От решимости к святости: о роли решимости в следовании за Христом

«Они пошли за Ним». Художник: Иоганн Рафаэль Веле «Они пошли за Ним». Художник: Иоганн Рафаэль Веле

Однажды преподобного Серафима Саровского спросили: почему мы не имеем той строгой жизни, какую имели древние подвижники? На что старец ответил: потому что не имеем решимости. А ведь помощь Божия в деле спасения и сегодня та же, что была и в древние времена. Этот ответ святого подвижника подтверждает тот факт, что причина и проблема нашей духовной бедности, наших несчастий и нашего несовершенства – только в нас самих. Именно решимость жить для Бога во что бы то ни стало сделала из грешников святых, из таких же, как мы, людей – духоносцев, имена которых вписаны не только в небесную книгу жизни, но и в земной церковный календарь, т.е. святость их стала явной.

Решимость в деле спасения – это не просто человеческое волеизъявление, но внутренняя готовность без остатка отдать себя Богу. Именно она побуждала подвижников отвергнуть душевную теплохладность, вступить в борьбу со страстями и восстать против закона ветхого человека. Решимость – как меч, отсекающий привязанности ко греху, страх, колебания и самооправдание.

Решимость – как меч, отсекающий привязанности ко греху, страх, колебания и самооправдание

Очищенное сердце открывалось действию благодати, и душа начинала различать голос Божий. Именно здесь приоткрывается связь между решимостью и познанием воли Божией. Сознательное и разумное подвижничество влечет к духовной чуткости: человек учится отличать не только добро от зла, но и познаёт, что есть «благая, угодная и совершенная» воля Божия (Рим. 12, 2). В этой воле человек находит смысл своего бытия. Святые, став «домом Божиим», жили уже не своей волей, но волей Божией, соединяясь с Ним не только в молитве, но и в каждом движении сердца. Их решимость вести духовную брань приводила к познанию Бога не умом только, но всей полнотой жизни – и в этом состояло их настоящее богоподобие.

Между тем для нас воля Божия сложна и непонятна. Мы запутались, мы усложнили себе жизнь своими измышлениями. Прямой и простой путь на небо мы заменили извилистой тропой по топям и болотам человеческих мудрований, по непроходимым чащам и туманным стремнинам рассудочных рассуждений. А у Бога всё просто. «Иго Мое благо и бремя Мое легко» (Мф. 11, 30), – говорит Господь.

  • Хочешь прощения от Бога – прости ближнего.
  • Хочешь отпущения бесчисленных своих грехов – отпусти малые прегрешения ближнего.
  • Хочешь, чтобы Бог покрыл твои немощи, – покрой немощи ближнего.
  • Хочешь, чтобы Бог не обличил тебя на Суде, – не обличай другого и не устраивай над ним суд раньше Суда Божьего.
  • Хочешь, чтобы Бог не предал тебя всеобщему позору, – не выноси на всеобщее обозрение недостатки ближнего, не занимайся распространением слухов и клеветы на ближнего, и сам не будешь постыжен на суде.

Всё просто. Но мы всё усложняем. Не можем терпеть немощи ближнего, даже родного человека. Не желаем отказаться от своих привычек, но хотим, чтобы ближние меняли себя под нас. Не любим советов и подсказок, зато сами раздаем советы направо и налево и обижаемся, когда нам указывают на неуместность и несвоевременность наших непрошеных советов. Заповеди Божии просты, но если смотреть на них сквозь призму наших страстей, они кажутся сложными и неподъемными. Когда человек в очках, искривляющих окружающие объекты, смотрит на мир, то мир кажется ему кривым. Тогда как мир строен и прекрасен, а проблема – в искажающей оптике, которая не дает человеку увидеть эту красоту.

