то материалы упомянутые в тексте догмата тверды, тяжелы и рассчитаны на очень долгий срок служения.
Это может показаться мелочью, но вряд ли это так. Можно попробовать представить, как отнесся бы наш благочестивый предок, тем более святой отец, к необходимости напоминать мелким шрифтом в конце газетного листа: «Газета содержит священные изображения. Просьба не использовать ее в бытовых нуждах». Действительно, газету с иконными ликами может кто-то использовать как оберточный материал, ее просто могут выкинуть, и ветер будет трепать ее у ног прохожих. Да и просто лежащие кипами в типографиях и издательствах газеты с иконами вызвали бы у отцов культурный шок.
Это раньше иконоборец должен был яростно отнимать образ, колоть его копьем, жечь, бить на куски. Сегодня иконоборцем человека может сделать простая невнимательность или халатность. Возьмите хотя бы календарики с ликами. Год прошел, куда девать календари? Засовывать в отделение кошелька? Кстати, известная практика. Священникам на приходах регулярно приходится устраивать странное аутодафе из вышедших из пользования календарей, газет и журналов, и это не может не печалить и не настораживать одновременно.
Именно из страха прогневать Бога, оскорбить Богоматерь или святого, люди нередко вырезают святые изображения из самых разных изданий, и это рождает еще одну странность. А именно – этих разномастных, маленьких иконок становится до абсурда много. Количество икон не должно стремиться к бесконечности. Иногда довольно одного молельного образа, как в келье у святого Серафима, который притягивал бы взор и не давал развлечься. Может быть их и больше. Но так, чтобы иконы висели приклеенными и наколотыми, лежали и пылились повсюду, так быть однозначно не должно. Это не рождает благоговения. Это рождает смущение.
Не все здесь зависит от нас. Икону сегодня можно встретить и в виде наклейки на винной бутылке. Причем самого заурядного или даже гадкого вина, категорически не годного к Литургии. И мы устанем судиться с производителем, если захотим прекратить это, по сути, кощунство. Могут быть и иные прецеденты, от Церкви и христиан напрямую не зависящие. Оставим это до времени. И вернемся к себе, к тому, что от нас зависит.
Увеличение количества всегда угрожает потерей качества. Вырвав написание икон из рук иконописцев, превратив само «написание» в производство, т.е. в штамповку и перепоручив штамповку машинам, мы получаем некую новую реальность, прямо относящуюся к Седьмому Вселенскому Собору. Икона, превратившись в маленькую, изготовленную на типографской машине из материала легковесного и недолговечного, не обличает ли веру нашу, веру современного человека? Может это некое указание на то, что сама вера наша становится утилитарной (помещающейся в кошелек), легковесной, не способной пережить века? Все-таки фрески Рублева смотрят на нас до сих пор, а вот отжившие свой срок календари со святыми ликами ежегодно сжигаются за ненадобностью.
Есть в этом что-то соответствующее эпохе, что-то современное и страшное.
На бумажке изображение - и мироточит?
Как раз отцы Церкви ЗАПРЕЩАЛИ женщинам в эти дни посещать храмы.И с непокрытой головой тоже.Если же на это закрывают глаза отдельные священники,то это профанация.
Господь видит и простит, поскольку ханжество перед ДОРОГОЙ иконой не заменит искренность перед бумажной.
В добрый час и с Богом!
С 17го-18вв стали отказываться от обратной перспективы, в конце 17 русская икона стала более живописной
Прочитав комментарии,совершенно согласна с мнением,что церковная цензура крайне необходима.
Я с ними, можно сказать,в церковь пришла,уже будучи взрослым человеком. Но есть у меня и "запасники",откуда я беру некоторые иконочки(даже и календарики) в дни празднования этих святых и читаю тропари,или акафисты,или каноны в честь их.
и они стоят и смотрятся так драгоценно,
если даст Господь купить настоящие иконы я буду нижайше благодарна,
а пока что имею тому и рада...
