Живая история в живой семье

Материнские заметки

Фото: Александра Кондратьева Фото: Александра Кондратьева Сегодняшние выпускники школ историю не знают или знают слишком смутно – это, к сожалению, доказывать не приходится. Кто виноват: общество в целом, современная система школьного образования, родители? Наверное, как обычно – все вместе.

Можем ли мы – лично – повлиять на ценностные установки современного общества? Можем ли собственными силами исправить образовательную систему? Если можем – то не все мы. Если можем – то не прямо сейчас. Зато каждый из нас может попытаться воспитывать своих детей «в нужную сторону». Чтобы дети захотели изучать историю, чтобы полюбили ее.

Все родители решают эту задачу, конечно, по-разному. То, что органично живет в одной семье, совсем неприменимо к другой. Поэтому как всегда – универсальных рецептов нет и быть не может в принципе. Здесь я попробую описать всего лишь некоторые идеи по «домашнему знакомству с историей», которые в реальных ситуациях оказались реально работающими.

Привести историю в свой дом

Как всегда, первое и главное в любом аспекте воспитания-обучения – пресловутый личный пример. История имеет шансы прийти к нам в дом, если мы сами полюбим ее, если сами будем изучать ее.

Правда, «личного интереса» недостаточно. У детей должна быть возможность наш интерес увидеть. Это становится возможным, когда дети и родители живут общей жизнью. Когда дети физически много времени проводят рядом с родителями, когда родители постоянно общаются с детьми и при детях.

Эффективным оказывается «подслушивание родительских разговоров», когда взрослые обсуждают между собой какие-то исторические факты

В определенных ситуациях невероятно эффективным оказывается «подслушивание родительских разговоров». Когда родители при детях обсуждают что-то друг с другом или с друзьями, а дети имеют возможность слушать эти разговоры. Святитель Феофан Затворник призывал родителей использовать этот прием «подслушанных разговоров», обучая детей вере:

«Родители сами говорят между собою: дети прислушиваются и почти всегда усвояют себе не только мысли, но даже обороты их речи и манеры»[1].

Но этот метод работает, конечно, и в любых других областях. Залог эффективности этого метода в том, что в подобной ситуации обеспечена такая трудноуловимая вещь, как внимание ребенка к предмету. Ведь если говорят не тебе, если это взрослые разговоры, то сразу – ушки на макушке.

Так что один из способов «заинтересовать детей историей» – обсуждать ее друг с другом, с мужем-женой, общаться с людьми, которым интересно говорить на подобные темы, приводить этих людей в дом. Такое общение уже само по себе формирует определенное «образовательное пространство», «культурную среду». Конечно, знания из этих услышанных разговоров достаточно фрагментарные – не будем же мы, пользуясь случаем, читать своим друзьям краткий курс всемирной истории с расчетом «авось дети подслушают». Но все же если мы иногда будем при детях обсуждать какое-нибудь стояние на реке Угре или правление Иоанна Грозного, то мы уже покажем детям, что история существует и это – интересно и важно.

История в домашних праздниках

Еще один способ показать детям историю как ценность, как часть нашей жизни – хотя бы вспоминать о каких-то важных исторических событиях или вообще праздновать их. Не только 9 мая, но и другие победы, которыми славна наша история. На Рождество Богородицы праздновать победу в Куликовской битве, на Рождество Христово вспомнить о том, что в этот праздник до революции в нашей стране отмечался день «избавления Церкви и державы Российской» от наполеоновских войск. Вспоминать дни Ледового побоища, Полтавской битвы… Просто сказать об этом, произнести эти слова: «Сегодня день Куликовской битвы». Посмотреть какой-то фильм, исторический или художественный, почитать что-то. Не так важно, как именно отмечать, – главное, чтобы в семье жила память о каких бы то ни было исторических событиях. Лучше, конечно, о значимых, и лучше – о славных. Те события, которые мы празднуем или даже просто «отмечаем» в семье, становятся частью жизни наших детей, культурой жизни нашего дома.

Занятия с малышами

Проблему «чем позаниматься с ребенком» вообще и «чем развивающим позаниматься с ребенком» в частности мы можем решать, иногда разворачивая такие занятия в сторону знакомства с историей.

