Православный календарьПравославный календарь
«О граде сем, всяком граде, стране и верою живущих в них, Господу помолимся»
Митрополит Лимасольский Афанасий
Всем нам нужно научиться любить место, в котором мы живем. Равнодушие и неуважение к нему служит признаком душевного беспорядка.
«С отцом Сергием и тюрьма не тюрьма»
Прот. Сергий Правдолюбов
Отец Сергий часто цитировал святоотеческое изречение: «Кто не ощущал на себе действие бесов, тот не начинал еще духовной жизни».
Богатство дяди Гены-прораба
Ольга Шигина
Я оглядываю его скромное жилище, пытаюсь понять, как бы улучшить его жизнь, и вдруг разочарованно понимаю, что у него… уже все есть!
Сколько рук должно быть у правильной женщины
Анна Сапрыкина
Чаще всего все наши разговоры о роли женщины в традиционном обществе опираются на мифические, никогда не существовавшие образы.
Две весны с интервалом в 60 лет
Екатерина Сачкова
«Болеет?» – женщина вздрогнула от голоса незнакомого старичка, неожиданно оказавшегося рядом с ней.
Слово о мирской печали, печали ради Бога и человеческом утешении
Митрополит Лимасольский Афанасий
Иногда Бог скрывает Свою благодать, и человек остается один, чтобы побороться, претерпеть, чтобы явилась его сила, его дерзновение перед Богом.
«Ему выпало счастье пророка, никто не имеет права гадать на него»
Прот. Анатолий Правдолюбов
Мы противопоставляли отрадное прискорбному, и находили, что отрадное настолько в жизни нашей превозмогает, что о прискорбном и трудном даже и говорить не приходится.
И такая дребедень… Записки соцработницы
Ирина Худякова
Ира, зачем вы снова говорите, что купили мне́ «Феликс» с лососем? Это не мне, а моей кошке!!! Прошу Вас больше не позволять себе таких фамильярностей!
Бог лишил меня почти всего, но я Ему благодарен
Илья Долматов
Я живу, мыслю, общаюсь, радую дорогих мне людей, у меня есть друзья и враги, я ненавижу и люблю.
«Как не любить молиться? Это самое главное»
Беседа с новым Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви
Архиерейская митра говорит мне не столько о славе архиерейского служения, сколько о тяжелой ответственности.

В деревенском тихом омуте

Предлагаем вниманию читателей одну из последних работ недавно почившего протоиерея Алексия Новикова, переехавшего с семьей из Санкт-Петербурга в русскую глубинку.

Как «просто»: молись, трудись...

Средняя полоса России обезлюдела. Сначала Великая Отечественная война забрала мужчин, почти в полном составе не вернувшихся с войны, она же сожгла, разорвала в клочья деревни и городки, откуда те были родом. Потом, после войны, было «укрупнение» деревень, когда с домов колхозников, не желавших переезжать в большие, «централизованные» деревни, срывали тракторами крыши. Потом развал СССР сделал своё дело, и колхозы-миллионеры, которые тогда за свой счёт благоустраивали жизнь сельчан, не найдя рынков сбыта для своей продукции, развалились, а колхозники поехали в поисках лучшей доли в города-стотысячники, а кто посмелее, и в миллионники.

Так остались псковские, тверские, смоленские, новгородские, вологодские и проч., и проч. русские земли неприкаянными – с разрушающимися домами, церквями, зарастающими полями и спивающимися местными жителями.

Казалось бы, молись, трудись и радуйся. Увы, не так всё просто

По какой-то причине Господь призрел на эти земли, и стали в них понемногу восстанавливаться храмы, причём даже не в городах и городках, рассыпанных по пустыни, а в самых что ни на есть замшелых селах, где осталось от прежней сотни дворов два-три дома с бабушками да домов пять с дачниками. Приехали священники, наскоро рукоположенные в семинариях за 40-дневные курсы, стали совершаться литургии, стало где совершать требы и по праздникам ходить на богослужения. Казалось бы, молись, трудись, надейся и радуйся. Увы, не так всё просто.

