В издательстве «Вольный странник» вышел Псково-Печерский календарь «Христианская семья» на 2022 год. Это короткие тексты на каждый день года о жизни православных родителей, которые стремятся провести год вместе с Церковью. Мы попросили автора календаря — Анну Сапрыкину — рассказать о том, как появилось это издание.
Недавно встретилась с одной моей старой подругой, мамой пяти замечательных деток. Давно не виделись – и конечно, несколько часов говорили обо всем на свете. В том числе снова и снова обсуждали: бесконечно риторический вопрос: как это все устроить – чтобы православная культура стала родной культурой детей? И главное – не только культурой, но и убеждением, верой?
Этот вопрос каждое поколение, каждая конкретная семья решает по-своему. И все же, несомненно, есть некоторые общие идеи. Первая – не очень оптимистичная: у каждого человека свой путь к Богу, и у каждого нашего ребенка этот путь также будет свой. Нельзя другого человека заставить поверить – ни своего ребенка, ни своего соседа, ни разуверившегося монаха. Вторая идея оптимистичнее: родителям дана заповедь (Еф. 6, 4) воспитывать детей «в наставлении и учении Господнем», значит, именно в родительской заботе о воспитании детей в вере есть смысл, значит – воспитать детей в вере возможно. Шансы есть. Третья идея – в том, что семья имеет возможность стать малой Церковью. Именно в этой школе, в этой общности ребенок учится вере, то есть эффективность тут не только в родительском «наставлении», но в создании особенной воспитывающей среды, в создании семьи как Церкви. Где воспитывает – вся жизнь, отношения между всеми членами семьи, способы проведения времени и решения задач, где воспитывать может и ужин, и укладывание ребенка спать…
Куда деть теорию, когда на практике и жить-то некогда?!
Псково-Печерский календарь «Христианская семья» на 2022 год Но даже если понять и принять «теорию» построения семьи как места образования детей, как малой Церкви, остаются вопросы. Во-первых, как это все сделать на практике? Во-вторых – когда все это делать? Все мы очень и очень разные. Но вот мама с пятью детками, старший в четвертом классе, младшему годик, муж работает с утра до вечера, никаких помощников – здесь лишь бы успеть всех накормить, хотя бы видимость порядка создать, а еще отводить в школу и забирать старшего, да еще в какую-нибудь музыкалку, да еще без машины, со всем тремя ездить. А еще в какой-нибудь МФЦ зайти, и в поликлинику, и за продуктами, и… куда же втиснуть еще и что-то «православное», когда же вставать на молитву, когда почитать что-то детям или себе самой, когда ходить в храм, рассказывать детям о вере и хоть как-то встречать хоть какие-то праздники?! Какая тут культура, какое образование – речь идет о выживании? Хотя бы иногда высыпаться, не заработать нервное истощение и клиническую депрессию – кажется, будет достижением…
Какая тут культура – речь идет о выживании? Хотя бы иногда высыпаться, не заработать нервное истощение и клиническую депрессию
Как спланировать свой день, свою неделю так, чтобы «все успеть», – это всегда вопрос очень индивидуальный, поэтому, даже изучив популярные пособия по тайм-менеджменту, мы зачастую все равно как не успевали, так и не успеваем выполнить все намеченное. Все мы очень разные, даже когда речь идет об одной и той же маме. Когда-то мне приходилось забирать из школы и возить на разные занятия своего старшего малыша, имея на руках трех младших деток, и при этом у меня не было помощников, и я училась в аспирантуре. Не могу сказать, что все это было легко, но то, что мне помогало организовать свой и детский день, абсолютно не работает сейчас, когда детей у меня семеро, тот самый старший сын уже студент, основная «масса» детей – подростки, а моя работа отнимает гораздо больше сил и времени. Я сама уже другая, и организационные проблемы другие, и семья моя – совершенно другая, с другими отношениями и другой ролью мамы – из ситуации «мама с маленькими детьми» все перешло в ситуацию «мама работает дома, а дети есть и маленькие, и подростки, и взрослые». Поэтому все решения по всем фронтам – другие. Но все же существуют в природе некоторые идеи, которые хоть кому-то, хотя бы иногда могут помочь справиться с этим хаосом. Которые могут помочь успеть сделать в своем дне, в своей жизни – хотя бы самое важное. Которые помогут не забыть в круговерти бытовой повседневности – о том, ради чего вся эта круговерть. А может быть, даже помогут превратить изматывающую материнскую гонку в спокойное и счастливое плавание?
