Кто в доме главный? Если верить популярной песенке «папа в доме, конечно, главный, если мамы, конечно, нет», если верить глазам и ушам своим, оглядывая просторы многих знакомых домов, – то глава дома, пожалуй, чаще всего жена. И нередко муж совсем не против такого расклада. Меньше власти – меньше ответственности. Жена бывает главой семьи и тогда, когда декларируется, будто глава – муж. Это когда «жена – шея», куда захочу, туда голова и повернется.
Можно встретить такие семьи, в которых глава – действительно муж. Настоящий глава, мудрый руководитель, которого все домочадцы действительно уважают, которого любят, советам которого действительно хотят следовать. И еще бывают сказочные, драконьи, многоголовые семьи. В них головами пытаются быть одновременно бабушки, и жена, и дети. У бабушек опыта больше, а детям – все самое лучшее. Трудно определить, кто при таком раскладе важнее и громче.
Кто главный в доме? Почему, с какой стати – главный? Это вопрос не праздный. Это вопрос о том, зачем мы вместе. Почему, ради чего мы – семья.
Главный тот, кто денег больше зарабатывает? Логично. Это когда мы живем ради денег.
Главный тот, «на ком весь дом держится»? Тоже логично. Это когда чистый пол, горячий борщ и выглаженные рубашки, то есть «быт» и «комфорт» – то, ради чего мы живем.
Дом возглавляет система ценностей семьи.
Дом возглавляет система ценностей семьи, и эта система ценностей определяет все
И эта система ценностей определяет все. Все. Как мы разговариваем друг с другом. С чего начинается наше утро. Как мы садимся за стол. Какая планировка комнат в нашем доме. Куда дети едут на лето. Как мы встречаем известие о беременности. Как мы встречаем смерть того, кого мы любили…
Каждая семья с момента знакомства будущих супругов, с первых произнесенных слов о браке определяет для себя эту главную ценность. Эта ценность – то самое, что соединяет две души в один дом – или эта ценность постепенно вырастает вместе с устроением дома. Так или иначе, но именно эта ценность становится в основание дома и завершает, возглавляет его. Сначала это могла быть одна ценность – а постепенно ее подменит другая. А еще мы можем специально, сознательно отречься от одной ценности и посвятить свой дом совсем другой. Как на разрушенном капище вырастает монастырь, как языческий храм превращается в место служения Истинному Богу.
***
Семья – это ячейка общества.
Семья – это совместное ведение хозяйства.
Семья – это несколько человек под одной крышей, спят-едят-решают текущие проблемы.
Но семья может вставать, подниматься, расти. Переходить из плоскости «лимузин-любовная лодка разбилась о быт-развелись» в плоскость духовную. От существования – к Жизни.
Настоящая семья
Есть только один путь – отвергнуться себя и последовать за Самим Христом
Что такое – настоящая семья? Мы можем пофантазировать, можем опереться на художественную литературу, можем поднять научные работы по философии, социологии, по психологии семейных отношений, можем походить по форумам и соцсетям (по «православным», конечно!), можем собрать кружок друзей и родственников за столом, можем просто следовать «логическим рассуждениям». И это будет множество очень интересных мнений и кладовая жизненного опыта наших знакомых. Но если для нас настоящее, истинное – значит Христово, то есть только один путь – отвергнуться себя и последовать за Самим Христом. Построить свой дом не на песке мнений и самомнения, а на камне церковного учения об устроении семьи.
Одним из основных выразителей этого учения, одним из тех, кто ясно и подробно рассказал нам, что такое настоящая христианская семья, оказывается великий вселенский учитель и святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский.
***
Семья – малая Церковь (именно так, с большой буквы), как утверждает святитель Иоанн Златоуст[1].
Семья может быть даже раем: «...сделай свой дом небом», – призывает нас все тот же Иоанн Златоуст. А потом добавляет совершенно удивительные слова, мои любимые слова:
«Где муж, и жена, и дети в согласии и любви соединены узами добродетели, там посреди Христос»[2].
Христос может быть «посреди» нашего дома. Внутри нашего дома. Живой Бог – вместе с нами.
Семью – малую Церковь – возглавляет Бог
При условии, что в доме будут любовь и согласие. Если мы все будем соединены друг с другом не только бытом, не только приятными чувствами, но и стремлением к добродетели… И Бог будет главным в доме.
Всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог (1 Кор.11,3).
Получается такая иерархия в семье, в браке: у жены есть глава, и это – ее муж; и у мужа, в свою очередь, есть глава – это Христос. Главный в такой семье – Сам Бог.
