Православный календарьПравославный календарь
Духоносные старцы
Митр. Лимасольский Афанасий
У меня было такое ощущение, что этот человек подобен Моисею, стоящему на горе Синай перед Богом.
Меньше фарисейства!
Максим Первозванский о деликатности детской Исповеди
Исповедь – это не озвучивание списка грехов, а попытка что-то исправить и осознать.
Страшная история, или Как священник боролся с колдуньей
Диакон Андрей
Он поднимает на нее взгляд и видит, что у нее вместо глаз – две горящие плошки, и из них на него изливается холодная, лютая… ненависть.
Христианские смыслы фильма «Вариант Омега»
Протодиакон Владимир Василик
Фильм «Вариант Омега» апокалиптичен. Апокалиптичность фильма следует понимать как картину борьбы добра и зла, которая проходит по душам человеческим.
Как совместить работу и семью?
Анна Сапрыкина
Самое трудное в проблеме «совмещения семьи и работы» – количество ролей, которые приходятся на душу современного родителя.
Может ли репродукция быть святыней Церкви? Ч.1. Постановка проблемы
Владимир Немыченков
В.С. Кутковой пишет: «Тираж святыням противопоказан, ибо они перестанут быть сакральными».
Молитесь за епископа!
Митрополит Лимасольский Афанасий
Мы не избрали креста священства ни для себя, ни для своих детей, ни для своих внуков. Мы думаем: пусть кто-нибудь другой этим занимается. А вот хороших священников и епископов нам подавай.
Фрэнк (Антоний) Атвуд: «Если Бог знает, что для меня лучше всего быть казненным…»
Впервые в истории Аризоны рядом с приговоренным находился священник. По признанию репортера, он никогда не видел, чтобы казнь проходила так мирно.
Надоедать не буду!
Записки соцработницы
«Заказы я начну присылать ВКонтакте. Я есть и в Фейсбуке, и в Одноклассниках, но мне удобнее в ВК. Будем держать связь эпистолярно!»
Архимандрит Иов: духовный отец
Фильм к 80-летию духовника Сретенского монастыря
Однажды Шамиль решил: «Надо жить по-христиански – соблюдать посты, ходить в храм, – и тогда, быть может, родится живая вера». Так и получилось.

Старец Паисий о кризисе семьи и его преодолении

Преподобный Паисий Святогорец (Эзнепидис) (25 июля 1924–12 июля 1994) — афонский старец, православный святой XX века, проповедник и духовник, пользующийся огромным авторитетом в Греческой и Русской Православной Церкви.

«Люди XX века, чего же они достигли своей культурой и цивилизацией! Они свели мир с ума, они загрязнили атмосферу, они испортили все на свете. Если колесо сойдет с оси, то продолжает вращаться без цели. Так и люди — сойдя с оси Божией гармонии, они мучаются»[1].

По данным Единой Межведомственной Информационно-Статистической Системы (ЕМИСС) за 2020 год развелись – 73% супружеских пар[2]. Больше всего разводов приходится на пары, возраст которых составляет от 18 до 35 лет. Но нужно отметить, что людям, вступающим в достаточно молодом возрасте в брак, легче его сохранить, чем людям в зрелом возрасте. Старец Паисий так говорил об этом:

«После тридцати выбрать жизненный путь уже непросто. И чем больше прожитых лет остаётся у человека за спиной, тем больше трудностей он испытывает. Юному человеку легче приспособиться к выбранной жизни — будь то брак или монашество. Ведь взрослый человек всё меряет и щупает посредством здравого смысла. У него уже сформировавшийся характер, подобный литой бетонной конструкции, — такой непросто изменить. Погляди: люди, вступившие на путь семейной или монашеской жизни в молодом возрасте, до самой старости сохраняют детскую простоту. Я был знаком с супругами, поженившимися юными. Жена во всем — в манере говорить, в поступках — была подобна мужу. Поскольку они поженились молодыми, один из супругов перенял все привычки другого: и в речи, и в манере поведения. Но и притереться друг к другу им было легче [чем тем, кто женится поздно]»[3].

Выбор жизненного пути и спутника жизни очень важен, и необходимо подойти к этому вопросу очень ответственно. Путаница в этом деле может грозить человеку серьёзными жизненными неприятностями, которые могут повлиять на всю его жизнь.

