В 1925-м году рай рабочих – Советский Союз – изгнал монахов из московского Сретенского монастыря, превратив обитель в камеру пыток, откуда ее обитатели отправлялись либо в лагерь, либо на расстрел лишь из-за того, что жили по Божиим заповедям. Лишь в 1994 году монастырь вновь стал религиозным объектом, и здесь был организован нынешний Сретенский хор.
Концерт в «Эвери Фишер Холл», Фото: М. Родионов / Православие.Ru |
Для большинства слушателей английский явно не был родным языком, в зале присутствовало множество длинноволосых мужчин в развевающихся черных одеждах. Думаю, все они пережили потрясающий вечер высококлассной музыки. Духовная часть концерта была представлена песнопениями от древности и до наших дней. Так, «Стихира на Успение Богородицы» – чистое одноголосье, в то время как песнопение «Ныне силы небесные» – драматически неземное с глубоко запоминающимся многоголосным звучанием и красноречивыми крещендо.
Песнопение «С нами
Бог»
Скачать
(MP3 файл. Продолжительность
Песнопение «С нами Бог» имело характерное звучание XIX века с драматическими изгибами и поворотами в стиле духовной музыки Россини и Верди. А вот «Достойно есть» Петра Динева словно вернуло слушателей к вневременному глухому звуку, который я, как человек нерусский, могу сравнить лишь с грунтовкой в живописи и музыкой старообрядцев в «Хованщине» Модеста Мусоргского. Без сомнения, все ощущали явную атмосферу святости, напоминавшую о многих поколениях мучеников.
Другая сторона той же медали была явлена в подборке народных песен. Очаровательно таинственная песня «Ах ты, степь широкая» вызвала в воображении картину стаи волков и снежных буранов, превращающих человека в одинокую тень или жертву. Некоторые из этих песен тронули слушателей до глубины души.
Говоря о прекрасном, нельзя не упомянуть о «Вечернем звоне», балладе в обработке Рахманинова со сладостным соло тенора Андрея Башкова. Из пикантного была казацкая походная песня «Не для меня». Прозвучали военные песни кавалерийского происхождения, как напр., «Вот полк прошел» и ужасно заразительные песни, во время исполнения которых уместны даже свисты, какова украинская «Ой, на горi…». Все отметили огромное мастерство и поразительный особый стиль дирижера Никона Жилы. Именно среди народных песен прозвучали два особо удавшихся номера. «Вниз по матушке по Волге» с ее широким диапазоном и замечательным смешением наполнила зал атмосферой братства и продемонстрировала способности хора воспроизводить не только экстраординарное звучание, но и раскрывать каждый его элемент, от высокого тенора до поразительно низкого баса. «Степь да степь кругом» была также глубоко трогающей, в первую очередь благодаря драматическому соло Дмитрия Белосельского, который, если бы не его высшее призвание, мог бы петь партию ужасного Бориса в соседней Метрополитен Опера.
К несчастью, вечер портили звонки сотовых телефонов, шума от которых даже к концу программы не становилось меньше. Впрочем, для тех, кто пришел ощутить атмосферу дома, даже эта технологическая невоспитанность части публики не смогла очернить прекрасный вечер.
Перевел с англ. В. Томачинский