Между бунтарством и отступничеством

Никита Пустосвят. Спор о вере. 1880-1881. Фрагмент. Художник: Василий Перов Никита Пустосвят. Спор о вере. 1880-1881. Фрагмент. Художник: Василий Перов

На днях решением церковного суда схиигумен Сергий (Романов) был извержен из сана. Печальный, но естественный итог долгого и разрушительного процесса, именуемого святыми отцами «прелестью».

Вместе с тем, резко негативно относясь к бунтарскому и вызывающему поведению опального схиигумена, многие православные считают обсуждаемые им явления, тенденции и процессы важными и значимыми.

Больше того, возникает мысль, что сам сатана подвигает людей, скажем так, неуравновешенных и радикально настроенных, на бунт и восстание, в том числе и против каких-то реально существующих негативных явлений, с тем чтобы дискредитировать само противодействие этим явлениям под видом «мракобесия». Потому что достаточно приставить к любому благому делу группу «ревнителей» во главе с «настоящим» батюшкой, вручить им «иконы» царя Ивана Грозного и «старца» Григория Распутина, добавить пару знамен с «гамматическими крестами» (свастикой) – и дело будет обречено, дискредитировано.

Итак, стоит ли открыто и прямо обсуждать некоторые острые и непростые вопросы, становящиеся перед всяким христианином, да и просто неравнодушным и думающим человеком, в том числе о внутрицерковной жизни, об отношениях между Церковью и государством? Вопрос не праздный.

Потому что существует мнение, что не нужно смущать людей обсуждением каких-то «неудобных и трудных» вопросов. Мол, в жизни и так много негативного. Давайте говорить о позитивном, и жизнь постепенно сама собою будет становиться светлее и чище. Но в реальности оказывается, что насущная необходимость говорить о «позитивном» вовсе не отменяет необходимости глубокого и серьезного осмысления и разрешения текущих проблем, которые от того, что их «не замечают», не исчезают сами собой, а накапливаются и в конце концов либо вырываются наружу со скандалом и шумом, либо вовсе грозят взорвать «паровую машину» изнутри.

Но здесь возникает другой вопрос. Всегда ли бескомпромиссность и борьба за правду равняются истине?

Вот и возникает вопрос: всегда ли бескомпромиссность и борьба за правду равняются истине?

Как-то на просторах интернета я наткнулся на текст человека, называющего себя священником и относящегося к последователям так называемой катакомбной церкви. Этот человек яростно обрушивался на святителя Луку (Войно-Ясенецкого), обвиняя его в сервилизме и предательстве идеалов Православия ради угождения власти. Кроме прочего этот человек приводил выдержки из статей святителя, опубликованных в разные годы в «Журнале Московской Патриархии». И действительно, если мы почитаем эти тексты, то в них можно найти немало суждений, призванных засвидетельствовать лояльность святителя советской власти. Но вот в чем вопрос: являются ли эти высказывания признаком предательства?

Святитель Лука, как и патриарх Сергий (Страгородский), а затем и патриарх Алексий (Симанский) жили в то время, когда безбожная власть в силу разных обстоятельств сделала пусть небольшие, но явные шаги навстречу Церкви, и, естественно, от Церкви требовалось ответное проявление лояльности. Противоречит ли это учению Церкви? Отнюдь. Ценой этих компромиссов (социальных, но не догматических) были осуществлены возможность сохранения церковной жизни и облегчение жизни миллионов верующих в России, и именно с этой позиции можно и нужно оценивать эти примеры икономии (снисхождения).

И напротив, мы знаем о бескомпромиссных и жестких «борцах за правду» в годы гонений на Церковь, таких, например, как «диссидентствующие» священники Николай Эшлиман и Глеб Якунин. Казалось бы, они говорили чистейшую правду и отстаивали «священное» право на свободу вероисповедания, но в конечном итоге их борьба за справедливость оказалась вне истины и эти люди закончили свои дни печально. Бог им судья, конечно, но по плодам их, то есть по множеству тех самых «печальных» фактов, о которых мы упоминаем, можно отчасти судить и об их деятельности в общем.

Очевидно, что Промысл Божий заключался в том, чтобы Русская Церковь в XX веке претерпела период очистительных гонений и миллионы верующих прошли свое огненное испытание, а многие и отдали жизнь за веру. Были ли эти гонения справедливыми? – Очевидно нет, но очевидно также то, что воля Божия состояла в том, что Церкви нужно было этот период пережить. И те, кто, не принимая лжи, склонив свою главу, претерпели испытания до конца с кротостью и смирением, – сподобились святости. А те, кто, борясь с ложью, приобщались духу ярости и бунтарства, – те отпали от Церкви, и участь их печальна.

Вместе с тем существует очевидная проблема, которую нам надо постоянно иметь в виду. Это попытки государства так или иначе влиять на Церковь в своих интересах. Думается, такие попытки были всегда. Впрочем, справедливости ради надо сказать и о влиянии Церкви на государство. Но если говорить о влиянии подлинно церковном – то есть не административно-правовом, а духовном – на государство, то это влияние, безусловно, всегда положительно и благотворно, в то время как влияние государства на Церковь зачастую преследует чисто прагматические, светские цели, отстаивает интересы «плотского человека» и потому не может быть принимаемо безусловно. И здесь кажется естественным и нормальным процессом обозначение и обсуждение в постоянном режиме тех «красных линий», за которые государство не должно переступать, как, наверное, и государство вправе обозначать такие «линии» для Церкви. Кажется, это полезно и правильно для организации общей жизни народа, при всей своей цельности очень разнообразного по духовному и нравственному устроению.

