Святой апостол Иаков, брат Господень по плоти
|
Святой апостол Иаков, брат Господень по плоти |
Сего апостола Иакова, согласно с
божественным Евангелием (Матф. XIII, 55) и словами ап.
Павла (Гал. I, 19), Православная Церковь называет сыном
обрученника от первой его жены и родным братом ап.
Симона, Иуды и Иосии, и также Малым или Меньшим (Марк.
ХV, 40), и отличает от Иакова Зеведеева, коему
совершает она празднование в 30 день апреля, и от
Иакова Алфеева, коему бывает празднование 9 октября.
Многие считают Иакова, брата Господня, одним лицом с
ап. Иаковом Алфеевым, причисляют к лику двенадцати и
называют Малым для отличия от ап. Иакова Зеведеева,
призванного в апостольство и умершего прежде Икова
Алфеева. Но Церковь в предисловии к Богослужебной книги
апостол, в прологе под 23 числом октября, и 4 января в
Минее-четьей, и в священных песнопениях под теми же
числами, согласно с Писанием и Преданием, ясно отличает
Иакова Малого, брата Господня по плоти, от Иакова
Алфеева.
Иаков, песнословимый в 23 день октября, нигде не
называется Алфеевым, но именуется сыном Иосифа древоделя,
от первой жены, братом Иосии, Симона и Иуды (Матф. ХШ, 55.
Марк. VI, 3), спутником Иосифа и Марии, когда они
удалялись с младенцем Христом в Египет, и прославляется
братом Божиим, братом Иисуса, глаголемого Христа; первым
иерархом Иерусалима, научающим нас «даянию благому и
дару совершенну от Отца светов подаятися человеком»
(Иак. 1,17); следовательно писателем того соборного
послания, которое между священными книгами Нового Завета
носит имя послания Иаковлева; наконец священномучеником,
сверженным за веру Христову с крыла церковного.
Основание, по которому Православная Церковь отличает
Иакова брата Господня от Иакова Алфеева, частию указано в
Писании, в коем братья Иисуса Христа по плоти этим самым
названием отличаются от двенадцати Его учеников (напр.
Иоан. II, 12. VII, 3—5. Марк. III, 31. Лук. VIII,
19), а равно отличаются и писателями Церкви. Так, Евсевий
Кесарийский, св. Кирилл Иерусалимский (365—385), св.
Епифаний Кипрский (404), блаженный Иероним (420) и другие
ясно отличают Иакова брата Господня от Иакова Алфеева.
Итак, апостол Иаков брат Господень, по словам Церкви, есть
сын Иосифов, спутник его и Пресвятой Девы Марии в Египет;
он же есть и Иаков Малый или Меньший. По воскресении Своем
Господь удостаивает его Своим особенным явлением (1 Кор.
XV, 7), и от Самого Господа в 34 году или, по сказанию
Евсевия, от апостолов избран и поставлен первым епископом
Иерусалимской Церкви — матери Церквей христианских.
Своею святой жизнью брат Господень заслужил великое
уважение у всех, не только у апостолов и христиан, но и у
неверующих. Ап. Петр после своего чудесного освобождения
из темницы сказал: возвестите о сем Иакову и братиям
(Деян. XII, 17). Ап. Павел нарицает его вместе с Кифою и
Иоанном столпами Церкви и между ними первым именем Иакова
(Гал. II, 9).
На соборе Апостольском, бывшем в Иерусалиме около 50 года
по Р. X. для решения: должно ли христианам соблюдать
ветхозаветный закон обрядовый, председательствовал Иаков,
епископ Иерусалимшй, и его суждение принято было всем
собором и утверждено ощутительным изволением Св. Духа
(Деян. ХV). Именем Иакова отличен брат его ап. Иуда (Лук.
VI, 16. Деян. I, 13), который Соборное послание свое
начинает наименованием себя рабом Иисуса Христа и братом
Иакова (Иуд. 1), и тем показывает особенную важность ап.
Иакова в Церкви Апостольской. Даже еретики евиониты
хвалились девством ради Иакова брата Господня. О великом
всеобщем уважении к нему свидетельствуем особенно
мученическая его кончина, которой обстоятельства с
подробностию изображает Евсевий, на основании древних
церковных преданий. Он пишет: «когда Павел, по
требованию себе суда у Кесаря, отправлен был Фестом в Рим:
тогда Иудеи, потеряв надежду на исполнение своих замыслов
против Павла, обратились на Иакова, брата Господня, коему
апостолы вверили епископский престол в Иерусалиме. Иаков,
брать Господень, от времен апостолов и доныне всеми
именуемый «праведным», был свят от утробы
матери своей, не пил вина и сикера, не ел ничего мясного,
не стриг волос, не умащался елеем и не мылся в бане. Ему
одному дозволено было входить во Святая, потому что он
носил не шерстяные одежды, а льняные. Во храм входил он
один и его обретали там стоящим на коленах и молящимся об
отпущении грехов народу. От непрестанных коленопреклонений
во время молитвы о спасении народа колени его ожестели. За
сие-то превосходство своей правоты и назван праведным и
овлиасом, что значит: защита или оплот народа и правда.