Например, можно предложить детям нарисовать открытку или плакат ко дню памяти тех исторических событий, о которых я сказала выше. Коротко рассказать ребенку о той же Куликовской битве, посмотреть мультик (например «Твой крест») и предложить нарисовать русского воина, или битву, или просто меч и щит. Написать: «С днем победы в Куликовской битве!». Или «21 сентября / 8 сентября 1380 года – День Куликовской битвы». Этот рисунок можно повесить на дверь, на холодильник в памятный день.

Когда наши старшие дети были маленькими, они с увлечением собирали и раскрашивали по образцу миниатюры небольшие пластмассовые фигурки солдатиков разных стран и эпох. Можно купить специальный набор этих миниатюр, подготовить акриловые краски, образцы – и может быть, это станет любимым занятием для детей на месяцы и даже на годы. Наши дети с увлечением собирали модели кораблей и самолетов, реконструировали переход Ганнибала через Альпы, войны Петра I, битвы с Наполеоном, сражения Первой мировой. С этими фигурками можно играть «в войну», а можно просто воткнуть готовые фигурки в пластилин и поставить на полку. Пока дети собирают такие модели – узнают об этих исторических событиях, об эпохе вообще. И так по-настоящему знакомятся с историей.

Чтение для всей семьи и не только

Еще один вариант знакомства с историей – просто читать о ней. Во-первых, конечно, читать самим. Во-вторых, читать вместе с детьми и детям. В-третьих, предлагать книги для чтения старшим детям, просто держать соответствующую литературу в домашней библиотеке.

Когда я сама была девочкой, я любила читать «Историю России в рассказах для детей» Александры Ишимовой. И когда у меня самой появились дети, мы тоже вместе читали эту книгу, слушали аудиозаписи. Может быть, рассказы Ишимовой иногда сентиментальны, но для детей, что называется, «дошкольного и младшего школьного возраста» вполне подходят, мне кажется. Это история, адаптированная для малышей, рассказанная просто, понятно и аккуратно. И еще – история, рассказанная с точки зрения христианина, любящего свою Родину. А это уже – вещь ценная и редкая.

Книга Ишимовой – это история, рассказанная с точки зрения христианина, любящего свою Родину

Еще можно предложить детям такие рассказы, где так или иначе затрагивается история, русская и мировая. Так, в нашей семье уже несколько поколений детей читают и перечитывают книгу Петра Николаевича Краснова «Суворов», написанную в 1900 году. Это живые и остроумные рассказы из жизни великого фельдмаршала, которые могут быть интересны и шестилетнему малышу, и взрослому человеку. О силе духа и чудачествах русского полководца, о его скромности и удальстве, о верности и вере, о Суворове как о глубоко верующем православном человеке. И главное – это из серии «Мама, мне осталось всего четыре страницы, не выключай свет!».

Подружить детей с историей могут всевозможные исторические повести и романы. Но здесь все дело в деталях. Историю можно рассказать очень по-разному, исторический роман гораздо ярче плохого учебника может историю вывернуть наизнанку… Но если удается подобрать хорошие сочинения, качественные с точки зрения литературы, адекватные с точки зрения истории и во всех смыслах целомудренные, то можно сделать великое дело. Ведь близкое и эмоциональное знакомство даже с небольшим фрагментом истории «тянет» за собой и все окружающие сюжеты, будит интерес к истории вообще. Так, дети познакомились с Суворовым – а значит, и с Екатериной Великой, и с императором Павлом, и с Пугачевым, и вообще – с историей второй половины XVIII века – и с русской, и с европейской. История XVII века станет для таких детей «что было до Суворова», какие-нибудь наполеоновские войны – «что было после Суворова»…

Исторические музеи и реконструкции

Самый интересный музей может быть скучным, если маленьких детей заставить очень тихо и очень долго смотреть на какие-нибудь осколки древних кувшинов. Бесконечным, скучным хождением по бесконечным музеям можно не заинтересовать, а отбить у детей всякий интерес к истории.

Впрочем, сейчас музейные экспозиции бывают настолько яркими и по-настоящему интерактивными, что проблема может быть «как увести детей из музея», а не «как их туда затащить». Например, можно назвать уже известные на всю нашу большую страну исторические парки «Россия – моя история». Мы с детьми – и с малышами, и с подростками – были на мультимедийных выставках этого проекта. Даже пяти-шестилетние малыши могут с интересом воспринимать подобные выставки. Да, в этом возрасте ребенок мало что понимает, а то, что вдруг понял, – очень скоро забудет. Но если ребенок на такой выставке всего лишь смотрит на яркие картинки, необычные предметы – это уже начало дружбы с историей.

