Иерей Алексей Шишкин: «Путь святости никогда, ни от кого и ни при каких обстоятельствах не закрыт»

В преддверии престольного праздника храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы города Кирова мы побеседовали с клириком прихода иереем Алексеем Шишкиным. Разговор шел о вере и святости, счастье и чуде, о том, как свойства этих категорий раскрываются в человеке, живущем в современном мире.

Иерей Алексей Шишкин Иерей Алексей Шишкин     

Быть верующим

Отец Алексей, в чем проявляется исповедание веры в повседневной жизни современного человека?

– В стремлении жить по заповедям Божиим, в чтении Евангелия – Слова Божия, и практически не имеет значения, где вы его хотите исполнять – находясь в церкви, молясь, на работе; едете ли вы в троллейбусе или ведете машину, стоите ли на светофоре – христианин, он христианин всегда и везде. О частностях можно говорить сколько угодно, а в общих чертах – настоящий христианин таковым остается везде: в быту, в общении с посторонним человеком, с продавцом или покупателем, начальником или подчиненным – все подчинено для христианина одним евангельским законам, находящимся в основе его духовного устроения.

Тогда что отличает христианина?

– Обычно вначале, когда человек стремится стать христианином, он читает Евангелие, пытается в меру своих сил познать Христа, затем идет в Церковь и через людей, служащих Богу, пытается познать Христа, и тем самым созидает внутри себя ощущение, каково это – быть христианином. А затем это свойство личности уже из внутреннего состояния изводится вовне. Каждая конкретная ситуация в каком-то смысле уникальна, и вместить ее в те или иные рамки довольно сложно. Но в целом – человек изнутри себя ощущает, что он христианин, а как это будет проявляться снаружи – в каждой конкретной ситуации может быть по-разному.

Что означает «быть верующим человеком»?

– Мы в Православной Церкви выделяем три компонента. Уверенность в бытии Божием, верность Богу, то есть исполнение заповедей Божиих, и доверие к Богу, то есть вера в Его Промысл и в то, что все, что происходит со мной, – по воле Божией, и это благо.

В современной культуре слово «вера» чаще всего подразумевает, что «что-то где-то есть», судя по всему, нематериальное, но к христианской вере такой подход не имеет никакого отношения. Для христианина вера как раз включает три компонента: уверенность в бытии Божием, не абстрактного «чего-то», а, согласно православной догматике, веруем в конкретного Бога, Который сотворил этот мир, Который сотворил человека, Который действует в этом мире, Который является промыслителем об этом мире; второй компонент – доверие Богу, доверие Его всеблагому Промыслу, и третий компонент – верность Богу: если Бог говорит делать, значит, делать, если Бог говорит: не делать, значит, не делать. Все вместе это и объединяется в христианское мироощущение, исходя из которого, человек может в каждой конкретной ситуации проявлять себя как христианин. И он сам каждый раз делает выбор: как ему поступать, как ему действовать, как ему мыслить, как воспринимать действительность.

Конечно, тут можно возразить: но ведь и христиане ошибаются. Действительно, все ошибаются, все грешат, христиане грешат, я грешу, но это же не делает меня человеком другой веры. Точнее сказать, хоть это и не оправдание греха, – сам по себе грех, сама по себе ошибка еще не делает из человека нехристианина. Ведь прежде чем человек научится бегать, прыгать и сальто крутить, он сначала учится ползать на коленках, потом учится стоять, затем ходить, и только потом худо-бедно бегать, потом немножко прыгать и так далее, то есть взращивание внутреннего христианина происходит по нарастающей. Ведь никто из нас в здравом уме не будет упрекать ребенка, мол, видите – ребенок, он упал, ничего себе, а вот я не падаю, – напротив, все относятся спокойно: упал и упал, придет время, и он научится ходить. Так и то, что я грешу, не является такой трагедией, после которой нельзя жить. Православный христианин осознает, что есть Господь, который покаянное сердце очистит от греха, излечит и человека успокоит.

То, что я грешу, не является такой трагедией, после которой нельзя жить. Православный христианин осознает, что есть Господь, который покаянное сердце очистит от греха

Конечно, тут по-разному можно рассуждать о разных грехах, у которых мера покаяния и исправления разная. И это не значит, что можно грешить любыми грехами. Опять же, грехом нельзя грешить никаким, но если человек согрешил, это его ошибка, а что делать с ошибкой – признать и постараться исправить, таков путь христианина. Более того, это путь святых: признать ошибку, встать, идти дальше и стараться больше не совершать. Если снова совершил, снова упал – снова встал, отряхнулся и пошел дальше, упал – встал, упал – встал, и так всегда. И это путь христианина, и даже путь святого человека.   