Когда-то митрополит Антоний Сурожский сказал удивительные слова о реальности церковной жизни и о нашем участии в ней:

«Мы исповедуем Церковь одну, а создаем и живем в другой. Эмпирическая Церковь, Церковь, в которой мы фактически живем и действуем, страшно не похожа на ту Церковь, которую мы исповедуем… Я знаю, что большая часть духовенства Церковь никогда не критикует и не ставит под вопрос ничего церковного. Но я думаю, что если мы не будем ставить под вопрос то, что неминуемо должно быть исправлено, то мы окажемся недостойными Церкви, которую мы исповедуем».

Митрополит Антоний: «Если мы не будем ставить под вопрос то, что неминуемо должно быть исправлено, то мы окажемся недостойными Церкви»

Мы любим нашу Церковь и наше Отечество той ревностной любовью, которая понуждает нас с болью говорить обо всём том вопиюще-несправедливом, горьком и неправильном, что есть в земном устроении Церкви и государства, в отношениях между людьми. Нам говорят: что вы можете изменить? На это можно сказать с уверенностью: с помощью Божией мы можем добиться многого! Мы можем и должны изменить себя, мы можем помочь людям поменять отношение ко многим важным вещам. И, смею полагать, обязаны это делать во Христе и со Христом, во славу Божию. И это ничуть не противно заповеди Господа о кротости и смирении, потому что и Сам Господь не молчал, но когда это было нужно – говорил и обличал и даже гневался, но делал это всё с любовью, полагая душу Свою за овцы Своя.

Когда мы говорим с болью о государстве, о страшной и бессмысленной бюрократии, например, – мы говорим не о государстве вообще, потому что понимаем, что государство – это «костяк» нашего Отечества, и мы за многое искренне благодарны ему. Но мы говорим о бездушии и равнодушии чиновников, работающих в «системе». Мы говорим о самой этой бездушной «системе», которая перемалывает «по закону» судьбы живых людей. Мы говорим и будем говорить о том, что такой «системы» вовсе не должно быть в нашем Отечестве, а если она есть, то надо сделать всё, чтобы ее изменить, сделать иной. Чтобы отношения между людьми, как бы их ни разделяли социальные, психологические или имущественные различия… – чтобы отношения между людьми в нашем Отечестве строились на принципах сострадания, христианской любви и милосердия, и законы должны только помогать и содействовать построению таких отношений, но никак не ломать их и не калечить судьбы людей. И мы верим, что, Богу содействующу, при нашем общем осмысленном труде и участии, жизнь в нашем Отечестве может измениться к лучшему. Мы будем говорить об этом и будем делать всё, что возможно, для того, чтобы не «бездушная система», пусть даже система пресловутого «права», руководила жизнью людей, а милосердие, любовь и сострадание. Пусть даже эти добродетели будут облечены в необходимую и строгую законодательную форму.

Нам не надо бояться в духовном, нравственном и культурном отношении отделять себя от иных народов, ясно осознавая свое призвание и предназначение, помня слова апостола Павла:

«Я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего, будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их. Они, дойдя до безчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью» (Еф. 4: 17–19).

Мы можем и должны говорить о синергии – то есть о соработничестве – государства и Церкви сегодня

И если снова обратиться к опыту жизни исповедника Луки, архиепископа Крымского, то, при всей его мудрой лояльности в отношении к светской власти вообще, он зачастую умел быть жестким и неуступчивым в частных, но существенных и важных для Церкви вопросах. И во многом благодаря способности святителя и многих других исповедников XX века, уступая в каких-то общих вопросах и не выпячивая себя в качестве «борцов с режимом», быть твердыми и последовательными в отстаивании действительных важных вопросов – благодаря им Церковь сохранила свою «осоляющую» идентичность даже в условиях государственной (господствующей) атеистической идеологии.

