Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Архив RSS Карта сайта
Православие.Ru Поместные Церкви Православный Календарь English version
Православие.Ru
Интернет-Журнал Сретенского монастыря
Православие.RU 
Семья
 

Материнские заметки: час перед сном

XXI век – век прогресса, всевозможных ноу-хау, компьютерных технологий и т.п. Бесконечная торопливость, суета, гонка за материальными благами, калейдоскоп «целей жизни»: «выучить детей», «договориться», «съездить отдохнуть», «сделать карьеру», «обеспечить достойную старость»… И так порой эти «цели» обступают человека, так давят со всех сторон, что хочется отгородиться от них, убежать, спрятаться на каком-нибудь уединенном островке. И там, на этом островке, привести в порядок свою издерганную, почти бесчувственную душу. Для многих таким островком становится семья. Семья может быть разной. Маленькой, состоящей из двух любящих друг друга людей, и большой. Тихой и шумной. Счастливой и не очень… А еще в семье есть дети.

Автор этих заметок – мама четверых детишек. С рождением последнего малыша мне вдруг как-то особенно стало ясно, что я… ничего не понимаю, точнее – так мало понимаю в своих детях! Да, с появлением каждого следующего ребенка мать становится опытнее, но это, так сказать, бытовой практикум: как кормить, чем лечить, во что одеть, на чем сэкономить, чтобы всем хватило и т.п. А вот понимание всей меры ответственности за воспитание, возложенной на родителей, приходит далеко не сразу. И мера этой ответственности безмерно широка и глубока.

Бог, подарив нам огромное счастье быть родителями, вверяет нашим попечениям чистую, неиспорченную детскую душу. Что мы привьем этой душе, какие зерна посеем в ней, зависит только от нас. И как будет развиваться и формироваться личность: в сторону созидания либо разрушения, – тоже.

«Для настоящей матери важно все, чем интересуется ее ребенок. Она также охотно слушает о его приключениях, радостях, разочарованиях, достижениях, планах и фантазиях, как другие люди слушают какое-нибудь романтическое повествование», – записала однажды в свой дневник святая царица-мученица Александра Феодоровна.

Наше же общение с детьми часто сводится к «ритуальным» вопросам типа: «Уроки сделал?» или указаниям: «Пойди поиграй с сестренкой». И вроде бы это объяснимо и понятно. Уроки, собственно, прямая обязанность наших отпрысков: если мы, родители, обязаны трудиться, то они – учиться. И насчет игры тоже все верно: старшие дети всегда играют с младшими; и мы играли, когда были детьми. Все так. Родительские требования вообще всегда легко объясняются и в принципе не обсуждаются. Многие родители в общении со своими детьми довольно твердо придерживаются «руководящей» позиции. И это традиционно для русских семей: иерархия в семьях существовала всегда и служила только к пользе взаимоотношений. Но это отдельная большая тема.

Совсем недавно мне попалась на глаза одна статья, даже не статья, а небольшая заметка психотерапевта С. Ройз, в которой я прочла такие слова: «Нельзя требовать, ничего не давая. И “я занят”, “я устал”, “ну я же работаю”, поверьте, отговорки. Ребенку в день нужно (конечно, минимум!) один час нашего времени. Времени, когда мы не говорим по телефону, не смотрим телевизор, не готовим еду; времени, когда мы можем передать свою любовь, внимание и поблагодарить его за то, что он у нас, такой замечательный, есть».

Коротко, сжато… и как же «в тему»! А мне-то, сидящей дома, не работающей и уверенной в том, что я общаюсь с детьми, казалось, что я непрерывно говорю, целый день говорю с ними! Но когда я проанализировала только один наш день, я с ужасом поняла, что говорю я весь этот день в основном наставления и нотации! Да, конечно, сейчас такое непростое, запутанное в понятиях добра и зла время, что нужно постоянно и наставлять, и вникать в детали жизни детей. Расспрашивать о том, как идут дела в школе, чем живут дети. Но как, оказывается, просто, расспрашивая ребенка о школе (одновременно с этим прикидывая, сколько положить картошки в борщ), упустить из его рассказа самое главное – что «наши забили та-а-акой гол!», а услышать только нехотя произнесенное «опоздал на линейку». Оказывается, «читать нотации» проще, чем искренне выразить восторг по поводу гола. Серьезно! Я поймала себя на том, что окунуться в жизнь детей (на тот самый малый час) и просто побыть с ними (без нотаций и наставлений), неимоверно трудно! Но говорят, что лучше исправлять свои ошибки поздно, чем никогда. И вот, когда в нашей жизни стали появляться часы, в которые не было готовки-стирки-разговоров по телефону, я стала замечать, что мои дети меня слышат! Да-да, мои непоседливые, упрямые, а иногда просто неуправляемые и непокорные дети меня слышат. Да еще и рассуждают, и задают вопросы… И вообще с ними так легко и радостно общаться! А потребовалось для этого всего-навсего ввести в практику семейные чтения перед сном. И вот что удивительно: в эти моменты с ними можно беседовать на абсолютно любые темы – от серьезных вопросов духовного характера до каких-то их секретов. И вот когда они открыты, вот тут-то и можно вспомнить о скверном поведении – и услышать искреннее, а не «вытянутое клещами» раскаяние и осознание дурного поступка.

