Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Архив RSS Карта сайта
Православие.Ru Поместные Церкви Православный Календарь English version
Православие.Ru
Гость сайта
ПРАВОСЛАВИЕ.RU
 

Через Монголию с крестом

Интервью с настоятелем Свято-Одигитриевского Собора г.Улан-Удэ священником Евгением Старцевым

Летом 1939 г. в Монголии на реке Халхин-Гол погибли многие тысячи советских солдат в боях с японскими захватчиками. Спустя 66 лет — в августе 2005 г. на месте боёв впервые была отслужена панихида и установлен памятный православный крест. Об этом событии и о современной Монголии рассказывает организатор Крестного хода по Монголии священник Евгений Старцев.

— Отец Евгений, расскажите, как родилась идея установки православных крестов в Монголии?

Священник Евгений Старцев
Священник Евгений Старцев
— Мы заинтересовались тем, что произошло в Монголии в 1939 г. Японцы имели перед собой чёткую цель: пройти через всю Монголию и выйти на территорию Советского Союза в районе пограничной станции Наушки. Цель японцев была пресечена гениальной мыслью наших полководцев. В ожесточённых боях на реке Халхин-Гол, которые длились в течение нескольких месяцев, погибли тысячи советских солдат. Они погребены там. И нам неизвестно, чтобы кто-нибудь помолился или тем более отпел их. И мы решили сделать это, получив благословение Епископа Читинского и Забайкальского Евстафия.

Нас поддержали кадеты 5-ой школы посёлка Сосновый бор, а также наши собратья во Христе — сотрудники Фонда Андрея Первозванного, которые уже не первый раз совершали подобного рода рейды. Мы были в Монголии с 12 по 21 августа 2005 г., проехав 1700 км на машине и отчасти — на лошадях через Улан-Батор и Чойболсан на Халхин-Гол. Помимо кадетов и сотрудников Фонда Андрея Первозванного, в состав экспедиции вошли воспитатели, водители, полковник и священник.

В то время в Монголии свирепствовал ящур, и через кордоны никого не пропускали, но в отношении нас сделали исключение, пропустив 6 человек на Халхин-Гол, в том числе 1 кадета. В Улан-Баторе уже на обратном пути мы соединились и вернулись домой все вместе.

— Сколько Вами было установлено крестов? Как местное население реагировало на их установку?

— Мы установили два 5-метровых креста из лиственницы. Один — на месте захоронения советских солдат у реки Халхин-Гол, другой — на старом русском кладбище Урги (так раньше назывался Улан-Батор)[1]. Мы везли кресты на крыше автомобиля через всю Монголию на самую границу с Китаем. Многие недоумевали, для чего они. В конце концов мы доставили их до места, преодолев все кордоны. Кроме того, мы отслужили панихиду в Чойболсане (в 500 км от места боёв), где самураи вырезали целый полк наших лётчиков[2].

У монголов свидетельством особого почитания какого-то места или предмета являются повязанные на них шарфы, ленты. На одном из захоронений мы увидели наш танк, к стволу которого, как к большой святыне, была привязана лента. Такое, хоть и языческое, отношение свидетельствует о глубоком почитании того, что сделали наши предки.

Сначала монголы с недоумением смотрели на нас, готовящих, собирающих, а потом несущих на себе несколько километров крест[3]. Они не брались его нести, потому что мы им это не предлагали, но они были в совершенном восторге от того, что происходило. С какой радостью они бегали вокруг нас, подходили к кресту, фотогафировались около него, с каким особым благоговением брали в руки старинные иконы!

Глава администрации, который вырос там, при прощании прослезился и сказал: «Я от имени тех солдат, которые убиты и похоронены здесь, выношу Вам великую благодарность за то, что Вы для них сделали». Нас благодарили монголы(!) за то, что мы сделали для русских солдат. Эти солдаты являются для них, быть может, единственным образцом жертвенности и святости. Это тронуло нас, потому что мы увидели абсолютную открытость и полудетский восторг от того, что сделали.

— Есть ли какие-то памятники на Халхин-Голе?

