В защиту святых икон

Послесловие к конференции «Священное в Церкви и обществе: образы, символы, знаки»

Светлой памяти
Петра Олеговича Кондратьева
посвящается

Предыстория

Осенью 2012 года православная общественность в лице Совета по возрождению и сохранению православных святынь при Союзе писателей России обратилась к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с письмом, в котором говорилось, что значительная часть светских и православных издательств в оформлении своей продукции (а это книги, журналы, газеты, календари, закладки и т.п.) неумеренно и неразумно использует священные изображения – репродукции икон, фресок, мозаик с ликами Спасителя, Богородицы, ангелов и святых подвижников Христовой Церкви. Совет выразил обеспокоенность тем, что пользование такими изданиями в быту неизбежно и даже невольно для самих читателей приводит к неблагочестивому отношению к священным изображениям. Кроме того, православные периодические издания и календари имеют короткий срок службы и вынуждены утилизироваться неблагочестивым образом.

Иконная лавка в Греции. Фото: А.Марочкин Иконная лавка в Греции. Фото: А.Марочкин
    

Поскольку и в России, и в других странах в то время развернулась настоящая «гражданская война образов» (участились провокации против религиозных символов – икон, крестов и т.п.), то, полагал Совет, отношение к священным изображениям в собственно церковной среде должно быть особенно выверенным и безупречным.

Инициатива Совета о проведении конференции для обсуждения этих наболевших вопросов была одобрена Патриархом, который поручил поддержать ее Синодальному отделу по взаимоотношениям Церкви и общества и Синодальному информационному отделу. Во исполнение поручения Патриарха зимой 2013 года началась работа по подготовке конференции: определялась концепция, составлялись списки участников и т.п. Однако в силу ряда причин дата проведения конференции всё время откладывалась. Начался, а потом и закончился Великий пост. Наступила Пасхальная неделя. Потом пришло время летних отпусков… В общем, дело не ладилось.

Возможно, что кроме загруженности синодальных отделов другими неотложными задачами одной из причин «пробуксовки» была еще и сложность самой проблемы, требующей деятельного и заинтересованного участия специалистов – искусствоведов, иконописцев, которых в первом составе рабочей группы по подготовке конференции не было. На одном из совещаний под руководством председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина во время обсуждения кандидатур для участия в конференции прозвучала фамилия неизвестного мне тогда человека. Это был Петр Олегович Кондратьев.

– Он у меня в храме пономарит, – заметил между прочим отец Всеволод.

Поискав в интернете, я узнал о Кондратьеве, что это ректор Православного гуманитарного института (ПГИ) «Со-действие», а также председатель Межвузовского Совета факультетов церковных художеств, иконописных кафедр, отделений, школ и иных православных церковных учебных заведений по вопросам иконописания (сокр. Межвузовский иконописный совет). На сайте института я нашел статью Петра Олеговича с характерным названием «Современное иконоборчество».

Я написал ему письмо и предложил встретиться. Когда я приехал в институт и поднялся на последний этаж неказистого здания, ожидающего ремонта, меня встретил невысокий темноволосый человек с небольшой бородкой и предложил пройти в учебный класс, уставленный иконами и ученическими работами иконописцев. Я готовился увидеть солидного ректора, но в Петре Олеговиче не было ни капли официозности: костюм, галстук и прочие признаки ректорского статуса напрочь отсутствовали. И потому сам я, ради первой встречи выряженный в строгий костюм да еще вымокший под проливным дождем, выглядел, наверное, странновато.

Может, еще и поэтому разговор наш начался с обмена недоумениями. Выслушав от меня краткий рассказ о ходе подготовки конференции, Петр Олегович живо спросил:

– А причем тут Союз писателей? Мы-то этим делом занимаемся как профессионалы. В прошлом году вот провели конференцию «Церковное искусство в современном обществе»[1]. А вам это зачем?

Тут уж пришла моя очередь удивляться, поскольку, полагал я, защита церковного благочестия – дело всех членов Церкви независимо от профессии.

