«Дайте рецепт счастливой семьи, пожалуйста!»

– Лен, а давай ты будешь писать нам в группу простые советы про то, как правильно жить христианину, чтобы его семья точно была счастливой? Я даже знаю первый заголовок: «Счастье в Новом году!»

Прочитав это деловое предложение, я даже чаем поперхнулась. И подумала: «А не давай». При всём искреннем уважении к собеседнику. Собеседник чутко уловил запрос аудитории. Но крайне сложно на этот запрос не дать ненароком читателю «камень вместо хлеба». Или змею вместо рыбы.

А змей здесь спрятался в самой идее о том, что в христианстве есть некая «технология», гарантированно ведущая к счастью в его утилитарном понимании. Что вообще можно «использовать» Христа «для счастья» – а не счастье для пути ко Христу.

Можем ли мы сказать молодой семье: «Исполните то-то и то-то, и вы точно будете счастливо жить вместе до гробовой доски»? Короткий ответ – нет, не можем, нет в Церкви простых рецептов со стопроцентной гарантией. Как гарантированно попасть на крест – есть рецепт. Как гарантированно стать счастливым мужем или женой – нет таких. Даже совет бороться с собственной гордыней не универсален, поскольку под гордыней и борьбой мы иногда понимаем слишком разные вещи.

Есть векторы в Священном Писании, красные линии, дорожные знаки, есть карта, но и ты, и твой супруг вольны свернуть с пути в любой точке маршрута: такова сила нашего страшного дара – свободной воли. Текстов и лекций об основах счастливой семейной жизни, построенных на благих миссионерских намерениях, много. Я и сама их пишу. Но часто читатели выносят из них отдельные тезисы по вкусу: «гарантия счастья – многодетность», «гарантия счастья – послушание мужу», «гарантия – храм по воскресеньям».

Мы делаем общение с Богом и исполнение Его заповедей только лишь средством достижения своего маленького земного счастья

«А что же, – можно меня спросить, – вы не согласны? вы против многодетности и храма?». Нет, абсолютно за. Но я против того, чтобы считать их эдакими компонентами безотказного «приворотного зелья». Ведь если мы начинаем думать в таком ключе, мы путаем местами цель и средство: общение с Богом и исполнение Его заповедей как цель всей жизни христианина делаем только средством достижения своего маленького земного счастья. А в итоге не достигаются порой обе цели.

Размышляя о христианском браке, нам чрезвычайно важно не впадать в крайности «магического мышления». Например, однажды мне прислали запись одной беседы о семье, где спикер утверждал, что, поскольку муж и жена в венчанном браке – «плоть едина», то поведение одного из супругов напрямую влияет на поведение второго. Эмпирически это довольно верно: в жизни действительно наши поведения взаимосвязаны, а в любом конфликте виноваты, как правило, две стороны, это все мы можем заключить из простого житейского опыта. Но слишком самонадеянно верить, что можно напрямую воздействовать на волю супруга или супруги и получить строго определенный результат.

Например, молодая женщина пишет и просит молитв о муже, подавшем на развод: она ждет, что Господь по молитвам Церкви непременно повлияет на его решение, и мужчина вновь полюбит жену и передумает разводиться. Иногда так и происходит. Но не всегда, ведь Господь сказал о Себе совершенно определенно: «Се, стою у двери и стучу». Он не входит в душу насильно, и потому зачастую не только родственники, но и Сам Бог не может повлиять на того, кто выбрал не любить. Да, Господь, как помним, может влиять на сердце, например, «ожесточить сердце фараоново» – просто отойти от него еще чуть дальше. Но Он не заставляет сделать выбор в сторону добра. Он учит, подсказывает – но выбор человек делает сам.

Поначалу между супругами – только чувства и эмоции, но далее любовь становится выбором, вопросом воли

А любовь между супругами – это, как и вера, выбор, то есть в большей степени она вопрос воли, а не эмоций, каким бы странным это ни казалось в начале влюбленности. Да, поначалу только чувства и эмоции, но при разных неизбежных трудностях семейной жизни любовь становится выбором, вопросом воли. Что ты добровольно выбираешь в состоянии конфликта: любить и делать дела любви или сдаться и холить свое самолюбие? Что ты выбираешь при сомнениях о Боге: верить и укреплять свой разум в вере или отступить? Выбор напрямую относится к области человеческой свободы.

Поэтому важно понимать, что «плоть едина» – это призыв к телесному и психологическому единству мужа и жены. Но их дух, их воля свободны и действуют самостоятельно, добровольно «сонастраиваясь» или же добровольно отталкиваясь друг от друга. Последнее, впрочем, не всегда добровольно, но и под действием князя мира сего.