«В браке всегда есть третье лицо – Лицо Самого Бога»[3], – пишет исследователь святоотеческого учения о браке С. Троицкий.
Семью – малую Церковь – возглавляет Бог. И он входит в этот дом и находится внутри него. Бог, сотворивший небо и землю, может быть посреди нас. И это правда возможно. Это и есть настоящая семья: такая, в которой главный – Бог.
Отношения в семье – к Богу
В семье мы связаны друг с другом. Взаимными обязательствами, взаимной ответственностью. Христос – посреди любых отношений в настоящей семье. Вот посмотрим, как это выглядит.
Муж
Муж должен любить жену, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее (Еф. 5, 25-33). Не просто – любить. Любить жену – с Богом, ради Бога, как путь к Богу:
«Не столько ради ее самой должно любить ее, сколько ради Христа... Итак, делай все из повиновения Господу и как бы ты делал все ради Него»[4].
Как именно любить, где мера этой любви – сказано: как Христос. До смерти. В быту – тоже предельно понятно:
«Хотя бы ты видел, что она пренебрегает тобою, что развратна, что презирает тебя, умей привести к своим ногам твоим великим об ней попечением, любовью и дружбой. Нет уз, крепче этих, особенно для мужа и жены… общницу жизни… нужно привязывать к себе не страхом и угрозами, но любовью и расположенностью»[5].
Пока все идет хорошо, пока все в порядке – нетрудно любить жену и ради ее самой, ради той радости, которую приносит общение с любимой, красивой, родной женщиной. А когда все становится вверх ногами, когда жена все делает не так, и говорит не то, и истеричка, и склочница, и один вид этой сварливой бабы вызывает раздражение… В конце концов, когда она сама-то не выполняет возложенных на нее обязанностей, когда не слушает мужа и даже «развратна»… Вот тогда уже подвиг ради Христа – любить ее. Вот тогда подвиг – окутать ее теплой заботой, «любовью и дружбой». Ради Христа, во Имя Которого мы живем, Которому посвящен наш Дом, ради послушания истинному Главе семьи.
Жена
Жена должна повиноваться мужу, как Церковь повинуется Христу (Кол. 3,18, Еф. 22-24). И снова – повиноваться не ради мужа (хотя и ради него тоже), и не ради мира и согласия в семье (хотя и мир обеспечен), но как бы совершая служение Богу, служение Тому, ради Кого все отношения в семье выстраиваются, ради Кого – весь этот дом. По словам Златоуста, жена должна повиноваться мужу «если не ради мужа, то, в особенности, ради Господа»[6]. Это, продолжает учитель Церкви, и означает – оставить мужа или жену, чтобы последовать за Христом: то есть выполнять свой долг любви к жене и, соответственно, послушания мужу именно ради Бога, именно как служение Богу. И святитель напоминает нам, женам, слова апостола:
«Если повинуешься мужу, то думай, что ты повинуешься, как работающая Господу»[7].
Легко слушать того, кого любишь, легко слушаться мужа, который тебя любит. Для которого ты – единственная, прекрасная, родная. Но мелкие и серьезные проблемы, болезни, обиды, усталость, в конце концов, очевидные выкрутасы женской психики во время беременности и во время обычных женских состояний – все это первым делом выплескивается на отношения с мужем. И если в это время видеть только мужа, то… не так-то просто взять себя в руки, не так-то просто заставить себя слушаться его. Того, кто, конечно же, неправ (как можно класть зелень в суп еще до картошки?! как можно разрешать детям смотреть мультики 4 часа подряд? как можно ставить перед ребенком тарелку с черникой на белую скатерть?!). Слушать мужа в это время тяжело, почти невозможно.
А если смотреть не на мужа, который вызывает раздражение, а обратиться к Богу? Послушаться мужа – не потому что он прав, а потому что прав Господь, заповедавший мне послушание. Послушаться мужа – как принести жертву Богу. И самое удивительное то, что в таких случаях, когда ради Господа, а не во имя логики и тем более не во имя демонстрации послушания (вот сейчас муж увидит всю нелепость своих приказов!) удается победить свою гордость, свое стремление во всех ссорах выходить победительницей, – тогда все встает на свои места. Ради такого крошечного подвига Господь, Глава нашего дома, дает нашему дому мир. И дает любовь – уже не ту любовь, которая «сама по себе» когда-то привела нас друг ко другу, а любовь новую, еще более крепкую и сильную. И после такого маленького усилия над собой, сделанного именно ради Бога, появляется «естественное», легкое послушание мужу, послушание в любви уже к нему самому, послушание в радости согласия и единомыслия… Да, единомыслие в семье достигается как-то даже банально: жена повинуется мужу – и никаких разногласий быть не может:
«Не просто и не напрасно Павел выказал великую заботливость об этом деле, когда сказал: «Жены, повинуйтесь своим мужьям как Господу». Почему? Потому что, если они единомысленны, то и дети их воспитываются хорошо… Если же где бывает напротив, то там во всем беспорядок…»[8].
