За последние несколько месяцев мне как-то очень часто встречались истории о помощи святителя Спиридона Тримифунтского. Одним он помог получить квартиру, когда, казалось, получить невозможно. У других исцелил сына от бородавок. Причем молились они совсем о другом – о его поступлении в престижную школу.
Святой знает, что то, что ты просишь, тебе не нужно. Но и без подарка тебя отпустить не может
В школу он не поступил, но многочисленные его бородавки, с которыми долго и безуспешно боролись, исчезли навсегда. А со школой потом получилось даже лучше. Как потом мама этого мальчика мне говорила: «Святой знает, что то, что ты просишь, тебе не нужно (школа). Но и без подарка тебя отпустить не может»…
Ну и много-много других удивительных чудес по молитвам к этому святому. А потом я вообще нашла у нас на подворье в снегу маленькую деревянную иконку святителя, восприняла это как какой-то знак и теперь нашу с собой. После всего этого мы с мужем и младшими дочками даже съездили в храм Воскресения Словущего в Москве, где до этого никогда не были. Там чудотворная икона. Просто поклониться святому.
Новый мир
Два месяца назад рассказала мне свою историю и Ольга. Мы с ней коллеги по сфере деятельности и дружим в ВК. Она сама – человек пишущий: работала когда-то в пресс-службе одной из епархий и печаталась в православных изданиях.
И, знаете, как у меня иногда бывает… Вот лежит чудесная совершенно история, которую тебе взяли и за просто так подарили. У тебя руки тянутся ее написать, но ты почему-то не пишешь. А потом понимаешь, что эта история просто ждала своего часа. В первую очередь, чтобы тебе самой это было полезно. Так в итоге и получилось, когда я, вспомнив Ольгин рассказ, сама горячо молилась святителю Спиридону. Но об этом не сейчас… Сейчас – об Олином чуде.
– Наш любимый святой! Мы по его молитвам получили квартиру! Спустя пару лет в Россию привозили его мощи, и в списке городов был и наш. Словно святой хотел сам проверить, как мы тут устроились, – написала мне Ольга под одной статьей о Спиридоне Тримифунтском – тогда, в марте.
Мы перешли в «личку», и она начала рассказывать.
Около двадцати лет назад Ольга пришла работать в редакцию одной православной газеты. Крещена она была еще в детстве, но, как у многих, этим ее воцерковление и религиозные познания и заканчивались. А тут она открыла для себя совершенно новый мир – удивительный! Который ошеломлял и очень отличался от ее привычной жизни.
Тут я вспомнила себя. Когда я только пришла в храм, моя жизнь и мой мир тоже повернулись на 180 градусов. И все это просто потрясало. И иногда казалось, что это новое просто не вмещается в душу. И хотелось рассказать всем! Сейчас понимаю, что лучше было этого не делать. Или делать не так…
Ольге поручили делать православный календарь. И она признавалась, что все эти жития ей больше напоминали сказку, чем реальность. И житие святого Спиридона Тримифунтского с его чудесами – тоже: «Ну, не может же сейчас это все происходить». Знаете, такое чувство, вроде и веришь, не будут же врать. Но не сейчас и не с нами. Но одновременно она узнала, что «до революции святителя Спиридона у нас в Отечестве почитали наравне со святым Николаем Чудотворцем… Что он и сегодня помогает всем, кто обращается к нему с молитвой… И у него есть особое дерзновение молиться за всех бесприютных скитальцев. Говоря простым языком, он “помогает решить квартирный вопрос”».
А квартирный вопрос тогда у них в семье стоял остро. Жили они в Саратове и стояли с мужем-военным на очереди.
– Без особых перспектив… Еще недавно рассчитывать на свой угол служащим в армии можно было только при выходе на пенсию. В нашем случае – лет через двадцать. Когда наши дети уже вырастут, – писала Ольга.
«Носите немощи друг друга»
Но в 2007 году их батюшка, известный многим игумен Нектарий (Морозов), настоятель одного из храмов Саратова, благочинный и много-много чего еще… И автор чудесных книг, которые мне, кстати, в какой-то момент очень помогли… В общем, организовал отец Нектарий поездку в Тамбов, куда доставили тогда мощи святителя Спиридона Тримифунтского. Решила поехать и Ольга. Это было ее первое паломничество.
Она вспоминает, что муж, когда узнал об этом, только улыбнулся:
– За квартирой поехала?
