15 июня 2024 года в наш храм на видавшей виды «газельке» приехал монах. Звали того монаха отцом Фаддеем, и был он к нам назначен настоятелем. Диво это произошло чуть больше года назад, и можно уже, как мне кажется, сделать первые выводы.
Ох и непросто отцу Фаддею с нами! 6 лет мы жили сиротами после кончины о. Алексия Новикова. Каждый за это время успел выдумать свою теорию – как правильно в Православии-то, как креститься, когда можно садиться, куда смотреть, кому молиться. Всё знаем, получше многих, мы же выстояли эти 6 лет!
Приезжающие к нам священники (чаще всего это были отцы Геннадий и Сергий) исповедовали, причащали, служили нечастые требы. А приходов у них у самих ого-го сколько. И мы как-то сникли. Раз в неделю приходили читать утреню, часть текстов из литургии, – всё, что можно без священника мирянину читать. Евангелие и Апостол, конечно. Но каждый год мы отмечали, что уходит тот запал, которым нас снабдил о. Алексий. И, надо сказать, ушёл он таки в минус...
Когда о. Фаддей написал нам список служб на месяц, мы рты пораскрывали – иногда и по 12–15 служб бывало, Великим постом, конечно. Но вы можете себе представить, что такое даже 10 служб в месяц для крохотного прихода? Да с непривычки. А батюшка только ходит да посматривает: ага, вот тут надо подделать. А тут переделать. А тут вы не так, уважаемый клирос, поёте, тут вот как надо. Поскрипели мы, конечно, ну, вроде, арба наша и дальше поехала.
Поездки еженедельные в тюрьму. Это и радость, и нагрузка. Устаём все после них. В субботу приехать часов в 5 вечера домой и упасть лицом в кровать, – вот одна мысль. А в следующую субботу опять встаём и едем. Уже и часть прихожан там поменялась, и невзгоды были, а всё равно туда едем, и знаем – в гости! Чаи будем гонять! Разговоры разговаривать! Больше, конечно, батюшка. А мы поддакиваем да печеньки хрумкаем.
Очень мы дружны с приходом храма Всех Святых, что в Торопце – и они к нам, и мы к ним часто ездим на службы, на праздники. Зовут нас, например: «Приезжайте!» Мы:
– Батюшка, поедем?
– Конечно, поедем. Вот литургию у нас отслужим и поедем.
– Так ведь не успеем к ним.
– А если у нас литургию в 8 начать, то как раз к крестному ходу и успеем, дорогу отгрейдировали, приедем быстро.
И бежим мы на литургию на час раньше, чтобы потом ещё и на крестный ход к отцу Сергию успеть.
Зиму отец Фаддей пережил в одном домике в соседней деревне, от храма близко, только мост перейти. А по весне администрация, горбольница, епархия договорились между собой, документы все оформили – и отдали батюшке стоявший бесхозным бывший ФАП, где три комнаты, две печки, – и красота. В ФАПе том работала наш фельдшер Лариса Ивановна, и держала его в идеальном порядке, поэтому много делать и не пришлось.
Понемногу прирастало и хозяйство. Курица вот сидит на яйцах, у козы Белки две козочки родились, скачут, как настоящие козы. Картошка посажена вовремя, уже и окучить батюшке её помогли – ровные ряды уходят к горизонту, без картошки на зиму не останутся. Дрова куплены и наколоты, печки подделаны. Можно жить! А ещё недавно, покряхтев, купили мы на приход триммер, и косят теперь трудники о. Фаддея и себе – для козы, и бабушкам.
А уж совсем чудом стало приобретение по совершенно комической цене (не космической!) видавшей виды «четвёрки», которая пылилась у одной бабушки незнамо сколько лет. Её, конечно, ещё чинить и чинить, но, согласитесь, в деревне без машины вообще никак. А это – конь, только маленько подлечить надо.
На крыльцо в храме купили два подвесных кашпо с беленькими цветочками. А хотелось бы и ещё штуки четыре, есть куда повесить. Покрасили ограду погоста. Недавно приезжали юнармейцы из Торопца дёргать бурьян на заброшенных могилках. И это ведь не первый раз, а раньше ещё им помогали ребята из нашей школы, когда там летний лагерь работал.
И вдруг мы моргнули – а уже и год прошёл. С одной стороны, мы толком ничего и не поняли. А с другой – вроде наш батюшка у нас, тут, всегда был. Чудеса какие-то
И вот, знаете, шаг за шагом – все вдруг стали понимать, что о. Фаддей – это наш односельчанин. Не какой-то там, сверху посаженный, а наш, местный. Картошку сажает, в школу приходит с ребятами беседовать, в магазине продукты покупает, машина у него – не мерседес ни разу. И при этом – службы, службы, молебны, литии, крестные ходы. И вдруг мы моргнули – а уже и год прошёл. С одной стороны, мы толком ничего и не поняли. А с другой – вроде наш батюшка у нас, тут, всегда был. Чудеса какие-то.
Ехал тут как-то один из наших прихожан в автобусе с двумя бабушками, что за рекой живут, уже в Псковской области. И они ему говорят: «Ой, да! Слышали мы про вашего отца Фаддея ТАКИЕ слухи!..» А прихожанин их прерывает: «Это не слухи. Это сплетни. А раз сплетничают, значит, служит отец Фаддей хорошо. Бесам это поперёк горла». На том беседа и прекратилась.
И тут мы приходим к такой банальной мысли: делай что должен – и будь что будет. Уповай на Господа, а уж Он устроит. Просто не будет, нет. Но и не бросят тебя на произвол судьбы. Вернее, даже так – та самая судьба руками Господа всё устроит так, как надо. Это ли не урок всем нам?
Дорогие друзья! У нашего прихода есть маленькая страничка в Вконтакте, которую вы можете найти по поиску «Свято-Троицкий храм д. Озерец». Также вы можете присылать о. Фаддею смс-кой или через мессенджеры имена ваших родных и близких, чтобы мы о них в храме помолились. Его телефон: +7 (915) 705–25–09. Роман Александрович – это мирское имя нашего батюшки. И мы были бы благодарны за любые суммы пожертвований, потому что расходов много, а доходов пока что-то не очень. Храм медленно, но верно снова становится живым, и много где нужно не только потрудиться, но и деньги вложить немалые. Пишите ваши святые имена, будем о вас молиться.