Живопись Татьяны Юшмановой
С 3 по 27 февраля 2011 года в Государственном выставочном зале «Галерея «Измайлово» пройдет выставка «Русский Север». На выставке будет представлена фотоэкспозиция проекта «Общее дело: Возрождение деревянных храмов Севера» и живопись московского художника Татьяны Юшмановой. Портал «Православие.Ru» предлагает вниманию своих читателей галерею работ этого замечательного художника.
Татьяна Сергеевна Юшманова
Татьяна
Юшманова родилась в Москве в 1979 году в семье
математиков. За последние 100 лет все в семье
художницы были математиками, физиками, химиками, и
тем более она благодарна родителям за возможность
выбора своего пути и поддержку. В 1997 году она с
отличием закончила МАХЛ (Московский академический
художественный лицей при Российской академии
художеств) и поступила в РАЖВиЗ (Российскую академию
живописи, ваяния и зодчества). После малого диплома
«Праздник», заслужившего отличную оценку
и похвалу Ученого совета, она продолжила учебу в
исторической мастерской профессора Ильи Сергеевича
Глазунова под руководством Ивана Ильича Глазунова. В
течение нескольких лет получала стипендию Президента
РФ. В 2003 году окончила академию с красным дипломом,
представив дипломную картину «Пристань»,
которая получила высшую оценку и похвалу
Государственной аттестационной комиссии. С 2003 года
является членом Творческого союза художников России.
Художница живет и работает в Москве, но в ее развитии
особое значение имели те месяцы детства и юности, которые
она проводила в глухой ярославской деревне, где родители
купили дом. Жизнь на природе и общение с простыми русскими
людьми заложили любовь к русской глубинке.
Еще учась в институте, она начала много путешествовать по
России с ее уникальными древнерусскими городами,
удивительными храмами и природой, и особенно полюбила
Север, где ее покорило радушие людей и неповторимое
деревянное зодчество, в котором народ отразил свое сердце,
душу, поэзию и тончайшее чувство природы. Без
провинциальной России, без ее культуры невозможно
формирование русского художника. Особенное место в
творчестве художницы занимает Белое море и быт поморских
деревень с гостеприимными, добрыми и чистыми людьми.
Татьяна уверенна, что если любишь Россию, то, чтобы лучше
понять, почувствовать ее, успеть еще увидеть осколки
прошлого, стоит съездить на Север.
Гибель деревни и деревянных храмов – большая беда
России, которую остро, вместе с Татьяной, переживает и ее
муж – священник Алексий Яковлев. Он понял, что
необходимо как можно скорее если не реставрировать, то
хотя бы законсервировать разрушающиеся деревянные храмы и
часовни, чтобы сохранить их для наших потомков. Так возник
проект «Общее дело: Возрождение деревянных храмов
Севера».
Писать картины о современности – самое трудное, так
как современная культура, особенно городская,
антихудожественна, но Татьяну волнует современность, она
считает, что художник, прежде всего, должен отразить
время, в которое живет. Ее тема – уходящая деревня,
Русский Север.
Однако живописная тема Татьяны Юшмановой не исчерпывается
пространством, скорее, она социально-психологическая.
– Мне тяжело видеть, как разрушается и умирает
деревня, уходит безвозвратно. Больно наблюдать
происходящее с Россией. И именно об этом я, по большей
части, в своих картинах хочу рассказать: о стариках,
отказывающихся покинуть заросшие бурьяном умирающие
деревни, где их родной дом; о людях, которые всю жизнь
работали для своей страны, лишаясь многого, работали для
будущего, для нас, прошли войну. Они помнят и
рассказывают, как детьми молились с бабушками в ныне
пустующих или рухнувших храмах, как справляли праздники,
пахали, косили, трудились, не разгибаясь, и растили детей.
Мне очень дорого это уходящее поколение, перед которым мы
в неоплатном долгу.
И она пишет этих людей, эти деревни, показывает
удивительную и прекрасную природу Русского Севера, его
поэзию, и верит в возрождение России через возвращение к
Православию. Эта выстраданная тема вдохновляет
возможностью сказать что-то важное о сегодняшней России,
заставляет задуматься о будущем.
|