Целомудрие

Старец Паисий учил о том, что юному человеку нужно сдать экзамен на целомудрие. Это он считал великим делом для юношей и девушек, которое помогает всё остальное расставить по своим местам:

«Какие же несчастные, искалеченные девушки подчас ко мне приходят, — говорил старец, — они беспорядочно живут в грехе с молодыми людьми, не понимая, что цели, которые те преследуют, нечисты. И таким образом несчастные становятся калеками. ‟Что мне делать, отче?” — спрашивают они меня. ‟Владелец кабака, — отвечаю я им, — хотя и водит дружбу с пьяницей, но дочь свою за него замуж не выдает. Прекратите греховные связи. Если те, с кем вы грешите, вас действительно любят, то они оценят это должным образом. Если же они вас оставят, то это будет значить, что они вас не любят, и вы не будете зря тратить время”»[4].

Люди сами загоняют себя в ловушку, из которой потом трудно выбраться. Старец Паисий говорил, что лукавый использует юный возраст, когда плоть бунтует, в своих целях, дабы уловить в свои сети. Молодые люди не имеют опыта духовной жизни, чтобы дать отпор врагу. Поэтому старец говорил о необходимости прибегать к советам старших и более опытных в духовной жизни, чтобы не скатиться по «сладкой» горке, как он называл впадение в грех, и чтобы грех не удалил совсем человека от Бога и не поселил в душе тревогу и тоску:

Юным не следует торопиться и принимать незрелые решения о том, по какому пути они пойдут

«Чтобы оставаться умиротворёнными, молодым следует вверять себя Богу. Ведь Благий Бог, как нежный Отец, действует там, где мы уже не можем ничего сделать по-человечески. Юным не следует торопиться и принимать незрелые решения о том, по какому пути они пойдут. В результате они запутываются ещё больше. Всё сразу сделать нельзя, и проблемы таким образом не разрешаются. Для того чтобы помочь себе, они должны как следует в себе разобраться и разложить все по полочкам. Сперва нужно получить диплом, потом найти работу (юношам, кроме этого, еще и отслужить в армии). И только после этого, уже будучи зрелым, можно принимать решение и, с помощью Божией, вступать в брак и создавать добрую семью»[5], — говорил старец.

Алкоголизм и наркомания

«Брак, дойдя сегодня до такого состояния, которое мы видим, потерял свой смысл. Семьи распадаются ни с того ни с сего»[6], — говорил старец Паисий.

Одной из основных причин разводов в настоящее время социологи называют алкоголизм и наркоманию.

«Сколько раз бывали у меня в келлии молодые парни... несчастные, разрушенные наркотиками и вином. Просят теперь помощи, бедные. И мне удалось помочь одному-двум — но сердце-то за всех разрывается... Ищут помощи, но как им всем поможешь?»[7]

В этих словах старца Паисия мы видим скорбь и боль за наше поколение. По статистике, совсем ещё недавно, пока за эту проблему не взялись общественные организации и Церковь, в России употреблялось более 18 литров чистого спирта на душу населения. Этот показатель говорил о том, что страна находится на грани вымирания. Сейчас этот показатель остаётся по-прежнему высоким, но всё же есть положительная динамика – он составляет порядка 13 литров на душу населения. По официальным данным, количество алкозависимых мужчин составляет около 2 миллионов человек, а женщин — около полумиллиона. Понятно, что эти данные ниже в разы, ведь статистика говорит нам только о тех случаях, когда человек признал у себя наличие такой проблемы, но ведь много т. н. употребляющих умеренно и редко, что также является видом алкозависимости.

Выпивать начинают уже в подростковом возрасте, и этот грех сопровождает человека в дальнейшей жизни. Пьют юноши и девушки. И, что самое страшное, случается, что дети получают алкоголь из рук родителей или видят перед собой пример пьющих взрослых.

«Сегодня в мире живет злоба. Детей хотят развратить с пелёнок. Вместо того чтобы удержать детей от зла, пока они не придут в совершенный возраст, им препятствуют даже в добром. Потом, впадая в грех и мучаясь, несчастные дети хотят встать и не знают, как это сделать. Ведь покатившись вниз по ‟сладкой” горке, им уже непросто остановиться»[8], — говорил старец Паисий о влиянии внешней среды на детей.

