Неделя 7-я по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора: толкование богослужебных чтений

Первый Вселенский собор Первый Вселенский собор

«Ибо Павлу рассудилось миновать Ефес, чтобы не замедлить ему в Асии; потому что он поспешал, если можно, в день Пятидесятницы быть в Иерусалиме.

Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви, и, когда они пришли к нему, он сказал им: вы знаете, как я с первого дня, в который пришел в Асию, все время был с вами.

Итак, внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас. И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными. Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал: сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии. Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: “блаженнее давать, нежели принимать”. Сказав это, он преклонил колени свои и со всеми ими помолился».

Протоиерей Лаврентий Фарли:

Павел решил пересесть в Милите на морское судно большего размера, идущее в Палестину. Он был в Милите, потому что ему уже «рассудилось миновать Ефес» (Ефес был между Хиосом и Самосом). Хотя, наверное, ему заманчиво было снова заглянуть в Ефес, «он поспешал, если можно, в день Пятидесятницы быть в Иерусалиме» (Деян. 20:16) и знал, что, если навестит возлюбленных Ефесян, не успеет. Он хотел доставить собранное им до великого праздника.

Зачем надо было поспешить в день Пятидесятницы быть в Иерусалиме? Точно утверждать мы не можем, но, вероятно, Павел не хотел упустить возможность встретиться с многими паломниками из дальних земель, которые прибудут в Святой Город на праздник (ср.: Деян. 2:5 и дальше, где они тоже присутствовали), и поделиться с ними евангельской вестью. Если в Иерусалиме было столько чужестранных иудеев, то эту возможность не стоило упускать.

Ефес был чуть менее чем в 30 милях (45 километрах), и Павел не мог тратить время в Асии, посещая церкви, ведь его корабль, вероятно, стоял в Милите лишь неделю до отправления. Тем не менее он желал видеть «пресвитеров церкви» (Деян. 20:17) Ефесской, чтобы воодушевить их на дело, а тем более потому, что больше он не надеялся их увидеть. Христианские пророки в каждом месте, где бы они ни были, говорили о заключении Павла в узы и страдании в Иерусалиме, и, вероятно, Павел ожидал, что в этот раз преступный умысел иудеев, наконец, осуществится, и он будет там убит. Поэтому «из Милита послал он в Ефес», прося, чтобы священнослужители города пришли навестить его в последний раз, прежде чем корабль отправится. Вероятно, они прибыли через три дня.

Павел начинает прощальную речь, напоминая им о своем личном примере, когда он был с ними. Они хорошо знали, что с самого «первого дня, в который пришел <он> в Асию», все время постоянно был с ними (Деян. 20:18), работая как раб «Господу со всем смиренномудрием» (Деян. 20:19), не гнушаясь трудностями черной работы и не превозносясь над другими, как будто он был лучше их.

Бог Отец приобрел Церковь Кровию Сына Своего, потому Церковь для Него имеет невообразимую цену

Преподав им апостольское предание, он побуждал их «внимать себе и всему стаду». Попечение об этом стаде было священным поручением. Сам Дух Святой призвал их и уполномочил на эту задачу, «поставив <их> блюстителями» – теми, кто должен надзирать за попечением над их братьями. (Эта фраза указывает на то, что при рукоположении давался Святой Дух, и, наверное, на пророческие речи, которые этому сопутствовали; ср.: 1 Тим. 4:14). Задачей пресвитеров было «пасти Церковь Бога», порученную их попечению. Это была внушительная задача, ведь Бог Отец «приобрел эту Церковь Кровию» (Деян. 20:28) Сына Своего, и Церковь для Него имеет невообразимую цену. Пусть пастыри трепещут, чтобы не оказать недолжного попечения о том, что принадлежит Богу!

Пастырская бдительность со стороны священнослужителей Ефеса была необходима, ведь, когда Павел уйдет, войдут «лютые» и жестокие «волки, не щадящие стада» (Деян. 20:29). Еретиков-лжеучителей в какой-то мере держит на расстоянии личное присутствие и труды ап. Павла, но в следующие годы после его смерти волки будут угрожать овцам. Ведь воистину, и из их самих, из ефесского клира, «восстанут люди, которые будут говорить превратно», противореча Священному Преданию, «дабы увлечь учеников за собою» в раскол (Деян. 20:30).

Итак, священнослужители должны «бодрствовать» и противостоять подобным людям. Их не должно застать врасплох будущее развитие событий, и они не должны представлять, будто учения, которые распространятся вскоре, – естественное развитие истинного евангельского учения. Они должны помнить, что «три года день и ночь» (по иудейскому счету, когда часть года считается за целый год) Павел «непрестанно со слезами учил каждого из них» (Деян. 20:31), побуждая всех стоять и держаться Предания. Павел ожидал, что возникнут угрозы. Они должны быть готовы. История показала, что предсказания Павла были верны. Во II веке Асия превратилась в рассадник ересей.

В заключение Павел мог только предать их Богу, возлюбившему их, и «слову благодати Его», евангельскому преданию, которое он среди них проповедал. Если они сохранят верность этим апостольским преданиям, Бог сохранит их, ведь Слово может назидать их более и дать им наследие вечной жизни «со всеми освященными» (Деян. 20:32), призванными от мира быть народом Божиим. Им не нужны никакие дополнения к вероучению, которые в будущем могут распространить еретические учителя. Пусть они держатся полноты Евангелия и противостоят еретическим нововведениям! Только так они могут в конечном счете спастись.