Да, мы знаем, что чем ближе люди к Богу, тем ближе они и друг к другу. В этом смысле путь христианской жизни – это «бонусом» и путь к семейному благополучию. Но далеко не всегда! Ведь в любой момент семейной жизни любой из супругов волен и отдалиться от Бога, и сделать выбор в пользу нелюбви. Или волен покаяться. «Блюдите, како опасно ходите» – этот святоотеческий призыв актуален для христиан любого статуса и семейного положения.

Если же мы посмотрим на то, как описывает счастье в браке Священное Писание, то увидим интересную вещь.

В Библии третьей фразой о взаимоотношении полов было строгое обетование Еве после грехопадения: «К мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою». Говорю, что фраза третья, поскольку первой все-таки можно считать то, что сказано о людях до греха: «Нехорошо быть человеку одному». То есть в раю Адаму и Еве должно было быть вместе лучше, чем в одиночку, они должны были быть единодушны, трудясь на схожем послушании от Бога «делати рай и хранити». (Кстати, послушание их было схоже, но даже в раю неодинаково, в какой-то мере иерархично. Например, нарекающим имена в раю является только Адам, не Ева. Даже Еву он саму нарекает, правда уже после грехопадения).

Второй фразой о семье до греха в Библии становятся слова: «Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть» (Быт. 2: 24).

Сосуществование двух грешных людей – априори мучительно, брак их – не сахар

А вот по изгнании из рая и попадании под власть греха сосуществование мужчины и женщины приобретает оттенок не единства, но господства одного над другим, обладания, и становится проблемой. Женщина, первоначально созданная как утонченная «версия 2.0» – человек из человека, а не просто из земли, – во грехе попадает в зависимое положение, говоря о котором, Господь ставит его в один ряд с другими «проклятиями» – в ряд с обещанием мужчине в поте лица есть хлеб и женщине в муках рожать. Получается, сосуществование двух грешных людей – априори мучительно, брак их – не сахар.

Но вот уже в Новом Завете мы видим, как Спаситель и Его апостолы вновь призывают супругов к совершенно райским степеням единства, вновь повторяют: «Оставит человек отца и мать, и прилепится к жене своей, и будут двое в плоть едину». И апостол Павел уточняет: «Мужья, любите жен ваших, как Христос возлюбил Церковь» (Ефес. 5: 25).

Однако же и здесь не без ложки дегтя. Апостолы были реалистами, и потому планирующим вступить в брак апостол Павел говорит, что «таковые будут иметь скорби по плоти, а мне вас жаль» (1 Кор. 7: 28).

Думаю, помимо собственно плоти (например, болезней), мы можем отнести сюда и скорби нашей «высшей нервной деятельности», уныние от ссор и размолвок, переживания за детей или об их отсутствии. Святитель Иоанн Златоуст толкует этот стих именно так:

«Этим одним прос­тым словом он предоставил благоразумному слушателю припомнить все, и болезни рождения, и воспитание детей, и заботы, и болезни, и безвременные смерти, и несогласия, и ссоры, и угождение бесчисленному множеству мнений, и ответ за чужие грехи, и принятие бесчисленных скорбей в одну душу».

Скорби – явление временное, однако же, сказано, они будут.

В какой степени каждая семья сможет оттолкнуться от реальности ветхого, греховного существования? Это вопрос

Получается, после прихода в мир Спасителя семьям христиан вновь возвращена перспектива райского, блаженного сосуществования. Но это лишь перспектива, потенция новой жизни. А в какую меру каждая семья сможет её реализовать? В какой степени сможет оттолкнуться от реальности ветхого, греховного существования? Это вопрос. Решается он до последнего вздоха.

И, увы, в любой точке пути возможно падение. Подтверждение тому – разводы, отнюдь не редкие и в многодетных верующих семьях, и после двадцати лет христианского брака. Сколько у каждого таких знакомых в церковной среде: верующие, хорошие сами по себе люди, не сумевшие удержаться вместе. Так бывает, и было бы неверно усиленно не замечать реальности.

Поэтому молодым христианам важно изначально не обольщаться, не искать слишком простых рецептов и не думать, что если они «просто» родят много детей или будут «просто» неукоснительно молиться по вечерам, то это само по себе, волшебным образом защитит их семью, избавив от ежедневной работы над собой, от ежедневного выбора в пользу любви или нелюбви. Это может дать семье больше шансов. Но минное поле наших искушений и грехов, оружие нашей свободы никто не отменял.