Путь святости

Если православная вера подразумевает стремление человека к духовному совершенствованию, святости, насколько это достижимо в настоящее время?

– Думаю, путь святости достижим во все времена абсолютно одинаково, поскольку это категория духовная. По крайней мере мне сложно выделить какие-то особенности в различии нынешнего времени и предыдущих эпох, поскольку я не жил 1500 лет назад, чтобы мог объективно сравнить жизнь человека ушедших эпох с текущим моментом. Очевидно, что у каждого времени своя особенность бытия. Но путь святости никогда, ни от кого и ни при каких обстоятельствах не закрыт.

Вероятно, сейчас большинству людей легче в плане быта, чем, например, нашим прадедам, но, при всем внешнем комфорте, наш ум «ушел» в Интернет.

– Если переходить к частностям, то да, в плане информации, но не у всех. Если иметь дисциплину ума и стараться себя ограничивать, то это не значит, что я становлюсь независим от потока информации, который льется со всех сторон, это значит, что по крайней мере я пытаюсь держать этот процесс хоть в какой-то узде, хотя бы каким-то образом ограничить информационные потоки, чтобы это не сделало мою жизнь несчастной, какой-то сверхтяжелой.

Сложности были и тогда, и сейчас. Но о каких сложностях можно говорить в наше время, если человек, например, хочет быть как преподобный Сергий? Он просто оставил все, взял палатку и ушел в лес, и живет там 10 лет. Какая там информация, он понятия не имеет, что творится в мире, он с медведями разговаривает.

Но и сейчас к людям, которые уезжают жить в деревню, в скромные бытовые условия, оставляя городские квартиры, мотивируя такой уклад исповеданием веры, обычно общество относится с непониманием, такой подход кажется чем-то странным.

– Святость никогда не будет казаться нормальной даже среди христиан, то есть если взять толпу христиан и среди них выделить человека, стремящегося к святости, все будут говорить про него, что он какой-то странный, какой-то необычный. Святость – она всегда какая-то странная, не от мира сего. Святость всегда необычна. Видя, как человек духовно подвизается, окружающие всегда будут говорить: разве тебе мало этого и этого, ты уже делаешь это и это, что ты еще хочешь? А святой человек хочет быть святым не потому, что ему нужно попасть на икону, чтобы его прославили и уважали, тем более – какая ему будет разница, он уже умрет на тот момент, и это будет ему безразлично. Святой человек хочет приблизиться к Богу. И людям, которые далеки от Бога, трудно понять, что святой человек хочет еще приблизиться, и еще приблизиться, потому что это свойство любви – приближаться, проникать и взаимно обогащать друг друга. Ведь и два человека, когда любят друг друга, – у них такое взаимопроникновение, взаимная любовь; два человека, когда по-настоящему дружат, хотят проводить время вместе, у них общее горе и общая радость, все у них общее. Когда человек приближается к Богу, он проявляет такие же устремления души, он идет навстречу Богу и хочет приблизиться еще.

Иерей Алексей Шишкин провел экскурсию по Трифонову монастырю для православных психологов Иерей Алексей Шишкин провел экскурсию по Трифонову монастырю для православных психологов     

Человек, который счастлив в Боге

Можно говорить о том, что вера делает человека счастливым?

– На мой взгляд, категория счастья – это та категория, о которой в Церкви не говорится практически никогда, и для меня это вообще загадка. У нас есть девять заповедей блаженств: блаженны милостивые, блаженны чистые сердцем, блаженны миротворцы… Блаженны, если переводить по-русски, значит счастливы. Счастливы алчущие и жаждущие правды, счастливы кроткие, счастливы милосердные и так далее. Это же заповеди счастья. Но у нас в Православии о счастье, к сожалению, почему-то не говорится. А если и говорится, то в представлении многих имеется в виду какое-то небесное, необычное счастье. Мне же кажется, что человек, который счастлив в Боге, – он поистине счастлив. Если спросить его: «Ты счастлив?» – он скажет: да, я счастлив. Если со стороны человек его увидит, и того спросить: счастливый ли этот человек, он ответит: да, счастливый, – потому что счастье видно, счастье можно ощутить.