«И не упивайтесь вином, в нем же есть блуд, но паче исполняйтеся Духом» (Еф. 5, 18), — пишет апостол Павел в послании к Ефесянам.

Не меньшим зло, чем алкоголь, являются наркотики.

«Сколько же молодых, принимающих наркотики, прошли нынешним летом через мою каливу! Большинство этих несчастных — дети из распавшихся семей. Парню 27 лет, а он находится в отчаянии и просит помощи!»[9] — говорил старец Паисий про положение дел в Греции.

Но и у нас, в России, проблема наркомании, к сожалению, только растёт. По некоторым данным, наркотики принимают до 15 миллионов человек, что приводит к большому количеству смертей, распространению тяжёлых заболеваний, таких как ВИЧ, и др. Страдает вся семья, где есть наркозависимый.

Только в тех домах, где живут по Богу, людям хорошо

«Мучения людей не имеют конца. Общее разложение — целые семьи, взрослые, дети... Каждый день сердце мое обливается кровью. Большинство домов полно расстройствами, волнениями, тревогой. Только в тех домах, где живут по Богу, людям хорошо. В других же — там разводы, здесь банкротства, где болезни, где несчастные случаи, кто на психотропных лекарствах, кто на наркотиках... Несчастные: у кого-то больше, у кого-то меньше, но у каждого есть боль»[10], — с состраданием говорил старец Паисий о современном человеке.

Измены

Около четверти подавших заявление о разводе указывают как причину развода — измену. В слове о семейной жизни старец Паисий говорит:

«Тяга женского пола к мужскому и наоборот свойственна человеческой природе. Юноши и девушки, с раннего возраста культивирующие в себе тягу к противоположному полу, нажимают на ‟кнопку”, не дожидаясь, когда придёт подходящий для этого час. А потом, когда благоприятный час приходит, их ‟кнопка” уже нажата, и они не способны пережить радость, потому что пережили её раньше — в неподходящее время»[11].

Люди, утратившие понятие о грехе, не могут измениться моментально, даже вступив в законный брак. Те навыки, которые они приобрели в опыте сожительства или же нецеломудренной жизни, когда при возникновении проблемы человек может просто уйти и начать жить уже в новом сожительстве, — этот принцип решения проблем люди применяют и в официальном браке.

Когда юноша и девушка только создают семью, они полны решимости любить друг друга вечно. Для этого даже не очень воцерковлённые пары идут в Церковь, чтобы венчаться. Таинство Венчания для них скорее красивый обряд и желание с помощью Божией, но без своего духовного труда укрепить свой брак, как бы неким магическим действием. Забывая, что нашим главным делом жизни является спасение своей бессмертной души, а спасение не происходит без нашего непосредственного участия и нашей веры. И здесь очень важно, когда супруги молятся друг за друга, стараются жить духовно, и Господь даёт им Свою благодать, видя их усердие, и помогает сохранить и укрепить семью. Старец Паисий говорил о высоте той любви, которая должна быть между супругами:

«Между собой супруги должны иметь очищенную любовь — для того, чтобы получать друг от друга взаимное утешение и быть в состоянии исполнять свои духовные обязанности. Чтобы прожить в согласии, они должны, прежде всего, положить в основание жизни любовь — ту драгоценную любовь, которая заключается в духовном благородстве, в жертвенности, а не любовь ложную, мирскую, плотскую»[12].

Когда супруги молятся друг за друга, стараются жить духовно, Господь даёт им Свою благодать

Но, не имея веры и не работая над собой духовно, супруги постепенно теряют ту привязанность друг к другу, которая у них была в начале их знакомства. Семейная жизнь переходит в привычку и бытовую рутину. Супруги начинают тяготиться такими отношениями в семье, и, как результат бездуховной жизни, происходят измены.

Есть статистика, что чаще изменяют мужчины, но в последнее время отмечается, что и женщины стали изменять больше, чем это было раньше. Женщины стали позволять себе то, что раньше было недопустимо. Они, как воспринимающие всё более эмоционально, бывают более боримы сверхчувствительностью, в отличие от мужчин, у которых преобладает рассудочность. Старец Паисий говорил:

«Если ум женщины окажется хоть и небольшим, но отточенным в лукавстве, а в ее характере будет больше злобы и меньше любви, и это она будет считать мужеством и будет гордиться этим, тогда — Боже упаси! — в непогрешимости она может превзойти даже Римского Папу, а в жестокости — Муссолини»[13].

