Монастырь Лепавина
|
Монастырь Лепавина |
/p>
Монастырь Лепавина находиться в одноименном селе в
Хорватии, неподалеку от Копривницы в общине Соколовац.
Свое название он получил от расположенного рядом леса
Липа, и местечка Вина. По сообщению одного летописца,
монастырь был построен около 1550 года, вскоре после
основания первых сербских поселений в Верхней Славонии на
севере Хорватии. В хронике сообщается, что его основателем
стал монах Ефрем Вукобрадович из монастыря Хиландар,
который сам был родом из Герцеговины. Он пришел в этот
край, спасаясь от турецкого нашествия. Вскоре к нему
присоединились еще два монаха. Увидев плодородие окрестных
земель, монахи позвали народ из Боснии, и опустевшие
окрестности вскоре наполнились сербскими поселениями. С их
помощью монахи начали раскорчевывать землю и строить
монастырь. Вскоре ими уже была построена небольшая
церковь.
Турки из Ступчаницы, Пакраца и Биелы не оставили без
внимания появление новой сербской обители. В августе 1557
года под предводительством Зареп-паши Алии они напали на
монастырь и сожгли его. Четверо монахов были убиты, а двое
уведены в плен. На какое-то время жизнь в монастыре
угасла, но не угасло желание православных сербов иметь
здесь святую обитель. В 1598 году постриженник Хиландара
иеромонах Григорий с двумя монахами из Милешева начал
восстановление монастыря, но из-за недостатка средств
работы продвигались медленно. Более благоприятные условия
для строительства монастыря настали после того, как в 1630
году сербы получили свои привилегии (statuta valachorum)
от австрийского правительства и стали играть существенную
роль в защите границ Австро-венгрии. В 1636 году под
руководством архимандрита Виссариона начались
широкомасштабные работы по восстановлению монастыря,
которые, не смотря на многочисленные трудности, было
закончены к 1642 году. В этом году барон Иоанн Галер
подтвердил право монастыря на владения всеми землями,
подаренными ему жителями Браньски и Сесвечана. Особые
дарственные письма монастырю принадлежат барону Зигмунду
Айбеславу, воеводам Гвоздену и Георгию Доброевичам, Блаже
Пеяшиновичу и воеводе Радовану, барону Гонорию
Траутмансдорфу и графу Людовиту Шварценбергу. Так
произошло окончательное устройство монастыря, игравшего
огромную роль в духовной и культурной жизни сербской
Краины.
История монастыря стала нераздельной частью истории
сербского народа в Вараджинском воеводстве, охватывавшем
Верхнюю Славонию. Монастырь принимал участие в нелегкой
борьбе против попыток введения унии и окатоличивания
краинских сербов. Защищая свою веру и народные привилегии,
Лепавинские монахи боролись и страдали вместе со своим
народом. В 1672 году братия монастыря вместе с монахами из
Гомирии, всего 14 человек, были отправлены в оковах на
галеры и на каторжные работы на Мальту, а 26/13 ноября
1735 года на пороге монастырского храма был застрелен
игумен Кодрат.
В конце1692- начале 1693 гг. в Лепавине непродолжительно
время пребывал сербский патриарх Арсений III Чарноевич.
Сюда к нему приезжали представители народа и духовенства,
и это еще более повысило значимость Лепавины, в которую и
позднее многие приезжали за духовным советом. Когда в 1734
году сербы Вараджинского воеводства получили своего
православного архиерея, было решено, что его резиденция
будет находиться в Лепавине. Позднее она была перенесена в
Северин, а новообразованная сербская епархия получила
название Лепавинско-Северинской. Первым ее епископом стал
преосвященный Симеон (Филиппович), умерший в последствие в
тюрьме в Копривнице и похороненный в Лепавине.
Существующий ныне монастырский храм был построен в первой
половине XVIII века, под руководством архимандрита
Никифора. 25 марта 1753 года новая церковь была освящена
епископом Костайницко-Зринопольский Арсением Феофановичем.
