15 лет назад отошел ко Господу старец Псково-Печерского монастыря архимандрит Иоанн (Крестьянкин). В 2006-м году в день кончины Батюшки – 5 февраля – отмечали праздник Новомучеников и исповедников Церкви Русской, что было особенно символично. Отец Иоанн и сам – исповедник веры, перенесший пытки, прошедший тюрьмы и лагеря за бесстрашное исповедание веры во Христа. Многие его наставники, сослужители, сотаинники и друзья причислены к сонму святых новомучеников. Архимандрит Иоанн явил в себе образ истинного пастыря, любящего духовного отца, благодатного старца. Любовь отца Иоанна проникает к нам и сейчас – через его проповеди и письма, через воспоминания о незабываемых встречах с ним тех, кто его знал.
К 15-летию кончины старца Издательство Псково-Печерского монастыря «Вольный странник» выпустило книгу его советов и размышлений «Основание семейной жизни». Книга состоит из трех глав. В первую главу вошли выдержки из проповедей отца Иоанна о том, как строить отношения и воспитывать детей, во вторую – цитаты из писем о том, как создать и сохранить семью. В третьей главе собраны живые рассказы из воспоминаний духовных детей старца, касающиеся проблем семьи. Фрагменты из этой книги мы предлагаем сегодня вашему вниманию.
О любви в семье
Любовь – сила, таящая в себе энергию жизни. От слияния Божественной любви с человеческой является духовная жизнь в человеке; от любви человека к человеку порождается жизнь земная, человеческая. Поэтому в Святом Евангелии Господь так часто говорит о любви. Но, хорошо зная природу души человеческой, которая с духовного понимания скоро возвращается к плотскому, себе более сродному, Он раскрыл Божественное истинное понятие и смысл этого слова. Апостол Павел же в своем послании к Коринфянам наполнил для нас это слово жизненным содержанием, исключающим всякое ложное его толкование:
«Любовь долготерпит, милосердствует, …не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1Кор. 13, 4–7).
Как строить жизнь в семье
Как подробно изложен в Писании круг наших житейских обычных забот и дум. Утром, наскоро перекрестив лоб, а многие и об этом забывают, мы торопливо устремляемся к ежедневным заботам о земном. А перед нами на чаше весов совсем неравноценные вещи: с одной стороны – спасение души, с другой – житейское, земное благополучие. И услышим ли мы сегодня слова Христа: «Душа не больше ли пищи, и тело – одежды» (Мф. 6, 25)? И опять нам становится страшно довериться обещанию Божию. Как не заботиться о насущном для семьи, для детей: о пропитании, о воспитании, о всестороннем образовании молодого поколения? И радости жизни, и даже развлечения, тоже важны и нужны для нас. Для всякого возраста они свои, и это тоже немалая ежедневная забота и очень ответственная тревога для взрослых. Во всем этом нам предлежит не просто участвовать, но быть руководителями и воспитателями. Нам надо этим и в этом жить повседневно. А слова Спасителя «не пекитесь» если не протестом отзываются в нашем сердце, то все же некоторым смущением и непониманием. Вот истинная мера нашей веры Богу. Но нет ли в призыве «не пекитесь» явного противоречия со словами того же Писания – «в поте лица твоего снеси хлеб твой» (Быт. 3,19), сказанных нашему прародителю? Или, еще определеннее: «кто не работает, да не ест» (2 Сол. 3,10). Так в чем же здесь дело? Поразмыслим над этим кажущимся недоразумением.
Дорогие мои, если Спаситель возвестил в слух всего мира и для всех времен эти слова, то не значит ли это, что истина их сильна разрешить для нас все вопросы нашей жизни – и духовной, и житейской. Это – при полном доверии и несомненной вере Богу. Но есть ли у человечества такая вера Промыслу Божию о нас?
***
Можем ли мы обойтись без земных забот? Конечно, нет. Много всего требуется нам во временной земной жизни. И в поте лица, часто с утра до вечера, и так каждый день, трудится человек. Заботы эти не знают отдыха и нам не дают покоя. Но заботливая суета с забвением о Боге, промышляющем о нас день и ночь, есть болезнь греховная. Главным же трудом нашим должно стать желание быть с Богом – и здесь, в земной жизни, и в Царствии Небесном. Мы, вставая и ложась, и утром и вечером, и днем и ночью, среди трудов и среди отдыха, ни на минуту не должны забывать эту главную свою заботу.