Тем более мы можем и должны говорить о синергии – то есть о соработничестве – государства и Церкви в наше время, когда, с одной стороны, улучшение качества жизни не противоречит учению Церкви, а с другой – повышение уровня духовного и нравственного самосознания людей является всё более очевидным приоритетом внутренней государственной политики. Словом, именно в наше время и именно в нашем Отечестве всем нам предоставляется удивительная и редкая возможность сообща строить добрую и спасительную, благодатную жизнь.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Значит, вы не бес» «Значит, вы не бес»
Александр Богатырев
«Значит, вы не бес» «Значит, вы не бес»
Рассказ
Александр Богатырев
Отец Андрей знал о том, что регент постоянно жалуется на него. Он не представлял, как с ней помириться.
Феномен «герондизма» Феномен «герондизма»
Митрополит Евфимий (Стилиос)
Феномен «герондизма» Феномен «герондизма»
Часть 1. Составляющие элементы «герондизма»
Митрополит Евфимий (Стилиос)
Забвение христоцентричного характера духовного отцовства, абсолютизация монашеской и аскетической харизмы, «группировочное» духовничество – характерные составляющие такого духовно опасного явления, как «герондизм».
О недостатках церковной жизни О недостатках церковной жизни
Игумен Нектарий (Морозов)
О недостатках церковной жизни О недостатках церковной жизни
Игумен Нектарий (Морозов)
Почему мы так любим обсуждать недостатки в церковной жизни? Нужно ли с ними бороться? О чем следует помнить, слушая или читая очередное «разоблачение»?
Комментарии
Ольга С-ва12 июля 2020, 18:15
Уважаемый отец Димитрий, Вы пишете о соработничестве церкви и государства, и о том, что повышение уровня духовного и нравственного самосознания людей является всё более очевидным приоритетом внутренней государственной политики. Простите, но я, например, ничего такого не вижу, но вижу обратное - культ потребительства и распущенности в государственных СМИ, замки на церковных дверях на Пасху и Вознесение Господне, закрытые кладбища и открытые строительные магазины, получение цифровых пропусков и усиление электронной слежки за людьми, разговоры об обязательной вакцинации и т.д. Примеров много. Всё это и заставляет людей с тревогой думать о положении христиан и церкви в России.
Ольга С-ва12 июля 2020, 00:10
И.В. >> Всё свелось к обсуждению личности одного эпатажного человека. А дело то вовсе не в Сергии. Дело в том, ЧТО именно он озвучивал... Именно, полностью согласна с Вами.
Галина И.11 июля 2020, 18:14
Продолжение) его сердце будет наполнено миром и радостью вне зависимости от политической системы. Проблема в нас, в нашем доверии Господу и служении ему. "За смирением следует страх Господень"(Пр). Сегодня целый ряд "нар.праведников" имеют синдром Саула: злоба и ненависть к чужим грехам при забвении собственных пороков, яростные осуждения общества и Церкви вплоть до проклятий. Это реконструкционисты, ратующие за возвращение к законам Ветхого Завета. Писание призывает нас "повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело, никого не злословить" (Тит 3:1,2). Не оставим же Источник Живой Воды, не променяем Его на разбитые водоемы! "Помни Создателя твоего!" (Ек)
Галина И.11 июля 2020, 17:47
Продолжение. История свидетельствует, что ни один правитель и ни одна политическая система не могут создать идеальное государство. Это утопия, "4-й сон Веры Павловны". Проблема в человеческом сердце, в пропорциональности его непреходящего зла творимому добру. Поэтому "Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога". Как в природе, так и в обществе Бог создает баланс в целях дальнейшего его развития. Иначе мы наблюдаем синдром золотой рыбки и вереницу разбитых корыт. Новый Завет переключает внимание людей на духовные вопросы, изменение своего сердца. Иисус Христос утверждает: "Царствие Божие внутрь вас есть". Это значит, что если человек следует за Христом, то (прод.)
Галина И.11 июля 2020, 17:36
Последнее повеление Господа Иисуса Христа Своим ученикам- это проповедь всем народам Евангелия, теоретическое и практическое изучение христианства (Мф.28:19-20). Проповеди св. апостолов совершались по наитию Св. Духа, Божественному вдохновению. Видеоролики выступлений о. Сергия ничего общего с этим не имеют, напротив."Говорит ли кто, говори как слова Божии". "Вникай в себя и учение". Каков бы он не был хороший делатель, в свете Христова учения его слово является отступническим. Само же обращение "Покайтесь!" не должно являться заветным ключиком к сердцам доверчивых людей, главное- Христос и христианство с его кровью мучеников, Святая Христова Церковь, не сломленная в горниле испытаний (прод)
Марина С11 июля 2020, 11:13
Надо помнить, что истинное христианское смирение не имеет ничего общего с безволием, соглашательством, попустительством злу. Смирение христианина заканчивается там, где возникает опасность попрания святынь веры, осквернения заповедей Божиих, угроза благодатному устроению жизни. Митрополит Иоанн (Снычев)
Марина11 июля 2020, 10:36
Надо помнить, что истинное христианское смирение не имеет ничего общего с безволием, соглашательством, попустительством злу. Смирение христианина заканчивается там, где возникает опасность попрания святынь веры, осквернения заповедей Божиих, угроза благодатному устроению жизни. Митрополит Иоанн (Снычев)
