Фото: /www.demidov.library67.ru
Детям чаще всего читают сказки и рассказы. Да, в определенные моменты малышей знакомят с произведениями Барто и Михалкова, сказками в стихах Чуковского и Маршака, потом Пушкина. Но вообще детское чтение – преимущественно проза.
Поэзия очень важна. Она развивает слух и речь, учит заглядывать внутрь себя и любоваться миром
Между тем поэзия очень важна. Она развивает слух и речь, учит заглядывать внутрь себя и любоваться миром. Хорошие стихи часто написаны о мелочах. Но в глазах поэта эти незначительные происшествия и явления становятся важными. Такому взгляду на мир стоит научить детей.
Я хочу рассказать о трех малоизвестных детских поэтах. Их стихи вы точно найдете в библиотеках, они нечасто, но переиздаются. При этом мало кто их читает. А зря: это талантливые, глубокие, добрые и очень красивые произведения.
Георгий Ладонщиков – о красоте обыденного труда
Георгий Афанасьевич был большим тружеником и большим поэтом. Это заметил Самуил Маршак в тех обстоятельствах, когда люди обычно о поэзии не разговаривают. Самуил Яковлевич пригласил домой чинить телефон мастера. А мастер – деревенский паренек, тринадцатый ребенок в семье, фронтовик-связист – оказался поэтом. Он, правда, смущался, свои стихи даже близко к маршаковским не ставил, но тот уговорил его задуматься о поэзии всерьез. И не ошибся: Ладонщиков стал большим и плодовитым мастером слова.
Он много писал о труде. Заразительно, хоть и спокойно, рассказывал детям, как здорово уметь что-то делать руками. Показывал картинки: мальчишки, которые делают сами себе игрушки, а могут и не игрушки, взрослым просто нужно подтолкнуть, объяснить.
Труд у Ладонщикова – это поэзия. И вот доказательство.
Терпеливо, долго
Вышивает Катя
Разноцветным шелком
Для сестренки платье.
Кажется, что вышивка
Скоро оживет.
На вышивке из рыжика
Синичка воду пьет.
У стихов Григория Афанасьевича словно бы приглушенная интонация. Они негромкие, в них нет сложных заковыристых образов, выкриков, громких заявлений. И говорят они о небольшом, частном, не всегда заметном. Но в этом и кроется суть жизни. Например, в понятии «малая Родина», когда почувствуешь его сердцем.
Холмы, перелески,
Луга и поля –
Родная, зеленая
Наша земля.
Земля, где я сделал
Свой первый шажок,
Где вышел когда-то
К развилке дорог.
И понял, что это
Раздолье полей –
Частица великой
Отчизны моей.
О войне Ладонщиков писал мало. Как многие фронтовики, носил эту боль в себе, не распространялся о подвигах, потому что видел их цену
А вот о войне Ладонщиков писал мало. Как многие фронтовики, носил эту боль в себе, не распространялся о подвигах, потому что видел их цену и понимал: в первую очередь война – это труд, боль и грязь. Не хотел рассказывать об этом детям.
Но если вы, как и я, в вечных поисках хороших стихов о войне для детей, то вот небольшое, но какое-то очень теплое, иллюстративное и спокойное.
Растаял утренний туман,
Красуется весна…
Сегодня дедушка Иван
Начистил ордена.
Мы вместе в парк идем встречать
Солдат, седых, как он.
Они там будут вспоминать
Свой храбрый батальон.
Там по душам поговорят
О всех делах страны,
О ранах, что еще болят
С далеких дней войны.
Походы вспомнят и бои,
Окопный неуют,
И песни бравые свои,
Наверное, споют.
Споют о мужестве друзей,
Что в землю полегли;
Споют о Родине своей,
Что от врагов спасли.
Спасли народы разных стран
От рабства и огня…
Я рад, что дедушка Иван
Берет с собой меня.
Удивительно, как советские поэты умели походя, завернув в изящную шутку свои слова, учить ребят нравственной жизни. Это серьезные уроки, которые не превращались в дидактику, а оставались поэзией – мелодичной и легкой, веселой и доброй.
Зайчиха, сидя у пенька,
Учила шустрого сынка:
– Будь смел, не хвастай и не ври!
Чужой капусты не бери!
Не жми при встрече волчьих лап!
Не обижай того, кто слаб!