Вот как легко приходит мир и единомыслие в дом: если жена слышит и слушает мужа – откуда взяться разногласиям? Уничтожается сам механизм возникновения ссор, анархии, «беспорядка», в котором обычно воспитываются наши дети – дети беспорядочных семей…
Дети
Дети должны повиноваться родителям, ибо это благоугодно Господу (Еф. 6,1-3, Кол.3,20). А вовсе не потому, что родители всегда правы. Можно ли быть правым, не позволяя детям пойти на речку? Или неправым?... Но послушайтесь – «о Господе», то есть когда родители не требуют от детей нарушения заповедей.
Родители – это воспитатели, которым Царь и Отец поручил воспитание Его детей
И отношение родителей к детям: родители должны воспитывать детей в учении и наставлении Господнем (Еф. 6,4), снова – для Бога. Родители воспитывают детей не для самих себя, не для того, чтобы потешить свое тщеславие детскими достижениями, и даже не для того, чтобы «упокоить свою старость». Родители – это воспитатели, которым Царь и Отец поручил воспитание Его детей. Чтобы воспитали их по Его законам, по Его правилам, по Его Образу, для Него, чтобы им жить с Ним, царствовать в Его Царстве… Мы принимаем детей, дарованных нам Богом, как вверенный нам «залог», и готовим их ко встрече с Богом[9]…
Это тоже не просто теория или идеология. Такое отношение к детям зовет за собой все устроение нашей заботы о детях. Мы отдаем детей на самбо и в бассейн, мы ищем для них курсы английского с преподавателем-носителем языка, мы готовим их к олимпиадам по математике, мы читаем смешные книжки Астрид Линдгрен, включаем мультики про кроликов и фильмы про Шерлока Холмса – но главным всегда остается то, ради чего Господь поручил нам наших детей. Главное – когда мы не позволяем детским занятиям, детским увлечениям выращивать и поддерживать детские грехи и страсти. Главное – когда мы выстраиваем и каждый детский день, и все пространство детских занятий в памяти об этом главном. Главное – когда «учение Господне» предваряет и сопровождает все другие виды обучения детей и все наше общение с нашими детьми. Главное – когда мы начало каждого дела, каждого дня, и каждый седьмой день приобщаем нашу малую Церковь – Церкви великой. Когда общность всей нашей семьи с Христовой Церковью, с учением Церкви пронизывает весь строй жизни нашего дома.
Если Господь поручил нам, именно нам, воспитание наших детей – это означает и степень вовлеченности родителей в дело воспитания детей. Мы уже не можем отмахнуться от этого задания, от этой заповеди, «потому что нет времени», и даже потому, что «я не умею воспитывать детей», не можем запросто и полностью перебросить это благое иго на чужие плечи. Тем более, что в нашем доме, над нашим домом – наш Глава, наш истинный Отец, Воспитатель и Учитель – Господь, Который будет всегда заботиться о наших детях. Будет помогать нам воспитывать их. Если мы будем просить Его о помощи, если мы вообще призовем Его в свой дом, если мы посвятим именно Ему свой дом. Тогда получится, что наши дети рождаются и живут в доме Божием… Ничуть не меньше. Потому что как иначе назвать дом, в котором Бог – Глава? Как иначе назвать малую Церковь?
Если Господь поручает нам детей – то мы встретим появление нового малыша с радостью: ведь это не случайный «залет», а дар нашему дому, дар нашего Бога. И со спокойной уверенностью: раз Господь дал малыша –– Он поможет нам в заботе о нем. И если нам кажется, что мы не готовы, что мы не справимся… это только так кажется: Бог дал – Он и поможет нам справиться, Он знает, когда и кого приводить в наш дом. И нам остается только принять малыша, любить его и воспитывать его. Для Того, Кто его нам послал.