Аборты и нежелание иметь детей

Женщины добровольно отказываются рожать по различным причинам, например: желая получить определённый уровень образования, сделать карьеру, быть более свободной, аргументируя свой отказ от детей как обузы, и ещё по многим причинам, которые они придумывают сами, чтобы оправдать своё поведение. Но не перестают жить в грехе, и следствием этого является незапланированная беременность. Хорошо, когда женщина в браке, и супруги решаются оставить ребёнка, но бывает и так, что идут на тяжкий грех детоубийства.

«Страшный грех — аборты!.. Аборт является убийством, — говорит старец Паисий, — пусть авторитетнейшие христианские врачи не устают извещать женщин, что около 95% несчастных, делавших аборты, страдают тяжелыми формами рака. Ведь организм, когда в женщине зарождается малыш, настраивается для развития младенца: например, грудь приуготовляется производить молоко и т. д. Но, когда женщина делает аборт, все эти процессы резко обрываются, и возникают определенные физиологические последствия, например, такие как рак»[14].

Об осложнениях после аборта свидетельствуют многие врачи, но отношение людей к ним остаётся всё равно чересчур необдуманным.

Старец Паисий говорил, что женщины должны иметь больше благоговения. Благоговение привлекает благодать Божию, и люди, чувствуя благодать в человеке, тянутся к такому человеку. Но если женщина теряет благоговение, она доходит до тяжёлых проступков. Со временем первая влюблённость проходит, и её должно заменить нечто большее. Нужен определённый труд супругов над тем, чтобы взрастить настоящую, крепкую, жертвенную любовь друг к другу. И если этого нет, то в семьях обиды могут накапливаться годами, и наступает такой момент, когда доходит дело до измен и, как следствие, до развода.

Некоторые мужья говорят о том, что жена должна бояться мужа, проявлять особое почитание и послушание, забывая, что Священное Писание говорит о том, что муж должен любить свою жену, и от этого рождается послушание жены к мужу. Жёны же сопротивляются тому, что Господь поставил над ними главою мужа, и тем самым идут против воли Божией.

«Доходят до того, — говорил старец Паисий, — что (женщины) спрашивают: ‟Почему это жена должна бояться мужа?” (Еф. 5, 33)

Однако в страхе присутствует почтение, а в почтении — любовь. Если я что-то почитаю, то я его уже и люблю, и то, что я люблю, — почитаю. Жена должна иметь почтение к мужу. Муж должен любить жену. Но сегодня люди истолковывают Евангелие шиворот-навыворот и поэтому уравнивают все, а после распадаются семьи. ‟Жена должна быть послушной”, — говорит муж. Но если у тебя нет любви, то ты не сможешь заставить быть тебе послушной даже кошку»[15].

Бесплодие и ЭКО

Ещё одной причиной разводов является невозможность иметь детей. Это является серьёзной медико-социальной проблемой нашего общества. К бесплодию приводит около 30 различных болезней, как утверждают врачи, и даже качественное лечение может не привести к выздоровлению.

«Есть женщины, которые бесплодны, потому что в юности они жили беспорядочной, греховной жизнью. Есть и такие, причина бесплодия которых — в дурном питании, потому что многие продукты содержат в себе целую кучу химикатов и гормонов»[16], — говорит старец Паисий о причинах бесплодия.

С проблемой чадородия сталкивались и святые. Так Авраам и Сарра, Захария и Елисавета, Иоаким и Анна долго не имели детей. Бесплодие в древнем Израиле считалось большим злом, и такие супруги подвергались оскорблениям в обществе. Но, не имея возможности завести детей, они не теряли надежду и просили Бога о помощи.

«Часто супруги, обращающиеся ко мне, — говорил старец Паисий, — делятся своим беспокойством относительно рождения детей и спрашивают моего мнения. Некоторые супружеские пары хотят родить одного-двух детей, а другие — стать многодетными. Однако лучше, если они возложат проблему деторождения на Бога. Супруги должны вверять свою жизнь Божественному Промыслу и не составлять собственных планов. Они должны верить в то, что Бог, заботящийся и о птицах небесных, проявит намного большую заботу об их детях»[17].