И вот тут могут произойти расколы. Хочется сказать – «глубинные», но не мне судить. Берусь только описать процесс и последствия лишь одного раскола, произошедшего на моих глазах. Исключительно на мой сугубо личный взгляд, с максимальными усилиями не осудить, но осознать. С любовью ко всем участникам этой трагедии, с надеждой на уврачевание душевных ран.

Итак.

Небогатое Православие

С убавлением часов апостолами жить проще, чем с их категорическими требованиями жить по-христиански

Местные жители, работники совхозов и колхозов, не очень-то всю свою жизнь участвовали в судьбе Церкви. Бабушки их, безусловно, крестили, и потому они крестили сами своих детей. На Пасху все пекли куличи, красили яйца, дом на Чистый Четверг вычищался до блеска. В Рождество Христово все приходили на ночную службу, когда звёзды в зимнем небе – словно драгоценные камни, и такая тихая торжественность во всём, что невозможно не ощутить причастность к Вечности. На «Илью» не работают, «Медовый», «Яблочный Спас» – освящают выращенное на огороде, «Пётр и Павел час убавил», «Илья-пророк два уволок» – вот, собственно, тот небогатый список ежегодного церковного круга их интересов. Но храм свой отстоят. Не дадут в нём сделать конюшню, клуб или ещё чего похлеще. Будут отмывать, протапливать зимой, приносить букеты цветов и стричь газон.

Потом приезжает священник, которого они столько лет ждали, хранили сокровенные святыни своего храма – от руки переписанные акафисты, вырезанные из журналов литографии икон, вручную вышитые рушники для аналоя и т. п. И по первости прихожан в храме бывает изрядно, но через некоторое время, где как, азарт спадает, и все возвращаются к привычному течению жизни – с убавлением часов апостолами и пророками жить как-то проще, чем с их категорическими требованиями жить по-христиански.

Ещё, в дополнение к этому, совершается Крещение младенцев и отпевание умерших, то есть требы. А так, в повседневности, идёт жизнь, и непростая: многим сельчанам, оказывается, просто не до Бога. То сенокос, то муж на работу в охрану устроился в городе, то корова отелилась и т. д. и т.п. Поверьте – пишу без малейшего осуждения. Жизнь в деревне очень непроста, и быт занимает гораздо большее время, требует гораздо большего внимания, чем в городе. Проверено на себе.

Корову бы ему. А лучше две

И вот, когда прихожан становится всё меньше, на литургии уже причащаются два-три человека, у священника появляется свободное время, чтобы почитать современную православную литературу.

Ибо – потому что!

Тогда он вдруг натыкается на разного рода книги, периодику, Интернет-издания с «единственно правильным толкованием» Православия, а не так, как написано в этих «Богослужебных указаниях». Например, что крестный ход надо совершать посолонь, а не навстречу солнцу, ибо тогда ты идёшь ПРОТИВ солнца, а надо – ЗА; Пасху начинать необходимо не в полночь, а в два часа ночи, просфоры печь на иной закваске. Или, скажем, часы перед литургией надо читать не третий и шестой, а ещё присовокуплять к ним девятый. Ибо – потому что! Или надо петь на службе «Господи, помилуй» столько раз, чтобы вышло стройно, и неважно, что это нарушает ход службы, зато певчие учатся, и когда-нибудь научатся петь складно, иначе зачем учиться на регентских курсах. Или – для полного искупления вины надо всем православным совершить чин покаяния в убийстве Царской Семьи, а что сын за отца не отвечает, так это не касательно данного исторического события. И даже наше Крещение не смывает с нас этого более чем первородного греха. Или что Патриарха на ектениях поминать не нужно, потому что (тут выбор причин огромен), а это, согласно пророчествам смиренного NNN, является знаком последних времен – так в книжках, журналах и настоящих Интернетах написано.