Что такое райское состояние – это состояние счастья, и оно не оттого, что купил дорогую машину или красивые часы, оно другое. Встретились два давних друга, они счастливы? Да, счастливы. Или влюбленные после расставания встретились. Или человек долго не виделся с дочерью, сыном, наконец встретился – и он счастлив. Это состояние счастья, оно считывается, его видно, и оно ведь тоже нематериальное. Это не то же самое, что купил дорогую машину, или, например, удовлетворение от совершенной мести. Ощущение удовлетворения от внешних благ – это слишком приземленное понимание счастья. Так вот, родитель, который после разлуки встретился с ребенком, – он счастлив, два друга, которые давно не виделись, при встрече счастливы, влюбленные вместе счастливы. Человек, который с Богом, – он счастлив. Там немножко разные коннотации, свои оттенки счастья, и все равно человек, если он живет правильной христианской жизнью, без сомнения, становится счастливым. Просто они не могут понять, в чем его счастье. Со стороны видят, что человек ограничивает себя в этом, этом, этом – постится, худеет, у него волосы выпадают, в выходные не веселится, а находится на скучных богослужениях, человек на работе не крадет, а делает все честно и получает небольшую зарплату, а все равно счастлив – понимаете? Несмотря ни на что, он все равно счастлив – людям со стороны это непонятно.

Человек, который ведет правильную церковную жизнь и старается приблизиться к Богу, становится счастливым

Когда люди достигают по земным меркам в тысячу раз большего – они несчастливы, а этот человек, который со стороны живет очень скучно, спокойно и не достигает каких-то высот, почему-то счастлив. Это счастье в Боге. Оно непонятно подчас людям, но я могу сказать утвердительно: человек, который ведет правильную церковную жизнь и старается приблизиться к Богу, становится счастливым. И это ощутимо и для него, и для окружающих.

Вопросы бытия

А когда вы осознали себя верующим человеком? Каким образом пришли к вере?

– К вере я пришел лет в 19. Тогда я ощутил полную бессмысленность вообще всего. У философов и психологов это называется «экзистенциальный кризис». Наверное, есть общая тенденция, когда люди задаются этим вопросом в каком-то определенном возрасте, полагаю, что у большинства людей он происходит в возрасте постарше, а у меня он возник в 19 лет. Задумался над причиной бытия и ощутил, что все бессмысленно. Пришел я на пару или не пришел – какая разница, сдал я экзамен или не сдал, устроился на работу или не устроился – никакого смысла нет, я умер как выдающийся ученый, космонавт или великий писатель, или я умер от опьянения под забором – никакой особой разницы в итоге нет, все пустота. Так в чем же смысл? Этот смысл я начал искать и нашел в Боге.

У всех немножко разное восприятие Бога, со своими оттенками, точно так же одного и того же человека разные люди воспринимают немножко по-разному. Даже два брата могут воспринимать своих родителей индивидуально. И понятно, что Бог – Он есть Тот, Кто Он есть, но для себя лично я наделяю Бога еще и тем, что Он Сам по Себе является смыслом и задает этот смысл всему. Он задает этот смысл бытию, человеку и каждому событию в жизни человека, и всему, что творится в мире. Ведь если Бога нет, то получается, чего бы я ни достиг и что бы я ни потерял – это не имеет ровным счетом никакого значения. Но если Бог есть, и Он обо всем промышляет, то что бы я ни делал, какие бы решения я ни принимал, и что бы в мире ни происходило – это все наделено смыслом, и это все не зря. Лично для меня это важная часть восприятия Бога – наделение смыслом. Бог как Абсолют наделяет абсолютным смыслом абсолютно все. Поэтому и для жизни вечной души человека, и для его земного бытия, и для судьбы каких-нибудь растений, популяций животных, экологических вопросов, каких-нибудь вселенских катастроф, – это все наделено смыслом. В 19 лет начался именно поиск Бога, а дальнейшее формирование и понимание всего обозначенного происходило уже в процессе.

В церковной ограде?

– Я с таким надрывом искал Бога, как мне кажется, что чуть не попал к свидетелям Иеговы, некоторое время питал к ним довольно большой интерес. А затем, думаю, Промыслом Божиим меня окружали церковные люди, которые корректировали мой путь и аккуратно подсказывали, что и как, за что я им очень благодарен. Потом я попал в клуб «Фома», где размышляли и дискутировали воцерковляющиеся, клуб действовал при храме в честь Святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, курировал его отец Олег Фоминых, ныне диакон, а тогда мирянин. С нами общались отец Петр Машковцев, отец Андрей Рассанов, даже отец Андрей Лебедев к нам приезжал из Уржума, где он служил на тот момент. И в ходе этих встреч я получил ответы на многие вопросы. Это и был, на мой взгляд, процесс моего воцерковления.