И если Он забрал малыша… Большого, маленького или долгожданного, но еще не рожденного… Это горе, которое может разрушить дом. Это горе. Но разрушает оно, когда дом – не к Богу, не в Боге. Но ведь настоящая семья – это дом Божий. Ведь малыш – Божий. Ведь рождение малыша – это не приз, не игрушка, рождение – задание воспитать маленького человека для его истинного Владыки и Отца. Наш Бог, наш Царь поручил нам воспитание – и забрал к Себе обратно нашего воспитанника. Мы любили этого малыша, мы заботились о нем – но наш Царь отозвал Свое поручение. Мы думали, что будем воспитывать малыша до его взросления. Чтобы дальше он сам смог жить – жить к Богу, идти к Богу и войти в Царство Небесное. А Господь дал нам позаботиться о нем не до взрослости, но всего лишь первый триместр беременности, или всего лишь до его пятилетия… И он ушел к Богу, к Отцу своему, гораздо раньше, чем мы надеялись. Но ведь главное, чтобы он в конце концов, сейчас или через восемьдесят лет, пришел именно к Нему, в Его руки… Разве не об этом мы молились с того самого момента, как тест на беременность показал две красные полоски?
Все в настоящей семье – к Богу и в Боге. И поэтому – все просто, все легко, даже когда слишком непросто и совсем не легко. Весь наш дом – в руках Божиих…
Любовью и единомыслием к Троице Нераздельней
Такое дело: служение Богу в семье как будто отворачивает нас друг от друга. И действительно, говорит же Златоуст: слушать мужа ради Бога – это «оставить мужа и жену», последовав за Христом. И выходит, как будто мы, идя к Богу, уходим друг от друга. Но чудо как раз в том, что все ровно наоборот. Ведь все эти заповеди об отношениях в семье буквально заставляют нас быть ближе друг ко другу, ближе в общем-то и некуда.
Мы идем к Богу – и соединяемся на этом пути, этим путем друг с другом
Авва Дорофей говорит о том, что Бог – это солнце, а мы, люди, как солнечные лучи: чем ближе мы к Богу, тем ближе мы друг ко другу. Это – две основные заповеди: «возлюби Бога» и «возлюби ближнего». Мы идем к Богу – и соединяемся на этом пути, этим путем друг с другом. Такое происходит даже с монахом, к которому преимущественно и обращены слова аввы Дорофея. Что же говорить о семье!
В семье мы идем к Богу вместе. Любовь к Богу по-настоящему, навечно соединяет нас друг с другом.
Мы связаны отнюдь не только взаимным долгом, взаимными обязательствами, теми заповедями, которые нам, семейным людям, необходимо соблюдать, если мы считаем себя христианами.
Семья – единый организм. Это – единица, а не множество
Семья – единый организм. Это – единица, а не множество.
Начинается все с непостижимой вещи: муж и жена – это один человек. Святитель Иоанн Златоуст говорит:
«Известно, что изначала Бог прилагал особенное попечение об этом союзе, и, говоря об обоих, Он выражается как об одном: мужа и жену сотворил я есть (Мк, 10:6)... Он устроил изначала, соединяя их в одно, как бы на каменном основании»[10].
Много раз, в самых разных проповедях, святитель повторяет, что «муж и жена – не два человека, а один человек»[11].
«С идеальной точки зрения богосовершенства и Богочеловечества, то есть какой должна быть истинно христианская и совершеннейшая чета супружества, она есть «плоть едина», один неделимый телесно-душевный организм, с одним телом и одной душой, одним умом, одним сердцем, одной волей»[12], – писал учитель святителя Илариона (Троицкого) проф. М.Д. Муретов.
Общность мужа и жены и менее тесная, но также сильная связь родителей и детей – не праздные слова или отвлеченная философия. Да, конечно, муж и жена – это две половинки, мы любим друг друга, и детей своих любим. Но, как выясняется, из разряда романтического образа это положение переходит в плоскость, для верующего человека невероятно серьезную и даже страшную.
Вот как обращается святитель Иоанн Златоуст к отцу семейства:
«Ужели, если наши жены и дети будут беспорядочны, то мы будем подлежать за них ответу? Да, если (это случится) от неприятия нами строгих мер, потому что для спасения недостаточно нам собственной добродетели... а требуется еще (добродетель) другого»[13].
Вот так – недостаточно собственной добродетели. Не получится самому потрудиться, а другие – уж как-нибудь, на их усмотрение. Не получится семейному человеку идти к Богу, если он не ведет, не старается приводить к Нему и свою жену, и своих детей. Вот еще слова Златоуста, из другой его проповеди:
«Ты ведь отвечаешь за спасение и детей, и домочадцев. Как мы дадим отчет за вас, так и каждый из вас несет ответственность… за жену, и за сына»[14].
Эта ответственность сама по себе делает нас единым целым. И это целое начинает жить как живой организм, больной или здоровый.
Вот, вроде бы, учение о спасении говорит о спасении души человека. Но спасаться может и дом, как единая душа. Например – пришло спасение дому (τῷ οἴκῳ) сему (Лк.19,9). Не одному хозяину дома спасение, не одной хозяйке, не рабу Божьему Александру или Елене, Иоанну или Василисе – а дому.
