Интеграция книги в жизнь

Заметки о детском чтении

Художник: Вальтер Рейн Художник: Вальтер Рейн

Родителей, которые читают детям, немало. Но много и тех, которые не читают. Причины они называют в основном одни и те же: некогда и нет интереса у ребёнка. Попробовали – не пошло. Вот теперь и не читают.

Отчасти я их понимаю – и родителей, и детей. Ну, прочитали мы «Золотой ключик» или «Сказку о рыбаке и рыбке», ну, глянули картинки – и на полку поставили. Дальше-то что? Читать просто ради чтения, читать ради формальной галочки не хочет никто – и правильно. Какая цель у такого чтения? Развить грамотность? Есть много не читающих и сносно пишущих людей. Развить кругозор? Он отлично развивается документальными фильмами и научно-популярными передачами.

Чтение у тех, кто его по-настоящему любит, не заканчивается с последней страницей книги

На самом деле, чтение у тех, кто его по-настоящему любит, не заканчивается с последней страницей книги. Текст продолжает жить в нас – жечь, светить, наоборот, покрывать всё мраком, или тусклым налётом пыли, или тихим покоем: тут уж от книги зависит. И после прочтения мы, взрослые, если книга нас впечатлила, проходим два важных этапа – осмысление и обсуждение.

Сначала происходит осмысление: мы ходим и молча в себе перевариваем то, что прочитали. Носим, боимся расплескать. Думаем, крутим в голове, как кубик Рубика, грани сюжета, характеры и отношения героев, финал. Ставим себя на место персонажей. Содрогаемся – или улыбаемся, вспоминая забавные моменты.

Но редко случается так, что нам достаточно просто носить впечатление в себе. Мы идём с ним вовне – это может быть рассказ маме, мужу, жене, подруге, коллеге. Мы можем написать пост о книге в соцсетях, снять видео. Пойти на форум и поспорить. В общем – выйти со своим книжным впечатлением в мир.

Эти две вещи – осмысление и обсуждение – нужны и детям. Только вот нужно учитывать, что они не обладают ни нашим опытом, ни багажом прочитанного и увиденного, и мыслят они пока проще, и объяснить свои чувства им сложнее. И если мы хотим чтения и не хотим формализма – нужно ребёнку помогать.

Интеграция книги в жизнь – это связь между прочитанным и тем, что происходит после чтения. Интеграция эта может быть разной, и она не требует какой-то особенной подготовки, методик, конспектов, педагогических умений. Понадобится немного времени и родительского внимания. Вот три основных её вида.

Беседа

Мы читаем книгу ребёнку – он слушает. Чем младше ребёнок, тем больше он нас перебивает, спрашивает, дополняет, удивляется и восхищается. Это хорошо, хотя и раздражает родителя порой: своими вопросами и репликами ребёнок вырывает нас из текста и контекста, может уйти настрой, да и вообще, постоянно разъяснять – утомительно.

Но беседа с детьми о прочитанном нужна! Без неё, даже если ребёнку и было интересно слушать, впечатление быстро сотрётся, исчезнет. Вот несколько причин для того, чтобы поговорить о книге.

  1. Ребёнок мог не всё понять. И речь здесь идёт не только о неизвестных словах: вроде бы мы объяснили в процессе, что такое, к примеру, «нивы», «ретивый», «брега». Но общий смысл стихотворных строк Пушкина о поздней осени остался расплывчатым, неясным.

Неясными могут быть и поступки героев, их мотивы и последствия; диалоги или, наоборот, длинные описательные моменты нередкопроходят мимо сознания маленького слушателя; может быть, он не успевает за резкими сюжетными поворотами.

Умение понимать героя приходит постепенно, его тоже необходимо тренировать

  1. Чувства иногда тоже непонятны. Они ведь не всегда описываются буквально: «Ему стало грустно, а потом снова весело»; «Она пожалела того-то»; «Он страшно разозлился». Чаще всего чувства не описываются – мы сами догадываемся о них по поступкам, жестам, разговорам. Умение понимать героя, даже если он не сказал нам о том, что испытывает, приходит постепенно, его тоже необходимо тренировать. Поэтому иногда очевидные для нас вещи оставляют ребёнка в недоумении, а чаще – равнодушным. Да и контекст бывает сложен для маленького человека: чего стоит «Сказка о рыбаке и рыбке» со всей подоплёкой взаимоотношений старика и старухи – даже до того, как их диалоги и поступки стала определять сословная разница.
  2. Ребёнок, который не умеет осмысливать прочитанное либо не всё понял, скорее всего, вообще не будет этим заниматься. Так и встают книжки обратно на полку – и человек недоумевает, зачем это всё нужно.

Беседа о книге – это вовсе не обязательно последовательный разговор прямо после чтения, не сходя с места. Беседа о книге – не экзамен и не урок. Лучше всего она проходит опосредованно, по пути в садик или из школы, во время приготовления ужина, уборки, прогулки. 5–10 минут болтовни перед сном – тоже очень полезная штука. Главное – чтобы такая беседа нравилась всем участникам: заставлять – не вариант, если мы говорим о таких тонких материях, как осмысление художественного текста.

