Православный календарьПравославный календарь
«Когда мир тебя отвергает, Бог принимает»
Иером. Серафим (Алдя)
Кто встретил Бога, тот уже не может ни ненавидеть ближнего, ни осуждать его, ни оставить его на верную смерть.
Отец Дометий Рымецкий – духовник, сердцем горящий
Кристиан Курте
Он был батюшкой, который по грудь в ледяной воде зимой переходил горные реки, преграждавшие ему путь к храму.
Огород – дело духовное
Прот. Александр Авдюгин
Увидев же картофельное поле с многочисленными рядами уже выкопанного картофеля, батюшка вспомнил голливудские фильмы с плантаторами и неграми-невольниками.
Как русский святой явился пасынку Наполеона
Мария Тоболова
Посмотрев на принца, монах сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь. Если исполнишь мою просьбу, Бог тебя помилует. И знай, что твои потомки будут служить России».
Купец. Благотворитель. Мученик. Николай Григорьевич Григорьев
Алина Сергейчук
Он отличался неподдельно добрым отношением к человеку и видел в нем равного себе, а не инструмент для зарабатывания денег.
Божественная латрия, православное вероучение и наша церковная жизнь
Иеромон. Лука Григориатский
Мы можем с уверенностью сказать, что подлинная христианская жизнь, жизнь, ведущая к обожению, истинная латрия, не исчезли в наше время.
Крест любви
Схим. Нектария (княгиня Наталья Долгорукова; 1714–1771)
16-летняя Наталья добровольно последовала вслед за мужем в ссылку, показав всему миру пример беспредельной любви и преданности супружескому долгу.
«Дай Бог стяжать титул сельского батюшки» (+ВИДЕО)
Прот. Геннадий Беловолов
Здесь, на сельском поприще, ты за все в ответе. Ты здесь отец. Здесь я понял, что слово «отец» происходит от слова «отвечать».
«Хватит спать! Пошли кутить!»
Людмила Панич
Наш любимый старец Гавриил в свой день рождения подарил жизнь моей дочери во второй раз.
«Работай над собой – сделаешь благо для ребенка»
Беседа с замдиректора крупнейшей в России православной гимназии
Важно, чтобы сам процесс обучения уже воспитывал, чтобы воспитание было не частью работы, а охватывало все пространство образования.

Кондак на Преображение

Вступление

Вниманию читателей предлагается впервые переведенный на русский язык с греческого полный текст кондака на Преображение. Самое его начало — кондак (в современной терминологии) и первый икос — до сих пор используются в богослужении этого великого праздника. Однако в древности кондаком называлась большая поэма, состоявшая из проэмия (вступления) и целого ряда больших строф — икосов. Слово икос (οἶκος) по-гречески означает «дом», и строфа названа так неслучайно, в силу сложности своей конструкции и многообразия заключенных в ней размеров. Каждый стих разбивается на отрезки, для которых характерен свой размер. Кондак пелся в Константинополе во время всенощного бдения — «агрипнии», большую часть его исполнял певец, а народ подхватывал припев — в данном случае «Отчее сияние».

Возникает вопрос: когда был написан кондак на Преображение? По мнению его издателя, Константина Трипаниса, он бы создан в первой половине VII века, возможно — между 626-м и 641-м годом. Косвенными свидетельствами являются, с одной стороны, призыв «возвесели царей», что может быть указанием на императора Ираклия и его сына и соправителя Константина, а с другой стороны, цитата из Акафиста — «стену имея, Родившую Тебя». Константинополь был спасен во время Аварской осады 626 г. предстательством Пресвятой Богородицы, и в благодарность за это граждане города воспели Ей Акафист, изначально созданный прп. Романом Сладкопевцем, но отредактированным Патриархом Сергием в 626-м г.

Кондак пелся в Константинополе во время всенощного бдения — «агрипнии»

В чем для нас ценность этого кондака?

Во-первых — это одно из древнейших свидетельств о празднике Преображения, который был установлен не ранее VI века. Далее, он вводит нас в богословие Преображения, как преддверие Креста и Воскресения:

Творение все Меня/ прославит, Творца своего/, на престоле и Кресте,
зря землетрясение/ и все, что совершается/, сотник скажет вместе со разбойником:
«Воистину Сын Божий/ по воле страдает».
Народ беззаконный/ пусть бушует, но расточится он.
Коль любит кто Меня/, пусть крест приимет свой/ и последует Мне.
И пускай меня убьют/, но падут/, и восстанет
Отчее Сияние.

Икос 6.