Снова Павел хвалится им, чтобы его непорочность была для них залогом, что его весть верна: «ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал (Деян. 20:33); он не для того проповедовал Благую Весть, чтобы нажиться, и не выхолащивал ее содержание для этой цели. Наоборот, они сами могли бы вспомнить, что своими руками (при этом Павел, без сомнения, показал их, подняв их) служил нуждам своим и даже нуждам бывших при нем (Деян. 20:34). Они могут доверять его непорочности.

Павел не для того проповедовал Благую Весть, чтобы нажиться, и не выхолащивал ее содержание для этой цели

Во всем, в каждой ситуации, таким образом, он показал, что и их мотивом не должно быть любостяжание. Наоборот, трудясь, как он, и они должны «поддерживать слабых», заботясь о больных, кто не могут работать. Этим способом они могут исполнить «слова Господа Иисуса» (не записанные в канонических Евангелиях, но сохраненные древним устным преданием), что «блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20:35). Божие благословение пребудет с ними, если они самоотверженно протянут руку помощи бедным, – как и он дал им пример.

В прощальной речи ап. Павла мы можем заметить, что старейшины, или пресвитеры (греч. πρεσβύτερος, стих 17) также названы епископами (ἐπίσκοπος, стих 28, в Синодальном переводе «блюститель»), так что эти два термина употреблялись как более-менее взаимозаменяемые. Не раньше конца I века возникла разница в терминологии. В посланиях сщмч. Игнатия Антиохийского (умершего около 107 года) термины «старейшина», «пресвитер» обозначают многих пастырей, руководящих Поместной Церковью, которые все подчиняются единому местному руководителю, наазванному термином «епископ». То есть в обиходе времен сщмч. Игнатия Антиохийского термин «епископ» больше обозначает не многих пресвитеров Поместной Церкви, а главу целой отдельной общины.

Я полагаю, что это не радикальное изменение в церковной иерархии, а просто изменение в терминологии. Ведь даже в середине I века был единый руководитель, который выступал в роли блюстителя общины и главы подчиненных ему пресвитеров. У этого единого руководителя в то время не было специфического титула; его звали просто по имени. В Иерусалиме I века этим руководителем был Иаков[1]; в Риме конца I века – Климент (автор послания к Коринфянам).

Пока апостолы были живы, роль этого единого руководителя была не настолько ключевой, как в более поздние времена, ведь все пастыри Поместной Церкви (включая единого руководителя) обращались к апостолам как к верховным главам. Лишь после смерти апостолов и роста ересей и расколов, ополчающихся на христианские общины, им стало срочно необходимо сплотиться, каждой вокруг единого руководителя. Сохранить единство на местах становилось все важнее и важнее, и верующим надо было знать, к кому обращаться, чтобы это единство сберечь. Именно в ходе такого развития Церкви в конце I века предстоятель Поместной Церкви приобрел более выдающуюся, жизненно необходимую роль, получив особый титул, которым не назывались иные старейшины. С этого времени только он один мог называться «епископом», а его пастыри-сослужители – «пресвитерами» (священниками, иереями).

После прощальной речи Павел «преклонил колени свои и со всеми ими помолился» (Деян. 20:36). Обычно молились стоя, а на колени при молитве падали лишь при сильных эмоциях. Его сердце приросло к этим людям, и поэтому-то ему было трудно прощаться с ними[2].

Толкование на Евангелие от Иоанна (17:1–13)

Четвероевангелие, XIV–XIX вв. Иллюстрация: lib-fond.ru Четвероевангелие, XIV–XIX вв. Иллюстрация: lib-fond.ru

«После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную. Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира. Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое. Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть, ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня. Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои. И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них. Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы. Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание. Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную».

Архиепископ Димитрий (Ройстер):

Молитва, занимающая целую 17-ю главу Евангелия от Иоанна, обычно называется «Первосвященнической молитвой», и апостол, «которого любил Иисус», передал ее нам, Церкви, точно так, как Господь ей молился. Нет указаний, что святые отцы считали ее приблизительным воспроизведением. Некоторые из них истолковали ее от стиха к стиху, и то почтение, с которым они относились к каждому слову, показывает, что они осознавали, что имеют дело с собственными словами Господа.

Молитва, занимающая целую 17-ю главу Евангелия от Иоанна, обычно называется «Первосвященнической молитвой»

Среди этих священных комментаторов свт. Иоанн Златоуст оставил нам особенно скрупулезное исследование. В «Беседах на Евангелие от Иоанна» (80.1) он сначала делает акцент на примере, который Учитель дает нам – в свете наставления, которое Он дал Своим ученикам:

«Он обращается к молитве, научая нас в искушениях оставлять все и прибегать к Богу. Так как словами: “в мире будете иметь скорбь” (Ин. 16:33) Он поколебал души учеников, то молитвою опять ободряет их».

Другой древний комментатор, блж. Августин, в «Трактате на Евангелие от Иоанна» (104) также обращается к предыдущим словам Господа: «Сие сказал Я вам…» (Ин. 16:33) и говорит:

«В этом мы должны видеть не подведение итога сказанному Им чуть раньше, но всему, что Он сказал им либо, возможно, с тех пор, как обрел их в качестве учеников, либо с того момента после вечери, как Он начал эту удивительную и обстоятельную речь».