Отвоевав у собственного эгоизма этот «час перед сном», я столько приобрела! И теперь делаю робкие попытки найти время для подлинного общения с детьми и в течение дня: в перерыве между домашними делами плюхаюсь на пол рядом с дочкой (ей 2 года) и просто сижу рядом. Но как же оживляются ее глаза, как же восторженно она лепечет что-то нежное, как радостно начинает со мной общаться. И я поняла: вовсе не обязательно придумывать какие-то немыслимые игры: дети и сами прекрасно играют без нас. Но наше внимание, наша близость – вот что по-настоящему нужно детям.

Наши дети – удивительные создания. Они знают и понимают гораздо больше, чем мы думаем. А мы… мы катастрофически много теряем, погрязая кто в работе, кто в себе, кто в домашних делах. К своему стыду, обнаружила, что средний сын умеет считать и знает алфавит, а я еще этого не знаю. А дочка умеет вполне сносно держать ручку в руках и знает все цвета пирамидки, которая на днях только была куплена. А чего стоил такой диалог со средним сыном:

–Мама, посмотри, какая за окном красота Божия!

– Сейчас посмотрю, вот только уберусь.

– Эх, мама-мама! Пока ты будешь убираться, вся красота кончится!..

И я еще была уверена, что внимательна к своим детям! Да, я внимала им, точнее их потребностям: вовремя уложить спать, накормить, погулять, приобрести развивающую игру. Но есть вещи первичные, а есть – вторичные. И мое внимание оказалось вторичным, потому что кроме потребностей тела есть потребности души и если в раннем детстве их не удовлетворять, то рано или поздно мы неизбежно столкнемся с вопросом: «Ну в кого он такой бездушный?!»

Анна Журавлева

03 / 07 / 2007





Код для вставки статьи на сайт / в блог

Посмотреть, как это будет выглядеть в браузере
Материнские заметки: час перед сномАнна ЖуравлеваМатеринские заметки: час перед сномМы внимательны к потребностям своих детей: вовремя уложить спать, накормить, погулять, приобрести развивающую игру… Но есть вещи первичные, а есть – вторичные: кроме потребностей тела есть потребности души. И если в раннем детстве их не удовлетворять, то рано или поздно неизбежно столкнешься с вопросом: «Ну в кого он такой бездушный?!»
 версия для печати

Комментарии читателей:

2009-03-04
12:59
светлана:
У меня тоже четверо детей: от 6 до 18 лет. Как много я возилась со старшим, не 1 час, а часы проводила в общении,да и отцовским вниманием был он охвачен. Рос он милым и одаренным ребенком. Сейчас не понимаю, в какой момент ушла теплота из наших отношений. Казалось, не было у него ревности к младшим, но, может быть, я не разглядела это в бесконечных заботах.
Много общаюсь с многодетными семьями, вижу, что при всех положительных моментах, повзрослевшие старшие дети часто не понимают родителей, даже осуждают за многодетность.
Почему то, в православных изданиях не встречаю разговоров с пожилыми многодетными матерями, которые уже вырастили детей. Их мнения, советы были бы важны для меня. Смешно читать поучения молодых мамочек, имеющих нескольких малышей. Конечно, молодцы, что решились на этот подвиг, но пока они не прошли весь путь, что сказать? Все детки до определенного возраста привязаны к родителям,открыты к общению, но дальше то что делать?

