Духовное восхождение в трех действиях: верить, молиться, любить

Для человека, лишь переступающего порог храма или задумывающегося о вере, Православие нередко предстает как нечто громоздкое, а потому отталкивающее. Пестрота церковных установлений – посты, многочисленные правила и каноны, строгие заповеди, сложные тексты святых отцов – легко могут смутить неофита. Все это кажется неподъемным грузом запретов и ограничений, нагромождением требований, лишенных ясной связи. Неудивительно, что человек теряется: хватается то за внешнее благочестие, то за буквальное исполнение чьих-то советов, не зная, с чего по-настоящему начать, что читать и где искать смысл церковных предписаний. Жития старцев сменяет эсхатология, а последнюю – демонология. В результате, не получив еще элементарных понятий об основах веры, человек уже становится «специалистом» по пророчествам старцев. Возникает ощущение хаоса, где невозможно отличить главное от второстепенного.

Путь христианина – это не хаотичное метание от того, что нравится, к тому, что необходимо, а последовательное духовное восхождение

Но так ли это на самом деле? Если отбросить суету первых впечатлений и попытаться проникнуть в самую суть, мы увидим: путь христианина в Православии – это не хаотичное метание от того, что нравится, к тому, что необходимо, а последовательное духовное восхождение. Здесь есть своя внутренняя логика и постепенность, подобная росту живого организма. И если попытаться выделить те ключевые опоры или этапы, на которых зиждется это восхождение и которые формируют его стержень и задают направление, то мы неизбежно придем к трем главным: вере, молитве и любви. Именно они, как три столпа, выстраивают стройную картину духовного становления, придавая смысл всем остальным церковным установлениям.

Вера

Первый и безусловный камень, на котором зиждется все здание духовной жизни в Православии, – это вера. Апостол Павел недвусмысленно указывает: «Надлежит приходящему к Богу веровать, что Он есть» (Евр. 11:6). Без этой исходной точки, без этого сердечного и разумного приятия бытия Божия все последующие шаги теряют смысл. Богоугождение, стремление к жизни по воле Творца, попросту невозможно без веры в Самого Бога. Она не абстрактная философская идея, а живое, личностное доверие Тому, Кто есть не просто объект догматических формулировок и рассуждений, а мой живой Собеседник, мой личный Спаситель питающий меня и пекущийся обо мне каждую секунду моей жизни.

Представим себе строительство храма. Возведение духовного храма имеет те же принципы, что и строительство материального. Прежде возведения стен, куполов и украшений необходим прочный, глубоко заложенный фундамент. Без него дальнейшая работа невозможна в принципе. Такова и вера для христианина. Это та невидимая, но абсолютно реальная опора, на которой будет воздвигаться весь строй личных добродетелей, вся практика церковной жизни. Без этого четко осознанного фундамента – Кому мы молимся, на Кого уповаем, ради Кого стараемся жить иначе – любые подвиги поста, молитвенные правила, чтение святоотеческих поучений рискуют превратиться в бессмысленный ритуал или тягостную необходимость. Ведь что есть дело без веры в него? Это настоящее мучение, отбывание повинности, которое сопровождается лишь желанием скорейшего его завершения. Человек обязан строго отдавать себе отчет: он верит в Единого Бога, Троицу в Лицах, верит в Господа Иисуса Христа как Бога воплотившегося, пришедшего во плоти, распятого и воскресшего ради нашего спасения.

Здесь возникает принципиально важный момент – правильность веры.

«Все, приходящие к Богу и желающие сподобиться вечной жизни, по преимуществу должны неукоризненно соблюдать православную веру; и ни для успешного получения чинов, ни из ласкательства перед сильными, или по страху к ним, не делаться предателями неоцененного сокровища веры» (прп. Ефрем Сирин).