Далее, в параграфе 2, он объясняет:

«Господь, Единородный и совечный Отцу, в образе раба и от образа раба (Флп. 2:7) мог бы, если бы нужно было, молить молча. Но Он восхотел показать Себя грешным, поскольку помнил, что является Учителем нашим. Поэтому ту молитву, которую Он возносил за нас, Он открыл и нам, потому что наставлением такого Учителя для учеников служат не только слова Его к ним самим, но и молитва ради них к Отцу. И если слова Его были полезны тем, кто должен был услышать их, то, разумеется, они полезны и нам, когда мы читаем их».

«После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя» (Ин. 17:1).

Свт. Иоанн Златоуст (там же) объясняет слова Господа:

«Снова показывает нам, что Он не неволею идет на крест. Иначе как бы Он стал молиться о том, чтобы это сбылось, и называет крест славою не для самого только Распинаемого, но и для Отца? Так действительно и было: не Сын только прославился, но и Отец. До креста даже и иудеи не знали Его: “а Израиль, – сказано, – не знает [Меня]” (Ис.1:3); а после креста притекла вся вселенная. Затем Христос говорит и о самом образе славы, и как Он прославит Отца».

Свт. Амвросий (О вере, книга 5, глава 2, параграф 37), будучи в разгаре борьбы с арианами, применяет данный стих, чтобы опровергнуть их лжетолкование слов Господа: «Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе» (Ин. 5:26):

«Писание учит нас, что уместно относить подобные слова к тайне воплощения. Так ты читаешь: Отче, пришел час, прославь Сына Твоего (Ин. 17:1). Когда Он сказал, что пришел час, и просит о прославлении, разве не в соответствии с воспринятой плотью надо понимать Его слова? Ведь для Бога не установлены пределы и сроки, и Вечный Свет не нуждается в прославлении. Следовательно, в “едином истинном Боге Отце” мы понимаем и единого истинного Сына Божьего по единству божественной природы и признаем тайну воплощения в имени Иисуса Христа, которое Сын принял, родившись от Девы».

В следующем Трактате, 105-м, п. 1., блж. Августин исследует значение первого стиха данной главы:

«То, что Отец прославил Сына в образе раба (ср.: Флп. 2:7), каковой образ Отец воскресил из мертвых и поместил одесную Себя, – это доказывается самой сутью произошедшего и в этом прославлении по образу человека не сомневается ни один христианин. Но поскольку Он сказал не только: Отче! прославь Сына Твоего, но также добавил: да и Сын Твой прославит Тебя, – то заслуживает внимания вопрос, каким образом Сын прославит Отца, если слава Отца вечна, не умалялась в человеческом образе и не могла возрасти в своем Божественном совершенстве. Сама по себе слава Отца не могла стать ни меньше, ни больше, но у людей она, без сомнения, была мала, когда Бог был известен только в Иудее (ср.: Пс. 75:2), пока от восхода солнца да запада еще не прославляли рабы имя Господне (ср.: Пс. 112:3). Но поскольку это произошло через Евангелие Христово, так что через Сына Отец стал известен язычникам, то, конечно же, и Сын прославил Отца».

«…так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную. Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:2–3).

Здесь, в молитве Господа, мы можем найти связь с описанием Воплощения этим же Евангелистом, помещенным в главе 1.

«И Слово стало плотию, и обитало с нами» таким образом, что Он мог встретиться с человеком лицом к лицу, плотью к плоти

«И Слово стало плотию, и обитало с нами» (Ин. 1:14) таким образом, что Он мог встретиться с человеком лицом к лицу, плотью к плоти – то есть встретиться с человеческим родом: Его «власть» (ἐξουσία) «над всякой плотью» (πάσης σαρκός, родительный падеж) состояла в том, что Он дал способ, или «власть», всем людям стать «чадами Божиими», «верующим во имя Его» (Ин. 1:12).

Что Сын Божий станет Сыном Человеческим, плотью, и что Его восстановительная миссия будет обращена ко всем народам, а не к одному Израилю, провидели богодухновенные пророки. Согласно Псалмопевцу (Пс. 2:6–8 LXX[3]), например, «Христос Господень» свидетельствует:

«Я же поставлен Им царем над Сионом, горою святою Его, Возвещать повеление Господне. Господь сказал мне: “Ты – Сын Мой, Я ныне родил Тебя. Проси у Меня, и дам Тебе народы в наследие Твое и концы земли во владение Твое”». (Заметим, что «ныне», которым переведено «σήμερον», – это вечное «ныне» рождения Сына от Отца; «народы» – ἔθνη – также означает «язычники»).

В видении пророка Даниила (Дан. 7:13–14 LXX) мы читаем о пришествии Царя-Мессии:

«Видел я во сне ночью: и вот на облаках небесных как бы Сын человеческий шел, и до Ветхого днями дошел, и к Нему был подведен. И Ему даны власть (ἡ ἀρχὴ) и честь (ἡ τιμὴ) и царство (ἡ βασιλεία ), и все народы, племена, и языки Ему послужат, власть (ἐξουσία) Его – власть (ἐξουσία) вечная, которая не прейдет, и царство Его не разрушится».

