Православный календарьПравославный календарь
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.

Юные голоса древней Руси

О пребывании хора московского Сретенского монастыря в США

Концерт в «Эвери Фишер Холл», Фото: М. Родионов / Православие.Ru
Концерт в «Эвери Фишер Холл», Фото: М. Родионов / Православие.Ru
Чарующий дух Руси-матушки ожил 4 сентября в нью-йоркском концертном зале «Эвери Фишер Холл», когда его до отказа заполнили русские и украинские эмигранты (не говоря уже о колоритном священстве в черных рясах), пришедшие послушать хор московского Сретенского монастыря. Это выступление стало первым на североамериканской земле, откуда коллектив 14 сентября направится в Австралию и Европу.

Молодость и свежесть хористов сильно диссонируют с возрастом самого монастыря, основанного еще в 1395 году. Почти 300 лет простояли деревянные стены одной из древнейших обителей Москвы, покуда в XVII веке не были заменены на каменные. В большевистское время монастырскую братию арестовали, а затем часть сослали в концлагеря, часть расстреляли. В то время как многие русские церкви становились общественными катками и бассейнами[1], здания Сретенского монастыря, расположенного в самом центре Москвы, отошли в ведение КГБ[2] и использовались им в том числе и как камеры пыток.

В 1994 году, после краха Советского Союза, монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. Почти сразу же после этого был образован и монастырский хор. Несомненно, что его частое пение[3] в монастырском храме вносит в суету русской столицы мир и покой. В это легко верилось в «Эвери Фишер Холле», матовые стены которого, казалось, осветились ликами икон во время концерта! Так велика была ассоциативная мощь звуков, выводимых хористами под управлением замечательного дирижера Никона Жилы.

С первых же духовных песнопений эти статные 30-летние ребята показали свое хоровое и музыкальное мастерство высшей пробы: кристальную дикцию, острейшие речитативные атаки и, главное, умение соединить свои голоса в один. Казалось, что господин Жила управляет певцами, словно большим органом, в котором есть полный набор теноров и басов, управляет виртуозно – лишь одними кончиками пальцев.

Первое же песнопение «С нами Бог» представило восхитительную серию теноровых и басовых соло, исполненных хористами. Древний кант «Ныне Силы небесные»[4] в обработке Ф. Львовского – образец русского романтического возрождения XIX века с изысканной четырехчастной структурой в стиле Шумана или Брамса. В этом песнопении нежно текущая мелодия теноров дополняет глубокую, в старославянском духе, линию басов. Все четыре исполненных песнопения, будучи обработками древнерусской музыки, в миниатюре представили то богатое наследие, из которого произросли великие музыкальные произведения более известных нам композиторов – Чайковского и Рахманинова.

Песня «Ах ты, степь широкая»

СкачатьMP3
(MP3 файл. Продолжительность 4:13 мин. Размер 6.4 Mb)

За духовной музыкой последовали серии зажигательных народных и казачьих песен и романсов, замечательно подобранных по настроению и оттенку. Во время их исполнения разные певцы выступали на авансцену в качестве солистов. Хор исполнил песни-зарисовки «Ах ты, степь широкая» с запоминающейся минорной мелодией поверх монотонного гула и «Вниз по матушке по Волге». Здесь плавно нараставшее от шепота к почти что трубному звуку крещендо изобразило картину шторма на легендарной реке. Были спеты и энергичные военные песни. В одной из них – «Вот полк пошел» – хор аккомпанировал роскошному воинственному басу Евгения Ставинского галопирующим фоновым ритмом. Трагическая «Враги сожгли родную хату» стала одной из тех песен, что заставила зал завороженно слушать Дмитрия Белосельского – ведущего хорового баса.

Песня «Вот полк пошел»

СкачатьMP3
(MP3 файл. Продолжительность 1:32 мин. Размер 2.4 Mb)

В романсах же звучали по-особому сладостные ностальгические нотки. Песня-вальс «Амурские волны» словно составлена из контрастирующих танцевальных частей. «Вечерний звон» – прекрасный романс с сольной партией сладкогласного Андрея Башкова, напевшего старую мелодию в сопровождении хоровой имитации колокольного звона. В «Подмосковных вечерах» – песне, прочно вошедшей в репертуар цыганских ансамблей и довоенных эстрадных коллективов[5], мы по достоинству оценили тихое и трогательное пение молодого тенора Антона Сергеева (почему-то не заявленного в программе). И, пожалуй, я отдал бы оставшийся зуб мудрости, лишь бы еще раз услышать «Степь да степь кругом» в исполнении господина Белосельского и его коллег. В этой песне умирающий вдали от дома ямщик просит товарища схоронить его тело, а обручальное кольцо отдать жене.

Потрясающее разнообразие хоровых голосов удерживало неослабный интерес к программе (спетой полностью без аккомпанемента), что делало совершенно излишним само присутствие каких бы то ни было музыкальных инструментов (вроде балалаек). Думаю, стоит снять шляпу перед многогранностью талантов Федора Степанова, Александра Амерханова и Андрея Полторухина, заявленных в программе как аранжировщики.

Неудивительно, что вечер закончился многократным вызовом артистов на бис. И в первый же такой выход они неожиданно для всех бодро спели на английском спиричуэл «Go Down Moses» – песню-переложение библейских событий (здесь вновь солировал Евгений Ставинский). Когда я шел по проходу сквозь оглушительные аплодисменты зала, меня мягко остановил седовласый седобородый священник с внушительным серебряным крестом. Он тронул меня за руку и рокочущим басом произнес: «Надеюсь, вам понравилась наша музыка». Думаю, даже если мой ответ и потонул в гуле аплодисментов, моя улыбка поведала ему все.

Бэрримор Ширер
Перевел с английского Антон Поспелов

Wall Street Journal

12 сентября 2007 г.

Рейтинг: 10 Голосов: 3 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

[1] Гораздо чаще складами, театрами или мастерскими. – Здесь и далее примечания переводчика.

[2] Скорее, НКВД, просуществовавшим до 1946 г. КГБ появился в 1954 г.

[3] Несколько раз в неделю.

[4] «Ныне Силы небесные: песнь херувимов» исполняется на литургии Преждеосвященных Даров.

[5] Песня «Подмосковные вечера» написана В. Соловьевым-Седовым в 1957 году.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×