Ведь сам по себе поход в музей вместе с родителями показывает историю как нечто важное. И пусть ребенок обратит внимание всего лишь на Александра Невского с большим мечом в руке, на какой-нибудь корабль или корону, топор или платье – это уже впечатление в сторону интереса к истории. А для подростков и взрослых детей подобные выставки – возможность систематизировать знания по истории. И что очень важно в случае с проектом «Россия – моя история»: это возможность увидеть историю в некоем целостном единстве, с позиции тех ценностей, которые – ценности.

Фото: Александра Кондратьева Фото: Александра Кондратьева Еще один вариант знакомства с живой историей – исторические реконструкции. Еще до революции участники военных действий и их наследники реконструировали славные исторические события. С помощью таких реконструкций в Российской империи праздновали дни победы, например, над Наполеоном, хранили память о важнейших вехах родной истории.

Сейчас реконструкторы не просто изучают историю – они действительно оживляют ее. Например, если человек увлекается историей Первой мировой войны, он тщательно изучает все возможные материалы по этой теме, бывает в местах военных действий, где вместе с товарищами старается проследить каждый шаг того или иного сражения. Реконструкторы шьют себе форму, даже исподнее белье, по выкройкам выбранной эпохи, каждую пуговицу стараются сделать «как было». Строевой шаг у них – как был «тогда»; песни, которые поют у костра, и даже блюда, которые готовят во время таких реконструкций, могут быть аутентичными.

На реконструкции Бородинского сражения оно – в том самом Бородино! Не мелкая картинка в учебнике, а живые гусары и гренадеры

И чтобы по-настоящему увлечь детей историей, можно приезжать вместе с ними в места подобных реконструкций. Ведь то же Бородинское сражение в этом случае перестает быть датой «1812», которую надо вызубрить и записать для Марь Иванны на самостоятельной по истории. На реконструкции этого сражения Бородино – оно в том самом Бородино. Не мелкая картинка в учебнике, а живые гусары и гренадеры.

Здесь можно увидеть, потрогать, примерить тот самый кивер, который кто-то чистил у Лермонтова. Здесь расставлены «наши матки – белые палатки», и рядом льют пули, куют подковы. Каждый год мы со своими детьми, с друзьями и детьми друзей приезжаем на такие реконструкции. Это действительно заражает и заряжает: и маленьких, и больших, и девочек, и на сто процентов – мальчиков.

История в интерьере дома

Если дети увлечены историей, если хоть какие-то формы, фрагменты истории становятся для детей родными, знакомыми, возникает вопрос о системном изучении этого важного предмета. Рассказать своим детям – а возможно, и самим себе – об истории, сделать ход истории наглядным может такая не новая вещь, как «лента времени»: временная шкала, на которой в хронологической последовательности располагаются записи об исторических событиях и деятелях.

Создание такой ленты может быть особенным способом времяпрепровождения в семье, снова из серии «чем заняться с детьми». Но главное, эта лента, мне кажется, может быть удобной формой организации домашнего образовательного процесса.

На ленте времени можно показать, как соотносится Священная история и история «из учебников»

Одна из причин и она же задача создания ленты времени – показать детям, как соотносится Священная история и история «из учебников». Ведь зачастую получается, что история – это неандертальцы, древние греки и римляне, а Библия – что-то вроде параллельной реальности, практически из разряда легенд и мифов. Когда мы в нашей семье начинали делать такую ленту, мне не хотелось показать детям библейские события как часть мировой истории. Поэтому мы сделали такую настенную ленту времени, в которой верхняя часть – это что-то вроде «мировой истории», нижняя – Священная история, затем – история Церкви и с X века – отечественная.

Вариантов оформления таких лент множество. У нас это последовательно скрепленные листы бумаги для черчения формата А4, на каждом листе по три века. Получается очень плотно и схематично, не очень информативно, зато эта короткая лента вполне умещается на одной стене в детской комнате. Здесь важно дать всего лишь какие-то основные события, показать последовательность, а не засунуть в один лист все подробности мировой истории. Конечно, составить такую ленту не очень просто: хронология истории древнего мира не всегда точная, а часто – очень приблизительная. Что и как было устроено в первые века и тысячелетия существования человечества – вообще смутно известно. Поэтому первые листы у нас – деление не на века, а на тысячелетия и вообще условные периоды, просто – разброс последовательных сюжетов.

