Дни празднования Благовещения мы часто встречаем в течение святой Четыредесятницы. Седмичные богослужения Постной триоди не имеют праздничных знаков и совершаются особым чином. Праздничные богослужения редки, и поэтому с особой радостью мы подходим к их совершению. Суббота Акафиста, Лазарева суббота, Вход Господень во Иерусалим и праздник Благовещения особенно ярко отражаются в церковной жизни каждого христианина.
Праздник Благовещения относится к двунадесятым праздникам. В разных литургических традициях древней Церкви праздник Благовещения совершался с некоторыми различиями. Так, например, в Иерусалиме V–VII веков службу совершали на четвертый день Богоявления[1].
В церковном обиходе есть такое понятие, как «Кириопасха» (Κύριο Πάσχα – Господня Пасха). Это связано с датировкой в византийской традиции трех важнейших событий человечества: первым днем творения, Благовещения и Воскресения Христова. В понимании Константинопольской Церкви истинная «господственная» Пасха совершается в 25-й день марта[2].
В русской богослужебной традиции праздник Благовещения твердо закреплен за 25 марта / 7 апреля. И только устав совершения праздника каждый год изменяется – указания на это приводят так называемые «Марковы главы» Типикона.
Но от устава и датировок стоит перейти к сути праздника. Воспоминание событий Благовещения началось еще в первые века христианства. Особое почитание этого дня сложилось во всех древних Церквях, что отразилось и в святоотеческом учении, и в многочисленных гимнографических текстах, посвященных этому событию.
В начале праздничных служб, на вечерне Благовещения, поют стихиру, которая особенно выделяется в русской богослужебной традиции. Текст данной стихиры небольшой, но чрезвычайно точно и торжественно передает суть праздника:
«Совет превечный открывая Тебе, Отроковице, Гавриил предста, Тебе лобзая и вещая: радуйся, земле ненасеянная, радуйся, купино неопалимая; радуйся, глубино неудобозримая, радуйся, мосте, к Небесем преводяй, и лествице высокая, юже Иаков виде, радуйся, Божественная стамно манны, радуйся, разрешение клятвы, радуйся, Адамово воззвание: с Тобою Господь»[3].
Греческий оригинал стихиры таков:
«Βουλὴν προαιώνιον, ἀποκαλύπτων σοι Κόρη, Γαβριὴλ ἐφέστηκε, σὲ κατασπαζόμενος, καὶ φθεγγόμενος· Χαῖρε γῆ ἄσπορε, χαῖρε βάτε ἄφλεκτε, χαῖρε βάθος δυσθεώρητον, χαῖρε ἡ γέφυρα, πρὸς τοὺς οὐρανοὺς ἡ μετάγουσα, καὶ κλῖμαξ ἡ μετάρσιος, ἣν ὁ Ἰακὼβ ἐθεάσατο· χαῖρε θεία στάμνε τοῦ Μάννα, χαῖρε λύσις τῆς ἀρᾶς, χαῖρε Ἀδάμ ἡ ἀνάκλησις, μετὰ σοῦ ὁ Κύριος»[4].
Приведем русские переводы стихиры.
Протоиерей Владимир Успенский:
«Открывая Тебе, Отроковица, предвечный совет, явился пред Тобою Гавриил, приветствуя Тебя и возглашая: радуйся, земля ненасеянная; радуйся, купина (куст) несгораемая; радуйся, глубина, непроницаемая взором; радуйся, мост, переводящий к небесам; радуйся, лестница высокая, которую видел Иаков; радуйся, Божественный сосуд с манной; радуйся, разрешение от клятвы: радуйся, воззвание Адама, Господь с Тобою!»[5].
Митрополит Иларион (Алфеев):
«Открывая Тебе, Отроковица, предвечный совет, Гавриил предстал, лобзая Тебя и говоря: радуйся, земля незасеянная; радуйся, купина неопалимая; радуйся, глубина бездонная; радуйся, мост, приводящий к небесам, и лестница высокая, которую видел Иаков; радуйся, Божественный сосуд с манной; радуйся, освобождение от проклятия; радуйся, Невеста Неневестная, с Тобою Господь»[6].
Предвечный замысел Троицы
Представлена эта стихира в знакомом каждому православному христианину виде. Первая повествовательная часть и вторая – прямая речь – вместе образуют текст, напоминающий икосы акафиста.
Сначала обратимся к первой части. Как кажется, в ней и сосредоточен основной замысел. Первое слово «Совет» в греческом оригинале представлено словом «βουλή», что имеет много схожих значений, но сейчас проанализируем слово «замысел». Стоит оно в винительном падеже, а значит, Архангел Гавриил открыл Деве Марии замысел о Ней. Но какой замысел? Замысел предвечный.
В этой повествовательной части отражается событие, описанное в первой главе Евангелия от Луки (см.: Лк. 1: 26–38). В шестой месяц по зачатии Иоанна Предтечи послан был Гавриил в город Назарет к Деве Марии, чтобы возвестить Ей, что через Нее родится Господь Бог. Замысел предвечный – тот, который был до того, как что-либо начало быть, и через данный замысел все и начало быть. Замысел этот и есть Сам воплотившийся Христос, как говорит святой евангелист Иоанн: «Слово было Бог» (Ин. 1: 1).