2009-02-20
17:23
Елена:
Спасибо! СПАСИБО! С-П-А-С-И-Б-О!!!
Очень близкие, очень знакомые переживания. И мне было очень полезно прочитать так замечательно оформленные, проанализированные, и...МОИ(!) мысли! Спаси, Господи!

2009-02-20
17:23
ТАТЬЯНА АПОСТОЛЬСКАЯ:
Да Анна вы во всё правы как мало времени я уделяла своей старшей дочери Юле ей уже одиннадцать лет , а взаимо понимания у нас нет вместо неё у меня на первом месте стояла работа, мой коллектив подруги ,устройство личной жизни т.к. мой муж умер когда ей было 5 лет.С самого её рождения я занималась воспитанием мужа,это постоянные скандалы в итоге дочка росла замкнутой и до сих пор она меня сторониться ей хочеться поласкаться со мной и только она подойдет ко мне я ей говорю, даже не говорю ,а приказываю: погладь бельё ,уберись и тому подобное, что она даже бежит от меня что бы я не начала орать как обычно.Сейчас я второй раз замужем у меня родилась вторая дочка я сижу дома и с болью вижу как старшая дочь отдалилась от меня ,что все мои требования она выполняет только чтобы я отвязалась от неё и сбегает гулять или в школу на час раньше до начало уроков.Как же я виновата перед ней вот сижу пишу а слёзы душат ведь хочу по привычке оправдать себя,но не нахожу слов нет мне оправдания и я наказана Юля мня боится,а ведь она очень добрая ,ласковая ,хорошая, одноклассники её уважают.Когда вшколе открытый урок дочка меня не приглашает она меня стесняется.СЛАВА БОГУ, ЧТО Я НАТКНУЛАСЬ НА ВАШУ СТАТЬЮ,ЭТО НЕ ЮЛЕ НУЖЕН ПСИХОЛОГ А МНЕ НАД ПРОСТО ЛЮБИТЬ СВОИХ ДОЧЕК В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ. Я ОЧЕНЬ ВИНОВАТА ПЕРЕД НЕЙ.СПАСИБО АННА И СПАСИ ГОСПОДИ.

2009-02-20
17:23
Анна:
"Ах, чем бы мир для нас вдруг стал, когда б в нем не было детей..."
Слава Богу за то, что в наших домах слышится детский смех!!!
"Дети-это апостолы Бога, которых он посылат на день за днем, чтобы говорить о вере, надежде и любви"

2009-02-20
17:23
Валентина:
Раньше я думала и поступала точно также как и автор статьи. Передо мной вседа был пример отца, человека интеллигентного, порядочного, совестливого. Родители уделяли мне не так уж много времени, но они окружали меня добротой, заботой и пониманием. Они приучили меня читать и понимать прочитанное. Своих детей я воспитывала точно также. Но уделяла им больше внимания, чем мне в своё время родители. Я продумавала домашние дела с учётом того, что рядом со мной находятся мои дети. Если могла, стирала,готовила вместе с ними. Если со мной находиться было опасно, например, работала стиральноя машина, то я придумывала им какую-нибудь игру и они были рядом, не приставали ко мне и не мешали. С ними всегда можно было договориться.Но я столкнулась с другой проблемой. Попадая в коллектив, они не всегда находили понимания. Особенно когда взрослые требовали бесприкословного подчинения, а ровесники разрешали свои конфликты драками, обзыванием, отталкиванием. В детском возрасте с этим бороться можно было. Мы дома всё обсуждали и обговаривали, искали свои ошибки. Но чаще всего нам просло везло. Нам просто попадались хорошие люди, и мы находили единомышленников каждый в своём коллективе. Но с годами я начала понимать, что в детстве ни я, ни мои дети не получили прививки против грубости жизни. Мы слишком тепличные. Другое дело, мой муж. Он жил в суровых условиях споров, конфликтов и непонимания. Я считаю, что ему проще и легче в жизни. Но дело даже не вы этом. Такие люди всё чаще оказываются правы.

2009-02-20
17:23
Владимир Д.( 37лет.):
"...есть потребности ДУШИ..."-об этом надо кричать.