Иерей Алексей Шишкин Иерей Алексей Шишкин     

Путь к священству

Каким образом пришли к решению посвятить жизнь священническому служению?

– Нельзя сказать, что проснулся и решил стать священником. Это было некое формирование мировосприятия, устройства души. В период воцерковления учился в университете, тогда же задумывался над тем, что можно поступить в духовное училище и даже отучиться очно, это интересно. А на пятом курсе вуза, где учился на программиста, у меня появилось ощущение, что надо дерзнуть – поступить в духовную школу. И когда сказал об этом своему духовнику отцу Петру Машковцеву, он благословил, сказал: пробуй.

Однако на тот момент это не означало, что выбор сделан, и моя жизненная стезя – священство. На пути к священству столько промежуточных этапов, и каждый из этих этапов может определенным образом повернуться, это может произойти по причине того, что я духовно не готов или недостоин. И один из этапов – поступление в семинарию. На тот момент я был свободен, не был женат, у меня не было детей, разводов, алиментов, почему бы мне не попробовать? Отец Петр Машковцев подписал рекомендацию, владыка Хрисанф ее подписал. После чего я поехал в Москву и поступил в духовную семинарию.

А дальше был новый определенный этап: семинаристу надо было найти невесту хорошую, с которой можно построить счастливый брак, жениться, и все должно сложиться благополучно, чтобы после иметь возможность писать прошение о том, чтобы принять священный сан. И, как я могу уже сейчас об этом судить, все сложилось.

Вы с супругой познакомились в духовной школе? Как это произошло?

– Все очень просто. В семинарии учатся несколько сотен студентов, желающих стать священниками, и около сотни девочек, часть из них на регентском отделении, часть – в иконописной школе. Та девочка, которую я заприметил, обучалась в иконописной школе, на отделении лицевого шитья, то есть вышивала иконы. А наше знакомство получилось до банальности простым. Она мне заприметилась, я ходил-ходил, смотрел-смотрел, перед уроками вижу: она идет одна, я к ней подбежал, она сказала: «Потом-потом» – торопилась, то есть не было в том моменте особой романтики, красивой истории, скорее, судьбоносное знакомство произошло просто, банально и даже скомканно: она опаздывала на уроки. И я подумал, если снова к ней подойду, и будет что-то подобное, наверное, не судьба. Снова к ней подошел, на этот раз она нормально отреагировала. Познакомились, потом поженились.

Какие духовные и жизненные уроки преподнесли вам годы обучения в столичной духовной школе?

– Если говорить про некую суть обучения в духовной школе, семинария – это такое место, где человек проверяется, даже не перед Церковью проверяется, а сам для себя – его ли это путь, пусть священного служения. Семинария – это такое заведение, где много послушаний, где богословские предметы, практически казарменное положение, то есть по дисциплине, устройству быта некоторым образом похоже на армию. Правда, сейчас там построили хорошее общежитие, где в комнате живут по двое, кто-то даже и один. А когда я поступил, там были царские чертоги, точнее то, что находилось под царскими чертогами, – помещение, которое раньше было конюшней. И часть общежития составляли большие комнаты, в которых при обычном размещении проживало человек от 14 до 16, но в тот момент, когда я поступил, пара «чертогов» ремонтировалась, и большие комнаты были заставлены кроватями полностью, оставались только узкие проходы. В комнатах проживало уже не 14 человек, а более 20, то есть размещались мы очень плотно. 2 или 3 душа, 5 или 6 раковин на сто человек. Но я к таким суровым условиям относился довольно спокойно, видимо, вопрос таких казарменных ситуаций меня не особо удручал и не доставлял неудобства, я к этому всегда спокойно относился.

Так вот, вся семинария становилась для человека проверкой: надо тебе это или не надо, выдержишь ты или не выдержишь, согласен ты с этим или не согласен. Там ведь много моментов дисциплинарных, много моментов, когда тебя отчитывают или поступили несправедливо, а ты должен смириться, принять это. Там много таких моментов, когда ты взаимодействуешь с другими студентами. Семинария – это проверка человека на то, насколько ему нужно церковное служение, потому что оно непростое. Церковь – это не общество святых, это больница, где кающиеся грешники.   