Правила духовного движения: восклицательные знаки вместо запретительных

Нет рассуждения, а есть новоначальное рвение – спастись раз и навсегда

Таких «или» можно насчитать даже не единицы – десятки вариантов. Благо, развитие информационных носителей активно этому способствует. «Благо» ли... А еще предстоящему расколу способствует слабое знание Закона Божия, законов логики и законов бытия некоторыми священниками, что приехали в деревенские храмы для служения народу. Но местный народ не очень-то ходит для оповещения о последних откровениях в области апостасии и эсхатологии. И надо как-то выходить из этой ситуации. В результате создаётся некий призыв-откровение и отправляется в газеты определённого толка, где в разделе объявлений и публикуется: «Спасайтесь, православные! В городах вы погубите свою душу. Продайте жильё, избавьтесь от довлеющих над вами родственников, своею кажущеюся разумностью, а на самом деле мiролюбием не дающих вам спастись! Бросьте работу, семью, друзей – приезжайте к нам! У нас тут много заброшенных домов, и спасёте вы себя только здесь! Посреди пустошей средней полосы России!» Чем больше восклицательных знаков, тем лучше.

И люди бросают всё, действительно всё, и едут за тысячи километров, чтобы спасти свою душу. Благой порыв. Благой помысл. Путь выстлан. Вопрос – куда ведет этот путь? Нет рассуждения, а есть новоначальное рвение – спастись раз и навсегда.

Халабудова праведность

Тишина и запустение земель русского Нечерноземья дают чудесный шанс для расцвета еретичества внутри и без того хрупкой Церкви нынешних дней. Никто не доедет до твоей Халабудовки, чтобы проверить, как ты служишь литургию. А если доедет, так в этот раз ты можешь послужить как требуется. Скрестив наудачу пальцы – reservatio mentalis. Но обычно ты либо болен, и архиерей, жалея тебя, отменяет свой приезд, либо тебе нечем принять благочинного, либо ты вообще не собирался служить в этот день, так с какой же стати?

И всегда, абсолютно всегда эти разносчики ереси знают, где и в каком храме служит сочувствующий их взглядам батюшка. И если в одном месте, о ужас, идёт проверка по доносам противников (о, кто же эти низкие людишки?!), то всегда есть возможность уехать в другой храм, неподалёку, километров за 150 от нашего, чтобы отслужить литургию «как положено»: без электричества, при свечах, не исповедуясь перед Причастием (а можно же сказать, что недавно исповедовался в другом храме – кто будет проверять?), выкидывая свой ИНН и паспортные данные – так, чтобы ни один бес не пролез в твою душу. И твой пастырь будет доволен. И даст тебе книжек на прочтение, чтобы ты уверился в своей особенности, правоте и общем неправедном пути Православия, которое по гордости своей не понимает верности твоего мнения. Подкреплённого статьями в газетах и фильмами на компакт-дисках. В свободном доступе, заметьте.

И вот уже и «подвиг» сформировался: встать затемно, проехать по ужасным грунтовым дорогам те самые 150 км, отстоять литургию натощак, потом съесть коврижку и отправиться домой, ещё 150 км. Упасть на кровать от физического бессилия, но при этом ощущать причастность к чему-то потаённому и высокому. Но главное – особому. Ты – особенный. Ты чувствуешь потребность в «подвиге» ещё и ещё раз. А те, кто ездит в соседнюю деревню, где храм отапливается электрическими нагревателями, – так это продавшие душу диаволу (да, не стесняясь – так их, так!) безнадёжные братья и сестры, меченные цифрами в паспортах и ИНН. И не очень-то, впрочем, они нам братья. А уж тем более сестры.

Грустный вывод

С одной стороны, в селе есть местные жители, которые лучше батюшки знают, как крестить, соборовать и отпевать, но никогда не ходят на службу, кроме половины двунадесятых праздников. С другой стороны, есть те, кто приехал за спасением своей души, грешной, но не смиренной. Продавшие всё, что было за душой, чтобы купить здесь избушку, машину и скотину для спасения и «подвига» осознания своей особенности.

