|
Иконография Вознесения Господня в искусстве Византии и Древней Руси
|
Вознесение Господне. Середина XI в. Фреска церкви Святой Софии в Охриде |
Вознесение
Господне, вспоминаемое на сороковой день по Пасхе,
является одним из древнейших христианских праздников,
установленным, по всей видимости, уже в IV веке.
Великие отцы Церкви – святые Иоанн Златоуст и
Григорий Нисский – являются авторами самых первых
бесед на Вознесение, а блаженный Августин в своих
сочинениях упоминает о повсеместном праздновании этого
дня[1].
Источником иконографии Вознесения Господня являются тексты
Евангелия и Деяний святых апостолов. Древнейшие дошедшие
до нас изображения Вознесения относятся к V веку.
|
Бамбергский аворий. Начало V в. Слоновая кость. Мюнхен |
Примерно
400 годом датируется так называемый Бамбергский аворий
– резная плакетка из слоновой кости, хранящаяся в
Мюнхене. Основной сценой здесь является пришествие
жен-мироносиц ко Гробу Господню, дополненное
изображением юного безбородого Христа со свитком в
руке, идущего по горе к небу. Из сегмента облака видна
десница Бога, которая словно «втягивает»
Спасителя на небо. Движение Христа достаточно
порывисто: левая нога согнута, а правая далеко
отставлена назад. Под ступенчатой горкой, по которой
восходит Иисус, изображены фигуры двух людей, павших
ниц. Описанная композиция по-разному трактовалась
исследователями. Известнейший ученый-византинист Н.П.
Кондаков считал, что она показывает не Вознесение, как
это утверждал Н.В. Покровский, а сам момент Воскресения
Христа[2]. Фигуры у подножия горы он
понимал как изображения двух поверженных римских
стражей, а не учеников Господа, так как последних
должно было быть двенадцать. Стоит, однако, отметить,
что в христианском искусстве изображение самого
главного момента Евангельской истории – момента
Воскресения – отсутствует, его не описывают
святые евангелисты и о нем не говорят церковные
песнопения. В свою очередь Н.В. Покровский убедительно
трактовал изображенное на плакетке Вознесение как
своего рода буквальную иллюстрацию на текст Деяний
святых апостолов, где о Воскресении и Вознесении Иисуса
говорится: «Сего Иисуса Бог воскресил, чему мы
все свидетели. Итак, он быв вознесен
десницею Божиею…» (Деян. 2:
32–33)[3]. В средневековом искусстве
западнохристианского мира подобные изображения
Вознесения встречаются достаточно часто, что, вероятно,
связано еще и с тем, что на латыни слова
«вознесение» и «восхождение»
обозначаются одним словом – ascensus.
|
Вознесение Господне. V в. Деталь резных дверей церкви Санта Сабина в Риме |
Другим
древним примером иконографии Вознесения является одна
из сцен, представленная на резных деревянных дверях
базилики Санта Сабина в Риме (V век). Она исполнена
раннехристианской символики и особого вероучительного
характера. Юный Спаситель со свитком в левой руке
изображен стоящим в круглом медальоне, сплетенном будто
из лавровых ветвей. По сторонам от Него – крупные
буквы α (альфа) и ω (омега), отсылающие к
тексту Откровения Иоанна Богослова, где Господь
говорит: «Я есмь Альфа и Омега, начало и
конец» (Откр. 1: 8). Вокруг ореола Христа
расположены символы святых евангелистов, а ниже –
свод с небесными светилами и двое учеников, предстоящих
Христу и держащих над головой изображенной между ними
Женщины крест в круге. О присутствии Богоматери при
Вознесении Сына ничего не сообщается у евангелистов,
однако Ее образ будет отныне центральным во всех иконах
праздника как свидетельство о возносящемся во плоти
Христе, рожденном от Девы. Следует также отметить, что
среди свидетелей восхождения Господа на небеса
присутствует наряду с апостолом Петром и апостол Павел.
