Быть сербом в Хорватии непросто, даже в наши дни, когда бывшая республика Югославии, как член Европейского союза, обязалась соблюдать права национальных меньшинств. Сербы нередко вынуждены скрывать свою национальность и вероисповедание, чтобы избегать проблем на работе, в учебных заведениях, среди соседей. Последствия югославских войн, поставивших по разные стороны баррикад сербов, хорватов и боснийцев, ещё чувствуются на балканских землях, обагрённых кровью многих невинных жертв. Война – это всегда зло, и, думаю, жители бывшей Югославии отлично понимают, что «худой мир» действительно лучше «доброй ссоры».
Сейчас в Хорватии проживает примерно 120 тысяч сербов – почти в 5 раз меньше, чем в начале 1990-х. Многие сербские храмы и монастыри были разрушены или закрыты, в действующих церквях осталось совсем немного прихожан. Десятки тысяч сербов, для которых Хорватия когда-то была родной страной, рассеялись по всему миру. Беженцы нашли приют не только в республиках бывшей Югославии (в особенности Сербии и Боснии), но и в других странах Европы, а также в Австралии и США. Люди уезжали вынужденно, бросали дома, имущество, стремясь спастись от безжалостной военной машины, не щадившей ни стариков, ни женщин, ни детей.
Но война, как это рано или поздно происходит почти со всеми конфликтами, завершилась, осталась в прошлом – как дурное и страшное воспоминание (хотя её отголоски были слышны ещё многие годы). Хорватия и Сербия сделали шаги навстречу друг другу, ища примирения. Некоторые сербы, не обретшие покоя в вынужденной эмиграции, решили вернуться домой. Правда, свои дома они нашли занятыми, имущество – разграбленным, а отношение местного населения – враждебным. Родина за несколько лет превратилась в чужбину, отторгая тех, кто надеялся на лучшее, стремясь в некогда родные города и сёла.
Родина за несколько лет превратилась в чужбину, отторгая тех, кто надеялся на лучшее, стремясь в некогда родные города и сёла
Такова, увы, горестная судьба нежелательных «возвращенцев», которых никто не ждёт.
Однако исторически сербы в Хорватии – это вовсе не «чужеродные мигранты»; во многих районах они жили сотни лет, созидая образование и культуру, возводя учебные заведения, православные храмы и аккуратные жилые дома. Ещё в начале XIX века, в 1814-м году, в Загребе была открыта сербская православная школа – востребованное и успешное учебное заведение, пережившее нестроения революции 1848–49 годов и Первую мировую войну. Школу ликвидировали при Гитлере стараниями усташского правительства Павелича. Коммунисты, пришедшие на смену «поглавнику» Анте Павеличу, не стали её воссоздавать: Православие было так же враждебно последователям Ленина и Сталина, как и хорватам-усташам, негласно поддерживаемым Римским Папой Пием XII.
В начале 2000-х годов Митрополит Загребско-Люблянский Иоанн (Павлович), наблюдая, как сербы, бежавшие из Загреба, возвращаются в столицу Хорватии (да и в другие города), обратился в Министерство образования с просьбой об открытии сербской православной школы. Власти просьбу владыки услышали: разрешение было получено на удивление легко. Наверное, в этом было особое Божие благоволение, чтобы сербы, исстрадавшиеся от невзгод военного лихолетья, могли отправить детей в такую школу, где никто не будет упрекать ребёнка только за то, что он – православный серб. Открытие гимназии состоялось весной 2005 года, причём занятия были организованы в одном из помещений сербской общины в центре города. Правда, это был временный вариант. Через несколько лет, в 2011-м году, учебное заведение переехало в новое здание, построенное меньше чем за год.
Сейчас сербская православная гимназия Кантакузины Катарины Бранкович расположена в северной части Загреба, на улице Святого Духа. Это сравнительно тихий, не туристический район хорватской столицы. Добраться до школы можно на автобусе, городские трамваи здесь не ходят. Сама гимназия никак особо не обозначена – вы не увидите ни сербских флагов, ни символики, ни соответствующей таблички у входа. Поэтому, разыскивая школу, я вначале был в недоумении – туда ли я пришёл, но важным ориентиром стала для меня колокольня гимназического храма с крестом.
В здании школы просторно, уютно и светло. В гимназическом комплексе разместились кабинеты для занятий, столовая, спортзал, актовый зал, терраса, сад, внутренний дворик и церковь. Всё – новое, аккуратное, радующее глаз и создающее комфортную атмосферу для учащихся.
– В школу мы принимаем с 14 лет, только в старшие 4 класса, – рассказал мне протопресвитер Слободан Лалич, директор школы. – К сожалению, у нас нет возможности формировать младшие классы. В среднем в классе 20 учеников, причём ребята не только из Загреба, но и из других регионов Хорватии.
