Православный календарьПравославный календарь
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.

«Скинией явилась Блаженная Мария небес и земли»

Перевод древнейшей службы Благовещения

Вниманию читателей предлагается перевод древнейшей службы Благовещения из древнегрузинского богослужебного сборника Иадгари. Как уже в свое время мы писали, первая редакция Иадгари была переведена на древнегрузинский язык с греческого в VIII – начале IX веков. Богослужебный сборник Иадгари отражает иерусалимское богослужение V–VIII веков во всей его глубине и очищенной красоте.

Праздник Благовещения появляется в V веке[1] и к IX веку приобретает современные богослужебные черты[2]. Но служба, сохранившаяся в Иадгари, ценна для нас в частности тем, что представляет первый, сравнительно простой этап формирования богослужебных текстов. Мы видим здесь целый ряд прямых цитат из Евангелия, например:

Дух Святой найдет на Тебя,
и Сила Вышнего осенит Тебя,
Сего ради рождаемое свято
и наречется Сыном Божиим.

В службе разрабатываются богослужебные формулы, легшие в основу дальнейших богослужебных текстов, например «благовествует Гавриил Благодатной», а также структур, в частности – диалога между архангелом Гавриилом и Девой Марией, например стихиры на «Господи, воззвах»:

Архангел отвечал
и сказал Марии:
«Благодатная, радуйся!
Благословенна Ты в женах!
Ибо Дух Святый найдет на Тебя
и Сила Вышнего осенит Тебя».

Блаженная Мариам
благовестнику Ангелу рекла:
«Се, раба Господня.
Буди Мне по слову твоему».
И отошел от Нее Ангел.

Позднее диалог будет широко востребован как в стихирах на «Господи, воззвах», так и в каноне.

Это не просто день благой вести от архангела Гавриила, но день воплощения Бога Слова

Однако эта служба важна для нас не только в историческом, но и в богословском плане.

Мы видим в ней глубокое богословие праздника: не просто день благой вести от архангела Гавриила, но день воплощения Бога Слова:

Радуйся, Всесвятая,
Непорочная Богородице, Дево,
Ибо Предвечное Слово Божие
зачалось бессеменно
гласом Ангельским.
Молись о спасении нашем.

(4-я песнь 3-й тропарь)

Здесь мы встречаемся с удивительно интересным сюжетом, согласно которому Христос воплотился одновременно со словами благовестия, исходящими из уст архангела Гавриила. В таком древнем памятнике, как «Послание Апостолов», восходящем ко II веку, Христос говорит Своим ученикам: «Я под видом архангела Гавриила пришел к Деве и воплотился от Нее». Позднее этот сюжет присутствует у преподобного Ефрема Сирина в толковании на Евангелие, а также в древнем палестинском Богородичне:

Гавриилу, вещавшу Ти: «Дево, радуйся»,
со гласом воплощашеся всех Владыка.

Богословие службы находится в русле мысли III и IV Вселенских Соборов: от Девы рождается Сам Бог для спасения и искупления мира:

Благовестил Гавриил Ангел
Богородице Марии,
ибо родился от Нее
Сын Божий Спаситель,
искупивший грехи мира.

И в этом контексте Пресвятая Богородица созерцается как Скиния неба и земли, из Которой произошел Христос для страдания и распятия:

Скинией явилась
блаженная Мария
небес и земли.
Ибо Творца понесла Она,
и от Нее произшел
душ наших Избавитель,
ради нас претерпевший распятие.

Здесь явно чувствуется связь с богословием Послания к Евреям:

«Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление» (Евр. 9: 11–12).

В этой службе мы видим ранний пример перенесения христологических характеристик на Пресвятую Богородицу:

Еву Ты избавила
рождеством Твоим
и даровала смертным
человекам бессмертие.
Сего ради Богородице
поклоняемся и величаем.

(9-я песнь)

Возникает вопрос: почему Дева Мария избавила Еву? Ведь единственным Избавителем и Искупителем является Христос.

Без смиренного «се, раба Господня» воплощение Спасителя и избавление Им рода человеческого было бы невозможно

Да, это действительно так, но без Пречистой Девы Его воплощение и избавление Им рода человеческого было бы невозможно. Без смиренного «се, раба Господня» Девы Марии ничего не состоялось бы. Не случайно преподобный Иустин (Попович) в свое время глубоко заметил: «Если бы не было Пресвятой Богородицы, люди стали бы демонами. Ибо Она Бога Спаса родила».

