28 января 2014 года в рамках XXII Международных Рождественских образовательных чтений в Москве, в Международном фонде славянской письменности и культуры состоялась конференция «Священное в Церкви и обществе: образы, символы, знаки».
Организатором конференции выступил Межвузовский иконописный совет при активном содействии Православного гуманитарного института «Со-действие», Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и Совета по возрождению и сохранению православных святынь при Союзе писателей России.
Цель конференции состояла в том, чтобы рассмотреть проблемы взаимодействия Священного и мирского (Сакрального и профанного) в современном обществе и в Церкви на примере образов, символов и знаков.
Предметом обсуждения на конференции стали новые возможности современных технологий, позволяющих тиражировать иконные изображения в неограниченном количестве, а также проблемы и вызовы, возникающие перед Церковью, обществом и государством в связи с широким и никак не регламентированным использованием священных изображений и прочих сакральных предметов в сферах, не относящихся к сакральному пространству (в светском искусстве, в быту, в торговле, рекламе и т.п.).
Организаторы и участники конференции «Священное в Церкви и обществе: образы, символы, знаки» считают, что современная церковная культура все еще находится в состоянии кризиса, корни которого уходят в минувший период воинствующего атеизма прошлого века. Главным условием преодоления этого кризиса должно быть возрастание духовности, прежде всего, в самом церковном обществе. Православная духовность всегда выражала себя в благочестии. Нынешний кризис наряду с прочими причинами связан с забвением или пренебрежением благочестия, которое восходит к древней православной святоотеческой аскетической традиции. Воспитание благочестия является одной из важнейших задач Церкви по отношению к пастырям, иконописцам и пастве. Святоотеческое православное благочестие, являясь одной из основ учения Церкви о спасении, и сейчас должно оставаться главным принципом и критерием при создании и использовании священных изображений.
Организаторы и участники конференции с тревогой отмечают, что не только за рубежом, но и в России в последнее время проводятся художественные выставки, различные перфомансы, показы мод и другие мероприятия, использующие знаки, предметы, изображения и другие элементы, относящиеся к области Сакрального. Нередко подобного рода мероприятия воспринимаются православными верующими как провокация, вызывают возмущение и протесты.
В средствах массовой информации идет зачастую неквалифицированная и игнорирующая принципы православного благочестия полемика о границах творческого самовыражения личности и свободе «акционистского искусства» с использованием образов, символов и знаков, имеющих сакральное происхождение, а также о допустимости выражения – при этом нередко в глумливой форме – гражданской позиции в сакральном пространстве храма.
К сожалению, неблагочестивое использование Сакрального в светских областях жизни становится возможным в том числе и вследствие отсутствия ответственного отношения к священным изображениям в собственно церковной среде. Это может выражаться в утрате чувства литургичности священного образа, в неоправданном, бесконтрольном использовании неканонических иконографий, применении священных изображений в качестве декоративного оформления обыденных предметов (одежды, посуды), в печатной, сувенирной, рекламной и ювелирной продукции, которая продается в церковных лавках и магазинах. Такое положение начинает восприниматься верующими и обществом в целом как одобрение подобной практики священноначалием, обычаями и канонами Церкви, хотя последнее не соответствует действительности, поскольку ведёт к опасной по своим последствиям профанации Священного.
Широкое распространение и востребованность указанной продукции свидетельствуют об утрате значительной частью народа чувства Священного и благоговения перед ним. В общественном сознании наметилась опасная тенденция к стиранию границы между Священным и мирским, различение которых и составляет основу подлинной религиозности. Как следствие, в современном обществе формируется поверхностная религиозность, так называемое «гламурное православие». Таким образом, отношение к иконе и священным изображениям сегодня отражает многие проблемы, связанные с расцерковлением и обмирщением как индивидуального, так и коллективного церковного сознания.
В связи с вышесказанным в Церкви и обществе сформировался запрос на четкие определения: что является собственно иконописью и, шире, церковным (или сакральным) искусством, а что – религиозно-исторической живописью; кто является иконописцем, а кто светским художником, где проходит граница допустимого и недопустимого использования священных изображений..
Роль пастырей в решении такого рода вопросов является ключевой, поэтому участники конференции считают, что нередко встречающееся безразличие духовенства к проблемам церковного искусства может привести к деградации образа храма, литургического образа и церковной культуры в целом (как это уже произошло в римо-католической церкви).
В результате работы конференции ее участники сформулировали свою позицию по указанным проблемам и путям их решения:
1.В духовных семинариях, православных образовательных учреждениях и на курсах повышения квалификации духовенства необходимо ввести новые и/или существенно расширить существующие учебные курсы с обязательным преподаванием истории и догматических основ церковного искусства.
2.Следует принять меры по широкому распространению знаний среди верующих и всего общества о правилах благочестивого использования и обращения с предметами религиозного поклонения и почитания (иконы, кресты, Распятия, Библии и т.д.) в быту и особенно в публичном пространстве, где оно обычно перестает быть объектом религиозного почитания. В числе таких мер просветительского характера могли бы быть проповеди духовенства, обращения священноначалия, посвященные этим вопросам, как в форме посланий к верующим, так и в виде статей, опубликованных в светских периодических изданиях и призывающих всё российское общество к благочестивому обращению со священными предметами.
3.Необходимо, чтобы православные и, по возможности, светские издательства, а также производители рекламной и другой продукции использовали для дизайна своих изделий декоративно-художественные средства, исключающие неоправданное и неблагочестивое использование священных изображений. При этом мы признаем огромное воздействие и воспитывающее значение древних святых изображений, проникающих в широкую безрелигиозную среду, если это происходит в благочестивой форме.