В храме я только помню, как уткнулась в раку с десницей святого, ощутила тепло – и расплакалась
– Как аргумент я привела прочитанную мной историю женщины, получившей квартиру в Москве, что по нашим временам казалось уж совсем нереальным, – рассказывала Ольга. – И поехала… В начале пути нам сказали: «Носите немощи друг друга», но мои немощи оказались невыносимыми. Раздражало буквально все, и спать очень хотелось. В храме я только помню, как уткнулась в раку с десницей святого, ощутила тепло – и расплакалась. Так мне казалось глупо, что у людей настоящие проблемы, а тут я со своим «квартирным вопросом»…
Когда Ольга вернулась из той поездки, купила акафист святителю Спиридону… и забыла о нем. Вспомнила, когда им неожиданно стали предлагать одну квартиру за другой.
– Но каждый раз что-то не складывалось, – рассказывала Ольга. – Одна на десятом этаже торцевая однокомнатная. Вторая – двушка, но в старом жилом фонде, в домах, которые строили еще пленные немцы. Третья – тоже двушка, но в доме в пятидесяти метрах от железной дороги, и там грохот неимоверный стоял…
Другая квартира была уже занята, потом еще что-то… Тогда она и вспомнила о том акафисте и начала его читать.
Но дальше стало еще хуже. Супруг Ольги, единственный кормилец в семье, попал под реформы Сердюкова, и в 2011 году его сократили из армии. На тот момент у них уже было двое детей, и сама Ольга находилась в отпуске по уходу за младшим. Что делать – непонятно, на что жить и где – тоже… И она принялась с удвоенной силой читать акафист. И в тот момент командир мужа посоветовал ему написать рапорт на получение жилья в… Москве.
– Там жилье никому не давали, и можно было продолжать служить дальше, – рассказывала Ольга. – Но в 2012 нам предложили квартиру в Подольске – сразу в собственность. Здесь построили целый микрорайон для военных, и в 2013 году мы переехали! Здесь и живем уже двенадцать лет. В 2018 году мощи святителя снова привезли в Россию – и в списке городов оказался Подольск! Святитель Спиридон приехал к нам в гости! Мы, конечно же, поехали поклониться ему. И потом с дочкой в Москву еще раз поехали.
«Мы живем так, как будто все заслужили»
Ольга рассказывает, что это был не единственный случай, когда святой им помог:
– Он слышит всех. В 2020 молились о поступлении сына в престижный московский вуз, и он прошел на бюджет. А молиться ездили в храм святителя Спиридона в Саратове – подали документы и уехали к своим, ждать результаты. И вот стоим на службе и молимся. А я прошу и сама не верю, что такое может быть – бюджет, баллов не так чтобы много. И после службы батюшка говорит проповедь: «Вот, некоторые люди просят у Бога помощи, а сами не верят, что Он поможет!..» И смотрит прямо на меня. Я чуть со стыда не сгорела. Поисповедовались тогда с сыном, причастились и на следующий день узнали, что он поступил.
А недавно Ольга посоветовала своей коллеге по работе (не то, чтобы даже сильно верующей) помолиться святителю Спиридону. У той тоже был «квартирный вопрос», который никак не решался. Сказала – и забыла об этом. И даже с работы уже уволилась. Сейчас у нее, кстати, другая удивительная работа, о которой, я надеюсь, она мне расскажет. Она трудится в детском хосписе. А тогда, через какое-то время после ее увольнения, та бывшая коллега вдруг прислала сообщение: «Спасибо за то, что рассказала о святителе. Молились – и вопрос решился!»
Господь явил нам чудо, а мы живем так расслабленно, будто все это заслужили. Нет в нас благодарности
– Знаете, что еще хочу сказать, – продолжала Ольга. – Мы же тогда с квартирой были уже согласны хоть на что. А вот святитель по доброте своей сделал для нас лучший вариант – у нас трехкомнатная квартира, у сына и дочери – по комнате, в тихом районе – и храм в шаговой доступности. У Христа за пазухой буквально живем! Господь как любящий Отец дает больше, чем ты просишь и на что рассчитываешь. Только унывать не надо, все со временем прояснится, что лучше на самом деле. Меня только тревожит наша неправильная жизнь после чуда. Господь явил нам его, а живем мы так расслабленно, как будто все это заслужили и так нам и надо. Нет в нас благодарности.
Что касается благодарности, меня это тоже всегда расстраивает. За чудом я – первая! А дальше – как будто так и надо. Как будто положено. Даже благодарственные молебны не всегда заказываю.