Елена Фетисова

20 января 2022 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Солнышкина 1 февраля 2022, 23:33
Думаю, этот вопрос очень личный и каждый прежде чем вступать в брак должен хорошенько подумать, посоветоваться с духовником, не торопиться, а главное усердно молиться и стараться искать волю Божью. И тогда Бог видя исреннее желание поступить по Его воле не даст ошибиться. А человеческая земная любовь конечна, помните как в песне: «у любви, у нашей села батарейка...» если, конечно вовремя не подключить ее к «электросети» Божественной Любви. Желаю всем помощи Божией, земного счастья, а самое главное-спасения!
Иоанна_ 1 февраля 2022, 21:40
/Кстати, преп. Паисий Святогорец советовал своим духовным чадам, которые никак не могли определиться с выбором пути, прислать ему приглашение на свадьбу.// Этим он мягко подсказывал им, что СОМНЕВАЮЩИМСЯ монашество не подходит.
Иоанна_ 1 февраля 2022, 19:20
Благословляется ВАШ СВОБОДНЫЙ ВЫБОР! А уж на каком основании вы его делаете - это ваше дело, ваша зона ответственности. И ни один хороший духовник (как и родители) не благословит, если видит, что чувств нет, зачем - чтобы потом всю жизнь мучились? Человек состоит из духа, души и тела, вот по всем этим трём направлениям должно быть единство - тогда брак имеет шанс быть счастливым и крепким. Вы много выдумываете, Солнышкина, а потом подтягиваете под свои выдумки якобы церковное обоснование.
И. 1 февраля 2022, 13:55
Солнышкина31 января 2022, дискуссия действительно уже не на пользу. Где в наших с Иоанной комментах сказано, что надо надеяться на свои чувства? А Иисус Христос камень, на котором жизнь строится, а не просто счастье. Жить не надо бояться. Видимо ветхозаветному народу и первым христианам не нужны были витиеватые объяснения основы вступления в брак. И Вам дай Бог разобраться, почему отношения Бога к избранному народу переданы аллегорией Песни Песней. И Церковь названа невестой Христовой Апостолом Павлом, а не какая-то другая метафора им, человеком не связанным брачными узами, использована, чтобы донести суть до слушателей.
Солнышкина31 января 2022, 23:39
И.,«браки, которые Вы признаете счастливыми и приводите в пример, у Вас же и ассоциируются с любовью». В первую очередь они у меня ассоциируются в крепкой верой и с любовью, к Богу. А Камень на котором строится семейное счастье есть Вера в Иисуса Христа, на песке же строит как раз тот, кто надеется на свои чувства... Помоги Господи Вам и Иоанне во всем разобраться!
Солнышкина31 января 2022, 22:52
Иоанна,рада,что хоть в чем-то Вы со мной согласились,но дело в том,что Ваши утверждения,очевидные для Вас, по учению Церкви таковыми не являются.Брак признан Церковью на ряду с монашеством одним из путей спасения, крестных путей, а значит к святости и поэтому для верующих более ПЕРВОСТЕПЕННО(нежели наличие сильных чувств)получить БЛАГОСЛОВЕНИЕ(духовника и верующих родителей)на вступление в брак. Кстати прп.Паисий святогорец советовал,своим духовным чадам, которые никак не могли определиться с выбором пути,прислать ему приглашение на свадьбу))А св. Петр Муромский изначально не собирался жениться на св. Февронии,не женился бы скорей всего и святым не стал бы.Но конечно Бог никого не принуждает
И.31 января 2022, 17:46
Солнышкина30 января 2022, в том-то и дело, что в этом мире вам вообще никто и ничто гарантировать счастье не может, как и готовое выдать. Но браки, которые Вы признаете счастливыми и приводите в пример, у Вас же и ассоциируются с любовью. А кто взял (собирается взять) на себя больше чем может понести - брак без любви - ищет какие-то объяснения, обоснования "нормальности" ее отсутствия, градацию вводит, т.е. строит дом на песке, и при этом просит рецепты гарантированного (кем?чем?) счастья. Дискутировать действительно не о чем.
Иоанна_ 31 января 2022, 07:51
Солнышкина, ничего В ПРИНЦИПЕ не гарантирует счастья! Каждому взрослому человеку это понятно! Как понятно и то, что труд необходим в любой сфере человеческого бытия, и семья здесь не исключение. Если есть сомнения в том, есть ли любовь - значит, любви нет, это тоже очевидно. Для святости выходить замуж необязательно, Бог от нас такой жертвы не требует, это именно наш свободный выбор. Брак на любом другом основании, кроме любви - это отнюдь не подвиг, а свободно выбранное искушение, и такой выбор в духовной жизни, мягко говоря, не приветствуется. Желаю вам всего доброго!