Иногда в местных деревнях появляются те, кто приехал сюда просто жить. Чаще всего это люди не воцерковлённые вовсе, потому о наличии действующего храма они знают, но туда не ходят. Все эти бури в стакане их счастливо минуют. Они живут спокойной деревенской жизнью, точно так же, как и другие переселенцы, заводят хозяйство, но не для спасения души, а для наполнения желудка. Однако места эти устроены таким чудесным образом, что, поживя здесь год-другой, невозможно не начать думать о Божественном Промысле, наблюдая вплотную живую природу, смену времён года, беспомощность человека перед стихиями. Что-то меняется в душах людей, и они начинают поиски. Кто-то уходит в новомодное язычество, но большая часть находит Православие. И начинает ходить в церковь. Где их ждут новые веяния, «тайные знания» и правила, которых нет нигде, кроме нескольких церквей в округе.

Остерегайтесь производящих разделения и соблазны

Самое чудовищное, что может произойти с прихожанином, – это погружение в ересь

Самое чудовищное, что может произойти с новым прихожанином, – это погружение в ересь. Гордыня сакральных познаний поглощает его без остатка. Он не исповедуется, либо делает это только у «своего» священника, «в другой церкви, в другом городе» – когда спросят напрямую, за секунду до Причастия. Он наполнен бурлящей злобой по отношению к «попам на мерседесах», у него какие-то мелочные придирки к канонам Православия, которые он именно поэтому и не соблюдает. И он отравляет своей ненавистью всех близких и родных людей, распространяя эту заразу вглубь и вширь.

А горе-священник в маленькой деревенской церквушке продолжает нести свою службу, понемногу становясь чуть ли не мучеником во славу истинного Православия, и уж просветленным старцем – точно. Неведение церковного руководства объясняется, в том числе, обычным для русского человека нежеланием выносить сор из избы. Мол, ну чего там отец NN может начудить: просто забавный дедушка, иногда совершающий ошибки по незнанию. Мы ему укажем, и он тотчас исправится, и всё будет чинно-благородно, по-старому. Ан нет. На «проверочных» богослужениях всё идёт по Уставу, но стоит остаться одному – и всё возвращается на круги своя. И усугубляется каждой новой статьёй в журналах «истинной веры», прямо запрещённых соборным разумом Церкви, как вредные для души. Но ведь «запрещают – значит, мы на верном пути»! Мученическом и спасительном! И всё виток за витком, год за годом становится страшнее и тяжелее. Пока Господь уже не может больше попускать, и происходит прорыв гнойника.

«Запрещают – значит, мы на верном пути»! Мученическом и спасительном!

Наблюдая с тревогой и скорбью такие «подвиги», превращающие тихую пристань русского села в тихий и очень опасный омут, вспоминаю слова священномученика Илариона (Троицкого):

«Церковь едина, и одна она только имеет всю полноту благодатных даров Святого Духа. Кто и каким бы образом ни отступал от Церкви – в ересь, в раскол, в самочинное сборище, – он теряет причастие благодати Божией».

«Знаем мы и убеждены в том, что отпадение от Церкви в раскол ли, в ересь ли, в сектантство ли – есть полная погибель и духовная смерть. Для нас нет христианства вне Церкви. Если Христос создал Церковь и Церковь – Тело Его, то оторваться от Тела Его – значит умереть».

Протоиерей Алексий Новиков
Подготовил Петр Давыдов

24 октября 2018 г.

Рейтинг: 9.9 Голосов: 1448 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Обращение к читателям портала «Православие.Ru»

Несмотря на кончину батюшки Алексия, мы продолжаем восстановление Свято-Троицкого храма и приходской жизни и с благодарностью примем любую помощь. Денежные переводы можно посылать:

  • на карту Сбербанка: 2202 2005 5259 7849 Ольга Михайловна Назарова;
  • или на счет получателя в Сбербанке: 40817810355861127078;
  • или «Почтой России» по адресу: 172892, Тверская область, Торопецкий район, почтовое отделение (п/о) Выдры, деревня Юханово. Матушка Ольга Михайловна Назарова.

Сообщайте ваши святые имена: будем о вас молиться!