Церковь – это не общество святых, это больница, где кающиеся грешники

И ожидать, что мы здесь будем какие-то замечательные, прекрасные, и что у нас здесь все будет как в раю, что мы придем и встретим здесь сонмы святых, как будто мы, грешники, приходим в общество святых, и там нас будут делать святыми, – ничего подобного. Мы находимся здесь в обществе пытающихся исправиться грешников, и как у этого общества получается – очень сложно сказать. У кого-то получается лучше, у кого-то получается хуже, у кого-то получается совсем отвратительно, кто-то даже не пытается исправиться, только делает вид, и по нему это видно, – и в этом обществе нам всем жить. Так вот, семинария – это проверка на то, способен ли человек многое принять, выдержать, надо ли ему это, он сознательно захочет или не захочет дальше идти этим путем, потому что чем дальше человек идет в церковной иерархии, тем он видит это больше, ярче, и сталкивается лицом к лицу.

Когда человек в некотором хорошем смысле удален от Церкви, то есть он не несет церковных послушаний, не работает в Церкви, – он пришел в храм, помолился, исповедовался, причастился, ушел, может, какое-то доброе дело сотворил, почитал Евангелие, и при этом он абстрагирован от внутренней церковной жизни, – эта дистанция может давать человеку свободу. Позволяет ему не погружаться внутрь церковных взаимоотношений. А человек, который вступает в церковную иерархию – семинарист, диакон, священник, а уж тем более епископ, – он ныряет в это все целиком и полностью, и с этим надо жить, и, по возможности, всю жизнь, и это процесс, не могу сказать, что очень простой.   

Для многих оставаться на определенной дистанции от Церкви – это великое благо

Для многих оставаться на определенной дистанции от Церкви – это даже великое благо, потому что, например, у человека может быть обостренное чувство справедливости или не хватает терпения или смирения в ситуациях, когда ты не можешь абстрагироваться. Ты не можешь смириться с чем-то, но и переносить это тоже тяжело, ты и уйти не можешь, поскольку, например, уже в сане, но и переносить это тоже не можешь, и человек находится во внутреннем диссонансе, ему плохо.

При этом Церковь – Богочеловеческий организм, который создал Бог, чтобы вести человека ко спасению. И, с одной стороны, человек, который может абстрагироваться от некоторых внутренних проблем Церкви, – ему от этого хорошо, с другой стороны, когда человек находится в священном сане, он находится внутри всех проблем, но и благодать, которую он от Бога получает, – она ведь тоже ни с чем не соизмерима. Священники очень дорожат своим саном, потому что сан – это бесценный дар, который дан человеку, и это же величайшее благо. Поэтому у них сложностей больше, но и та благодать, которую получает в сане человек, тоже больше. И если во внутреннем мире человека компенсируется одно другим, то это означает, что человек будет жить в Церкви вполне гармонично. А если не получается, благодати по какой-то причине человек не получает, но, с другой стороны, все эти внутренние проблемы Церкви воспринимает слишком остро, то у него может возникнуть внутренний диссонанс. И хотелось бы сказать, большинство священников все же остаются в сане, и вполне счастливы в сане, значит, и внутри Церкви находиться им, согласно устроению их внутреннего мира, вполне гармонично.

Иерей Алексей Шишкин с семьей Иерей Алексей Шишкин с семьей     

Дети священника

Как проявляется вера в быту в вашей семье? Как приучаете детей к церковным традициям?

– Как-то ярко и как-то особенно, на мой взгляд, в моей семье не очень проявляется. Вечером немножко помолимся, утром помолимся, перед едой помолимся, каждый вечер я читаю книжки, в том числе читаю детскую Библию, может быть, какие-то вопросы обсуждаем, но в целом сказать, что мои дети очень сильно отличаются от всех остальных, – нет. Это самые обычные дети, просто у них папа – священник, а мама – жена священника, мы молимся, причащаемся, исповедуемся, что-то о Боге говорим.

Просто во всех в верующих семьях это происходит по-своему, у всех свой подход. Кто-то пытается из детей прямо с малых лет сделать суперцерковных людей. Кто-то может вообще к этому вопросу относится халатно. На мой взгляд, стараюсь найти золотую середину, потому что если переборщу, то чувствую, от насильного назидания ничего хорошего не будет, но и совсем игнорировать православный спектр в воспитании тоже некорректно. Поэтому я стараюсь сильно по религиозным вопросам не зудеть, не стараться быть излишне морализатором и слишком этим надоедать.