Солнышкина30 января 2022, 00:37
Уважаемые И. и Иоанна, думаю не имеет смысла дальше дискутировать «Переливать из пустого в порожнее». Хочу чтоб Вы меня правильно поняли, я вовсе не против брака «по любви», просто это само по себе еще не гарантирует его счастье, почему то Вы обе упорно этого стараетесь не замечать. Норма это святость, а мы грешные и в этом смысле мы ненормальны, поэтому, то что мы считаем любовью в самом начале отношений, еще таковой в полном смысле не является. И далее в браке супругам надо трудиться, чтоб из этого «ростка» выросло большое, красивое дерево настоящей любви, естественно с Божией помощью. И этот труд временами бывает тягостен, а временами легок и радостен.
И.29 января 2022, 14:15
Солнышкина, перекос в любую сторону не приносит пользы. Когда в брак вступают сами себе должны ответить, зачем им это и чего они ждут от брака. Если на вторую половину смотрят как на кошелек или прислугу, "клоуна" для приятного время препровождения, есть другие способы получить желаемое, не обманывая себя и др.половину. Начиная с Книги Бытия брак и любовь описываются как естественное состояние людей. Вот и надо говорить о норме, а не представлять все "исключениями" в ту или другую сторону. А жертва, в браке тоже, то, что превышает естественное состояние и требует сверхусилий. При обычных обстоятельствах можно только примерять, насколько отклоняешься от нормы не в лучшую сторону.
И.29 января 2022, 13:49
Солнышкина, себе отвечаете? Речь о том, что если Вы говорите только о большой любви, то вроде бы должны знать, что такое любовь "не большая" и привести ее примеры. Петр и Феврония особый случай, брак их начинался, можно сказать, по принуждению одной из сторон, а любовь их стала совершенной. Что касается примера венценосных супругов, то такие отношения может редкость для династических браков, но не для обычных людей. Труд в браке не жертва, а естественное состояние. А забота о любимых это жертва или потребность? Чем пожертвовали? "мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать". А крепкий брак начинается с любви и строится на ней, тогда и труд в радость, а не в тягость
Иоанна_ 29 января 2022, 12:37
/Да потому что они еще не знают что такое любовь, у них пока только влюбленность. А любви предстоит вырасти во всех перипетиях в браке.// Солнышкина, а если это, о чём они ещё не знают, что это такое, перерастёт не в любовь, а в неприязнь или даже в отвращение - тогда что они будут делать?? Ну что ж, кому не жалко своей жизни - экспериментируйте...
Солнышкина29 января 2022, 00:47
Иоанна,«Бог управляет обстоятельствами нашей жизни, но не без нашего участия, по крайней мере, в том, что касается брака. Кроме способности любить, у человека есть ещё разум, чувства, свобода выбора» Свобода выбора у нас есть только в том смысле идти нам к Богу или от Него. Поэтому если человек за 2-3 шага(примерно) до знакомства со своей второй половиной наделал шаги с торону ОТ Бога, то его вполне может постигнуть то что описано в Книге Премудрости Иисуса , сына Сирахова 25 глава 21 «Всякая злость мала в сравнении со злостью жены; жребий грешника да падет на нее». При том, что вступая с ней в брак он мог быть на 7-м небе от счастья и выбор сделал абсолютно свободно.
Солнышкина29 января 2022, 00:04
«представлять вступление в брак как жертву еще больше будет отвращать от него, способствовать тому, что при первых же трудностях руки будут опускать, мол, не каждому дано.» Если не говорить о том, что в браке есть труд и жертва, а только счастье и радость (которые конечно тоже имеют место быть)то при первых же трудностях молодожены сочтут, что это у них вовсе не любовь, что они просто сделали неправильный выбор и разбегутся,в надежде в сл. раз «не промахнуться»P.S.думаю, что даже при самой большой любви некий труд над отношениями всеравно неизбежен,ведь святыми тоже сразу не становятся.Здесь согласна с Елена22 января 2022,тем более что в окружающей меня действительности таких пар не втречала
Солнышкина28 января 2022, 23:46