Есть несколько секретов, которые помогут родителям сделать беседу о книге и понятной, и полезной для ребёнка.

– Важно идти от интересов детей. То есть если им хочется обсуждать Карабаса Барабаса – так он их поразил, – стоит поговорить именно о нём. Да, бывают моменты, когда ребёнок сам не знает, как и о чём говорить, – тут уж всё в руках взрослого. Но если есть конкретный запрос – не оставляем его без внимания.

– Мнение ребёнка может не совпадать с мнением родителя. Мнение ребёнка может быть неправильным, странным или глупым. Но если мы станем высмеивать или порицать то, что он говорит и чувствует, вряд ли он захочет обсуждать с нами книжки дальше. Важно стараться не задевать его чувства, даже если мы знаем, что нужно поправить или переубедить. На то мы и взрослые, чтобы выбрать именно ту форму беседы, которая нужна в конкретной ситуации.

Мнение ребёнка может быть неправильным, странным или глупым. Важно стараться не задевать его чувства

– Объяснять важно, но слушать важно не меньше. Внимательно и уважительно слушать, давать ребёнку возможность высказаться, прежде чем говорить самому. Тем более мы, взрослые, мудрые и дальновидные, всегда можем направить беседу с ребёнком в нужную сторону.

– Объём беседы тоже можно регулировать. Иногда мы долго обсуждаем – поступок Бильбо Бэггинса, отдавшего волшебный камень королю эльфов; выбор героини сказки Катаева «Цветик-семицветик»; вдохновенное враньё Дениски из рассказов Драгунского и его последствия. А иногда – молчим. Например, прочитав о смерти Аслана у Льюиса, или о том, чем закончилось путешествие Маленького принца, или о том, как дружная семья с восемью детьми из повести Анны-Катрине Вестли, взявшись за руки, подходит к своему новому дому.

Постепенно беседа, разговор о книге становится традицией, радостью и потребностью. Ребёнок с мамой или с папой просто болтает о том, что прочитали, и всем это нравится. Ну, а попутно развивается речь, логика мысли, умение вести конструктивную дискуссию, отстаивать собственную точку зрения, анализировать текст. И отношения с родителем укрепляются тоже.

Игра

Дети любят играть. Для них эта стихия естественна, понятна и комфортна – через игру они проживают, осмысляют то, что происходит вокруг, о чём они узнают.

Игра может быть связана с чтением: да-да, это совсем не взаимоисключающие вещи. Только я сейчас не об игре в смартфоне или на компьютере – я именно о свободной игре, полной детской фантазии, активных действий и не менее активных мыслей.

Говорят, современные дети плохо умеют играть в сюжетно-ролевые игры. Не знаю, судя по моему опыту, если у них нет гаджетов в свободном доступе, они способны придумывать чудесные игры. Разные – и между собой, и с игрушками, и даже с вырезанными человечками.

Да, ноу-хау моих троих детей – рисовать героев сказки, вырезать их, а потом играть с ними. Эта чудная традиция появилась у них во время осеннего нашего коронавирусного сидения взаперти, и немало весёлых часов они провели, конструируя свою сказку из лоскутков той, которую прочитали мы вместе.

Игра по мотивам прочитанного может быть обычной сюжетно-ролевой игрой, только перевоплощаются они в героев книги: в Айболита, что путешествует по Стране обезьян; в Рони и Бирка, разбойничьих детей, не пожелавших быть разбойниками; в Незнайку и его друзей, в Бильбо Бэггинса и Гэндальфа. Такая игра редко требует непосредственного участия взрослых: оно нужно лишь для того, чтобы заполучить всю необходимую бутафорию: плащи и шляпы, оружие и всё необходимое для приключений.

Ещё один вариант, чудесный, по-моему – если говорить о развитии фантазии, – перевоплощение игрушек. Когда-то великая мастерица рассказа о детях Тэффи писала, что палка становится для ребёнка полноценным конём, а вот великолепная игрушечная лошадь – бабушкой в кофте и платке: они имеет уже все черты лошади, и нужно фантазировать дальше.

Здорово вместе с ребёнком придумать новую роль для старой игрушки

Поэтому здорово вместе с ребёнком придумать новую роль для старой игрушки: взять мягкую лису и резинового волка, нарисовать глазки мячу-прыгуну и разыграть сказку «Колобок». Сделать бороду из бумаги и очки из проволоки белозубому спутнику Барби, надеть ему носок на голову – и вот он, старичок Петсон из сказок Свена Нурдквиста. Ну, а уж лего-человечки могут дать настоящий простор для фантазии!

Взрослому играть не обязательно, конечно. Просто можно подтолкнуть фантазию ребёнка – как подталкиваем мы в горку его велосипед, – а потом он уже, заливаясь смехом, мчится дальше.