игорь ковалев11 июля 2020, 09:49
Ольга.,,Боюсь ошибиться,как узнать,по какому духу батюшки что говорят?От себя? или от Духа?"/Безоговорочно сейчас вообще никому верить нельзя.Как говорил тот же свт.Игнатий Брянчанинов:советы опытного сверять с Евангелием и св.Отцами.А,что бы точно понять от себя или от Духа говорит-нужно самому быть смиренным и в Духе.По словам св.Отцов иметь дар различения духов,видеть -от Бога,от человека или от бесов что-либо.По поводу о.Георгия (Максимова),Он приводит факты,сверяет с мнением св.Отцов,канонами,постановлениями соборов.Без разгорячения,спокойно помогает разобраться в вопросе.С этой стороны его полезно послушать,а не то,что бы он духовные наставления давал.
игорь ковалев10 июля 2020, 23:37
Ольга.Внешний показатель,что это лжестарец-это:отказ от ИНН,документов,почитание,как святых Ивана Грозного,Распутина,Сталина,проведение отчиток,требование строгого исполнения своих советов,частое употребление слов:я,у меня,по мне(что говорит о гордости).Например,на видео с танцами в монастыре о.Сергий говорит:,,У меня из разных регионов монахини"Не в монастыре,а у МЕНЯ.Но чтобы в других заметить страсти,нужно видеть их в себе.,,Первым признаком начинающегося здравия души является видение грехов своих бесчисленных,как песок морской(св.Иоанн Дамаскин).Пример духовного наставника мы видим в письмах игумена Никона Воробьёва.От его слов просто веет смирением.
игорь ковалев10 июля 2020, 22:56
Ольга.Главный показатель духовного состояния-смирение.Чем более человек приближается к Богу и христианскому совершенству,тем становится смиреннее.В состоянии явной прелести человек не ,,просто оступился'',а идёт не в ту сторону.Вместо смирения развивает гордость и самомнение.В таком состоянии всё не правильно и чувства,и мысли,и молитва.Естественно и других людей,доверившихся ему,он ведёт не туда ,,а если слепой ведет слепого,то оба упадут в яму."(Мф.15:14) По своей гордости,пытающихся их вразумить не слушают,даже священноначалие.Поэтому и нужно жёсткое средство для вразумления,применение его-это не отсутствие любви(врачи тоже иногда мазью мажут,а иногда режут).
о. Андрей10 июля 2020, 21:08
Продолжение. Следую ли я за Христом, взяв крест свой? Не очистив ум и сердце, и не приняв Духа Божия, как могу знать истину и произносить суд? Как узрю в любом явлении жизни Промысл и Суд Божии? Крепка ли моя вера, доверяю ли всегда Святой Троице? Уверен ли твердо, что ничто из происходящего в мире не может состояться без воли Божией, являющей Его Благость, Любовь, Всеведение и Всемогущество? Жизнь и судьба мира и всякого человека определяются каждое мгновение Богом и тем, какой путь избираю я и тот человек. Путь жизни или путь смерти. Господи, дай нам избрать лучшее!
о. Андрей10 июля 2020, 21:04
Братья и сестры, мир вам. Кто из нас может назвать себя другом Святой Троицы? Кто встретил Господа лицом к лицу? Кто объединил волю свою с волей Божией? Кто исполнил хотя бы первую заповедь блаженства и стяжал смирение? Кто преисполнен Духом Святым, и кому даровал Христос мир Свой? Для этого дана нам короткая земная жизнь. Бог просвещает нас словом Священного Писания и святых Своих. Усердно ли внимаю я Слову, и многое ли исполнил?
Ольга10 июля 2020, 13:20
(продолжение). Просто мне реально жалко тех отцов, которые оступились как-то, или даже отошли от духа...впали в прелесть или ещё что,ведь они тем более нуждаются в любви,молитвах, а не во всеобщем отлучении и обличении! Для многих они духовные отцы, реальные, настоящие, любимые!Значит пока они приносят пользу -они нужны, а как -оступились, всё! Отлучение, выгнать, забыть. А куда выгонять, если у отца Сергия -монастырь дом родной, его семья? Как-то неправильно всё это. Не по-христиански, мне кажется.
Ольга10 июля 2020, 11:50
И, кстати, схиигумен Сергий (Романов) никогда себя старцем не называл, сколько я там раз была, жила, не слышала ни разу. Его главные слова, которые он повторял на проповедях: "Покайтесь!". И "нет такого греха, который бы не простил Бог!" Очень призывал каяться и ничего не бояться. А то, что туда автобусами ездили люди, схиигумен Сергий в чем виноват? Сами же ехали, как к старцу.Просто люди ощущали реально ЛЮБОВЬ! И разные иерархи постоянно туда приезжали многие из Троицко-Сергиевой Лавры, митрополит Кирилл. Если видели, что его состояние не стабильное духовно, надо было предпринимать меры. С любовью!
Ольга10 июля 2020, 09:53
Игорю Ковалеву! Благодарю вас за слова св. Игнатия Брянчанинова. Только вы же пишите про святых, это мы потом узнаём, что это святые и по повелению Святого Духа так делали. А как узнать, про обыкновенных людей, живущих среди нас.Сейчас ( я не про отца Сергия) тоже общаюсь с батюшкой хорошим, почти святым. Смиренным. Любящим Бога и людей.Боюсь ошибиться,как узнать,по какому духу батюшки что говорят?От себя? или от Духа? Ранее и с отцом Сергием Романовым общалась, ничего подозрительного не видела. А уж отцу Георгию Максимову вообще не доверяю. Обличитель такой.... смешно. Что он может обличать, ни опыта духовного, только теория одна.
игорь ковалев10 июля 2020, 08:56