Земные труды мы должны обращать в труды для обретения Царства Небесного: надо жить на земле для неба, во плоти духовно, во времени для вечности
Земные труды мы должны обращать в труды для обретения Царства Небесного, самые земные занятия поставить так, чтобы они не препятствовали, а способствовали нам достигать его, – словом: надо жить на земле для неба, во плоти духовно, во времени для вечности, – ищите Царствия Божия прежде всего.
И это просто, дорогие мои! Надо только всегда помнить, что рядом с тобой есть Великий Благожелатель Бог. «Господи! благослови день мною начинаемый, благослови дело, мне предлежащее. Господи! Слава Тебе!» Так земные труды станут обращаться в труды для обретения Царства Небесного, самые земные занятия будут способствовать достигать его. Земная жизнь станет лествицей в Царство Небесное. Ищите же Царствия Божия прежде всего.
***
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
Дорогие мои, оглянемся же и на себя. Заглянем в виноградник своей души, ведь каждому из нас вручен Господом свой сад, свой виноградник, плоды которого получают тоже должное воздаяние. Есть ли в нашем винограднике Бог, есть ли в нем делание по Богу? Будет ли нам что принести Господу, сказав Ему: «Вот Твоя от Твоих, Господи»! Не трудится ли и наша душа уже в одной упряжке со злыми делателями? А вдруг ничего Божьего не найдется в нас? Вдруг ничего Божьего не найдется в нас, вдруг окажется, что, при внешнем подобии православной жизни, внутреннее в нас в лучшем случае – наша самость, а то и просто откровенно вражье. И, дорогие мои, со всей ответственностью священника я говорю вам – именно об этом свидетельствуют сейчас бедствия жизни нашей.
Даже большинство тех, кто находится в ограде Церкви, холодным расчетливым умом исповедуя Бога, не приникли к Нему любовью сердца своего, оставляя сердце в плену страстей и прихотей своих, отдавая его не небу, но земле всецело.
***
Любые пристрастия к чему-либо, в том числе и к земному богатству, могут стать преградой на пути спасения, стирая в нас саму память о приобретении благ вечных, небесных. Они подавляют жизнь духа, иссушают сердце, искажают понятия добра и зла, лишают сердце сочувствия и сострадания. Всякое пристрастие несет в себе страшную нравственную угрозу. Будем же помнить, дорогие мои, что на Страшном Суде Господь наш Спаситель скажет нам:
«Я не требовал от вас великих подвигов, их брали на себя добровольно те, кто ощущал в себе силу духа и кто носил в себе огромную любовь ко Мне. Я ждал, что вы будете исполнителями тех Моих заповедей, которые не только по силам вам, но исполнение которых доставляет человеку огромное счастье. Об этих Моих заповедях Я сказал: иго бо Мое благо и бремя Мое легко есть (ср. Мф. 11, 30). Я звал вас: будьте милосердны, как Отец ваш милосерд, любите друг друга, не судите, да не судимы будете. Разве трудно исполнять эти заповеди? Разве не дали бы они, как и обещал Я, покой душам вашим (ср. Мф. 11, 29)?»
О молитве за страждущих родных
Сколько примеров самого лютого беснования видим мы с вами в наши дни, сколько семей страдает от сыновей-наркоманов, от одержимых пьянством и от других проявлений этой тяжелой болезни духа. И самые опытные и знающие врачи становятся бессильны перед этой бедой. И сегодня Христос указывает всем скорбящим о своих страждущих родных и близких единственного на весь мир Врача – это сила Божией благодати, которая приходит на зов верующего Богу сердца и является на усиленную молитву, подкрепленную постом. Другой силы на разгулявшегося по миру врага рода человеческого нет. А еще хочу вас предостеречь от возможности заболеть этим тяжким недугом одержимости. Дорогие мои, дорожку к нашему сердцу врагу открывает ложь, которой мы не боимся и частенько ради корысти и выгоды своей, и даже просто ради желания произвести на собеседника впечатление, пользуемся. Бойтесь самой малой и кажущейся безобидной лжи, это вражья приманка, которой он пленяет души.