2009-02-20
17:23
ольга шинявская:
Душа человека есть непроницаемая тайна для всех кроме Бога.И дети приходя на землю для единения с Истиной ,собственно являют собой ,каждый из них, единственный и неповторимый мир души высвеченный уникальной палитрой восприятия окружающего.И ,как часто родители "воспитывая " детей навязывают им свою доктрину понимания так часто далёкую от Божественного света познания.Я себя помню фрагментарно с полугода, а вполне осознано с года семи месяцев.И хорошо помню ,как сердце двигалось словно парус вдохновляемое ветрами Божественной воли до тех пор , пока в мою жизнь не вошёл грех.В первую очередь из узкого куга семьи,которая по своему любила и оберегала , но была качественно не способной понять.Кого же можно сравнить с родителем? Орла.Как орёл раскрывая свои могучие крылья парит всматриваясь за малейшими движениями на земле,так и родитель должен пристально следить за малейшими изменениями в своем чаде.А чтобы это было возможно родитель должен жить не сам по себе где-то постоянно блуждая ,а растворится в жизни своего ребёнка.Стать крепостной стеной для своего дитя внутри своего собственного сердца.
А это совершенно не возможно без жертвенной любви к Богу и близким.

2009-02-20
17:23
Евгения:
Моей маме уже 85, а мне за 60. Так сложилась жизнь, что мы с ней остались только вдвоем. Но у нас тоже есть этот "час перед сном", когда я сажусь к маме на постель, и мы говороим, говорим... Мы разговариваем с ней 60 лет, и нам не скучно, и есть о чем говорить: обо всем. И для меня это такое счастье - наш "час перед сном"

2009-02-20
17:23
Светлана:
Все правильно. Качество приходит через количество. У меня тоже 4 детей и только с 4-м я поняла все тоже самое что и вы. Но очень долго малыш (последний) не давал нам собраться вечером,хотя до его
рождения,особенно летом на даче,где в спальном доме не было теле-
визора мы вслух читали книги. И каково же было удивление соседских
детей ,когда они слышали от моих :" Ань(...),давай скорей, а то читать будем меньше!" Они спрашивают моих :" Вы чего,читаете?"
А еще мне нравится,когда в середине рассказа я прирывалась и задавала
детям разные вопросы, мы обсуждали, предполагали...Это давало мне возможность послушать детские разновозрастные высказывания. Это так
интересно, поверте,!!!Даже моя племянница,которая воспитывается в другой среде, и та , оказывается много знает полезного.
Так что читайте больше с детьми,для детей о жизни ,о Божьей правде
и т.д.

2009-02-20
17:23
Светлана:
Все это трогательно и прекрасно читать. А я должна была бросать своего ненаглядного и долгожданного третьего ребеночка, едва ему исполнился годик, едва он стал ходить, и под его крики "мама" бежать на работу. И работать на износ, иначе не выжили б. Поэтому нечего себе ставить в заслугу элементарное счастье, то, о чем и так мечтает каждая женщина.

2009-02-20
17:23
---Мне повезло. Моя мама, хоть и не православная, дала мне столько любви, сколько нужно. Папа тоже. Желаю того же всем православным (и не только) родителям, и мне, если буду родителем, того же

2009-02-20
17:23
---Мне кажется? ничего нового. То есть, мысли правильные, но преподнесено как открытие. Хотя и с одним ребенком (особенно, когда совсем некому помогать) такие мысли в голове сидят (что не в "готовке", не в "стирке" и даже не в прочтении книжки главное), а в живом общении, непосредственном, эмоциональном и незапланированном. Только так сохранится душевная чистота и искренность ребенка, близость с мамой. А когда четвертый ребенок появляется, какое уже это может быть открытие?
Елена, г.Иркутск (двое детей 3 и 1 год).

2009-02-20
17:23
Елена:
Да! Эта статья заставляет меня задумаься об отношении к своим крошкам, старшей 8,7 лет, а вот младшей всего 1,1 годик.
Я мама двух прекрасных девочек, но вынуждена работать и оставлять их на няню. Прочитав эту статью я постараюсь изменить свое отношение и вечерами находить время на то, чтоб прочитать сказки своим малышкам, а не натации (касаются правда они пока только старшую)им это очень необходимо, да и меня перестанет мучать совесть. Спасибо Вам за прекрасную статью. Елена 29 лет.

2009-02-20
17:23
Широкова Марина:
Безмерное спасибо Вам, Анна, за Вашу статью. Не раз сама упрекала себя за такое невнимание к детям. Скажешь: "Подожди, мама занята!", а потом где-то за грудиной - в сердце - как-то защимит, и все отложишь, всего на несколько минут - а какая отдача! Это так хорошо, тая замечательно, что есть люди, у которых совесть живая. Митрополит Кирилл говорит, что совесть это индикатор, который постоянно напоминает нам: "Ты не прав!", "Покайся, исправся!" Так пусть работает наша совесть, пусть сердце наше чувствует, что оно так нужно нашим детям. Нужна его теплота и забота. Ведь это действительно не трудно. Нужно только прислушаться к ребенку, и к себе. Это очень простое, но очень большое и важное дело.
Спаси Господи. Марина.

