Первый Вселенский Собор: ход собора и обсуждаемые темы

Часть 2

Портал Православие.Ru публикует цикл статей иеромонаха Луки Григориатского, приуроченный к 1700-летию созыва Первого Вселенского Собора. Отец Лука – один из самых известных афонских богословов, насельник монастыря Григориат. Он известен как автор множества публикаций в периодической печати и нескольких книг.

Каково значение Первого Вселенского Собора для истории Православной Церкви? Какие темы были подняты на нем? Почему принятые на Соборе постановления актуальны и в наши дни? Об этом – цикл статей иеромонаха Луки.

Свт. Николай дает пощечину еретику Арию. Фреска Никейского собора, монастырь Сумела Свт. Николай дает пощечину еретику Арию. Фреска Никейского собора, монастырь Сумела

Ход Собора

Досифей Иерусалимский описывает ход Собора следующим образом:

«На Соборе были мудрейшие отцы, которые спорили с философом (Арием). Таковы были Евсевий Памфил, Леонтий, епископ Кесарии Каппадокийской, Евпсихий Тианский, Протоген Сардийский, Осия Кордубский, Александр как местоблюститель Митрофана Константинопольского, святой Афанасий, архидиакон епископа Александрийского и сам Александр Александрийский. Был также Евстафий Антиохийский, который сначала был епископом Верии Сирийской, но потом Собор сделал его Антиохийским; он, по словам Евсевия (в “Жизни Константина”, в третьей книге его церковной истории), был главой правого крыла Собора и зачитал обращение Собора к царю. Был также Макарий Иерусалимский, который, в частности, сказал, что к тайнам Божьим ни в коем случае нельзя подходить как к обычным делам, потому что это вещи несказанные и непостижимые [не могут быть разрешены человеческими рассуждениями].

К тайнам Божьим ни в коем случае нельзя подходить как к обычным делам, потому что это вещи несказанные и непостижимые

Следует также обратить внимание на то, что пишет Евтихий Александрийский[1]: на Соборе были зачитаны догматы более древних и упорных еретиков, и отцы осудили их. Историк Сократ в восьмой главе первой книги [своей “Церковной истории”] говорит, что на Соборе был некий мирянин, исповедник, который сказал, что Христос и апостолы предали нам то, чтобы богословствовать не диалектическим искусством и изворотами “пустого обольщения” (Кол. 2: 8), но выражая нашу веру просто, и что ей должна сопутствовать и защищать её добрая жизнь. Он говорил это в согласии со словами святого Епифания: “В прежние времена толкование было совсем простым и кратким, потому что старались о том, чтобы доставить слушателям не удовольствие, но пользу. Но с того времени, как толковать Писания стало без всякого затруднения дозволенным для всех, и все, исполнившись самомнения, стали тупы к деланию добра, а начали преуспевать в красноречии, величаясь, будто они способны знать всё, тогда стали почитать за стыд сознаться, что им нужно ещё учиться, а более спорили и выскакивали вперёд, как учители (ересь 64-я)”. Участвовали в Соборе и другие исповедники, на теле которых были раны, полученные ими за Христа от тиранов. Было также великое множество чудотворцев, такие как Спиридон, который посрамил философа чудом с кирпичом (имя философа, согласно Михаилу Глике, было Евлогий; был, впрочем, и другой философ, разжигавший споры с отцами, по имени Федон, как говорит Иоанн Кипариссиот в третьей декаде), Пафнутий, Иаков Низибийский, Павел Неокесарийский, великий Николай и другие… Отцов Собора было триста восемнадцать, а с ними целое множество клириков, пресвитеров и диаконов…

Отцы победили еретиков доказательствами и чудесами, после чего составили святой Символ Веры