Карта восточной Монголии.
Карта восточной Монголии.
— Там степь и мемориал советских времён. Среди стелл выделяется одна, на которой высечены мужественные лица воинов, как бы устремлённых на врага. Нельзя было выиграть войну у японцев только одним полководческим гением Жукова. Нужно было иметь воинов, способных реализовать его блестящие тактические замыслы.

Ставка Жукова располагалась на холме, и с него было видно непосредственно всё. Мы поднялись туда, и я представил, как страшно было ему видеть многие-многие тысячи соотечественников, им посланных на смерть. Это такой момент, который я раньше не понимал.

Перед возвращением на Родину мы заехали на этот мемориал и увидели там молодых людей, приехавших на каникулы из учебных заведений Монголии, России и Европы. Нас очень порадовало, что собрались они именно на этом месте.

— Мы почти ничего не знаем о современной Монголии. Что Вам особенно запомнилось?

— Монголия — удивительная страна. То, что мы видели, произвело на нас сильное впечатление. Мы проехали через пустыню и степь в пору цветения её трав.

Мы останавливались у монголов в юртах. Они делились с нами кровом, пищей и были крайне приветливы. Наши опасения в части установки крестов быстро рассеялись, потому что монголы были очень рады долгожданному факту нашего прибытия туда. Люди, которые живут в районе тех событий, воспитаны на памяти того, что произошло в 1939 г. Для них очень важно, что советские воины вместе с их отцами сложили свои головы за независимость Монголии.

К своему удивлению, в Монголии я испытал чувство спокойствия. В России вот беспокойно.

— Каково духовное состояние современных монголов?

Памятный крест на месте захоронения советских воинов у реки Халхин-Гол
Памятный крест на месте захоронения советских воинов у реки Халхин-Гол
 — Монголы находятся в уязвимом состоянии, поскольку не имеют серьёзных духовных корней и потому очень сильно подвержены внешним влияниям.

Едешь по степи и видишь: юрта, около неё ветряки, генераторы, солнечные батареи и огромная спутниковая тарелка. Мне было горько и обидно за тех, кто с таким удовольствием погружается в эту смрадную линию глобализации, не понимая, какой опасностью это может обернуться для них в ближайшем будущем. Очевидно, что не имея опеки со стороны духовно зрелых руководителей, эти люди в ближайшее время могут просто погибнуть.

— Что Вы можете сказать о Православии в Монголии? Сколько русских живёт там?

— В Монголии проживает 3200 русских, 1200 — постоянно, в основном, в Улан-Баторе. Есть приход, который окормляет о. Алексий Трубач, сотрудник ОВЦС. Батюшка трудится совершенно самоотверженно на этом поприще в окружении, с одной стороны, языческого мира, а с другой,— русских людей, не до конца понимающих нашу Веру. Храм о. Алексия домовый. Ревностен батюшка своим радением. В храме он служит один: сам кадило подаёт, сам читает и поёт. Планы у о. Алексия большие. Я думаю, что в большей части им суждено сбыться, т.к. он священник серьёзный. Уверен, что и хор у него появится и пономари. Благодетель уже есть.

Мы встречались с эмигрантами. Отрадно, что для встречи с нами они пришли именно в церковь. Я даже встретил там своих родственников по материнской линии. Очень тепло встретил нас Временный Поверенный в делах России в Монголии Иван Сергеевич Мостыка. Мы наметили планы и проекты, которые могут быть реализованы общими усилиями.

Я считаю, что мы не должны потерять Монголию — доступное нам духовное пространство. Для этого на самом деле не требуется много сил. Для этого требуется наше точное представление, что мы хотим. В частности, поддержать этот приход и провести другие серьёзные мероприятия. Мы хотели бы, чтобы государственные структуры проявили большую заинтересованность в Монголии. Мы рады, что представительство Бурятии в Монголии во главе с Николаем Атановым восприняло наши идеи и поддержало нас.

Участник Крестного хода благословляет Иверской иконой Богородицы монгольскую землю.
Участник Крестного хода благословляет Иверской иконой Богородицы монгольскую землю.
— Собираетесь ли Вы ещё поехать в Монголию?