Это снова к вопросу, каков должен быть православный христианин в тех или иных обстоятельствах. Он должен быть православным: православный христианин в троллейбусе, православный идет по улице, православный заходит в храм, православный работает, – чем он от других людей отличается – тем, что старается исполнять заповеди Божии, где-то помолиться, духом своим обращается к Богу. Поэтому воспитание детей в православной верующей семье, в том числе и священнической, может особо ничем не отличаться от воспитания детей в обычных семьях, просто есть определенные духовные аспекты: чтение Библии, молитва, дети подходят к таинствам в храме. А в остальном живут самой обычной жизнью. Может, сейчас что-то в семью привнесется, в плане более углубленного познания веры, так как два старших сына пошли учиться в Вятскую православную гимназию, но ведь и гимназия – обычная муниципальная школа с некоторым православным уклоном в воспитании и в предметах, и там вовсе нет распорядка, который предполагает обучение, например, в духовной семинарии, – со множеством богослужений и послушаний.

«Я стараюсь – Бог помогает»

Что помогает человеку на пути духовного роста?

– Бог. В целом – попытка быть христианином, попытка исполнять то, что говорит Бог. Я стараюсь – Бог помогает.

За богослужением архиерейским чином в храме Рождества Пресвятой Богородицы За богослужением архиерейским чином в храме Рождества Пресвятой Богородицы     

Расскажите о вашем пастырском служении в храме Рождества Пресвятой Богородицы. Много ли прихожан, спешащих слушать Слово Божие?

– В храме в Чистых Прудах г. Кирова, где несу священническое служение, с прошлого года я вел воскресную школу для взрослых. И в этом году возобновим занятия ближе к концу сентября. На занятиях в основном собираются люди ближе к среднему и предпенсионному возрасту. В прошлом году мы разбирали Евангелие. В этом году также будет предложен учебный план, включающий Богопознание. Вообще, взрослый человек сможет прочитать и Евангелие, и толкование на Евангелие и без меня, мое участие здесь не очень важно. Но есть одна ниша, которой в современной Церкви очень не хватает, – разговор со священником, а это общение для людей очень важно. Кому-то нужно задать какой-то вопрос, разрешить какое-то недоумение, и просто сама близость священника к тем, за кого он несет ответственность, – это очень хорошо. И поэтому в назначении воскресной школы для взрослых вижу этот важный для прихожан момент.

Иерей Алексей Шишкин проводит экскурсию для православных психологов Иерей Алексей Шишкин проводит экскурсию для православных психологов     

Есть одна ниша, которой в современной Церкви очень не хватает, – разговор со священником, а это общение для людей очень важно

С одной стороны, встречи посвящены беседам на духовные темы: рассказал толкование на Священное Писание, рассказал то, что я знаю. При этом некоторое количество прихожан могут Евангелие знать лучше, чем я, они могут толкований перечитать больше, чем я, они могут меня превосходить в своей духовной жизни. И я не вижу в этом какого-то личного ущемления, ведь если человек стремится к святости больше, такое бывает. Но священник – это еще и тот, кто поставлен епископом, Церковью и Самим Богом воспитывать прихожан, иметь возможность общения с ним – просто хорошо.

Священник может посмотреть на ту или иную тревожащую ситуацию как человек, который сталкивался в пастырской практике с другими похожими историями, как тот, кто может что-то сказать назидательное, что может принести пользу. Поэтому на занятиях мы сначала говорим о Евангелии, что-то разбираем, а затем общаемся, размышляем о житейских вопросах, ситуациях, требующих разрешения. На мой взгляд, это очень полезно – вслух поразмыслить о том, как мудро поступить по-христиански, с пользой для себя и окружающих.

Соборная молитва в храме Рождества Пресвятой Богородицы. Богослужение архиерейским чином Соборная молитва в храме Рождества Пресвятой Богородицы. Богослужение архиерейским чином     

Какие произведения искусства, включая литературу, документальное и художественное кино, можете рекомендовать, как полезные для души человека?

– Духовное чтение начинается с Евангелия.

После Евангелия рекомендую прочитать Катехизис – справочник, включающий простое исповедание веры, он помогает осознать, в Кого мы верим. А потом можно уже читать нравственную литературу. Классика нравственной литературы – творения Аввы Дорофея, небольшая, великолепная во всех отношениях книга, легко читается, и очень похожа на нее во многом «Лествица» Иоанна Лествичника. Правда, при первом прочтении она показалась мне тяжелой, а потом эти книги очень понравились. Но это не значит, что нужно соблюдать именно такую последовательность и читать именно эти книги. Люди по-разному приходят к вере через чтение духовной литературы, разные книги читают. И все же, если прочитать Евангелие, Катехизис и поучения Аввы Дорофея, то некий фундамент будет сформирован, дальше можно продолжать изучать Священное Писание, включая Ветхий Завет, Деяния Апостолов, апостольские послания, Откровение Иоанна Богослова, толкования, нравственную литературу.

