|
Православие.RU |
Общество
|
|
Задачи нравственного и культурного возрождения народа и современная школаДоклад Архимандрита Иоанна (Экономцева), председателя Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, ректора Российского православного университета св. ап. Иоанна Богослова на XIV Рождественских чтениях Мы только начинаем осмысливать сегодня историю двадцатого века, распутывать его "узлы". Понять прошлое, все дальше отступающее за рубеж нового тысячелетия, чрезвычайно важно для нас, для того, что бы верно определить путь в будущее и не совершить вновь прежних ошибок, чего Россия, ослабленная доставшимися на ее долю испытаниями, может и не пережить. Именно отступление от традиционных ценностей жизни, проверенных веками, и излишнее доверие к утопическому доктринерству, слепая вера в примат материального (будь то коммунизм или свободный рынок) привели к тому, что нашу страну потрясает невиданный никогда прежде в истории демографический кризис. Не следует слишком уповать на возможности перемен политических. "Внешнее само по себе не обеспечит человеку ни духовности, ни духовного спасения, — писал И. А. Ильин. — Никакой государственный строй не сообщит человеку ни любви, ни доброты, ни чувства ответственности, ни благородства". А без этого, без преображения самих людей результаты любых перемен непрочны и эфемерны. Не нужно обольщаться наличествующей ныне определенной общественной стабилизацией, хотя безусловно и этот фактор, отводящий наше общество от возможности гражданских потрясений, немаловажен. Однако до сих пор нынешнее Российское государство не обладает ни должным нравственным авторитетом, ни продуманной стратегией выхода из кризиса, ни достаточными ресурсами для решения возникающих проблем. Общество в целом продолжает относиться даже к благим его начинаниям недоверчиво. Нужна внятная стратегия, способная сплотить всех людей, дорожащих человеческим достоинством, помнящих о прошлом, не забывающих о настоящем и будущем. Если мы хотим остановить культурную и духовную деградацию, которой не в состоянии сам по себе воспрепятствовать никакой технический прогресс, следует обратиться к созидательным, а не разрушительным началам жизни. Нам может помочь только подлинное обращение к тем ценностям, коими на протяжении тысячелетия жили люди, благодаря которым они перемогали все трудности и нескладицы исторического пути и построили крепкую государственность, объединившую в своем доме множество разных народов, мирно, духовно богато и плодотворно уживавшихся друг с другом, создавших всемирно признанное великое культурное наследие. Гуманитарные дисциплины — филологию, философию, археологию, литературу, искусство, только исказив и искалечив, можно отстранить от христианского наследия. Церковь вовсе не имеет намерения растворяться в культуре, но в число задач Церкви входит возвращение культуре здорового и положительного начала, благодатного творческого импульса. Несмотря на реальную многонациональность и многоконфессиональность русской жизни не стоит забывать о том, что согласно социологическим опросам около 80% населения современной России считают себя православными. Сам факт свободного волеизъявления, добровольного избрания людьми, которых больше никто не принуждает, веры, идеалами которой жили их предки, не может не впечатлять. И это не может не накладывать на всех нас, а в особенности на людей Церкви, величайшей ответственности. Но есть и трудности на осуществлении этого пути. Они заключаются не столько в существующих программах, сколько в отсутствии глубокого православного осмысления нашей истории, ее великой литературы и культуры. На протяжении многих лет навязывались однобокие стереотипы и штампы, многие из которых глубоко засели в сознании людей и продолжают кочевать по учебным пособиям, даже самым новейшим. Одним наскоком здесь не обойтись, должна быть усердная целенаправленная деятельность по преодолению штампов обезбоженного мира. Вместе с тем мы сами должны избегать нетерпимости, попыток отделаться банальностью и трюизмом от серьезных проблем осмысления нашего тысячелетнего наследия. Православие подразумевает перемену всей жизни и всех мыслей, означает необходимость для каждого в первую очередь увидеть грех не в другом человеке, а в самом себе. Драгоценное время детства и отрочества дано, что-бы человек не только обогатился знаниями, но и нашел свой собственный путь к духовным ценностям поколений, открыл для себя чувства любви и долга, приобщился к делам милосердия и сострадания, нашел свое призвание, раскрыл бы таланты, сокрытые в нем. Вот почему мы так ратуем за введение в школы православной