главное что молюсь и вижу глаза родимой Матушки Богородицы
святителя Николая чудотворца
преподобных старцев Оптинских и всех святых кому молюсь и поминаю в дни их поминовения....
конечно мы не можем изменить настоящую ситуацию но мы можем поднять с пола принести в церковь и спросить батюшку как поступить
Да, безусловно, Господь видит нас везде и всяко, но это не даёт нам права "дразнить гусей". Знаете ли, что женщинам НЕЛЬЗЯ ходить в храм в определённые дни, когда Господь тоже видит. Ну нельзя и точка.А все наши "хотелки" -это всё от лукавого.Есть церковные правила, нарушать кот.-грех.Понимаю, что если оч. хочется, то можно, но грех-то совершён. Я не поучаю, я просто говорю, как дОлжно быть. И не возмущайтесь.Не мной установлены каноны.Пища освящается не присутствием иконки, а крестом,молитвой и Богом в ДУШЕ.
Иконы - это не картинки, и для них строго определено место - КРАСНЫЙ УГОЛ, поэтому ни
кухня, ни полочка, ни тем более спальня, где, извините, происходит всякое(да хотя бы
просто неглиже) - это кощунство. Следуя Вашей логике, можно и в туалете повесить?
БОГ должен быть в Душе. Иконка в сумочке, в кошельке и т.д. (да ради Бога!), не заменит
Господа, если Его нет в сердце. Часто вижу иконки в машинах, водители которых хамски
ведут себя на дороге. Можно их назвать верующими? Ханжествующие подсвечники. Не более.
А ханжество - грех немалый.
Не поверите мне, сходите к батюшке. И не к одному, т.к. есть священники и "священники".
Время такое, к сожалению.
Я думаю, надо различать, что есть икона, а что есть просто изображение.
Так можно дойти и до того, что запретить, например, фотографировать вообще всё. Кино тоже запретить.
Та же ситуация и с Крестом Господним. Если впадать в крайности, то и перекрестия линий на тротуарной плитке тоже можно понимать как изображение Креста. Тогда и ходить по ним как бы нехорошо получается.
Думаю, надо меру определить, что есть святыня, а что - нет.
Фотография - не икона, не святыня. Газета - тоже.
Кто знает о догматах Вселенского Собора из большинства мирян? А кто из них знает о том, что икона не должна быть поругана христианином нарочно? Полагаю,вот и ответ на вопрос.
Увидев лик Святого, спасти его от поругания, если в твоих силах, это одно. А разглядывать,не торчит ли из мусорного ведра кипы богохульных газет - другое. Уж простите, что с другим мнением
А потом видишь как эти газеты валяются под ногами в огромном количестве, торчат рулонами из урн, а там например говорится о предстоящем праздновании Пасхи, а в урны плюют, и по изображениям храмов и икон ходят.
иконка с ликом ангела-хранителя. чувствую себя как под охраной, надеюсь, что всё будет хорошо.
И когда я иду ко врачу с трепетом узнать результаты анализов, то беру с собой иконку и очень
надеюсь на Богородицу.
Безмерно уважаю отца Андрея, но с этой его статьёй согласна не совсем.
Может быть я и не права, т.к. не обладаю такими знаниями как отец Андрей, не говоря уже об
умственных способностях.
А почему икон не должно быть много? Прошлогодний календарь можно открыть на любимой иконе и поставить на полочке возле компьютера, скажем, или повесить у кровати, или в кухне. Было бы желание окружить себя дорогими ликами и молиться им периодически. Непрестанно молитесь, завещал Павел. В храмах икон очень, очень много. А почему в домашнем нашем храме их количество ограничивать? Безусловно, иконы в светской периодике (именно в периодике, именно в светской) - это кощунство, которого не должно быть. И с этим надо работать. Вообще, все дело в отношении нашем к образам святым.