Денис ,, если взялся обличать''/То этим показываешь своё неправильное,гордое,страстное состояние и отсутствие смирения.Ещё раз привожу слова свт.Игнатия(Брянчанинова):,,Если святые обличали согрешающих и нечестивых, то обличали по Повелению Божию,..., по внушению Святого Духа,а не по внушению страстей своих и демонов."/,,я умеренный обновленец''/-И,что вы хотите обновить?Проповедь в интернете и так идёт.Проблема только в том,что сюда вылезли лжестарцы(Романов, Головин,Рафаил Берестов и т.д.),которые смущают и уводят людей от истины.
м.Савва10 июля 2020, 05:19
Денис! Вы уж определитесь, потому что быть за сохранении неизменной самой вечной Истины от Предвечного Бога, которая гласит устами Священного Писания, что мир СОТВОРЕН, можно только отвергая и толику эволюционизма. Не усидеть на двух..
игорь ковалев 9 июля 2020, 23:13
м.Савва. Благодарю за уточнение,я со слов Дворкина писал.Сам год назад только услышал про о.Сергия,говорили известный старец.Сразу посмотрел фильм ,, Обитель веры и любви'',его отчитки и видео о.Георгия (Максимова) о нём.Очевидно,что это ,,лжестарец" в явной прелести.Кстати проводить отчитки,говорит,тоже Алексий 2 благословил,хотя он в принципе был против них.
Александр 9 июля 2020, 23:11
Только Господь видит наши сердца,и ему открыто сколько нас православных верят в Иисуса Христа, а сколько заменяют верой в батюшек.
Денис 9 июля 2020, 21:32
Обличение оружие обоюдоострое, если взялся обличать, то нужно быть готовым к тому, что и тебя самого обличат. Особенно велики возможности по ответному обличению у власть предержащих, а значит либо будь праведником на протяжении всей жизни, либо критикуй в рамках дозволенного, либо будь готов к тому, что многие прежде близкие в ужасе с отвращением отвернутся от тебя. Убийство, конечно, крайний случай, убийц считанные тысячи среди многих миллионов, но разве мало иных почти столь же тяжких грехов? Что к примеру останется от репутации монаха обоснованно разоблачённого в содомии?!
м.Савва 9 июля 2020, 19:37
Игорь Ковалев! 5 лет назад о его судимости узнали многие. Мы 15 лет назад знали, и усмотрев в нас угрозу для себя, клеветой дискредитировал меня перед вл.Викентием. Теперь мы узнали из письма митрополита Кирилла, что монах Сергий "оказывается" работал в Красной зоне электриком, а не сидел за убийство. Так и вышло, что то, о чем знали многие, со временем стало достоянием всех. И я верю владыке Кириллу, что Романов придумал красивую басню про "благословение" Патриарха Алексия. Этим он "обезопасил" себя.
Денис 9 июля 2020, 19:20
М. Савва, спаси Бог за ответ. Лично я умеренный обновленец, сторонник эволюции, сторонник шагания Церкви в ногу со временем в деле благовествования при сохранении неизменной самой вечной Истины от Предвечного Бога.
Денис 9 июля 2020, 18:57
Емилиан, если всё новое от дьявола, не от Бога, то чего же ревнители лезут в Интернет? У нас в Сибири до сих пор в тайге есть глухие местечки, где можно целый день шагать в любую сторону, так и не дойдя до человеческого жилья. Где там семейные общины ревнителей? Где там монастыри ортодоксов уверенных, что во главе Церкви и страны слуги Сатаны?!
игорь ковалев 9 июля 2020, 16:17
Священноначалию надо было давно пресечь деятельность о.Сергия.Дворкин говорит несколько раз звонил за последние 10 лет в Епархию,предупреждал,что монастырь превратился в тоталитарную секту.А 5 лет назад раскрылось,что о.Сергий не мог быть рукоположен и можно было ещё тогда его лишить сана.
игорь ковалев 9 июля 2020, 14:30
Продолжение. ,,Обманутые ложным понятием о ревности, неблагоразумные ревнители думают, предаваясь ей, подражать святым отцам и святым мученикам, забыв о себе, что они, ревнители, – не святые, а грешники. Если святые обличали согрешающих и нечестивых, то обличали по Повелению Божию, по обязанности своей, по внушению Святого Духа, а не по внушению страстей своих и демонов."
игорь ковалев 9 июля 2020, 14:28
о.Сергий находится в прелести и в этом состоянии начинает обличать начальство,что всегда приводило к расколу или ереси.Хорошо это показал свт.Игнатий (Брянчанинов):,,Иноку надо весьма остерегаться плотской и душевной ревности,представляющейся по наружности благочестивою, в сущности – безрассудной и душевредной.Мирские люди и многие монашествующие,по незнанию своему,очень похваляют такую ревность, не понимая,что ее источники суть самомнение и гордость.Эту ревность они величают ревностью по вере,по благочестию,по Церкви,по Богу.Она заключается в более или менее жестком осуждении и обличении ближних в их нравственных погрешностях и в погрешностях против церковного благочиния и чиноположения."
Наталья 9 июля 2020, 12:04
Мне кажется, нашему священноначалию надо более тщательно подходить к одобрению кандидатов на священство. Более внимательно изучать их предыдущую биографию и психическую устойчивость.
Алексей 9 июля 2020, 11:53
Прошу прощения - не согласен с автором. Он написал статью "Потому что существует мнение, что не нужно смущать людей обсуждением каких-то «неудобных» вопросов." Люд-мол считает: если не обсуждать, то проблемы сами решатся. Так вот, я один из тех, кто отказывается СМУЩАТЬ людей. Почему священник должен ВЕРИТЬ-НЕВЕРИТЬ в ковид? Ему врачь сказал - болезнь опасна, надо ограничить число людей в храме и др.людных местах? И что тут обсуждать? Кроме: болезнь дана человечекам для покаяния. И если священник и кто повыще - ЭТО "обсуждал" - у "старца" шансов ноль. А мы проповедь Покаяния сдали "старцу". А сами взялись "обсуждать". И выходит: прав-то "старец" и кликуши.