Календарь – это планирование
Вот об этой проблеме, об этих идеях я вспомнила, когда издательство «Вольный Странник» предложило мне сделать православный календарь для родителей на 2022 год. Нет, поначалу идея написать 365 текстов, желательно новых, да еще в сжатые сроки, мне совсем не понравилась. Но потом я поняла: а ведь календарь сам по себе – это уже планирование, это уже управление временем. А значит, его можно сделать своего рода «семейным планировщиком для церковного года». И это как раз возможность ответить и многим моим друзьям, и многим моим читателям на вопрос – как же можно «все успеть». Нет, конечно же, повторюсь – я твердо убеждена, что универсальных рецептов нет в природе, и то, что подошло мне, может не подойти не только другой семье, но даже мне самой еще через несколько лет. Но варианты, попытки и вдохновляющие идеи (надеюсь, что вдохновляющие!) – все это ведь имеет право быть зафиксированным?
Календарь можно сделать своего рода «семейным планировщиком для церковного года»
Поэтому за основу я взяла то самое, что составляет суть любого православного календаря, и то самое, что задает ритм жизни православной семьи, то самое, что позволяет как раз реально передать детям и православную культуру, и приобщить детей вере: это круг церковных постов и праздников. Конечно же, на эту тему я написала уже не одну книгу. Но здесь – попробовала предложить планирование такого рода жизни.
Как здесь «все успеть»? Для начала – главное: захотеть это успеть. А еще – распределять необходимые дела на несколько дней, и все, что только можно, делать заранее, понемногу. Рассказать детям о празднике можно дней за пять до знаменательной даты. И в календаре «Христианская семья» я как раз напоминаю сделать это как раз за пять дней. Ничего особенного – один разговор, например, на ночь, ничего трудного, долгого, сложного. Разобрать тропарь или другие элементы службы – на следующий день, это также займет совсем немного времени, и все – в спокойном режиме, никуда не торопясь. Потом составить меню праздничного стола и составить список покупок – еще один пункт, который позволит без спешки организовать стол. Заранее прибрать дом и, может быть, придумать какое-то праздничное оформление интерьера. И чтобы в день праздника, вернувшись из храма, сесть за стол – по возможности все, что только можно, также приготовить накануне, и иногда даже за два дня. Тогда к празднику – и дети готовы, и дом красивый (хотя бы примерно), и стол накрыт, и все это без лишней суеты. А календарь не только обо всем этом напомнит: здесь и тропарь, и кондак празднику, и икона с описанием, и приведены особенности богослужения, в том числе с учетом особенностей именно 2022 года. К каждому празднику подобраны небольшие цитаты из проповедей разных святых – эти крошечные фрагменты, кажется, можно зачитать вслух за праздничной трапезой: одно-два предложения, но это чтение уже само по себе поможет создать определенный настрой.
К большим праздникам, таким, как Рождество и Пасха, подготовка долгая, и «напоминалки» в этом календаре – особенные и совсем заблаговременные. Так, за две недели до Пасхи – возможный список вопросов, дел – что еще можно заранее подготовить к празднику, о чем не забыть – чтобы подготовка к Пасхе прошла без суеты и вообще состоялась.
«Пожиратели времени»
И все же – даже если большое дело разбивать на небольшие кусочки, даже если все планировать заранее, – и тогда часто оказывается, что времени и сил катастрофически не хватает. Чтобы попробовать разобраться с этим дефицитом, я предложила в календаре несколько очень разных подходов. Все это – итог изучения разных тематических пособий, и опыт других, уже давно «взрослых» семей, и мой личный опыт, конечно, тоже. Идей много, но вот, например – увидеть в своей жизни и исключить «пожирателей времени».
