Выступление иеромонаха Герасима (Шевцова) на семинаре Киотосской епархии Японской Автономной Православной Церкви о русской монашеской традиции |
Выступление иеромонаха Герасима (Шевцова) на семинаре Киотосской епархии Японской Автономной Православной Церкви о русской монашеской традиции |
12 февраля 2007 года наместник монастыря
святого равноапостольного Николая Японского в г. Токио
иеромонах Герасим (Шевцов) выступил на семинаре
Киотосской епархии Японской Автономной Православной
Церкви с лекцией о русской монашеской традиции.
Учебные семинары организуются в Западно-японской
(Киотосской) епархии с 2003 года. Обычно это достаточно
продолжительный курс, включающий занятия по истории Церкви
и церковной музыке. В качестве преподавателей выступают
священники, катехизаторы, регенты и светские ученые. Храм
Покрова Богородицы в Осака стал первым приходом епархии,
где в 2003 году был проведен «Курс по изучению
Православия» – еженедельные регулярные занятия
клира и прихожан. А следующий курс слушали уже три
прихода: Осака, Нагоя и Тоёхаси.
Однодневный семинар, посвященный истории российского
монашества, является составной частью этих учебных курсов.
Семинар был проведен 12 февраля 2007 года в Осаке и
посвящен основанию в Токио первого монастыря Японской
православной Церкви. Службы в монастыре, открытом в
часовне во имя святителя Николая Японского на территории
Токийского собора, ведутся с декабря 2005 года. Решением
Святейшего Синода Русской Православной Церкви в связи с
просьбой митрополита Токийского, архиепископа всей Японии
Даниила в Токио был командирован насельник Свято-Троицкой
Сергиевой лавры иеромонах Герасим (Шевцов).
Отец Герасим принял монашеский постриг во время учебы в
Московской духовной семинарии. Затем иеромонах Герасим
закончил Московскую духовную академию и занимался
преподавательской работой.
В Японии традиция отшельничества большей частью
связывается с буддийскими монастырями, имеющими давнюю
историю. Древнейший из них, располагавшийся на горе Хиэй
близ древней столицы Киото, был сожжен в 1571 году военным
правителем Ода Нобунага, желавшим показать свое рвение
новокрещенного католика миссионерам-иезуитам. В стране
издавна существуют и синтоистские монастыри. Первые
проповедники христианства в Японии – католики в XVI
веке принесли с собой и христианскую монашескую традицию,
основав несколько обителей, уничтоженных во время гонений
на христианство в начале XVII века. Католические монастыри
вновь появились в конце XIX века, когда Япония стала
открытой для иностранных миссионеров всех вероисповеданий.
Сейчас в Японии действует несколько монастырей и аббатств
разных христианских конфессий.
Япония до сих пор практически не была знакома с институтом
православного монашества. Хотя уже несколько лет здесь
существует один действующий монастырь в Тиба, где служит
старейший православный пастырь Японии – архиепископ
Николай (Саяма), но формально этот монастырь относится к
подворью Русской Православной Церкви в Японии, и здесь
подвизаются монахини из Владивостока. Открытый на
территории Воскресенского кафедрального собора
Свято-Никольский монастырь стал первой обителью Японской
Православной Церкви. Таким образом, воплотилась в жизнь
мечта архиепископа Николая Японского, предвидевшего
возникновения монашеского делания в Стране восходящего
солнца и потому так желавшего перевести полный круг
богослужения и все книги Священного Писания на язык своей
паствы. К сожалению, равноапостольному миссионеру не
удалось полностью завершить православный перевод. Однако
искренний интерес православных верующих Японии,
собравшихся из многих приходов, чтобы послушать в Осака
лекцию об истории монашества, служит надеждой на
продолжение православного перевода богослужебных книг и
Священного Писания.
В часовне святителя Николая Японского был возведен алтарь
и установлен иконостас. Для того чтобы больше людей могли
участвовать в молитве, с внешней стороны часовни был
установлен специальный навес, так что образовался притвор
для десяти-двадцати человек. Все богослужения в монастыре
совершаются на японском языке. Основание монастыря привело
к необходимости перевода на японский язык некоторых
православных молитв и тропарей.