— На следующий год, даст Бог.

 Со священником Евгением Старцевым беседовал Антон Поспелов

30 декабря 2005 года




[1] Недавно русские кладбища были осквернены вандалами, похитившими металлические надгробия для продажи в Китай.

[2] В воздухе наши лётчики преобладали, т.к. Жуков испросил у Сталина лётчиков, воевавших в Испании. Японцы узнали об этом и в один день вырезали всех.

[3] Перед установкой крест надо нести на себе, отслужить молебен.


Код для блогов / сайтов
Посмотреть анонс
Разместить анонс
Добавить ссылку
Печать
Версия для печати
RSS
RSS-потоки портала Православие.Ru
Через Монголию с крестомСвященник Евгений СтарцевЧерез Монголию с крестомИнтервью с настоятелем Свято-Одигитриевского Собора г.Улан-Удэ священником Евгением СтарцевымЛетом 1939 г. в Монголии на реке Халхин-Гол погибли многие тысячи советских солдат в боях с японскими захватчиками. Спустя 66 лет — в августе 2005 г. на месте боёв впервые была отслужена панихида и установлен памятный православный крест. Об этом событии и о современной Монголии рассказывает организатор Крестного Хода по Монголии священник Евгений Старцев.

 версия для печати

Другие статьи авторов

Антон Поспелов

«Пречистому образу Твоему поклоняемся, Благий». Фотогалерея
На выставке церковного монументального искусства «Пречистому образу Твоему поклоняемся, Благий» были представлены итоги пятнадцатилетней работы современных живописцев – преподавателей и выпускников факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.
«Альфа и омега монаха – это послушание».
Беседа с благочинным афонского монастыря Дохиар архимандритом Гавриилом

Отец Ефрем из Катунакии был отцом послушания и покаяния. Когда к нему кто-то приходил, он не удивлял человека, называя его по имени, он говорил только о покаянии и послушании. И отец Паисий тоже говорил только о послушании. И отец Амфилохий тоже. И наш настоятель, когда к нему обращаются, также говорит о послушании. Альфа и омега монаха – это послушание.
Поездка студентов Сретенской духовной семинарии в Суздаль и Владимир. Фотогалерея
27 сентября 2010 года студенты Сретенской духовной семинарии вместе с братией монастыря посетили два замечательных города Золотого кольца России – Суздаль и Владимир. Фотоотчёт об этой поездке мы предлагаем нашим читателям.
«Господь всегда с христианами».
Беседа с архимандритом Парфением (Мурелатосом), игуменом монастыря святого Павла на Афоне

Божий Промысл есть на всё. Как был Божий Промысл на то, что коммунисты захватили Россию, так же по Божиему Промыслу все изменилось. И то, и се будут творить, а потом все переменится. Господь всегда с верующими, с христианами, – не с другими, а с христианами. Поэтому Господь хранит двух Своих пророков Еноха и Илию, потому что, когда всех людей введут в заблуждение, они восстанут и появятся и поставят все на свои места. Хотя о христианах никто не будет говорить, но именно они поставят всё на свои места.
Святая Земля. Фотогалерея
Иерусалим, Вифлеем, Назарет, Вифания, Капернаум, Кана Галилейская, гора Фавор. Храмы Воскресения и Рождества Христова. Монастыри св. Марии Магдалины, прп. Саввы Освященного, прп. Герасима Иорданского, прп. Феодосия Великого, монастырь на поле пастушков.
25 лет на сельском приходе. Часть 2. Брейтово
Главное наше достояние, конечно же, люди. Ясно, что они разные бывают: кто-то верующий, кто-то неверующий. Однажды меня за эти слова отец Павел (Груздев) здорово отругал: «Ты никогда не дели людей на эти ранги, потому что это Бог будет делить, а ты ко всем одинаково относись, верующий он или неверующий. Какое ты имеешь право, а? Черствый или белый… Это же не продукт. Это – человек. Ты его люби, какой он есть!»
25 лет на сельском приходе. Часть 1. Спас-Водога
И пошло дело. Гробы колотим, на день рождения подарок – гроб. А что? Грибы-ягоды заготавливаем. А грибы-ягоды – это не игрушки. Посередке деревни колодец вырыли, туда – шесть бочек пластмассовых 200-литровых. Летом на тракторе за грибами ездим. Привозим их из леса, тут старухи и солят прямо посреди деревни. А потом мы эти бочки с солеными грибами – вкусными да вымоченными – и везем в монастырь. Нам денег давали, мы на это жили.
Фотогалерея. День Святой Троицы 2010 года в Сретенском монастыре
«Православие тронуло мое сердце».
Беседа с профессором Миноура Нобукацу (Токийский университет иностранных языков)

