Предлагаем вниманию читателей главу из новой книги игумена Нектария (Морозова) «Долг любви. Как быть христианином всегда» (М.: Вольный Странник, 2019), в которой освещаются основные вопросы духовной жизни современного православного христианина.
Очень часто бывает так, что, когда собираются вместе верующие люди, их разговор так или иначе переходит на обсуждение того, что в Церкви не так. Причем сначала речь заходит о недостатках церковной жизни, ее несовершенствах в целом, потом это плавно переходит в беседу о недостатках и несовершенствах знакомых церковных людей, а затем – в обсуждение несовершенств тех людей, которые лично говорящим не знакомы, но о которых они что-то слышали и читали. И, конечно же, возникает вопрос: почему именно недостатки, изъяны церковной жизни становятся такой излюбленной и постоянной темой общения православных христиан?
Прежде всего, нужно признать как факт, что в нашей современной церковной жизни недостатков действительно много. Однако не было такого исторического периода, когда бы их не было. Даже если мы откроем Деяния Апостолов, где показано самое лучшее, самое чистое, самое святое время в истории Церкви – время первых христиан, то найдем там и пример Анании и Сапфиры, которые обманным путем утаили часть своего имущества (см.: Деян. 5: 1–11), и пример Симона Волхва, пытавшегося купить апостольские дары за мзду (см.: Деян. 8: 14–25). Наверняка были и иные примеры, и это говорит о том, что даже в древней Церкви, святость членов которой была явной, очевидной чертой, находились подчас люди совсем не совершенные. А если взять, допустим, такую книгу, как «Крестный путь Иоанна Златоуста», можно узнать много такого, о чем современный христианин зачастую даже не подозревает. Например, о гонениях внутри самой Церкви: если мы откроем месяцеслов, то увидим в нем имена мучеников и даже священномучеников, пострадавших не от неверующих мучителей, а от собратьев-христиан – за свою верность Златоусту и любовь к нему. Всё это было, поэтому удивляться каким-то недостаткам и человеческим порокам в Церкви не стоит. Как и во все времена, есть в наше время и христиане, достигающие совершенства, и борющиеся с грехом, и подвластные греху люди. А есть и не только подвластные греху, но и возлюбившие грех и живущие греховной жизнью во всей ее полноте. Таких людей в церковной жизни бывает очень легко заметить, и наше внимание привлекается к ним, – а вот людей, борющихся и побеждающих свои грехи, бывает заметно гораздо меньше, и потому намного реже обращается на них наш взор.
Таким образом, первая причина того, почему мы так часто говорим о недостатках церковной жизни, очевидна: этих недостатков действительно довольно много. Вторая же причина очень тесно с первой сопряжена: мы сами имеем огромное количество недостатков, и нас тянет поговорить о том, в чем мы чувствуем себя как рыба в воде. Говорить о добродетелях нам сложно, поскольку у нас с ними плохи дела; поддержать беседу, требующую глубокого и основательного знания богословских дисциплин, мы тоже не можем, а вот о недостатках – пожалуйста. При этом мы порой можем и преувеличивать, и видеть то, чего на самом деле нет: говоря о недостатках чужих, мы все хотим ощущать, что сами на этом фоне не так уж и плохи. Более того, у нас, как правило, есть оправдание для наших собственных недостатков, грехов, а чужие поступки мы судим по всей строгости. И в этом – еще одно основание того, почему разговор, который должен огорчать наше сердце, бывает нам приятен.
Мне в жизни нередко приходилось встречать людей, которые на борьбу с тем, что в Церкви, с их точки зрения, не так, полагали буквально все свои силы, всё свое время. Как правило, это принимало форму борьбы с чем-то глобальным: с масонами, с мировым правительством, с новыми паспортами и прочее. И могу сказать, что все эти люди, помимо своих устремлений, имели одну общую черту: у них творилось не пойми что в их собственной жизни. Никто из них, мягко говоря, не являл собой образ христианского подвижника, и очевидно, что им на самом деле было бы гораздо лучше направить эти усилия на борьбу с собственными грехами. Но чаще всего бывает именно так: человек живет, допустим, в гражданском браке и даже гражданской супруге умудряется изменять, не задерживается долго ни на одной работе, но при этом борется с наступлением враждебных внешних сил на Православие и со всё более усиливающейся апостасией всех и вся.