Церковь Иерусалимская особенно обязана умножением и
утверждением верующих св. ап. Иакову. По его свидетельству
уверовали во Иисуса Христа Иудеи и уверовавших оказалось
много, даже и между старейшинами. Недовольные умножением
христиан, книжники и фарисеи начали кричать и говорить,
что, таким образом, пожалуй и весь народ признает Иисуса
за Христа. Посему, собравшись к Иакову, они сказали ему:
просим тебя, удержи народ; ведь он в заблуждении признает
Иисуса Христом. Вот теперь сошлись все на праздник Пасхи.
Просим тебя, вразуми их касательно Иисуса. Мы доверяем
тебе это, потому что сами вместе с народом признаем, что
ты праведен и безпристрастен. Так убеди же народ не
заблуждаться касательно Иисуса. Тебя все послушают, и мы
со всеми. Встань на кровлю храма, чтобы сверху ты виден
был, и слова твои слышны были всему народу. А на Пасху
собрались тогда все колена иудейские и много язычников.
Помянутые книжники и фарисеи действительно поставили
Иакова на кровлю храма и потом закричали ему:
«праведный, тебе все мы должны верить! Вот этот
народ, в заблуждении, последует Иисусу распятому, скажи же
нам: что такое дверь Иисуса распятого»?
Иаков громким голосом отвечал: «Для чего спрашиваете
меня об Иисусе, Сыне человеческом? Он восседает на небесах
одесную великой Силы и опять придет на землю на облаках
небесных»! Этим свидетельством Иакова многие
совершенно убедились и начали славословить Иисуса,
восклицая: «Осанна сыну Давидову!» А книжники
и фарисеи говорили между собою: «Худо же мы сделали,
доставив Иисусу такое свидетельство, взойдем и сбросим
Иакова, чтобы другие по крайней мере от страха не поверили
ему», и закричали: «Э! Э! и праведный
заблуждает»! Взбежав наверх, они столкнули оттуда
праведного и начали бросать в него камнями. Сверженный не
вдруг умер, но, приподнявшись, стал на колена и молился:
«Господи Боже Отче, отпусти им, они не ведают, что
творят»!
Между тем как на него летели камни, некто священник, один
из сынов Рихава, вскричал: «Перестаньте, что вы
делаете; праведный за нас молится». Но в это самое
время один из них суконщик, схватив скалку, на которую
накатываются сукна, ударил преподобного по голове, и он
скончался около 63 года по Р. X. На этом же месте и
погребли его, над его могилою подле храма и доселе стоить
памятник. Таким образом, Иаков был верным свидетелем для
иудеев и язычников, что Иисус есть Христос. Иакову до того
все удивлялись и за праведность столько уважали его, что
беспристрастные из иудеев именно мученическую его смерть
почитали причиною немедленно открывшейся осады и
разрушения Иерусалима от римлян. Вот что известно об
Иакове, который, говорят, написал первое из соборных так
называемых «посланий». Это послание св. ап.
Иаков написал около 59 года по Р. X. к рассеянным иудеям,
о спасении коих ему вверено было архипастырское попечение.
Ему же принадлежиг и Божественная Литургия, известная под
именем ап. Иакова, которая доселе совершается в Иерусалиме
в день памяти сего апостола, и на основании которой
изложены Литургии св. Василия Великого и св. Иоанна
Златоустого.
Мученическая кончина св. Иакова брата Господня последовала
в 63 году по Р. X. Если при жизни своей ап. Иаков
пользовался всеобщим уважением: то память праведного без
сомнения по смерти его сохранялась с похвалами в Церкви
Христовой. В IX веке Феофан Никейский и впоследствии
Византий написали многие песнопения в честь Иакова, брата
Господня, ныне поемыя в день его памяти.
В своих песнопениях Церковь прославляет св. ап. Иакова,
брата Господня по плоти, яко ученика Господня,
восприявшаго Евангелие; яко мученика, стяжавшаго
неизреченное блаженство; яко брата Божия, имеющаго
дерзновение; яко иерарха, молящагося за нас. Называет его
первым пастырем и учителем иерусалимлян и верным
строителем таинств.
В Москве, на Старо-Иерусалимском подворье, сохраняется
часть мощей св. ап. Иакова с 1853 года 23 октября,
полученная от патриарха Александрийского Иерофея.