Мир предлагает множество духовных путей, систем верований, каждая со своим набором истин и практик. Однако для человека, избравшего Православие своим духовным домом и Иисуса Христа – единственным Спасителем и Господом, иные учения могут нести не просто академический интерес, но смертельную опасность для души. Если сама основа – вера – изначально ложна, если избран не Христос Спаситель, а иной «спаситель» (даже если им буду я сам) или путь, то все последующие труды, сколь бы велики они ни были, окажутся напрасными. Можно всю жизнь усердно следовать чуждым предписаниям, предаваться строгой аскезе, но так и не приблизиться к Истине и Жизни Вечной. Ошибиться в выборе фундамента – значит обречь все здание на разрушение. Именно об этом говорит притча Спасителя, в которой Он сравнивает таких людей с теми, кто построил свой дом на песке без основания (Мф. 7:26). Как следствие, после смерти таких работников их труд ожидает «разрушение велие» – разочарование и крах, масштаб которого в современных исторических реалиях мы даже примерно не в силах осознать.

Молитва

Именно вера, живая и осознанная, становится тем ключом, который отмыкает дверь к следующей, неотъемлемой ступени христианского делания – молитве. Молиться по-настоящему, не как механическое чтение текстов, а как беседа сердца с живым, лично знаемым Богом, невозможно без веры. Вера наполняет слова молитвы смыслом и чувством, обращает их к конкретному Лицу – Отцу Небесному, Сыну и Святому Духу. Поэтому вера – это не только начало, но и неиссякаемый источник, из которого христианин черпает силы для дальнейшего восхождения, для принятия тех духовных дарований, которые щедро предлагает ему Церковь Христова на пути к совершенству в Любви.

Если Вера – это фундамент, то Молитва – естественное и необходимое дыхание духовной жизни, рожденное этой верой. Будучи разумными и словесными существами, созданными по образу Божию, мы не можем верить в Личного Бога и не вступать с Ним в общение. Тем паче, когда этот Бог – Всемогущий Творец, «в Котором мы живем и движемся и существуем» (Деян. 17:28). Исторически человек, ощущая свою ограниченность и глубокую зависимость от высших сил, всегда обращался к ним с просьбами. Полученное, через непосредственное Откровение, знание об истинном Боге со временем было утрачено и искажено, что привело к забвению подлинного Творца и Его замене политеистическими верованиями и языческими культами. Поэтому часто это обращение было слепым, направленным к ложным богам или безличным стихиям мира, суть которых оставалась для человека сокрытой.

Молитва – это не формальный ритуал, не магическое заклинание и не простое «вычитывание» текстов

Православная (т.е. правильная, богоугодная) молитва принципиально иная. Она не формальный ритуал, не магическое заклинание и не простое «вычитывание» текстов, хотя молитвословия и каноны по-своему важны как школа. Суть ее – в живом, личностном разговоре с Живым Богом. Это доверительная беседа чада с Отцом Небесным, творения с Творцом, спасенного со Спасителем. Бог ведом верой, и молитва есть воплощение этой веры в действие, в диалог – от сердца к сердцу. При этом мы твердо знаем: Ему открыты все движения нашего сердца, все наши нужды еще до произнесения слов (Мф. 6:8). Однако это знание не отменяет молитву, но побуждает человека к проявлению свободного волеизъявления, к возможности научиться ей. Господь сравнивает такого терпеливого молитвенника с человеком, стучащим в двери милосердия Божия, которому однажды непременно отворят (Мф. 7:8).

Неслучайно в аскетическом предании Православия молитва именуется «матерью добродетелей». Почему? Потому что именно в горниле искренней молитвы рождаются, взращиваются и совершенствуются все прочие христианские добродетели: смирение, терпение, кротость, покаяние, воздержание. Молитва проверяет наше смирение (осознаем ли свою немощь перед Богом?), укрепляет терпение (способны ли мы к постоянству?), научает кротости (можем ли мы спокойно принять Божественный отказ?), подготавливает сердце для любви. Она не просто сопутствует добродетелям – она их объемлет и животворит. Поэтому состояние молитвы – главный показатель подлинности и глубины духовной жизни христианина. В этом смысле интересно и знаменательно монашеское приветствие: «Как твоя молитва?» Оно заменяет светское «Как жизнь?» Ибо для верующего понятия «молитва» и «жизнь» неразделимы. Нет живой молитвы – нет и подлинной духовной жизни.

«Почувствуй потребность в молитве, – говорит преподобный Паисий Святогорец. – Как телу, чтобы жить, нужна пища, так и душа, чтобы жить, должна питаться. Если она не будет питаться, то ослабеет, а потом наступит духовная смерть».