У старца Паисия Святогорца есть замечательная мысль: каждый человек, который видит в церковной жизни недостатки, должен озаботиться тем, чтобы исправить хотя бы крошечную частицу церковного тела – самого себя. Ведь каждый из нас – это клеточка в теле Церкви, и клеточки эти точно так же связаны между собой, как и клетки человеческого организма, поэтому если человек исправляет себя, то он, безусловно, приносит огромную пользу всем тем, кто его окружает.
Начни исправлять недостатки в Церкви с себя – ведь ты часть церковного тела
Что касается борьбы с церковными недостатками на каком-то ином уровне, есть важное правило: обличать и исправлять недостатки церковной жизни может тот человек, которому предписано это его церковным послушанием и ответственностью за конкретную деятельность. Скажем, настоятель храма может и должен бороться с недостатками приходской жизни храма, ему вверенного; епископ – с проблемами церковной жизни на территории управляемой им епархии.
В том, что касается обсуждения и осуждения недостатков знакомых нам церковных людей, важно понять один момент. Есть такая расхожая фраза: верить можно только тому, что ты видел своими глазами и слышал своими ушами; но дело в том, что и уши, и глаза тоже очень несовершенные инструменты познания, и когда мы видим что-либо, мы порою видим только какую-то часть. В психологии многократно в разных вариациях совершался эксперимент: на глазах у нескольких людей происходило одно и то же событие, потом их разводили по разным комнатам и просили рассказать о нем – и все рассказывали очень по-разному. Человек усваивает из увиденного только некую часть – то, что соответствует его восприятию. Поэтому, когда говорится что-то компрометирующее о людях в Церкви – будь то священники, будь то архиереи, будь то миряне, – не стоит сразу же безоговорочно принимать услышанное на веру, поскольку мы чаще всего достоверно не знаем, так это или не так. Бывает даже, что кто-то, кому мы доверяем, рассказывает, что лично был свидетелем того или иного неблаговидного поступка знакомого нам человека, – а оказывается в конце концов, что он просто обознался и это был другой человек, внешне похожий. А мы уже выразили свое возмущение какой-нибудь разговорчивой Марье Сергеевне и к тому же написали что-то по этому поводу в соцсетях. Мы для себя всё прояснили, но цепочка уже запущена, и вернуть доброе имя оклеветанному с нашим участием человеку бывает сложно.
Безусловно, есть вещи, которые доказываются вполне объективным образом, и мы узнаём о чем-то по-настоящему дурном, по-настоящему скорбном в церковной жизни и убеждаемся, что это действительно так. И опять-таки возникает вопрос: как к этому относиться? Думаю, что давать этому в своей жизни слишком много места было бы огромной ошибкой. По одной простой причине: ну вот есть чей-то недостаток, есть чей-то грех – что конкретно меняет это в жизни нашей? Это отменяет для нас необходимость жить по Евангелию? Или необходимость участия в Таинствах церковных? Или смягчает требования к нам нашей совести? Нет, не смягчает и ни в коем случае смягчать не должно. А раз от этого ничего не меняется в нашей жизни, зачем придавать этому большее значение, нежели оно для нас имеет?.. Почему это есть в жизни чужой, как это вошло в жизнь чужую, мы не знаем. Не знаем, в какой момент человек надломился, надорвался, каким образом враг его уловил. Преподобный авва Дорофей говорит, что, когда ты видишь падение брата, вспомни, что ты не видел его подвига перед этим, не знаешь, каким образом он подвизался, сколько времени он страдал и с какою силою он боролся. Может быть, он пал в такой борьбе, что Господь не будет его за это судить слишком строго. Как же ты, всего этого не зная, собираешься изречь суд об этом человеке?