Ныне, однако же, вам/ прежде времен покажу/ Я величие мое,

чтобы вы могли дерзать/, то, что есмь Аз Божий Сын/, тогда же буду уничижен,

как закон Моисеев/ хотящий разрушить.

Ибо и закона/, и Моисея Аз есмь Господь.

Этот кондак являет нам удивительное богословие света

И, наконец, этот кондак являет нам удивительное богословие света. Христос является, как предвечное «Отчее Сияние», явившееся в мир, чтобы просветить падший человеческий род:

И малым не было различие
между стоящим/ Господом славы
и Его рабами/, соглаголющими со всех Владыкою.
Он испускал ведь свет/ и все осиявал вокруг/, те отражали свет,
только смотря/, трепеща/, непрестанно хваля
Отчее Сияние[1].

Проэмий.

Ты на горе преобразился/, и как Твои ученики вмещали,
Увидели/ славу Твою/, о Боже Христе,
да, когда увидят Тебя, распятого,
и постигнут страдание/ добровольное,
миру же проповедуют/ то, что Ты воистину еси
Отчее Сияние.

Икос 1.

Восстаньте, поврежденные/, поникшие всегда/ и в землю устремленные
помыслы моей души/, взлетите, устремитеся/ в высоты Божья восхождения.
Да с Петром устремимся/, с детьми Зеведея,
и с ними на гору/ на Фаворскую сотворим восхождение.
Да с ними увидим мы/ всю славу Бога нашего/ и глас да послушаем,
тот, что свыше услышали/, проповедали
Отчее Сияние.

Икос 2.

Ныне что же вижу я/? ведь с нами днесь шествуют/ и прекрасно же бегут
Божиих воистину/ горячие любозрители/, народ Господень избраннейший.
Прямым же все мы/ путем да направимся,
ныне избирая/ правый, неизменный Евангельский.
Отсюда очевидно ведь/ божественны, спасительны/ пути познаваются.
Отсюда является/, светится/ нашим душам
Отчее Сияние.

Икос 3.

Ясно Матфей для нас/ и Марк, и с ним же Лука/ во Писаниях своих
поведали страшное/ и Божье Преображение/, ныне что изрекут? Днесь послушаем.
После Петрова/ огня дерзновенья.
И они приводят/ Владыку, глаголющаго исповедание:
«Страдать мне надобно и умереть/, ведь я стремлюсь к сему/, и беззаконники,
подобно ветрам/, налетят/, но не загасят
Отчее Сияние».

Икос 4.

Ныне же ваши сердца/ да не смутятся ничем/, ибо душу днесь мою
за всех даровать/ сего желая, возмогу/ и положить ее, и вновь принять ее.
Коль не пожелаю/, никто не удержит.
Если не велю я/, то смерть не дерзнет ко мне приблизиться.
На плоть уловлю ее/, приходит, уловляется/ и тростью сокрушается.
Ад пустынным/ явится/, коль покажется
Отчее Сияние.

Икос 5.

Творение все меня/ прославит, Творца своего/ на престоле и Кресте,
зря землетрясение/ и все, что совершается/, сотник скажет вместе со разбойником:
«Воистину Сын Божий/ по воле страдает».
Народ беззаконный/ пусть бушует, но расточится он.
Коль любит кто Меня/, пусть крест приимет свой/ и последует Мне.
И пускай меня убьют/, но падут/, и восстанет
Отчее Сияние.

Икос 6.

Ныне, однако же, вам/ прежде времен покажу/ Я величие мое,
чтобы вы могли дерзать/, то, что есмь Аз Божий Сын/, тогда же буду уничижен,
как закон Моисеев/ хотящий разрушить.
Ибо и закона/, и Моисея Аз есмь Господь.
И по природе Бог/ и не богопротивен есмь/, в средину тогда войдет
ревности исполненный/ человек/ и познает меня,
Отчее Сияние.

Икос 7.

После же этих словес/ Избавитель вселенной/, через дни немногие,
с собою на гору взяв/ Петра и Иакова/, и Иоанна, что был братом ему,
на гору возводит/ и преображается
перед лицем их/, и немедля подобным солнцу является.
И двое мужей со ним/ совместно с ним являются/, поющих, глаголющих:
«Святе, единственне/ Вседержителю/, Ты воистину еси
Отчее Сияние».

Икос 8.