Как и любая добродетель, молитва имеет свою последовательность, свою школу. Она начинается с усилия, с молитвы новоначальной, часто рассеянной и краткой, зачастую формальной, требующей дисциплины ума и воли. Постепенно, через труд и постоянство, через очищение сердца она может (благодатью Божией) восходить к большей сосредоточенности, теплоты, к молитве умной и сердечной. И на этой вершине, когда молитва становится неотъемлемым состоянием души, ее непрестанным дыханием (1 Фес. 5:17), от слов переходит к сердечному чувству, она естественно и неизбежно порождает и выражает собой высшую добродетель – Любовь. Ибо подлинная молитва – это школа любви к Богу и, как следствие, ко всякому человеку.

Любовь

Наконец, мы подошли к вершине. Если Вера – основание, а Молитва – животворящее дыхание духа, то Любовь есть сама цель и бесконечный конец христианского пути. Недаром апостол называет ее «совокупностью совершенства» (Кол. 3:14). Но как говорить о том, что есть само Имя Божие (1 Ин. 4:8)? Полнота Божественной Любви непостижима для тварного ума. Однако Спаситель заповедал: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48). И эта заповедь – не призыв к невозможному, а путь к бесконечному восхождению, к уподоблению Творцу по мере наших немощных сил. На этом пути мы имеем множество ярких примеров святых, которые явили эту Любовь в действии: не словами, а жизнью, отданной до конца за ближних, воплощая высшую заповедь Христа. Принять ближнего таким, какой он есть, покрыть его немощи, сознательно остаться в невыгодном положении, чтобы облегчить участь другого, принять чужую боль близко к сердцу, разделить чужие страдания своим сочувствием, чтобы облегчить их, – всё это и многое другое есть проявление деятельной любви, явленной нам во многих примерах исторической Церкви. Лучше всех эту мысль выразил апостол Павел: «Для всех я сделался всем, чтобы спасти, по крайней мере, некоторых» (1 Кор. 9:22).

Любовь – не просто одна из добродетелей. Она – верный показатель всей духовной жизни человека, мерило его зрелости во Христе. Именно по ее присутствию, глубине и действенности судят о подлинности веры и молитвы. «Если я сделаю много… а любви не имею, – то я ничто», – предупреждает тот же апостол (1 Кор. 13:1–3). Но как проверить свою любовь к Богу, Существу невидимому? Критерий дан вполне ясно – любовь к видимому человеку, образу и подобию Божию.

«От ближнего зависит и жизнь, и смерть души, – утверждает Антоний Великий. – Приобретая брата, приобретаем Бога; соблазняя брата, грешим против Христа».

Невозможно разорвать эту связь: подлинная любовь к Богу неизбежно изливается в деятельную, жертвенную любовь к ближнему, вершиной которой является любовь к врагам.

Сегодня само понятие любви катастрофически искажено

Увы, сегодня само понятие любви катастрофически искажено. Ее часто низводят до низменных чувств или порочного вожделения, ставят на службу эгоизму. Современный культ провозглашает любовь… к себе как высшую ценность. Ближний превратился в средство, инструмент для достижения личных целей, удовлетворения амбиций или получения выгоды. Бескорыстие осмеяно, расчет и прагматизм возведены в добродетель. Эта всеобщая холодность, превращение доверительных отношений в товарно-потребительские гасит искры подлинной любви в душах еще способных на нее. Видя, как добродетель осмеивается, а благородство попирается корыстью, человек может впасть в уныние, разувериться в самой возможности любви, разочароваться в человеке и человечности как таковой, замкнуться в скорлупе собственных интересов. «И по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24:12), – констатирует Евангелие печальный результат преобладания дурного примера.

Но Христос звал нас выше. «Если вы любите любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?» (Мф. 5:46). Дурной пример большинства, идущего «широким путем» потребления и себялюбия, не отменяет Божественный идеал. Верующий призван быть светом, заметно отличаться от окружающей тьмы расчетливости и наживы. Его любовь – не сентиментальность, не самоубийственная безрассудность, а сознательный выбор, сила духа, способность любить врагов, молиться за гонителей (Мф. 5:44), творить добро без ожидания благодарности.