Семинар 12 февраля начался с торжественного молебна. Затем
отец Исайя Сакаи, настоятель храма святого апостола и
евангелиста Матфея в Тоёхаси, рассказал о становлении
монашества на Святой горе Афон. Священник поведал и о
своем опыте соприкосновения с отшельничеством. Как-то в
детстве ему очень захотелось испытать, что означает
находиться в полном удалении от людей. Поэтому он
отправился в горы, остановился в удаленном пустынном месте
и наблюдал, как постепенно сначала к вершинам, а затем и к
подножию гор подступала темнота. Вдруг в полной тишине и
кромешной тьме раздался пронзительный крик диких кабанов.
Мальчику стало смертельно страшно, и он стремглав побежал
домой.
После вступительной лекции отца Исайи последовал основной
доклад отца Герасима «Монашество в Русской
Православной Церкви». Иеромонах Герасим служит в
Японии уже больше года, и семинар был, пожалуй, первой
возможностью рассказать о монашестве и монастырской жизни
большому числу японских верующих.
Отец Герасим поведал о крещении Руси, о Киево-Печерской
лавре и ее основателях святых Антонии и Феодосии.
Благодаря трудам родоначальников российского монашества,
обители стали появляться по всей Руси. Некоторое время
спустя возникла родная для отца Герасима Свято-Троицкая
Сергиева лавра – пожалуй, самый значимый монастырь
для всех русских людей. На протяжении всей истории России
монастыри и аскетическая жизнь были наиболее ярким
выражением православной веры. Они всегда привлекали
множество паломников из числа мирян. Монашество не исчезло
и во время гонений XX века: несмотря на закрытие храмов и
обителей, многие принимали постриг и исполняли обеты,
продолжая жить видимой мирской жизнью.
После лекции отцу Герасиму задали множество вопросов,
свидетельствующих о неподдельном интересе верующих
Японской Православной Церкви к институту монашества, в том
числе:
– о личном имуществе монахов, об общежительных и
особножительных монастырях;
– о том, как становятся монахами в наши дни, как
общины преобразуются в монастыри;
– о монашеских обетах, тяжестях и радостях
монашеского пути, о сложностях выполнения послушаний;
– о старчестве, о наставлениях, передаваемых от
учителя к ученику, о старцах наших дней в России и других
странах;
– о становлении Соловецкого монастыря;
– о жизни преподобного Серафима Саровского.
Теплая неформальная атмосфера семинара в Осака и
гостеприимство сестричества при Осакском храме позволили
слушателям задавать самые разные вопросы и не бояться, что
они могут попасть впросак. Во время обсуждения часто можно
было видеть улыбки и слышать дружеский смех.
Вспомнив слова отца Исаии о детском поиске ощущений
отшельника, иеромонах Герасим предложил слушателям
поразмышлять, есть ли у кого-то из них настоящее желание
удалиться от мира и людей и, возможно, вместе с ним
попробовать пожить в горах, пребывая в молитве и
довольствуясь скромной пищей. Из такой православной общины
мог бы вырасти настоящий православный монастырь. И хотя
многие слушатели лекции восприняли призыв наместника
Никольского монастыря с улыбкой, в Токио уже сейчас вместе
с отцом Герасимом подвизаются двое послушников.
В последнее время все больше верующих начинают
интересоваться историей монастырей, а кто-то на некоторое
время становится одним из братии. Два года назад диакон
Павел Наканиси выступал с подобной лекцией и рассказывал о
своей жизни на Святой горе Афон в течение полугода.
Некоторые православные японцы предпринимали паломнические
поездки в Россию и другие страны и подолгу останавливались
в монастырях. В ноябре 2006 году группа мирян Японской
Православной Церкви в течение недели гостила в
Свято-Троицкой Сергиевой лавре.
«Все только начинается, – говорит отец Герасим
о монастырской жизни в Токио. – У нас ежедневная
молитва. Утром – полунощница, утреня и первый час.
Днем, в 12.30, – молебен святителю Николаю
Японскому. В 5 часов – вечерня, потом трапеза и
повечерие. Нас всего трое пока…».
Отец Герасим подчеркнул, что монашество – это только
один из путей к спасению, и иночество должно быть
призванием и выбором только тех, кто способен его
вместить. Однако история свидетельствует, что для
становления монастырей всегда прежде всего требовалась
христианская проповедь и знание о монашеской жизни. Именно
такому рассказу о монашеском делании, об обетах
целомудрия, нестяжания и послушания, о пути к постоянному
богообщению и молитве, об истории общин и их перерождении
в монастыри и была посвящена лекция об истории русского
монашества, на которую собрались около 100 человек –
значительное количество для семинаров Японской
Православной Церкви.