Недавно встретился вполне жизненный анекдот:
– Дорогая, я дома! Как день прошел, что поделывала?
– Много чего! Обед приготовила, с ребенком погуляла, перестирала шторы, помыла окна, вот, вяжу шарфик. Но учти: если и завтра за Интернет не заплатишь – я тебя убью.
Когда-то, в доисторические времена, когда были популярны Интернет-форумы, а соцсетей еще не было, в какой-то момент я вдруг поняла: обсуждения на форумах, даже вроде бы на возвышенные и судьборешающие темы, не просто отнимают мое время, но главное – заставляют меня все время мысленно к ним возвращаться. Я придумывала убойные аргументы, воображала развитие темы дискуссии… Это мешало мне сосредоточиться на домашних хлопотах, на занятиях с моими малышами, на работе. И я начала, буквально как барон Мюнхаузен, за косичку вытаскивать себя из сети. Очень быстро обнаружила – с ограниченным Интернетом успеваю гораздо больше. В том числе просто потому, что во время механических домашних забот я думаю не про споры в сети, но как раз могу придумывать и продумывать занятия с родными детьми, общаться с ними, придумывать, как правильно их самих привлечь к домашним делам, или же крутить в голове тему, которой в эти дни занималась по работе. Но это история не о том, как «вычеркнуть из жизни этот проклятый Интернет», но лишь об ограничениях, чтобы бывать в сети – но не увязать в ней. Время шло, и такая «культура потребления Интернета» стала уже частью жизни моих выросших детей. Как можно организовать подобные ограничения – все это я постаралась собрать в календаре «Христианская семья». Конечно, снова и снова – не факт, что идеи универсальные, но ведь кому-то пригодятся?
Подвиг материнства – стоять у плиты с утра до вечера?
Для меня было неожиданным однажды понять, что среди таких «пожирателей времени» могут оказаться очень даже «честные» темы. В том числе, например, приготовление пищи.
Для многих из нас кулинария – одно из любимых занятий. Отдых, развлечение, радость, неограниченные возможности для творчества; источник сил и вдохновения, та самая возможность восполнить ресурс.
Но некоторые родители воспринимают и озвучивают приготовление еды на всю семью как тяжелый труд, головную боль в буквальном и переносном смысле. Такие люди вынуждены по нескольку часов в день стоять у плиты, чувствуя себя «проклятыми рабами». Это стояние отнимает драгоценные силы и драгоценное время, те самые силы и время, которые необходимы каждому родителю – для заботы о духовном питании своих детей, для того, чтобы создавать в своем доме пространство радости, мира, утешения. Усталая мама, особенно беременная, или кормящая, или работающая, после многочасового стояния у плиты действительно не может найти в себе силы дляорганизации каких-то детских занятий, не может найти время для мужа, не может найти в себе силы «быть доброй мамой» или хотя бы «быть не очень злой мамой».
Усталая мама не может найти в себе силы «быть доброй мамой» или хотя бы «быть не очень злой мамой»
И возникает вопрос: а действительно ли эти стояния у плиты – необходимость? Действительно ли на столе должны быть четыре-пять раз в день свежеприготовленные сложносочиненные блюда? Это как-то соотносится с «подвигом материнства» и вообще с «женским служением»? Для одних семей ответ однозначен: это необходимость, иначе жить нельзя. Но есть дома, в которых приготовление еды организовано гораздо проще, отнимает незначительное количество сил и времени у родителей. Конечно, я не предлагаю кормить детей каждый день одними макаронами. И вообще ничего не предлагаю – только рассказываю, как справляюсь с какими-то проблемами сама и как справляются с этими проблемами другие, известные мне по книгам или по жизни, семьи. Но если говорить об упрощении и убыстрении готовки, то в этой картине мира требующие времени и сил блюда готовятся по субботам или воскресеньям, или когда на это есть настроение и силы, а быстрые варианты выступают как ежедневные, базовые. Сэкономленные часы можно будет потратить на общение с мужем, на занятия с детьми, и просто – на отдых, дефицитный в рабочие будни, бесценный в семье с любым количеством детей.