«Если образ Божий будет ввергнут в страшное пламя ада, и там я должен почитать его, – уверяет святитель Игнатий (Брянчанинов). – Что мне за дело до пламени, до ада! Туда ввергнут образ Божий по суду Божию: мое дело – сохранить почтение к образу Божию и тем сохранить себя от ада. И слепому, и прокаженному, и поврежденному рассудком, и грудному младенцу, и уголовному преступнику, и язычнику окажи почтение как образу Божию. Что тебе до их немощей и недостатков! Наблюдай за собой, чтоб тебе не иметь недостатка в любви».

Это крестный путь, но именно он – кратчайшая дорога в Царство Божие. Пока стоит мир, Любовь – не устаревшая категория, а единственная сила, способная его преобразить.

«Зло, которое сейчас в мире, будет еще сильнее, – писал страстотерпец император Николай II, – но не зло победит зло, а только любовь».

Она была, есть и до скончания века останется вершиной и мерилом подлинно христианской жизни, венчающей крестный путь христианина.

Сохранить чистоту Православия – жизненная задача каждого верующего

Итак, чтобы удержаться на этом нелегком, но благодатном пути духовного подвига, важно ясно видеть главные опорные точки или ориентиры православного пути. Не отрицая значимости всего богатства церковного предания, важно понять его иерархию, чтобы не увлечься «советами старцев», забыв о фундаментальных заповедях Божиих: Веру – как твердое основание и верный ориентир на пути ко Христу. Сохранить чистоту Православия – жизненная задача каждого верующего. Потеря веры (речь не только о догматических заблуждениях, но и о личном переживании Бога) означает потерю всего – беспросветный путь бессмысленных упражнений, ведущих в духовный тупик. Молитву – матерь и сердцевину всех добродетелей, трудную школу, полную падений и восстаний, но несущую подлинные утешения и являющую меру духовной зрелости человека. И наконец, Любовь – как вершину и вечную цель. Подлинная любовь к Богу неотделима от деятельной, жертвенной любви к образу Божию – человеку. Воспринять любовь – значит стать «согражданином святым и своим Богу» (Еф. 2:19), родным Ему, имея единый дух со святыми и со Христом – воплощенной Любовью.

«Именно любовь – ни вера, ни догматика, ни мистика, ни аскетизм, ни пост, ни длинные моления не составляют истинного облика христианина, – проповедовал святитель Лука Крымский. – Все теряет силу, если не будет основного – любви к человеку. Даже самое дорогое, что есть для христианина, – вечная жизнь – обусловливается тем, любил ли человек в жизни своей людей как братьев своих».

Держа в памяти эти ориентиры, человек не запутается в потоке духовных задач и устремлений, но всегда сможет сохранить трезвость ума, способность отличить главное от второстепенного, допустимое от необходимого.