2009-02-20
17:23
Анна Зубченко:
Дорогая Анна! Спасибо за прекрасную статью. Я читала и плакала от того, что полностью с вами согласна - так радостно на душе от ваших слов. Моему сыну почти полтора годика. Это мой первый ребенок. Прислушиваясь и приглядываясь к тому, что его интересует, я тоже пришла к практике вечерних чтений. Конечно, по душам с таким крохой еще не поговоришь, но зато сколько радости в его глазах, когда мама читает выбранную им сказку. Я думаю, что время, проведенное с детьми, необходимо не только детям, но и нам, родителям. Ведь, заглянув в детские глазенки, мы можем прислушаться к себе и увидеть себя, какими мы есть. Кажется, у Леви была такая строчка: "Оглушенный собственным шумом..." Это о нас, современных родителях. Итак, поменьше шума, побольше качественно проведенного времени с детьми. Еще раз, спасибо. И пусть хранит вас Господь!
Анна.
Канада.

2009-02-20
17:23
Наталья:
Да, Слава Богу! я тоже это поняла. Я работающая мама троих деток - 7, 4 и 2 года. И этот час перед сном - большая помощь нашим взаимоотношениям! Удается не терять ниточку связи с ними, выдает их заботы и переживания!

2009-02-20
17:23
ЕЛЕНА:
СПАСИБО АННА, СОГЛАСНА С ВАМИ ПОЛНОСТЬ. К СОЖАЛЕНИЮ САМА ПОНЯЛА ЭТО ПОЗДНО. МОЯ ПЛЕМЯННИЦА,ЛЕТ 5-ТИ,ОБДЕЛЕННАЯ ЗАБОТОЙ МАМЫ ЗАНЯТОЙ "НАУКОЙ" И ПРЕДОСТАВЛЕННАЯ ЗАБОТАМ СТАРШЕЙ СЕСТРЫ,СМОТРЕЛА НА МЕНЯ ИСПОДЛОБЬЯ,БЕЗДУШНУЮ ТЕТКУ,ВЫЕХАВШУЮ С ДЕТЬМИ И ПЛЕМЯННИКАМИ НА ОТДЫХ К МОРЮ. УГОМОНИТЬ ДЕТЕЙ БЫЛО СЛОЖНО,ОСОБЕННО ЕЕ - МОЖЕТ БЫТЬ СПЕЦИАЛЬНО ЖЕЛАВШУЮ ПРИВЛЕЧЬ К СЕБЕ ВНИМАНИЕ РЕЗКИМ ПОВЕДЕНИЕМ,ОБИДАМИ НА КОГО-ЛИБО ИЗ ДЕТЕЙ,ДЕЛЕЖКОЙ ИГРУШЕК ИЛИ К-ЛИБО ПЛАВАТЕЛЬНЫХ ПРИНАДЛЕЖНОСТЕЙ,ПЫТАЮЩУЮСЯ ПОДРАТЬСЯ,ТОЛКНУТЬ...И МНЕ С НЕЙ КАК-ТО НАДО БЫЛО ОБЩАТЬСЯ...И ВОТ РЕШИЛА Я ВЕЧЕРОМ ПОЧИТАТЬ ЕЙ ВСЛУХ,ГЛАДЯ ПО ГОЛОВКЕ,ЧТОБЫ КАК-ТО УСПОКОИТЬ ПОСЛЕ БУРНОГО ДНЯ... И ВДРУГ ОНА КРЕПКО ОБНЯЛА МЕНЯ ЗА ШЕЮ ПРИЛЬНУВ ВСЕМ ТЕЛЬЦОМ...ТРУДНО ПЕРЕДАТЬ ОЩУЩЕНИЕ ПРИКОСНОВЕНИЯ ДВУХ НАШИХ СЕРДЕЦ...В ОДНО МГНОВЕНИЕ ПРОПАЛО ОТЧУЖДЕНИЕ, КОТОРОЕ Я НЕ ЗНАЛА КАК ПРЕОДОЛЕТЬ...