Воскликнул один/: малым не было различие
между стоящим/ Господом славы
и Его рабами/, соглаголющими со всех Владыкою.
Он испускал ведь свет/ и все осиявал вокруг/, те отражали свет,
только смотря/, трепеща/, непрестанно хваля
Отчее Сияние.
и из них/ Ведь Я на скрижалях давно/ на Синайской же горе
показал все о Тебе/, и о Тебе Я возвестил/ неблагодарным тем и непризнательным.
«Все равно — предсказал Я/ на все же дерзнувшим».
И Господу этим/ вы дерзнете воздать, о всескверные?
Ведь Ты мне явил/, что жизнь всех, Тебя, на Кресте/ повесить они должны,
чтоб избежали смерти/ зрящие Тебя,
Отчее Сияние.

Икос 9.

Сказав сие, уступил/ другому же место он/ для того, чтобы воспеть
и воззвать к Спасителю/: «На колеснице огненной/, Владыко, принял своего раба.
И опалять не будешь/ раба заушающего.
И паки Пилату/ всех Судья имеет предстать».
Немедля поэтому Петр/ со страхом приближается/, однако предстает,
и сказал: «Владыка мой/, я возопию, и не опалишь меня —
Отчее Сияние».

Икос 10.

Как только они изрекли/, то, соглаголющих узнав/, Кифа Господу
отвечал и сказал: «Добро, человеколюбче/, есть нам пребывать всегда.
И, если Ты хочешь/, для каждого скинию
соделаем — для Тебя/, Моисею и Илии, Твоим рабам.
В то время как он говорил/, то свыше света облако/ их осенило вдруг
блеск невещественный/, неудержимый являющее,
Отчее Сияние.

Икос 11.

Велие учеников/ не только сие страшит/ видимое страшное,
но и голос с высоты/, возгласивший, словно гром/, и они на землю падают,
подобно как прежде/ на Иордане.
И ныне от неба/ Cына Отец проповедует:
«И Сей есть мой Сын/. Его, говорит, послушайте/, о Нем Я благоволил».
Посему скажите вы все/: ‟Иисус ведь есть
Отчее Сияние”».

Икос 12.

Так зрите, возлюбленные/, прозрачность Его чудес/, ибо когда глас пришел,
невидим Илия/ и Моисей становятся, Христос же один оставляется.
Чтоб таковых образ/ явленья не явил
сомнительным проповедь/, от Отца принесенную, проповедовал.
Ведь трое были сообща/, и трудно было понять/, чрез Кого произошло сие.
Явно, однако, было/ истинно/ соприсущное им
​Отчее Сияние.

Икос 13.

Легко ведь и ясно/, что открывает и Петр/, восприятие сего
совершилось с знанием/ святыми учениками/.
И малым не было различие
между стоящим/ Господом славы
и Его рабами/, соглаголющими со всех Владыкою.
Он испускал ведь свет/ и все осиявал вокруг/, те отражали свет,
только смотря/, трепеща/, непрестанно хваля
Отчее Сияние.

Икос 14.

Свет таковой с высот/, Божественный купно глас/ доносился до них,
как я прежде рассказал/, в молитве ученики/ тогда закрыли лица, к земле припав.
А после того же/, как все совершилось,
то все Сотворивший/ восставляет их всех, подняв от земли,
и кротким гласом сказав: «Восстаньте, о друзья мои/, об этом молчите вы,
пока Меня не увидите/ воскресшим из мертвых,
Отчее Сияние».

Икос 15.

О безмерной радости/! Стяжали ее премудрые/ Господа ученики,
когда с горы вместе с ним/ сошли они со тщанием/, чтобы прочим благовествовать.
Ревнуйте же равно/ любовью божественной,
как те, что из прочих/ подобных рабов были избраны.
И я об этом скажу/: Ничто же новое, иль особое/, но то, чему учат нас
Книги избранные/, божественные/, имже благоволит
Отчее сияние.

Икос 16.

Ныне великий Бог/, создавший Словом же все/, просветивший удивительно
иереев и царей/, и народ Твой, возвесели/ во свете и в силе Твоей,
лучи испуская/ для нас милосердья
и все изгоняя/ на нас находящее безумство тьмы.
На нас воссияй/ великие милости Твои/, да будем неколеблемы,
стену имея, Владыко, родившую Тебя,
​Отчее сияние.

Рейтинг: 9.9 Голосов: 199 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

[1] Перевод с древнегреческого языка сделан протодиаконом профессором Владимиром Василиком с издания Trypanis C.A. Fourteen early Byzantine Cantica. Wien, 1968. P. 107–113.

Комментарии
Иоанна25 августа 2020, 11:13
Спасибо большое автору перевода Владимиру!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Преображение Господне 6/19 августа Другие материалы сюжета:
Другие статьи автора Протодиакон Владимир Василик

Новые материалы

Выбор читателей

×