И если 200 лет назад решимость крайне умалилась среди христиан, то что сказать о нашем времени? Сейчас место решимости заняло самооправдание и самоизвинение. Вместо того, чтобы решиться на что-то богоугодное и поступиться страстью, мы, напротив, извиняем свои пороки, мы оправдываем себя, обвиняя обстоятельства, плохое воспитание, слабое здоровье, дурные сообщества, лукавое время, бесов, правительство, духовенство и даже... Бога. Вслед за Адамом мы повторяем: «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне запрещенный плод, и я ел» (Быт. 3, 12). А ведь всего лишь одно признание своей вины, справедливости своего наказания сделало разбойника достойным Царствия Небесного. Греховная зараза живет в нас, прогрессирует, отравляет всё наше добро, извращает все наши благие начинания, лишает нас духовных сил, способности к богоугодной жертвенности и самоотречению, решимости самоотверженно жить для Бога и ближнего.

Однажды к преподобному Паисию Святогорцу пришел мужчина и просил старца о своей тяжелобольной жене. Старец спросил его, может ли он пожертвовать ради её исцеления своей страстью. «Если ты бросишь курить, – сказал он ему, – то твоя жена выздоровеет». Он с радостью согласился. И действительно, лишь только он бросил курить, как его жена выздоровела. Однако спустя какое-то время он, расстроенный, вновь пришел к старцу и сообщил, что его жена снова заболела, так как он опять начал курить.

Таково наше самоотречение, такова наша решимость. Даже ради самых близких и любимых мы не можем ограничить себя и пожертвовать собой. А ведь Бог, как говорит апостол, возлюбил нас, когда мы были еще грешниками. Не святыми Он возлюбил нас до того, что умер за нас, а грешными, язычниками, блудниками и клятвопреступниками, богохульниками и ворами. Еще когда человек был отягощен всякого рода злом и пороком, Господь смог увидеть в нем Свое богоподобие. Под слоем греховной грязи Он сумел разглядеть в нас сияющую душу, сумел разглядеть потенциал, сумел поверить в нас и отдал за нас Своего безгрешного Сына. А мы не можем принять или простить даже самых близких, таких же, как мы, грешников, таких же, как мы, осужденных. Хорошо сказал преподобный Силуан Афонский: «Нет бо́льшего чуда, чем любить грешника в его падении». Однако для этого чуда требуется известная степень решимости и самоотвержения.

  • Решимость проявил блудный сын, когда решился оставить порочный образ жизни и вернуться к отцу.
  • Решимость признать себя достойным наказания показал Благоразумный разбойник на кресте.
  • Решимости остаться верным Богу до смерти был исполнен первомученик Стефан, когда принял смерть за Христа от иудеев.
  • Решительно оставили всё апостолы Петр, Иаков и Иоанн, Матфей мытарь и прочие апостолы, когда последовали за Спасителем.
  • Услышав о необходимости отречься от всего ради спасения, Антоний Великий решительно раздал всё свое имение и вступил на монашескую стезю.
  • Решительность в борьбе с грехом проявил преподобный Мартиниан, когда предпочел добровольно сгореть в огне, чем согрешить.
  • Преподобный Иоанникий Великий решился лучше отдать себя змею, нежели быть побежденным плотским искушением.
  • Святые мученицы Варвара и Фомаида решились лучше принять смерть от родственников (первая – от отца, вторая – от свёкра), чем исполнить их нечестивое желание.
  • Матери мучеников Мелитона (Севастийского) и отрока Варула проявили беспримерную решимость, собственноручно отнеся своих юных сыновей на казнь.
  • Император Николай II, Императрица и их дети решительно отказались выезжать за границу и сознательно остались, чтобы разделить участь своего народа.

История Церкви переполнена поразительными примерами решимости, которая помогает человеку не ослабеть на пути и сделать правильный выбор, решимости, которая помогает правильно расставить жизненные приоритеты и не променять большее на меньшее или вечное на временное. Отсутствие решимости делает наши начинания хрупкими, подверженными влиянию обстоятельств и человеческих слабостей. В итоге человек может отказаться от своих духовных целей, поддавшись сомнениям, усталости или чужому мнению.

Однако не меньшую решимость имел и Савл, когда гнал и убивал христиан до своего обращения. Решимости был исполнен Иуда, когда решился предать Спасителя. Решительно утаили часть проданного имения Анания и Сапфира, в попытке солгать Святому Духу (ср. Деян. 5 гл.).