4.Следует разработать инструкции, регламентирующие использование священных изображений в издательской продукции (книги, периодические издания, календари и т.п.). Данные инструкции должны применяться при рассмотрении вопроса о предоставлении грифов: «По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла», «Рекомендовано/допущено к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви», «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви» и т.д.
5.Создать комиссию для изучения норм церковно-канонического и гражданского права, относящихся к регулированию изготовления и использования священных изображений, разработанных до 1917 года и приведенных в «Уставе о предупреждении и пресечении преступлений», в «Уставе о цензуре и печати», Указах Священного Синода Российской империи и в других источниках церковного права. В случае необходимости доработать их и подготовить предложения новых редакций церковно-правовых норм, соответствующих современным реалиям.
6.Создать комиссию из специалистов по литургике, церковному искусству и церковно-каноническому праву с целью подготовки предложений по уточнению церковно-правовых норм, относящихся к священным изображениям на предметах, применяемых при богослужении (антиминсы, просфоры, артосы, облачения и др.).
7.Следует исследовать проблемы, связанные с массовым тиражированием полиграфических икон, а также использованием священных изображений в ювелирной и прочей продукции массового производства и выработать предложения по упорядочению их обращения в церковной среде.
8.Следует разработать правила торговли иконами и предметами церковно-прикладного искусства в церковных магазинах (приемы и способы благочестивого хранения, размещения на торговых площадях и обращения с продукцией, имеющей священные изображения или представляющей собой предметы религиозного поклонения и почитания – иконы, кресты, Распятия, Библии и т.п.).
9.Представляется желательным выработать и довести до сведения верующих и всего общества общеприемлемое церковное решение и рекомендации по вопросу об утилизации многотиражных полиграфических изображений христианских святынь и символов, другой продукции, имеющей священные изображения (газеты, журналы, календари и т.п.), а также об утилизации пришедших в негодность освященных предметов.
Организаторы и участники конференции «Священное в Церкви и обществе: образы, символы, знаки» выражают надежду, что принятие указанных мер послужит укреплению чувства Священного и благоговения перед ним; восстановлению четкой границы между Священным и мирским в индивидуальном и общественном сознании, что в совокупности будет способствовать формированию взамен обрядоверия и магизма подлинной религиозности и возрождению истинной христианской веры у нашего народа.
Организаторы и участники конференции «Священное в Церкви и обществе: образы, символы, знаки» постановили:
— довести свою позицию по указанным проблемам до сведения Священноначалия Русской Православной Церкви,
— почтительнейше просить священноначалие рассмотреть данные предложения и принять необходимые меры для исправления сложившейся ситуации с обращением священных образов, символов и знаков в церковной среде и в российском обществе.
Председатель конференции
Протоиерей Александр Салтыков,
настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах
(Москва),
декан факультета церковных художеств (ФЦХ)
Православного Свято-Тихоновского гуманитарного
университета (ПСТГУ),
старший научный сотрудник Центрального музея древнерусской
культуры и искусства им. Андрея Рублева,
член Союза художников России
Со-председатель конференции
Петр Олегович Кондратьев,
ректор Православного гуманитарного института (ПГИ)
«Со-действие»,
председатель Межвузовского иконописного
совета
Кураторы:
Екатерина Дмитриевна Шеко,
заведующая кафедрой иконописи ФЦХ ПСТГУ
Протоиерей Николай Чернышев,
член Патриаршей Искусствоведческой
комиссии,
доцент кафедры иконописи ФЦХ ПСТГУ
Александр Дмитриевич Мысык,
заведующий кафедры иконописи и член ученого совета
ПГИ «Со-действие»,
учёный секретарь Межвузовского иконописного
совета
Владимир Иванович Немыченков,
заместитель председателя Совета по возрождению и
сохранению православных святынь при Союзе писателей
России
Как будто, это - украшение какое-то !
Ужас!"
Ну крест это же не только христианский символ (если на нем нет распятого Христа). Крест на молодежных украшениях это просто геометрическая форма. (Хотя и с явной отсылкой к христианству, пусть и не все из носящих ее распознают). Можно было бы говорить об этом, живи мы в христианском обществе. Но оно ведь совершенно не христианское, так что запрещать продажу украшений с крестом (без распятия) - мы просто не имеем права.
Уровень почитания, уважения стремительно снижается, мы обязаны изменить эту ситуацию , иначе через одно, два поколения мы (православные) деградируем. Мне кажется , первый шаг к изменению ситуации , не покупать ничего не в Церкви , ну и конечно же разьяснять на Богослужениях.
Как будто, это - украшение какое-то !
Ужас!
я у батюшки просила благословения на изготовление вышивки, потом, ес-но, освятила готовую. в чем выхолащивание?
Вообще, затрагивая тему отношения к святыне, становится более понятно, почему в древности религиозная атрибутика стоила дорого. И даже понятны бесчисленные жертвы у иудеев: да ведь это элементарное наказание рублём! Сейчас, с развитием полиграфии, с одной стороны каждый может себе позволить любую вещь, да только превращается это в бездумное коллекционирование.
Какой может быть выход? Например, сокращение ассортимента продукции, которая в законодательстве значится как "культовая, религиозная", а следовательно, снятие льготы (!) с этой продукции (по п.8). Таким образом, часть продукции окажется "за бортом" официального перечня и перейдет в разряд сувенирной. Безусловно, сувенирщикам не запретишь продавать, а людям не запретишь покупать, но к Церкви это уже не будет иметь отношение.