|
Православие.RU |
Культура
|
|||||||||||
Талабские острова
На перекрестье истории Название свое получили Талабские острова будто бы по имени первопоселенца Тала – рыбака из племени чудь. Исследователи полагают, что острова были заселены уже в XI веке. Главным – и единственным – занятием островитян всегда было рыболовство. Рыбу – знаменитый псковский снеток – отправляли в Петербург, Москву, Ригу, Варшаву. Талабский снеток сушили в специальных печах, которых на маленьких островах было более сотни. Ежегодно продавали от 160 до 300 пудов рыбы, что позволяло жителям (а их когда-то на островах было до 5 тысяч человек) этих скудных и бесплодных с сельскохозяйственной точки зрения земель жить весьма безбедно. Местные рыбаки значились среди поставщиков императорского двора. Выходили на ловлю в лодках особой конструкции: «троенка» (так называли лодку, потому что мастерилась она всего за три дня) никогда не переворачивалась, что давало возможность рыбачить в любую погоду. Кстати, известно, что отсюда, с Талабских островов Псковского озера, Петр Великий собирал корабельных мастеров для строительства русской флотилии. Об этом читаем в легенде-былине «Антихрист»: «С Талабских островов да с Чудского озера многих корабельных мастеров и подручных в город пригнали, чтобы на лугу, на Великой реке, близ церкви Степана корабли против шведов править». Расположенные у северо-западных границ Российского государства, острова не раз страдали от неспокойных соседей, покушавшихся на земли русские. Здесь в 1581 году укрывались псковские крестьяне со своим имуществом во время осады Пскова польским королем Стефаном Баторием. Тогда же Иван Грозный послал на острова стрельцов, чтобы попытаться войти на ладьях в осажденный поляками Псков. Талабские острова стали важным стратегическим плацдармом, так как Стефан Баторий, не имея ни кораблей, ни лодок, не мог напасть на острова и выбить оттуда стрельцов. Зимой же, когда озеро замерзло, путь на остров оказался открыт. Добравшись до островов, воины польского короля людей, однако же, не нашли – лишь домашний скот, рыболовные снасти да около 200 лодок: русские успели перебраться по льду в Гдов. А в 1703 году на острова напали шведы и сожгли Петропавловский монастырь, что на острове Верхнем. Монахи, правда, от супостатов не пострадали, ушли по подземному ходу под церковью, выход из которого, как говорят, есть где-то на Досифеевой горке. В гражданскую смуту начала XX столетия из жителей островов был сформирован целый полк численностью в 732 человека, который, по решению старейшин Талабска, вошел в состав северо-западной армии генерала Юденича. Зимой 1919–1920 годов Северо-Западная армия с боями отступила к границам Эстонии, где на реке Нарве Талабский полк, прикрывая отход армии, был расстрелян одновременно с двух сторон: с правого берега – красными частями, а с левого – своими бывшими союзниками – эстонцами. До самой весны тела талабцев находили вмерзшими в лед. Для установления советской власти на островах большевистским правительством были посланы два комиссара: товарищ Залит и товарищ Белов. Неизвестно, какими способами они пытались подчинить вольнолюбивый рыбачий люд Советам, только рыбаки утопили комиссаров в Псковском озере. Но власть все-таки укрепилась на островах и в назидание островитянам дала их островам имена погибших комиссаров: остров Талабск был переименован в Залит, а Верхний – в Имени Белова. Лишь крошечный и необитаемый Талабенец сохранил свое древнее имя. Новые имена, правда, не слишком привились, так что и жители, и официальные документы, и краеведческая литература называет острова то исконными их именами, то новонавязанными. Остров надежды
В 1703 году монастырь пострадал от шведов, но после шведского разгрома простоял в развалинах недолго: уже в 1710 году иеромонах Псково-Печерского монастыря отстроил его заново. Во времена Екатерины Великой, в 1764 году, монастырь, как и многие другие, был упразднен, храм же его превращен в приходскую церковь. В подземелье церкви, как раз под алтарем, под спудом лежат святые мощи основателя монастыря – преподобного Досифея. Храм каменный, крепкий. Но время и большевистское лихолетье сделали свое дело: храм нуждается в ремонте. Лет 25 назад по церковному двору запросто разгуливало немногочисленное местное коровье стадо. Сейчас в храме бывшего Петропавловского монастыря вновь служат Господу. Священник храма, отец Сергий, служит здесь по благословению старца Николая Гурьянова с 2000 года. Приход у него небольшой – половина населения острова (сейчас на острове проживает всего 38 семей). Отец Сергий живет надеждой с Божией помощью отремонтировать храм и восстановить обитель. На восстановление храма и возрождение обители нужны, безусловно, денежные средства. И пожертвования православных идут. Но, по словам отца Сергия, «не деньги главное, все дело в людях…». Отец Сергий приглашает всех желающих приехать на остров потрудиться во славу Божию: «Материальная помощь, конечно, нужна, но если не будет людей, не будет тех, ради кого все это делается, тогда все будет лишено всякого смысла. Приехали бы, потрудились бы православные, каждый по мере своих сил. Но самое главное и действенное во всем – это общая молитва». Восстановление храма незримо меняет облик острова, воздух насыщается благодатью, которую ощущает каждый вновь прибывший в эти места земли псковской. И верится, что надеждам отца Сергия с Божией помощью дано будет осуществиться. Остров веры и любви
Каменным храм стал в 1792 году. По традиции, строился он из известняковой псковской плиты. В храме до сегодняшнего дня сохранились фрески письма неизвестного автора. В 1842–1843 годах при храме был сооружен ныне действующий придел в честь чудотворной иконы Божией Матери «Одигитрии» Смоленской в память чудесного избавления от эпидемии холеры, охватившей жителей посада. Некоему прихожанину Никольского храма явилась во сне Смоленская икона Божией Матери с повелением: «Обнесите Меня с крестным ходом вокруг всего посада, и тогда холера прекратится». В сонном видении этому человеку было открыто место, где до той поры хранилась сия святая икона, а именно на чердаке одного из посадских домов. Все было сделано по слову Божией Матери, и эпидемия прекратилась. В 1939 году храм после сильного разорения был закрыт. Вновь открыт в 1947 году. Но богослужения совершаются только в Смоленском приделе.