Далее, если у человека есть интерес, он может познавать догматическое и нравственное богословие. Православным справочником может служить на полке Закон Божий Серафима Слободского.

Что касается кинематографа, мне очень нравится фильм «Остров».

Храм Рождества Пресвятой Богородицы города Кирова Храм Рождества Пресвятой Богородицы города Кирова     

Чудеса – в мелочах

Верите в чудо?

– Я в своей жизни ярких чудес не встречаю. Скорее, я о них чаще слышу, чем переживаю. Чудеса обычно вижу в каких-то мелочах и деталях, и их надо уметь замечать. Сегодня проснулся – живой, глазки видят, ножки ходят, – чем не чудо? И когда человек ищет каких-то выдающихся, экстраординарных чудес, а не видит самого простого – это, мне кажется, плохой знак. А если говорить обо всей жизни, то чудо вижу вот в чем: если не пытаться изо всех сил выполнить свою волю, а смириться и принять волю Божию, то не всегда, но часто, оборачиваясь назад, можно сказать: ого, Промысл Божий какой, как сложилось одно, другое, третье, может, десятки обстоятельств, в какую-то одну линию, и полжизни благодаря им выстраивается. И ты смотришь на это и думаешь: да, это Промысл.

Человек же свободен, и в любой ситуации, вероятно, изначально за ним выбор, который и становится впоследствии благим для его последующей жизни.

– Есть воля Божия благая, а есть воля Божия попустительная. Если я согрешу, разве это не по воле Божией, – ведь Бог допустил, чтобы я согрешил. Если я согрешил, значит, воля Божия в каком-то смысле была, но какая это воля Божия? Это воля Божия попустительная. А есть воля Божия благая – если Бог говорит делать, и я делаю. И когда я говорю о сложении воедино того количества обстоятельств, о котором я, может быть, прежде и не мечтал, но они складываются, и у меня получается жизнь вот такая, и она прекрасна и замечательна. Но, делая каждое из отдельных дел, предугадать, к чему это приведет, было невозможно, а привело к тому, что есть сейчас, и это для меня благо. Может, я очень абстрактно размышляю…Если вкратце: если стараться жить свято, то видишь волю Божию, которая исполняется чудеснейшим образом, и это прекрасно.

Стремиться к святости

Что пожелаете читателям?

– Когда речь заходит о святых, люди часто говорят: «Нам-то куда? Мы ж не святые».

Знаете, мы не святые по одной простой причине – мы не хотим быть святыми

Знаете, мы не святые по одной простой причине – мы не хотим быть святыми, вот и все, больше причин особенных нет. Поэтому я бы хотел пожелать не просто абстрактной святости, а я бы пожелал стремления быть святым. Понятно, что меры у всех разные, мера святости у Серафима Саровского не такая, как у нас. Чтобы мы свое нежелание жить по воле Божией не оправдывали тем, что мы не святые. Каждый может, насколько захочет, постараться в этом делании преуспеть. Просто вряд ли получатся вскоре какие-то результаты выдающиеся, но стремиться к святости можно кому угодно, когда угодно и при любых обстоятельствах. Просто над этим надо немного поработать.

С иереем Алексеем Шишкиным
беседовала Лада Баева

3 октября 2024 г.