О воспитании детей
Жизнь – трудное дело. И она становится невыносимо трудна, когда из нее изгоняется Бог.
Жизнь – трудное дело. И она становится невыносимо трудна, когда из нее изгоняется Бог
Ведь когда изгоняется Бог из дома, на Его место приходят злейшие духи, сеющие свои смертоносные плевелы. Мрак и тьма давно начали осуществлять свои смертоносные планы, восстав на семью, на материнство, которое кроет в себе будущее мира – воспитание потомства.
И надо нам с вами это понимать, ибо это – наше настоящее и наше будущее. И в этом наша ответственность пред Богом. Ответственность страшная!
Вслушайтесь в слова, которые сказал великий учитель Церкви Иоанн Златоуст:
«Родители, которые пренебрегают воспитывать своих детей по-христиански, беззаконнее детоубийц, ибо детоубийцы тело от души разлучают, а они и душу, и тело ввергают в геенну огненную».
За 70 лет пленения Церкви сколько поколений выросло порабощенными мраком безбожия и зараженными материалистическим духом стяжательства и накопления. Люди выросли без Бога. И теперь мы с вами должны входить в реальную обстановку жизни нашей, терпеливостью своей в трудах и молитве пытаться исправить то, что было нарушено.
Многие помнят трагические для вас и детей ваших годы, когда за одно желание воспитать детей в духе христианства грозила опасность потерять их навсегда. Родителей лишали материнства и отцовства, а детей насильственно отдавали в интернаты и детские дома. Перед вашими детьми закрывали путь в жизнь, закрывали двери учебных заведений. Это страшное время мы пережили. И оно, безусловно, не могло не оставить рубцов на сердцах наших. А скольких слез и сердечной боли стоило материнскому сердцу видеть, как то немногое, что удавалось сделать дома, в семье, вытаптывалось в душе ребенка в школе. И лились слезы, лились молитвы. Не думайте, что они не замечены и не услышаны. Могут не услышать и не понять люди, но не Бог. А для Бога это не просто слезы, это крестный путь матери-христианки, воюющей за чадо свое против целого мира, против самого диавола.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
Это даже не просто крест. Это мученичество. Мученичество за Христа. А благодать Божия всегда укрепляла мучеников, укрепляла она и вас в вашей неравной борьбе за детей, укрепит она вас и теперь. Только бы не ослабела христианская убежденность и устремленность – вера наша. И теперь нам, подобно праведной Анне (матери Пресвятой Богородицы), надо просить у Господа чуда: «Господи! Разреши болезнь сердца моего. Да благословится и прославится в рожденном мною Твое милосердие». И не усомнитесь, чудо совершится по вере вашей.
Но страшно и разрушительно, если у нас-то, у взрослых, вера в Бога остается только на словах, а не преображает нашу повседневную жизнь, и сопровождается в нас духовным бесплодием, не имеющим живой жизненной силы Духа Божия. Но и этого чуда просите, и дастся вам.
Всем нам необходимо понять сейчас, что надо срочно спасать от тлетворного духа времени и возвращать Богу нашу Малую Церковь, нашу семью. Надо именно в ней возжечь лампаду христианской жизни в Боге. И только в этом – спасение мира, наше спасение.
Мы не преуспеем сразу, нам будет крайне трудно, но делать надо ради жизни в вечности.
Ведь отцы и матери, Богом благословенные творцы и покровители детей своих, ответственны за них и за себя. И не наше ли дело – теперь, в пустыне мира, где царят одиночество, суета и равнодушие, тревожная неуверенность и злоба, создать очаг молитвы. Надо помнить, что где двое или трое собраны во имя Божие, там и Господь посреди них (ср. Мф. 18, 20).
Тогда оживет дом! И один, и другой, и третий. Устроятся расстроенные безбожием порядки внутренней жизни семьи и каждого человека. И Царство Божие, вернувшееся в душу, снова начнет преображать мир.