Еще и еще раз: все мы разные, и для многих из нас такой вариант «упростить быт» неприемлем, это конец всему и «зачем я тогда женился». В таком случае, конечно, вопрос закрыт, в такой семье будут другие варианты поиска свободного времени в сутках. И все же для тех, кто ищет по-настоящему быстрые рецепты, я собрала целую коллекцию в этом самом календаре «Христианская семья». Здесь измеряется скорость «активного времени» на приготовление блюда. Так, сварить хороший куриный бульон, даже в скороварке, занимает минут 40. Но активное время здесь – только сполоснуть птицу, залить ее холодной водой и включить плиту или мультиварку, то есть – секунд 60, максимум – 120. Затем, в конце приготовления, бульон подсолить (5 секунд), всыпать вермишель или кус-кус (еще 5 секунд), подождать минут пять (за это время накрыть на стол) – и суп, который оказывается обедом для всей семьи, готов. Тогда как активное время приготовления борща, вместе с чисткой и нарезкой овощей, их последовательным обжариванием и закладкой в кастрюлю в разное время, мытьем той посуды, которая используется для готовки, может занимать до 40 минут.
Для тех, кто ищет по-настоящему быстрые рецепты, я собрала целую коллекцию в этом самом календаре
Для тех, кому интересна такая экономия времени, в моем календаре коллекция быстрых завтраков, супов, основных блюд, все это – и для поста, и для скоромного стола. Готовые планы очень быстрых праздничных обедов, которые, во-первых, можно приготовить буквально за несколько минут (активное время!). Многие из этих планов подразумевают, что вся еда для праздника готовится накануне – чтобы вернуться из храма и сразу же сесть за стол.
Чтобы проверить, насколько удобны собранные мной скоростные рецепты и насколько они могут подойти совсем незнакомым семьям, я попросила издательство «Вольный Странник» пригласить нескольких мам-хозяек для проверки этой коллекции. Я очень благодарна всем, кто откликнулся, всем, кто приготовил блюда по этим рецептам и прислал мне свои замечания!
Интересно, что многие люди комментировали рецепты так: «Мы и так все это готовим каждый день». Для меня это отличный результат: я же не претендую на оригинальность рецептов, очень незначительное количество этих идей – мои собственные. Здесь главное увидеть: люди правда считают это все быстрыми и, главное, приемлемыми вариантами.
Кто-то оставлял замечания, и многие моменты я учла. Но некоторые замечания учитывать не стала, и важно сказать – почему. Так, например, некоторые предлагали в описанный мной куриный суп добавить морковку, картошку и обжаренный лучок. Но добавить «всего лишь овощи» значит их помыть, почистить и нарезать, закладывать в определенное время, постоянно возвращаясь к плите. На это уйдут уже не секунды, а минуты, и даже до получаса активного времени.
Третий же род замечаний – возмущение: так нельзя готовить, этим нельзя кормить семью! Да, для многих из нас обед, в котором нет первого, второго и третьего, обедом не считается, а праздничный стол – это примерно 6 разных салатов (оливье, селедка под шубой и прочие потрясающе вкусные вещи), пара видов мясных блюд (на приготовление которых ушло по нескольку часов), пироги, пирожки, торт (если он не самодельный – ты не хозяйка, и лучше умри). Но здесь – вопрос личного выбора и вкуса. Это не «хозяйка я или тварь дрожащая», это просто – как мы видим, как любим, что нам нравится. Тот, для кого важно, кому в радость проводить много часов у плиты, – тот отвергнет идею «готовить проще» и будет, конечно, другими способами находить свободное время для занятий со своими детьми, для качественного общения с мужем, для отдыха, для молитвы.