– А что прикажете делать мирянам, озабоченным поруганием христианских святынь: кощунствами на выставках и акциях у «внешних» и неблагочестивым использованием священных изображений в православной среде? Какая разница кто мы?

Я грешным делом даже решил, что он нас «приревновал». Ведь по отношению к церковному искусству мы действительно люди «внешние», а положением дел в нем в первую очередь должны быть озабочены «свои»: иконописцы, искусствоведы, художники, духовенство, наконец… Тут могла сказаться своеобразная «цеховая» замкнутость.

Однако взаимные недоумения мы быстро сняли, и далее последовал заинтересованный разговор по существу. Кроме концепции конференции я выложил на стол факсимиле «Устава о предупреждении и пресечении преступлений» Российской империи[2], где запрещалось многое из того, что нас смущало в современной жизни, и даже давался путь исправления неверного положения дел. Когда Петр Олегович бегло прочитал отчеркнутые мною места, то пришел в полный восторг. Не удержавшись, он с моего согласия тут же начал звонить коллегам:

– Слушай, тут ко мне пришли из Союза писателей и принесли потрясающий документ. Это прямо о том, что мы обсуждали в прошлом году. Надо брать эту тему на Иконсовет и делать эту конференцию…

Он восторженно зачитывал по телефону цитаты из «Устава…», перезванивал то одному, то другому члену Межвузовского иконописного совета и наконец сказал:

– Мы эту тему берем. Так получилось, что мы с вами подошли к ней с разных сторон, но теперь общими усилиями мы ее одолеем. С отцом Всеволодом я договорюсь – каждое воскресенье вижу его в алтаре.

Договоренность была вскоре достигнута. Можно сказать, что получилось по слову апостола: один насадил, другой поливал, «но возрастил Бог» (1 Кор. 3: 6). Отец Всеволод, «как мудрый строитель, положил основание» (1 Кор. 3: 10), а Петр Олегович на нем строил.

Путь на страсти

Конференция обрела мощный мотор, и дело стало быстро двигаться. Было решено, что делать отдельную конференцию нецелесообразно, а лучше провести ее в рамках ежегодных Рождественских чтений в начале 2014 года. Осенью 2013 года состоялось несколько заседаний Межвузовского иконописного совета, ставшего организатором конференции.

Петр Кондратьев Петр Кондратьев
    

В процессе работы пришла печальная новость: Петр Олегович попал в больницу. Ему сделали две операции. Силы его были подорваны. Потом стало известно, что врачи обнаружили у него рак. Тем не менее, дело двигалось при его непосредственном участии. Более того, он оставался главным организатором – и не формальным, а по существу. Организация выставки икон, подбор докладчиков, составление и публикация программы конференции, аренда помещения, техническая подготовка зала – всё это было предметом его неустанной заботы. А ведь на нем еще была большая семья, институт!..

В день открытия конференции он приехал заранее и руководил расстановкой аппаратуры: экран для демонстрации презентаций, проектор, ноутбук, видеокамера… В кулуарах я слышал восхищенные реплики давно знавших его людей: «Петр-то как держится! На лицо бледный, а сколько энергии…»

К сожалению, протоиерей Всеволод Чаплин не смог прийти на конференцию, поскольку в этот день и в это же самое время в Совете Федерации открывались первые Рождественские парламентские встречи. В них принимали участие Святейший Патриарх Кирилл, постоянные члены Священного Синода и руководители синодальных учреждений Русской Церкви.

Петр Олегович сам вел конференцию почти до самого окончания первого дня, посвященного проблемам обращения священных образов, символов и знаков в Церкви и обществе. Однако в перерыве извинился и пошутил: «Больше нет сил. Боюсь, что упаду со стула прямо в президиуме».