культуры, где не в катихизической и не в сугубо церковной форме, но в контексте родной культуры и отечественной истории дети могли бы приобщиться к тому лучшему, что хранил наш народ на протяжении тысячелетия. Реформы образования последних лет затрагивают все стороны общества, в том числе и систему дошкольного воспитания. Сегодня на основе концептуальных разработок, продолжающих в течении последних 15 лет, создан ряд авторских программ на основе традиций православной культуры, сформулированы основные положения и методики духовно-нравственного воспитания дошкольников, разрабатываются пути педагогического просвещения родителей и педагогов в вопросах развития и воспитания маленьких детей. Создается библиотека пособий по их духовно-нравственному воспитанию. Практически все эти программы проходили презентацию на протяжении ряда лет на секции в рамках Рождественских чтений. Подлинная русская культура обладает удивительной всеотзывчивостью, веротерпимостью и толератностью. Убежден, что никогда человек, причастный ей, не бросится с ножом на другого человека, иных убеждений, иной веры или цвета кожи. В этом убеждает исторический опыт существования Российской Империи, собиравшей под своим скипетром многие народы разных вер, а изучение русской литературы и культуры, укорененной в Православии вовсе не отторгалось другими народами России. В русских гимназиях училось немало детей, принадлежавших к другим конфессиям и религиям, в частности, мусульмане, буддисты, иудеи. В свое время я посетил школу № 30 Нижнего Новгорода. Несмотря на ее государственный статус, она полностью носит православный характер. Всюду развешаны иконы, занятия начинаются и заканчиваются молитвой. Но что самое важное – в школе учатся не только православные, но и мусульмане. В частности, отец детей, посещавших Мекку, открыто заявил, что те не испытывают никакого дискомфорта, обучаясь в этой школе. В связи с этим мне хотелось бы сказать представителям государственных властей: не надо слишком усложнять вопрос о православии религиозных дисциплин в государственной школе. Между нами, православными, мусульманами, иудеями, составляющими свыше 90% населения страны, здесь не существует никаких разногласий. Давайте встретимся и обсудим этот вопрос. В конце концов, его можно вынести на референдум. Но в интересах стабильности нашей страны этот вопрос необходимо срочно решать. По-настоящему уважать человека другой веры будет тот, кто уважает веру своих предков, кто способен отстоять свои убеждения, благородство и человеческое достоинство. Наших учителей даже в самые трудные годы не оставляло извечное стремление к доброму и прекрасному. Поэтому им близка православная культура. Даже в советское время уважали педагогический авторитет К. Д. Ушинского, стыдливо замалчивая его христианские убеждения. Пора вернуться к полному, неискаженному наследию русской педагогики, заложившему основы нашего национального учительства. Педагогическое наследие преподобных Тихона Задонского и Феофана Затворника, Оптинских старцев, К.Д. Ушинского и С.А. Рачинского и многих других русских педагогов сегодня крайне востребовано. Современная школа несомненно нуждается в реформе. Но в реформе неформальной, порожденной не только переменами экономическими, но основанной на том высшем и непреложном, что легло в основании тысячелетней Российской государственности, что одухотворяло лучших русских педагогов и ученых, деятелей культуры и искусства. Образование, направленное исключительно на знание, сосредоточенное прежде всего, выражаясь технически, на нуждах экономики, подвергается реальной опасности упустить из виду подлинную природу человека, не заметить его основные нужды, ибо не хлебом единым жив человек (Мф. 4:4). Школа должна передавать те качества и достоинства — правдивость, мужество, храбрость, милосердие, верность, честь, благородство, жертвенность, душевную открытость, которыми отличались наши предки и благодаря которым Россия приобрела неповторимый облик, который все мы знаем и любим. Церковь никогда не отвергала опыта человеческой жизни, даже негативного. Перенесенные нами испытания, если мы извлечем из них уроки, всегда могут стать школой возрождения и обновления. Без усвоения этих уроков не может быть подлинного выхода из образовательного кризиса. Это ясно должна осознать наша творческая интеллигенция, наша научная и художественная элита. Русская Православная Церковь протягивает ей руку и призывает к соработничеству в деле возрождения нашей национальной культуры и России. Церковь Православная являет собою вступление в земной мир качественно иного миропорядка. В Церкви не