Создание и изучение ленты времени может занимать многие месяцы и даже годы. В нашей семье несколько раз в год бывают такие периоды «создания ленты времени», в которые мы «проходим» по три века, например, за месяц июнь. Готовим с детьми материал для ленты, распечатываем из интернета подходящие картинки, приклеиваем. И затем потихоньку изучаем. У нас это всего лишь поверхностное знакомство с историей. Наш папа рассказывает о том или ином периоде, сюжете. Ликург, Александр Македонский, Вергилий, император Константин… Иногда это только папин рассказ. Иногда все дети получают небольшие задания для подготовки короткого сообщения, сами ищут информацию в книгах и в интернете. А вечером или в выходной день после завтрака дети по очереди делают мини-доклады, если надо – папа дополняет, объясняет. Смотрим документальные фильмы, если они существуют на нужную нам тему. Иногда такой урок занимает всего минут десять, а иногда – это очень живое обсуждение на целый час. Так получается, что периодически в нашей жизни возникает это изучение истории, в том числе – и истории Церкви, и снова и снова – Священной истории.

С помощью ленты времени можно сделать наглядными не только течение времени, но и смыслы, начало и конец истории. Так, наша лента оформлена зеленой рамкой из бумаги, но начинается с особенной золотой рамки – сотворения мира. Это «золото» показывает творение мира как вневременной момент, который бесполезно и не нужно пытаться описать с помощью привычных земных временных рамок. Еще одна такая «золотая» рамка показывает временной разрыв ленты времени – Рождество Христово. Это ярко и наглядно – то самое, что разделило всю историю на «до» и «после». Это время – тоже вне времени. Ведь пришествие Спасителя на землю – не только часть мировой истории, но еще и священное время, которое таинственным образом снова и снова повторяется ежегодно в церковной жизни.

Эта лента висит на стене, постоянно у детей перед глазами. Поэтому здесь не просто «прошли урок и забыли», здесь – постоянное напоминание о «пройденном материале». Это – элемент оформления домашнего интерьера, в котором есть отсылка к истории, да еще и к Священному Писанию. Так интерьер дома становится образовательным. Или по крайней мере напоминательным.

А как же школа?

Все описанное здесь, конечно, не заменит систематического обучения. Настоящее образование – регулярная и вдумчивая работа, в учебных заведениях, с учителями или самостоятельно, работа с серьезной и разнообразной литературой. Умение работать с источниками, отделять мифы от фактов, способность искать не подтверждение своим личным взглядам, но – правду…

А все перечисленные или другие подобные идеи – всего лишь фрагменты или схемы, которые призваны привлечь внимание ребенка, зажечь интерес к изучению истории. Это всего лишь введение в историю, подготовка к настоящему образованию и – главное – ценностные установки.

Дети, таким образом подготовленные дома, будут с детства знать или – скорее – думать об истории своей Родины, об истории человечества. Есть надежда, что такие дети будут жить культурой, которая не только «здесь и сейчас», но в которой есть прошлое. На школьных уроках истории такие дети увидят не просто очередной непонятно кому нужный предмет – увидят с детства знакомых героев. Услышат слова, за которыми – известные им яркие образы.

Иногда в самой обычной школе учителя – настоящие, горящие энтузиасты своего дела. Талантливые организаторы, эрудиты, просто – интереснейшие люди, которые способны к каждому ребенку найти подход и, отложив в сторону все сухие и неправильные учебники, действительно давать образование нашим детям. В таком случае домашнее образование станет где-то – подготовкой к школьным урокам, где-то – закреплением пройденного.

Нередко школьные уроки – безликое перечитывание безликих учебников, унылый разговор уставшего учителя… с самим собой. Или вообще не разговор – а бесконечная торговля с выяснением, кто и почему не выполнил домашнее задание, опрос двоечников в надежде выудить у них хоть что-то на «тройку» и все чаще – попытки отнять у подростков смартфоны. Если дело обстоит примерно так, то домашние занятия с детьми могут компенсировать это в общем-то отсутствие уроков истории в школе.