В стихе 3 Господь открывает, что «жизнь вечная», которую Он, Сын, дает всему, что Отец дал Ему, состоит в познании и Отца, и Его Самого. Глагол γινώσκωσιν, сослагательное от γινώσκω, здесь относится не к эрудиции, рациональному знанию, а к пониманию, подразумевающему послушание. И «Тебя, единого истинного Бога» (σὲ τὸν μόνον ἀληθινὸν Θεὸν), и «посланного Тобою Иисуса Христа» (καὶ ὃν ἀπέστειλας Ἰησοῦν Χριστόν) поставлено в винительном падеже.

Свт. Иларий Пиктавийский (О Троице, книга 9, параграф 33), боровшийся против ереси (арианства), опровергает ложное толкование ими данного стиха:

«Вы слышали утверждение Господа: “Сия же есть жизнь вечная…” Что же это, в молитве есть намек, что Христос не истинный Бог? Но здесь нет дальнейших указаний на то, что вы должны думать о Христе. Здесь сказано “Иисуса Христа”, и ничего более: ни “Сына Человеческого”, как Он обычно называл Себя; ни “Сына Божия”, Кем Он часто провозглашал Себя; ни “Хлеб жизни, сшедший с Небес”, как он повторял, и многие соблазнились. Он говорит: “единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа”, опуская все прочие имена и титулы, естественные и предполагаемые. Таким образом, если исповедание единого истинного Бога и Иисуса Христа дает нам вечную жизнь, несомненно, имя Иисуса Христа здесь имеет полный смысл имени Божия[4]».

«Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» (Ин. 17:4–5).

О слове «прославить», δοξάζω, см. цитату выше из Трактата 105 блж. Августина. Словом «совершил» переведено τελειώσας, причастие аориста[5] от τελειόω, в Библии короля Якова – «I have finished», «закончил», в Пересмотренной стандартной версии – «having accomplished», «выполнил». Этот глагол означает не только «выполнение, завершение», но также и «исполнение» или, что более часто, «доведение до совершенства» (см.: Ин. 4:34; 5:36; 17:23 и 19:28; Деян. 20:24; 2 Кор. 12:9; Флп. 3:12; Евр. 5:9; 7:19, 28; 9:9; 10:1, 14; 11:40).

Свт. Иоанн Златоуст (там же, п. 2) объясняет слово «совершил»:

«Но ведь дело только было еще начато или даже еще и не начато: как же Он говорит: “совершил”? Это – или потому, что Он со Своей стороны сделал все, или потому, что о будущем говорит, как уже о совершившемся, или – что всего лучше сказать – потому, что все, действительно, было уже совершено, когда положен был корень благ, из которого непременно должны были произрасти плоды и Он уже соприсутствует, соприкасается тому, что должно было совершиться впоследствии».

Сын прославляется Духом, Сыном прославляется Отец

Свт. Григорий Нисский (О Святом Духе против македонян-духоборцев) объясняет роль Святого Духа в деле прославления:

«Он всегда испытует глубины Божии (1Кор. 2:19), всегда приемлет от Сына (ср.: Ин. 16:14), и посылается, и не отделяется, и прославляется, и имеет славу, ибо Дающий другому славу, очевидно, должен иметь преизбыточествующую славу. Иначе как прославит тот, кто непричастен славе? Если бы Он не был некоторым светом, то как бы являл благодать света? Точно так же не явит и прославляющей силы, кто не есть сам слава, и честь, и величие, и велелепие. Итак, Дух прославляет Отца и Сына. Но не ложен сказавший: “прославляющия Мя прославлю” (1Цар.  2: 30). “Аз прославих Тя… – говорит Отцу Господь, и опять: прослави Мя Ты, Отче, у Тебе Самого славою, юже имех у Тебе прежде мир не бысть” (Ин.  17:4–5). Божественный глас отвечает: “и прославих, и паки прославлю” (Ин.  12: 28). Видишь ли круг славы в преемственной передаче ее подобными? Сын прославляется Духом, Сыном прославляется Отец, и, обратно, Сын имеет славу от Отца, и Единородный бывает славою Духа, ибо чем прославится Отец, как не истинной славою Единородного? В чем опять прославится Сын, как не в величии Духа? Так и опять наше слово, делая обратный круг, прославляет Сына чрез Духа, а чрез Сына – Отца».

Свт. Кирилл Иерусалимский (Поучение огласительное 13, п. 6) учит оглашенных о «прославлении на Кресте»:

«Потом сказал Иисус: пришел час прославиться Сыну Человеческому (Ин. 12:23). Видишь, что Он в Кресте находит славу Свою? Не бесчестно для Исаии, что он распилен был, неужели бесчестно Христу умереть за мир? Ныне прославился Сын Человеческий (Ин. 13:31). Это не то значит, что Он не имел славы и прежде – ибо прославлен был славой прежде сложения мира, Он, как Бог, прославляем был всегда, а ныне прославлен потому, что увенчан венцом терпения. Не по нужде оставил жизнь и не насильственно умерщвлен, послушай, что говорит Он: Имею власть отдать жизнь и власть имею опять принять ее (Ин. 10:18). По Своей воле попускаю Я врагам Моим, ибо если бы Я не хотел, не было бы сего. Итак, по произволению пошел Он на страдание, радуясь совершению дела, веселясь о венце, утешаясь человеческим спасением. Не стыдился Он Креста, ибо спасал им вселенную, потому что страждущий не был слабый человек, но Бог вочеловечившийся и подвигом терпения подвизающийся».

«Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое» (Ин. 17:6).