Дом может спасаться – и может погибать, «впадать в нечестие», и тоже – как единое целое, как связанность, как взаимозависимость домочадцев. В книге «Пастырь» Ерма, включенной в «Писания мужей апостольских», мы читаем:
«Не ради тебя собственно гневается на тебя Господь, но за дом твой, который впал в нечестие <…> И ты, любя детей, не вразумлял своего семейства, но допустил их развратиться»[15]..
У нас есть обязательства друг перед другом. И перед Богом. Это не просто традиция, не просто образ жизни, а путь ко спасению. Выполнять все эти обязательства – вместе, всем домом, идти к Богу. Да, дом умеет ходить. К Богу или от Бога. И дом идет к Богу, если это настоящий дом. И, один за другим, мы постепенно переходим из нашего земного дома в вечность, к Богу. Должны, должны приходить именно к Богу. И тогда оказывается, что кто-то из нашей семьи – еще здесь, на земле, а другие – уже «на месте», уже с Богом. И дом переходит в вечность. И дом оказывается вечным.
Так строится дом: от земли к вечности. С самого начала – и навсегда.
Святитель Иоанн Златоуст предлагает мужу говорить об этом своей жене сразу после свадьбы:
«Настоящая жизнь ничего не значит, и я прошу, и умоляю, и всячески стараюсь сподобиться нам так устроить настоящую жизнь, чтобы можно было и там, в будущем веке, совершенно безбоязненно встретиться друг с другом. Настоящее время кратко и ненадежно; если же сподобимся перейти эту жизнь, благоугодив Богу, то будем пребывать вечно и со Христом в великой радости. Я всему предпочитаю твою любовь, и ничто не может быть для меня так тяжело, как когда-нибудь разлучиться с тобою»[16].
Вечно быть вместе, вечно быть с Богом
Не разлучаться никогда – ни в земной жизни, ни в вечности. Вечно быть вместе, вечно быть с Богом.
***
Выполнение возложенных на нас, семейных людей, заповедей может быть тяжелым подвигом. Наверное, сравнимым с мученичеством или юродством... Если приходится служить Богу в семье – в одиночестве, если приходится ради Бога любить свою строптивую жену, если приходится ради Бога быть покорной жестокосердному мужу. Не бросать свой крест, а нести до конца. Даже до смерти... Ведь с креста не сходят. С креста – снимают…
***
Но если мы вместе пойдем по этому пути, если мы вместе будем так служить Богу, то наш дом действительно станет небом на земле. Где муж окружает жену заботой, любовью и дружбой, где жена послушна мужу своему и единомысленна с ним, где родители посвящают себя заботе о детях, воспитанию их, где все отношения – в любви друг ко другу и к Богу. И это небо, этот рай мы будем снова и снова восстанавливать, когда наше самолюбие, наши страсти будут сбивать нас с выбранного пути. Сбивали, сбивают и будут сбивать, пока мы на этой земле живем… А мы, падая, будем снова вставать, и снова будем идти, ползти, карабкаться, помогая друг другу, вытягивая друг друга. Чтобы дети наши рождались и росли в доме Божием. Чтобы послужить Богу, как это доступно нам, как Он Сам заповедал нам. Чтобы мы все встретились в Царстве Небесном. Чтобы семья наша пребывала вечно со Христом, с Главой нашего дома. И чтобы любовь наша не преставала никогда.
так же и вы можете быть для них неправославным.
у меня бабушка по папиной линии зарабатывала в разы больше дедушки, смогла родить только одного ребенка по проблемам здоровья - ах, какая "неправильная" бабушка! нужно было дома сидеть, заниматься только домашними делами и жить на нищенскую зарплату всей семьей! вот бы, по-вашему, было "по-православному".
PS - кого смущает Elizabeth (Иван) , просто отмечу, что здесь уже комментировала Елизавета, и надо было выбрать другое имя, чтоб не перепутали. (Лизой меня никто не зовет, сложилось так.) Для меня скорее вызывает вопрос, когда кто-то пишет "раб Божий такой-то"...
вот пример, автор статьи нашла же время написать данную статью. тоже работа.
где-то на православном сайте видела мнение одного батюшки, что активная женщина всего добьется и дома, и на работе и тд. вот это отрадно слышать, это воодушевляет. а не эти извечные - женщина - это человек, который стоит у плиты и рожает детей.