Но есть еще один важный момент. Иногда интересно написанный школьный учебник и очень талантливый школьный учитель могут оказаться… настоящей проблемой. Ведь история – предмет «идеологический», это именно тот случай, когда обучение действительно воспитывает. Как известно, именно историю легко оболгать, извратить, да просто – дать определенным фактам субъективно определенное, идеологическое истолкование. И это истолкование, этот воспитывающий момент оказывается неотъемлемой составляющей именно школьных уроков истории. Это – феномен, хорошо известный специалистам. Более 30 лет назад французский историк Марк Ферро написал целую книгу «Как рассказывают историю детям в разных странах мира». Это как раз о том, что школьные уроки – это воспитание:

«Образ других народов или собственный образ, который живет в нашей душе, зависит от того, как в детстве нас учили истории. Это запечатлевается на всю жизнь… Сегодня у каждой или почти у каждой нации есть несколько историй, накладывающихся одна на другую и сопоставляющихся одна с другой»[2].

Можно утверждать: история, которую мы рассказываем детям, обязательно будет субъективной, ракурс обязательно будет зависеть от системы ценностей. Хотя бы потому, что мы рассказываем детям в первую очередь историю нашего народа, каким бы ни был этот народ. Но также важно и то, какие установки сейчас господствуют в обществе, в государстве. Далеко за примерами ходить не надо: за последние два столетия школьные учебники истории в нашей стране несколько раз меняли свои «флаги». А как справлялись с историей на братской Украине?..

И получается, что наша задача – искать правду, учить детей извлекать уроки из прошлого, но также учитывать: с помощью истории мы передаем детям определенные ценностные установки. И проблема очевидна: далеко не всегда те ценностные установки, которые транслируются в школе, совпадают с установками в семье. Так, дети могут воспитываться как верующие православные христиане, в почитании святых, в том числе новомучеников, – а среди учителей до сих пор можно встретить агрессивных атеистов. И какими бы «лояльными» ни были учебники, такие учителя насмешливо и просто оскорбительно говорят о Церкви, о ее роли в истории. В свое время мой покойный младший брат, а спустя лет пятнадцать и один из моих сыновей приходили домой в слезах после школьных уроков, посвященных русской революции и правлению последнего русского Императора… А каково русским детям русских родителей, которые оказываются в школах «освобожденных от русской оккупации» братских республик?

Занятия историей еще до школы настраивают детей видеть исторические события с «нашей» точки зрения

В общем, школьные уроки окружающего мира и истории запросто могут вступать в настоящий мировоззренческий конфликт с семейным воспитанием. Что делать с подобной ситуацией? Вариантов много, обсуждать их здесь было бы слишком долго. Но один из основных – как раз домашнее образование. Если начать заниматься с детьми еще до школы и продолжать все годы школьного обучения, можно помочь своим детям увидеть историю с «нашей» точки зрения. Не факт, что наши дети всегда будут разделять наши ценности – но домашние уроки дадут детям шанс познакомиться с ними. И может быть, такое семейное «введение в историю» поможет нашим детям сформировать собственные убеждения. Научит наших детей слышать голос истории и любить его. И есть надежда, что такая особенная, образовательная жизнь семьи поможет нашим детям стать людьми, верными Богу, Церкви и Отечеству.

Анна Сапрыкина

2 сентября 2020 г.

[1] Феофан Затворник, святитель. Путь ко спасению. М.: Благо, 1996. С. 42.