И тут нужно понять, что решимость присуща не только православной аскетике и духовной жизни, но проявляется также и в мирской деятельности, будучи характерной чертой и светского образа мышления. Человек может действовать решительно, однако мотив его поступков играет решающую роль. Решительно направленные усилия, если они исходят из истинного стремления к добру, способствуют духовному росту и благу общества. Но если за ними стоят эгоистичные или злонамеренные мотивы, решимость может привести к совершению греховных поступков. Ведь решимость, как и любая добродетель, не является самоцелью; она требует правильного устремления, очищенного от заблуждений. Неслучайно говорят, что честным можно быть не только в своих суждениях, но и в своих заблуждениях. Решительно боролись с иконопочитанием Императоры Лев Исавр и Константин Копроним. Решительно были настроены Ленин, Маркс, Вольтер, Ницше, гонители христиан Нерон, Троян, Диоклетиан и др. – все они решительно боролись с Богом и Его Церковью и были вполне уверены в своей правоте.

Ошибки порой происходят даже от самых искренних намерений. Человек, уверенный в своей правоте, может неосознанно сбиться с истинного пути, если его взгляды основаны на ошибочных представлениях или искаженных мотивах. Как говорит святитель Игнатий Брянчанинов: «Начало прелести – ложная мысль». В этом смысле решимость становится обоюдоострым мечом: с одной стороны, она дает силу двигаться вперед, преодолевать страсти, бороться с порочными привычками и формировать положительные навыки. Каждый верующий знает, сколько решимости нужно, чтобы в воскресенье оставить свою теплую постель и прийти и храм Божий. Сколько решимости нужно, чтобы на Исповеди признать виновным себя, а не другого. Сколько решимости нужно, чтобы сказать «прости», когда виноват, а тем более – когда не виноват. Или когда нужно поступить правильно, по совести, вопреки мнению большинства. А с другой стороны, она же может увести в бездну, если за ней стоят ошибки и заблуждения. Именно поэтому Церковь призывает не только к твердости духа, но и к постоянному самопознанию, к чистоте веры и неискаженности учения.

К сожалению, очень часто решимость верующих уступает решимости людей мирских. Как говорит Господь, «сыны века сего мудрее сынов света в своем роде» (Лк. 16, 8). Какой-нибудь бодибилдер, десятилетиями с упорством качающий свое тело, показывает гораздо больше решимости в достижении своих целей, нежели мы – в деле молитвы и самоотречения.

Таким образом, решимость – это не просто решительность в действиях, но и глубокая внутренняя сила, данная Богом каждому человеку, которая позволяет христианину устоять перед лицом искушений и сомнений, уверенно идти по пути веры и истины. Это качество, без которого духовный путь христианина невозможен. Решимость помогает преодолевать трудности, бороться с сомнениями и двигаться к Богу. Однако ее сила зависит от мотивов. Лишь через правильное понимание и осознанный выбор мотива человек способен направить свою решимость во благо, в противном случае она может стать инструментом разрушения, а не созидания.

Подлинная решимость в христианской жизни невозможна без благодатной помощи Божией

«Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13, 7–8). Примеры решимости и самоотверженного служения Богу, оставленные нам историей, продолжают быть действенными ориентирами для каждого христианина. Эти примеры не только утешают, но и побуждают к духовному деланию, укрепляя волю в стремлении к спасению. При этом подлинная решимость в христианской жизни невозможна без благодатной помощи Божией: человеческих усилий, при всей их важности, оказывается недостаточно. Как указывал святитель Феофан Затворник, выражение «не могу» противоречит духу христианства, тогда как подлинно христианское исповедание – «всё могу о укрепляющем меня Иисусе Христе» (Фил. 4, 13). Это внутреннее мужество, соединенное с упованием на Бога, остается актуальным и в наши дни, ведь благодать Божия, как говорил Серафим Саровский, ныне та же, что и в древности. Задача современного христианина – хранить верность Истине и доброе расположение сердца: при этих условиях Божественная помощь будет непрестанно подогревать богоугодную ревность человека и сопутствовать ему на пути спасения.