Лариса_ 9 июля 2020, 11:51
Вспоминаются слова Паисия Святогорца: "..Неведение — это жуткое дело. А самое большое зло делают те, в ком благоговение сочетается с беспорядком в голове. Не разбираясь в сущности дела, они создают проблемы." А ещё страшны те, кто сеет разделение - якобы "благое намерение", которым выстилается дорога в Ад. Обращение митрополита Кирилла к о. Сергию честное, внятное, справедливое и много чего проясняющее.
Ольга 9 июля 2020, 11:45
Я была в этом монастыре,жила там.Много лет ездила, как домой.Так там благодатно,священники внимательные,было ощущение,что очень заботятся о твоём спасении,покаянии.С болью наблюдаю всё то. Видела частые посещения митрополита Кирилла,всё с такой любовью там было всегда.Как такое могло произойти?Очень жаль отца Сергия, как так произошло?И я очень переживаю,даже не то слово,а мне плохо от того, что в нашей Церкви такое может быть.То отец Владимир Головин, благодаря которому столько людей пришли к Богу,то вот отец Сергий.Люди верят им, доверяют, как отцам, пастырям.У меня огромное разочарование и боль. Как-то выкинули сразу их за борт, несмотря на их дела и не нужно, даже если прелесть. Можно же
м.Савва 9 июля 2020, 10:18
Антоний! Некрасиво это - вторгаться в пределы власти Епархии, Иерарха, Суда, и говорить о том, что им следовало, и не следовало делать. Они действовали в пределах своих полномочий. А согласиться или нет, то это пожалуйста, всем можно. Очень разумная статья, жаль, что вышла не раньше, может меньше народа любовалась "смелостью" бывшего игумена.
м.Савва 9 июля 2020, 10:09
Марина! Никакие дела, кроме плохих, относить к себе, потому что мы лишь инструмент в руках Божиих. Это и про исцеленных, и накормленных. Себе присвоение и приводит к мнению, от глагола "мнить", о себе как о плодотворном. Отсюда все проблемы. Если бы Бог не дал, то и перекреститься не удастся.
м.Савва 9 июля 2020, 10:01
Денис! Церковь становится чужой не из-за компромиссной позиции священноначалия, а из-за собственного радикализма. Для умеренных Она не становится.
Анна С.В. 9 июля 2020, 07:42
Да секта, квартиры продают , уходят в лес, запугивают людей. Шантажируют выдачей информации полученной на исповеди. Читала открытое письмо митрополита Кирилла , видимо тоже был под влиянием этого лжестарца, сейчас глаза открылись. Много доброго сделанного не видно, одни искалеченные судьбы.
Александр А 9 июля 2020, 06:23
Да уж, помоги нам Господи найти эту тонкую грань ПЛОДОТВОРНОГО взаимодействия между государством и церковью, а также более доверительных и разумных (вразумляемых Божьим разумом - Святым Духом) отношений между священноначалием и рядовыми чадами Церкви!!!
И.В. 9 июля 2020, 02:13
Всё свелось к обсуждению личности одного эпатажного человека. А дело то вовсе не в Сергии. Дело в том, ЧТО именно он озвучивал. А озвучивал он зачастую вполне серьёзные проблемы - тотальный цифровой контроль, странная пандемия, формирующийся на наших глазах новый мировой порядок. А то что именно такого человека сделали рупором, заставляет о многом задуматься. Не для того ли, чтобы дискредитировать, замылить и высмеять эти идеи? Помнится в 90-е, когда стал наростать "русский вопрос", наметилось зарождение русского национализма (в хорошем смысле), на политическую сцену срочно выпустили эпатажного Владимира Вольфовича, в качестве "главного русского националиста"...
Родион 9 июля 2020, 01:05
"Специалистам" по коронавирусу: мало ли вам священнослужителей и церковнослужителей, почивших от КОВИД или переболевших с остаточными повреждениями легких (как считается - необратимым пневмофиброзом)? Мало того, что в нек-х обителях заразилось до трети и до половины братства? Что вас удовлетворит - чтобы 50% духовенства перемерло, или и 30% хватить?
И. 9 июля 2020, 00:58
У нас всегда получается государство отдельно от им же выстроенной системы, чиновники различных уровней отдельно от государства и его системы; и все они отдельно от живых людей с их пережеванными судьбами. Странно, что при такой постановке вопроса еще осталось у людей самосознание, которое почему-то вдруг попало в приоритеты государства и, судя по всему, будет им отдано на откуп системе и чиновникам.
Юрий 8 июля 2020, 23:55
В статье понравилась мысль, что всё нужно делать с любовью. Даже обличать, поучать. С другой стороны, получается, что действительно есть пропасть, и любовь со стороны иерархов вызывает иногда сомнения. Умудри всех нас Господь
Елена 8 июля 2020, 22:53
Ситуация с отцом Сергием очень не однозначна. Легко назвать прелестью то, что неугодно власти церковной и светской.
Н для Нени 8 июля 2020, 22:37
Она (биография) правдива. Дворкин никогда не проигрывает судов сектантам, потому что никогда не пользуется информацией, которую не может подтвердить. митр.Кирилл Екатеринбургский в своем открытом письме к Романову написал, что тот скрыл при исповеди перед рукоположением факт судимости за убийство. В написанной его рукой автобиографии сказано, что в 1984-1997 гг он работал в (непонятная аббревиатура) электриком. Естественно, что архиереи, даже правящие))) не сильны в сокращенных названиях колоний и тюрем...
Катерина 8 июля 2020, 22:34