Арий же нанял для прений философов. Одному из них заградил уста Александр Константинопольский, а остальных отцы победили доказательствами и чудесами, и составили святой Символ Веры. Об этом Символе Феодор Иерусалимский в своём “Синодике” (который находится в третьем деянии VII Вселенского Собора) говорит, что он – исповедание правой веры, а Дамасий Римский в своём “Послании об Иллирийском Соборе” называет его стеной против орудий дьявольских. Отцы также определили о святой Пасхе то, что и по сей день содержит вся кафолическая Церковь… Кроме того, Собор издал двадцать канонов, в которых определил, чтобы во всей Церкви были некоторые епископы-предстоятели, между которыми он разделил весь православный народ в мире и которые позже получили наименование патриархов, как будет сказано в следующих главах. Царь сидел на низком сиденье посреди отцов по причине своего великого смирения, как отмечают Евсевий Кесарийский и Никифор Каллист в синаксаре святых отцов»[2].

Как на любом соборе, споры и разногласия были очень напряжёнными. Мы знаем об этом также из житий отцов, которые приняли в Никейском соборе особое участие. Например, святитель Спиридон сотворил чудо с кирпичом, святитель Николай заушил Ария, а святитель Ахиллий чудесным образом извёл масло из камня. Отцы Собора «украшались дарами апостольскими, много было и таких, которые, по словам апостола Павла, носили язвы Господа Иисуса на теле своём (Гал. 6: 17)»[3], потому они и обладали обострённым чувством Православия и чистым исповедническим мудрованием.

Как повествуется[4], когда несколько арианских епископов составили своё изложение веры и представили его собранию, то все православные «тотчас возмутились и называли его искажённым и лживым». Тогда против тех зловерных «восстал сильный ропот и все начали обвинять их в измене благочестию», и «они убоялись и, встав первые, кроме Секунда и Феоны, отреклись от Ария». Однако подписание никейского вероопределения ариански мыслящими епископами скрывало в себе обман, как отмечает блаженный Феодорит:

«Они приняли это [православное] исповедание коварно и неискренно, что подтверждается и последующими замыслами их против поборников благочестия, и писаниями их против последних».

Очевидно, лукавство и своекорыстие еретиков противостоят, как богоборческий дух, боголюбию святых отцов, чистоте их намерений и действий.

О вероучительных итогах Собора император сообщает Александрийской Церкви особым посланием.

Письмо императора Константина Великого к александрийцам

«Константин Август – кафолической Александрийской Церкви.

Желаю радоваться, возлюбленные братья. Мы получили совершенную благодать божественного Промысла, что, избавившись от всякого обмана, признали одну и ту же веру. Наконец, дьявол против нас ничего не может сделать. Какое зло ни предпринимал он устроить нам лукавыми ухищрениями – всё оно уничтожено в самом основании: раздоры, расколы, смятения, и смертельный, так сказать, яд несогласия – всё это побеждено, по велению Божию, блистанием истины. Все мы и по имени Единому поклоняемся, и в бытие Единого уверовали.

Но чтобы достигнуть этого, я, по внушению Божию, созвал в город Никею весьма много епископов, с которыми, как один из вас, считающий за особенное удовольствие быть вашим сослужителем, и сам предпринял исследование истины.

Всё, что казалось рождающим поводы к сомнениям и раздорам, было исследовано и изучено со всей тщательностью. И да пощадит нас Божие величие за те великие и страшные хулы, которые неподобающе изрекли некоторые на великого Спасителя [нашего Иисуса Христа], надежду нашу и жизнь нашу, говоря противное богодухновенным Писаниям и нашей святой вере и притом исповедуя, что так веруют.

И когда более трёхсот епископов, удивительных по своим благоразумию и проницательности, утвердили одну и ту же веру, которая есть поистине и в точности вера божественного закона, оказалось, что один только Арий был побеждён дьявольской силой и посеял это зло сперва у вас, а потом и у других по своему нечестивому намерению.