Смотри также
О неподвижности сердца на молитве в водовороте нынешнего мира О неподвижности сердца на молитве в водовороте нынешнего мира
Иеромон. Силуан (Лайтл)
О неподвижности сердца на молитве в водовороте нынешнего мира О неподвижности сердца на молитве в водовороте нынешнего мира
Иеромонах Силуан (Лайтл)
У вас будет та же благодать, какая была у первых отцов Церкви в пустыне, если вы будете добавлять капельку любви во все, что делаете.
«Путь святости никогда, ни от кого и ни при каких обстоятельствах не закрыт» «Путь святости никогда, ни от кого и ни при каких обстоятельствах не закрыт»
Иер. Алексей Шишкин
«Путь святости никогда, ни от кого и ни при каких обстоятельствах не закрыт» Иерей Алексей Шишкин: «Путь святости никогда, ни от кого и ни при каких обстоятельствах не закрыт»
Лада Баева
Настоящий христианин таковым остается везде: в быту, в общении с посторонним человеком, с продавцом или покупателем, начальником или подчиненным – все подчинено для христианина одним евангельским законам, находящимся в основе его духовного устроения.
«В духовной жизни замечен не был» «В духовной жизни замечен не был»
Иером. Роман (Кропотов)
«В духовной жизни замечен не был» «В духовной жизни замечен не был»
Иеромонах Роман (Кропотов)
Одно сердечное «прости» на весах милосердия Божия может перевесить тысячи многословных акафистов и миллионы сухих поклонов.
Комментарии
Игорь Ковалев11 июня 2025, 21:51
Иоанна_//"и во всём его слушаться."/"Ни о каком "беспрекословном послушании" речи нет"// Вы уж определитесь либо во всем слушаться,либо нет беспрекословного послушания.Вы разве не видите,что эти утверждения противоречат друг другу?Вы же сами признали,что надо поступать,как говорил Симеон Новый Богослов,т. е. проверять учение наставника Писанием и св. Отцами и согласное принимать, а противоречащее отвергать.Это значит слушаться не во всëм,а только в том,что согласно Писанию и св. Отцам.Почему бы вам просто не признать свою ошибку?И никто не утверждал,ни я,ни тем более св.Отцы, что духовник ВООБЩЕ НЕ НУЖЕН.Просто советы наставника надо принимать с рассуждением,сверяя с Писанием и св. Отцами.
Игорь Ковалев11 июня 2025, 21:35
Галина И//Под нюансами имел ввиду различные душевные и телесные возможности,различное духовное состояние, различные характеры,различное развитие страстей.От этого зависит разный уровень духовных упражнений.Как же по вашему Иоанна права,если еë слова противоречат Симеону Новому Богослову (причëм она это сама признала),Игнатию Брянчанинову,Нилу Сорскому?Как же вы утверждаете,что придерживаетесь Предания, если считаете правым мнение,противоречащее святым Отцам?Откуда вы знаете,что у меня "сомнительный книжный опыт в аскетике"?Вы приобрели дар прозорливости или вам было откровение свыше?С чего вы взяли,что я кого-то учу,я просто веду дисскусию,также,как и вы,причëм вы первая мне написали.
Иоанна_11 июня 2025, 12:46
Игорь Ковалёв, человек несовершенен по самой своей природе, поэтому, даже будучи очень начитанным в святых отцах, он может иметь "мёртвый угол" в отношении самого себя. Потому наша Церковь и установила институт духовников, что любому, даже самому умному, нужен трезвый взгляд СО СТОРОНЫ. Ни о каком "беспрекословном послушании" речи нет, по-настоящему духовный наставник этого и не требует, в этом вопросе, как и во всём остальном, требуется РАССУЖДЕНИЕ. Вы без труда найдёте множество святоотеческих изречений о необходимости духовного окормления, если отвлечётесь от святителя Игнатия. Получается, вы нашли то, что вас устраивает, а остальное как бы не замечаете. Дело ваше, но вы много теряете.
Галина И .11 июня 2025, 12:38
Игорь Ковалев: "Ну и каждого, понятно, свои нюансы". У меня нет СВОИХ нюансов, все мои комментарии о спасении основаны на Священном Писании и Священном Предании, по православному вероучению.И Иоанна права. Что касается святых Отцов, их мысли можно цитировать бесконечно, нередко встречая разные мнения. К чему постоянно учить всех, основываясь только на своем сомнительном книжном опыте в аскетике и абсолютной непреложности своего суждения? Сочувствую вашим церковным наставникам, кому вы, вероятно, исповедуютесь.Хотя здесь большой вопрос". Хвалящийся хвались о Господе". Всего вам доброго. До свидания.
Игорь Ковалев10 июня 2025, 23:19