2009-02-20
17:23
Инна:
Спасибо Вам, Анна, за такие чудесный строки! Они такие просты и понятные, но такие сложные для исполнения... Я сама мама 5-летнего сына, к сожалению, воспитываю его одна. И так сложно найти этот самый час, который только наш, за чередой домашних дел, мыслей о карьере и личной жизни... Он сейчас у бабушки в другом городе и, читая, вашу заметку, мне до слез стыдно, что я не с ним сейчас и не читаю ему на ночь сказку...

Спаибо Вам, я желаю Вашей семье добра и любви!

С уважением, Инна

2009-02-20
17:23
Trfnthbyf:
Хочу только присоединиться к теплым словам, сказанным в адрес автора остальными читателями!

2009-02-20
17:23
ТАЛИ:
Прочитав эту статью,ничего нового, я для себя не открыла.
И хотя,я мать только двоих детей,уже давно дошла до выводов данной статьи.

2009-02-20
17:23
Екатерина:
Да,конечно, всё это правильно. Только непонятно, как можно было родить четверых детей и только уже после четвертого понять, что система запретитльно-наказательных мер, повелительного воздействия, - не главное в воспитании, а главное - выражение любви, ласка, внимание, общение?! То есть, конечно, если разобраться, причины тому найти можно - истоки таких взаимоотношений между родителями и детьми коренятся в нашей же истории, культуре, укладе жизни народа. У нас слишком большой перекос в сторону воспитания как системы запретильно-наказательных мер,окриков и т.д. Сразу замечу, дабы быть правильно понятой - я не "западник", не "либерал", люблю нашу и историю и культуру и понимаю, что надо противодействоать попыткам сделать из нас еще один штат США. Но и свою культуру нужно оценивать адекватно, знать и её плюсы, и минусы. Один из таких минусов - вот этот самый перекос. И это то немногое, что нам действительно следует изменить. Изменить в сторону понимания того, что главное - давать любовь, ласку, уделять внимание. А немытая посуда... Ещё один перекос, только теперь уже в понимании словосочетания "женщина - хранительница домашнего очага". Нашим девочкам с младых лет внушают, что немытая посуда и неглаженное белье - это просто вселенская катастрофа! А ведь надо внушать,что да, это нужно делать, но не в ущерб вниманию детям и мужу. Нам надо понять, что не на то место положенные носки (из-за которых чуть ли не скандалы бывают во многих семьях), неубранная комната, немытая посуда и ваши взаимоотношения - не равновеликие величины. Второе - важнее. Тогда и будешь знать, что сейчас волнует твоего ребенка, будешь в состоянии радоваться снегу за окном и не бояться для этого отложить уборку. ТОгда и перестанет ваше общение быть сухим набором запретительных мер и окриков.

2009-02-20
17:23
Наталья:
Статья действительно великолепная.
Еще великие педагоги, такие как Песталоцци, утверждали "что мы в наших детей вложим, то в итоге и получим". Душа это самое главное. На наших примерах они учатся быть чуткими, любящими и внимательными. Мы не можем от них требовать больше, чем даем сами. И в наш урбанизированный век, к сожалению, мы все об этом забываем.
Спасибо за то что у Вас хватило времени разобраться самой, и, встряхнуть нас.

2009-02-20
17:23
Татьяна:
Благодарю Вас за очень важные, искренние заметки.

2009-02-20
17:23
Александр:
Прочитал недавно обращение Иоанна Златоуста к верующему отцу ( слово третье). Страшно интересно и просто очень страшно. Гнев БОЖИЙ будет великим если наши дети станут не угодными БОГУ. И оправданий никаких нет.
Цитаты:" Таким образом, развращение детей происходит не от чего другого, как от безумной привязанности родителей к житейскому: обращая внимание только на это одно и ничего не желая считать выше этого, они необходимо уже нерадят о детях с их душою. О таких отцах я (Иоанн)сказал бы -что они хуже даже детоубийц. Детоубийцы отделяют тело от души, а эти то и другую вместе ввергают в огонь геенский; той смерти подвергнутся неизбежно по естественной небходимости, а этой можно было бы и избежать, если бы не довела до неё беспечность отцов."
" Притом смерть телесную может уничтожить воскресение,а погибели души ничто уже не вернёт.Следовательно, мы не несправедливо сказали бы, что такие отцы хуже детоубийц."