Наши телефоны:

  • +7 (48268) 25–182;
  • +7 (910) 930–20–03;
  • +7 (911) 359–36–11.
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Алевтина 2 декабря 2019, 22:06
Царствия Небесного умному хорошему батюшке
Виктор12 марта 2019, 21:02
Удивился изложенному в статье. Не думал, что заблуждения столь распространены. Сам только пару раз подобное встречал. Один раз, когда ещё в городе жил, в наш храм приехала группа москвичей, которые во время литургии стояли все с планшетами и ноутбуками в руках и по ним молились. (Потом прочёл про "коротковцев"). А второй раз- в сельском храме двое певчих (женщины) потребовали у священника не поминать на богослужениях патриарха из-за его встречи с папой римским. После отказа священника выполнить их требования они ушли в другой храм за 30 км. Одна, правда, спустя время вернулась. Слава Богу, у нас в храме священник ещё с советских времён. Его с толку не собьёшь.
Ольга Сорокина19 ноября 2018, 21:09
Добрый вечер. Прошу молитв о бол. Наталии, Сергии, Ольги. Спасибо.
Ольга Тищенко27 октября 2018, 23:16
Пронзительная статья, содержащая точный анализ ситуации с православием на селе. Отцу Алексию спасибо, жаль, что его больше нет.
Надежда25 октября 2018, 11:17
"Бури жизни миновали, страдания земные окончены, безсильны враги с их злобою , но сильна любовь, избавляющая от вечного мрака спасающая всех, о ком возносится Тебе дерзновенная песнь: Аллилуиа."
В память об батюшки Алексее хочется вспомнить его Рождественские спектакли.Мне лично они очень понравились.
Вечная память этому батюшке.
Светлана 24 октября 2018, 21:45
По милости Божьей, недавно побывала в Дивеево. Проехала по Владимирской области, Арзамасу... Все так, как батюшка описал. Ну просто 90-е какие-то. Магазины заколочены, дома не видели ремонта даже не знаю сколько. Особенно меня "восхитила" автостанция в Арзамасе, где в центре крупные куски бетонной плитки, видно, раскрошившейся от старости. В углу - мусор, какие-то мешки и тд. Ну я у себя в Сибири такого уже давно не видела, хотя бываю много где. Ну почему так? Ведь и земля есть, и все, что нужно для жизни, и самое главное богатство - люди наши замечательные. Ну а почему живем то вот так?
евгений24 октября 2018, 20:20
Царствия Небесного иерею Алексию. Дай,Боже, поболе таких трезвомыслящих,простых батюшек. Господи,храни Русь Православную++++++++++++++++++
тамара24 октября 2018, 17:21
Царствие Небесное батюшке Алексию.Спаси сохрани нас ,Господи.Всё так и есть в жизни...
Лариса24 октября 2018, 14:13
У нас недавно в епархии священник ушел в раскол, кстати довольно оригинально умыкнув из храма царские врата.Но просто прямо как по здесь писанному! Вот про 9 час меня заинтересовало, поскольку как то редкослужащий у нас батюшка попросил меня читать 9 час пока идет проскомидия. Я так удивилась! Ну ладно бы 1 час, он хоть после утрени читается, но 9!!!!
Иулия24 октября 2018, 13:28
Спаси Господи! Своих умственных тараканов узнала. Но где критерий, если священник начинает уклоняться не туда? Ведь всегда нас учат, - "бойся осудить священство".
р.Б. Сергий24 октября 2018, 10:08
Спасибо сайту pravoslavie.ru за эту публикацию. До ужаса знакомо, особенно,если заглянуть внутрь себя.(Говорю о себе лично,никого не имея ввиду)Надеюсь,что следование соборному разуму Церкви и чтение святоотеческих книг поможет избежать этой беды и спасению души.
Анна24 октября 2018, 09:43
Царствия Небесного такому умному, хорошему батюшке! что заметил, описал, нам оставил. Времена и впрямь смутительные. Он уже в торжествующей церкви, а нам, непутевым, еще нужно в ересь не впасть.
Михаил24 октября 2018, 08:39
Недавно это к сожалению и произошло в одном из городов Татарстана. Там по моему батюшку сперва предупредили, а потом запретили в служении.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×