И, Вы просили привести примеры большой любви, вот пожалуй несколько:св. Петр и Феврония, св.царь Николай и св. царица Александра Федоровна, кн. Сергей Александрович и св.прпмуч. Елисавета Федоровна и пример наших дней о. Федор Соколов и матушка Галина.
Солнышкина28 января 2022, 22:08
И.,«Любовь или есть, и на каждом этапе жизни человек любит, как умеет, всю жизнь учится любить вторую половину, детей, друзей, ближних, дальних, может совершать ошибки, исправлять их, его любовь живая» Вот собственно и автор и я про то же. Любви надо учиться и трудиться над ней с помощью Божьей. Как то слышала в проповеди такую мысль от священника: почему батюшка в чине венчания не спрашивает жениха:«Любишь ли ты ее?», а спрашивает:«имеешь ли ты твердое намерение взять ее в жены?» Да потому что они еще не знают что такое любовь, у них пока только влюбленность. А любви предстоит вырасти во всех перипетиях в браке.
раба Божия тамара28 января 2022, 00:02
Наталия Ростова Продолжение20 января 2022, 13:25 == Что со мной не так???? Научите меня жить! === Наталья, наверняка, уже не прочитает мой ответ, но всё-таки напишу. Сразу видно - Наталья попала к манипулятору, или абюзеру - как говорят сейчас. И очень хорошо, что она смогла во-время уйти. Терпение и смирение - не значат, что надо плясать под дудку сатаны. А абьюзер - пьёт нашу энергию. Господь сохранил вас и детей, и это главное в Вашей жизни. Помогай Вам Господь и дальше всегда. Спаси и сохрани вас Бог!
И.27 января 2022, 12:51
Солнышкина, просто пытаюсь понять Ваши тезисы, согласно которым 1.есть большая любовь; 2.она даётся (отбирается) свыше. Примеры др. любви, видимо, не можете привести, природу объяснить тоже, из чего можно сделать вывод,что "все или ничего" ближе Вам. А у меня именно так, как написано. Любовь или есть, и на каждом этапе жизни человек любит, как умеет, всю жизнь учится любить вторую половину, детей, друзей, ближних, дальних, может совершать ошибки, исправлять их, его любовь живая. Или её нет и человека это не волнует по каким-либо причинам, которые не обсуждаем. Но факт остаётся фактом: его все устраивает, ждёт, когда на него свыше обрушат сразу большую любовь, а он, так уж и быть, примет ее.
Иоанна_ 27 января 2022, 09:55
Солнышкина, Бог управляет обстоятельствами нашей жизни, но не без нашего участия, по крайней мере, в том, что касается брака. Кроме способности любить, у человека есть ещё разум, чувства, свобода выбора - может быть, сам человек глупо распорядился всем этим богатством и теперь ищет оправдания себе в том, что любовь, якобы, большая редкость, а брак - "априори" место мучений? Каждый выбирает для себя, но не надо преподносить это как норму, норма - это счастливый брак, основанный на любви! Согласна с И. и Аллой.
Солнышкина26 января 2022, 22:05
И, Вы вроде умудреный опытом человек, а рассуждаете какими-то шаблонами, как в советских фильмах «про любовь»-«все или ничего!» Жизнь многогранна,со множеством оттенков, так же и люди-каждый уникален, а тем более их чувства. У кого какая любовь Одному Богу ведомо. Но нам, людям, думаю понятно будет только со временем, настоящая она была или нет, когда пройдет все испытания, в старости...
И.26 января 2022, 14:59
Солнышкина25 января 2022, 21:06 И еще, если есть "большая любовь", то значит есть и "маленькая" и "средненькая"? Не могли бы Вы привести примеры? А то по наивности думаю, что любовь либо есть, либо ее нет. Когда первое вижу, радуюсь, когда второе - сожалею, что люди обделяют сами себя.
И.26 января 2022, 14:37
Солнышкина25 января 2022, 21:06 Бог и не требует от Вас совершенной любви сразу, а ведет к ней через заложенную способность, как бы ни была повреждена природа первородным грехом. Если Вы соглашаетесь на доминирующую роль отрицательных эмоций, то соответственно проецируете это на других и быстрее распознаете в других, а хорошее пропускаете или воспринимаете как большую редкость. Бог не будет ничего делать без усилия человека. А Ваша трактовка почти фатализм. И общая тенденция представлять вступление в брак как жертву еще больше будет отвращать от него, способствовать тому, что при первых же трудностях руки будут опускать, мол, не каждому дано. Бог дает всем, но все ли берут, что им дали?
Елена О.26 января 2022, 11:34