Первый день конференции прошел успешно. Кондратьев еще приехал на следующий день на ее продолжение, а потом даже возглавлял работу редакционной комиссии по выработке итогового документа конференции. Он приходил на заседания и живо обсуждал, спорил, шутил, предлагал варианты. Как выяснилось, на пределе физических сил, которые убывали с каждым днем.

На последней встрече он признался:

– Я теперь молюсь, чтобы Господь меня или исцелил, или забрал к Себе.

Шел Великий пост. Накануне Лазаревой субботы на своей странице в Фейсбуке он грустно пошутил: «Болезнь, с которой я борюсь, оказалась шибко онкологической. Нужно обыкновенное чудо. Прошу молитв».

Великий пост стал для Петра Олеговича и его близких «путем на страсти», который, как и положено, завершился Страстной седмицей. В Великую среду Петр Олегович преставился ко Господу. Отпевал его отец Всеволод Чаплин в Великий пяток в храме святителя Николая на Трех Горах, прихожанином и алтарником которого он был многие годы.

Итог

Петр Олегович не успел увидеть окончательную редакцию резолюции конференции, которой он отдал свои последние силы и месяцы жизни. Не побоюсь сказать правду: первое время редакционная комиссия была если и не деморализована, то, по крайней мере, дезорганизована. Настолько все привыкли, что он был организующим началом, источником энергии, вдохновляющей и, когда надо, понуждающей всех к работе. Пришлось перегруппировать силы.

И только недавно активно продвигаемый Петром Олеговичем процесс логического завершения конференции достиг важного этапа: комиссия наконец завершила работу над Резолюцией конференции, в которой концентрированно констатируются проблемы обращения священных образов, символов и знаков в православной среде и в светском российском обществе и формулируются предложения о необходимых мерах по их решению. Под этим документом по праву стоит имя и со-председателя конференции Петра Олеговича Кондратьева.

В Резолюции организаторы и участники конференции «Священное в Церкви и обществе…» обращаются к священноначалию Русской Православной Церкви с просьбой рассмотреть предлагаемые ими меры, выражая надежду, что их принятие поможет наведению порядка там, где его пока у нас не хватает.

Когда в заключении своей статьи «Церковные каноны и гражданские законы о Священном»[3] я писал раздел «Цена догмата», то не думал, что он получит такое неожиданное продолжение. Да, сейчас в России нет открытых гонений на иконы и их почитателей. Наоборот, иконные лики смотрят на нас с тарелок, кружек, ковриков, подушек, винных бутылок, наклеек на «православные» товары, с рекламных листовок, предлагающих «православные» услуги. Скорбный лик Христа и Богородицы можно увидеть под ногами или в мусорном ведре на обложках газет и журналов, на распечатках статей с православных сайтов и т.д. и т.п. Но разве всё это не «иконоборчество наоборот»? Разве обмирщение Священного и профанация Сакрального – это не борьба со святыми иконами, с Богом? Разве всё это не угрожает нашей вере и нашему иконопочитанию? Угрожает, считал Петр Олегович, а вместе с ним и все участники конференции.

В древности защитники святых икон жертвовали своим благополучием, положением, имуществом, здоровьем, жизнью: их отправляли в ссылку, сажали в темницу, избивали, пытали, убивали… Их страдания и кровь – цена, уплаченная Церковью за догмат иконопочитания. Суды Божии непостижимы, но, может быть, и в наше время сама возможность мероприятий в защиту святых икон должна быть оплачена самой высокой ценою.

Петр Олегович прожил на земле чуть больше 50 лет. За это время он подарил жизнь четырем детям, создал институт «Со-действие» и Межвузовский иконописный совет… Он преподавал, писал учебники и статьи… Наверное, он сделал еще очень многое, о чем могут рассказать те, кто знал его ближе и дольше, чем я. После панихиды на сороковой день священник, давно знавший Петра Олеговича, сказал о нем коротко: «У него получалось всегда быть с Богом. Вечная ему память!»