Емилиан, непремено зайдите на сайта фома.ру и прочтите там обращение епископа к подчиненному монаху, храмы именно в той епархии оказывается и не закрывались вовсе.
ИН Сергею и Марине 8 июля 2020, 21:48
А при чем тут отношение к коронавирусу? Сергий Романов собрал вокруг себя секту - тоталитарную по всем базовым признакам. Сам лично знаю человека, который не хотел там оставаться, но его оставили, запугав тем, что всю его семью ждут ужасные бедствия, если он ослушается "старца". Видео "отчиток" есть в свободном доступе - это просто кликушество какое-то. Богословски он совершенно безграмотен, его взвинченные выступления - пустой набор слов. К тому же, при рукоположении скрыл от архиерея свою судимость за убийства! - то есть, по канонам он в принципе не мог быть священником. А что касается исцеленных смертельно-больных, то о любой "целительнице" вы услышите от ее пиар-команды чудес не меньше.
Емилиан 8 июля 2020, 20:54
То что происходит в храмах- это хула на Бога! Во времена коммунистических гонений женщины шли с детьми под пулеметы, ради того, чтобы храмы не были закрыты, люди становились мучениками защищая храмы. А МЫ сдались всего лишь из-за каких-то РЕКОМЕНДАЦИЙ врачей и храмы закрыты и мы сидим да помалкиваем здесь, прикрывая свой комфорт приказами властей. Что делали христиане первых веков когда власть приказывала сделать противное вере? Они принимали мучения отказываясь поклоняться идолам, поэтому христианин подчиняется власти, потому что так велит нам Бог, но если власть приказывает идти против Бога, власть светская или даже церковная, то ради чего оказывать послушание?!
А. 8 июля 2020, 20:45
Прп.Паисий:благоговение–это хорошо, расположение к добру–это тоже хорошо, но необходимо еще духовное рассуждение и широта, чтобы спутницей благоговения не стало узколобие, чтобы голова не стала такой твердой и упрямой, хоть кол на ней теши. Вся основа в том, чтобы иметь духовное состояние, для того чтобы в человеке было духовное рассуждение. Иначе он стоит на "букве закона",а "буква закона убивает". Тот,у кого есть смирение, никогда не строит из себя учителя, он выслушивает, а, когда спросят его мнение, говорит смиренно. Он никогда не скажет «я», но «помысл говорит мне» и «отцы сказали». То есть он говорит, как ученик. Тот, кто считает, что он способен исправлять других, имеет много эгоизма.
Антоний 8 июля 2020, 19:47
Сергей, о каком мнении Вы говорите? О проклятии "посягающих на закрытие Храмов"? О подчинении правительства то ли "Хабаду", то ли Биллу Гейтсу, то ли напрямую дьяволу? О выстраивании концлагеря сатаны? О чипировании людей вакциной с несуществующим "жидким чипом", который позволит антихристу управлять президентом, правительством и руководством силовых структур, а 90% людей просто убьёт? Многие ли священники поддерживают именно это? Только Рафаил Берестов, пожалуй. За это быв. схиигумен и был извергнут. А против закрытия Храмов и/или с призывами идти на Службы - да, многие выступали: Отцы Андрей Ткачев, Димитрий Смирнов, протодиак. Владимир Василик, епископ Пахомий, митрополит Лонгин...
Антоний 8 июля 2020, 19:36
P.S. И в заключение: несомненно, вина епархии в случившемся со схиигуменом Сергием, есть. Сначала не было реакции на нараставшую агрессивность его проповедей, затем (недолго) звучали слова о любви к яростному схимнику и мягкие просьбы сбавить пыл, а затем последовало резкое извержение из сана и обвинение в сокрытии ранее совершенного убийства и получении священства обманом. Некрасиво это. Не было даже психиатрической экспертизы (возможно, бывший схиигумен просто нездоров, одержим и в большей или меньшей степени находится под контролем людей, которые пишут его речи, и следовало его лечить, а не извергать, ведь сделал он немало добра)...
Нени 8 июля 2020, 19:27
А я согласна с автором статьи уж не знаю кому сей старец помог в лечении только посмотрев его отчитки я пришла в ужас это каменный век какой то.Потом поинтересовалась его биографией и если она правдива у меня вопрос к священноначалию Кто допустит его вообще быть священником и главное зачем? Для себя я сделала такой вывод что до поры до времени сектантство возникшее в монастыре вроде как и всех устраивало ну надо же кому то заниматься больными людьми но вот сей муж возмужал возомнил себя провидцем и стал выдавать перлы.Нести откровенную чушь причем под боком у начальства .Я очень сомневаюсь что Патриарх был не в курсе.Значит это нужно было.Очень сомневаюсь что ждали его вразумления.
Антоний 8 июля 2020, 19:26
Послушав проповеди быв. схиигумена Сергия и познакомившись с его учением (противоречащая учению Церкви и самой себе смесь конспирологических домыслов: чипирование высшего руководства страны и силовых структур жидким чипом с помощью вакцины от "несуществующего вируса"; гибель 90% населения от той же вакцины, организация III мировой войны по приказу мирового правительства; исполнение властями государств приказов сатаны и демонов, передаваемыми через Интернет и т.д.), я пришел к выводу, что Сергий или нездоров психически, или одержим бесом (которого, возможно, изгнал из прихожанина будучи экзорцистом). Кроме того, он свои проповеди читает с листа, и возникает закономерный вопрос: кто их автор?
Михаил 8 июля 2020, 18:46