Перевод с древнегрузинского языка сделан профессором СПбГУ, СДС и Николо-Угрешской семинарии протодиаконом Владимиром Василиком с издания: Древний Иадгари. Тбилиси: Мецниереба. 1980. С. 8–12.

ИАДГАРИ. 25 МАРТА. БЛАГОВЕЩЕНИЕ

Тропари (стихиры) на «Господи, воззвах». Глас 2-й

Благовестник Гавриил
пришел ко Марии
и сказал Ей: «Благодатная,
Господь с Тобою.
Ибо Ты станешь
Храмом Духа Святаго,
и Христос воплотится от Тебя».

Удивилась Мария
словам Гавриила
и сказала ему:
«Устрашает Меня
пришествие твое.
Как будет сие?
Ибо Дева есмь
и мужа не знаю».

Архангел отвечал
и сказал Марии:
«Благодатная, радуйся!
Благословенна Ты в женах!
Ибо Дух Святый найдет на Тебя
и Сила Вышнего осенит Тебя».

Блаженная Мариам
благовестнику Ангелу рекла:
«Се, раба Господня.
Буди Мне по слову твоему».
И отошел от Нее Ангел.

Скинией явилась
Блаженная Мария
небес и земли.
Ибо Творца понесла Она,
и от Нее произшел
душ наших Избавитель,
ради нас претерпевший распятие.

Охитаи. Глас 3-й, побочный

От Бога изшел
Гавриил Ангел
благовестить Тебе,
Дево Мария,
и рек: «Радуйся!
Господь с Тобою».

[КАНОН]

[Песнь 1]. Воспоим. Глас 1-й

Воспоим песнь нову
Спасителю и Богу,
от рабства врага
освободившему нас
явлением Своего Божества
и избавившему нас,
ибо славно Он прославился.

Воспоим песнь нову
Спасителю и Богу,
пославшему ныне
к Деве Марии
Гавриила Ангела,
исполнившего Ее радостию.

Ныне Дева в радости
умирилась Гавриилом Ангелом
и зачала во чреве
прежде век Единосущного Отцу
и соприсущного Духу.

Вонми [небо]

Воздадите, люди,
славу Богу,
вселившемуся ныне
во утробу Девы
Непорочной.

Праведен и свят
есть Господь,
прославивший ныне
имя Его Породившей.

Ангел ныне
Деве радость
явил от Бога
всемирную.
Непорочная Дево,
Богородице,
умоли за нас
Господа.

[Песнь 3]. Утверди

Укрепи, Господи,
поющих Тебя сердца,
пославший ныне
Архангела Гавриила,
глаголющего: «Радуйся,
От Тебя родится
Царь Славы».

Утверди, Господи,
Церковь Твою,
непреложно
родившийся от Девы,
и даруй миру радость
как Человеколюбец.

Еву Ты избавила рождеством Твоим и даровала смертным человекам бессмертие

Еву Ты избавила
рождеством Твоим
и даровала смертным
человекам бессмертие.
Сего ради Богородице
поклоняемся и величаем.

[Песнь 4]. Господи, услышал

Услышал я, Господи,
слух Твой
и прославил Тебя
как Человеколюбца.

Радуйся, Всесвятая,
Непорочная Богородице, Дево,
Ибо Предвечное Слово Божие
зачалось бессеменно
гласом Ангельским.
Молись о спасении нашем.

[Песнь 5]. От ночи

От ночи утреннеем,
Тебе славу приносим, Господи,
пославшему Гавриила Ангела
на радость Деве Марии.
Возрадовал Ее и возвестил
вечное сие запечатление.

Воспоем Святую Деву
и прославим Ее,
ставшую селением [Божиим],
ибо Слово приняло плоть
и весь мир спасло.

Помилуй, Христе,
уповающих на Родившую Тебя
и Деву славящих,
ибо благ и человеколюбец Бог еси,
и молитвами Ее спаси души наши.

[Песнь 6]. Возопих

Возопил я в скорби моей
к милостивому Богу,
и услышал меня
Единый Безгрешный,
и избавил меня от тления
и смерти Господь.