Смотри также
«Я хочу, чтобы вы все стали святыми!» «Я хочу, чтобы вы все стали святыми!»
Сергей Серюбин
«Я хочу, чтобы вы все стали святыми!» «Я хочу, чтобы вы все стали святыми!»
Об одном слове архим. Иеронима (Шурыгина)
Сергей Серюбин
Наступил день, когда понятие святости из красивой и абстрактной литературной аллегории вмиг превратилось для меня во вполне досягаемую и реальную возможность. И раскрыл нам этот духовный секрет отец Иероним.
Святость как предназначение и призвание человека к наследию Царства Святой Троицы Святость как предназначение и призвание человека к наследию Царства Святой Троицы
Архиеп. Алексий (Фролов)
Святость как предназначение и призвание человека к наследию Царства Святой Троицы Святость как предназначение и призвание человека к наследию Царства Святой Троицы
Архиепископ Костромской и Галичский Алексий (Фролов)
Святость – не просто желательный сверхидеал христианской жизни, а единственное и реальное наше задание, единственный путь.
Язык недостоинства Язык недостоинства
Прот. Лаврентий Фарли
Язык недостоинства Язык недостоинства
Протоиерей Лаврентий Фарли
Оба лексикона нам нужны, чтобы достичь духовного равновесия, понимая величие нашего призвания, но также и слабость нашей бренной плоти.
Комментарии
Александр24 мая 2025, 20:58
Галина И., вы пишите: «А главное - вера в Господа Иисуса Христа, в Его непреходящую Любовь». Странная, какая-то самодостаточная вера у вас получается, как у язычника. Одной только веры недостаточно. Господи, помилуй. Ибо, как говорит апостол, - «и бесы веруют и трепещут» (Иак. 2:19), только не ищут спасения. Иметь необходимо нечто большее чем вера. Творец ждёт от вас веры в Бога, познание любви Божией, познание воли Божией, познание действия Божия и познания Суда Божия. То, что пробудиться мне желаете, принимаю. Спаси, Христос.
Александр24 мая 2025, 19:37
Галина И., благодать Божия действует в синергии, она не спасает нас без постоянного нашего личного усилия, участия и содействия. Беспечно полагаясь на помощь Божию, человек скоро утрачивает дары Святого Причащения.
Иоанна_24 мая 2025, 13:31
Галина И., речь не об общественных и моральных качествах, а совсем о другом. О том, что многие, имеющие ревность, но не имеющие послушания духовнику и здорового недоверия к себе, заблудились. Просто читать книжки недостаточно. Надо, чтобы кто-то настроил струны души на правильный духовный лад, объяснил, что значит идти за Христом и уподобляться Ему применительно к твоей конкретной жизни и твоей натуре. Особенно это касается тех, кто пришёл в Православие во взрослом возрасте. Такой человек находится в зоне риска, и если в самом начале собьётся - вернуть его на правильный путь будет очень сложно, иногда вообще невозможно. Это к тому, что одной решимости мало.
Галина И.24 мая 2025, 11:52
Александр 23 мая 2025. "Галина И., если бы человек спасался своей праведностью, то зачем было приходить Господу Иисусу Христу и страдать? Вы пишите: «Что значит пребывать в Господе Иисусе Христе? и т.д.» ". "А по вашим словам- причастился и всего достиг". // Где это вы прочитали, что я все это якобы утверждаю? Не припечатывайте мне ложь и ересь. Далее."Что это значит: пребывает в Господе Иисусе Христе?" "Господь пребывает в тех, кто достойно причащается Тела и Крови Его",- это пишу не я, а свт. Лука (Войно- Ясенецкий),- веками утвержденная св. отцами евангельская истина. Вы против, доказывая свое? Пробудитесь и вы сами полностью.
Галина И.23 мая 2025, 22:58
Поклоняться Богу,соединяться с Богом мы можем только духом, и в следовании за Христом нам, конечно же, необходима сила воли, проявляющаяся в решимости, целеустремленности, мужестве и настойчивости. А главное- вера в Господа Иисуса Христа, в Его непреходящую Любовь. Повторюсь: «Там, где самая непроглядная тьма, светит Христос. Там, где самое тяжкое горе, Христос подает утешение. Так, где самое опасное бездорожье, Христос выводит на истинный путь. Там, где коса смерти снопами косит людей, Христос приходит как Податель жизни" (Свт. Николай Сербский). "Любя, надеясь, кротко и смиренно Свершай, о друг, ты этот путь земной И веруй, что всегда и неизменно ХРИСТОС С ТОБОЙ!" (вел.кн. К.К.Романов).