"Увы, так всегда бывает. Один любит, а другой разрешает, чтобы его любили". Иначе ничего не получится(если вам не разрешат любить, например).
Алла25 января 2022, 22:28
Полностью согласна с Иоанной. Вступать в брак надо по очень большой любви, или не вступать вовсе. Конечно, за подходящего человека, с которым ИНТЕРЕСНО. С другой стороны, я не представляю, как можно любить неинтересного. Страсть к такому возможна, но не любовь. А все прочие мотивы, вроде "он будет хорошим семьянином", "он человек хороший", "он богатый" и т.п., если они не сопряжены с сильным чувством, счастье едва ли принесут. Да, бывает так, что любовь в браке появляется со временем. А если нет? Риск слишком велик.
Солнышкина25 января 2022, 21:12
Психологи утверждают, что отрицательные эмоции оставляют более сильный и глубокий след в нашем сознании, чем положительные. И думаю, Вы не станете спорить, что больше людей обращаются к Богу в скорбях нежели в радости и благодарят за нее Бога, вот наверно таким «способным душам» Бог и посылает большую любовь и семейное счастье на долгие годы, но повтрюсь, в наше время, увы! Это редкость.
Солнышкина25 января 2022, 21:06
И.,«Бог даровал человеку способность любить». Бог то даровал, да только мы после грехопадения эту способность обратили внутрь себя и любим теперь больше жизни себя любимых..., а ближнего, в той мере на сколько и пока, он делает нам приятное и поддерживает иллюзию нашего счастья. А Бога, Которого нам заповедано любить всем сердцем мы вспоминаем только когда нам плохо и когда нам от Него чего то надо. Вот так мы «употребляем в дело» эту способность.Поэтому конечно, ропщи не ропщи, а Господь, Который управляет обст-вами нашей жизни и Который видит нас еще до рождения, знает все,кого нам лучше послать в спутники жизни, а кому может полезнее и послать большую лубовь, а потом забрать.
И.25 января 2022, 02:27
Солнышкина23 января 2022, Господь Бог даровал человеку способность любить, вот эта способность и есть особый дар Божий. Им можно пользоваться, "употребить в дело" и волей-неволей будешь вспоминать Дарителя хоть иногда. А можно убежать подальше, в землю зарыть, опасаясь как бы чересчур счастливым не стать. Уже не до Дарителя, когда как царь Кащей над златом чахнешь. Если и вспомнишь, то с претензиями, мол, моргнул, когда моя очередь за большой любовью подошла))
Иулиания24 января 2022, 20:52
Можно написать ещё стописят статей на тему счастливого брака, но как факт: институт семьи в России деградировал. Оглядываюсь вокруг и счастливых гармоничных браков пересчитать по пальцам. Наши мужчины не в состоянии вести семейный кораблик сквозь жизненные бури. Что ни жена, то мать одиночка. Наделать детей и бросить женщину с детьми - это мерзость. Построить дом - уже фантастика. Не каждому сегодня дано, это да.
Иоанна_ 24 января 2022, 11:43
Если бы было так, как пишет Елена Фетисова, что совместная жизнь супругов "не сахар" и "априори мучительна" - тогда никто и не женился бы. Какой нормальный человек добровольно пойдёт на мучения? Женятся именно для счастья, для радости, и наша уязвлённая грехом натура (сама по себе) этому не помеха. Есть множество счастливых пар, которые радуются своему браку многие годы и десятилетия, а не мучаются. До наивных и незамужних очень важно донести, что фундамент и "металлоконструкция" семейного здания - любовь между супругами, и эта любовь лёгкая, поскольку она естественная (по святым отцам), она же должна служить ступенькой к более высоким и сложным видам любви и, в конечном итоге, ко спасению.
Мария 23 января 2022, 11:39
Матушка Елена, Вы умница!
Солнышкина23 января 2022, 00:13
А что касается вопроса, почему одним посылается большая любовь и последующее счастье в браке, а многим нет? Думаю еще и потому, что мы современные люди неблагодарные и не цельные натуры и такое счастье духовно нам скорее навредит, оно может захватить нас полностью, сделать необратимыми эгоистами и заслонит нас от Бога. Это примерно так, когда человеку подарили очень желанный для него подарок, он его схватил и побежал с ним безумно радуясь, забыв тут же про Дарителя. А Богу угодно чтоб мы искали Его самого, а не только что-то от Него.
Солнышкина22 января 2022, 23:48