О создании семьи
Недаром говорила русская мудрость – семь раз примерь и один отрежь. Вот это мы разучились теперь делать. Мы не обдумываем и не примеряем, мы все режем и кромсаем, а выходит-то по-живому больно. А я не знаю старцев, которые вторгаются в Божии определения, гласящие, что до последних дней мира будут люди жениться и выходить замуж, и будут рожать и воспитывать детей и этим спасаться. Но кто что успеет на своем жизненном пути. И одному Господь благословляет одно, другому – другое.
***
Пути спасительных два – семья и монашество. Загляни в свое сердце и спроси его, куда влечется оно.
***
Если не даст Господь брака по любви, то лучшее – это покориться воле Божией, но создавать нечто похожее на семью без любви – это еще раз ранить свое сердце и душу, это углубить боль души на многое время, если не на всю жизнь.
Создавать семью без любви – ранить свое сердце и душу
О сохранении семьи
«В терпении вашем спасайте души ваши!» (Лк. 21, 19) А тебе бы все готовое да хорошее, а семью-то созидать надо вместе, да с Божией помощью, с постоянным обращением за милостью Божией.
И монашество – крест, и супружество – не меньший крест. Но без креста не увидим и Христа. Крест взят и благословлен вам, – и теперь надо учиться нести его во спасение, помогая себе и своим близким чуткостью и молитвой.
***
Счастье человеческое не в чем ином, как в единении с Богом, исполнении Его спасительных заповедей. Вот и решайте свои жизненно важные для вас проблемы с этой позиции. Вы человек семейный, и брак ваш благословлен, а значит, наиважнейшее для вас – спасение всей семьи, жизнь в Боге всей семьи. В этот же данный вами Богу обет входит и материальное обеспечение семьи. Вот и думайте, и молитесь, как это осуществить наилучшим образом. А для этого, уж простите, даны нам Господом голова и ум свой.
***
Несение креста и восшествие на него ни для кого не было безболезненно. А без креста не увидим мы Христа. Выбор креста делается однажды, а остальное время жизнь с ним в том, что этот крест предлагает. Ваш выбор вы сделали, когда выходили замуж за вдовца, а это значит, что если супружество и создание новой семьи есть крестный подвиг, то создание семьи на чужом фундаменте – подвиг вдвойне.
Мы не пешки в жизни, а сотворцы Богу
Умудри вас Бог и укрепи. И многое зависит и от вас самой. Сейчас, когда вы вдруг сосредоточились на себе и своих обидах, отделяя себя от семьи — «я» и «они», – хочу сказать вам только одно: у вас столкнулись два противоположных восприятия жизни, и это не теперь случилось, но было, когда вы давали согласие на брак с этим человеком, а значит, всё это было заложено в основание вашего жизненного креста. А решать: нести ли этот крест до конца или бросить его и взять другой, но думаю, что не менее тяжелый, – придется вам самой. Дорогая, жизни учит сама жизнь, надо думать и о себе, и о супруге.
Не забывайте, что мы не пешки в жизни, а сотворцы Богу.
***
Ваше христианское терпение, смирение и любовь хоть немного, в свое время, сделают свое дело, и ваша половинка, ваш муж, оживет духом.
Но для этого начните трудиться над собой: он срывается, не срывайтесь вы. Поймите, ведь ему труднее, чем вам, он не знает Бога, а враг ведет его «аможе не хощет».
Начинайте молиться о нем постоянно и с чувством жалости, вспомните, что и ему с детства было трудно, как и вам. А остальное – дело Божие. Почитайте 1-е Послание к Коринфянам, гл. 7, и помните, что вы болеете вместе с мужем, ведь вы двое – плоть едина.
А то, что молитесь тайно от него, – хорошо. Это надо делать обязательно, чтобы не вызвать его на богохульство. Придет время, и тайное можно будет делать явно.
***
Божие благословение вам на любовь и терпение. Было время, когда и наши немощи терпеливо врачевал Господь по предстательству за нас близких, и вызревала душа незримо для нас, пока однажды не откликнулась и сама на любовь и терпение других. А у вас-то печаль о родном человеке, о супруге. И печаль эта призвана усилить молитву.