Это несоответствие исторической действительности не
смущало художников, так как они создавали прежде всего
символический образ Новозаветной Апостольской Церкви,
установленной на земле Спасителем и вверенной Им после
Вознесения апостолам.
|
Вознесение Господне. Миниатюра Евангелия Рабулы. 586 г. Библиотека Лауренциана, Флоренция |
В
чрезвычайно развитом по иконографии Вознесении из
сирийского Евангелия Рабулы (586 г.) особо
подчеркивается триумфальный характер события и его
связь со вторым пришествием Господа. Так, стоящую в
центре Богоматерь по сторонам фланкируют фигуры двух
ангелов в белых одеждах. Десница ангела, возглавляющего
правую группу апостолов, показана в жесте речи, тогда
как ангел, изображенный слева, указывает на
возносящегося во славе Христа. Это является прямой
иллюстрацией текста Деяний святых апостолов: «И
когда они смотрели в небо, во время восхождения Его,
вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали:
мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей
Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же
образом, как вы видели Его восходящим на небо».
(Деян. 1: 10–11). Эсхатологический смысл
композиции подчеркивается и изображением под славой
Христа тетраморфа с огненными колесами, описанного в
текстах ветхозаветных пророчеств (см.: Иез. 1:
4–25) и Апокалипсисе (см.: Откр. 4: 7–8).
На одной из паломнических ампул, хранящихся в сокровищнице
собора в Монце (VI–VII вв.), Христос, возносимый
ангелами, представлен сидящим на престоле, тогда как в
рассмотренных выше памятниках Он был изображен стоящим. В
более позднее время Спаситель чаще всего показан сидящим
на радуге.
|
Вознесение Господне. Середина XI в. Фреска Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря в Пскове |
В
монументальной живописи Вознесение уже в
раннехристианскую эпоху располагалось в своде купола.
Профессор Д.В. Айналов считал, что древнейший образ
праздника в интерьере храма находился в куполе ротонды
Гроба Господня в Иерусалиме, возведенной христолюбивым
императором Константином Великим[4]. Документально зафиксированный
древнейший образ Вознесения находился в церкви святых
апостолов в Константинополе, разрушенной в 1469 году.
Особое значение композиция Вознесения имела в системе
росписи храмов в постиконоборческую эпоху. В мозаиках и
росписях византийских церквей IX–XI веков сцена
Вознесения, наряду с сошествием Святого Духа и образом
Христа Пантократора, повсеместно использовалось для
купольной декорации. Она удовлетворяла не только
формальным условиям средневизантийского декора (верхняя
часть храма – небесная зона), но и имела
естественный центр – образ возносящегося Господа
в медальоне, вокруг которого, по замечательному
сравнению О. Демуса, подобно спицам колеса,
располагались ангелы. Их сложные позы создавали
впечатление ритмичного движения, почти танца[5]. Всегда четное число ангелов
могло быть различным: в Вознесении из церкви Святой
Софии в Охриде (середина IX века) сферу со Спасителем
возносят четыре ангела, в других памятниках их может
быть шесть или даже восемь.
К древней, но более редкой традиции относится и размещение
Вознесения в конхе алтарной апсиды, древнейший пример чему
можно видеть в ротонде святого Георгия в Фессалониках
(конец IX в.)[6].
На Руси композиция Вознесения представлена в купольных
росписях IX–XII веков – в Спасо-Преображенском
соборе Мирожского монастыря в Пскове, церкви святого
Георгия в Старой Ладоге, церкви Спаса на Нередице. В
последней барабан купола опоясывал текст надписи,
отделявший изображение Христа и ангелов от пояса
апостолов. 2-й и 6-й стихи 46-го псалма: «Вси языци
восплещите руками, воскликните Богу гласом радования.
Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе
трубне», – прославляли уже вознесенного
Господа, завершение Его искупительной миссии на
земле[7].
|
Вознесение Господне. Конец XV в. Двухсторонняя икона-«таблетка» из Софийского собора в Новгороде. Государственная Третьяковская галерея, Москва |
В
русских высоких иконостасах Вознесение появляется в
составе праздничного ряда с середины XIV века
(праздничный чин 1340–1341 гг. иконостаса церкви
Святой Софии в Новгороде). Многочисленные иконы имеют
единую композицию. Богоматерь в центре, два ангела,
указывающие на небо, и двенадцать учеников славят
Христа, изображаемого в голубой славе, которую
поддерживают ангелы. Поза и жесты Богоматери
различаются. Чаще всего Она представлено фронтально, с
молитвенно воздетыми или согнутыми у груди руками
ладонями к зрителю. Апостолы изображаются в различных
положениях, подчас довольно экспрессивных. На тверской
иконе середины XV века из Государственной Третьяковской
галереи ученики Христа не стоят двумя статичными и
упорядоченными группами, как, например, на
иконе-таблетке конца XV века из Новгородского
Софийского собора. Каждый из них охвачен движением:
один, держась за голову, смотрит в небо, другие
различными порывистыми жестами указывают вверх, апостол
же, стоящий справа от Петра, наоборот, смотрит вниз,
сложив руки для принятия благословения.
|
Вознесение Господне. 1542 г. Икона из праздничного ряда иконостаса церкви Новое Вознесение в Пскове. Новгородский музей-заповедник |
Если
рассматривать варианты изображения ангелов, то
примечательной является икона из праздничного ряда
иконостаса Кирилло-Белозерского монастыря (около 1497
г.). Ангелы, стоящие по сторонам Богоматери в нижней
части иконы, показаны с опущенными руками и в темных
одеждах, в отличие от всех приведенных выше примеров.
Ангелы же, несущие славу, не парят по сторонам от нее
так, что видны их летящие фигуры целиком, а изображены
словно прижавшимися к мандорле с согнутыми в коленях
ногами, уходящими за ее края. Их лики показаны не в
профиль, а почти фронтально.
В псковской иконографии Вознесения в XVI веке появляется
новая существенная деталь. В центре образа на горках под
славою Господа изображается камень с отпечатками стоп
Спасителя. Это напрямую отсылало молящихся к реликвии,
хранящейся в часовне на месте Вознесения – Елеонской
горе, а также к ветхозаветным пророчествам: «И
сказал мне: сын человеческий! Это место престола Моего и
место стопам ног Моих, где Я буду жить среди сынов
Израилевых во веки» (Иез. 43: 7) и «Вот, на
горах – стопы благовестника, возвещающего мир»
(Наум 1: 15). Очертания камня с отпечатками стоп отчетливо
читаются на иконе 1542 года из Нововознесенской церкви
Пскова (ныне в Новгородском музее) и иконе середины XVI
века из праздничного ряда псковской церкви Николы со Усохи
(Государственный Русский музей). В обоих образах в верхней
части иконы изображены трубящие ангелы.
На иконе начала XVII века строгановского мастера Михаила
из Благовещенского собора в Сольвычегодске
(Государственный Русский музей) представлен не только
камень Вознесения, но редкая иконографическая подробность.
В композицию нижнего ряда включена дополнительная сцена
«Благословение апостолов», согласно
евангельскому рассказу непосредственно предшествовавшая
Вознесению (см.: Лк. 24: 51).
Многочисленные образы Вознесения передают главную радость
праздника – радость о Христе, возведшем человеческое
естество от смерти к нескончаемой жизни на небе, где Он
воссел одесную Бога Отца.
04 / 06 / 2008
[1] Скабалланович М. Толковый Типикон. М., 2004. С. 263.
[2] Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии. М., 2001. С.485.
[3] Там же.
[4] Айналов Д.В. Эллинистические мотивы византийского искусства // Записки ИРАО. СПб., 1901. Т. 12. Вып. 3–4. С. 185–186.
[5] Демус О. Мозаики византийских храмов. Принципы монументального искусства Византии. М., 2001. С. 34–36.
[6] Сарабьянов В.Д. Евангельское повествование в программе росписей Софии Киевской // Искусство христианского мира. Вып. 10. М., 2007. С. 214–215.
[7] Пивоварова Н.В. Фрески церкви Спаса на Нередице в Новгороде. Иконографическая программа росписи. СПб., 2002. С. 45.
Код для вставки статьи на сайт / в блог
Посмотреть, как это будет выглядеть в браузере
версия для печати
|