Иоанна, «Если есть чувства, тогда не нужно терзаться вопросом, что бы нам такое делать, чтобы обрести счастье в браке. Тогда не требуется волевое усилие». К сожалению, наше время вообще характеризуется оскудением любви, а уж такой большой и светлой как Вы описываете тем более. Такая любовь есть особый дар Божий, как например абсолютный слух с детства, но усилием воли и непрерывным трудом можно его развить. Тем более если еще молиться и просить Бога об этом. А бывает,что женятся вроде по большой любви, а потом мучаются оба(!)всю оставшуюся жизнь или вообще разводятся.Значит все-таки на каком-то этапе пропустили тот момент,где надо было приложить то самое «волевое усилие»для сохранения чувства
Елена22 января 2022, 18:43
Вот вероятно для наивных и, судя по комментарию, незамужних Иоанн такие тексты и пишут. Чтоб человек, привыкший поверхностно доверять чувствам, узнал, как выплывать, когда с собой, реальностью и многообразием человеческих чувств познакомится поближе))) Говорю как человек, вышедший замуж по любви и за очень любящего человека, но в силу опыта знакомый с тем, что временные трудности при любой любви - неизбежны. Если бы любить было легко, Христу не пришлось бы умирать, чтобы нас этой любви научить)
Солнышкина21 января 2022, 20:19
«И, увы, в любой точке пути возможно падение. Подтверждение тому – разводы, отнюдь не редкие и в многодетных верующих семьях, и после двадцати лет христианского брака.» Может и не совсем в тему напишу, но вот для меня загадка почему бывает и еще хуже, когда люди 10-20 лет ходят в храм, участвуют в таинствах, испытали на себе действие благодати Божией, имели множество чудес явленных в их жизни и вдруг по какой-то не столь веской причине перестают посещать службы или вообще уходят в другую религию, у меня есть таких 2-3 примера из жизни. Вот бы кто из священников, авторов сайта написал статью по этой проблеме.
Иоанна_ 21 января 2022, 18:03
Если есть чувства, тогда не нужно терзаться вопросом, что бы нам такое делать, чтобы обрести счастье в браке. Тогда не требуется волевое усилие, чтобы уступать, жертвовать, не искать своего, потому что в этом случае нет ничего более естественного. А если любовь - "вопрос воли", как здесь написано - тогда, скорее всего, мотив вступления в брак был неправильный. Очередная статья для тех, кто женится без любви, но хочет быть счастливым.
Анна21 января 2022, 09:49
Наталия, видно все-таки "вместе посмеяться" - не исчерпывающий рецепт счастья, да? Нужно что-то еще...
Солнышкина21 января 2022, 00:42
Еще мне встречалась такая мысль, что цель христианского брака это стать одним человеком в Новом Адаме- Иисусе Христе, как когда-то Адам и Ева были одним человеком в ветхом Адаме. Что исполнили на себе святые Петр и Феврония почему и оказались по смерти в одном гробу. Т.е. принцип чем ближе люди к Богу, тем они ближе друг к другу работает и в обратном смысле, чем ближе люди друг к другу, тем они ближе к Богу.
Солнышкина21 января 2022, 00:14
Хорошая статья.«Мы делаем общение с Богом и исполнение Его заповедей только лишь средством достижения своего маленького земного счастья» Вот на мой взгляд главная мысль «рецепта счастья». Что надо как раз наоборот, труд над отношениями в семье,чадородие и т.д. посвящать Богу, воспринимать как средство по приближению к Нему. А недостатки нашего ближнего, считать орудием Промысла Божьего, обращенного к нашей больной душе для ее очищения, исправления. И надо понять, что наше ГЛАВНОЕ СЧАСТЬЕ это быть с Богом и на земле и в конечном счете в Его Царстве. Да и само слово счастье означает БЫТЬ С ЧАСТЬЮ, с частью чего? С частью в Царстве Небесном!
Инна20 января 2022, 23:11
«Что со мной не так? Вроде, и хорошая хозяйка и кушать - первое, второе,третье и компот.. И не напрягаю лишний раз мужчину..»Наталья, в этом то и проблема. Нормальный мужчина любит женщину не за «первое, второе и третье», а просто потому что она такая, какая есть. Женщина, в первую очередь, должна полюбить себя. Тогда и мужчина к ней будет относиться по другому. Никогда не думайте, что в Вас что-то не так. Не обесценивайте себя. Никогда.
Ольга20 января 2022, 19:14