Галина И.23 мая 2025, 22:08
Иоанна, вы правы, помощь дух. наставников нам необходима. Об их значении в жизни верующих, общественных и моральных качествах говорится в 1Пет.5,1-4; Еф.4,11-13; 1Тим. 3,1-5. В соответствии с этими требованиями с духовников спрос будет особый. Но и к нам, простым мирянам, требований не меньше: идти за Христом, быть со Христом, познавать Христа и уподобляться Ему. Здесь нужна "вера, действующая любовью", знание Свящ. Писания и сила воли, одной из проявлений которой и является решимость. Без этого Причастие превращается в профанацию. Иногда после службы иду домой с одной часто причащающейся пожилой женщиной. Она пламенно рассказывает мне о карме и иной религ.-й чепухе. Я молчу, уже не сужу.
Александр23 мая 2025, 13:02
...Увидеть мир, закон, ад, смерть такими, какие они есть. Увидеть Христа и Бога-Отца такими, каковы Они есть на самом деле, каков будет Божий Суд. Что мешает полностью проснуться? Суета и заботы мира земного, его страх, угрозы и слава, дружба с ним и искание в нём чего-то доброго. Человек, который правильно приходит к Богу через Христа, непременно должен иметь достаточное знание в таких вопросах еще до своего прихода к Богу. Поэтому и озвучивается громаднейшая роль пастырей, которым Господь передал пасти овец Своих, в оказании своевременной помощи и полноте знания о спасении. А по вашим словам — причастился и всего достиг. Господи, помилуй.
Александр23 мая 2025, 13:01
...Отсюда вывод: Отец ничего не делает иначе, как только ради Сына и через Сына, а Сын делает дела Отца. Приходить ко Христу за вечным благом и не обращаться к Отцу через Него, значит не достигать ни прощения, ни славы. Кто эти люди? Верой принявшие прощение своих грехов, но продолжающие вести, как и раньше, прежний мирской образ жизни; кроме утешения через прощение грехов, не имеющие других плодов Святого Духа; очищенные Словом Божьим, впоследствии снова находящие удовольствие в том, чтобы валяться в грязи. Я не зря писал, комментарием ниже, о пробуждении. Вот только пробуждаться необходимо полностью, а не частично, чтобы быть способными увидеть себя такими, какими являемся на самом деле...
Александр23 мая 2025, 13:00
Галина И., если бы человек спасался своей праведностью, то зачем было приходить Господу Иисусу Христу и страдать? Вы пишите: «Что значит пребывать в Господе Иисусе Христе? и т.д.» Известно что все через Сына должны прийти к Отцу за спасением (Евр. 7:25), но к сожалению есть люди, которые приходя ко Христу, а дальше не идут. Да, Сын Человеческий имеет власть прощать грехи на земле, Его божественность несомненна, но всё же прощение грехов находится в руках Отца: «и Бог во Христе простил вас» (Еф. 4:32). Подтверждением тому служит молитва Христа к Отцу, чтобы Тот простил распинающих Его (Лк. 23:34), Его обещание просить Отца, чтобы Тот послал Своим детям Духа Святого (Ин. 14:16)...
Иоанна_23 мая 2025, 11:08
Важна не только первоначальная решимость, о которой говорится в статье, но и решимость каждый раз, когда случаются падения, отступления от истинного пути, - а они обязательно будут, это нужно трезво осознавать, - вновь вставать, каяться и идти дальше. Решимость должна обязательно идти в связке со смирением и рассудительностью. Святые отцы, которые прошли этот путь опытно, много об этом пишут. Здесь очень важна помощь духовного наставника, особенно в начале пути, того, кто поможет встать на правильные рельсы.
Дмитрий22 мая 2025, 17:01