С наружи храм выполнен в стиле барокко, но во внутреннем
его убранстве сохранились элементы древнего
сербско-византийского стиля. В 1775 году один из лучших
мастеров раннего сербского барокко Иоанн Четиревич -
Грабован выполнил храмовый иконостас. Ктитором на этот раз
выступил фельдмаршал Михаил Микашинович, чей родовой герб
изображен под иконой св. Иоанна Крестителя. К сожалению,
один из лучших иконостасов Грабована был уничтожен во
время Второй мировой войны и от него сохранилось только
три иконы. В храме есть и более ранние иконы прп.Симеона
Мироточивого, свт.Саввы Сербского и икона Введения
Пресвятой Богородицы, написанная в Лепавине в 1647 году.
Помимо икон огромную ценность представляют сохранившиеся в
монастыре древние рукописи и печатные книги. Среди самых
старых – два четвероевангелия XIII и XIV вв.,
серско-рашской и македонской редакций.
Книги писались и переписывались и в самом монастыре. Здесь
же располагалась школа для молодых насельников монастыря и
будущего духовенства. В ней учились также юноши, которые,
освоив грамоту, отправлялись на военную службу или
продолжали учебу в Пеште и других местах. Помимо всего
прочего Лепавинские монахи исполняли обязанности
приходского духовенства в окрестных городах Копривнице,
Вараждине, Кружевцах, Каниже, Леграде и Загребе.
Во время Второй мировой войны Сербскую Церковь и весь
сербский народ постигли тяжелейшие испытания. Не избежал
их и монастырь, оказавшийся на территории
новообразованного Независимого Хорватского Госудаства.
Стоявший у власти усташский режим фактически взял курс на
уничтожение Сербской Церкви и народа на этих территориях.
Уже в 1941 году братство Лепавины было арестовано и
отправлено в концентрационный лагерь. Иеромонах Иоаким
(Бабич) был убит, а остальные монахи изгнаны в центральную
Сербию. По приказанию немцев 27 октября 1943 года
монастырь подвергся бомбардировке. Храм и монастырский
корпус получили сильные повреждения. В пожаре погибли
иконостас и все церковное убранство, а так же большая
часть богатой монастырской библиотеки. После войны новые
коммунистические власти в ходе аграрной реформы отобрали
практически все монастырские земли, что тяжело отразилось
на монастырском хозяйстве и вызвало серьезные трудности с
восстановлением.
Новая эпоха в жизни Лепавины начинается с назначением в
августе 1977 года на Загребскую кафедру митрополита Иоанна
(Павловича). Владыка Иоанн не жалел времени и сил для
устроения монастырского жительства, а с приходом в 1984
году в Лепавину архимандрита Гавриила (Вучковича)
возобновилась и духовная связь этой святой обители с
Хиландаром и Святой горой. В 1978 году начались работы по
восстановлению монастырского храма. Затем приступили к
реставрации восточной части монастырского корпуса и
архиерейских палат. Была восстановлена и кладбищенская
церковь. Материальная помощь в это время поступала и от
инославных христианских объединений Европы. В 1986 году
начались работы по восстановлению западной части корпуса,
разрушенной 1943 году. Однако, в 1991 году, с началом
военных действий на территории бывшей Югославии работы
пришлось прекратить, и их завершение было отложено до
лучших времен.
По милости Божией, во время последней войны монастырь
избежал трагической судьбы многих православных святынь и
монастырский порядок не нарушался. Напротив, уровень
духовной жизни монастыря возрастал, а количество братии
увеличивалось. Нынешний настоятель обители архимандрит
Гавриил так вспоминает об этом сложном периоде: «Мы
ощутили ужасы этой войны, но не непосредственно на себе.
По близости от монастыря не было военных действий, и
опасности разрушений не было. И на бушующем море всегда
найдется какая-нибудь тихая бухта. Отец Василий, тогда
послушник Воислав, и я все это время были в монастыре, и
никто не пришел нам угрожать и сказать, что мы должны уйти
отсюда. В этом отношении мы не испытали никакой угрозы. Мы
возлагали надежду на Пресвятую Богородицу, надеялись на Ее
защиту. Как сказала писательница Радмила Мишев, святыня
хранила нас, а мы хранили святыню. Мы остались, как и наш
народ, живущий в окрестностях монастыря».
Сейчас монастырем издается журнал «Путь, истина и
жизнь», выходящий шесть раз в год. Регулярно в
монастырь приезжает большое количество паломников желающих
приложиться в величайшей христианской святыне –
чудотворной Лепавинской иконе Матери Божией. По молитвам
Пресвятой Богородицы после посещения ее иконы, многие
обретают душевный покой и получают исцеления от недугов
души и тела.