Итак, давайте примем мысль, которую внушил нам Вседержитель [через Собор]. Возвратимся [в церковное общение] с возлюбленными нашими братьями, с которыми разлучил нас этот бесстыдный служитель дьявола. Поспешим соединиться как можно скорее с нашими подлинными членами в общем теле [Церкви]. Ибо и вашей проницательности, и вашей вере, и вашей святости прилично, узнав об обличённом обмане того, который оказался врагом истины, возвратиться к божественной благодати. Ведь то, что было угодным трёмстам епископам, не иное что есть, как мысль Божия [Православие], особенно когда волю Божию светозарно проявил просветивший ум таких и столь многих мужей Дух Святой. Посему пусть никто не сомневается и не медлит, но все усердно вернитесь на истиннейший путь, чтобы, прибыв к вам, когда бы то ни было, я мог вместе с вами принести подобающее благодарение всевидящему Богу – за то, что Он, явив истинную веру, возвратил вожделенную вами любовь. Бог да сохранит вас, возлюбленные братья»[5].

Уврачевание мелитианского раскола

Страшный раскол в Александрии Египетской был вызван «строгостью» епископа Мелития против «человеколюбия» священномученика Петра, архиепископа Александрийского, по отношению к падшим (lapsi) во время гонений и затем кающимся христианам. Мелитиане, как и так называемые новатиане, считали, что только Бог может простить падение таких христиан, и поэтому немыслимо принимать их в общение с Церковью в каком бы то ни было виде. Святитель Епифаний Кипрский наиболее драматично из всех церковных писателей и историков описывает начало этого раскола. В конце описания он отмечает:

«Надписывали же каждый на своей церкви (храме) так: последователи Петра, имевшие у себя древние церкви, писали: “кафолическая церковь”, а приверженцы Мелития: “церковь мучеников”»[6].

Мелитий обходил весь Египет и Пентаполь, а затем Палестину и Асию и рукополагал епископов и клириков в епархиях других епископов, что не допускается священными канонами. Так раскол расширялся и потрясал единство Церкви.

Собор решил отнестись к отпавшим более человеколюбиво и таким образом уврачевать раскол

Собор изучил этот вопрос и решил отнестись к отпавшим более человеколюбиво и таким образом уврачевать раскол. О том, как поступить с раскольничьими мелитианскими епископами и духовенством, сказано в следующем отрывке из соборного послания к александрийцам:

«Поскольку благодать Божия освободила нас от оных зловерия, нечестия и хулы (Ариевых) и от тех лиц, которые дерзали сеять раздор и разделять издревле в мире живущий народ, но не был ещё решён вопрос о дерзости Мелития и рукоположенных им, то мы извещаем вас, возлюбленные братия, о постановлении Собора и по этому вопросу. Итак, о Мелитие, поскольку Собор оказал ему более человеколюбия (а по строгости он не был достоин никакого снисхождения), было решено оставить его в своём городе, с тем, чтобы он отнюдь не имел власти ни поставлять, ни рукополагать, ни появляться в какой-либо другой области или городе для такого рода дел, но чтобы имел один лишь почётный титул (епископа). О тех же, которых поставил Мелитий, Собор определил: после того, как они будут утверждены более та́инственным рукоположением[7], принять их в общение, с тем условием, что они будут иметь [подобающую сану] честь и служение, но непременно будут занимать второе место после всех рукоположенных в каждом приходе и церкви почтеннейшим сослужителем нашим Александром […] Если же случится кому-либо из служителей Церкви почить, тогда только что принятые в общение пусть возводятся на место скончавшегося, только бы они являлись достойными и избраны были народом, с согласия на то и утверждения александрийского епископа. Это позволено всем прочим; а что касается лично Мелития, то ему не разрешено этого из-за его изначально беспорядочного образа действий и его непредсказуемого и дерзкого характера, чтобы не давать ему никакой власти и права, как человеку, который может вновь совершить те же самые бесчинства»[8].