Авва Дорофей: «Когда видишь падение брата, вспомни, что ты не видел его подвига перед этим»
Когда люди увлекаются обсуждением чужих пороков и преступлений, их этот процесс постепенно захватывает. И тогда вступает в действие закон духовной жизни, согласно которому человек, который кого-то за что-либо осудил, обязательно начнет грешить теми же самыми грехами. Запускается какая-то страшная цепная реакция. Я помню, как прочитал однажды в письмах преподобного Макария Оптинского о его наблюдении: приходит молодой человек в монастырь, видит недостатки, которых в монастыре полно, начинает осуждать тех, кто этими недостатками обладает, – и спустя совсем короткое время становится одним из них. Однако если человек, напротив, все увиденные недостатки принимает как данность, не считает их чем-то страшным, чем-то недостойным, то он тоже эти недостатки приобретает, поскольку, так к ним относясь, не стремится не допустить их в себе. А верный, или, как говорят, царский, путь опять-таки лежит посередине: с одной стороны – не осуждать, а с другой – понимать, что это действительно зло и в нашей собственной жизни такого быть не должно.
Не осуждай и помни, что это зло и в твоей собственной жизни такого быть не должно
Многое из того, что пишется и говорится сегодня о нестроениях современной церковной жизни, представляет собой полуправду. А она зачастую хуже, чем явная ложь, потому что есть в ней какие-то моменты, которым веришь, но в целом всё совсем не так, а ты уже этим знанием заражен. И, безусловно, чем дальше, тем больше всего этого будет происходить.
Нам нужно быть готовыми к тому, что обсуждения церковных недостатков вокруг нас всегда будут. И относиться к этому здраво, помня, что о недостатках знать надо по преимуществу с одной целью: чтобы избежать того вреда, который можем потерпеть от них лично мы.
Где проходит грань между сплетнями и попытками разобраться в человеческих отношениях. Может, всё-таки стоит говорить людям об их недостатках и объяснить, как надо, как не надо себя вести.
И всплыли некоторые не очень приятные воспоминания, которые уже давно забылись. Простите еще раз мою
излишнюю эмоциональность.
А про Вас я только предположила, что Вы давно в храме. Если это Вас обидело, простите, не было у меня никакого злого умысла. Но все-таки, постарайтесь быть подобрее к людям. Еще раз простите.
И в отношении меня прекратите инсинуации, не выдумывайте того, о чем совсем не знаете.
Кириллу: а я очень высоко ценю "Закон Божий" о. Даниила Сысоева, мне он даже больше труда о. Серафима Слободского понравился. Но если церковное руководство решит, что полезнее для неофитов Ваш вариант, тоже хорошо. В конце концов надо с чего-то начинать.
- разместить на церковной доске объявлений адреса сайтов крупным шрифтом: azbyka.ru, ekzeget.ru
- давать книги напрокат под залог с небольшой выручкой
- выделить несколько самых основных книжек (например, подготовка к исповеди) и положить на скамеечку, на стойку, где получится. Это обычно небольшие и недорогие брошюрки.
Список приоритетных книг нужен. В частности, чтобы новоначальный не сломался сходу о монашеское делание.
Мораль сей басни такова: когда идёте в церковь, идите на встречу с Богом. Он ждёт Вас, ЛИЧНО Вас. Тогда никакие "бабки" и "с верху" не помешают самому главному делу.
Что касается обличения проблем церковной службы\устройства, то оно не только полезно (при условии,свободной дискуссии и указания путей улучшения ситуации) но и необходимо для церкви.
К вам в церковь пришел человек, которого может быть привёл сам Бог. Естественно, что этот человек о православии ничего не знает, ну кто ему расскажет об этом кроме СМИ.
Что теперь делать? у вы можете поставить этого человека на место, отругать, сделать порицание. К чему это приведёт?
Моя мама пошла как то первый раз в церковь, к Богу, решилась. Купила она свечку и хотела поставить перед иконой, а опыта нет и свечка как то не хотела становиться, тут на неё налетает бабка прислужница и костерит почём зря. Больше как не уговаривал мама в церковь не ходила. Подумайте что скажет бабке Господь на том свете?
Покройте приходящего к вам материнской любовью, научите и Господь спасёт за это вас.