«Я открыл» – перевод греческого ἐφανέρωσά, аориста от φανερόω, глагола, который часто находится в Новом Завете и в Библии короля Якова переводится «manifest» – «явиться» (см.: Ин. 1:31; 2:11; 9:3 и 21:1, 14 – «shewed Himself», «показал Себя». Он также появляется в Рим. 3:21; 1Тим. 3:16; 1Пет. 1:20 и 1Ин. 1:2; 3:5, 8; 4:9).

Давид, предтеча и прообраз Христа, сказал пророчески: «Возвещу имя Твое братьям моим, посреди церкви воспою Тебя» (Пс. 21:23 LXX). Глагол, обозначающий пророческое возвещение (διηγήσομαι, будущее время от διηγέομαι) также встречается в Ис. 53:8, который цитируется ап. от 70-ти Филиппом в Деян. 8:33. Об этом «явлении» блж. Августин (там же, 106.4) говорит:

«Итак, давайте посмотрим теперь, что Он говорит о тех учениках Своих, которые тогда Его слушали. Я открыл, – сказал Он, – имя Твое человекам, которых Ты дал Мне. Что же? Они не ведали имени Божия, хотя и были иудеями? А где же прочитанное нами: ведом Бог в Иудее; у Израиля велико имя Его (Пс. 75:2)? Так вот: “Я открыл имя Твое тем человекам, которых Ты дал Мне от мира, которые слушают Меня, говорящего это; не то имя Твое, которое называет Тебя Богом, но то имя, которое называет Тебя Отцом Моим; это имя не может быть открыто без обнаружения Самого Сына”. Ведь имя Его как Бога всего сотворенного никоим образом не могло оставаться неведомым народам даже до того, как они уверовали во Христа. Ибо такова сила истинного Божества, что Оно не может быть целиком и полностью сокрыто от разумного творения, которое уже пользуется своим разумом».

Свт. Иоанн Златоуст (Беседа 81.1) на слова «они были Твои» говорит:

«Этим Он хочет научить, что Отец весьма любит Его. А что Ему действительно не нужно было принимать их, это видно из того, что сам Он и сотворил их, сам постоянно и промышляет о них. Как же возможно, чтобы Он принял их? Нет; это, как я сказал, означает только единомыслие Его с Отцом».

«Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть, ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня» (Ин. 17:7–8).

Свт. Иоанн Златоуст в своем комментарии (там же) присоединяет последнюю часть сложносочиненного предложения («и они сохранили слово Твое»_ к стихам 7–8:

«Каким образом они слово Твое сохранили? Они уверовали в Меня и не внимали иудеям, потому что кто верует в Него, тот “запечатлел”, как он говорит, “что Бог истинен” (Ин. 3:33)… это сказано об учениках. Как скоро, говорит, Я сказал, – они уразумели, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть; что нет у Меня ничего чуждого, ничего особенного от Тебя... Итак, они уразумели, что все, чему Я учил, – Твое, – и наставления, и догматы. Но откуда они узнали? Из Моих слов, потому что Я так и учил. И не только это, но и то, что Я от Тебя пришел (Ин. 17:8), – как это, действительно, Он и старался внушить во всем Евангелии».

Для тщательного уразумения этих стихов надо взять во внимание их лексику, а прежде всего слова, которые встречаются и в других местах Евангелия. «И они сохранили» в стихе 6 – перевод τετήρηκασιν или τετήρηκαν, перфекта[6] от τηρέω «хранить» в смысле «внимать и слушаться» (см. также: Ин. 8:51, 52, 55; 14:15, 21, 23 и т.д.; в последнем из этих стихов Господь сказал: «кто любит Меня, тот соблюдет слово (λόγον) Мое». В стихе 6 «слово (λόγον, ед. ч.) Твое», говорит Господь, «они сохранили», а в стихе 8 Он говорит, что Он дал им «слова (ῥήματα, множественное число от ῥῆμα, «изречения» или «устные слова»), которые Ты дал мне». Λόγος, либо Отца, либо Сына, имеет более широкое значение, чем ῥῆμα(τα), то есть включает в себя правду о Боге и Его воле о человеке; Сам Сын Божий именуется «Слово Божие», потому что Он в лоне Отца и являет Его (ср.: Ин. 1:18). Ρῆμα – это изреченное слово, выраженная воля Божия, слова, которые Отец дал Сыну, чтобы человек, а именно ученики, мог понять Λόγος.

«И они приняли» (ἔλαβον, аорист от λαμβάνω) обозначает «усвоение», что выражается здесь результатом, сменой этапов: они сначала «приняли», а потом «уразумели». В стихе 7 мы видим «уразумели» (ἔγνωκαν или ἔγνωκασιν, перфект от γινώσκω), и в стихе 8 мы тоже видим «уразумели» (ἔγνωσαν, аорист от γινώσκω). «Знать Бога» – жизнь вечная (ст. 3), а принять и хранить – этапы процесса. Из того, что они познали «истинно» (ἀληθῶς) – что Он рожден от Отца, что выражается словами: «Я исшел» (ἐξῆλθον, аорист от ἐξέρχομαι) «от Тебя» (это имело ключевую важность для веры учеников в Него, как мы видим в Ин. 16:27–30, выше). Кроме того, они «уверовали» (ἐπίστευσαν, аорист от πιστεύω), «что Ты послал Меня» (ἀπέστειλας, аорист от ἀποστέλλω). Наконец, о слове, переведенном «уразумели» (ἔγνωσαν, аорист от γινώσκω), встречающемся 56 раз в этом Евангелии, см. наши комментарии на Ин. 1:10–11 (Толкование Евангельского чтения на Пасху) и обратите особое внимание на цитату из Бесед свт. Иоанна Златоуста на Евангелие от Иоанна.

