Св. Ростислав князь Моравский
|
Св. Ростислав князь Моравский |
/p>
Святой князь Ростислав взошел на Моравский престол в 846
году. К этому времени на территории Велокоморавской
державы уже действовали христианские проповедники из
Греции, Валахии и Германии. От кого-то из этих миссионеров
святой Ростислав принял крещение и решил весь свой народ
привести к свету Христовой веры. Однако князь понимал, что
проповедь христианства может быть успешной только в том
случае, если миссионеры будут обращаться к народу на его
родном языке. Приходившие же из немецких земель
проповедники не знали славянского языка и богослужение
совершали по-латыни. К тому же они поддерживали немецких
королей в их стремлении не допускать усиления
Великиморавской державы и добиваться господства над
славянскими племенами Центральной Европы. Святой Ростислав
сначала обратился к папе Римскому с просьбой прислать
миссионеров, которые бы знали славянский язык и могли бы
противостоять политически окрашенной немецкой миссии. Но
находившийся тогда на Римском престоле папа Николай I был
союзником немецкого короля Людовика и потому не
удовлетворил просьбу святого князя. Тогда Ростислав в 862
году отправил посольство к византийскому императору
Михаилу III. В своем письме князь писал:
«Наш народ отверг язычество и содержит закон
христианский. Только нет у нас такого учителя, который бы
веру Христову объяснил нам на родном языке. Другие страны
(славянские), увидя это, пожелают идти за нами. В виду
этого, владыко, пошли к нам такового епископа и учителя,
ведь от вас во все страны добрый закон исходит.»
В ответ на эту просьбу Михаил III по совету патриарха
Фотия направил в Моравию святых братьев Константина ( в
монашестве - Кирилла) и Мефодия. Святой Ростислав был рад,
что его просьба была услышана. Особой радостью его
наполнила и грамота, которую принесли братья от святителя
Фотия. В ней патриарх писал, обращаясь к князю:
Бог, Который повелевает каждому народу прийти к познанию
правды и достигнуть почести высшего звания, воззрел на
твою веру и усилие. Утроив это ныне в наших летах, Он явил
и письмена на вашем языке, которых ранее не было, но
теперь с недавних пор существуют, дабы и вы были причтены
к народам великим, которые Бога хвалят на своем родном
языке. А по сему мы послали к тебе того, которому они и
были явлены, мужа драгоценного и прославленного, весьма
ученого, философа. Вот, приими этот дар лучший и
достойнейший, нежели всякое золото, серебро и драгоценные
камни и все пре-ходящее богатство. Постарайся вместе с ним
смело утвердить дело и всем сердцем взыскать Бога; и не
закрывай спасение для всего народа, но всячески побуждай,
дабы не ле-нились, а вступили на путь правды, чтобы и ты,
если приведешь их своим старанием к познанию Бога, принял
награду и в этой, и в грядущей жизни за все души, которые
верят во Христа Бога нашего от ныне и до века, и оставил
по себе светлую память будущим поколениям, подобно, как и
великий царь Константин.
Святые братья пришли в Великоморавскую державу через
Болгарию в 863 году и начали проповедь христианской веры
на славянском языке, который они изучили на своей родине
— в Солуни. Ими были переведены на славянский язык
книги Священного Писа-ния и богослужебные тексты, открыты
первые в Моравии христианские школы. Люди восприняли
деятельность святых братьев с большой радостью. Даже
некоторые священники латинского обряда, будучи этническими
славянами, стали совершать богослужение по восточному
обряду на славянском языке. Вероятнее всего, святые Кирилл
и Мефодий пребывали в это время в резиденции святого
Ростислава, который также принимал участие в их
византийско-славянских богослужениях.
Латинские миссионеры сразу же стали в жесткую оппозицию
деятельности святых братьев. Немецкие князья и клирики
прекрасно понимали, что дело святых Кирилла и Мефодия,
поддерживаемое князем Ростиславом, закладывает основы
независимости Великоморавской державы. Поэтому немецкий
клир обвинил святых братьев в том, что они употребляют в
богослужении "неосвященный" язык, а также
распространяют новоизмыш-ленное учение о Святом Духе.
Святой Кирилл вступил в полемику со своими обвинителями,
доказывая им пагубность "трехъязычной ереси".
Святые братья хотели отправить своих славянских учеников
для посвящения в Константинополь, но совершившийся там
дворцовый переворот не позволил им осуществить этот план,
и они решили ехать в Рим, чтобы там посвятить своих
учеников и постараться найти у римского архиерея защиту от
немецкого клира.
В то время, когда святые братья находились в Риме,
ситуация в Моравии сильно изменилась. В 864 году немецкий
король Людовик начал войну против святого Ростислава. К
концу 869 года был заключен мирный договор, по которому
Моравия получала полную независимость от немцев. В том же
869 году из Рима в Моравию пришли новопоставленные
священники, которые стали совершать здесь славянское
богослужение. Однако мир оказался недолгим. Племянник
князя Ростислава Святополк, бывший удельным князем одной
из моравских областей, неожиданно предал своего дядю и
стал союзником немец-кого князя Карломанна, сына короля
Людовика. Ростислав был захвачен в плен и передан немцам,
которые его ослепили и заключили в темницу. Моравия
оказалась в полной власти Карломанна. Он вступил в страну,
лишенную государя, и во всех городах и крепостях поставил
немецких чиновников. Верховная власть была передана
Святополку, к которому были приставлены два немецких
графа. Святополк не хотел довольствоваться лишь
номи-нальным титулом и стремился получить большую степень
свободы. За это немцы и его заключили в темницу. В Моравии
поднялось народное восстание, стремившееся сбросить с себя
немецкое иго. Немцы выпустили Святополка из заключения и
отпустили его в Мо-равию для подавления восстания. Однако
Святополк перешел на сторону восставших, провозгласивших
его великим князем. В 873 году немцы вынуждены были
заключить со Святополком мир. Вновь придя к власти,
Святополк стал покровительствовать славянскому
богослужению. В Моравию вернулся святой Мефодий и
продолжил миссионерские труды своего брата (Кирилл умер в
Риме в 869 году).
Но святому Ростиславу не суждено было увидеть новый
рассвет своей державы. Он скончался в немецком заточении в
870 году.
Решение о канонизации святого Ростислава было принято на
Поместном Соборе Православной Церкви Чешских земель и
Словакии в декабре 1992 года, однако сама кано-низация
состоялась в 1994 году. Торжества по этому случаю
проходили 29 октября 1994 года в Прешове и 30 октября того
же года в Брно. Поздравительные письма по случаю
канонизации были направлены Предстоятелю Православной
Церкви Чешских земель и Словакии от имени Патриархов
Константинопольского Варфоломея и Московского Алексия.
Причислив великого князя Ростислава к лику святых, Церковь
возвратила тысячелетний долг памяти тому, кто стоял у
истоков христианской духовной культуры и национальной
независимости славян.
Память святого Ростислава совершается 28 октября.