Продолжение

Что же касается начатого Петром Олеговичем с соратниками дела, то с публикацией Резолюции конференции и передачей ее священноначалию всякая деятельность в защиту святых икон отнюдь не заканчивается. Конечно, мы будем ждать решения священноначалия. И если оно решит привлечь кого-то к работе над выработкой регламентирующих документов или к любой другой, то мы обязаны принять в этом самое активное участие. Но дело не только в инструкциях или указаниях священноначалия. Многое зависит от нас самих – всех православных христиан: как священнослужителей, так и мирян; от нашего неравнодушия и благочестия.

Пусть каждый из нас уже сейчас на своем месте постарается исправить то, что в его силах. Обернуть свою книгу с иконой на обложке, чтобы не подвергать святой лик поруганию во время чтения. Не выбрасывать на помойку православные журналы, газеты, календари с иконами, а найти возможность сжечь их в чистом месте – если не целиком, то хотя бы вырезанные оттуда репродукции икон. Не приобретать и не пользоваться «православными товарами» (тарелками, кружками и т.п.) с неподобающим декором в виде икон и священных изображений. Не клеить на пасхальные яйца наклейки со святыми образами и храмами, чтобы не выкидывать потом их в отходы вместе со скорлупой. Не носить браслеты с иконками и т.д. и т.п.

Не дожидаясь распоряжений «сверху», директор магазина может навести порядок в ассортименте, исключив неподобающие товары, оскорбляющие чувства верующих, ввести правила благочестивого размещения товаров, имеющих сакральное значение (иконы, Библии, Распятия и др.): для начала хотя бы не раскладывать книги, журналы, газеты с иконами на обложках на открытых торговых площадях так, что при торговле покупатели и продавцы кладут на святые лики вещи и даже деньги, тем самым кощунственно оскорбляя Христа, Богородицу и святых угодников, изображенных на них; не размещать иконы «на уровне ботинка» – на полу и на низких полках, а обязательно выше пояса взрослого человека и т.д.

Каждый православный человек, оглядевшись вокруг себя, может сделать многое сам или тактично подсказать другим, как исправить то, что противно благочестию. Борьба за иконопочитание, как и борьба за православную веру, будет продолжаться до конца мира. В наше время благочестие суть форма исповедания нашей веры во Христа, которое и во все времена требовало от человека труда, а иногда и подвига, даже если для «внешних» он выглядел как юродство.

Святой XX века святитель Иоанн Сан-Францисский (Максимович) очень трепетно относился к любым священным изображениям, которые попадали ему в руки, даже к самым незначительным и малоценным в художественном смысле. Он бережно вырезал их из всевозможных изданий, освящал их по чину Требника и раздавал на благословение всем, кто к нему приходил. Некоторые считали это юродством.

Но еще апостол Павел писал коринфянам: «Мы безумны Христа ради…» (1 Кор. 4: 10), «ибо когда мир своею мудростию не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих» (1 Кор. 1: 21). Мнимое «юродство» святителя Иоанна было проповедью ко всем нам, слишком легко относящимся к неблагочестивому тиражированию священных изображений во всевозможных массовых изданиях. Его «юродство» было проявлением высшей степени благоговения перед Богом, Богородицей и святыми и подлинным иконопочитанием в век нового, «вывернутого наизнанку» иконоборчества.

Думаю, в силах каждого верующего человека если не уподобиться святым во всем, то хотя бы постараться подражать их благочестию. Дабы после всеобщего Воскресения мертвых не подпасть нам под осуждение за то, что мы и сего малого не потрудились сделать ради пострадавшего и умершего за нас на кресте Господа нашего Иисуса Христа.

«Ибо всё из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки. Аминь» (Рим. 11: 36).

Владимир Немыченков

29 августа 2014 г.

[1] Итоговый документ конференции см.: http://www.artvuz.ru/the-exhibition-and-conference/49.

[2] Уставъ о предупреждении и пресечении преступлений. СПб.: Типографія Второго отдела Собственной Е.И.В. канцелярии, 1876 // http://mirknig.com/knigi/history/1181447045-ustav-o-preduprezhdeni-i-pres1164cheni-prestupleny.html.