Наталья,зачем Вам мужчина?!У Вас есть дети и даже–уже внуки.Неужели Вам,бабушке,этого мало,чтобы радоваться жизни и не страдать по поводу отсутствия мужа?!Наверное,Богу было так угодно,чтобы Вы «отравились» прошлыми отношениями.И благодарите Его,что он бережет Вас от новых.Отсутствие мужа–это не повод,чтобы чувствовать себя несчастной,тем боле в зрелом возрасте.Вас,похоже,зацепляет то,что Ваш бывший женился,и Вы ревнуете его к новой избраннице.Выходить замуж,чтобы доказать ему,что Вы еще интересны мужчинам,вряд ли стоит.Жизнь многогранна и прекрасна и без дополнительной «мебели» в доме.)Знаю женщин в возрасте,для которых выйти замуж–чуть ли не самое страшное,что может случиться в их жизни.
Василий - Наталии Ростовой20 января 2022, 16:53
Слава Богу, что бывший муж Вас не убил. Наталия, очень боюсь в силу неопытности давать какие-то рекомендации - мне очень нравятся слова игумена Нектария (Морозова). В его книгах и видео нашел ответы на очень многие вопросы. Рекомендую!
Наталия Ростова Продолжение20 января 2022, 13:25
Так вот.. Наш папа спустя три года опять женился. Видимо, на ручной белке. Хотя, честно говоря, мне очень жаль эту женщину.. Но, может там, действительно по Апостолу - Любовь всё покрывает, долго терпит и т.д.? А я так не смогла. Получается, я за всю нашу несостоявшуюся семью по кумполу до сих пор получаю? Почему у меня не получается ни с кем построить отношения? Что со мной не так? Вроде, и хорошая хозяйка и кушать - первое, второе,третье и компот.. И не напрягаю лишний раз мужчину.. Однако..ноль. Или я отравленная прошлыми отношениями? Что со мной не так???? Научите меня жить!
Наталия Ростова - Василию20 января 2022, 13:17
Это очень интересная мысль...Только вопрос. По факту инициатором распада семьи почти всегда становится женщина..Но по сути.- её муж. Давайте не будем лукавить. В моём случае, мой муж стал поднимать на меня руку..Пытался сделать из меня ручную белку. По итогу, я подала на развод, перепробовав все способы для сохранения семьи, вплоть до прихода на дом психолога и священника.. Ну не получилось у меня. Развод. Дети остались без отца. Хотя я была всеми конечностями за то, чтоб папа общался с ними.. Папа ушёл в глухой отказ, мстя мне копеечными алиментами и полным игнором. И вот, когда дети уже выросли и я уже бабушка, папа образовался. :) Поняли и простили.. Это у меня. А у других, гораздо хуже..
Татьяна20 января 2022, 11:10
Елена, спасибо большое за публикацию, взвешенное, объективное мнение, опытом подтвержденное. Ваша статья заставляет больше задумываться над этой темой, по сути, центральной в семейной жизни, попытаться посмотреть на себя со стороны, осознать свое состояние, разбираться в трудных вопросах и быть более внимательным к себе и близким. А при допущенных ошибках вставать и двигаться дальше в нужном направлении. Разбор конкретных тем и проблемных ситуаций всегда очень интересен.
Наталия Ростова20 января 2022, 09:32
В общем-то всё верно сказано..Но! Есть и у меня наблюдения за другими людьми и конечно же анализ собственной жизни.. Вот говорят, главное встретить своего человека. А какой он "свой человек"? И пришла я к такому выводу, что "свой человек", это тот с которым можно посмеяться. Да! Как ни странно это не звучит, но чувство юмора может решить многие проблемы..Свой человек, это тот, с которым легко.. Это тот, с которым можно утром проснуться кикиморой, с нечесанными волосами после вечернего душа, а он посмеётся и скажет "Вот теперь платье натягивай и пошли в кафе. Пусть мне все завидуют, что моя любимая такая красивая" :) А у меня было так..Жаль, что это начинаешь ценить уже не в юности...поздно..
Василий20 января 2022, 08:46
Матушка Елена, Вы очень хорошо пишете, но есть одна фраза, которую я часто слышу от людей и прочитал в этой статье - "в любом конфликте, как правило, виноваты две стороны". Отец Иоанн (Крестьянкин) писал, что " По канонам святых отцов тот, кто является инициатором распада семьи, должен оставаться один, а тот, кто обижен, может вновь создать семью". То есть отец Иоанн признавал, что в конфликте вполне может быть обиженная сторона и виновная сторона, что такое разделение возможно. К сожалению, фразу "виноваты оба" очень часто говорят той стороне, вина которой минимальна...
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×