онстантинопольска€

»сторический контекст 28-го правила ’алкидонского собора

√раницы ѕатриархатов к середине 5-го века
√раницы ѕатриархатов к середине 5-го века
/p>

»сторию 28-го правила IV (’алкидонского) ¬селенского —обора следует начинать рассматривать по крайней мере с 381 года, когда третьим правилом II ( онстантинопольского) ¬селенского —обора был закреплен статус  онстантинопольской ÷еркви как второй после ÷еркви –имской:

 онстантинопольский епископ да имеет преимущество чести по –имском епископе, потому что город оный есть новый –им.

ƒанный канон, с одной стороны, подтвердил возросший статус  онстантинопольской ÷еркви среди других ÷ерквей, что было обусловлено политической ролью  онстантинопол€ как столицы империи. ѕо замечанию архиеп. ѕетра Ћьюилье, такое повышение статуса  онстантинопольской ÷еркви стало "транспозицией политического положени€  онстантинопол€ на церковный план". — другой стороны, канон, хот€ и молча, но весьма однозначно указал на то, что помимо "преимущества чести", обусловленного политическим положением столицы, у  онстантинопольской ÷еркви не было других активов, и в первую очередь зависимых областей. ƒействительно, более чем странно выгл€дит умалчивание о такого рода област€х в св€зи с  онстантинопольской ÷ерковью на фоне предыдущего - второго правила, где подробно оговариваетс€, какие области какой древней ÷еркви принадлежат:

... јлександрийский епископ да управл€ет ÷ерквами токмо ≈гипетскими; епископы восточные да начальствуют токмо на востоке, с сохранением преимуществ јнтиохийской ÷еркви, правилами Ќикейскими признанных; также епископы области јсийской да начальствуют токмо в јсии; епископы ѕонтийские да имеют в своем ведении дела токмо ѕонтийской области; ‘ракийские токмо ‘ракии...

ѕоложение, когда  онстантинопольска€ ÷ерковь - единственна€ из древних ÷ерквей - оставалась без зависимых территорий, начало постепенно измен€тьс€ после 381 года. Ётому немало способствовала слабость церковной власти в соседних с  онстантинополем област€х: ‘ракийской, ѕонтийской и отчасти јсийской. Ќестроени€ внутри различных церковных областей ћалой јзии вынудили  онстантинопольского архиепископа Ќектари€ (381-397) прин€ть де€тельное участие в разрешении их внутренних конфликтов. ѕри этом каждый раз инициатива исходила не от него самого, а извне. ¬ первый раз, в 383 году, св. √ригорий Ѕогослов обратилс€ к Ќектарию с просьбой вмешатьс€ в ситуацию в  аппадокии и поддержать местного епископа ¬оспори€. √ригорий, по замечанию исследователей, обращалс€ к Ќектарию не потому, что считал, будто власть последнего распростран€етс€ на  аппадокию, но потому что видел необходимость вмешательства в конфликт имперской власти, и лучшим посредником дл€ этого был Ќектарий, как епископ наиболее близкий ко двору. ¬ другом случае, упоминаемом —озоменом, вмешиватьс€ пришлось в дела Ќикомидийской митрополии. », наконец, в третий раз Ќектарию пришлось принимать участие в разрешении спорного вопроса, возникшего в ¬острской епархии јравийской митрополии.

 онстантинопольска€ ÷ерковь значительно расширила свое вли€ние при св. »оанне «латоусте.  ак замечает ƒагрон, "с »оанном «латоустом имперский город стал центром высокой церковной дипломатии". ќн также стал важным миссионерским центром, в частности среди готов.  роме того, участились случаи посреднической де€тельности  онстантинопольского епископа в разрешении конфликтных ситуаций в других епархи€х - теперь уже и по собственной инициативе  онстантинопол€. Ќаиболее известен случай, когда св. »оанн «латоуст участвовал в расследовании обвинений против Ёфесского митрополита јнтонина, а после смерти последнего в избрании новых епископов области и нового митрополита. — этой целью он специально приезжал в Ёфес, где провел около 4-х мес€цев. ѕо ходу дела он также сместил - главным образом по обвинению в симонии - целый р€д епископов в других област€х: Ћикии, ‘ригии, а также Ќикомидийского митрополита √еронти€.

ѕосле св. »оанна  онстантинополь продолжал играть активную роль в жизни других епархий - преимущественно соседних. “ак јттик (406-425) рукоположил епископов дл€ столицы ‘ракии ‘илиппопол€ и дл€ Ќикеи, входившей в ¬ифинию. ≈го преемник —исинний (426-427) попыталс€ поставить епископом  изика ѕрокла - будущего  онстантинопольского патриарха, однако безуспешно, так как местные жители не прин€ли его вмешательства в дела своей епархии. ¬ данном случае про€вилась неустойчивость вли€ни€  онстантинопольских епископов на дела других епархий - не будучи закреплено законодательно, оно привело к конфликту интересов.

ѕри патриархе Ќестории расширение вли€ни€  онстантинопольской ÷еркви приобрело новое измерение - вероучительное. Ќесторий вз€лс€ насаждать свою интерпретацию церковного учени€ - как оказалось, еретическую - как среди своей паствы в  онстантинополе, так и в других област€х: јсии, Ћидии и  арии. ≈го примеру последовал и другой ѕатриарх - ѕрокл (434-446), который зан€лс€ восстановлением антинесторианского православи€ на территории јрмении (по этому поводу был издан его знаменитый “омос к арм€нам, ставший одним из важнейших христологических документов 5-го века), восточного »ллирика, который в гражданском отношении зависел от  онстантинопол€, а в церковном - от –има, и даже јнтиохии. ѕрокл продолжал активно действовать в епархи€х ѕонта, јсии и ‘ракии. “ак, он вынес оправдательный приговор в судебном разбирательстве по делу —мирнского епископа, а также рукоположил епископа дл€ јнкиры. ѕри ѕрокле укрепилась зависимость от  онстантинопол€ ÷ерквей Ёфеса и  есарии  аппадокийской. ƒл€ первой он рукоположил епископа ¬асили€, а дл€ второй - способствовал избранию епископа ‘аласси€.

“аким образом, ко времени ’алкидонского собора  онстантинопольский ѕатриархат значительно расширил зону своего вли€ни€ по сравнению с 381 годом.  онстантинопольские патриархи чувствовали себ€ вполне уверенно во ‘ракии и ћалой јзии, а также претендовали на некоторые территории, традиционно относившиес€ к зоне вли€ни€ –има и јнтиохии. —ложивша€ ситуаци€ должна была получить оценку со стороны по возможности всей ÷еркви и обрести некую юридическую базу, что и было осуществлено на IV ¬селенском —оборе. ќтцы —обора зан€лись рассмотрением вопроса о юрисдикции  онстантинопольского ѕатриархата лишь под конец соборных заседаний. ¬ результате ими было проголосовано следующее решение, которое мы приведем в традиционном слав€нском переводе, в греческом оригинале по критическому изданию Ё. Ўварца и нашем переводе с греческого €зыка:

читать далее... (в формате PDF, с картами)


Сергей Говорун

4 марта 2004 года

“акже в этом разделе
“рансл€ци€ в формате RSS 2.0