Свт. Афанасий Великий (Слово на ариан 4-е, п. 6–7) находит в этих стихах аргументацию для опровержения их утверждения, что уничижение Христа было доказательством того, что Он не единосущен Отцу:

«В рассуждении же этого немощного и человеческого понятия ариан, по которому предполагают, что Господь имел недостаток, когда говорил: “дадеся Ми” (Мф.  28:18), и “приях” (Ин.  10:18), <…> должно сказать, что Господь наш, будучи Словом и Сыном Божиим, понес на Себе тело и сделался Сыном человеческим, чтобы, став Ходатаем Бога и человеков, тем, что Божие, послужить нам, а тем, что наше, – Богу…

Как приемлет наши немощи, не немоществуя Сам, и алчет, не алча, но о наших немощах воссылает моление, чтобы они были изглаждены, так Сам опять вместо немощей приемлет от Бога дары, чтобы мог их причаститься вступивший с Ним в единение человек. Так, Господь говорит: “вся, елика дал еси Мне… дах им”; и еще: “Аз о сих молю” (Ин.  17:7 – 9)».

«Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои. И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них» (Ин. 17:9–10).

«Мир» – это все человечество, спасти которое изволил Бог

Два слова в стихе 9 требуют внимания: ἐρωτάω, или в сокращенной форме ἐρωτῶ, и (περὶ τοῦ) κόσμου, (о) «мире». Первое, глагол, уже неоднократно встречалось в этом Евангелии, обычно в контексте спрашивания информации (Ин. 1:19, 21, 25, например), просьбе кого-то сделать что-то, как в Ин. 4:31, 40, 48, и также, как в данном стихе, в смысле ходатайства (Ин. 16:26). Что касается «мира», мы видели в начале этого Евангелия: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного» (Ин. 3:16). Этот «мир» – все человечество, спасти которое изволил Бог. Однако что такое «мир», за который Он не ходатайствует, – это объясняет блж. Августин (Трактат на Евангелие от Иоанна, 107.1):

«Он хочет, чтобы под миром понимались здесь те, которые живут по вожделению мира (concupiscentiam mundi) и непричастны той благодати, чтобы быть избранными от мира».

Мы вспоминаем, что в стихе 6 Господь сказал, что Он открыл имя Отца исключительно тем, кого Он дал Ему «от мира» (ἐκ τοῦ κόσμου).

Некоторые из святых отцов ссылаются на стих 10, обосновывая равенство Сына Отцу. Свт. Кирилл Иерусалимский (Поучение огласительное 11-е, п. 23), заключая объяснение второго члена Символа веры «И во единого Господа Иисуса Христа… Имже вся быша…», пишет:

«Обратившись опять к Символу веры, окончим теперь наше слово. Все сотворил Христос – и Ангелов, и Архангелов, и Господства, и Престолы – не потому, что Отец не мог бы Сам создать тварей, но потому, что восхотел, чтобы Сын царствовал над сотворенным от Него, Сам показывая Ему образец творения. Ибо Единородный, воздавая честь Своему Отцу, говорит: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит (Ин. 5:19), также: Отец Мой доныне делает, и Я делаю (Ин. 5:17), так что нет ничего противоположного в делах производимых. И все Мое Твое, и Твое Мое (Ин. 17:10), говорит в Евангелии Господь»[7].

О последней фразе стиха 10 свт. Иоанн Златоуст (там же, п. 2) говорит:

«“И Я прославился в них”, то есть, что Я имею власть над ними, или что они прославят Меня, веруют Тебе и Мне, и прославят одинаково. Если же Он прославился в них не одинаково, то принадлежащее Отцу не принадлежит уже Ему. А никто не прославляется тем, над чем не имеет власти. Как же Он прославился одинаково (с Отцом)? Все одинаково умирают за Него, как и за Отца, проповедуют Его, как и Отца, и как говорят, что все совершается именем Отца, так – и именем Сына».

«Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святой! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы» (Ин. 17:11).

Говоря «Я уже не в мире», Он предвозвещает скорое исшествие из этого мира

Говоря «Я уже не в мире» (οὐκέτι, «больше не»), Он предвозвещает скорое исшествие из этого мира. Отец, конечно, это знает, но, как указывает свт. Иларий Пиктавийский (там же, книга 10, п. 42): «Эта молитва была не ради Себя, но ради апостолов».

Его миссия откровения истины («слова») о Боге завершена. Однако Его исшествие будет не просто переменой места. Мир, то есть населяющие землю, высказал нежелание, чтобы Бог находился среди него, и мир предаст Воплощенное Слово смерти, и это будет возможно потому, что воспринятое Им человечество – настоящее, и как всякий человек, Он может быть убит. Но что мир не знает – что это самое деяние послужит победе Богочеловека, Его воскресению из мертвых – победе не только для Себя, но и для всех верующих в Него, ведь Он стал единосущным людям. И тогда Он вознесется туда, где был прежде (ср.: Ин. 6:62). Как Он заранее сказал: «Я победил мир» (ср.: Ин. 16:33).