Галина И .//В общем всë просто,логично и взаимосвязано в духовной жизни.Стараемся исполнять заповеди,не получается,познаëм свою немощь и приобретаем смирение,а за смирение даëтся Благодать,в чëм суть христианской хизни. Стараемся поступать по заповедям,а не по страстям и понемногу искореняем страсти, очищаем ум и сердце и по мере очищения приобретаем любовь.Также покаянной молитвой с сокрушением сердца и плачем очищаемся от страстей и приобретаем смирение и кротость.Чувствуя все эти изменения ,естественно укрепляется в нас вера.А искушения,нападения падших духов доказывают правильность нашего духовного пути.Всë естественно с помощью Божьей и в своë время.Ну и у каждого понятно свои нюансы.
Игорь Ковалев10 июня 2025, 22:49
Иоанна//Свт.Игнатий Брянчанинов:"...духовное жительство,предоставленное Промыслом Божиим нашему времени.Оно основывается на руководстве в деле спасения Священным Писанием и писаниями святых отцов,при совете и назидании,заимствуемых от современных отцов и братии." "Совет не заключает в себе условия непременно исполнять его:он может быть исполнен и не исполнен.На советнике не лежит никакой ответственности за совет его,если он подал его со страхом Божиим и смиренномудрием...Также и получивший совет не связывается им;на произволе и рассуждении его остается исполнить или не исполнить полученный совет. Очевидно,как путь совета и последования Священному Писанию сообразен с нашим слабым временем. "
Игорь Ковалев10 июня 2025, 22:42
Иоанна//Свт.Игнатий Брянчанинов:"Чтение писаний отеческих – родитель и царь всех добродетелей.Из чтения отеческих писаний научаемся истинному разумению Священного Писания,вере правой, жительству по заповедям евангельским,глубокому уважению,которое должно иметь к евангельским заповедям,словом сказать, – спасению и христианскому совершенству. Чтение отеческих писаний, по умалении Духоносных наставников, соделалось главным руководителем для желающих спастись и даже достигнуть христианского совершенства."
Игорь Ковалев10 июня 2025, 22:39
Иоанна//"в основание своей духовной жизни он положил доверие к себе и самомнение"//Ошибаетесь.Доверие к святым Отцам,а св. Отцы учат,как раз не доверять своим мыслям и сердечным чувствам. В наше время надо вести духовную жизнь, руководствуясь Писанием и творениями св. Отцов с советом более опытных.Вы же утверждали,что духовника надо "во всëм слушаться",а это беспрекословное послушание,подходящее если наставник Духоносный старец, что в наше время очень и очень редкое исключение.В следующих комментариях приведу цитаты свт. Игнатия, на которых основаны мои слова.
Галина И . 9 июня 2025, 22:38
Игорь Ковалев,слава Богу! Но если бы все было так просто, как дважды два четыре -исполняй заповеди и будь бесстрастен,и приобретешь любовь да веру.Увы, нас сопровождают сомнения, маловерие и малодушие- мощные орудия злого духа, атакующего постоянно верующих,удаляющего от Бога (3Цар.18,21). Ему надо научиться противостоять, а это нелегко, особенно семейным и работающим. Каждому верующему Богом даётся мера веры (Рим. 12,3).Христос- Глава Церкви, и без Него, без силы и благодати Святого Духа мы сами толком ничего не можем. Только Божья сила любви и милосердия способна очищать грешников, стремящихся к духовной высоте, и делать их святыми. "Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки. Аминь".
Иоанна_ 9 июня 2025, 20:27
Изучать Священное Писание и святых отцов НУЖНО, и для того тоже, чтобы сверять с ними учение и поведение своего учителя - с этим НИКТО И НЕ СПОРИТ, Игорь Ковалёв, однако преподобный Симеон Новый Богослов не пишет далее, что учитель вообще не нужен и что достаточно одного книжного знания. Хорошо известно, как много святые отцы пишут о необходимости духовного наставника уже хотя бы для того, чтобы научиться послушанию (а это начало всех начал, и не только для монахов). Если человек ищет, но не может найти духовника - это одно, но если не считает это необходимым - это значит, что в основание своей духовной жизни он положил доверие к себе и самомнение, а это существенный перекос духовного зрения
Игорь Ковалев 9 июня 2025, 16:43
Иоанна_//"а для начала важнее всего найти свой храм и своего духовника и во всём его слушаться. "//Зачем искать какой-то свой храм,если можно ходить в ближайший? А во всëм можно слушаться духовника,если он бесстрастен,в остальных случаях надо проверять его учение. "Изучай Божественное Писание, – говорит Симеон, Новый Богослов, – и писания святых отцов, особливо деятельные,чтоб с учением их сличив учение и поведение твоего учителя и сердца, ты мог их видеть (это учение и поведение) как в зеркале и понимать; согласное с Писанием усваивать себе и содержать в мысли; ложное же и худое познавать и отвергать,чтоб не быть обманутым.Знай,что в наши дни появилось много обманщиков и лжеучителей»