Теперь рассмотрим «βουλή» в значении некоего Совета, который был до сотворения веков. Живоначальная Троица, «собравшись к Себе на собор, единым советом воли Своей» определила прежде всех веков вочеловечение Бога Слова и обожение человека[7]. И этот Великий Совет ныне открывается Деве Марии Архангелом. В тот момент, когда Гавриил открывает Деве Марии Замысел Бога, Христос воплощается. Как говорит святитель Григорий Богослов:
«Ангел выслушал это (повеление Божие о Благовестии. – Л.М., М.С.) и, вероятно, размышлял сам с собою: необыкновенное это дело; превосходит разумение то, что сказано мне»[8].
Начало Нового Завета
Так что же празднуем мы в этот день? Первый стих, первое слово стихиры говорят нам: мы празднуем начало Нового Завета!
В этот день мы празднуем начало Нового Завета
Поэтому в древней традиции Церкви первый день творения и день Благовещения празднуются одновременно.
Данная стихира также поется и в Субботу Акафиста. Службы Праздника Благовещения и Субботы Акафиста тесно связаны. И предполагается, что акафист, посвященный Божией Матери, написан именно для праздника Благовещения. На это указывает и пение по шестой песни канона на утрене Благовещения первого кондака и икоса акафиста, и предписание в древнейшем Кондакаре X века, где сказано о совершении акафиста в день Благовещения[9].
Акафист в целом, если его внимательно прочитать, посвящен теме Боговоплощения: от событий Благовещения мы с каждым кондаком продвигаемся к теме Рождества; от нее – к теме Сретения Господня, и уже в двенадцатом кондаке поем: «Прииде Собою ко отшедшим Того благодати, и раздрав рукописание»[10]. Вот она, суть праздника: Господь воплощается, чтобы спасти род человеческий, а мы совершаем торжество начала этого Спасения.
Как же восхвалять нам Ту, Которой все это Таинство совершилось? Как воспевать нам в словах то, что превосходит разумение ангела? Перенесемся на девять месяцев вперед и произнесем слова задостойника Рождества Христова:
«Ты, Матерь, Сама даруй нам и силу по нашему усердию достойно восхвалять Тебя»[11].
Благословенная Богородица
«Радуйся, земле ненасеянная!» – необычное наименование Богородицы. У пророка Иеремии мы встречаем слова:
«Иди и возгласи в уши дщери Иерусалима: так говорит Господь: Я вспоминаю о дружестве юности твоей, о любви твоей, когда ты была невестою, когда последовала за Мною в пустыню, в землю незасеянную» (Иер. 2: 2).
Через пустыню пришло избавление избранному народу от египетского плена, через Матерь Божию пришло ныне нам избавление от греха. «Пустынею, которую не возмущала жизнь человеческая»[12], называет гимнограф Богородицу, Она была без осквернения, Чистая, Непорочная Дева «и как капля, каплющая на землю» (Пс. 71: 6), так как в Ней воплотился Христос.
«Сим ясно представил нам пророк человеческое рождение, совершившееся без шума, крайне безмолвно и таинственно»[13], – пишет блаженный Феодорит Кирский.
«Радуйся, купино неопалимая!»: то, что было Моисею в тайных образах явлено, ныне воочию происходит.
«Радуйся, купино неопалимая!»: то, что было Моисею в тайных образах явлено, ныне воочию происходит
Дева принимает Самого Бога во чреве, рождает и Девой до нынешнего дня пребывает. Свершается то, что было открыто в пророчестве Моисею:
«Мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова» (Лк. 20: 37). Спаситель в мир приходит.
«Радуйся, глубино неудобозримая!»:
«Я трепещу, начавши измерять бездну божественного человеколюбия, ужасаюсь, побуждаемый исследовать глубину божественного домостроительства»[14], – говорит святитель Фотий Константинопольский.
«Неудобозримая»: в греческом оригинале «δυσθεώρητον» – с трудом поддающаяся изучению, пониманию[15]. Не можем умом осознать глубину Милости Божией, а Мария Дева вместила ее в Себе.
«Радуйся, мосте, к Небесем преводяй, и лествице высокая, юже Иаков виде!»: выше уже говорилось о Моисее. Теперь же вспомним слова патриарха Иакова, во сне видевшего лестницу Небесную – прообраз Боговоплощения:
«Как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные» (Быт. 28: 17).
«Радуйся, Божественная стамно манны!»: стамно (στάμνος) – сосуд, имеющий внутри себя Божие благословение – манну, которая питала избранный народ в пустыне[16]. Мы же имеем сосудом Саму Богородицу, через Которую пришло к нам благословение – Сам Христос, Который питает нас и избавляет от жажды.
«Радуйся, разрешение клятвы! Радуйся, Адамово воззвание!»: этими словами заканчивает свои приветствия гимнограф. В мир через Деву Марию приходит Спаситель людей, Спаситель рода Адама, Он разрушит клятву – проклятие рода нашего.
Благовещение – начало, «главизна» нашего спасения. Вознесем хвалебные песни Богу, нас ради воплотившемуся, прославим и Пречистую Его Матерь Марию Деву, воспевая: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою!» (Лк. 1: 28).