Однажды во время Великого поста я зашел в Николай-до. А там при входе всегда висит расписание катехизических вечерних занятий. И я решил сходить послушать. Никакой мысли о перемене конфессии не было. Я зашел просто послушать, а получилось, что стал ходить на эти занятия регулярно, а вскоре решил принять Православие.
Книжная миниатюра Древней Руси
Древнерусская книжная миниатюра по праву входит в сокровищницу мирового искусства. Образовавшись «плоть от плоти» византийской книжной культуры, она развила собственные особенные черты: многие исследователи замечали, что русские миниатюры по манере исполнения больше похожи на фрески, а иногда и иконы.
К 10-летию Сретенской духовной школы. «Семинария должна быть школой благочестия»
Не нужно стремиться к внешней научности, вводя различные светские дисциплины в ущерб богословским. Святые отцы считали богословие наукой из наук. Если в семинариях преподавание богословских дисциплин поставлено грамотно и если учащиеся стремятся с любовью и усердием обогатиться из этой сокровищницы, то такая духовная школа может быть поставлена выше любого светского учебного заведения. Не должно быть никакого чувства неполноценности.
Воскрешение праведного Лазаря. Святоотеческие толкования трудных мест
Господь, призвавший апостолов стать ловцами человеков, расставил великолепные ловушки строптивым иудеям, чтобы те, кто с талмудическим упрямством и изворотливостью находили опровержения пророчествам Моисея, Исаии, Даниила и всех вообще пророков о Рожденном от Девы, кто находил изъяны в Его чудесах, сами стали свидетелями такого чуда, которое ни опровергнуть, ни превратно истолковать было бы невозможно.
Церковь должна быть смелой в своих поступках.
Беседа с митрополитом Месогейским и Лавреотикийским Николаем

Оставаясь верной своей сущности, своим основам, своей традиции, Церковь должна быть открыта в своей проповеди, открыта в своем служении. Слово Церкви должно быть взвешенным и выверенным. Церковь должна быть более смелой в своих предложениях и в своих поступках. И более современной в способах несения своего служения. Таким образом она сможет достучаться до сердца современного человека и дать ему то, в чем современный человек, безусловно, имеет большую нужду.
Служение Митрополита Лавра в Сретенском монастыре
24 февраля 2008 г. Высокопреосвященнейший Лавр, митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский, совершил Божественную литургию в московском ставропигиальном Сретенском монастыре в сослужении 9 архиереев, наместника и братии Сретенского монастыря и многочисленного духовенства зарубежных и московских храмов.
Юные голоса древней Руси.
О пребывании хора московского Сретенского монастыря в США

Когда я шел по проходу сквозь оглушительные аплодисменты зала, меня мягко остановил седовласый седобородый священник с внушительным серебряным крестом. Он тронул меня за руку и рокочущим басом произнес: «Надеюсь, вам понравилась наша музыка». Думаю, даже если мой ответ и потонул в гуле аплодисментов, моя улыбка поведала ему все.
Мы снова вместе. Часть 2.
Беседы со священнослужителями, монашествующими и мирянами – гостями из-за рубежа – после подписания «Акта о каноническом общении»

Мои чувства совершенно невозможно описать. Мы жаждали, желали этого единства давно. И многие священники Русской Православной Церкви за границей ожидали этого события. Мы, конечно, приближались к моменту воссоединения с великой надеждой. Я сподобился причаститься прямо из чаши, которую держал Святейший Патриарх. Это была великая радость для меня, недостойного.

Далее...