Игорь Ковалев 9 июня 2025, 16:27
А можно проще и конкретней определить ориентиры духовной жизни.Это исполнение заповедей и борьба со страстями.Исполнение заповедей приводит к смирению,а это главный показатель правильной духовной жизни. "Тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека его немощи"(Симеон Новый Богослов).А по мере очищения от страстей даëтся любовь. По словам Апостола ," любовь не превозносится,не завидует.." Также и прп.Иоанн Лествичник говорит;"Любовь, бесстрастие...различаются между собою одними только названиями."Чтением деятельных,аскетический творений св. Отцов и следованием их советам научимся исполнению заповедей и борьбе со страстями,а этим приобретëм и веру,и правильную молитву,и любовь.
Галина И. 7 июня 2025, 09:20
"Для человека...Православие нередко предстает как нечто громоздкое, а потому отталкивающее". Православная вера не есть лишь повод задуматься о ней или принятие "пестроты церковных установлений". Вера- это ответ на призыв Бога, от слова "ама" (евр. "вера"), аминь. "Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец" (Ин. 6:44). Вера- это тайна, Божий дар; обращение к Богу через покаяние и последующее духовное восхождение. "Церковные установления" - это необходимые спомощные средства на пути человека к Богу, по Свящ. Преданию. "Православие есть Церковь Христова на земле. Церковь Христова есть не учреждение, но НОВАЯ ЖИЗНЬ СО ХРИСТОМ И ВО ХРИСТЕ, ДВИЖИМАЯ ДУХОМ СВЯТЫМ" (прот.С.Булгаков).
Дмитрий 5 июня 2025, 09:58
Иоанна, полностью согласен, что начинать надо с покаяния.
Иоанна_ 4 июня 2025, 23:59
Дмитрий, вообще-то считается, что начинать надо с покаяния. Без покаяния всё, о чём здесь написано, останется только суммой знаний.
Читательница (Подмосковье) 4 июня 2025, 23:47
Думаю, что процент прихожан, нашедших своего духовника, невысок.И такой же процент духовников, которых можно слушаться во всем. Неправильно перекладывать ответственность на другого человека,пусть духовно и более зрелого,игнорируя свободу воли, данную человеку Богом.Человек должен сам думать,анализировать, понимать, «что такое хорошо и что такое плохо»,а не дергать батюшку по любому поводу–«Не позволяй душе лениться...»Послушание монаха и послушание мирянина не одно и то же.В поисках духовника может пройти вся жизнь,и его отсутствие не должно быть препятствием к духовному восхождению.Главное,чтобы,начав этот путь, через годы не ощутить духовного выгорания, сохранить веру, несмотря ни на что.
Галина И. 4 июня 2025, 22:32
"Вера от слышания, а слышание от слова Божьего". Слово Божие имеет огромную духовную силу. Господь сказал: "Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь". "Без откровения свыше народ необуздан", и фундамент веры- это слово Божие, ведь Сам Христос Спаситель- воплощенное Слово Божие. Там, где никого не интересует учение Христа, как и Сам Христос, там процветают суеверия и заблуждения. "Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога": он в духовном блуде и спастись не может. Любовь- это бесценный Божий дар, и проекты восхождения к Богу бесполезны без Бога. Кульминацией же веры является Причастие- не как привычный обряд, а как великое Таинство соединения со Христом.
Дмитрий 4 июня 2025, 19:29
Иоанне_ -В духовной жизни как раз есть своя последовательность и свои правила, начиная от Заповедей Господних, и пути их исполнения, о которых писали Святые Отцы церкви. И это не "схоластика", а самая что ни на есть практика. Отец Роман напомнил нам ориентиры, которых мы, православные христиане, должны держаться при всем многообразии путей к Богу, и которые мы часто забываем, даже ходя в храм. Про нас же сказано, что "Во многих оскудеет любовь", что мы часто и видим под самыми благовидными предлогами.
Иоанна_ 4 июня 2025, 10:02
Из статьи получается, что можно всё сделать самому подобно тому, как можно самостоятельно освоить какую-то область знаний, если соблюдать определённую последовательность в изучении дисциплин (при условии, что есть навык умственного труда). Но для духовной жизни это не подходит, здесь всё не по правилам, сколько людей - столько и вариантов пути к Богу. Мне кажется, такая вот "православная схоластика" может человека только запутать. Ко всему этому он сам придёт со временем, а для начала важнее всего найти свой храм и своего духовника и во всём его слушаться.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×