По рассказу директора, да и по личным впечатлениям от увиденного – можно не сомневаться, что для учеников созданы самые благоприятные условия, которым, пожалуй, позавидуют учащиеся многих других школ. Небольшие классы, квалифицированный преподавательский состав, возможность для нуждающихся проживать в специальном общежитии (с трёхразовым питанием), оплачиваемом Сербской Церковью. В школе ученикам предлагается бесплатный второй завтрак – бутерброды, йогурты, напитки. Плата за учёбу не взимается. Учителя получают жалованье за счёт государства, а текущие расходы гимназии оплачивает Сербская Церковь. Лучшие ученики поощряются не только высокими оценками, но и экскурсионными поездками по разным странам Европы, организуемыми благодаря спонсорской поддержке.
Гимназия интегрирована в хорватскую образовательную систему, поэтому обучение идёт по планам и программам, утверждённым Министерством образования Хорватии. Основной язык обучения – сербский, с использованием преимущественно кириллического письма. Большое внимание уделяется изучению хорватского (4 урока в неделю), но не стоит забывать, что эти два языка похожи, поэтому особых лингвистических проблем в понимании между сербами и хорватами не возникает. Иное дело, когда в силу вступает формальная лингвистическая составляющая, в том числе при сдаче экзаменов.
– Школьные выпускные экзамены наши ребята сдают на сербском или хорватском, на выбор, – говорит отец Слободан. – Комиссия толерантно относится к возможным заменам тех терминов, которые не совпадают в двух языках. Например, химический элемент азот на сербском так и будет – «азот», а на хорватском – «душик». Если ученик вместо «азота» напишет в ответе «душик», оценку мы не снижаем.
С другой стороны, обучение по программам Министерства образования Хорватии создаёт иные сложности. Пожалуй, одна из главных проблем – это понимание и трактовка истории, особенно XX века.
Одна из главных проблем – это понимание и трактовка истории, особенно XX века
В Загребе по-своему смотрят на некоторые события Второй мировой войны, включая «балканский Освенцим» – Ясеновац, в котором были жестоко умерщвлены, по разным оценкам, десятки или сотни тысяч человек. Трактовка югославских войн начала 1990-х годов тоже имеет свою специфику, не совпадающую с видением Белграда или мнением сербов.
– В хорватской терминологии говорят о «сербской агрессии», именно так они классифицируют войну 1991–95 годов, – отмечает директор. – С нашей точки зрения, речь идёт о трагедии сербского православного населения. Подходы кардинально отличаются, но мы смогли найти приемлемые варианты... Для нас очень важно, что в гимназии учащиеся не ощущают последствия той войны. Во многих других школах дети порой чувствуют себя чуть ли не как преступники – только потому, что они сербы.
По словам отца Слободана, это создаёт проблемы и в другом контексте: многие родители-сербы боятся требовать преподавания для своих детей «Основ православной веры», невзирая на то, что имеют на это право. Как ни прискорбно, дети порой вынуждены скрывать свою идентичность, чтобы избежать насмешек или даже побоев. В небольших населённых пунктах градус неприязни к сербам остаётся достаточно высоким; в крупных городах ситуация всё же лучше.
Дети порой вынуждены скрывать свою идентичность, чтобы избежать насмешек или даже побоев
Сербская гимназия сейчас – это, по сути, единственное учебное заведение в Хорватии (в системе Министерства образования), где дети изучают «Основы православной веры», не опасаясь насмешек или преследований. У этого школьного предмета есть и добрая практическая составляющая: службы в гимназическом храме. В церкви Св. Саввы ежедневно совершается утреннее и вечернее богослужение, а раз в неделю – по субботам – литургия.
– К нам приходят на литургию многие верующие, не только из числа имеющих отношение к гимназии, – говорит отец Слободан. – Но мы целенаправленно не служим литургию по воскресеньям, так как для нас важно, чтобы общинная жизнь столицы концентрировалась в Преображенском храме, что в центре Загреба. К сожалению, развитие Православия в Хорватии далеко от процветания: мы много отпеваем, мало крестим и редко венчаем. Пожалуй, несомненный для нас плюс (среди этих минусов) – определённость во взаимоотношениях с государством, законодательно оформленный особым соглашением статус Православной Церкви. Государство нам помогает, особенно если речь идёт о ремонте или поддержании в порядке храмов, являющихся памятниками архитектуры. Для нас такая помощь очень важна, как и финансирование, которое мы получаем в сфере образования. Всё это помогает сербской гимназии оставаться успешным и востребованным проектом, уникальным для нынешней Хорватии.