Чтобы справиться с бесплодием, медиками была разработана процедура под названием экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО). Это технология искусственного оплодотворения «в пробирке», когда эмбрион развивается в инкубаторе, и лишь потом пересаживается во чрево матери. При этом «лишние» эмбрионы удаляются при помощи аборта, чтобы оставить нужное количество. Сейчас эта технология меняется, и аборты не делают, но метод остаётся столь же далёким от человечности. Теперь «лишних» эмбрионов не убивают, а замораживают в жидком азоте с целью сохранения – на тот случай, если эмбрион в теле матери не приживётся. Иногда эти эмбрионы остаются невостребованными по различным причинам, и так и остаются в жидком азоте. Но ведь это уже человек, хоть и в эмбриональном состоянии, который имеет свой уникальный набор генов, и, конечно, имеет душу. Метод ЭКО остаётся малоизученным, от него страдает здоровье женщин, а также рождённых ими детей. Из таких детей многие являются инвалидами — такое заявление сделал главный педиатр России ещё в 2009-м году.

Русская Православная Церковь в «Основах социальной концепции»[18] ясно сформулировала своё отрицательное отношение к этому методу, который попирает Промысл Божий о человеке. Старец Паисий говорил:

«Рождение детей зависит не только от человека. Оно зависит и от Бога. Видя, что у супругов, испытывающих затруднения в связи с рождением детей, есть смирение, Бог может не только дать им ребёнка, но и сделать их многодетными. Однако, видя в супругах настырность и эгоизм [Бог не исполняет их желания, потому что], исполнив их прошение о рождении детей, Он удовлетворит их настырность и эгоизм. Супруги должны всецело предать себя Богу. Они должны сказать: ‟Боже мой, Ты печешься о нашем благе, да будет воля Твоя” (Мф. 6, 10). В этом случае их прошение исполнится»[19].

Принятие воли Божией является источником благодати, которую даёт Господь

Принятие воли Божией является источником благодати, которую даёт Господь тем, кто, по-настоящему желает её исполнить. С какой любовью о людях заботится Бог, для Которого нет ничего невозможного. И, желая спасения для каждого, Он подаёт людям то, что наиболее полезно для спасения души. Но человек беспокоится, пытается всё сделать сам, и тем самым препятствует помощи Божией.

Для супругов, у которых нет детей, но они хотят ребёнка, есть возможность усыновить сироту. Тем самым помочь брошенному ребёнку обрести семью, дать ему родительскую любовь и воспитание – и тем самым угодить Богу.

В банке данных Минпросвещения сейчас около 48 тысяч анкет детей-сирот. Это величина снизилась за последние 5 лет, но остаётся ещё очень высокой. К тому же государство поддерживает ежемесячно финансами родителей, которые усыновляют детей, и эта сумма составляет в среднем до 16 тысяч рублей на приёмного ребёнка. Всё больше бездетных супружеских пар, а также семей, где есть свои дети, берут детей сирот. Старец Паисий говорил о тех, кто страдает от бесплодия, но желает усыновить малыша:

«Да, таким людям лучше усыновить ребёнка, им не нужно [эгоистично] упорствовать в желании родить собственное дитя. Желание человека и воля Божия — это не всегда одно и то же»[20].

Но есть такие супружеские пары, которые могут отказываться от рождения детей из-за отсутствия собственного жилья.

Бытовая неустроенность

Надо сказать, что для многих покупка своего жилья так и остаётся несбыточной мечтой. Так, молодая семья должна найти средства для первоначального взноса, который может составлять 20%–30% от стоимости жилья, т. е. в среднем это около 2 миллионов рублей за однокомнатную квартиру. Семья должна быть платёжеспособной, т. к. выплаты по ипотечному кредиту достаточно велики. В Москве банки рассматривают в качестве клиентов только тех, у кого общий семейный доход превышает 100 тысяч рублей. И, чтобы расплатиться с банком, в течение 15 лет семье за купленное жильё нужно отдавать из своего бюджета порядка 36%, что в среднем равняется 50 тысячам рублей. Поэтому не каждая семья может себе позволить покупку собственного жилья, и это становиться камнем преткновения и, как следствие, ведёт к разводу.

