Митрополит Неофит (Димитров) родился 15 октября 1945 г.
в Софии. Закончил Духовную академию «Св. Климент
Охридский» и аспирантуру в Московской духовной
академии. В 1975 г. был пострижен в монахи Патриархом
Болгарским Максимом и принял имя Неофит. Преподавал
литургику и церковную музыку, был ректором Духовной
академии и первым деканом восстановленного Богословского
факультета Софийского университета. В 1985 г. он был
хиротонисан в епископский сан, а с 1994 г. возглавил
Русенскую митрополию. Недавно митрополит Неофит издал
компакт-диск с церковными песнопениями.
/p>
- Ваше Высокопреосвященство, Вы были с Патриархом
Максимом в Москве, где ему была вручена премия
Международного фонда единства православных народов».
Уже ясно, какова будет судьба этой награды?
- Его Святейшество Патриарх Болгарский Максим уже не раз
заявлял, что это не его личная награда. Она присуждается
Болгарской Православной Церкви как признание ее активной и
полезной деятельности, направленной к единству святого
Православия и православных народов. Это не единство одного
блока, воюющего против другого, или единство, угрожающее
иному сообществу. Наоборот – это единство святого
Православия, истинной веры. Награда в размере в двадцать
тысяч долларов, по предложению Его Святейшества и решению
Священного Синода, будет направлена на начало реставрации
юго-восточного крыла Троянского монастыря, которое остро
нуждается в срочном ремонте (точнее, в восстановлении из
руин). Министерство финансов уже выразило готовность
помочь в строительстве так называемого игуменского крыла с
использованием средств от некоторых проектов.
- Как Вы охарактеризуете отношения между Болгарской и
Русской Православными Церквами сегодня? Некоторые люди все
еще видят в них следы болгаро-советской дружбы...
- Отношения между Болгарской и Русской Православными
Церквами всегда основывались на взаимном уважении и
соработничестве в служении святому Православию. Нет
необходимости связывать эти отношения со светскими
государствами, потому что и во времена царской России наши
Церкви поддерживали отличные отношения. Если обратиться к
истории, Болгарская Церковь благотворно влияла на
церковную жизнь в России, а позже, когда Болгария страдала
в рабстве, Русская Церковь щедро помогала Болгарской. И
участвовала в церковной жизни Болгарии многими полезными
делами. И, отмечая участие Русской Православной Церкви в
призывах об освобождении многострадальной Болгарии, мы
можем лишь благодарить и стараться поддерживать в
настоящее время эти контакты, это отношение, не примешивая
политические соображения и не поддаваясь всевозможным
смущениям. Общение между Православными Церквами строится
на базе единой веры, единого крещения, единого
богослужения, единого богословия. И на основе общего
стремления к духовному совершенству.
- На встрече двух Патриархов была затронута очень
болезненная тема – о судьбе болгарских медиков в
Ливии. Как будут развиваться события, что можно
ожидать?
- Вопрос о помощи в благополучном разрешении процесса
против болгарских медиков в Ливии обсуждался дважды в
разговорах Его Святейшества с высокопоставленными
представителями Русской Церкви и лично с Патриархом
Московским и всея Руси Алексием II. Он уже обращался с
призывом о справедливом ведении процесса в Ливии, но и
сейчас, в новой обстановке, Патриарх и митрополиты обещали
содействовать спасению наших соотечественников. Каким
образом русские духовники будут добиваться этого, будет
обсуждаться в их среде...
- Не пора ли уже забыть то, что случилось в годы
раскола?
- Исторический факт трудно забыть. А для нашей Болгарской
Православной Церкви это был исторический факт, и, при
этом, позорный. Вспоминая его, мы должны делать все
возможное, чтобы не допустить в будущем повторения, а
значит, и чтобы подобных условий для него не возникало.
Ибо все мы почувствовали, насколько горьки плоды
разделения. И сейчас есть духовники, которые не могут
превозмочь свою гордость из опасения, что будут унижены,
приняв решение покаяться и вернуться туда, на что
возводили обвинения и хулы. Но святоотческая мудрость ясна
– кто разделяет Церковь, тот разрывает Христову
одежду. Даже римские солдаты не осмелились разделить между
собой Христов хитон после распятия и оставили его целым.
Это стало одним из символов церковного единства. Еще один
урок этого разделения – о недопущении участия
государственных органов в конфликте. Нельзя было принимать
политической помощи в разделении, это было недомыслием,
увлечением и неправильным пониманием декоммунизации.
Болгарскую Православную Церковь, как священную институцию,
необходимо всеми силами сохранять единой, ибо именно она
сохраняет единым наш народ. Правительства и партии
приходят и уходят, а вера остается неизменной. И голос
Церкви – это голос Господний.
- Некоторые говорят, что относительно малое число
молодых людей заходят в храм, и что Церковь нужно
модернизировать?
- Модернизация Церкви – дело очень деликатное.
Необходимо четко выяснить направления этой модернизации.
Установить аудиоаппаратуру в храме? Поставить
электрические колокола? Обзавестись компьютерами? Хорошо.
Но превратить храм в концертный зал или в политическую
трибуну? Уложить богослужебное таинство в несколько
коротких молитвословий, лишенных красоты и богатства
святоотческой мудрости, мы не можем. Хотя и не массово, но
все же молодые люди находят путь в храм, читают
богословскую литературу, знакомятся с христианскими
ценностями, чувствуют надежную опору в жизни, осознают
роль Церкви и благодатное воздействие святых таинств.