В одном из песнопений на Вознесение Церковь кратко излагает все спасительные дела:

«Сам восхотел; / явился миру, как Сам благоволил; / пострадал плотию, Боже наш; / из мертвых воскрес, поправ смерть; / вознесся во славе, все Наполняющий, / и послал нам Духа Божественного, / чтобы мы воспевали и славили Твое Божество» (стихира на «Слава, и ныне» на стиховне Великой вечерни).

Те, кто стал Его людьми (те, кого Отец дал Ему), останутся в мире, окруженные враждебностью, той же враждебностью, что испытал и их Учитель. Сын молится, чтобы Отец «соблюл», сохранил их (τήρησον, повелительное наклонение аориста от τηρέω, глагола в стихе 8), защитил, укрепил и объединил их во имя Свое. Блж. Августин (там же, трактат 107.6) объясняет:

«Так как Я иду, говорит, к Тебе, соблюди их во имя Твое, в которое Я сам соблюдал их, когда был с ними. Во имя Отца Сын как человек соблюдал Своих учеников, будучи бок о бок с ними по человеческой природе; но и Отец во имя Сына соблюл тех, кого слышал и кому отвечал на молитвы во имя Сына»[8].

Церковь апостольских и послеапостольских времен глубоко осознавала необходимость хранить единство

В заключение упоминается цель, с которой Отец соблюл их: чтобы они были едино (греч. ἓν, среднего рода, обозначает «единое целое», «единство»). Мир, в котором они останутся, увеличит натиск, чтобы разрушить это единство, главным выражением которого была Церковь с древнейших времен. Отдельных членов арестуют, замучат и наконец убьют (предадут мученической смерти). Церковь испытает разделения и искажения истины – ереси. Церковь апостольских и послеапостольских времен глубоко осознавала необходимость хранить это единство. И в Послании к Диогнету, и в посланиях сщмч. Игнатия Богоносца видно, что дух молитвы Господа в этой главе поистине был и духом древней Церкви (см.: Послание к Диогнету, глава 7; Послание сщмч. Игнатия к Ефесянам, глава 5).

Свт. Амвросий Медиоланский (О вере, книга 4, параграф 34) обращает внимание на неуместную ссылку ариан на «как и Мы»:

«Кто неопровержимо отвергнет единую божественную природу Отца и Сына, если Сам Господь перед тем как совершить заповеданное сказал Своим ученикам: Да будут едино, как и Мы едино (Ин. 17:22)? Он сказал, свидетельствуя о вере, ариане же искажают эти слова для обоснования своего неверия. Они не могут отрицать единства, о котором столько раз читали, и пытаются умалить его, уподобив единство божественной природы у Отца и Сына единству благочестия и веры у людей, хотя среди людей единство природы само по себе также происходит из общности природы».

«Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание. Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную» (Ин. 17:12–13).

Сначала обратим немного внимания на лексику стиха 12. И ἐτήρουν (имперфект[9] от τηρέω, соблюдал), и ἐφύλαξα (аорист от φυλάσσω, сохранил) в Библии короля Якова переводятся одинаково – «I have kept». Первое мы уже рассмотрели в смысле «внимать и слушаться» (Его слов и изречений, Ин. 8:51, 52, 55) и «сохранить заповеди» (Ин. 14:15, 21, 23, 24; 15:10, 20 и 17:6), оно еще раз появится в Ин. 17:15. Φυλάσσω мы обнаружили только однажды, в Ин. 12:25: «сохранит в жизнь вечную». В других Евангелиях (Мф. 19:20; Мк. 10:20; Лк. 11:21, 28; 18:21) этот глагол появляется в значении, близком к τηρέω. Здесь он означает «сохранить в безопасности», «защитить».

Мы видели глагол, переведенный «is lost», «погиб» (ἀπώλετο, аорист среднего залога от ἀπόλλυμι) несколько раз; обычно он переводится «perish» (также «погибнуть»; Ин. 3:15, 16; 6:26; 10:28; 11:50). В выражении «сын погибели» видим однокоренное существительное, ἀπωλεία. Глагол, переведенный «да сбудутся» (might be fulfilled), πληρωθῇ, аорист страдательного залога сослагательного наклонения от πληρόω, переводится «исполнилось/is full come» в Ин. 3:29 и Ин. 7:8, «наполнился/was filled» в Ин. 12:3; «да сбудется/might be full» в Ин. 12:38; 13:18; 15:11, «исполнилось/hath filled» в Ин. 15:25; 16:6; и «была совершенна/be full» в Ин. 16:24.

Блж. Августин (там же, п. 6) толкует стих 12 (частично процитировано выше):

«Здесь же Он продолжает: Когда Я был с ними, Я сохранял их во имя Твое. “Поскольку Я, – говорит Он, – иду к Тебе, сохрани их во имя Твое, в котором Я хранил их, когда Я был с ними”. Во имя Отца сохранял учеников Своих Сын-Человек, когда пребывал с ними в человеческом присутствии, но и Отец будет сохранять во имя Сына тех, кого Он услышит, когда будут молиться они во имя Сына. Конечно же, им сказал Сын: истинно, истинно говорю вам, о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам (Ин. 16:23). И мы не должны воспринимать это в том телесном смысле, будто поочередно хранят нас Отец и Сын, когда стража то Одного, то Другого сменяет друг друга для защиты нашей, словно бы Один вступает в караул, когда покидает его Другой. Ведь вместе оберегают нас Отец, Сын и Святой Дух, что есть единый, истинный и благой Бог».