Старец Паисий рассказывал духовным чадам:

«Помню одного моряка, который женился, будучи 18 лет от роду. И сам он был бедняк, и девушку взял из бедной семьи. Сняли они какой-то подвал и там ютились. У жены его тоже была низкооплачиваемая работа, и жили они очень скудно. Представьте: вместо стола у них был ящик от персиков, которые им как-то посчастливилось купить! Потом у них появились дети. Для того чтобы их вырастить, они перебивались с хлеба на воду. И, однако, постепенно они разбогатели и стали жить хорошо»[21].

Желание всего добиться и лишь потом обзавестись семьёй приводит к тому, что человек не имеет ни того, ни другого

Современный человек беспокоится о своём будущем, но возлагает заботу чаще на себя, чем на Бога. Желание всего добиться и лишь потом обзавестись семьёй и детьми приводит к тому, что человек не имеет ни того, ни другого. Жизнь превращается в сплошную гонку, где человек не находит себе покоя. Стремление к обладанию всё большими земными благами заставляет человека прикладывать всё больше усилий для обеспечения желаемого уровня комфорта, и вся эта гонка становится для человека адской мукой:

«Если мы видим человека, страдающего от сильной душевной тревоги, огорчения и печали, несмотря на то, что у него есть все, чего ни пожелает душа, — то надо знать, что у него нет Бога. В конце концов, от богатства люди тоже мучаются. Ведь материальные блага оставляют их внутренне пустыми, и они мучаются вдвойне. Я знаю таких людей — имеющих все, при этом не имеющих детей и испытывающих терзания. Им в тягость спать, им в тягость ходить, все, что ни возьми, — для них мука»[22], — говорил старец Паисий.

За всем этим человек забывает, что прежде нужно искать Царствие Небесное, а о земном дать позаботиться Богу, Который видит, кто в чём нуждается, и даёт необходимое. Но человек упорствует и доверяет больше деньгам и своим усилиям. Такое состояние характерно для человеческого падшего естества, когда Бог уходит на второй план, и заботы века сего становятся на первое место. Всё переворачивается в жизни человека с ног на голову. От этого и сами люди страдают, и причиняют страдание друг другу.

По-настоящему человеку не так много и надо, но те же СМИ диктуют ему определённые стандарты жизненного успеха. У человека складывается устойчивая зависимость и потребность в определённом образе жизни. Так, со временем у человека отключается критическое мышление, и он становится типичным потребителем, нет уже поиска истины, смысла жизни, нет времени задуматься о том, что ждёт его в вечности.

«‟Какие же счастливцы те, кто живут во дворцах и наслаждаются всеми благами”, — говорят люди мира сего. Однако блаженны те, кому удалось упростить свою жизнь, освободить себя от удавки этого мирского усовершенствования — от множества удобств, равных множеству затруднений, и избавиться от страшной душевной тревоги нынешней эпохи. Если человек не упростит свою жизнь, то он будет мучиться. Тогда как, упростив ее, он избавится и от этой душевной тревоги»[23], — говорил старец Паисий, подчёркивая необходимость простоты.

Человеку нужно научиться ценить и беречь то, что у него уже есть. Не бояться трудностей, а больше доверять Богу. В этом случае Господь даёт человеку Свою благодать. Поэтому все нестроения в бытовом плане, которые могут возникнуть у молодой семьи, Господь помогает преодолеть.

Конфликты с родственниками

На вмешательство родственников в дела семьи как причину указывают некоторые супруги при разводе. Если между родными возникают недоразумения, то старец Паисий советовал поговорить с ними, но деликатно, чтобы молчание не привело ко злу. Но если разговор приводит к недопониманию и обидам, то нужно оставить их в покое и молиться за них.

Ситуации, когда между родными людьми возникают конфликты, не редкость. У каждой семьи есть свои темы, которые лучше избегать в общении, и обострение которых точно приведёт к конфликту. И так бывает, что люди в семье ведут себя хуже, чем с чужими людьми. В семье человек себе позволяет быть менее сдержанным, чем с коллегами на работе, например.