Не смейся над чужой бедой!
С голодным поделись едой!
Обидных кличек не давай!
Осла глупцом не называй!
Еще запомни сын: неловко
Дарить мышонку мышеловку,
Лисе – капкан, ершу – крючок,
А поросенку – пятачок!
Михаил Садовский – о силе доброты и радости в простоте
Михаил Рафаилович Садовский – поэт, писатель и драматург, москвич. Он написал множество рассказов, очерков, эссе, пишет и сейчас. Более ста пьес, которые он создал, были поставлены в восьмидесяти советских театрах: представляете, сколько ребятишек с замиранием сердца смотрели на поднимающийся занавес и аплодировали актерам?
А еще Садовский написал множество стихотворений. Если вы родились в советское время (или даже раннее постсоветское), скорее всего, вы их знаете.
Например, «Лесные бусы» – о том, как сделать маме украшение из ягод и орехов. Здесь поэтичен не только слог, но сама суть рассказа: в ней лирика детства, любви, заботы и лета.
Хочу лесные бусы
Я маме подарить,
Они не продаются,
Их надо смастерить.
Я вдену паутинку
В сосновую иглу,
Иголкой землянику
Душистую проткну,
Потом найду чернику,
Но в рот не положу,
Поближе к землянике
Чернику усажу.
Потом орех прохладный
На тропке подниму,
А следом желудь желтый
Подвинется к нему,
Потом найду рябину
И все начну опять:
Багряный, черный, желтый
Низать, низать, низать.
Я сделаю застежку
Из мягкой бересты,
Такие бусы маме
В лесу найдешь и ты.
Или, например, стихотворение об утре. Каждый – и большой, и маленький – легко может себе представить эту картину: лежишь в нагретой уютной постели, вроде бы спишь, а вроде бы слушаешь звуки дома, ветер за окном и мамины тихие шаги. Знаешь порядок ее действий, легко представляешь себе их с закрытыми глазами. И он этого хорошо и спокойно. Мама рядом – все в порядке.
Когда начинается утро?
Когда просыпается ветер
И сонные листья колышет,
И флюгер скрипучий торопит?
Когда начинается утро?
Когда просветляется небо,
И птицы, качаясь на ветках,
Свои голоса проверяют?
Когда начинается утро?
Когда появляется солнце
Вдали над верхушками елок
И в окна без спроса вбегает?
Нет-нет.
Начинается утро,
Когда просыпается мама,
И ведра гремят у колодца,
И щепки трещат в поддувале…
Потом просыпается ветер
И сор во дворе подметает.
Потом разгорается небо
И лампу ненужную гасит.
Потом появляется солнце
И день начинает.
И герой стихотворения, и читатель понимают: доброта – главное, порядок в доме – уже после нее
Мама в стихотворениях Садовского всегда ласковая, спокойная, молчаливая и несуетливая. И мудрая. Наверное, многие помнят историю про зверей, что словно бы случайно появлялись в доме, и мама всех принимала, и кормила, и при этом еще иронизировала – беззлобно совсем. Так, что и герой стихотворения, и читатель понимают: доброта – главное, порядок – уже после нее.
Я как-то в дом принес щенка,
Бездомного бродягу,
Чтоб подкормить его слегка,
Голодного беднягу.
– Ну что ж, – сказала мама, – пусть
Он поживет немножко,
В глазах его такая грусть!
Найдется супа ложка…
Я во дворе нашел потом
Котенка чуть живого,
Его принес я тоже в дом,
Сказала мама снова:
– Ну что ж, – она сказала, – пусть
Он поживет немножко,
В глазах его такая грусть!
Найдется каши ложка…
Я под гнездом нашел птенца,
Над ним вороны вились,
Я спрятал в шапку сорванца,
Мы с ним домой явились.
– Ну что ж, – сказала мама, – пусть
Он поживет немножко,
В глазах его такая грусть!
Найдется хлеба крошка…
Однажды я принес ежа,
Ужа и черепаху,
И заяц в нашу дверь вбежал,
Наверное, со страху.
Сказала мама: «Пусть живут.
В квартире так чудесно,
А если потесниться тут,
и нам найдется место!»
Есть у Михаила Рафаиловича удивительная сказка о слоне. Ему снится Африка, а он живет в зоопарке. Поэт описывает долгий красочный сон, множество тропических животных и фруктов. А потом слон просыпается и снова видит клетку.