А вообще, меня поражает, как некоторые православные (мужчины и женщины) пытаются доказать, что женщине не надо пользоваться некоторыми благами цивилизации - излишне учиться и тд., все пытаются вернуться в прошлое, а вернее жизнь женщины запустить на старый лад, когда она была необразованная и полностью зависела от мужа. Дорогие мои, ну вы тогда возьмите и откажитесь от компьютера, это же плод современной цивилизации и через него получают не только пользу, но и вред. И пашите землю не трактором, а сохой - чего ж вы так? Почему пытаются назвать православием то, что называется упорным нежеланием видеть современные реалии?
вот посмотрите коммент одного мужчины на православном форуме в так называемой женской теме:
"Нет, просто Вам в ответ доказывают, что женщина такой же человек и так же любима Богом, как и Вы. Христос первым по Своём воскресении явился не мужчинам (не апостолам!), а женщинам, женам-мироносицам. А Марфе на вопрос о том, почему Мария не хочет помочь ей [B]послужить[/B], сказал, что Мария, слушая слово Божие "благую часть избрала, которая не отнимется от неё". То есть потом пойдёт и станет она, Мария, женщина, провозглашать слово Божие другим людям, в том числе мужчинам. Так что форум-то православный, да все ли мы православные, вот вопрос! И вообще зачем мужчинам так заботиться о том, что в Писании сказано женщинам? Они сами разберутся, а нам бы неплохо для начала посмотреть, каковы наши обязанности, в том числе по отношению к женщине. Это и будет по-христиански и по-православному."
обратите внимание на комменты мужчин к этой статье - по-моему, очень наглядно все показывает.
у меня сложилось такое впечатление, что за всю человеческую историю мужчина так и не смог понять, кто такая женщина. часто приходится слышать какие-то упрощения - помощник по кухне, детей рожает - ну короче просто какой-то набор функций. то ли мужчина боится, что если копнет глубже - то разлетятся в пух и прах все его предрассудки, на которых основывается его жизнь. то ли у него какие-то комплексы и он пытается их скрыть этими упрощениями.
Иван, женщина - в первую и главную очередь человек. И она вольна сама решать, как ей строить свою жизнь. Учиться-не учиться, замуж-не замуж, работать-не работать, реализовываться-не реализовываться. Также как и мужчины. Представьте себе, она имеет на это право. Если бы все жили по одному алгоритму, была бы скука страшная. И на мой взгляд, нелады в семье, очень часто непонимание происходит и по вине мужей - не умеют идти на компромисс, относятся к жене не как к человеку, а к прислуге - сидеть должна дома, пикнуть не сметь, как же он же глава, везде должен командовать, по его мнению. Ну кому захочется с таким человеком жить?
....Лидия, Лев - И вообще мне очень интересно, (насчет "вернитесь к традиционной модели семьи и будет вам счастье") были ли счастливы в давние времена, на которые так любят ссылаться? А может тогда вопрос такой просто не стоял? У меня даже в дедушкиной семье - их было четверо - учиться не дали только одному из детей, это была сестра. А она была самая талантливая. Но девушка, как же, надо замуж (это контекст деревенский, пусть даже эпоха социализма, видимо поэтому они могли жить "традиционно".). К слову, умерла она рано и без детей, и может быть она без детей страдала, но то, что она послушалась и не пошла учиться, об этом она сожалела точно (это я сама помню). Семья - и она тоже - была очень верующая, вроде все правильно, а счастья-то не было. Примеров таких было море, просто этот самый мне близкий.
И как в "Бесприданнице", ежели замуж не возьмут и содержать некому, то пропал человек? что ему делать? (если конечно в таком контектсте женщину вообще человеком можно назвать...)
Ну а насчет если муж хочет готовить и это якобы ненормально, простите, это вообще крайность. Давайте их тоже выгоним из кухни, жена будет страдать, зависев от мужа и готовя плохой суп, а муж будет страдать и есть этот суп, который сам бы приготовил вкуснее. Мне в голову не придет мужа выгонять из кухни, ибо делает это он гораздо лучше меня. (да, он работает, прежде чем полетят тапки в нашу сторону :))
Если два любящих человека договариваются и каждый делает то что ему по силам, больше подходит по ситуации, и - какой ужас! :)) - больше нравится ( a значит- лучше получается), а другой не против, ну что ж здесь неблагочестивого-то?
А насчет "детности" - из многодетных близко знаю одну семью, когда жена слушала мужа, лежащего на диване, лет 15, еле сводили концы с концами, в итоге накипело так что развелись с ужасными скандалами, но только после развода все более или менее нормализировалось. Женщина сейчас сожалеет только о том, что не решилась на развод годами раньше, ибо надо же "слушаться". (с тех пор она стала завкафедрой в университете, но дело даже не в карьере, а в том, что хотя бы скандалы прекратились.) Слава Богу, хоть дети не переругались от нехватки пространства и реальной нужды. Да, это всего один пример, маленький, - хочется надеяться, что нетипичный, - но ведь он же есть.