Иуда погиб не потому, чтобы чрез это исполнилось Писание

Среди Писаний, которые «да сбудутся», – Пс. 54:21–23 и Пс. 68:25, процитированные в Деян. 1:15–26, когда ученики собрались для избрания нового апостола вместо Иуды – Матфия (см. также: Пс. 40:9). Свт. Иоанн Златоуст (там же) по поводу «Писаний» объясняет:

«О каком Он говорит Писании? О том, которое многое о Нем предсказывает. Но (Иуда) погиб не потому, чтобы чрез это исполнилось Писание. Касательно этого я уже много и прежде говорил, что это особенный оборот, свойственный Писанию – представлять как бы причиною то, что сбывается впоследствии».

Что «никто из них не погиб, кроме сына погибели», тот же святой говорит:

«И в другом месте Он говорит: “из того, что Он Мне дал, ничего не погубить” (Ин. 6:39). Но ведь не один только тот (Иуда) погиб, но и многие впоследствии. Как же Он говорит: “не погубить”? Сколько от Меня зависит – не погублю. В другом месте Он показывает это еще яснее, говоря: “не изгоню вон” (Ин. 6:37). Не Моя вина; Я не отгоняю и не оставляю; если же кто сам собою отпадает, Я насильно не влеку».

Блж. Августин (там же, п. 7) говорит так об Иуде:

«Сыном погибели был назван предатель Христа, предопределенный к погибели, согласно Писанию, которое содержит особое пророчество об этом в 108-м псалме».

В Пс. 108:7–8 мы читаем: «Когда будет судиться он, да выйдет осужденным… Да будут дни его кратки, и достоинство (епископство, τὴν ἐπισκοπὴν αὐτοῦ) его да приимет другой».

Блж. Августин продолжает:

«Так вот, с одной стороны, поскольку Он еще не ушел, Он был еще здесь… Что же это за радость, о которой Он сказал: чтобы они имели в себе радость Мою совершенную, было разъяснено Им выше, когда Он сказал: чтобы они были одно, как и Мы. Он сказал, что радость Его, то есть та, которую Он сообщил им, должна достичь совершенства в них. В этом смысле Он и сказал, что говорит в мире. Эта радость – мир и блаженство в грядущем веке, ради достижение которых необходимо праведно, благочестиво, проявляя воздержание, жить в этом веке[10]».

Перевел с английского Дмитрий Бурцев

2 июня 2025 г.

[1] Иаков Праведный, апостол из 70-ти, брат Господень по плоти.

[2] Источник: Lawrence R. Farley. THE ACTS OF THE APOSTLES. Spreading the Word. One volume of The Orthodox Bible Study Companion Series. 2012. Перепечатано на правовой основе Fair Use.

[3] Переводы с Септуагинты, LXX будут даны по П.А. Юнгерову.

[4] Перевод с английского.

[5] Форма прошедшего времени, означающая завершенное действие в прошлом. На русский язык обычно переводится глаголом совершенного вида.

[6] Еще одна форма прошедшего времени – завершившееся в прошлом действие, результат которого продолжается как состояние в настоящее время. Также переводится глаголом совершенного вида.

[7] См. также: Григорий Нисский, свт. Опровержение Евномия. Книга 10, п. 4; Василий Великий, свт. О Святом Духе, 9.19; Амвросий Медиоланский, свт. О вере. Книга 2, глава 14, параграф 127: Афанасий Великий, свт. Слово на ариан третье. Глава 23, параграф 4.

[8] Текст, процитированный архиеп. Димитрием, отличается от русского издания и потому был переведен с английского.

[9] Форма прошедшего времени, означающая незавершенное, продолжительное или повторяющееся действие в прошлом. На русский язык обычно переводится глаголом несовершенного вида.

[10] Источник: The Most Reverend Dmitri. The Holy Gospel According to St. John. A Pastoral Commentary. St. Vladimir’s Seminary Press, Yonkers, 2015. – P. 451–461. Перепечатано на правовой основе Fair Use.

Смотри также
Первый Вселенский Собор: его значение и предпосылки. Ч. 1 Первый Вселенский Собор: его значение и предпосылки. Ч. 1
Иеромон. Лука Григориатский
Первый Вселенский Собор: его значение и предпосылки. Ч. 1 Первый Вселенский Собор: его значение и предпосылки
Часть 1
Иеромонах Лука Григориатский
Слова догматических формулировок не должны подвергаться перетолкованию посредством псевдобогословских человеческих выдумок.
Пасха: толкование Евангельского чтения Пасха: толкование Евангельского чтения
Архиеп. Димитрий (Ройстер)
Пасха: толкование Евангельского чтения Пасха: толкование Евангельского чтения
Архиепископ Димитрий (Ройстер)
Бог, вечное Слово, стал человеком, оставаясь Тем же, Кем Он всегда был и будет, Богом истинным от Бога истинного; Он – Богочеловек.
Лекция 6. I и II Вселенские соборы (ВИДЕО) Лекция 6. I и II Вселенские соборы (ВИДЕО)
Георгий Захаров
Лекция 6. I и II Вселенские соборы (ВИДЕО) Лекция 6. Первый и Второй Вселенские соборы
Православные просветительские курсы
Георгий Захаров
Место проведения, состав участников, рассматриваемые вопросы. Свв. Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов и их учение о Святой Троице. Лекция и ответы на вопросы.
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×