На наши вопросы о том, как нам, православным христианам, пережить тяжелую, стрессовую ситуацию — пандемию коронавируса, как реагировать на жесткие карантинные меры, если таковые будут приняты, отвечает Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин.
— Владыка, многие люди сейчас в страхе: боятся за себя, за своих близких, детей… Как выйти из этого состояния, как сохранить приемлемый внутренний климат, как в этой стрессовой ситуации — просто продолжать жить?
— Да, многие люди сейчас испытывают страх, потому что в такой ситуации мы оказались впервые. Меры предпринимаются беспрецедентные,— по крайней мере, наше поколение ничего подобного не видело. Насколько эти меры оправданны, насколько они адекватны — об этом можно будет судить, наверное, только тогда, когда все это останется позади. Однако кроме тех, кто находится в панике и унынии, есть еще и те, кто, напротив, проявляет беспечность и безответственность. И неизвестно, что хуже — беспечность или паника, заразная как сам вирус; паника ни к чему хорошему не приводит, она только обостряет хронические болезни человека.
Полагаю, мы должны сохранять трезвомыслие, выполнять все предписания врачей и все решения власти. Людям пожилого возраста, людям с проблемами со здоровьем, со сниженным иммунитетом необходимо оставаться дома. Это вещи бесспорные, это не предмет дискуссий. А средство от страха и паники для нас, христиан,— это молитва и Евангелие, слова Христа: Не бойся, только веруй (Лк. 8,50) и Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28, 20). «Сами себя, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим» — не зря же мы слышим это за каждой Божественной Литургией. Нужно учиться доверять Богу; Он не посылает испытаний, которые свыше наших сил.
Мы много говорим, пишем и читаем о молитве, и мы несколько затерли, наверное, это понятие. А сейчас нам всем нужно по-настоящему, крепко молиться — не только о себе, не только о своих близких, но и обо всем страждущем человечестве. Самый верный, самый надежный способ изменить ситуацию к лучшему — это настоящая молитва. В наших храмах мы молимся соборно, возносим за богослужением утвержденное Святейшим Патриархом прошение об избавлении «от губительного поветрия». Те же, кто не может сейчас ходить в храм, кто должен поберечь себя от лишних контактов или находится на карантине, могут молиться дома. Вопрос «Что делать на карантине?» перед верующим человеком вообще не должен стоять — молиться! Молиться крепко, с верой, обращаться к Богу, уповая на Его помощь.
— Как отличить доверие к Богу от той самой беспечности, неосторожности, неразумия? Например, человек, находящийся в группе риска, ходит в храм и прибегает к Таинствам, потому что это для него — необходимость, потому что он испытывает в этом духовную потребность. Кто-то скажет: вот настоящий христианин, его вера выше страха. А кто-то скажет иначе: «Этот человек неразумен, более того — преступно неосторожен». Где правда?
— Готового ответа на этот вопрос вам никто не даст. Это личный выбор каждого человека. Для многих верующих людей пребывание в храме, участие в богослужениях, причащение Святых Христовых Таин — огромная и неистребимая потребность души. Мы призываем к разумной осторожности, объясняем, что людям из группы риска лучше оставаться дома, но решение остается за самим человеком.
— Сегодня даже из уст некоторых священников раздаются упреки в адрес тех людей, которые воздерживаются от посещения храма: как же вам, дескать, не стыдно, какие вы после этого христиане…
— Этого быть не должно. Это неправильно, тот, кто так говорит, совершает грех. Создание нездорового ажиотажа — «Вы должны, несмотря ни на что!..» — просто преступно.
— Что может помочь человеку, который лишен возможности посещать храм из-за карантина? А если наша Церковь будет все же вынуждена ограничить богослужения —как раз на вершине церковного года, когда дело к Пасхе? Как верующему человеку такое лишение принять?
— Давайте не будем, как говорится, умирать раньше смерти. Бог милостив и знает, насколько это нам с вами дорого. Ну а если придется нам все же ограничить общественное богослужение, литургическая жизнь не прекратится. Ведь в тех странах, где строгий карантин, где людям сейчас запрещено собираться — богослужение все равно совершается, и Евхаристия совершается, хотя и при закрытых дверях, и возможность причаститься у людей есть. Безвыходных ситуаций не бывает, а Евхаристия совершалась даже в самые страшные безбожные годы — куда более страшные, поверьте, чем нынешние наши эпидемиологические проблемы. И люди причащались.И я не думаю, что в наше время люди будут этого лишены.
К тому же, есть еще интернет и телевидение, есть возможность организовать трансляцию богослужений. Конечно, это не то, что пребывание в храме. Но ведь и сейчас немало людей, которые всю жизнь ходили в церковь, а теперь потеряли эту возможность из-за возраста и болезней, и они смотрят богослужение по телевизору. Это та форма литургической жизни, которая им доступна, и для них это очень большое утешение.
— Что бы Вы посоветовали человеку, который вполне здоров и молод, то есть в группу риска не входит, но в его семье есть пожилые люди или, может быть, дети,— и близкие просят этого человека воздержаться на какое-то время от посещения храма?
— Пока у нас в Саратове серьезных ограничений нет: работают магазины, рынки, ходит транспорт. И я считаю, что храмы, в которых, кстати, принимаются усиленные санитарные меры, — на последнем месте по риску заражения. Ну, а если положение станет критическим, требующим самоизоляции,— тогда, может быть, следует послушаться близких и постараться их успокоить, отказавшись от присутствия на богослужениях. Это нужно решать по обстоятельствам.
— В таких лишениях мы должны поддерживать друг друга, ощущать единство христиан. Что нам может в этом помочь — интернет, может быть, социальные сети?
— Социальные сети помогут, если мы будем в них именно поддерживать друг друга, а не пугать, распространяя непроверенную информацию и нагнетая панику. Если соцсети будут служить объединению и взаимоподдержке, это будет очень хорошо.
— Что мы должны видеть в этом бедствии — кару Божию? Попущение, научение Божие? Призваны ли мы стать иными через эту нашу сегодняшнюю скорбь?
— Люди издавна воспринимали всевозможные бедствия, будь то нашествие иноплеменных, кровавая междоусобица или моровое поветрие, как Божие вразумление. Память об этом хранят русские летописи, и там всегда можно прочитать: «по грехам нашим»… И это правда на все времена. Все беды, которые с нами происходят, происходят по нашим грехам. Это надо знать, понимать — не только в такие вот тяжелые времена, но и на протяжении всей нашей жизни. И даже не так говорить — «по нашим грехам», а — «по моим грехам»: Достойное по делам моим приемлю (ср.: Лк. 23,41).
Каждому из нас заповедано изменять себя к лучшему, бороться со своими грехами. И когда-то это происходит через боль, через скорбь.
— Мы помним слова апостола Павла, которые, казалось бы, должны утешить нас в любой ситуации: Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?(…) Все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас (Рим. 8, 35). Но не всегда это почему-то получается у нас: реально почувствовать Божию любовь, согреться ею, преодолеть все Его силою…
— Здесь все зависит от того, насколько крепка наша вера, и от того, какая она у нас — головная или сердечная. Если человек верит сердцем — это ощущение у него есть. Если вера только в голове — тогда ему труднее, но достичь этого чувства возможно. Как писал преподобный Макарий Великий, «содействует злое благому намерением неблагим»: тяжелая ситуация заставляет нас делать духовные усилия, разбираться в себе, трудиться над собой, искать причины слабости нашей веры: Любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу (Рим. 8, 28).