Отец Роман очень правильно отметил, что часто понятия о решимости у верующих и неверующих людей отличаются. Даже точнее сказать, у различных по духу людей. Тот же вышеупомянутый пример решимости императора Николая 2, который проявил с семьей христианскую решимость, а сейчас чуть не модой стало (в определенных кругах) обвинять его в нерешительности. Также и христианское смирение для кого то сила, а для кого - слабость и нерешительность. Даже апостолам, когда они хотели свести огонь с неба, чтобы он попалил непринявших их людей, Господь сказал- " Не знаете, какого вы духа"...
Кирилл Ефремов22 мая 2025, 16:02
Так и есть!
Галина И.22 мая 2025, 06:52
Александр, Библия предупреждает, что "кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут". "Упорство невежд убьет их, и беспечность глупцов погубит их, а слушающий Меня будет жить безопасно и спокойно, не страшась зла". Со всех спросится. Позаботимся же о самих себе. "Ей, гряду скоро",- говорит Господь. "Что это значит: пребывает в Господе Иисусе Христе? Это значит, что Господь пребывает в тех, кто достойно причащается Тела и Крови Его. ...это значит быть в самом тесном общении с Ним,..жить Его учением, проникнуться всецело Его Святой любовью, Его заповедями, проникнуться той любовью, которая побудила Его сойти с неба и нас спасти” (свт.Лука (Войно-Ясенецкий).
Александр21 мая 2025, 16:50
... Именно пастыри, за которыми Господь наблюдает в первую очередь, должны играть ключевую роль в спасении стада Христова, с ревностным отношением к просветительной деятельности, а не быть холодными и безразличными к своим прихожанам. В противном случае, Господь посмотрит на такое отношение, да и отнимет Свою благодатную помощь. Вспомним, да поздно будет.
Александр21 мая 2025, 16:49
Отец Роман, подлинная решимость в христианской жизни невозможна также без помощи духовенства. Совсем недавно пересматривал патриаршее выступление на соборе московской митрополии. В своём послании Предстоятель указывал клиру на то, что сейчас время благодатное для православия, самое время сеять, но о посеве никто не думает. Была озвучена роль пастырского служения, задача духовенства — выступать главной спасительной силой, старающейся потянуть за собой весь русский народ. Патриарх отмечал, что священники несут главную ответственность за состояние своей паствы, а значит и за состояние всего общества...
Галина И.21 мая 2025, 16:14
Спасибо, о. Роман! Решимость, согласно толк. словарю,-это смелость, непреклонность, твердость, готовность осуществить свое решение, способ действия. Решение может прийти от Бога, от самого человека и от диавола. Весь Ветхий и Новый Завет наполнены разл. примерами и призывами Бога, святых пророков, Евангелистов и Апостолов к твердой, непоколебимой вере; к мужеству, силе духа и непреклонности. У каждого человека в жизни могут быть такие ситуации и такая жизненная ноша (крест), где он должен, несмотря ни на что, проявлять решимость оставаться верным Богу и Его принципам жизни. Мне кажется, прекрасное подтверждение этому-статья Елены Кучеренко "Спецом дауна родила..." на этой же странице сайта.
Александр21 мая 2025, 11:27
Шедшие стопами спасения, ставшие солью земли и светом миру, предупреждают, что своими только заслугами и праведностью никто в Царство Божие не вошёл. Дело спасения не одним днём делается, здесь нужно трудиться. Одной решимости недостаточно. Необходимо ещё иметь желание спасения, т.е. желание стать учеником Иисуса (см. Мф.11:29), войти с Ним в родство, получая право называть Бога-Отца — «Отче Наш». Не поддаваясь внушению извечного клеветника о бесполезности, откликнуться на пробуждение от Бога через Его слово, научиться читать его не только глазами и умом, но сердцем и душой, чтобы не выйти из состояния мытаря, становясь на путь лжи и прелести. Главное — не лезть вперёд в духовных состояниях.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×