Христианская семья: учение и опыт
Впрочем, никак не может календарь с названием «Христианская семья» сводиться только к организации праздников и к разнообразным способам планирования времени. Невозможно говорить о христианской семье, не обращаясь к христианскому учению – поэтому в календаре очень много размышлений святых отцов о семье, в первую очередь, конечно, мысли великого вселенского учителя и святителя Иоанна Златоуста. Обо всем – о детях, о школе, о браке… Все это невероятно важные и удивительно актуальные темы. Так, в некоторые августовские дни календаря я пыталась вставить слова святителя об обращении мужа с женой, о семейном насилии и прочих непростых вещах… Для меня этой очень драгоценная тема – помочь людям, незнакомым с учением святителя, увидеть, как именно Церковь, а не блогеры или анонимные брошюрки, отвечает на самые горячие вопросы о браке и семейной жизни.
В этом календаре немало дней-страниц, посвященных святым семьям
А еще, конечно, христианская семья – это реальный опыт «успешных семей». Поэтому в этом календаре немало дней-страниц, посвященных святым семьям. Все это очень разные люди: кто-то благочестивый встретил благочестивую девушку, женился на ней, они вырастили благочестивых детей. А кто-то женился на девушке с темным прошлым – но она стала верной спутницей своему святому мужу и также достигла святости. Это об очень разных святых матерях святых семейств – одни были тихими «хранительницами домашнего очага», другие вершили судьбы целых народов, участвовали в политических и в военных делах. Это об очень разных отношениях между святыми мужьями и их святыми женами. Одни святые рождали и воспитывали детей, другие становились основателями монастырей. Одна жена обращала к Богу своего неверующего мужа, другая – своими руками перевозила нетленное тело своего святого супруга из одного города в другой, третья, приняв монашество вместе с супругом, под видом мужчины-монаха прожила в одной келлии со своим родным мужем – и сумела остаться неузнанной… Собрать воедино эти истории, увидеть – насколько это разные отношения, разные роды и виды любви, – эта работа оказалась очень интересной для меня самой.
Чем плох календарь, в котором 365 текстов
Но вот календарь закончен, и вот уже вышел в свет. И теперь вся эта история с созданием 365 коротких текстов представляется мне какой-то невеселой.
Ведь календарь такого рода – понятие одноразовое. Здесь очень и очень многое привязано к конкретному году, учитывает подвижную часть церковного календаря, которая уже в 2023-м году будет совершенно другой. И воскресные дни, и особенности богослужений зачастую также привязаны к конкретному году. Грустно – проделать работу, которая пригодится, скорее всего, только в наступающем 2022-м году. Впрочем, именно одноразовость календаря помогла в некоторых случаях предложить совсем небольшие темы, которые не тянут на полновесные статьи и слишком поверхностны для того, чтобы войти в книги, но все же, кажется, могут быть кому-то интересны. Например – список мультфильмов для детей, добрых, вполне походящих для воспитывающихся в вере детей, и при этом – увлекательных и качественных. Или список фильмов для совместного просмотра с мужем, или подборки книг для подростков. Так что все эти 365 текстов очень и очень разные, иногда – что-то очень календарное, вроде сюжетов о праздниках или житий святых, иногда – нечто вневременное, вроде текстов святых отцов, иногда же вот такие сюжеты, вроде записок о буднях, проблемах и радостях родительской жизни. Короче – всего понемножку. И если этот набор разнородных историй поможет кому-то планировать свой год, провести грядущее лето вместе с Церковью – ведь уже здорово? Если кого-то эти истории поддержат, помогут вспомнить о самом главном – сверхзадачу можно считать выполненной.
Если кому-то будет интересно обсудить все эти, такие разные, сюжеты о жизни христианской семьи, если кто-то захочет предложить реально работающие идеи по организации времени в семье, особенно в большой семье, – буду очень рада поговорить на презентации этого календаря, а также на презентации моего нового детского проекта, о котором, впрочем, напишу отдельно.