И да - вот пример Богородицы, единственного ребенка...
И мне кажется, в православной среде по сравнению со светской, к сожалению, ничуть не меньше, а то и больше пытаются хотя бы словом, но влезть в жизнь человека/прихожанина, и обсудить, а то и осудить, кто правильный, кто неправильный, кому как жить и кого слушаться. К большому сожалению.
Я думаю, замысел Господа о каждом человеке гораздо шире того, нежели смотреть каждому в кастрюлю и пересчитывать количество детей...
А то, что не всем дан одинаковый материнский инстинкт, если на то пошло (хотя в этом-то признаться - точно табу, ибо обвинят во всех смертных грехах сразу), или что в данном случае она будет полностью зависима от мужа, (пусть даже самого ответственного и положительного), это вроде как неважно. И при этом она еще и обязана быть счастливой в таком контексте, а если нет, то воспринимать это как свой крест и нести его, желательно молча. Я считаю, что это очень опасно. Ирина поняла меня правильно, я не призываю к бездетности и к самореализации только через работу (пример Е. Бурмистровой, кстати, очень хороший), а просто у всех ситуация разная. И давайте уж не только про женщин: если муж - талантливый человек свободной профессии, а жена в офисе с хорошим заработком, ну бывает и такое, что, оба должны ломать себя? Наверное в такой ситуации логично, что муж будет сидеть дома с детьми, а может еще и готовить (какой ужас, правда? :))) Бог создал нас - и женщин и мужчин - разными, и каждого со множеством разных талантов, которые чаще всего выходят за рамки дома, зелени в супе и пеленок (стереотип для женщин), а также заработка и содержания семьи (для мужчин). Повторяю - не исключает, но и не ограничивается. Каждая семья, мне кажется, должна стремиться к гармонии в своем собственном контексте.(Пишу это, после чудесного обеда, приготовленного мужем, за что я ему очень благодарна :)
Иоанна, Елизавета не считает, что жизнь без детей приносит счастье и что вместо детей нужно реализовывать себя в профессии. Просто есть семьи, где мама видит себя только мамой, и у неё к этому есть дар. А есть семьи, где мама - не только мама, но ещё и профессионал в какой-то сфере. И у неё тоже есть к этому дар. А есть семьи, где у мамы дар и такой, и такой (например, у весьма известного в православной среде психолога Екатерины Бурмистровой). И каждая женщина свои дарования реализует, а не засовывает далеко под печку.
Иван, вы пишете: "И вся её нерастраченная материнская энергия изливается на него. Более того, на одного мальчика приходиться три таких наперебой опекающих его женщины (мама + две бабушки)". Иван, вы непоследовательны и нелогичны. Уж простите. Хотя весьма симпатичны как собеседник. То вы удивляетесь, зачем женщины выходят замуж за инфантильных мужчин. То предполагаете, что мужчины до брака не были инфантильными, их в браке жена такими воспитала (взрослых-то людей, из которых, видимо, как из пластилина, что хочешь, то и слепишь:) Теперь оказывается, что вина за инфантильность на малодетных родительских семьях супругов... Хорошо. Вопрос: а нерастраченная материнская энергия и хоровод мам-бабушек в семье полагается только сыновьям? Дочери не заслуживают внимания, на них энергия не тратится, хороводы не водятся? Если да, то почему? Если нет, то почему вырастают инфантильными только мальчики - при одинаковом-то воспитании? Почему выросшие девочки изживают инфантильность (!) и тянут в семье груз всех забот, а мальчики в инфантильности укрепляются?)))
А "женщина должна самореализовываться" - да, должна! Причем для многих самореализация - именно материнство. А для других - нет. И последние не хуже и не менее православные.
А семьи где женщина сидит дома и полностью зависит от мужа зачастую отнюдь не крепкие, а держатся на беспомощность женщины, которая и рада бы уйти, да не может, ибо полностью зависима (а если дети есть так тем более.) Нет, это не призыв к разрушению семьи, а констатация факта, что за видимостью очень часто скрывается совсем другое.
