Чтобы ребёнок читал, ему должно быть интересно – по-другому не получится. Ну, то есть, нудная обязаловка, конечно, возможна, манипулирование тоже («Пока три главы не прочтёшь, планшета не получишь!»). Но говорить в этом случае о любви к книге, о начитанности, о развитом навыке чтения и осмыслении произведения не приходится.
Интерес важен. Но есть ещё одна, не менее важная вещь в приобщении ребёнка к книге. Это – выбор.
Когда человек любит что-то, он знает в этом толк. Отсекает ложное, отделяет зёрна от плевел
Когда человек любит что-то, он знает в этом толк. Отсекает ложное, отделяет зёрна от плевел. Что слушать, что есть, что носить, по какой дороге отправиться в путешествие – всё это мы выбираем. И что читать – мы выбираем тоже.
На первый взгляд, кажется, при чём тут ребёнок? Он маленький, я сам знаю, что ему нужно, вот сейчас куплю Драгунского и буду ему читать.
А он не слушает. Не хочет.
Выбор необходим и в чтении, даже в детском. Выбору нужно учить – не самому решать за чадо, а объяснять, показывать, вместе с ним рассуждать, сравнивать, сомневаться.
Выбору нужно учить – не самому решать за чадо, а объяснять, вместе с ним рассуждать, сравнивать, сомневаться
Находить баланс между сердцем и умом, порывом и опытом.
Многие из нас, читающих взрослых, умеют по первой странице, по нескольким случайным абзацам понять, стоит ли книга нашего внимания, талантлива ли она, важна ли. Это умение не пришло к нам сразу, как дар, оно – результат опыта, внимательного чтения, осмысления.
Для того чтобы ребёнок учился выбирать книги, нужна библиотека. Общественная или домашняя.
Как пройти в библиотеку?
Слово «библиотека» в современной российской реальности обозначает не просто собрание книг. Вернее, не так: разные люди видят за ним разное. Для кого-то библиотека – звонкая радость, погружение в особенный мир (помню, не раз такое бывало: заглянешь туда на полчасика перед уроками – и опоздаешь). Для других библиотека – синоним чего-то замшелого и занудного, а во главе этого – странная тётка, которая на всех шикает.
Мне посчастливилось проработать в детской библиотеке два года. Там нет таких тёток. Есть умные и глубокие люди, которые прекрасно разбираются и в литературе, и в детской психологии, и в потребностях и интересах современного ребёнка; есть задорные девчонки, которые все силы и талант бросают на то, чтобы придумать и организовать для ребят увлекательные занятия. И делают они это не ради галочки, а потому, что своё дело любят и знают.
И всё равно много-много родителей не водят детей в библиотеки. Жалуются на дороговизну книг, на собственную некомпетентность (не знаю, что для него выбрать) – и не идут. О причинах можно рассуждать долго – а можно оставить этот разговор. Важно другое.
Библиотека – это не просто случайное собрание книг. Конечно, есть там и ширпотреб, и проходные вещи, но много талантливого, по-настоящему ценного. Над этим работают профессионалы.
Когда ребёнок приходит в библиотеку, он попадает к профессионалам, которые дадут ему выбор
И когда ребёнок приходит в библиотеку, он попадает к профессионалам, которые сделают лучшее, что только можно в такой ситуации: дадут ему выбор. Да, они могут рекомендовать, но выбирает-то всё равно читатель! А отталкиваются библиотекари (если конечно, вы не пришли именно за «Васюткиным озером») от потребностей и интересов ребёнка.
И вот они, эти самые полешки в костёр интереса: книги про космос или про полярников, про бабочек, про принцесс, про собак. Разные книги. Да, понравятся не все, отзовутся не все. Но обязательно появятся важные и любимые.
Домашняя библиотека
– Ну, какая домашняя библиотека! – говорят мне знакомые родители. – У нас и денег-то таких нет. И места. И пыли от этих книг вагон. И куда их девать потом, когда ребёнок вырастет?
Но домашняя библиотека – это вовсе не сотни томов и не стеллажи до потолка. Она может быть небольшой – две-три полочки. Маленькие полочки, но важные. Зачем они?
- Ребёнок видит книги дома, рядом с собой. В идеале они должны быть в доступном месте: подошёл, выбрал, взял, полистал, поставил на место. Стимулировать интерес и любовь к чтению без книг дома – всё равно, что пытаться вырастить музыканта, не давая ему возможность слушать произведения.
- Домашняя библиотека формируется, естественно, родителями (если мы не о подростках говорим, да и тут возможны варианты). Родители приобретают те книги, которые считают важными, формируя и вкус, и кругозор, и мировоззрение.
- Домашняя библиотека даёт ребёнку выбор. Даже если на полках 20–30 книг – для дошкольника это более чем достаточно, чтобы почувствовать, что он самостоятельно решает: а какую историю мне хотелось бы послушать именно сейчас?
- Домашняя библиотека – альтернатива пресловутым гаджетам. Нет телевизора, планшета, а книжки – вот они, на виду стоят, бери и читай.
К тому же домашняя библиотека – не константа. Она может меняться, регулярно обновляться, расширяться или сокращаться. То, из чего ребёнок «вырос», убирается, дарится, продаётся. Появляется новое – не сразу, постепенно. Такая циркуляция книг в природе – обменялись с друзьями, у них дети из «Незнайки» выросли, а у нас доросли, а вот Крапивина нам пока ещё рано, мы им дадим – хороший пример для чада и экономия семейных средств.
Отдельно стоит сказать об электронных книгах: многие их боятся, другие, наоборот, полностью заменили ими бумажные. Как известно, телефон, планшет, букридер – средство, и если оно подходит человеку, почему бы им не воспользоваться? Но вот о детях здесь разговор особый.
Чтобы малышу привыкнуть к книге, полюбить, важно держать её в руках, щупать, рассматривать картинки
Чтобы малышу привыкнуть к книге, полюбить, важно держать её в руках, щупать, рассматривать картинки. Недаром замечательная писательница и специалист по чтению Марина Семёновна Аромштам в своей книге «Читать!» говорит о единстве трёх вещей: собственно предмета – книги, которую мы держим в руках, текста (мама читает что-то интересное) и картинки, которую можно рассматривать. Именно эти моменты делают книгу – книгой, а не штукой, которую интересно грызть, рвать и кидать об пол.
Электронный вариант текста исключает осязаемую, предметную составляющую. Да и картинки на мониторе – совсем не то, что в бумажной книге, где можно коснуться их, перелистнуть, увидеть, как падает свет и тень…
Текст в электронном формате – неплохой вариант для подростка: он мобилен, ему удобно читать в транспорте, по дороге на секцию, на перемене, дома или на даче. А главное – он уже опытный читатель, и книга для него остаётся книгой даже на мониторе. Для малыша же это будет история, не подкреплённая формой и визуалом, а значит, зацепиться его вниманию практически не за что.
***
Есть дети, которые без вопросов и возражений будут слушать то, что читает мама или папа. Им всё нравится, всё интересно, они легко заражаются идеями взрослых, прекрасно погружаются в новый текст и чувствуют себя в нём как рыба в воде. Таких детей немного.
Для остальных интерес требует подпитки, внимательного отношения. Это может быть удобно организованное время и пространство чтения, беседы с родителями, творчество и игры по прочитанному. А ещё выбор: человеку дают возможность решить самостоятельно, что хочется прочесть именно сейчас. Это может быть одна из нескольких десятков книг о лесных обитателях, подобранных библиотекарем, или сто раз читанный «Аленький цветочек», которым чадо всё не может насытиться. Главное – это добровольный выбор, и он ведёт за собой интерес.