Молодым естественно быть более буйными и нетерпеливыми в
своих увлечениях. Очень важна здесь роль приходского
священника, встречи и разговоры на темы богословия и
нравственности, привлечение молодых людей к социальной
деятельности прихода.
- Уже более десяти лет Вы возглавляете Русенскую
митрополию. Тяжела архиерейская митра, если можно так
выразиться?
- Народ говорит: тяжела царская корона. Это в полной мере
применимо и к митре владыки, которая несет на себе образ
тернового венца Христа.
- Светские власти Вас понимают?
- Я удовлетворен нашими отношениями с гражданскими
руководителями, как в центре епархии, городе Русе, так и в
городах Тутракан, Разград, Попово. Мы сотрудничаем, и по
мере своих возможностей власти всегда помогали Церкви
вниманием и пониманием. Как пример, могу отметить большой
храм свт. Николая, который был отреставрирован и с
внешней, и с внутренней стороны, озвучен и теплофицирован
с огромной помощью мэра города, его сотрудников,
состоятельных людей, дарителей и спонсоров.
- Вы долгие годы работали со студентами. Наверняка Вы
следите за тем, как происходит профессиональная и
жизненная реализация воспитанников богословского
факультета. Насколько для них привлекателен труд
священника – достаточна ли оплата труда, велико ли
уважение народа?
- Выбор служения – дело личное. Если молодой человек
видит в нем только оплату, трудности, условности и неясное
будущее, он не примет такого решения. Но если он внимает
призыву Господа Иисуса Христа: «если кто хочет идти
за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за
Мною» (Мт. 16:24) и с верой начнет этот путь, он
станет хорошим священнослужителем. Без самоотречения
нельзя перенести трудности и страдания по пути исполнения
своего долга в Церкви. Верно, что лишь немногие
воспитанники наших богословских школ принимают духовный
сан. Но мы верим, что для этого решения очень важно
призвание, поэтому лучше, чтобы священниками становились
достойные люди, а не наемники. Жизнь священника
благодатна, он священнодействует, обладает духовной силой
и властью. Он говорит с людьми, и они верят, что он
указывает им правильный путь в жизни, видят в нем мудрого
наставника. Особенно в исповеди христианин должен в полной
мере доверять своему священнослужителю, чтобы раскрыть
свое сердце ему и через него – Богу, получить
душевное облегчение и прощение за допущенные прегрешения.
- Лет десять тому назад к богословскому образованию
были допущены женщины. Как складывается их судьба после
окончания обучения?
- После начала демократических перемен мы наблюдаем
большой интерес к богословию. Абитуриентов набирается
достаточно; открываются и другие богословские факультеты
– в городах Велико Тырново, Шумен, Кырджали. Женщины
находят свое место в Церкви, потому что есть много
областей, в которых они могут быть полезными и проявить
себя. Они специализируются: преподают религию в школах,
ведут телевизионные и радиопередачи, занимаются
журналистикой. Они становятся супругами будущих
священников и способствуют их деятельности. Таким образом,
в семье достигается единомыслие, я бы сказал, богословское
единомыслие, что очень полезно. При каждом приходе можно
поддерживать молодежную секцию, и работу с женщинами
возложить на супругу пресвитера, если она, конечно,
обладает подготовкой и желанием для такой деятельности,
которая может приносить хорошие плоды.
- Вы выпустили компакт-диск с Вашими песнями
«Жизнь и песнопение». Как родилась идея этого
альбома? Насколько я знаю, это первое музыкальное
произведение нашего владыки.
- Еще в детстве меня и моего брата родители водили на
православные богослужения. Наша мать была исключительно
верующим и в большой степени музыкальным человеком. Она с
любовью участвовала в церковных хорах при столичных
храмах. И дома она старалась внушить привязанность к
церковному пению, нам, детям, оно было приятным занятием,
и мы его полюбили. И вот, можно сказать, что мы посвятили
свою жизнь службе Богу, а большая часть богослужения в
храме – песнопение. Мои близкие и знакомые, ценители
церковной музыки, поощрили меня составить на память
несколько песнопений так, как они слушали их в моем
исполнении. Это желание подкрепили издатели диска –
журнал «Болгарское дипломатическое обозрение».
Благодарю Бога за то, что он мне дал силы осуществить эту
нелегкую и ответственную работу. А насколько мне удалось
приблизиться к искусству – пусть скажут слушатели. В
работе меня вдохновляла отмеченная в прошлом году
девяност¬ая годовщина со дня рождения Его Святейшества
Патриарха Болгарского Максима. Диск был посвящен этой
замечательной дате, с большим почтением к патриаршему
достоинству Его Святейшества и с признательностью ему
самому, как предстоятелю Болгарской Церкви и моему
духовному отцу.
- В завершение беседы – наш традиционный вопрос.
Как по-вашему, в каком благословении нуждается современный
человек? Чего мы желаем ему? Что нужнее всего?
- Вера, ум и разум, здоровье, мир и благоденствие.
С митрополитом Неофитом беседовала Антонина Мечкова, г.
Новинар
Перевод с болгарского Николая Петрова