Заклинаю всех прочитать эти обращения. Имел бы власть приказывать- приказал бы прочитать.(Простите, поймите правильно)

Да поможет вам Бог достич царствия его, вам и вашим детям.

2009-02-20
17:23
Марина:
Анна, огромнейшее спасибо за статью!!! В ней столько потенциала к действию, воодушевления, радости за своих чад, что хочеться взять на руки свою 2-хлетнюю Улянку и кружить, целовать, обнимать, а, главное, - быть с ней, любить ее, молиться ее Ангелу Хранителю, Богородице, самому Исусу Христу!

2009-02-20
17:23
Ирина:
ДОБРЫЙ ДЕНЬ!

Абсолютно согласна с автором статьи. У меня традиция "часа перед сном" сложилась сама собой с раннего детства моей доченьки. Причем логика была такая: немытая посуда и неглаженое белье никуда не денутся, а дети растут. Не успеешь оглянуться, а она уже взрослая, у нее свои секреты и дела. Сама захочешь, чтобы дочка с тобой часик посидела, поговорила, а ей некогда будет. Поэтому то драгоценное время, когда она маленькая и мама ей нужна, как свежий воздух, я старалась не упустить.

Сейчас моей девочке 10 лет. Самое интересное, что я заметила, она меня знает лучше, чем я ее. Она знает, когда у меня подходящее настроение, чтобы задать какой-нибудь очень важный для нее вопрос. Причем начать разговор может "о погоде", а потом, как бы ненавязчиво, перейти к теме, которая ее как раз и волнует (хотя книг по психологии она никогда не читала).

Я с большим волнением жду периода "четырнадцати лет", когда спокойные детки превращаются в очень шустрых подростков. Я надеюсь, что эти часы, проведенные вместе в уютной вечерней тишине прошли не зря. Возможно, за это время мы научились общаться друг с другом, и это поможет нам в дальнейшем.

И вот что еще мне хотелось бы сказать. Существует мнение, что грудных деток нельзя часто брать на руки. "Привыкнет на руках сидеть, потом не слезет, так и будешь его везде на себе таскать", - советуют умудренные опытом женщины молодым мамочкам. И хоть изойдется тот ребенок криком, а на ручки его не возмут принципиально, чтоб не привыкал. На мой взгляд, это дикое варварство, какое сейчас встречается не редко. А на самом деле дети очень подвижные и любопытные, они никогда не будут сидеть у мамы на руках постоянно. Получили свою порцию "маминых ручек" и ласки, и пошли дальше мир познавать. Капельку внимания со стороны мамы и взамен никаких истерик и ненужных слез драгоценного чада.

Правильное питание, красивые игрушки, книжки с картинками может обеспечить ребенку любой детский дом. А мамину ласку, мамины ручки, ранним утром 15 минут в уютной постели у мамы под боком (или когда сон плохой приснился) никто, никогда, никакая общественная организация заменить не сможет. И не надо терять время - дети очень быстро растут.

2009-02-20
17:23
Леонид:
Спасибо Вам,Анна,за добрую,теплую статью.

2009-02-20
17:23
Инна:
Все так. Нам очень жаль своей души даже для своих детей. Спаси Господи, Анна, статья нужная.

2009-02-20
17:23
Матрена:
Замечательная заметка и очень жизненная. Я, мама двоих детей, тоже прошла через понимание этого. И рада, что хоть и поздновато, но все таки это поняла, и успела пока мои детки еще не выросли. А какой радостью, оказывается, впервую очередь я обделяла себя. И очень жаль, что моя мама мне об этом не сказала ничего. Пришлось понять самой. Думаю у моей девочки, а ей уже 15, будет другой опыт и образец поведения. Все таки дети копируют нас. И особенно наше поведение в семье. Спасибо Вам за такие душевные рассказы.

P.S.
А моя мама так и гадает, почему мой сын в 16 лет не стесняется перед друзьями целовать маму в щечку. Мама говорит что ее сыновья (т.е. мои братья) уже в 12 лет стеснялись не то что перед друзьями поцеловать в щечку маму, но даже оказать какой-то простой знак внимания (налить чаю или что - нибудь в этом роде). Вот так.

2009-02-20
17:23
Sofia:
Zdrabstvuyte Anna,u vas prosto SUPER REBIATISHKI, blagodaria TAKOY PREKRASNOY MAME! Pojalusta podelites escho vashim roditelskim opitom.