Бывает, что люди в семье ведут себя хуже, чем с чужими людьми

«Человек, который хочет жить мирно, должен быть особо внимательным в отношениях с родными и друзьями. Он не должен обманываться той воспитанностью и хорошими манерами, которые, возможно, встречает в других. Мирская вежливость и хорошие манеры могут привести к немалому злу, потому что они имеют в себе лицемерие. Внешнее поведение человека может представлять его совершенным святым в глазах других, однако когда другим откроется его внутренний мир, окажется, что на деле всё было наоборот»[24], — говорил старец Паисий.

Конфликт разгорается там, где люди не хотят друг друга услышать, но если они сохраняют любовь и уважение между собой, где каждый не считает, что он абсолютно прав, а другой абсолютно виноват, — в таких случаях можно прийти к согласию и всё решить миром.

Требуется труд для преодоления своих недостатков, но некоторые не способны к созидательному труду и только усугубляют обстановку в семье своим поведением. Все понимают, что ссоры и конфликты никому не нужны, но уже к ним так привыкли, что считают это нормальными отношениями в семье и между родными.

Для христианина особо стоит обратить внимание на то, как он общается со своими близкими, сохраняет ли он мир со всеми людьми:

«Большая польза, если человек прост в своих отношениях с другими, если он всегда имеет о них добрый помысл и не относится ко всем людям всерьёз. Надо избегать споров и бесед, которые начинаются якобы ради духовной пользы, а приводят чаще к головной боли. Не надо ждать духовного понимания от людей, которые не веруют в Бога. Лучше молиться за таких людей, чтобы Бог простил и просветил их. С каждым надо говорить на том языке, который он понимает, и [верующему человеку] не надо открывать перед другими те великие истины, в которые он сам верит и которые переживает, потому что другие его не поймут, поскольку он говорит на иной частоте, находится на [духовной] волне иной длины»[25].

Попробуем вкратце сформулировать основные советы старца Паисия для православных христиан касательно семейной жизни:

  • Выбор между семейной жизнью и монашеством желательно сделать в молодости.
  • К созданию семьи юноша и девушка должны быть готовы, подойдя к этому вопросу серьёзно.
  • До свадьбы надо хранить целомудрие.
  • Нельзя тратить время и силы души на так называемый «гражданский брак».
  • Избегать увлечения алкоголем и наркотиками.
  • Хранить верность своим избранникам.
  • Не делать таких страшных грехов, как аборт.
  • Не бояться иметь детей. Если же Господь их не даёт, довериться Богу.
  • В общении с родственниками быть внимательным и не вести таких разговоров, которые могут привести к конфликтам и ссоре.
  • В отношении земного благополучия уповать на Бога, Который подаёт нужное в своё время.

Виктор Касьяненко

8 июля 2022 г.

Рейтинг: 9.9 Голосов: 644 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

[1] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 1. С болью и любовью о современном человеке. С. 141.

[2] Государственная статистика ЕМИСС. [Электронный ресурс] // URL: https://www.fedstat.ru/ (дата обращения 10.10.2021).

[3] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 4. Семейная жизнь. С. 25.

[4] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 1. С болью и любовью о современном человеке. С. 280.

[5] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 4. Семейная жизнь. С. 22.

[6] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 4. Семейная жизнь. С. 59.

[7] Паисий Святогорец, прп. О семье христианской. [Электронный ресурс] // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/o-semye-khristianskoj/ (дата обращения: 12.10.2021).

[8] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 4. Семейная жизнь. С. 112.

[9] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 4. Семейная жизнь. С. 60.

[10] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 1. С болью и любовью о современном человеке. С. 26.

[11] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 4. Семейная жизнь. С. 35.

[12] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 4. Семейная жизнь. С. 46.

[13] Паисий Святогорец, прп. Письма. С. 130.

[14] Паисий Святогорец, прп. О семье христианской. [Электронный ресурс] // URL: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/o-semye-khristianskoj/ (дата обращения: 17.10.2021).

[15] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 1. С болью и любовью о современном человеке. С. 293.

[16] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 4. Семейная жизнь. С. 75.

[17] Там же. С. 71.

[18] Проект документа «Этические проблемы, связанные с методом Экстракорпорального оплодотворения» [Электронный ресурс] // URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5768019.html (дата обращения: 17.10.2021).