Смотри также
«Для меня главное чудо – преображение человека» «Для меня главное чудо – преображение человека»
Иер. Евгений Виноградов
«Для меня главное чудо – преображение человека» Иерей Евгений Виноградов: «Для меня главное чудо – преображение человека»
Ни плачущие иконы меня так не впечатляют, ни исцеления… меня впечатляет преображение души человека, ее изменение, казалось бы, невозможное в современном мире.
«Человек должен видеть в храме не копоть, а небо» «Человек должен видеть в храме не копоть, а небо»
Воспоминания архим. Александра (Елисова). Ч. 3
«Человек должен видеть в храме не копоть, а небо» «Человек должен видеть в храме не копоть, а небо»
Часть 3. О святынях, наставниках и священстве
Архимандрит Александр (Елисов)
Если мы, священники, перестанем служить, а станем «отрабатывать», будем просто исправителями треб, всё обессмыслится. Без богослужения нет Церкви.
Реставратор душ. Записки провинциального священника Реставратор душ. Записки провинциального священника
Свящ. Константин Мемячкин
Реставратор душ. Записки провинциального священника Реставратор душ
Записки провинциального священника
Священник Константин Мемячкин
Священник – это архитектор-реставратор. Работа священника заключается в том, чтобы привести вверенную ему Богом и высшим священноначалием паству ко Христу. Именно ко Христу, а не к себе.
Комментарии
Лада20 октября 2024, 21:26
Дмитрий, спасибо, что поделились своей такой удивительной историей. Спасибо всем вам, дорогие читатели, за мудрые комментарии - размышления.
Дмитрий13 октября 2024, 06:28
А тут при общении как бы само собой получалось смотреть людям в глаза. И они сами первые взгляд отводили. Ну, не из-за какой-то гордыни, а просто было какое-то отсутствие внутреннего стыда что ли. Именно чистая совесть. К сожалению, продлилось это недолго. Поссорился с мамой, стал себя превозносить в своей гордыне - и это все закончилось. Но мысль осталась: а не отдалились ли мы в этом своем постоянном "упал - поднялся" от первоначального Христианства?
Дмитрий13 октября 2024, 06:24
В книге "Невидимая брань" Святогорца изложена идея, что борьбу с грехом нужно возложить на Бога. И еще апостолом Иоанном сказаны слова, что всякий, рожденный от Бога, не может грешить. Поделюсь собственным опытом. Один раз всего такое в жизни было - и в течение короткого периода. Несколько дней, может. Тоже падал и поднимался, как большинство. Но как после очередной молитвы мне днем приснился сон, что на меня опускается голубь. После этого вдруг появилось такое потрясающее чувство внутренней целостности. Борьба с грехами просто перестала ощущаться - я прекратил грешить без всяких усилий! Плюс, знаете, такое чувство чистой совести. Обычно нам тяжело в глаза другим смотреть долго.
Галина И. 5 октября 2024, 20:03
Антоний, проблеме греха и святой воле Божией в Свящ.-м Писании отводится достаточно много места. И нигде не говорится, что есть воля Божия на грех человека, но есть Божье попущение по Его Промыслу на наши испытания и искушения. Г-дь Иисус Христос сказал: "Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал,ничего не погубить, но все то воскресить в последний день" (Ин.6,39). В иллюстрированной православной энциклопедии, рек.к публикации изд. Советом РПЦ, в разделе "Грех" первое предложение следующее: "ГРЕХ, ИЛИ ЗЛО- НАРУШЕНИЕ ВОЛИ БОЖИЕЙ". "Грех- это общее состояние человеческой души, состояние удаленности от Бога. Находясь во грехе, человек...вредит сам себе и печалит Бога".
Антоний 5 октября 2024, 07:43
"Если я согрешу, разве это не по воле Божией, – ведь Бог допустил, чтобы я согрешил". По попущению. Воля Господа - в даровании нам свободной воли. При этом грех происходит не по воле Бога, а по свободной воле человека. В момент совершения греха Бог является через действие установленных законов природы, "как все бедственные перемены, производимые силой Божией, заключенной в неизменных законах вещественной, неразумной природы". Что не снимает ответственности: "убийца совершил дело неправедное, требующее казни; но попущение Божие – праведно и премудро по причине праведной, но от нас сокрытой до времени" (свт. Иоанн Тобольский). Иначе говоря, мы знаем, почему Бог не остановил грешника.
Галина И. 3 октября 2024, 21:03
А разве есть"воля Божия попустительная" на грех? Для нас это мощное самооправдание."Воля Божия есть освящение ваше", и Бог попускает нам разл. испытания и скорби с целью приобретения навыков духовной борьбы с грехом и диаволом. "Не Бог причина зол, а мы сами, потому что началом и корнем греха служит...наша свобода" (свт.Вас.Великий). Человек,отпавший от Бога, порождает зло, а грех- активизация зла. Совершающий произвольный грех становится чуждым Богу и близким диаволу: "Кто делает грех, тот от диавола". "Мистика греха заключается в его богоборчестве..Объяснение греха мы можем найти только в том, что грех- это не изолированное действие человека, а условие демонообщения" (арх.Рафаил (Карелин).
Елена 3 октября 2024, 18:55
Благодарю за прекрасную публикацию! Очень утешительный и оптимистичный материал. Иерей Алексей Шишкин обладает замечательной сбалансированной во всех отношениях христианской позицией. Многая лета отцу Алексею, матушке и чадам!! Наша Церковь и паства очень нуждаются в таких пастырях. Значит милость Божия не оставляет нас, раз они есть - молодые, но такие основательные, крепкие, деятельные батюшки.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×