2009-02-20
17:23
---Замечательно!

2009-02-20
17:23
Лариса Юрьевна:
Спасибо за статью. За напоминание о том, что в первую очередь детям нашим нужны мы, родители, наше тепло, ласка, внимание, а не стирка-готовка-уборка... Я ведь тоже забываю про это...

2009-02-20
17:23
Margarita:
Ochen poleznaja i horoshoja statja. Vse pravilno skazano! Nado postojanno ob etom dumat i ne zabyvat! Jesli ne budem udeljat vremja detem v vozraste kogda oni ishut obshenije i nuzhdajutsja v nas, to ne mozhem trebovat chtoby oni potom, kogda podrastut, hoteli s nami provodit vremja kogda u nikh budut bolshe samostojatelnykh interessov. Zhivu i rodilas zagranitsy, u menja dvoje detej i zhdu tretjego. Rabotaju kak tut polagajetsja i poskolko eto ekonomicheski neobhodimo. Odnako postarajus ustroitsja tak chtoby s sledujushim rebenkom pobyt po-dolshe doma. Nam dajut odin god, no za svoj schet postarajus dogovoritsja na poltora ili dva.
No kak i skazano v statje, do dazhe kogda my doma, my mozhem zabyvat o blizoste s detmi, tak kak vsegda jest dela..
Tak chto nado ne zabyvat, chto tot chas, kak minimum, kotoryj my udeljajem detjam ne poterjannoje vremja a naoborot!

2009-02-20
17:23
Анна:
Запало прямо в душу! Не первый раз об этом задумываюсь, но надо пререходить от дум к делу, бросать эти дела домашние, которые никогда не переделать и перед сном читать и общаться с ребенком.

Спасибо, показали истинный путь матери.

2009-02-20
17:23
Olga:
U menya tozhe 4 detei (vse devochki), mi tozhe pitaemsya chitat pered snom, no u nas trudnosti, t.k. to, chto interesno starshei (6 let), ne uderzhivaet na dolgo vnimanie mladshih i naoborot , oni otpochkovivautsya, rasseivautsya, i nikakogo obshenia vsem vmeste v techenii prodolzhitelnogo vremeni ne poluchaetsya. V konce poluchaetsya, chto tolko starshaya, poluchila

Vopros Anne (avtoru): a vi razdelyaete mladshih i starshih vo vremya vechernego chasa, polchasa na odnih, polchasa na drugih, ili vse vmeste, kak vi ih uderzhivaete.

Moya starshaya tozhe vsegda staraetsya perebit mladshih, a odin na odin u nas na vseh u nas redko poluchaetsya.

2009-02-20
17:23
Ольга:
Все правильно. Но это относится и к любым людям! К супругам, к родителям даже и взрослых детей, к друзьям и к любым отношениям. А потом говорим: Мы разговаривает на разных языках, мы не понимаем друг друга. Просто мы не хотим тратить время и силы на других. И одиночество накрывает, ведь мы возводим мощные стены от людей. И сидя за ними орем: мы одиноки. А выслушать другого человека мы не в состоянии.

2009-02-20
17:23
Клим:
Как Вы правы, Анна! Благодарю Вас за эту публикацию от всей души. В большей мере, стыд за себя перед детьми и ответственность за них привели меня в Храм. 22июня в нашей семье появился четвертый ребенок - Евдокия

2009-02-20
17:23
Елена:
Полностью согласна!У меня не находиться такой час,к моему сожалению.Забираеш из садика,дома прочитать хоть 2 строчки,пару примеров решить(готовимся к первому классу),покормить,и моё чадо уже засыпает за тарелкой.О каком часе может идти речь?Где его взять,кроме как не на выходных?

Ваш комментарий:

Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.

Ваш комментарий:
Ваше имя:
Ваш e-mail:
(опубликован не будет)
Введите число,
напечатанное
на картинке:



Также в этом разделе:

Выбор веры

Семейные конфликты: профилактика и лечение.
Беседа 11


Как воспитать уважение к матери? Часть 2

Вера и дело на Соловках

«Перед гробницею святой…»

Семейные конфликты: профилактика и лечение. Беседа  10

Как воспитать уважение к матери? Часть 1

Карцер. Рассказ

«Архив напоминаний и размышлений»

Семейные конфликты: профилактика и лечение. Беседа 9

Верность и любовь – залог благополучия

Что такое семейное счастье?

Трансляция в формате RSS 2.0