Благовестил Гавриил Ангел
Богородице Марии,
ибо родился от Нее
Сын Божий Спаситель,
искупивший грехи мира.

Слово стало
плотию от Девы
и человечество
приняло непреложно,
да спасет мир
как Человеколюбец.

[Песнь 7]. Благословен

Посреди отроков
в печи видимый
и неведомую тайну
Девы поведавший,
благословен еси, Боже
отцов наших.

Пославший Ангела
благовестить Деве,
да преложится
печаль Евы на радость,
благословен еси, Боже
отцов наших.

Вселившийся во утробу Девы
и природу человеков освятивший,
благословен еси, Боже
отцов наших.

Естеством единосущный
Отцу и Всесвятому Духу,
Бог и вселившийся
во утробу Девы,
благословен еси, Боже
отцов наших.

[Песнь 8]. Благословите

Приидите ныне, верные,
и воспойте во утробу Девы вселившегося
и скажите: «Благословите
все дела Господни Господа».

Дево, Слово Бога Отца
зачала Ты бессеменно,
благовестием Ангела.
В песнях речем: ««Благословите
все дела Господни Господа».

Верные, поклонению
Троице Единосущной наставленные,
едиными устами воспоем
и речем: «Благословите
все дела Господни Господа».

[Песнь 9]. Величит

Тебя, Ангела благовестить Деве пославшего
и от Нее воплотившегося
на спасение всех,
в песнях величаем.

Тебя чрез Гавриила Деве
тайну смотрения Твоего поведавшего
и от Нее вочеловечившегося
на спасение наше,
в песнях величаем.

Тебя, плотию явившегося
и от Отца не отлучившегося,
Единого Творца всех
и Спаса рода человеческого,
в песнях величаем.

На Хвалитех

Радость днесь всему миру,
когда уверилась Дева от Ангела,
Слово сошло с небес от Отца.

Благовествовал Архангел
Святой Деве:
«Радуйся, обрадованная,
Пресвятая Дево,
благодатная,
Господь с Тобою».

Устрашилась от приветствия
Святая Дева
и помыслила в уме Своем:
«Что значит приход сей?
И как уразуметь пришедшего?
Как рожду Творца неба и земли?»

Поведал Архангел Святой Деве:
«Не бойся, обрадованная,
Пресвятая Дева,
ибо девство Твое
девством пребудет.

Дух Святой найдет на Тебя
и Сила Вышнего осенит Тебя,
Сего ради рождаемое свято
и наречется Сыном Божиим».

Предисловие и перевод с древнегрузинского языка –
протодиакон Владимир Василик

7 апреля 2020 г.

Рейтинг: 10 Голосов: 280 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

[1] См., в частности: Василик В.В. Происхождение канона. История. Богословие. Поэтика. СПб., 2006. С. 164–166.

[2] Желтов М. Благовещение // Православная энциклопедия. Т. 5. С. 254–266.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Владимир В. 7 апреля 2020, 18:11
Замечательный материал, низкий поклон автору! Как всё просто и понятно раскрыт смысл божественного и таинственного. Дай Бог Вам крепкого здоровья и творческих успехов во славу Божию и нашего просвещения. С праздником Благовещения! С уважением Владимир
Ирина 7 апреля 2020, 09:11
Взбранной Воеводе победительная,/ яко избавльшеся от злых,/ благодарственная восписуем Ти, раби Твои, Богородице,/ но, яко имущая державу непобедимую,/ от всяких нас бед свободи, да зовем Ти:// радуйся, Невесто Неневестная.Пресвятая Богородица спаси меня всех моих родных.Мир моему дому.
Анна G 7 апреля 2020, 06:51
Благодарю! Как хорошо прочитать эти тексты в день Благовещения! Утешение тому, кто хотел бы быть в храме сейчас. Радуйся, Блгагодатная, Господь с тобою! Когда читаешь тексты - древние и народа другого, не твоего, но такие близкие по духу - уходят тревога и одиночество, появляется чувство общности с Церковью. С вечной Церковью Божией. Слава Богу за все.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Благовещение Пресвятой Богородицы Другие материалы сюжета:

Новые материалы

Выбор читателей

×