--
Милый Иван, я не замужем. Семья - это не только муж и дети:) А ваши слова о том, что вокруг все женщины вышли замуж за инфантильных мужчин, как раз и обнажают проблему нехватки мужчин зрелых и ответственных. Вот и выходят женщины, за кого придётся. Потому что у женщины стремление к браку гораздо сильнее, чем у мужчины. Хоть за инфантильного, лишь бы не пил, не бил и не гулял:). Вам не знакома такая альтернатива? И ещё: до брака узнать человека практически невозможно. Оттого наши предки (что крестьяне, что дворяне) и присматривали не мужа-жену сыну-дочери, а семью прежде всего. Репутацию, которую создал себе этот род на земле. А сейчас соседи по лестничной площадке друг друга не знают, а вы хотите, чтобы до брака человек раскрылся полностью. Да он сам порой себя не знает, иногда такое выпирает, что думаешь: откуда это во мне?))
Мне думается, что Вашим пером,
при написании этой душеполезнейшей статьи,
Сам Бог водил.
Иван, моя подруга, зарегистрировавшись на сайте знакомств для православных ("Азбука верности", если кому интересна фактическая сторона вопроса), всё время поражается, как воцерковленные мужчины думают создавать семью: среди них немало безработных и тех, чья работа не приносит доход, необходимый для проживания. На вопрос о содержании семьи они отвечают: Бог подаст (в разных вариациях). Можно считать их святыми, конечно (как велика их вера и упование на Господа), но все наши святые предки работали в поте лица. А ждать манны небесной, когда Господь уже дал тебе таланты и возможность ими распоряжаться, - это как раз пренебрежение к тем дарам, которые ты получил. Поэтому вы ошибочно считаете, что женщина рвется работать. Да если бы мою семью кто-то, кроме меня, кормил, я была бы счастлива! Какой покой дома, честно! Никакой суеты, закулисных интриг, рабочих конфликтов... Я ведь в детстве и шила, и вязала, и рисовала, а сейчас работаю с утра до ночи, и ночью тоже иногда. Вы просто шутник, если думаете, что женщина самоутверждается на работе:) Я только в отпуске и расцветаю, в семье. Жаль, что отпуск короткий:))
Алёшиной Марии: я вообще не о предохранении говорила, и не о том, сколько детей рожать. И это тоже далеко от реалий нашего времени, что в здоровой семье дети так уж и появляются каждые 2 года.
А говорила я о том, что призыв к бездумному послушанию во всем может легко стать оправданием домашнего насилия.
А насчет кухни и младенцев - можно подумать, что лет сто назад в деревнях женщины сидели у колыбели и нянчились с детьми, думая об очаге и о зелени в супе. Да все шли пахать в поле, и умирали от непосильного труда в 30-40 лет. Какой там очаг, какое служение. Не до этого им было бедным.
Давайте вернемся в наши реалии. Ибо когда прп. Нектарий Оптинский писал о служении женщины в семье, он находился в других временных рамках. Женщина не работала нигде, кроме дома. А теперь и мужчины, и женщины полный рабочий день на службе. После трудового дня жена вернется домой и станет служить мужу и детям (стирает, гладит, готовит, убирает, детей воспитывает...). А муж? Как он, вернувшись с работы, служит жене, семье? Если жена наравне с ним зарабатывает деньги, то где тогда он берёт ношу потяжелее, в чем его главенство заключается?
Сергей, очень тронула ваша ситуация и ваша боль. Думаю, многие из нас чувствуют разделение в семье. Но кто-то написал вам: вспомните, почему вы женились? Разве не было влюбленности, желания идти вместе по жизни? Да даже если бы и не было - у Господа не бывает ошибок. Не зря из вашей семьи Он привел вас к себе. Недавно читала, что по статистике если в семье верующая мать, дети редко перенимают ее веру, а вот если верует отец, подавляющее большинство детей тоже со временем приходят в храм.Сергей, если в вашей семье есть верность, вы счастливейший человек!! Это так естественно - желать поделить самым дорогим, что у нас есть, но наши близкие тоже заслуживают уважения. Если даже Господь не отнимает свободы человека, постарайтесь и вы не требовать от семьи всего сразу. Молитесь за них, и Господь через главу семьи (вас) пошлет благодать всему дому. И может быть, правда не стоит раздражать жену пока разговорами о вере... старайтесь жить по ней. А семья все сама увидит. Если бы вы знали, сколько моих знакомых были в вашей ситуации (и я сама!), а потом вся семья через одного приходила к Богу! Не отчаивайтесь! Ваша жена - ваша половинка, через вас и освятится! Помоги, Господи!
Пожалуйста, перечитайте мое сообщение. Там указаны причины, по которым состоялся развод, и ничего не сказано о том, что жена похваляется перед мужем (я ого-го!), а муж в обиде от жены сбегает.
Низкий поклон Вам, за эту работу.
Многая и благая лета Вам и Вашей семье.
Низкий поклон за эту статью !