Творчество

Дети любят рисовать и лепить – почему бы не использовать их творческую энергию для осмысления художественного произведения? Это не так уж и сложно: просто подкинуть идею, иногда немножко помочь с её реализацией. И вот что у нас может получиться:

  • Целый альбом рисунков по сказкам Пушкина, снабжённый короткими цитатами, неровно выведенными шестилеткой.
  • Заюшкина избушка и убегающая во всю прыть лиса.
  • Акварельный пейзаж по мотивам стихотворных отрывков об осени и весне из «Евгения Онегина».
  • Цветочный город, в котором живёт Незнайка, украшенный настоящими цветами, засушенными между книжных страниц.

Продолжать можно долго.

Особенно меня поразила и порадовала одна семейная история. Бабушка троих внуков, регент и преподаватель воскресной школы с огромным стажем, оставаясь с ребятами, рисовала с ними… евангельские притчи. На 5–6 альбомных листах появилась история блудного сына, потом – милосердного самарянина, потом – богача и Лазаря. Каждый рисунок создавался внуками и бабушкой вместе, каждый снабжался надписью-цитатой на церковнославянском языке. Дети писали и разбирали их вместе с бабушкой. Дети радостно ждали следующего бабушкиного визита, а она уж придумывала что-нибудь новое: райский сад из пластилина, например, сделали они папе к именинам.

Творчество для ребёнка – одна из самых увлекательных и доступных дорожек к пониманию

Кажется – так то ж профессиональный преподаватель! Она методику знает, и вообще постоянно с детьми. Нет, на уроках в воскресной школе она не лепит и не рисует, и не художник вовсе она по образованию. Просто ей важно, чтобы внуки знали и понимали истории Священного Писания, а творчество для ребёнка – одна из самых увлекательных и доступных дорожек к пониманию. Вот и пошла бабушка этой дорожкой, зная, что она увлечёт ребят. Пройдёт время, они вырастут, но впечатление от чтения у них останется самое тёплое. Всё просто здесь, никакой особенной премудрости – только понимание главного принципа радостного детского чтения: читаем с удовольствием, потому что интересно и понятно. Интеграция книги в жизнь работает именно на это.

Мария Минаева

26 июля 2021 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
То, что невозможно делегировать То, что невозможно делегировать
Мария Минаева
То, что невозможно делегировать То, что невозможно делегировать
Заметки о детском чтении
Мария Минаева
Чтение для ребенка – непривычный труд. Но можно сделать так, чтобы он превратился в удовольствие. Это реально, причем для любого родителя. Главное – желание. Вот несколько советов.
Пушкин: пророчество об Инстаграме, разговоры с детьми о браке и Сретенские паремии Пушкин: пророчество об Инстаграме, разговоры с детьми о браке и Сретенские паремии
Анна Сапрыкина
Пушкин: пророчество об Инстаграме, разговоры с детьми о браке и Сретенские паремии Пушкин: пророчество об Инстаграме, разговоры с детьми о браке и Сретенские паремии
Материнские заметки
Анна Сапрыкина
В сказках Пушкина есть множество очень важных тем, которые составляют – ни много ни мало – основание всей нашей русской православной цивилизации.
Добрые картинки и задумчивые стихи Добрые картинки и задумчивые стихи
Мария Минаева
Добрые картинки и задумчивые стихи Добрые картинки и задумчивые стихи
О творчестве Дарьи Герасимовой для детей
Мария Минаева
Азбука как явление – не для муштры. Не для того, чтобы заставить, принудить, зазубрить. Азбука – для любви. К буквам, к слову, к языку. Как «Азбука превращений» Дарьи Герасимовой.
Комментарии
Антон30 июля 2021, 11:28
У нас очень хорошо пошла "Повесть об Алёше" Малягина. Немного наивная, но в то же время мудрая трилогия о мальчике, который пришёл к Богу, и о том, как восприняла это его семья. Много полезной информации о Церкви, тонкостях семейных отношений и духовного взросления. Я читал её детям (6 и 10 лет), слушали с большим интересам, местами смеялись, местами ужасались, задавали много вопросов или делились своими мыслями. Не помню ни одной другой книги, которая бы вызвала такую живую реакцию. При том, что дети у меня предпочитают более остросюжетное чтение. Видимо, эта книга оказалась особенно близкой к нашей жизни.
Татьяна26 июля 2021, 16:53
Спасибо! Очень рада статьям о чтении с детьми. Собираю библиотеку подрастающему сыну,хотелось бы статью с рекомендациями и названиями книг и авторов для деток.
Екатерина26 июля 2021, 11:27
Мария, спасибо большое за статью. Всё хорошо, правильно и понятно. И опять же подтверждает закономерность - читающие дети могут быть только у людей, искренно любящих книгу, живущих прочитанным. Один вопрос - зачем такое нерусское, некнижное слово в названии статьи??
Анна26 июля 2021, 04:28
Статья хорошая и полезная, но что за неуклюжее название! Как техническая литература.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×