О новатианском епископе Акесии

Исторически засвидетельствовано, что на I Вселенском Соборе присутствовал новатианский епископ Аке́сий. Досифей Иерусалимский пишет об этом очень просто: «На Соборе был и Акесий, новатианский епископ»[9]. Этот факт неверно истолковывается в том смысле, что в Православном Вселенском Соборе принимал участие епископ-раскольник. Приводим следующий текст из «Церковной истории» Сократа, который показывает, что Акесий не участвовал в заседаниях Собора, но был вызван к царю Константину с целью возвращения раскольников-новатиан в Православие:

«О том, что на Собор царь вызвал и новатианского епископа Акесия. Ревность царя побуждает меня упомянуть и о другом обстоятельстве, показывающем, как сердце его заботилось о мире. Имея попечение о церковном единомыслии, он призвал на Собор и епископа новатианской секты Акесия. И после того, как вероопределение было составлено и подписано Собором, царь спросил Акесия, согласен ли и он с этой верой и с определением о праздновании Пасхи. На это Акесий отвечал: “Ничего нового, государь, Собор не постановил; ибо и это вероопределение, и это время празднования Пасхи я принял издавна, с самого начала, от времён апостольских”. А когда царь опять спросил, для чего же отделился он от церковного общения, тот упомянул о событиях в годы гонения при Декии и сослался на точность строгого правила о том, что не должно удостаивать участия в божественных Таинствах тех, которые после Крещения впали в грех, который божественные Писания называют грехом “к смерти” (1 Ин. 5: 16), и следует побуждать их к покаянию, но надежду на отпущение ожидать не от иереев, а от Бога, имеющего силу и власть прощать грехи. Когда Акесий сказал это, царь отвечал: “Поставь лестницу, Акесий, и взойди один на небо”. Об этом не упомянул ни Евсевий Памфил, ни кто другой (из историков). Но я слышал это от человека, который никогда не лгал, глубокого старца, который говорил это потому, что хорошо изучил то, что было на Соборе. Отсюда заключаю, что умолчавшие о сем обстоятельстве сделали это, как и многие из историков, которые пропускают многое или по пристрастию к кому-либо, или угождая лицам. Это что касается Акесия»[10].

Вопрос о праздновании Пасхи

Принципиально важно знать, чего именно желал I Вселенский Собор, когда устанавливал в Церкви общее празднование Пасхи всеми христианами. Ведь он безусловно не был выразителем идей ни древних еретиков: манихеев, гностиков, маркионитов и т. д. – ни раскольников, упорствовавших в своём пребывании вне общения с Кафолической Церковью. Итак, Собор желал, чтобы члены Церкви – и только они – пребывали в богослужебном единстве, так же как они уже стали пребывать в вероучительном единстве благодаря догматическим постановлениям Собора. Это видно из исторических свидетельств, сохранившихся в святоотеческой литературе.

Собор желал, чтобы члены Церкви пребывали в богослужебном и вероучительном единстве

История празднования Пасхи такова.

Малоазийские Церкви (Ефесская, Смирнская и другие), следуя преданию апостола и евангелиста Иоанна Богослова, праздновали Пасху 14 нисана, в то время как другие Церкви совершали её в воскресенье после весеннего равноденствия. Богословские разногласия, длившиеся триста лет с периодическими обострениями, не привели к расколу между Церквами по этому поводу благодаря рассудительному вмешательству епископов и богословов, которые удержали епископов Рима от разрыва церковного общения с малоазийскими Церквами. Но празднование Пасхи в разные дни было нестроением, которое требовало пастырского попечения. Вопрос был поставлен перед Собором после завершения богословской работы и осуждения арианства и был решён наилучшим образом. Евсевий Кесарийский сохранил письмо Константина Великого к епископам всего мира, которое тот отправил после окончания Собора. В нём император говорит о праздновании Пасхи:

«На том же Соборе было исследование касательно святейшего дня Пасхи, и общим мнением признано за благо всем и везде праздновать её в один и тот же день, ибо что может быть прекраснее и благолепнее, когда праздник, дарующий нам надежду бессмертия, неизменно совершается всеми по одному чину и по ясной для всех причине? И прежде всего показалось неприличным праздновать тот святейший праздник последуя обычаю иудеев, которые, осквернив свои руки беззаконным поступком, заслуженно, нечестивые, слепоствуют душой […] Нам указан Спасителем другой путь, перед нами лежит поприще, законное и подобающее священнейшей нашей вере. Вступая на него единомысленно, почтеннейшие братья, оторвём себя от той постыдной мысли [что нужно следовать иудейскому обычаю]. Ибо поистине слишком нелепо, когда они (иудеи) хвалятся, будто без их учения мы неспособны соблюдать это (празднование Пасхи) […] Для чего же нам следовать им, когда известно, что они страдают страшным недугом заблуждения? Мы никогда не потерпим, чтобы совершалась вторая Пасха в один и тот же год. Но даже если и не так, то вашей проницательности подобало всегда и стараться, и желать показывать, что чистота ваших душ ни в чём не сообщается с обычаями людей самых негодных.

Сверх сего, надобно и то иметь в виду, что в столь важном деле и столь великом празднике веры неуместно быть разногласию. Ибо Спаситель наш предал нам лишь один день нашей свободы, то есть день святейших Страстей, и благоволил, чтобы одной была Его Кафолическая Церковь, члены которой, хотя и разделены по многим и различным местам, согреваются, однако же, одним духом, то есть Божьей волей. Итак, да размыслит благоразумие вашего преподобия, как худо и неприлично то, что в известное время одни соблюдают пост, а другие совершают пиры, и что после дней Пасхи одни проводят время в празднованиях и покое, а другие держат положенные посты. Посему божественный Промысл желает, чтобы это надлежащим образом было исправлено и приведено к одному порядку, на что, думаю, все согласятся.

Итак, поскольку надлежит исправить это так, чтобы у нас не было ничего общего с народом оных отцеубийц и Господоубийц, а уже существует подходящий чин, который соблюдают все Церкви западных, южных, северных и некоторых восточных областей империи, то в настоящее время всеми сочтено за благо, – и я сам ручаюсь, что это понравится и вашему благоразумию, – чтобы то, что единомысленно и согласно соблюдается в Риме, в Италии, во всей Африке, в Египте, в Испании, в Галлии, в Британии, в Ливии, во всей Элладе, в диоцезах Асийском, Понтийском и Киликийском, – было охотно принято и вашей рассудительностью, когда возьмёте во внимание не только то, что число Церквей в вышеназванных местах больше, но в особенности то, что самым богоугодным будет всем вам желать этого (праздновать Пасху вместе), чего, как представляется, и здравый смысл требует, и чтобы не иметь ничего общего с вероломством иудеев.

По общему суду всех, постановлено святейший праздник Пасхи совершать в один и тот же день

Коротко говоря: по общему суду всех, постановлено святейший праздник Пасхи совершать в один и тот же день, ибо неуместно быть различию в отношении к столь священному предмету. Самое лучшее – следовать этому общему решению, в котором нет никакой примеси чуждого заблуждения и греха»[11].

Вопрос был решён довольно быстро, поскольку малоазийские церкви согласились с общим празднованием, а четыренадесятники (группа не принявших данное постановление Собора и настаивавших на праздновании Пасхи 14 нисана) вскоре вернулись в общение с Церковью.

(Окончание следует.)

Иеромонах Лука Григориатский
Перевёл с греческого монах Софроний (Вишняк)
Источник: Λουκᾶς Γρηγοριάτης, ἱερομ. Ἡ Α΄ Οἰκουμενική Σύνοδος. Ἱστορία – Θεολογία – Διδάγματα // Ὅσιος Γρηγόριος. 2024. Ἀρ. 49. Σ. 38–79.

16 мая 2025 г.

[1] Он был архиепископом Александрии в 654–690 годах.