Отец Николай Гурьянов родился 24 мая 1909 года в селе Чудские Заходы Гдовского уезда Санкт-Петербургской губернии в старой купеческой благочестивой семье. Еще мальчиком он прислуживал в алтаре. В 1920-е годы их приход посетил митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин, ныне прославленный как священномученик. Отец Николай так рассказывал об этом событии: «Я мальчишкой совсем еще был. Владыка служил, а я посох ему держал. Потом он меня обнял, поцеловал и говорит: “Какой ты счастливый, что с Господом…”». В 1930-х годах отец Николай Гурьянов прошел тернистым путем исповедников и новомучеников Российских: в 1929 году он, тогда ленинградский студент, был арестован за то, что на собрании выступил против закрытия одного из близлежащих храмов. Далее последовали лагеря и ссылка, но именно тогда, во время тяжких испытаний, он встретил немало подвижников православной веры, пример которых во многом определил путь его дальнейшего служения Богу и Церкви. Начало пастырского служения отца Николая Гурьянова совпало с Великой Отечественной войной. 8 февраля 1942 года он был рукоположен в сан диакона митрополитом Сергием (Воскресенским), а 15 февраля 1942 года стал священником. Свою первую литургию в Никольском храме острова Талабск отец Николай отслужил в 1958 году на праздник Покрова Пресвятой Богородицы. К талабскому старцу ехали и чтобы укрепиться в вере, и чтобы попросить совета в трудной житейской ситуации. И он, по воспоминаниям посещавших его, «каждого человека воспринимал как бесценный дар Божий». И учил прежде всего любви. Он говорил, что главное для человека – «хранить веру и стяжать любовь, ибо оскудение любви и веры – признаки приближающегося Второго пришествия», что нужно «радоваться и молиться», радоваться тому, что «Господь так нас любит, только мы не понимаем эту радость». Матушка Елисавета, настоятельница Спасо-Елеазаровского псковского монастыря, вспоминала: «Батюшка своей любовью всегда умел всех людей соединить. Вот это, наверное, самая драгоценная черта и самое знаменательное свойство великого старца. И по этому определяется его высота, величие его духа, что он действительно объединял всех в единое своей любовью и всем внушал эту любовь». А еще отец Николай учил смирению: «Важно зримое смирение, зримое и плачевное, зримое от огорчения и меня не обвини».
Не стало батюшки, советчика и утешителя, но православные все так же едут на остров, чтобы, поклонившись его могиле, затеплив свечу перед чудотворной иконой Божией Матери в храме, помолившись, обрести новые духовные силы, укрепиться в любви и вере. Остров покоя Остров Талабенец – самый маленький из островов – безлюден и гол. Но именно здесь, сидя на каменистом берегу и смотря на уходящие за горизонт воды Псковского озера, на серое низкое небо над ним, открывается вся истинность простой и неброской красоты. И вспоминается поговорка оптинского старца Амвросия: «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного», которую любил повторять отец Николай Гурьянов. 24 / 08 / 2007 Код для вставки статьи на сайт / в блогПосмотреть, как это будет выглядеть в браузере |
Также в этом разделе:
«Заступничество пророка Божиего Илии за десантное воинство – это великое благо» Ильин день: возрожденная традиция Выбор веры Семейные конфликты: профилактика и лечение. Беседа 11 Как воспитать уважение к матери? Часть 2 Вера и дело на Соловках «Перед гробницею святой…» Семейные конфликты: профилактика и лечение. Беседа 10 Как воспитать уважение к матери? Часть 1 Карцер. Рассказ «Архив напоминаний и размышлений» Семейные конфликты: профилактика и лечение. Беседа 9 |
|
Архив | RSS | Карта сайта | Поиск |
© 1999–2010 Православие.Ru При перепечатке ссылка на Православие.Ru обязательна |
Контактная информация |