прервана связь времен, в ней нет разрыва поколений, столь болезненного сегодня. Ведь нас объединяет Христос. От того, сумеем ли мы воспитать в православном духе подрастающее поколение, зависит будущее нашей Церкви и нашего Отечества. Сама современная культура нуждается в осознании своих духовных корней и в определенном воцерковлении. Уместно здесь вспомнить замечательные слова, сказанные Святейшим Патриархом Алексием II: "Россия нужна миру как Россия Феофана Грека и Андрея Рублева, Пушкина и Достоевского, как хранительница и продолжательница лучших достижений нашей культуры, глубоко укорененных в духе православной традиции". Именно духовная доминанта русской культуры позволила ей войти в сокровищницу культуры мировой. Православная культура может стать для нас самым надежным щитом, она способна нас защитить — с одной стороны, — от духа обскурантизма, нетерпимости и невежества; с другой — от владычества суеверий и оккультных лжеучений, к сожалению, получивших большое распространение в сегодняшней России. Церковь призвана не отторгать, но стремиться к подлинному осмыслению не только русского и мирового культурного наследия, но и всего лучшего в современном нам творчестве, способствовать развитию современной отечественной культуры. Ведь от того какими путями пойдет ее развитие зависит наше будущее. Узкая профессиональная ориентация и сухой прагматизм был бы для нашей школы и наших национальных задач губительным. Необходима широта кругозора и взглядов, то есть как раз то, чем традиционно была сильна русская школа. Нам необходима сегодня совместная деятельность Церкви и творческой интеллигенции. Мы часто слышим сегодня испуганные голоса, что Церковь пытается навязать школьникам свои убеждения и лишить их свободы выбора. Однако не нужно забывать, что именно христианство открыло перед людьми духовную свободу, предоставляя им возможность сделать осознанный выбор перед лицом своей совести. Перед нами стоит величественная и благородная задача возрождения подлинного образования и приобщения к великой культурной традиции. Убежден, что благодаря этому мы окажемся способны победить рознь и вражду, унаследованные от прошлого столетия, и преобразить всю нашу жизнь, напомнить людям о высшем предназначении человека, созидательном для государства, благодетельном для общества, спасительном для личности. Поэтому школа должна быть для ребенка не только домом учебы, но и местом усвоения и закрепления в душе высоких ценностей. Можно сослаться на успешный опыт введения "Основ православной культуры" в целом ряде регионов России: Московской, Белгородской, Смоленской, Кемеровской, Новосибирской, Волгоградской и других областей. Особо следует отметить опыт Курской области, где курс "Основы православной культуры" был введен уже в 1997 году, а в 2005 году была принята областная целевая программа "Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи на 2006 – 2010 годы". В ее реализации участвуют Епархиальное управление, почти все комитеты исполнительной власти Курской области, общественные организации. Реальной помощью всем регионам России могло бы стать создание при Президенте Российской Федерации Общественного совета по духовно-нравственному воспитанию, куда могли бы войти представители государственной власти, образования, общественных организаций, традиционных религиозных конфессий, деятели науки и культуры. Только духовно-нравственное воспитание на основе усвоения традиционных ценностей способно противостоять миру бездуховности и насилия, разврата и вседозволенности. Нам может помочь лишь подлинное обращение к тем ценностям, коими на протяжении тысячелетия жили люди, благодаря которым они перемогали все трудности и нескладицы исторического пути и построили крепкую государственность, объединившую в своем доме сотни разных народов, мирно, духовно богато и плодотворно уживавшихся друг с другом, создавших всемирно признанное великое культурное наследие. 30 / 01 / 2006 Код для вставки статьи на сайт / в блогПосмотреть, как это будет выглядеть в браузере |
Также в этом разделе:
Выбор веры Семейные конфликты: профилактика и лечение. Беседа 11 Как воспитать уважение к матери? Часть 2 Вера и дело на Соловках «Перед гробницею святой…» Семейные конфликты: профилактика и лечение. Беседа 10 Как воспитать уважение к матери? Часть 1 Карцер. Рассказ «Архив напоминаний и размышлений» Семейные конфликты: профилактика и лечение. Беседа 9 Верность и любовь – залог благополучия Что такое семейное счастье? |
|
Архив | RSS | Карта сайта | Поиск |
© 1999–2010 Православие.Ru При перепечатке ссылка на Православие.Ru обязательна |
Контактная информация |