[2] Досифей Иерусалимский. Двенадцатикнижие II, 2, 5 // Δοσίθεος, πατριάρχης Ἱεροσολύμων. Ἱστορία περί τῶν ἐν Ἱεροσολύμοις πατριαρχευσάντων διηρημένη ἐν δώδεκα βιβλίοις ἄλλως καλουμένη Δωδεκάβιβλος Δοσιθέου. Θεσσαλονίκη: Ἔκδ. Β. Ρηγοπούλου, 1982−1983. Βιβλ. 1, 2. Σ. 247–277.

[3] Феодорит Кирский, блж. Церковная история I, 7 // PG. 82. 917A.

[4] Там же. PG. 82. 920CD.

[5] Сократ Схоластик. Церковная история I, 9 // PG. 67. 84C–85D.

[6] Епифаний Кипрский, свт. Панарий. Ересь 68, 3 // PG. 42. 189A.

[7] Греч. μυστικωτέρᾳ χειροτονίᾳ βεβαιωθέντας. В древних источниках нет объяснений, что может означать это выражение, но, очевидно, речь идёт о некоем соборном литургическом деянии, посредством которого бывшие ранее в расколе мелитианские епископы и клирики должны были получить благодать священства. Современные учёные расходятся во мнениях, какой вид могло иметь это деяние, но наиболее вероятно предположение греческого канониста С. Трояноса, что речь идёт о совершении над мелитианами полной хиротонии, так как подобная практика при приёме из раскола была в то время нормой (и таким образом, Собор решил принять мелитианских клириков обычным порядком, в отличие от новатианских, которых он с бо́льшим снисхождением своим 8-м правилом постановил принять через «возложение рук» – χειροθεσία). Согласно другим толкованиям, речь может идти об особом благословении в знак примирения с Церковью или о таинстве покаяния, предполагающем чтение молитвы с возложением рук. См.: Сильвестр (Стойчев), еп. Вопрос о признании рукоположений, совершенных в раскольнических сообществах: богословские, канонические и исторические аспекты (https://kdais.kiev.ua/event/doklad-11112021/). – Примеч. переводчика.

[8] Сократ Схоластик. Церковная история I, 9 // PG. 67. 77D–81B.

[9] Досифей Иерусалимский. Двенадцатикнижие II, 2, 5 // Цит. соч. Σ. 276.

[10] Сократ Схоластик. Церковная история I, 10 // PG. 67. 100A–101B.

[11] Евсевий Памфил. Жизнь Константина III, 18–19 // PG. 20. 1073C–1077D. См. также: Сократ Схоластик. Церковная история I, 9 // PG. 67. 89B–93A.

Смотри также
Первый Вселенский Собор: его значение и предпосылки. Ч. 1 Первый Вселенский Собор: его значение и предпосылки. Ч. 1
Иеромон. Лука Григориатский
Первый Вселенский Собор: его значение и предпосылки. Ч. 1 Первый Вселенский Собор: его значение и предпосылки
Часть 1
Иеромонах Лука Григориатский
Слова догматических формулировок не должны подвергаться перетолкованию посредством псевдобогословских человеческих выдумок.
Спасение там, где кровоточит сердце Спасение там, где кровоточит сердце
Ин. Наталья (Каверзнева)
Спасение там, где кровоточит сердце Спасение там, где кровоточит сердце
Памяти святых отцев Вселенских соборов
Инокиня Наталья (Каверзнева)
Во время работы на соборе они были святыми в первоначальном значении этого слова – они посвящали себя и свой труд Богу.
Понимание «вселенскости» в православной традиции Понимание «вселенскости» в православной традиции
Павел Кузенков
Понимание «вселенскости» в православной традиции Понимание «вселенскости» в православной традиции
Павел Кузенков
Православная традиция никогда не рассматривала эпитет «Вселенский» в титуле какого-либо архиерея как указание на его всемирную юрисдикцию.
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×