Заканчивается сказка удивительным пассажем – очень редким и важным в детской литературе. Автор говорит о том, что можно и нужно пожертвовать удовольствием, если другому оно причиняет боль. Он словно бы не сомневается в своих читателях. А это так важно – хоть иногда не сомневаться в детях.
И если б узнали ребята,
Что слон
Увидел такой
Замечательный сон,
Сказали бы:
«Мы проживем без слона!
Ведь так ему Африка эта
Нужна!»
Юрий Кушак – о том, как увидеть волшебство в обыденном
Юрий Наумович Кушак по образованию был педагогом, по призванию – поэтом, переводчиком, а еще моряком. Его судьба сложилась так, что он служил на эсминце «Иосиф Сталин», а потом долгое время – в Североморской флотской газете. И детям в своих стихах рассказывал о море. Но не только. Говорил о жизни, сочинял сказочные истории, смеялся и шутил. А за всей этой легкостью и хохотом стояли важные вещи. Вот что, например, говорил Юрий Наумович в интервью:
«Я считаю, что ребенок, открывая для себя мир, должен узнавать о добре, милосердии, сочувствии, отваге».
А еще:
И кто только первый придумал, что с детьми надо говорить на особом, простеньком языке? Я совершенно не согласен
«И кто только первый придумал, что с детьми надо говорить на особом, простеньком языке? Я совершенно не согласен. С детьми можно и нужно говорить на нормальном языке. Только язык этот должен быть чистым и образным. И еще – говорить можно обо всем, даже о смерти».
У Юрия Наумовича особенная поэтическая интонация: легкая, словно бы с усмешкой. Он загадывает читателям загадки, шутит с ними шутки и совсем незаметно учит их быть хорошими людьми. А еще учит замечать красоту мира – даже если играет.
Я капелька лета
На тоненькой ножке.
Плетут для меня
Кузовки и лукошки.
Кто любит меня,
Тот и рад наклониться,
А имя дала мне
Родная землица.
Есть важная черта, которая отличает хороших детских поэтов – они чувствуют и понимают детей. Но при этом словно бы замечают только лучшее в них. И пишут о том, как видит мир еще не взрослый человек, минуя или с мягкой иронией отстраняясь от всего порочного. И это не уход от правды в мечту, нет – это демонстрация лучшего, что может быть в ребенке – и в жизни. Поэзия акцентирует внимание на доброте и радости, и это правильно.
Мы снежную бабу
Слепили вчера,
И шляпа у бабы
Была из ведра,
А нос – из морковки,
А руки – из палки,
Метла – из метлы,
А коса – из мочалки.
Но только домой
Разошлась детвора –
Чихнула она
И сказала: «Пора!»
Ах, как она мчалась
С горы ледяной,
Консервную банку
Гоняла метлой,
Ловила снежинки,
Как бабочек, шляпой,
Коса развевалась
За снежною бабой!
Мы снежную бабу
Искали с утра.
Нашли мы ведро
Посредине двора.
Нашли мы метлу
Возле старой беседки,
Морковку в снегу,
А мочалку на ветке.
Одни удивились:
– Вот это дела!
Другие сказали,
Что вьюга была.
И вскоре про случай печальный
Забыли
И новую снежную бабу
Слепили.
И только мальчишка один
Не лепил:
Он прежнюю
Снежную бабу любил.
Еще у Юрия Наумовича есть чудесная «Почтовая история». В ней рассказывается о том, как белые полярные и бурые лесные медведи посылали друг другу письма и посылки и очень жалели далеких собратьев, считая их несчастными. Когда читаешь эту сказку малышам, радостно удивляешься: как просто, здорово, задорно и увлекательно здесь говорится о том, насколько мы все разные, и как важно уважать и любить в ближнем его отличие от других.
***
Эти стихи помогают воспитывать добрых, чутких, отзывчивых людей, которые замечают красоту вокруг и умеют радоваться тому, что дает им Бог
Выбор детских книг сегодня огромен. Среди них много хороших, талантливых. Много увлекательны и ярких. На их фоне иногда теряются негромкие стихи не самых известных советских детских поэтов. Но вы не теряйте их: они помогают воспитывать добрых, чутких, отзывчивых людей, которые замечают красоту вокруг и умеют радоваться тому, что дает им Бог.