[19] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 4. Семейная жизнь. С. 76.

[20] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 4. Семейная жизнь. С. 79.

[21] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 4. Семейная жизнь. С. 71.

[22] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 1. С болью и любовью о современном человеке. С. 174.

[23] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 1. С болью и любовью о современном человеке. С. 188.

[24] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 4. Семейная жизнь. С. 177.

[25] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том 4. Семейная жизнь. С. 177.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Анастасия30 июля 2022, 00:12
Святой Преподобный отче Паисие! Моли Бога обо мне, грешной и недостойной рабе Его! Если Он захочет, быть может, даст мне Любовь и семью. Моли Бога о рабе Его Михаиле! Об оставлении им всякого зла и вступлении на путь веры Христовой! Бог не хочет погибели ему, как и никому из детей своих, даже если дети неразумные...
Natalie14 июля 2022, 07:44
Антоний, это для вас. “Нет ничего сильнее Церкви Христовой. Кто захочет с нею бороться, тот неизбежно погибнет, это все равно, что ополчиться войной против Неба.” Свят. Иоанн Златоуст
Natalie12 июля 2022, 11:59
Антоний, Вашей семье очень повезло, что никто из ваших близких родственников не был расстрелян и не умер с голоду в 30-е годы, а также, наверное, никто не погиб и на войне. Поправьте, если я ошибаюсь. Десятки миллионов загубленных жизней, среди которых есть и мои родственники, остались бы в живых, если бы не та власть. Жизни людские ценнее любых достижений! И нужно любить ближнего не только своей страны, но и США тоже, тем более, что Америка очень сильно помогла нашей Армии победить фашизм! Слава Богу!!!
Антоний11 июля 2022, 10:52
Natalie, конечно, серьезно. Были стройки века и дружба народов, мощнейшая наука и промышленность, медицина и сельское хозяйство, мы были один за всех и все за одного! Идеология? Помню: возродили Патриаршество и запретили проституцию, одержали Великую Победу над Западом, и в благодарность за это Возрождение - митрополиты стояли в почетном карауле у гроба лучшего со времен Ивана IV правителя. Не сделали бы этого - вымирали бы, как Европа. Религия бы зачахла, а бордели бы продолжали строить. Собственно, мы на 70 лет отсрочили то, что пришло в 90-е. А может быть, и иначе бы было: немцы уничтожили бы нас к 1943-му вслед за Британией, а там и США закидали бы ядерными ракетами.
Natalie 8 июля 2022, 23:50
Антоний, вы это серьёзно? В советское время не было блуда и эгоизма? Рассмешили…
Н 8 июля 2022, 23:48
Антоний, а в чрезмерном употреблении алкоголя в советское время тоже Запад был виноват? Ну сколько уже можно винить Запад во всём? Посмотрите честно на своих сограждан… Я была студенткой ВУЗа в советское время и мне стыдно вспоминать поведение большинства моих однокурсников/ц и моё в том числе в стройотрядах, на практике, на картошке и тд. Почти все девчонки вышли замуж беременные… Слава Богу, что в 90-е годы нам открылась радость познания Бога! Сколько советских семей имело доступ приобрести Святую Библию, молитвослов и посещать храм? Забыли идеологию того времени? «Не надо винить зеркало, коли рожа крива.» Народная пословица…
Антоний 8 июля 2022, 08:05
Старец Паисий прекрасно описал "западные ценности" - блуд, потребительство, эгоизм. К нам эта гадость пришла в 90-е, хлынула потоком духовных нечистот с экранов, из наушников, со страниц журналов, - прямиком в мозги и души молодежи, отравив ее. Сегодня последствия отравления в виде болезни общества (возможно, смертельной) мы видим в статистических данных. Об этом я говорил много раз. Слава Богу, сегодня мы уверенно закрываем окно в гулящую Европу добротным железным занавесом, рвем связи с отравителями душ и их ненавистными нам гибельными лжеценностями! Но этого мало! Мало прекратить действие яда, нужен антидот, иначе - нам смерть. Нужно все усилия приложить к возрождению истинных ценностей!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

День памяти преподобного старца Паисия Святогорца Другие материалы сюжета:
Другие статьи автора Виктор Касьяненко

Новые материалы

Выбор читателей

×