[3] Церковные каноны и гражданские законы о Священном // http://www.pravoslavie.ru/put/67821.htm

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Резолюция конференции «Священное в Церкви и обществе: образы, символы, знаки» Резолюция конференции «Священное в Церкви и обществе: образы, символы, знаки» Резолюция конференции «Священное в Церкви и обществе: образы, символы, знаки» Резолюция конференции «Священное в Церкви и обществе: образы, символы, знаки» (Москва, 28 января 2014 г.)
Неблагочестивое использование Сакрального в светских областях жизни становится возможным в том числе и вследствие отсутствия ответственного отношения к священным изображениям в церковной среде.
Правовая защита Священного Правовая защита Священного
Тимофей Крючков
Правовая защита Священного Правовая защита Священного
Сравнительный анализ дореволюционного и современного российского законодательства
Тимофей Крючков
Прежде было значимо сакральное содержание совершенного правонарушающего действия; для нынешней доктрины важно, действительно ли оно носит оскорбительный характер.
Церковные каноны и гражданские законы о Священном Церковные каноны и гражданские законы о Священном
Владимир Немыченков
Церковные каноны и гражданские законы о Священном Церковные каноны и гражданские законы о Священном
Владимир Немыченков
Для предотвращения профанации Священного необходимо в самой Церкви принять определенные административные меры. Что делалось в этом смысле до революции?
Беседа с ректором института «Со-действие» П. Кондратьевым Беседа с ректором института «Со-действие» П. Кондратьевым Беседа с ректором института «Со-действие» П. Кондратьевым «И те, кому за 30, хотят учиться, чтобы созидать для Церкви»
Беседа с Петром Кондратьевым, ректором института «Со-действие»
Елена Натыкина
Золотное шитье, превентивная медицина, новый курс «Школа начинающего политика» и многие другие направления преподавания развивает институт дополнительного образования и повышения квалификации «Со-действие».
Яйца с образами Яйца с образами
О новом иконоборчестве
Яйца с образами Яйца с образами
О новом виде иконоборчества
Владимир Немыченков
Вряд ли найдутся желающие поставить натуральные куриные яйца с иконными ликами в красный угол и молиться на них. Тогда что же? Святые образа вместе со скорлупой пойдут в мусорное ведро?
Точка падения Точка падения
О новой коллекции Dolce&Gabbana
Точка падения Точка падения
Андрей Яхнин
Гламурная, но от этого не менее кощунственная коллекция Дольче и Габбаны, является продолжением и своеобразным рубежом в общем антихристианском апостасийном векторе развития современной цивилизации.
Комментарии
Димитрий 29 3 сентября 2014, 01:05
Мир вам.
Наличие грифа на вызывающей сомнение продукции уже оскорбляет само благословение. Когда миряне завалят храмовые лавки макулатурой с образами и другим "священным ширпотребом" в них же купленных, тогда точно дойдёт до священства-духовенства, что в вопросе благочестия внутри Церкви уже находимся на краю.
Стараюсь не забывать каждый раз задавать себе вопрос: - "Как я поступаю - по любви или по выгоде?", и редко получается, что любовь торжествует. "Обстоятельства ставят нас перед выбором, но не они определяют, что мы выберем. Это всегда определяем мы сами." "… смотри, чтоб не было имя верного, а произволение неверного. Вступил на поприще, теки; другого такого времени нет для тебя." - святитель Кирилл Иерусалимский. «Будь верен до смерти и дам тебе венец жизни» - (Откр.2-10).
Господи, прости, восставь, спаси и помилуй мя многогрешного.
Владислав Шубников 1 сентября 2014, 17:02
У нас, в Украине, во многих храмах на просфорах печатают герб государства ("тризуб"). Как бы ни был "великолепен" герб, но, по моему, ему совсем не место на просфорах. Надо дать указания, чтобы это перестали делать, раз руководство храмов этого не понимает.
Это и есть обмирщение в действии, внутри Церкви. Такие просфоры даже брать не хочется...
В книжных лавках масса каких-то брошюр, мягко сказать, сомнительного содержания: какие-то "старцы", апокрифическая литература, предсказания "ясновидцев" или "очевидцев"... Есть в Киеве хорошие иконные лавки, например в Китаевой пустыни (для детей адаптированные к разным возрастам Библии белорусских и русских православных авторов), а есть, как например, в храме о.Михаила (афонское подворье), половина литературы - смесь православия и католичества, что читать вредно.
Выметать это всё нужно... И, видимо, нужен какой-то патриарший надзор за иконными лавками и товаром, распространяемым прямо в храмах, т.к. дальше дело идёт всё хуже и хуже.
Андрей31 августа 2014, 00:48
Сказано хорошо и уже не первый раз - огромная благодарность автору - тревожит отсутствие внятной реакции тех, кто мог бы поправить ситуацию... или меркантильный интерес пересиливает священный долг соблюдать святые каноны?
Глеб30 августа 2014, 21:11
Давно пора эту тему поднять.
А еще распятия, болтающиеся на шнурке под автозеркалами заднего обзора. Люди перестали осознавать что распятие - изображение жестокой казни.
Елена30 августа 2014, 20:01
Упокой, Господи, душу раба Твоего Петра, прости ему вся согрешения и сотвори Вечную память.