Но супругу не показывайте ваших трудов и усилий, живите с ним в одной упряжке, не убегая далеко вперед в своем религиозном рвении, все время чувствуйте близко рядом своего С.
***
Только об одном я бы вам посоветовал подумать серьезно – это ваши отношения с супругом бывшим. Нет, дорогая моя, между мужем и женой отношений сестринских и быть не может. И ваша близость – это ему совсем не помощь, а, наоборот, раздражитель, который толкает его на всякие беззаконные деяния.
А потому и надо вам решить эту проблему в первую очередь: или вы узакониваете с ним свои отношения и живете как положено супругам, или уходите и дайте ему свободу устроить свою жизнь. Дорогая моя, это ведь проблема серьезная, и только о себе и своих хотениях здесь думать нельзя.
***
Дай вам Бог мудрости и терпения, чтобы сохранить свою семью и любовь в ней. Не надо вам становиться кем-то другим, а не той, которую любил муж. Надо и одеться со вкусом, и причесаться к лицу, и все прочее, ведь вы не монашествующая. И интересы с супругом у вас должны быть общие, и не смущайте его своей показной религиозностью, но соблюдайте во всем меру и учитывайте постигшую его духовную болезнь. Молитесь о нем тайно.
Надо и одеться со вкусом, и причесаться к лицу, ведь вы не монашествующая. Не смущайте его своей показной религиозностью
Одним словом – сохраняйте в семье мир и любовь, терпеливо снисходя к его душевной немощи. Вера придет к нему в ответ на ваши труды и мудрое поведение с ним во всем.
***
В семейной жизни главное – это не выяснение отношений, а умение быть к себе построже, а к другому, к любимому, – поснисходительнее.
У Бога нет забытых людей, и Промысл Божий зрит всех. И миром правит Бог, только Бог и никто другой. А постригов женщин, у которых есть дети малолетние, я вообще никогда не благословлял – кто я такой, чтобы спорить с Богом. Он повелел ей быть матерью, а это такой труд, которого хватит на всю жизнь.
А нынче модно стало быть сразу всем одновременно: и монахиней, и матерью, и супругой. Но я очень сомневаюсь, что это столпотворение и смешение вавилонское приведет ко спасению.
Выбор жизненного пути человек делает однажды, и только особым Божиим вмешательством переставляется человек на иной образ жизни. Если Господь Сам освобождает этого человека от тех обязанностей, которые взяты им при выборе жизненного пути, – умирает супруг, умирают дети, – вот это от Бога. А всё остальное – своеволие и произвол.
***
Ваши переживания – дело сугубо деликатное и творческое, дело любви. И не всегда удается попасть в тон и запеть слаженно. Но это жизнь. Жизнь – подвиг, жизнь – наука, она воспитывает в нас и терпение, и смирение, и любовь. Подумайте, до нас, казалось бы, далеко живущих от треволнений мира, доходит его лихорадка, а что же говорить о тех, чьих души, ума, сердца она касается непосредственно. Дай им Бог силы устоять и не шарахаться за сиюминутными причудами жизни (жизнь-то ведь всё еще строится без Бога, а значит, пока жизнь – не в жизнь).
Главное для нас – всегда и во всем быть с Богом
Так что, дорогая, знайте, что нам с вами отведена очень важная роль – понять и молиться, и вовремя подать, и утешительно принять, облегчая этим супругу трудную ношу внешних переживаний.
Вам надо быть помощницей, а для этого необязательно знать, но непременно чувствовать. И окончу словами апостола, они и нам ко времени и кстати: «Знание надмевает, а любовь назидает» (1Кор. 8,1). Знаю, что у вас сугубая трудность, хочется для себя опоры, а тут кругом самой надо быть опорой. Мне вот уже 90, а и с меня все еще безжалостно требуют, чтобы и я был опорой. Но я-то знаю, что опора у нас Одна, и сила наша в Одном, и спасение во Едином – всё во Христе Господе нашем Спасителе. Вот с Божией помощью всё и выдержим, и переживем, сохраняя веру и верность. Главное для нас – всегда и во всем быть с Богом.