Я не нашёл в статье к сожалению никаких новых, сообразно к сложившейся ситуации мыслей. Может пора всё таки перестать замалчивать большую проблему в нашей церкви, которую выявил короновирус. Проблема это коротко формулируя, не в отношении к оСергию, а в отношениях между православными рядовыми и иерархами . Пропасть пролегает между прочим. Можно этого не замечать, но по моему игнорировать становиться преступным. И писать статьи о том, что я за всё хорошее против всего плохого поздно уже.Обстановка в стране и в мире не оставляет возможности благодушествовать. Православным надо сплачиваться, а наши иерархи всё больше напоминают фарисеев, а не любящих своих людей отцов, нежных и главное мудрых.
Марина 8 июля 2020, 16:42
"Святитель Лука, как и патриарх Сергий (Страгородский),и патриарх Алексий (Симанский) жили в то время, когда безбожная власть сделала пусть небольшие, но явные шаги навстречу Церкви, и, естественно, от Церкви требовалось ответное проявление лояльности. Противоречит ли это учению Церкви? Отнюдь" Я тоже так считаю. Поэтому когда слышу от православных недовольство некоторыми действиями Патриарха Кирилла во время пандемии коронавируса(и не только в этой ситуации), меня это удивляет. Патриарх несет огромную ответственность за стабильные отношения Церкви с властью, контролирующими органами и гражданами страны, которые не относят себя к православным. Этот баланс очень неустойчивый.
Марина 8 июля 2020, 13:45
Не надо столь поспешно судить пусть и официально, в прошлом, духовника монастыря, в котором не одна сотня несчастных людей нашла веру и нашего Господа. Хорошо сказал режиссер Воробьевский "слова опровергнуть можно, а кто опровергнет дела ?" Простите отец Дмитрий за вопрос - среди ваших чад много исцеленных от онкологии 3-4 степени или обеспеченных уходом со стороны Ваших прихожан бездвижных инвалидов. Не будем спешить в выводами и клеймить оступившихся. Последнее слово останется за Господом. Как бы не посрамиться.
Владимир 8 июля 2020, 13:17
Благодарю автора. На мой взгляд, статья весьма актуальна. Например, приведённые слова митрополита Антония Сурожского во многом помогли мне понять неоднозначную позицию отца Андрея Кураева, неустанно ставящего под вопрос то, что неминуемо должно быть исправлено.
евгений 8 июля 2020, 13:17
Конечно,схиигумен Сергий сознательно заострил проблему,чтобы придать ей резонанс,тем более,что его мнение отчасти разделял и народ и священство. Стоило ли священноначалию так жестко реагировать,доводя ситуацию до патового состояния. Чувствуется в такой реакции Церкви давление государства.Если это и есть т.н. синергия,нужна ли она нашей Церкви в таком виде? И что в итоге? Противостояние,кот.придется подавлять еще более жестко.Спираль насилия.Неужели это наша Церковь.Помилуй,Господи+++++++++++
Денис 8 июля 2020, 13:16
Сергей, как среди обновленцев есть умеренные (эволюционисты) и радикальные (революционеры), так и среди ревнителей есть умеренные (консерваторы) и радикальные (фундаменталисты). Вот для радикалов, как слева, так и справа Церковь становится чужой из-за компромиссной позиции священноначалия. Хотя есть разумная альтернатива компромиссной позиции?
Екатерина 8 июля 2020, 12:45
Настоящее православие подменяется сектантским православием. Мы теряем своих людей. Головин, схиигумен Сергий и тд. Множество ложных авторитетов на Ютубе крадут души христиан. Надо влиять на это. Патриархии хорошо было бы опубликовать список всех псевдоправославных учений, ведущих каналов, страниц в соцсетях, ложных старцев. И этот список с амвона на каждом приходе подробно озвучить. Мало того, распечатать и дать такие списки с собой на дом. Также это касается книг и периодики. Это очень насущный вопрос! Народ не разбирается, не понимает что авторитет в церковных вопросах имеют только соборные решения и взгляды Церкви, а не отдельные личности!
Катерина 8 июля 2020, 12:22
азбука "На Халкидонском Cоборе было указано на необходимость послушания монахов епископам и церковным предписаниям (4 правило): «Монашествующие же, в каждом граде и стране, да будут в подчинении у епископа, да соблюдают безмолвие, да прилежат токмо посту и молитве,безотлучно пребывая в тех местах, в которых отреклись от мира, да не вмешиваются ни в церковные, ни в житейские дела, и да не приемлют в них участия, оставляя свои монастыри: разве токмо когда будет сие позволено епископом града, по необходимой надобности». Данное правило усиливается 8-м и 18-м правилами IV Вселенского Собора вместе с 34-м правилом VI Вселенского (Трулльского) Собора, категорически запрещающими монахам ..." и т.д.
Сергей 8 июля 2020, 06:04
О.Димитрий, вы в самом начале статьи поставили диагноз схиигумену Сергию -"прелесть". Да ещё и прикрыли своё личное суждение якобы мнением святых отцов. Между тем, вы прекрасно знаете (для этого все подобные статьи пишутся и публикуются), что в нашей церкви очень много людей разделяют мнение о.Сергия о истории с короновирусом, закрытием храмов и т.д. В большей или меньшей степени, в том числе и многие священники разделяют такое мнение! Вместо того, чтобы сгладить и примирить как-то всю эту ситуацию, священноначалие пошло на прямую конфронтацию. И вот это печальней всего! К большому сожалению, в данной ситуации нет ни любви, ни понимания, ни минимального снизхождения друг к другу.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×