Спасибо за статью. Слежу за этой темой. Надеюсь, что пусть и не сразу, но порядок наведем. Все вместе вернем благочестивое отношение к святыне.
Владимир29 августа 2014, 17:44
Наталье
Назначение св.образа - возведение ума к Первообразу - к Богу, Богородице, святым угодникам. Использовать св.образы в любых утилитарных целях (в качестве закладки в т.ч.), на мой взгляд, не благочестиво. До 17 века даже на антиминсах не было св.образов - только Крест (Голгофа). А с 17 века начали антиминсы печатать, а не расписывать - и пошли иконы - то есть священные изображения Христа, на который священник ставит потир и дискос. По-моему это тоже неблагочество, чтобы даже священные сосуды стояли на лике или изображении тела Господа. Икона не должна быть подставкой для чего-то. Также недопустимо изображать св.лики (святых, Богородицы) на просфорах, артосе. Это превращается в иконофагию - поядание икон (образов). Опять же искажается первичная цель иконописания. Икона, священное изображение - для молитвы, для возведения ума к Богу, а не простое украшательство одежды, предметов, ювелирных изделий, бижутерии и т.п.
Евгений29 августа 2014, 16:24
Очень правильная инициатива. Невольно в грех вводят. Я например купил свечи в картонной упаковке, на ней Образ Богородицы, свечи использовал, что делать с упаковкой? Говорят можно сжечь, но меня от данной мысли в дрожь бросает! Вот и приходится складировать упаковки, журналы и т.д.
раба Божия Тамара29 августа 2014, 14:11
Храню все свои календари - большие и малые - со святыми изображениями. А если каких икон у меня нет - помещаю на стенах в доме. Царство Небесное рабу Божиему Петру!!!
Мария29 августа 2014, 13:10
Да, очень надеюсь что будут какие то действия на этот счет со стороны священноначалия. Православный календарь без святых образов найти почти невозможно. Много скопилось за последние годы не знаю куда деть, в Москве практически некуда отнести на соответствующую утилизацию. Не пойду же я в городской парк костер из них жечь. :( Не говорю уже о куда более неуместных случаях использования икон, сама такое никогда не покупала, но в церковных лавках глядя на некоторый их товар реально коробит.
наталья29 августа 2014, 12:51
я иконы из старых календарей использую как закладки в Библии
Виталий29 августа 2014, 10:36
Действительно,сам об этом задумывался.Изображения святых используют где надо и не надо.
Александр Калашников29 августа 2014, 09:57
Очень актуальная тема
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×