-"какая икона Богородицы подходит мне по зраку зодиака? Моей знакомой подобрали хорошую...";
-"какую икону мне купить, чтобы у меня благополучно прошли роды, малыш вырос здоровым, красивым и умным, и чобы у него и у нашей семьи все было хорошо во всех отношениях в дальнейшем?",
-"молиться?!, да, вы что! Я еще к этому не пришла. Мне бы икону, которую в кошелек кладут",
-"дайте нам иконы в колясау и в кроватку младенцу", и т.д.
Православие почему-то представляют не как образ жизни, а как набор мистических ритуалов и практик. И это носит довольно распространенный характер.Я думаю, для решения потребуется помощь иерархов и СМИ, а автор?
Есть еще один аспект, который, на мой взгляд, может быть решен только при участии, как минимум, СМИ. Речь о вьевшемся в умы мистицизме. "Поставил свечку- получил чудо, не получил - плоха свечка/церковь".
С любовью. С терпением. Без осуждения. Всегда помня о том, что вы тоже делали первые шаги.
И тогда люди уйдут с миром в душе, а потом обязательно вернутся, если будут в храме видеть
добро и любовь.
Если верующие в храме воспринимаются кем то как "сидящие на лавочке в соседнем дворе", а не участвующие в церковной службе люди, т.е. простые наблюдатели, это тоже является церковной проблемой, которую надо не только обсуждать, но и решать. Потому что все это очень напоминает рассуждения фарисеев, считавших, что простому народу трудно разобраться в "недостатках строительства сложных инженерных сооружений". Поэтому народ должен помалкивать.
Разговоры в церковной лавке в Великий пост:
1.
- Я заказывала в декабре сорокоуст о здравии брата, а он умер.Верните деньги.
- Почему?
- Ну, он же умер, значит вы плохо молились. Верните деньги!!!
2.
- О здравии можете еще заказать сорокоуст...
- Сорокоуст!? Ну, уж нет, я умирать еще не собираюсь!!!
3.
-Слушате, с этим надо что-то делать!! Я только поставил свечи, а уборщица их тут же убрала!
- Сейчас время уборки в Храме..
- Я их только -только поставил!!! Да!! Не за это я воевал!!!
Подскажите, как быть? Сил уже нет смотреть на подобные эмоциональные выступления. Спасибо!
1. Человек, который любит Бога - является святым по факту.
2. Человек, который думает, что он любит Бога - находится в прелести. Святые о себе не думали, как они любят Бога, а совсем даже наоборот.
Вот такие парадоксы христианства.
3. Обсуждение недостатков церковного строительства сродни обсуждению недостатков строительства сложных инженерных сооружений. Если начнут строить мост или даже просто менять трубы в теплотрассе, обычно в соседних дворах на лавочках появляются любители обсудить, как рабочие с прорабом "не так сидят, не так свистят и вообще, а вот я бы...". И мне кажется, что любители обсудить прораба и любители обсудить патриарха - одни и те же люди.
Служба в будний день в одном из храмов в центре Воронежа. Причастников не так много в сравнении с выходным днем. На столе перед женщиной, выдающей кусочки просфор, стоят с дюжину маленьких чашек с запивкой. Все причастившиеся подходят, отходят в сторону и спокойно, без спешки запивают и так же без спешки ставят чашки обратно на стол.
Евгений, думаю, автор имел ввиду противостоять, прежде всего, своему внутреннему разрушению. Хотя не могу понять, какое разрушение церковной жизни, замалчиваемое "сверху", вы имели ввиду.
Когда работа над собой идет, нет дела и времени до того, что вовне, а если и станешь свидетелем или окажешься в какой-то ситуации, в тебе же идет работа, сосредоточение внутри себя, с собой бы разобраться.
Если человек контролирует себя, а не отпускает вожжи, не будет ни осуждения, ни сплетен, ни разговоров. Есть люди, у которых можно этому поучиться,но это большая работа.
Легче конечно катиться шариком вниз, чем карабкаться осликом вверх.
Вот, на мой взгляд, главная причина нашего обсуждения недостатков церковной жизни.
А нам в очередной раз говорят - это Вы сами плохие.