«Мария, возрадуйся!»

Благовещение. Отрывок из поэмы «Гелианд»

Мозаика Благовещения на триумфальной арке базилики Санта-Мария-Маджоре (ок. 432–440 гг.). Италия, Рим Мозаика Благовещения на триумфальной арке базилики Санта-Мария-Маджоре (ок. 432–440 гг.). Италия, Рим

К празднику Благовещения Пресвятой Богородицы вниманию читателей предлагается фрагмент «Благовещение» из поэмы «Гелианд» – поэтического переложения Диатессарона, евангельской гармонии, составленной неизвестным саксонским поэтом во времена правления франкского императора Людовика Благочестивого (814–841) для просвещения своих соплеменников. Чем для нас интересен этот фрагмент?

Во-первых, ясным догматическим исповеданием Божества и человечества Христа в Его единой ипостаси:

«….Ты станешь

Матерью Господа, * Чадо взрастишь Ты,

Царя Небесного * Вышнего Сына.

Спаситель по имени, равен Родителю».

Во-вторых, в поэме чувствуется благоговейное почитание Пресвятой Богородицы. К примеру, слова Архангела Гавриила: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами!» (Лк. 1: 28), передаются следующим образом:

«Мария, возрадуйся! * Возлюблена Господом,

Владыкой, ведь разум * великий стяжала

Ты, Жено, премудростью * полная. Из всех же женщин

Ты благословенная!»

В поэме великолепно передана несомненная решимость Пресвятой Девы исполнить волю Божию

В-третьих, в поэме великолепно передана несомненная решимость Пресвятой Девы исполнить волю Божию:

«Помышленье сей Девы

подчинилось посланью, * покорилось всецело

воле Божьей. Сказала: * “Се стою добровольно

для святого служенья, * коль его Он желает,

Я Раба ныне Божья. * Верю этой Я вести.

Буди Мне по глаголу *твоему и Господню.

Так всецело желаю * волю Божью исполнить

несомненною мыслью * и недвойственным словом”».

В целом Гелианд является памятником веросознания германских народов конца первого тысячелетия, их стремления посредством знакомых им символов и образов древнегерманской поэзии выразить дивную тайну Евангелия, в частности – тайну Благовещения.

Перевод строк 239–297 сделан протодиаконом Владимиром Василиком по изданию Отто Хагеля (Heliand und Genesis. Ed. O. Hagel. Leipzig, 1933. S. 14–15). Стихи разбиваются на полустишия посредством звездочек.

И после сего же * недолго продлилось

для рода людского * давнее время,

Бог Всемогущий * решил даровать

Дитя Небесное * этому миру,

Своего Сына * послать пожелал,

чтоб Он избавил * людское древо,

народ от несчастий. * Посол был послан.

Во Галилею * Гавриил явился,

Ангел всевластный, – * Жену посетити,

Дивную Деву, * Марию по имени.

Взросла Она в девстве, * обещана мужу

Иосифу, из рода * доброго человеку.

Она – дочь Давида. * И столь драгоценна

Жена преблаженная. * Ангел же Божий

пришел в Назарет-град, * в самом названии

город великий. * Глаголал от Бога:

«Мария, возрадуйся, * возлюблена Господом,

Владыкой, ведь разум * великий стяжала

Ты, Жено, премудростью * полная. Из всех же женщин

Ты благословенная. * Мысль ныне немощную

Оставь, не страшися * Ты страхом. Не искус

принес я, обманом * не солгу, ведь Ты станешь

Матерью Господа, * Чадо взрастишь Ты,

Царя Небесного * Вышнего Сына.

Спаситель по имени, * равен Родителю.

Предел не пребудет * Его правленью.

Он овладеет * всем людским родом».

Дева держала * ответ Божью Ангелу,

Жена прекрасная, * из Жен чудеснейшая,

«Как быть это может? * – Она вопросила,

– Что чадо воспитаю? * Я мужа не знаю

в этом мире». * Тогда слово сказал Ей

Ангел Всесильный, * Сей дивной Деве:

«Должен Дух Святой * от Небес Царя

Силой Божьей прийти. * Дароваться Дитя

должно миру младое. * Всевладычнего Сила

от Всевышнего, * всех Небес Царя,

осенит Тя сиянием. * Столь Рожденья прекрасного

и столь славного средь людей * не бывало пришедшего

Силой Божьей в мир сей». * Помышленье сей Девы

подчинилось посланью, * покорилось всецело

воле Божьей. Сказала: * «Се стою добровольно

для святого служенья, * коль его Он желает.

Я – Раба ныне Божья. * Верю этой Я вести.

Буди Мне по глаголу *твоему и Господню.

Так всецело желаю * волю Божью исполнить

несомненною мыслью * и недвойственным словом».

Неизвестным не стало, *что Пречистая Дева

восприяла посланье * Божье мыслию ясной

и с хвалением Бога, *и с всесветлою верой.

Дух Святой же вселился * в Ее сердце, и Чадо

Дева чудно зачала, *ибо волей своею

Силу с Неба прияла *Всемогущего Бога.

Рейтинг: 9.9 Голосов: 113 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Смотри также
Благовещение – открывающиеся врата нашего спасения Благовещение – открывающиеся врата нашего спасения
Иконописец Ольга Спиридонова об иконографии Праздника
Благовещение – открывающиеся врата нашего спасения Благовещение – открывающиеся врата нашего спасения
Иконописец Ольга Спиридонова об иконографии Праздника
Эти события изменили ход истории человечества, потому Христа с Богородицей святые отцы и называют Новым Адамом и Новой Евой.
Древнейший Благовещенский кондак V века: перевод и комментарии Древнейший Благовещенский кондак V века: перевод и комментарии
Протодиакон Владимир Василик
Древнейший Благовещенский кондак V века: перевод и комментарии Древнейший Благовещенский кондак V века: перевод и комментарии
Протодиакон Владимир Василик
Кондак важен своим догматическим значением. «Богородицей зову Богоматерь» – тут явственна победа над несторианством.
«Скинией явилась Блаженная Мария небес и земли» «Скинией явилась Блаженная Мария небес и земли»
Перевод древнейшей службы Благовещения
«Скинией явилась Блаженная Мария небес и земли» «Скинией явилась Блаженная Мария небес и земли»
Перевод древнейшей службы Благовещения
Эта служба важна не только в историческом, но и в богословском плане: мы видим тут глубокое богословие праздника – не просто дня благой вести от архангела Гавриила, но дня воплощения Бога Слова.
Комментарии
Владимир Григорьевич 9 апреля 2025, 19:44
Сердечно благодарю автора публикации! Необыкновенная стихотворная форма и искренность автора в почитании Пресвятой Богородицы. Прекрасная мозаика, слава Богу, что сохранилась! Да хранит Вас Господь!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Благовещение Пресвятой Богородицы Другие материалы сюжета:
Другие статьи автора Протодиакон Владимир Василик

Новые материалы

Выбор читателей

×