[2] Марк Ферро. Как рассказывают историю детям в разных странах мира. М.: Высшая школа, 1992.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Деревня чуть ближе к раю» «Деревня чуть ближе к раю»
Люди дела: Всеволод Чухаркин
«Деревня чуть ближе к раю» «Деревня чуть ближе к раю»
Люди дела: Всеволод Чухаркин
Любовь к родной земле прививается и через возделывание этой земли, и через активное приобщение к ее культуре и истории – уверен Всеволод Чухаркин, директор Агентства знатных событий «Жили Были» и Музея живой истории.
Об одной фразе свт. Иоанна Златоуста Об одной фразе свт. Иоанна Златоуста
Анна Сапрыкина
Об одной фразе свт. Иоанна Златоуста «Сделай свой дом небом!»
Об одной фразе святителя Иоанна Златоуста о семье
Анна Сапрыкина
«Сделай свой дом небом! ... Где муж, и жена, и дети в согласии и любви соединены узами добродетели – там посреди Христос».
Домашние уроки Ветхого Завета Домашние уроки Ветхого Завета
Анна Сапрыкина
Домашние уроки Ветхого Завета Домашние уроки Ветхого Завета
Материнские заметки
Анна Сапрыкина
Как домашнее изучение Священного Писания можно сделать увлекательным и интересным для детей, вписать в жизнь семьи? Несколько советов многодетной мамы.
Комментарии
Надежда23 сентября 2020, 20:12
Спасибо Анна, Очень актуально! Спасибо за вдохновляющий пример! Многие из вами воплощённых идей уже крутились в голове и что-то сумбурно воплощалось. А Комментарии на счёт того как все успеть, Тоже вдохновляют на то, что только мелкими шажками, за несколько поколений семьи можно воспитать кого-то из детей кто с детства впитает труд ,культуру и навыки самоорганизации, и будет маячком остальным. И что если не начать нам сегодня, то кому.
Евгения 6 сентября 2020, 15:24
Добавлю немного к своему предыдущему комментарию.Становится грустно от того, что почти каждая статья на сайте стала вызывать в комментариях всплески пререканий, выяснения отношений.Хотя читают и пишут в основном православные люди, возникают мысли, что , чем больше мы погружаемся в православие(наверное, не с той стороны), тем хуже себя ведём, как-то по -фарисейски."Будьте просты как голуби...", вот и всё, что требуется.А успеть действительно можно всё, главное, уметь разграничивать важное и неважное, то, о чём автор статьи и написала.И тем более, это же опыт многих лет, а не одной недели.Автор сама пишет, что иногда это 10 минут,а иногда и час бесед.
Евгения 6 сентября 2020, 15:14
Большое спасибо, Анна! Очень нужная информация и очень кстати.Вы опережаете мои запросы...Я как раз хотела в одном из комментариев к Вашим заметкам попросить Вас написать что-то подобное , то есть досуг и развитие детей не только в области православия.Всегда хотелось ,так сказать: заглянуть за занавеску; и понять, а чем ещё живёт Ваша семья, как получается вырастить детей умными, начитанными, эрудированными не только в вопросах христианства.Эта статья для меня стала очень информативной.Стало понятно как и чем можно увлечь детей, как сделать это домашней традицией, вырастить патриотов, людей любящих свою страну и знающих историю.
Анна 6 сентября 2020, 15:08
Ирина, Андрей - спасибо)) Екатерина, я описываю варианты занятий с детьми для тех, кому это интересно, вот и все. С точки зрения многих людей я весьма неполноценна: например, не умею шить, вязать, доить, заниматься огородом, вообще много чего не умею и не делаю. На то, что многие считают важным вообще "забиваю". Виктория, простите, я пыталась проявить солидарность с Вами, показать, что работать - не всегда значит бросить детей. Я не учила Вас, наоборот - когда написала о планировании, говорила исключительно о себе и о своей работе. Зря я залезла в Интернет, вылезаю) Если что, рада буду поговорить со всеми в эфире Вольного Странника!
Татьяна 6 сентября 2020, 14:42
Дорогая Анна! Большое спасибо за очередную замечательную статью. Очень нравятся практические советы, прямо бери и делай. Помоги Вам, Господи!
Ирина 5 сентября 2020, 22:22
Спасибо большое автору! За то, что делитесь своим опытом, это много стоит. Что касаемо споров о нехватке времени. У каждого свой талант,есть люди которые очень многое успевают. Это хорошо.А для тех, кто хочет, но не может , пусть делает столько, сколько успевает. Для меня, например, очень ценный опыт автора. И не страшно, что осуществить могу лишь малое, зато цель есть и направление задано.
Екатерина 5 сентября 2020, 20:42
Просто читая статьи Анны, любая женщина испытывает комплекс неполноценности)
Людмила 5 сентября 2020, 17:32
Не смогла найти отдельно книжку Краснова о Суворове. Она есть в сборнике "Мы - русские. Суворов"
Андрей Рогозянский 5 сентября 2020, 09:28
Спасибо автору.
Виктория 5 сентября 2020, 07:27
Спасибо, дорогие сестры, что рассказали, как правильно вести домашнее хозяйство, воспитывать детей, защищать диссертацию, зарабатывать деньги, пользоваться услугами помощницы)))). Если что-то упустила, то простите великодушно.На счет мужа...Муж всегда много работал и сейчас много работает. Но всегда мне посильно помогал.На этом прекращаю бессмысленные пререкания. Потому что мы сильно удалились от темы...Еще раз спасибо.Получила отличный урок вразумления.Простите, если кого обидела. Правда, не хотела...
Анна 4 сентября 2020, 12:55
Елена Крикмор, очень рада Вашему отклику, спасибо! С Натальей и Иоанной согласна на счет помощницы - она должна быть! Надеюсь, и у меня в скором времени будет) на счет диссертации: защититься с 6 дневным малышом не трудно: ведь вся работа была написана задолго до этого, за месяц до защиты уже одни формальности, а сама защита занимает часа три, а потом можно быть с малышом хоть год. Вообще, научную работу, теоретическую, удобно совмещать с активным многодетным материнством. Сейчас все за компьютером, и если правильно все распланировать, на работу может уходить всего два-три часа в сутки. Еще часа три на организованные занятия с детьми, остальное время - на быт, отдых, поездки по школам итп.
Иоанна_ 4 сентября 2020, 07:36
Виктория, нет никакого греха в том, чтобы иметь помощницу, нанятую или родственницу. Многие семьи священников приглашают помощников из прихожан. Свой секрет вы не открыли: как вы справлялись и кто был с вашим новорождённым ребёнком, пока вы защищались, разве что муж у вас свободный художник? Моя мечта и моя молитва к Богу о том, чтобы помочь каждому из своих детей хотя бы с первым ребёнком.
Елена Крикмор 3 сентября 2020, 21:06
Здравствуйте дорогая Анна! Я всегда с огромным удовольствием читаю Ваши статьи, купила Вашу книгу. Спасибо Вам огромное! Я живу в США. Стараюсь воспитывать дочку в Православии. Ваши статьи - это огромная помощь! Пишите! Всего вам самого наилучшего!
Наталья 3 сентября 2020, 17:02
Виктория, а чем Вы занимаетесь, если не саморекламой? Я предположила, что в этой семье есть помощница по быту или помогающие бабушки-дедушки, потому что для меня это естественная мысль. Не вижу в этом ничего плохого или постыдного. Совсем необязательно быть женщиной-терминатором, можно прибегать к помощи родственников или специально нанятых людей. Моя мама, например, обыкновенная женщина, и когда мне было 6 дней, полностью занималась мной, а не защитой диссертаций. А готовкой-уборкой-стиркой занимались мои бабушка и дедушка - её свёкр со свекровью. И теперь она с теплотой благодарностью об этом вспоминает.
Виктория 2 сентября 2020, 21:20
Спасибо за ответы. Немного непонятны комментарии Натальи. К счастью, я знаю, кто должен зарабатывать деньги в православной семье и в неправославной тоже))) Не хотелось заниматься саморекламой, но справедливости ради скажу: кандидат экономических наук, доцент. 20 лет в венчанном браке. 5 детей. Старшему 19, дальше 17, 15, 9 и 5. Няньки и мамки при мне не было никогда)) Старшие дети учатся на бюджете. Защищалась, когда третьему ребенку было 6! дней. Ничего из вышеописанного не ставлю себе в заслугу. Простите, если кого обидела. Стараюсь никого не обижать в комментариях.
Анна Сапрыкина 2 сентября 2020, 19:58
Не образцовая, а самая обыкновенная семья) Вырезают и клеют далеко не все время, и не все дети - большинство детей у меня подростки, а поделки делают малыши. В этой статье про "клеить" - только лента времени. Те же модели красили дети сами, я только покупала краски и хвалила результат. Я описываю образование, которое - досуг семьи, отношение и т п, а не только специальные занятия. У меня муж работает, я тоже, но гораздо меньше, и в основном дома. Помощницы сейчас нет, но несколько лет подряд была, не ежедневно. Чтобы "все успеть" - вопрос в организации быта, времени, в распорядке дня и распределении дел в соответсивии с задачами и ценностями. И это не трудно, это очень интересно)) правда))
Наталья 2 сентября 2020, 18:06
Ответ для Виктории. Зарабатывать деньги в нормальной православной семье должен муж, а жена должна заниматься её прямыми обязанностями - воспитанием и образованием детей. Плюс скорее всего в этой семье есть помогающие бабушки и дедушки или же помощница по быту.
Виктория 2 сентября 2020, 13:06
Прошу прощения за русскую прямоту, но когда читаю новые материалы Анны Сапрыкиной, то невольно задаюсь вопросом: когда эта мама готовит обед, убирает жилище, стирает пусть даже с помощью стиральной машинки.Все время вырезают, клеют, развиваются интелектуально и т.д. А кто занимается бытом, кто зарабатывает деньги?Простите еще раз.А то получается образцово-показательная семья. Возможно так и есть.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×